mppss.ru – Все про автомобили

Все про автомобили

Джордж стефенсон первая железная дорога значение. Джордж Стефенсон: Отец железных дорог. Конструктор паровозной техники

Джордж Стефенсон появился на свет в 1781 году в английском Уилэме, графство Нортамберленд. Его отец был простым шахтером. С малых лет будущий знаменитый изобретатель трудился по найму. Детство Стефенсона прошло возле деревянной колейной дороги, которую использовали для вывоза угля с шахты. Этот путь длиной в несколько миль стал прототипом будущей железной дороги.

В возрасте 18 лет Стефенсон выучился чтению и письму. Он упорно занимался самообразованием, что позволило ему стать механиком по паровым машинам.

В начале XIX века он устроился работать машинистом на угольную шахту. Его жена Фэнни в 1803 году родила сына, которого назвали Робертом. Все последующее десятилетие Стефенсон посвятил изучению паровых машин, после чего решил заняться их конструированием. В тридцать с небольшим лет Джордж стал главным механиком на угольных копях. В 1815 году он сконструировал оригинальную рудничную лампу.

Конструктор паровозной техники

Изобретатель поставил перед собой задачу облегчить труд по вывозу угля из шахты на поверхность. Для начала Стефенсон создал паровую машину, которая тянула вагонетки при помощи прочного каната. Стефенсон с большим воодушевлением приступил к работе. Перед ним стояла непростая задача: требовалось создать паровую машину, которая смогла бы тянуть очень большой вес и передвигаться намного быстрее обычной лошади.

Изобретатель выполнил успешный проект локомотива, предназначенного для буксировки груженых углем вагонеток по колейной дороге. Его разработки заказчики посчитали наиболее удачными.

В изобретении Стефенсона для создания тягового усилия использовалась сила трения между колесами и гладким металлическим рельсом. Локомотив Стефенсона был способен тянуть состав весом до 30 тонн. Эта машина была названа в честь прусского генерала Блюхера, который проявил себя в сражении при Ватерлоо.

Начиная с этого времени строительство паровозной техники стало для Джорджа Стефенсона делом всей его жизни. За пять последующих лет он сконструировал и построил полтора десятка локомотивов. Его разработки получили мировое признание. В 1820 году Стефенсона пригласили для проектирования железной дороги длиной в восемь миль, которая должна была обслуживать угольную шахту Хэттон. В этом проекте предполагалось отказаться от комбинированной тяги, исключив использование мускульной силы животных. Эта железная дорога стала первой, где применялась лишь механическая тяга парового локомотива.

В 1822 году Стефенсон приступил к проектированию железной дороги, которой предстояло связать Стоктон и Дарлингтон. Годом позже изобретатель основал первый в мире завод по производству паровозов. В сентябре 1825 года новенький локомотив, которым управлял сам изобретатель, потянул состав весом в 80 тонн. Паровоз с вагонами, наполненными углем и мукой, за два часа преодолел расстояние в 15 километров. На отдельных участках состав разгонялся до 39 км/ч. К составу был также прикреплен и экспериментальный пассажирский вагон, где ехали члены комиссии по приемке проекта.

На вершине успеха

Занимаясь строительством железной дороги до Дарлингтона, Джордж Стефенсон убедился: даже незначительный подъем снижает скорость движения состава, а на уклонах обычный тормоз становится неэффективным. Изобретатель сделал вывод о том, что при проектировании железнодорожных путей необходимо избегать значительных неровностей рельефа.

С каждым новым проектом опыт строительства путей для локомотивов обогащался новыми находками и техническими решениями. Стефенсону удалось решить сложнейшие задачи по устройству насыпей, виадуков и мостов. Он применил металлические рельсы в сочетании с каменными опорами. Это позволило увеличить скорость движения локомотива.

Один из проектов, предложенный Стефенсоном, вызвал серьезные возражения у тех землевладельцев, чьи финансовые интересы он непосредственно затрагивал. В итоге в ходе слушаний в парламенте этот вариант был отклонен. Принять его к исполнению законодатели решили только после существенной переработки. Пришлось в корне менять маршрут, по которому пролегала железная дорога.

При проведении сравнительных испытаний разных локомотивов победа осталась за машиной Стефенсона. Он представил на этот конкурс свой паровоз с громким названием «Ракета». Паровоз Стефенсон был единственным, успешно завершившим сложные испытания. Победившая в том состязании «Ракета» вошла в историю техники.

Постепенно идея железнодорожного сообщения была принята в обществе, а за Стефенсоном утвердился статус одного из самых опытных и умелых конструкторов паровозной техники.

На закате карьеры

В 1836 году Джордж Стефенсон создал с столице Британии контору, которой предстояло стать научным и техническим центром строительства железных дорог. По своей натуре изобретатель был консервативен, поэтому старался предлагать лишь проверенные временем и зарекомендовавшие себя проекты. Однако нередко варианты, которые он поддерживал, оказывались гораздо более дорогими и сложными, чем у конкурентов. По этой причине Стефенсон не раз терпел поражение в борьбе с другими новаторами.

И все же по прекрасно разработанным проектам Стефенсона продолжали строить локомотивы во многих странах мира. Талантливому изобретателю и организатору производства удалось при жизни увидеть свои замыслы и результаты творчества воплощенными в металле.

Стефенсон ушел из жизни в августе 1848 года в Честерфильде.

Изобретатель первого пассажирского паровоза Георг Стефенсон родился в 1781 г. Отец его был кочегаром у паровой машины, работавшей в каменноугольных копях близ Нью-Кэстля (Англия). Жалованье кочегара было так мало, что нельзя было и думать, чтобы маленький Георг мог посещать школу. Восьми лет, чтобы несколько помочь отцу содержать семью, Георг поступил в пастухи, но уже в этом возрасте его привлекала машина, около которой работал его отец. 14-ти лет Георгу удалось сделаться помощником кочегара.

Если случалось повреждение или поломка, Георг Стефенсон старался исправлять все сам. Он хорошо ознакомился с устройством своей машины, в свободное время, разбирая ее по частям для самого подробного изучения. Бинты и колеса у нее блестели, как зеркало. Георг был прямо-таки влюблен в свою машину. За работой у паровой машины возникла у Стефенсона мысль построить передвигающуюся паровую машину. До него было несколько попыток построить такую паровую машину, но все эти попытки были неудачны.

Когда Стефенсон узнал, что о всех этих машинах можно многое прочесть в специальных книгах, то решил во что бы то ни стало учиться, посещать школу.
Вместе с тем Стефенсон не переставал изучать паровую машину, около которой работал.

В 1813 году он впервые предложил владельцам копей построить «путевую машину» - так он назвал свою машину, которая должна была служить для передвижения.
Однако Георгу Стефенсону пришлось на первых порах встретить сильное противодействие осуществлению своего изобретения.

Комиссия парламента, рассматривавшая изобретение, назвала Георга Стефенсона «лунатиком» за то, что он дерзнул высказать предположение, что его машина будет проходить 12 миль в час, т. е. вдвое быстрее почтовой кареты. Один из членов этой парламентской комиссии спросил, между прочим:
Предположим, что машина, проходящая в час от девяти до десяти английских миль, наткнется на корову, не находите ли вы, что это обстоятельство может иметь плачевные последствия?
Непременно, - отвечал Георг, лукаво улыбаясь, - это обстоятельство имело бы самые плачевные последствия для коровы.

Парламентская комиссия отказала в помощи Стефенсону. Он принужден был обратиться к отдельным капиталистам. Те оказались дальновиднее государственных чиновников, и деньги на постройку паровозов дали.
Из всех построенных Стефенсоном паровозов самым замечательным является «Ракета» (1829 г.) В нем впервые был трубчатый котел, позволявший очень быстро получать огромное количество пара. В «Ракете», кроме того, Стефенсон применил выход отработанного пара из цилиндра через трубу, чем увеличил тягу. Тяга ускорила процесс горения угля, и паровой котел стал давать больше пара.
25 сентября 1830 г., т, е. 182 года назад, была открыта Манчестер-Ливерпульская железная дорога. Особенно поразила современников скорость, с которой шел паровоз (24 мили в час).

«Эта невероятная скорость, - читаем мы в газетах того времени,-была явлением, поразившим весь свет своей новизной и неожиданностью». Между тем, 24 мили- это всего 38 км в час.
После этих успехов Георг Стефенсон получил мировую известность. В ряде государств он участвовал в постройке нескольких железных дорог (в Бельгии, в Испании и пр.)

Всемирную известность приобрёл благодаря изобретённому им паровозу. Считается одним из «отцов» железных дорог. Выбранная им ширина колеи рельсового пути, равная 1435 мм (4 фута 8? дюймов, так называемая «Стефенсоновская» или «нормальная колея»), стала самой распространённой в Западной Европе и до сих пор является стандартом на железных дорогах многих стран мира.

Биография

Начало карьеры

Джордж Стефенсон родился в Уилэме (англ. Wylam, графство Нортамберленд), в 15 километрах от Ньюкасл-апон-Тайн в семье шахтёра.

С 8 лет работал по найму. Всё детство Стефенсона прошло у построенной в 1748 году от Уилэма до реки Тайн деревянной колейной дороги длиной несколько миль. Она использовалась для вывоза угля с шахты на вагонетках с конной тягой и фактически была прародительницей современных железных дорог. В 18 лет научился читать и писать и путём упорного самообразования приобрёл специальность механика по паровым машинам. В 1802 году Стефенсон устроился на работу машинистом угольной шахты. В 1803 году его жена Фэнни родила сына, которого назвали Робертом . В течение следующих десяти лет Джордж занимался изучением паровых двигателей. В 1812 году перестал заниматься только обслуживанием паровых машин и приступил к самостоятельному их проектированию. В возрасте 31 года его назначили главным механиком угольных копей. Здесь Стефенсон в 1815 году разработал рудничную лампу оригинальной конструкции, получившую название «Лампа Джорди». (Она была изобретена практически одновременно с «Лампой Дэви», предложенной английским учёным Гемфри Дэви . До сих пор не известно, какая из конструкций была первой..)

Чтобы облегчить вывоз угля на поверхность, он сначала построил паровую машину, которая с помощью каната тянула вагонетки. А в 1814 году Стефенсон спроектировал свой первый локомотив, предназначенный для буксировки вагонеток с углём для рудничной рельсовой дороги. Это был первый в мире удачный опыт постройки локомотива, использующего для создания тягового усилия силу трения между гладкими колёсами с ребордами и гладкими металлическими рельсам. Он мог вести состав общим весом до 30 тонн. Машина получила название «Блюхер» (нем. Bl?cher) в честь прусского генерала Гебхарда Леберехта фон Блюхера (нем. Gebhard Leberecht von Bl?cher), прославившегося своей победой в битве с Наполеоном при Ватерлоо.

С этих пор строительство паровозов стало главным делом его жизни. В следующие пять лет Стефенсон построил ещё 16 машин.

Опыты Стефенсона получили признание и в 1820 году его привлекли к проектированию и строительству 13-километровой (8 миль) железнодорожной линии от угольной шахты Хэттон (англ. Hetton) до Сандерлэнда (англ. Sunderland). На ней использовалась комбинированная тяга: в одном направлении (вниз) состав двигался под действием сил гравитации, а обратно (наверх) затягивался с помощью парового локомотива. Эта дорога стала первой, на которой удалось полностью отказаться от мускульной силы животных в пользу механической тяги.

В 1821 году началось проектирование железной дороги Стоктон-Дарлингтон (англ. Stockton and Darlington Railway - S&DR). Первоначальным проектом предусматривалось использование конной тяги для передвижения телег с углём по металлическим рельсам. После консультации со Стефенсоном директор компании Эдвард Пис (англ. Edward Pease) согласился изменить планы и перейти на паровую тягу. В 1822 году Стефенсон приступил к работе. В 1823 году он основал в Ньюкасле первый в мире паровозостроительный завод, на котором уже в сентябре 1825 года был готов новый локомотив, получивший название «Эктив» (англ. Active), а впоследствии переименованный в «Локомоушн № 1» (англ. Locomotion No 1). Открытие линии состоялось 27 сентября 1825 года. «Локомоушн», управляемый самим Стефенсоном, провёл состав, нагруженный 80 тоннами угля и муки. 15 километров (9 миль) поезд преодолел примерно за два часа, показав среднюю скорость порядка 7,5 км/ч, но на некоторых участках он разгонялся до 39 км/ч (24 мили в час). Помимо груза в составе поезда был открытый пассажирский вагон «Эксперимент» (англ. Experiment), в котором ехали члены приёмочной комиссии. Это был первый в мировой практике случай использования железной дороги с паровой тягой для перевозки пассажиров.

Многие ошибочно полагают, что именно Джордж Стефенсон впервые изобрел и сконструировал современный паровоз. Однако это не так, английский инженер вошел в мировую историю техники как первый человек, кому удалось доказать неоспоримое преимущество паровозного транспорта перед конной тягой.

Первые опыты изобретателя

Джордж появился на свет в 1781 году в семье английского шахтера, и уже с ранних лет мальчику пришлось работать на шахте, чтобы помогать отцу прокормить семью. Начав с обслуживания деревянной дороги для вагонеток, Стефенсон в 21 год уже помогал ремонтировать и следить за эксплуатацией паровых машин, выполнявших на шахте множество заданий. Проявив должное рвение и сообразительность, Джордж через 10 лет получил должность главного механика шахтных паровых агрегатов.

Первые опыты в конструировании паровых машин Стефенсон проводил, начиная с 1812 года. А оригинальный движущийся по рельсам механизм начал работать на шахте в 1814 году. Как нетрудно догадаться, главное предназначение новой машины было в транспортировке угля. В те времена паровозам давали собственные имена, и первое детище Стефенсона получило имя «Блюхер», в честь прусского военачальника, отличившегося в войне с Наполеоном.

Джордж продолжил работу над новыми паровыми механизмами, параллельно участвуя в прокладке железной дороги, которая должна была соединить шахту Хетон с местом отгрузки угля. Эта колея имела длину 13 км и отличалась той особенностью, что в одну сторону паровоз двигался под воздействием силы пара, а обратно скатывался по склону. В историю эта железная дорога вошла как первая колея, где полностью отказались от использования конной силы.

Джордж Стефенсон - пионер во многих областях

В 1823 году под руководством Стефенсона был основан первый в мире паровозостроительный завод, и уже спустя 2 года из его ворот выехал паровоз, получивший имя «Эктив». Данный агрегат мог перевезти 80 тонн груза, при этом Джордж предусмотрел возможность транспортировки людей. Со средней скоростью 7,5 км/ч «Эктив» возил первый в мире пассажирский вагон с членами комиссии, принимавшей новый паровой агрегат. Максимальная скорость паровоза на отдельных участках достигала 39 км/ч, неслыханная отметка для движущихся с таким грузом механизмов в то время.

Строительство позволило Стефенсону открыть для себя и всего мира много нового. В частности, он понял, что колея должна проходить максимально ровно, без резких поворотов и перепадов высот, иначе довольно слабые тормоза не смогут удержать состав на склонах. Поэтому английскому инженеру пришлось стать пионером в строительстве железнодорожных мостов, тоннелей, придумать форму насыпи для прокладки рельс.

Первая в мире гонка паровозов состоялась в 1929 году, и в этом состязании очередное детище Стефенсона, «Ракета», одержало уверенную победу, развив максимальную скорость в 48 км/ч.

Называемая "Стефенсовской или "нормальной колеей", выбранная Стефенсоном ширина колеи рельсового пути, равная 4 фута и 8½ дюйма (1435 мм), по сей день остается стандартом на железных дорогах во многих странах мира и самой распространенной в Западной Европе.

Джордж Стефенсон родился 9 июня 1781-го, в Уилэме, графство Нортамберлен (Wylam, Northumberland), в 15 км от города Ньюкасл-апон-Тайн (Newcastle upon Tyne). Он был вторым ребенком Роберта и Мейбл Стефенсон; оба родителя не умели ни читать, ни писать. Огнеборец-отец зарабатывал слишком мало, чтобы Джордж мог платить за учебу.



К 17 годам Стефенсон стал машинистом, и осознал, насколько важно быть образованным и поступил в вечернюю школу. Только к совершеннолетию он обучился чтению, письму и арифметике. В 1801-м Джордж стал обслуживать подъемное оборудование в угольной шахте. Через год он женился на Фрэнсис Хендерсон и переехал к востоку от Ньюкасла (Newcastle), где жил вместе с супругой в одноместном коттедже. В поисках дополнительного заработка Стефенсон чинил часы и изготавливал обувь.

Его сын Роберт родился в 1803-м, и в 1804-м семья переехала в район, расположенный рядом с Киллингуортом (Killingworth), где глава семьи вновь устроился на работу в качестве машиниста шахтной подъемной машины. Вскоре супруги перенесли горькую утрату: их дочь Фэнни, родившаяся в 1805-м, прожила всего несколько недель. Сама Фрэнсис умерла в 1806-м, предположительно, от чахотки.

В поисках новой работы Джордж отправился в Шотландию (Scotland). Он оставил сына на несколько месяцев на попечение местной женщины. Стефенсон быстро вернулся домой, вероятно, по причине того, что его отец ослеп в результате произошедшего на шахте несчастного случая. Джордж вновь обосновался в коттедже, недалеко от Ньюкасла, куда поселилась его незамужняя сестра Элеонора, чтобы помогать воспитывать его ребенка.

Всерьез занявшийся изучением паровых двигателей, Джордж в 1811-м сумел успешно починить один из таковых на своем рабочем месте - и стал постепенно продвигаться по карьерной лестнице. К 31 году он стал главным механиком угольных копий. В 1815-м Стефенсон представил рудничную лампу оригинальной конструкции, "Лампу Джорджи".

Свой первый локомотив - для буксировки вагонеток с углем по рудничной рельсовой дороге - Стефенсон спроектировал в 1814-м. Его рельсовый экипаж, названный "Блюхером" в честь прусского генерала Гебхарда Леберехта фон Блюхера (Gebhard Leberecht von Blücher), мог вести состав общим весом до 30 тонн. Посвятивший всю свою дальнейшую жизнь строительству паровозов, Джордж за последующие пять лет представил 16 новых машин.

Во второй раз инженер-механик женился 29 марта 1820-го, на Бетти Хиндмарш. По всей видимости, брак был счастливым, однако бездетным. Бетти умерла в 1845-м.

Лучшие дня

В 1820-м Стефенсон был подключен к проектировке и возведению 13-километровой железной линии. Дорога от угольной шахты Хэттон до Сандерленда (Sunderland) стала первой, на которой механическая тяга полностью заменила мускульную силу животных. В 1823-м Джордж основал первый паровозостроительный завод в мире. К 1825-му на заводе был готов локомотив под названием "Эктив", впоследствии переименованный в "Локомоушн № 1". Впервые в мире в состав поезда был включен пассажирский вагон, названный "Эксперимент".

Еще при строительстве Стоктон-Дарлингтонской железной дороги Стефенсон пришел к выводу, что в будущем стоит избегать больших неровностей рельефа. Занятый проектировкой линий Ливерпуль-Манчестер и Болтон-Ли, английский инженер-строитель заложил в проект несколько выемок, насыпей, виадуков и мостов, а также намеревался применить железные рельсы на каменных опорах. Из-за серьезного недовольства землевладельцев "Проект Ливерпуль-Манчестер" пришлось переработать, в том числе изменить маршрут и проложить линии через торфяные болота.

В 1829-м, когда линия Ливерпуль-Манчестер практически была готова, были проведены испытания нескольких локомотивов от разных производителей, в том числе паровоза "Ракета" от Джорджа. Преодолеть все испытания оказалось под силу только "Ракете". Торжественное открытие "Железной дороги Ливерпуль - Манчестер" прошло 15 сентября 1830-го. Событие было омрачено смертью Уильяма Хаскиссона (William Huskisson), который попытался перебежать пути и попал под "Ракету".

Стефенсон учредил проектную контору в Лондоне (London) в 1836-м. Консервативно настроенный, Джордж зачастую предлагал в своем научно-техническом центре более надежные варианты маршрутов или сооружений, которые оказывались более дорогими, чем варианты оппонентов. К примеру, в борьбе за право прокладки Железнодорожной магистрали Западного побережья Стефенсон проиграл Джозефу Локу (Joseph Locke).

Практически отошедший от дел, Джордж в 1847-м стал первым президентом Института инженеров-механиков.

11 января 1848-го Стефенсон связал себя узами брака в третий раз, в церкви Святого Иоанна в Шрусбери, Шропшир (Shrewsbury, Shropshire). Избранницей стала Эллен Грегори.

Джордж подхватил плеврит и умер 12 августа 1848-го, в Тэптон-хаусе, Честерфилд, графство Дербишир (Tapton House, Chesterfield, Derbyshire).

Утверждается, что император Всероссийский Николай I (Nicholas I) во время визита в Англию в молодости встретился в 1816-м со Стефенсоном, прокатился на паровозе и попробовал себя в роли кочегара.

Паровоз "Локомоушн № 1" использовался по прямому назначению до 1857-го. В настоящее время он выставлен в качестве экспоната в Дарлингтонском железнодорожном музее.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении