mppss.ru – Все про автомобили

Все про автомобили

Леонардо да винчи кодекс лестера. Кодексы леонардо. Трактат о полёте птиц

Гений Леонардо да Винчи отразился не только в живописи, но и в механике, анатомии. Им были зарисованы различные боевые машины, строение человека.

Кодексы Леонардо да Винчи.

РИСУНКИ ВОЕННЫХ МАШИН. 1487-1490. Королевская библиотека, Виндзор (Англия). Фрагмент

ПОТОП. Около 1515. Этюд. Бумага, черный мел. Королевская библиотека, Виндзор (Англия).

Апокалиптическая серия «Потоп» из 10-ти листов, созданная Леонардо во Франции, воспроизводит конец мира в буквальном смысле — изображенное приближается к абстракции. Он и раньше интересовался геологией и палеонтологией и, обнаруживая на возвышенностях Италии раковины и другие останки морских животных, размышлял о Ноевом потопе. Леонардо так учил молодых художников писать бурю: «Море, мутное и бурное, должно быть полно крутящейся пены между вздымающимися валами, и ветер должен поднимать на разимый им воздух более тонкую пену, как густой, обволакивающий туман». Но сейчас он задумывался о будущем: «Ах, какие ужасные раскаты будут слышны в потемневшем воздухе! О сколько будет воплей и сколько причитаний!»

Человек Витрувия

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПРОПОРЦИИ В ПРИМЕНЕНИИ К ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ФИГУРЕ. Ок. 1500. Бумага, карандаш.

Изобретатель . Послание потомкам

Неудивительно, что флорентиец Леонардо оставил нам чертежи изобретенных им машин шелкопрядения и шелкокручения, обработки сукна, ведь Флоренция его времени была мировым центром шерстяной и шелковой промышленности. Но совершенно необыкновенны его открытия, которые были вновь изобретены и воплощены лишь в XX веке. «Люди будут разговаривать друг с другом из самых отдаленных стран и друг другу отвечать», — писал Леонардо о фантастическом способе связи, не оставив нам зарисовок аппаратов по этому поводу. Но может быть, в скором будущем нам и они не понадобятся? Или — уже понадобились? Автомобиль и танк, субмарина и батискаф… И бионика, наука, развившаяся в веке XX. Все это имеет основой открытия Леонардо или было предсказано его изобретениями. Футуристический дар Леонардо не имеет себе равных в истории человечества.

РИСУНКИ ВОЕННЫХ МАШИН. 1487-1490. Королевская библиотека, Виндзор (Англия).

Сегодня любителям творчества Леонардо доставляет удовольствие «переводить» недоконченные наброски итальянца, в том числе и военных машин, в реальные, действующие аппараты, тем самым подтверждая его конструкторский гений. В 2004 году в разместившейся в одном из королевских дворцов под Лиссабоном экспозиции, посвященной военной технике древности, в ряду других механизмов-убийц, начиная с глубокой древности, была представлена и эта воссозданная модель Леонардо. Как неоднозначна и противоречива была душа этого человека, конструировавшего военные машины и одновременно записывающего: «И ты, человек, рассматривающий в этом моем труде удивительные произведения природы, если ты решишь, что разрушить мой труд — дело преступное, подумай, что гораздо более преступно отнять жизнь у другого человека».

НАБРОСКИ ПОПЛАВКА С ДЫХАТЕЛЬНЫМИ ТРУБКАМИ ДЛЯ ВОДОЛАЗА. Между 1508 и 1518. «Кодекс Арундела». Британский музей, Лондон.

Кодекс Арундела является довольно пестрым собранием рукописей, однако это не разрозненные страницы и фрагменты, а 283 сшитых вместе листов различного формата. Основная тема этой рукописи — математика.

Из-за того, что «кодексы» Леонардо были малодоступны для изучения, в веках сохранялась его слава лишь как живописца. XX век, по существу, заново открыл миру Леонардо — ученого, механика и инженера.

Совершенно очевидно, что в этом последнем качестве его использовали все без исключения правители, на службе которых он находился. Будучи придворным художником, Леонардо, не только выступал как живописец и скульптор, но и посвящал себя военно-инженерным и архитектурным проектам. Его архитектурные эскизы и сегодня сохраняют свое значение как планы постройки идеального города.

МОРТИРА. Около 1485. Рисунок. Бумага, перо, чернила. «Атлантический кодекс». Библиотека Амброзиана, Милан.

В перечне своих умений, предложенном Лодовико Моро, Леонардо упоминает: «7. Также, если потребуется, я могу сделать бомбарды, мортиры и огнеметные приборы прекрасной и целесообразной формы, не похожие на обычные. 8. Где нельзя сделать бомбарды, я сконструирую катапульты, манганы, стрелометы и другие орудия удивительного действия и не похожие на обычные; вообще, в соответствии с каждым данным случаем могу сконструировать бесконечное множество разных приспособлений для нападения и защиты…»

ПАРАШЮТ. 1490. Рисунок. Бумага, перо, чернила. Библиотека Амброзиана, Милан.

«Зонтик в 12 локтей» в конце 90-х годов XX века «реализован» по гениальным чертежам Леонардо да Винчи и даже опробован. Конструкторам пришлось добавить лишь противовес сверху, но, зная обычай Леонардо не до конца доводить свои зарисовки, чтобы ими не смогли воспользоваться посторонние, вполне допустимо, что он имел в виду при воплощении своего детища сделать и это необходимое дополнение.

Внимательное изучение рукописей Леонардо продемонстрировали весь диапазон областей, к которым он приложил свои знания и умения. В то время, когда войны и мятежи перемежались с карнавалами и пирами, не было ничего удивительного в том, что художнику и ученому поручалось оформление празднеств. Но Леонардо выделялся и среди своих собратьев-декораторов, а его «кунстштюки» сохранялись в памяти поколений как легенды. Так, например, Вазари свидетельствует, что для встречи в Милане Франциска I в 1515 году «попросили Леонардо сделать какую-нибудь диковинную вещь, он сделал льва, который мог пройти несколько шагов, а затем у него разверзалась грудь и оказывался весь он полон лилий».

ПРОЕКТ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА «ГЕЛИКОПТЕР». 1487-1490. Рисунок. Бумага, перо, чернила. Манускрипт «В». Королевская библиотека, Виндзор (Англия).

До изобретения первых вертолетов в 1910-х годах с тех пор прошло 420 лет. Пожалуй, пока это единственный технический проект Леонардо, который не был осуществлен и опробован нашими пытливыми современниками. Но большинство нынешних ученых признают его приоритет в изобретении геликоптера и первого варианта пропеллера.

ПОВОРОТНЫЙ ПОДЪЕМНЫЙ КРАН. 1478-1480. Рисунок. Бумага, перо, чернила. «Атлантический кодекс». Библиотека Амброзиана, Милан.

«Механика есть рай математических наук — посредством ее достигают математического плода», — писал Леонардо. Квадратура круга, механизмы для дренажа земель, устройства плотин, различные механизмы (начиная от строительных и кончая отчитывающими часы), «очки для наблюдения большой Луны» — в решении этих и многих других научно-технических проблем Леонардо — и скрупулезный теоретик, и успешный практик.

ПРОЕКТ «ПТИЦЕЛЕТА» И РИСУНОК ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЯ В ЛЕЖАЧЕМ ПОЛОЖЕНИИ. 1487-1490. Рисунок. Бумага, перо, чернила. Манускрипт «В». Королевская библиотека, Виндзор (Англия).

Дельтапланерист, уже в наше время паривший над Италией, был горд своей миссией. Не меньше гордились и конструкторы, соорудившие его аппарат по уточненным леонардовским чертежам (надо было добавить лишь «хвост»). «Большая птица начнет первый полет со спины исполинского Лебедя, наполняя изумлением Вселенную, а молвой — все писания. То будет вечная слава гнезду, где она родилась». Пророчество Леонардо, грезившего о полетах, сбылось.

ВНЕШНИЙ ВИД И ПЛАН ЦЕРКВИ В ВИДЕ РОТОНДЫ. 1487-1490. Рисунок. Манускрипт «В». Королевская библиотека, Виндзор (Англия).

В Милане Леонардо стал другом самого яркого зодчего Возрождения Донато Браманте. Браманте, достраивая церковь Санта-Мария делле Грацие, синтезировал ломбардские традиции с античной ордерной архитектурой. В Риме сложился его стиль, ставший основой всего европейского классицизма в архитектуре. Начало ему положил Тем-пьето, выстроенный Браманте в 1502 году во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монто-рио. Круглый в плане Темпьето смотрится, как воплощение этого эскиза Леонардо.

Анатом и биолог.

Анатомические занятия Леонардо начались еще под руководством Верроккьо. Однако в дальнейшем продолжая их со всем пылом анатома-профессионала, он вряд ли ориентировался лишь на потребности живописи. Художник и мыслитель, для которого самым важным была не внешность предмета, а его устройство как принцип жизни, не мог не сделать анатомию одним из своих главных пристрастий. Он пользовался в своих изысканиях консультациями лучших анатомов Европы, дружил с Маркантонио делла Торе, философом и естествоиспытателем, автором трудов по анатомии человека. Именно анатомии Леонардо посвятил, по его собственным словам, 120 книг.

Можно себе представить количество «трудодней», предшествовавших их написанию. Добавим, что сегодняшнему читателю, следует знать: в отсутствие надлежащего инструментария тонкие операции при препарировании трупов совершались Леонардо собственными ногтями.

МЫШЦЫ ШЕИ. Около 1513. Рисунок. Бумага, перо, чернила. Королевская библиотека, Виндзор (Англия).

Леонардо предполагал создать универсальный анатомический атлас, начиная с зачатия человека и до естественного умирания его организма. В другом варианте текста говорится о необходимости продемонстрировать сначала идеального человека, затем стариком с уменьшенной мышечной массой, и отдельно — с таблицами, показывающими различные отделы тела «вплоть до костей». Впрочем, были и другие варианты окончательной анатомической антологии.

СЕРДЦЕ И ЛЕГКОЕ. Около 1513. Рисунок. Бумага, перо, чернила. Королевская библиотека, Виндзор (Англия).

По всей вероятности, упомянутые Леонардо анатомические «книги» могли быть посвящены каждая результатам исследования отдельного органа. Описанные современниками рукописи Леонардо по анатомии отличались от дошедших до нас виндзорских манускриптов. Приблизительно в 1513 году Леонардо начинает подробно изучать сердце и кровеносную систему человека, возвращаясь к тем опытам, которые он проводил ранее на животных (в основном на быках). Этот рисунок, изображающий сердце и кровеносные сосуды, был создан под влиянием подтвержденных в настоящее время теорий, разработанных в классических трудах римского врача Галена.

Окончание описания жизни и трудов Леонардо да Винчи в следующей статье…

  • Продаём купить ночник проектор звездного неба сувениры для вас.

Лестерский кодекс — тетрадь научных записей, сделанных Леонардо да Винчи в Милане в 1506-1510 годах. Манускрипт состоит из 18 листов бумаги, исписанных с обеих сторон и образующих 72-страничную тетрадь. Заметки Леонардо написаны его собственным «зеркальным» шрифтом — прочитать их можно только при помощи зеркала. Записи посвящены различным явлениям, о природе которых размышлял Леонардо: почему светится Луна, как и почему течет вода в реках, откуда берутся окаменелости, из чего состоят минералы и так далее. Тетрадь также содержит большое количество математических расчетов, диаграмм и рисунков. «Лестерским» кодекс был назван в честь графа Лестера, купившего манускрипт в 1717 году. В 1980 году тетрадь у наследников Лестера выкупил друг Советов Арманд Хаммер, в честь которого он в течение короткого периода назывался «Кодексом Хаммера». После его смерти в 1994 году кодекс был выставлен на торги, в ходе которых был приобретен основателем Microsoft Билом Гейтсом за $30,8 млн. По его инициативе «Лестерский кодекс» выставляется в различных музеях мира, с 2003 года он демонстрируется в Музее Искусств Сиэтла.
Леонардо да Винчи. Лестерский кодекс.
Записи в «Лестерском кодексе» производились на протяжении 4-х лет, начиная с 1506 года. На страницах тетради естествоиспытатель из итальянского местечка Винчи собственноручно описал множество опытов, наблюдений и исследований, проведённых с водой, минералами, воздухом и небесными телами. Эти описания художник и просветитель собирал всю жизнь и выложил их в виде трактата о структуре и порядке мира. В нем Леонардо да Винчи объясняет, как и почему возникают и проходят те или иные природные процессы. В книге изложены подробные размышления Леонардо: почему от Луны исходит свет, как и почему происходит движение воды в реках, как образуются окаменелости, из чего состоят минералы и о многом другом. Рукописи сопровождаются авторскими иллюстрациями, диаграммами и математическими расчётами, с помощью которых Леонардо наглядно подтверждает логику своих разъяснений.
Каждая глава в «Кодексе» начинается с обращения к потомкам и убедительного объяснения, что мир - это единый «живой организм». В представлении Леонардо: воздух является «душой» планеты, поверхность земли - ее «телом», а вода - «кровью». Название «Лестерский» этот труд получил по фамилии старинного графского рода Англии, который в 1717 году приобрёл эту тетрадь с записями и долгое время был ее хранителем.

В 1980 году «Кодекс» сменил место хранения
: он был куплен у потомков-Лестеров и находился в собственности нефтяного магната и коллекционера раритетов Арманда Хаммера. Сменив «хозяина», книга одно время даже называлась «Кодексом Хаммера». После смерти нефтепромышленника, в 1994 году бесценный манускрипт был продан на аукционе основателю «Microsoft» Биллу Гейтсу. Тогда тетрадь с рукописями Леонардо была оценена в $30 800 000, что по нынешнему курсу составляет $44 600 000. В настоящее время «Трактат о воде, земле и небесных телах» можно увидеть в крупнейших музеях мира, куда на время выставок предоставляет его нынешний владелец.
Когда Леонардо записывал сепией в эту тетрадку свои наблюдения и размышления об окружающем мире, ни о каком Лестерском кодексе он и понятия не имел. Или имел? Как бы там ни было, сам автор назвал свой труд “Трактат о воде, земле и небесных телах ”. На восемнадцати листах бумаги с полотняной отделкой, сложенной таким образом, что получилось семьдесят две страницы, Леонардо да Винчи записывал в 1506 -1510 годах свои комментарии по поводу природных явлений, наблюдения, математические формулы. Леонардо жил и творил в это время в Милане. Труд великого ученого получил название “Лестерский кодекс” два века спустя в 1717 году, когда тетрадь приобрело английское семейство Лестер. В 1980 году тетрадь у наследников Лестера выкупил друг Советов Арманд Хаммер, в честь которого он в течение короткого периода назывался «Кодексом Хаммера». После его смерти в 1994 году кодекс был выставлен наследниками на аукционе, в ходе которого был приобретен за $30,8 млн. долларов.

В “Кодексе” можно почитать о таких вещах, как происхождение окаменелостей, свечение Луны, движение воды. Если удастся почитать. Леонардо, большой любитель заинтриговать потомков, делал свои записи зеркальным методом. То есть: прочитать написанное в “Лестерском кодексе” можно лишь с помощью зеркала, глядя на отражение текста. «Трактат о воде, земле и небесных делах» великого итальянского художника и просветителя Леонардо да Винчи представляет собой записи научного характера и всевозможные математические выкладки. Художник и ученый комментировал в нем природные явления. Не обошел он вниманием и техническую составляющую развития цивилизации. Билл Гейтс ежегодно предоставляет Кодекс Лестера для выставок в крупнейших музеях мира.

Все, что связано с именем великого итальянского художника Леонардо да Винчи, всегда вызывало в обществе огромный интерес. К примеру, одну из его тетрадей с записями - так называемый Лестерский кодекс - в 1994 году продали на аукционе Christie"s за 30,8 миллиона долларов.

Тетрадь Леонардо приобрел основатель компании Microsoft Билл Гейтс.

Живописные полотна и рисунки Леонардо считаются не только шедеврами изобразительного искусства, но и отличным вложением средств. Даже клочок бумаги с собственноручными записями гения эпохи Возрождения можно продать и купить по фантастической цене.

Что уж говорить о тетрадях художника, в которые он заносил свои мысли по самым разным поводам, сопровождая размышления рисунками и математическими расчетами! Так что в рейтинге аукционных цен имя Леонардо стоит на первом месте.

Крамольная анатомия

Леонардо да Винчи был не только талантливым художником. Его ум живо интересовали все отрасли человеческого знания. В те времена единственной наукой, которая привлекала художников, была анатомия. И понятно, почему: она помогала живописцам правильно изображать человеческое тело. Но большинство художников ограничивались небольшим экскурсом в «подкожное» строение человека. Больше они все-таки полагались на собственное зрение и писали своих персонажей с заказчиков или натурщиков.

Леонардо же так внимательно и кропотливо изучал взаимодействие работы костей и мышц, что оставил нам рисунки, которые можно назвать анатомическими атласами. Он исследовал даже то, что вряд ли бы помогло ему в живописи, - стадии развития плода внутри матки. Для этого он вскрыл не одну беременную женщину (само собой - мертвую).

Работу мышц и костей он рассматривал скорее как инженер и даже проводил измерения и математические расчеты. Словом, для великого флорентийца человек был таким же механизмом, как подъемный мост или баллиста. Глядя на то, как атлет поднимает тяжести, он думал не о красоте самого движения, а о том, как прекрасно работает система рычагов внутри человеческого тела, и разрабатывал искусственные механизмы, способные повторить творение природы.

Животные, птицы, насекомые, бег воды в реках и ручьях, перемещение облаков на небе вызывали в нем не только эстетическое удовольствие, но и желание проникнуть за пределы видимого, понять, как же все это устроено. Для времени, в котором жил Леонардо, такое настроение ума считалось крамольным.

Неудивительно, что свои мысли художнику приходилось прятать, - даже обычное анатомирование покойников считалось тогда крамолой, за которую можно было отправиться на костер. Леонардо свои размышления записывал, но старался сделать их недоступными для случайного человека, ненароком заглянувшего в его тетради.

Он использовал способ зеркального письма и довел его до полного автоматизма. Несведущим его записи казались не поддающимися прочтению. Правда, почти всегда они дополнялись рисунками, и внимательный читатель легко мог сообразить, какие тайны сокрыты в тексте, - но самих тайн без дешифровки узнать бы не сумел.

«Трактат о воде, земле и небесных телах»

На протяжении нескольких лет -с 1506 по 1510 год -Леонардо был поглощен изучением природы воды, воздуха, минералов и небесных тел. Размышления на эту тему и составили так называемый Лестерский кодекс - множество шифрованных записей и рисунков на 18 больших листах, исписанных с двух сторон и сложенных так, что образовалась тетрадь в 72 страницы.

Свои записи гений назвал так: «Трактат о воде, земле и небесных делах». Сведущий в шифровании человек мог прочитать в этом трактате мысли Леонардо об устройстве мира и получить ответы на вопросы, почему движется вода в реках, что означают странные окаменелости, которые находят в известковых отложениях по их берегам, и как эти окаменелости образовались, почему Луна не светит так же ярко, как Солнце, и если сама Луна не испускает свет, откуда берется ее свечение, какова роль воздуха в устройстве человеческого мира и как человеческое тело соответствует идеальным пропорциям, свойственным природе.

Конечно, объяснения Леонардо соответствуют научным критериям того времени: воздух художник называет душой мира, землю - телом мира, а воду -его кровью. Мир, природа, по его мнению, - огромный живой механизм, в котором все взаимосвязано и целесообразно.

Тело природы должно питаться живительными соками, которые дает вода, а воздух позволяет этому телу дышать и жить. И работу природы, как и работу других механизмов, можно улучшить. Поэтому на страницах своей тетради Леонардо разрабатывает полезные для мироустройства улучшения - обустройство искусственных каналов, строительство мостов, дамб и шлюзов, то есть применение инженерных сооружений.

Рассуждения ученого, несмотря на средневековую терминологию, основаны на множестве опытов, которые он проводил с водой и воздухом, и эти опыты тоже детально им описаны.

Наблюдения Леонардо привели его к выводу, что горные массивы прежде были ложем морей, о чем свидетельствуют окаменелые останки морских обитателей, а потом земля поднялась, вынеся эти окаменелости на огромную высоту. Силу водных потоков и напор воды он связывал с высотой кручи, с которой нисходит вода, и делал заметки о том, как строить мосты, учитывая движение
воды и следы эрозии на прибрежных камнях.

Правда, думая о природе лунного света, Леонардо сделал вполне понятную для его времени ошибку: если Земля прорезана реками и покрыта морями и океанами, думал он, то Луна должна иметь аналогичное строение. Луна тоже покрыта водой, поэтому-то она и светится - ведь солнечный свет отражается не от сухой земли, а от водной глади. Однако по этой водной глади движутся волны, отчего Луна и сияет гораздо слабее Солнца.

Также он обратил внимание, что и темная часть лунного диска имеет слабое свечение, и за столетие до Кеплера он решил, что это явление объясняется тем, что темная часть диска получает отраженный свет, но не от Солнца, а от Земли.

Судьба манускрипта

Леонардо умер в 1519 году. «Трактат о воде, земле и небесных делах» перешел по наследству к Франческо Мельци, затем он достался ученику Микеланджело Джованни делла Порта, а от него попал к римскому художнику Джузеппе Гецци. В 1717 году манускрипт купил Томас Кок, граф Лестер, и с той поры почти что до наших дней тетрадью Леонардо владели наследники графа. Именно благодаря именитым владельцам трактат и стал называться Лестерским кодексом.

Однако в 1980 году трактат был выставлен на аукционе и продан знаменитому миллионеру и ценителю искусства Арманду Хаммеру за 5,1 миллиона долларов. За 400 с лишним лет манускрипт сильно обветшал. Хаммер тут же нанял специалиста по восстановлению древних рукописей Карло Педретти, чтобы тот привел кодекс в первоначальный вид. Кроме того, Хаммер захотел иметь полный перевод трактата на английский язык.

Этой сложной работе доктор Педретти посвятил последующие семь лет, и к 1987 году труд Леонардо был восстановлен и снабжен
переводом. Еще через три года новый владелец манускрипта умер, и Лестерский кодекс вскоре снова попал на аукцион. Там-то он и был продан Биллу Гейтсу.

Гейтс тут же отсканировал манускрипт и перевел его в электронный вид. С той поры и текст, и рисунки из тетради Леонардо стали доступны любому пользователю Интернета. Рисунки, сделанные великим художником, с легкой руки Билла Гейтса превратились в экранные заставки и обои для рабочего стола.

Более того, установочные диски с системой Windows выходили с комплектом изображений отсканированного кодекса. А еще для популяризации творения Леонардо Билл Гейтс организовал широкие показы Лестерского кодекса в крупнейших музеях.

Демонстрация кодекса происходит раз в год в одном из городов по всему миру. Первая выставка состоялась в 2000 году в австралийском Сиднее. Кодекс побывал во Франции (замок Шамбор), Японии (Токио), Ирландии (Дублин), а также каждый год демонстрируется на выставках, посвященных гению Леонардо, в самих Соединенных Штатах.

Правда, Билл Гейтс предпочитает показывать не драгоценный манускрипт, а его электронные копии - так безопаснее для манускрипта, которому вредны дневной свет, толпы экскурсантов и посягательства грабителей, которые мечтают заполучить самую дорогую книгу в мире.

Михаил РОМАШКО, журнал "Загадки истории"

В Казани удалось побывать на выставке "Гений да Винчи". Эта передвижная выставка до 14 января 2013 года экспонируется в Галерее современного искусства Государственного музея изобразительных искусств РТ. Галерея, как и сам музей, находится на одном перекрестке с домом-музеем В. Аксенова и мини-отелем, где я жила.

Интерактивная научно-художественная инсталляция ранее не реализованных идей и замыслов великого Леонардо Да Винчи путешествует по пяти континентам. Выставка была представлена в более чем десяти странах мира, где ежемесячно её посещали до 60 тысяч человек. В России выставка экспонировалась в Москве и Санкт-Петербурге. Специалисты называют выставку, на создание которой было затрачено более десяти лет, самой полной и разносторонней из когда-либо существовавших передвижных экспозиций. По заключению признанных экспертов, выставка «Гений да Винчи» является культурным событием года в России.

Выставка состоит из 7 разделов: «Жизнь и время Леонардо да Винчи», «Сенсационные механические изобретения», «Секреты Моны Лизы», «Витрувианский человек», «Тайная вечеря», «Анатомические исследования» и «3D путешествие в мир да Винчи».
Сегодня я расскажу о самом начале экспозиции, где демонстируются копии знаменитых кодексов Леонардо да Винчи. К концу своей жизни Леонардо начинает приводить в порядок свои рукописи. После его смерти архив достался ученику и наследнику ученого Франческо Мельци. Однако позже все они были проданы или отданы в разыне руки. Многие утеряны.

До наших дней сохранилось около 6 тыс. страниц записей и рисунков Леонардо, собранных в записные книжки и кодексы. На выставке представлены наиболее значительные кодексы: кодекс Фостера, Мадридский кодекс, кодекс Лестера, Виндзорский кодекс, кодекс Арунделла, Атлантическй кодекс и кодекс Тривульцио.

Три кодекса Фостера представляют собой записные книжки Леонардо. Раньше они принадлежали англичанину Джону Фостеру и были завещаны им музею Виктории и Альберта в 1876 г. А приобрел тих Фостер у британского дипломата в 1860-е ггоды в Вене.
Фостер I состоит из двух небольших рукописей. В перовй рукописи содержатся исследования по геометрии. Кодекс составлен во Флоренции и датируется 1505 г. Втора рукопись датируется 1487-1490 гг. и содержит исследования по гидравлике.

Фостер II также содержит две маленькие рукописи, датируемые 1495 г. В певрой рукописи содержатся заметки о расположении и
позах людей за столом, котоые предположительно являются подготовкой Леонардо к работе над фреской "Тайная вечеря". Во второй рукописи представлены обширные в области механики и чертеж арбалета.

Фостер III обладает еще меньшим размером. Датируется 1493-96 гг. и содержит записи на разыне темы: геометрия, сила тяжести, гидравлика, анатомия головы человека, наброски костюмов и лошадей.

Рукописи Мадридского кодекса хранятся в Мадриде в Национальной библиотеке и были обнаружены только в 1966 г. Рукописи этого кодекса переплетены в красную марокканскую кожу. Кодекс разделен на два тома, в первом содержатся исследования Леонардо в области механики 1490-96 гг, второй том посвящен геометрии и датируется 1503-05 гг.

Кодекс Лестера был приобретен Биллом Гейтсом в 1995 г. Это 64 листа в кожаном переплете с заметками в области гидравлики и исследования приницпов движения воды, датируется 1504-06 гг.

Рукопись Виндзорского кодекса хранится в Королевской библиотеке Виндзорского замка. Включает в себя 600 рисунков различной тематики и размеров по анатомии человека, лошадей, а также географии. Есть в кодексе карикатуры и несколько карт. Рисунки созданы в промежутке от 1478 по 1518 гг.

Кодекс Арунделла хранится в Лондоне в Британской библиотеке. Это рукопись из 238 листов различного формата, в кожаном переплете. Тематика - геометрия и архитектура. Даты - от 1480 до 1518 гг.

Атлантический кодекс (кодекс Атлантикус) хранится в Милане в библиотек Амброзиана. Содержит большое количество рисунков, отражающих все аспекты интересов Леонардо - математику, геометрию, астрономию, ботанику, зоологию и военное дело. На сегодняшний день рукопись состоит из 12 томов в кожаном переплете, включающих 1119 страниц разного формата. Название "Атлантикус" связано с большим форматов листов, напоминающих атлас. Этот кодекс был собран приблизительно в конце 16 века скульптором Помпеи Леони, который нарушил существующую хронологию рукописей, попавших к нему в руки. Леони отделил все технические и научные рисунки
от натуралистических и анатомических, многие из которых сейчас являются частью королевской коллекции Виндзоров.

Кодекс Тривульцио хранится в Милане в библиотеке Тривульцио Кастелло Сфорцеско. Состоит из 55 листов (в оригинале было 62 л.). Помимо исследований в области архитектуры и религии в рукописи содержатся страницы, свидетельствующие о невероятных усилиях Леонардо по литературному самообразованию. Большинство страниц датируются периодом 1487-90 гг.

С помощью этого интерактивного экрана (см. ниже) можно пролистать страницы кодексов, познакомиться с чертежами тех аппаратов, макеты которых представлены в главной части экспозиции.

Написал самую дорогую книгу в истории Леонардо ди сер Пьеро да Винчи, итальянский живописец, архитектор, скульптор и ученый. Находясь в Милане, он 4 года работал над книгой, которую назвал «Трактат о воде, земле и небесных делах». С 1506 по 1510 Леонардо да Винчи записывал свои наблюдения, умозаключения и логические выводы, не забывая сопровождать все иллюстрациями, схемами, математическими расчетами и чертежами.

Итогом кропотливой работы стали 18 листов исписанных с двух сторон «зеркальным» шрифтом, которые были собраны в 72-х страничную книгу. Леонардо да Винчи любил пользоваться техникой «зеркального письма», которую он сам и придумал, вот и Лестерский кодекс можно прочитать только в отражении зеркала.

В книге можно прочитать рассуждения Леонардо на такие темы: почему Луна светится, откуда на земле взялись окаменелости, почему и как вода течет в руслах рек и тому подобное. Неизменно было лишь одно: в каждой новой главе «Кодекса» да Винчи обращался к потомкам с убедительного объяснения что мир - это единый «живой организм». Леонардо представлял что воздух – «душа планеты», реки – «кровь», поверхность земли – «тело».

«Трактат» получил свое название «Лестерский Кодекс» по фамилии древнего графского рода из Англии, который в 1717 году приобрел этот уникальный труд и долгое время являлся ее хранителем и хозяином.

В 1980 году книгу у потомков Лестеров выкупил нефтяной магнат и коллекционер антиквариата Армад Хаммер. Книгу даже ненадолго переименовали в «Кодекс Хаммера».

После смерти нефтяного магната, книга в 1994 году была выставлена на аукцион, где ее купил Билл Гейтс (основатель «Microsoft»). «Лестреский Кодекс» был куплен за рекордно большую цену – $30,8 млн., в пересчете на курс января 2015 года эта цифра составляет - $44,6 млн.

Однако даже являясь собственником раритета, Билл Гейтс не прячет “Трактат о воде, земле и делах небесных”, он любезно предоставляет книгу в разные музеи мира на время выставок, где ее может увидеть любой желающий.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении