mppss.ru – Все про автомобили

Все про автомобили

Личностное и профессиональное самоопределение в юношеском возрасте. Научно-теоретические основы изучения профессионального и личностного самоопределения в юношеском возрасте Социальное самоопределение в ранней юности

В молодости все силы души направлены на будущее, и будущее это принимает такие разнообразные, живые и обворожительные формы под влиянием надежды, основанной не на опытности прошедшего, а на воображаемой возможности счастия, что одни понятые и разделенные мечты о будущем счастии составляют уже истинное счастие этого возраста.

Л. Толстой. Отрочество

Совершающееся в ранней юности открытие внутреннего мира сопряжено с переживанием его как ценности. Открытие себя как неповторимо уникальной личности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить. Юношеская рефлексия есть, с одной стороны, осознание собственного “я” (“Кто я?”, “Какой я?” “Каковы мои способности?”, “За что я могу себя уважать?”) , а с другой - осознание своего положения в мире (“Каков мой жизненный идеал?” ,“Кто мои друзья и враги?”, “Кем я хочу стать?”, “Что я должен сделать, чтобы и я сам, и окружающий мир стали лучше?”). Первые, обращенные к себе вопросы ставит, не всегда сознавая это, уже подросток. Вторые, более общие, мировоззренческие вопросы ставит юноша, у которого самоанализ становится элементом социально-нравственного самоопределения.

Трудность заключается в том, что ранняя юность, создавая внутренние условия, благоприятные для того, чтобы человек начал задумываться для чего он живет, не дает средств, достаточных для ее решения. Хорошо известно, что проблема смысла жизни не только мировоззренческая, но и вполне практическая. Ответ на нее содержится как внутри человека, так и вне его - в мире, где раскрываются его способности, в его деятельности, в чувстве социальной ответственности. А ведь это как раз и образует тот дефицит, который подчас весьма болезненно ощущается в юности.

Таким образом, замыкаясь на самом себе, поиск смысла жизни как бы обречен на то, чтобы остаться лишь упражнением юношеского мышления, что создает реальную опасность устойчивого эгоцентризма и ухода в себя, особенно у юношей с чертами невротизма или предрасположенного к нему в связи с особенностями предшествующего развития (низкое самоуважение, плохие человеческие контакты.

Однако, несмотря на все субъективные трудности, эти искания содержат в себе высокий позитивный потенциал: в поиске смысла жизни вырабатывается мировоззрение, расширяется система ценностей, формируется тот нравственный стержень, который помогает справиться с первыми житейскими неурядицами, юноша начинает лучше понимать окружающий мир и самого себя, становится в действительности самим собой.

Становление мировоззрения

Социальное самоопределение и поиск себя неразрывно связаны с формированием мировоззрения.

Юность -- решающий этап становления мировоззрения, потому что именно в это время созревают и его когнитивные, и его эмоционально-личностные предпосылки. Юношеский возраст характеризуется, не просто увеличением объема знаний, но и громадным расширением умственного кругозора старшеклассника, появлением у него теоретических интересов и потребности свести многообразие фактов к немногим принципам. Хотя конкретный уровень знаний, теоретических способностей, широта интересов у ребят весьма неодинаковы, какие-то сдвиги в этом направлении наблюдаются у всех, давая мощный толчок юношескому «философствованию».

Мировоззрение -- это взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех его знаний. Познавательными (когнитивными) предпосылками мировоззрения являются усвоение определенной и весьма значительной суммы знаний (не может быть научного мировоззрения без овладения наукой) и способность индивида к абстрактному теоретическому мышлению, без чего разрозненные специальные знания не складываются в единую систему.

Но мировоззрение -- не столько логическая система знаний, сколько система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные ценностные ориентации.

Для понимания проблемы личностного самоопределения следует отметить чрезвычайно существенное положение: уровень личности - это уровень ценностно-смысловой детерминации, уровень существования в мире смыслов и ценностей. Как указывают Б.В.Зейгарник и Б.С.Братусь, для личности “основная плоскость движения - нравственно-ценностная. Первый момент - это, что существование в мире смыслов есть существование на собственно личностном уровне (на это указывал еще Л.С. Выготский); область смыслов и ценностей есть та область, в которой и происходит взаимодействие личности и общества; ценности и смыслы есть, собственно говоря, язык этого взаимодействия. Второй момент - ведущая роль ценностей для формирования личности: Исповедание ценностей закрепляет единство и самотождество личности, надолго определяя собой главные характеристики личности, ее стержень, ее мораль, ее нравственность. Ценность обретается личностью, поскольку “... иного способа обращаться с ценностью, кроме ее целостно-личностного переживания, не существует. Таким образом, обретение ценности есть обретение личностью самой себя. И третий - выделяемые Б.В. Зейгарник и Б.С. Братусем функции смысловых образовании: создание эталона, образа будущего и оценка деятельности с ее нравственной, смысловой стороны.

Личностное самоопределение в ранней юности

Совершающееся в ранней юности открытие внутреннего мира сопряжено с переживанием его как ценности. Открытие себя как неповторимо уникальной личности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить. Юношеская рефлексия есть, с одной стороны, осознание собственного “я” (“Кто я?”, “Какой я?” “Каковы мои способности?”, “За что я могу себя уважать?”) , а с другой - осознание своего положения в мире (“Каков мой жизненный идеал?” ,“Кто мои друзья и враги?”, “Кем я хочу стать?”, “Что я должен сделать, чтобы и я сам, и окружающий мир стали лучше?”). Первые, обращенные к себе вопросы ставит, не всегда сознавая это, уже подросток. Вторые, более общие, мировоззренческие вопросы ставит юноша, у которого самоанализ становится элементом социально-нравственного самоопределения. Трудность заключается в том, что ранняя юность, создавая внутренние условия, благоприятные для того, чтобы человек начал задумываться для чего он живет, не дает средств, достаточных для ее решения. Хорошо известно, что проблема смысла жизни не только мировоззренческая, но и вполне практическая. Ответ на нее содержится как внутри человека, так и вне его - в мире, где раскрываются его способности, в его деятельности, в чувстве социальной ответственности. А ведь это как раз и образует тот дефицит, который подчас весьма болезненно ощущается в юности.

Таким образом, замыкаясь на самом себе, поиск смысла жизни как бы обречен на то, чтобы остаться лишь упражнением юношеского мышления, что создает реальную опасность устойчивого эгоцентризма и ухода в себя, особенно у юношей с чертами невротизма или предрасположенного к нему в связи с особенностями предшествующего развития (низкое самоуважение, плохие человеческие контакты.

Однако, несмотря на все субъективные трудности, эти искания содержат в себе высокий позитивный потенциал: в поиске смысла жизни вырабатывается мировоззрение, расширяется система ценностей, формируется тот нравственный стержень, который помогает справиться с первыми житейскими неурядицами, юноша начинает лучше понимать окружающий мир и самого себя, становится в действительности самим собой.

Профессиональное самоопределение - это многомерный и многоступенчатый процесс, в котором происходит выделение задач общества и формирование индивидуального стиля жизни, частью которой является профессиональная деятельность. Профессиональное самоопределение можно рассматривать как серию задач, которые общество ставит перед формирующейся личностью и которые эта личность должна последовательно разрешить в течение определенного периода времени; как процесс поэтапного принятия решений, посредством которых индивид формирует баланс между своими предпочтениями и склонностями, с одной стороны, и потребностями существующей системы общественного разделения труда - с другой; как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность (И.С. Кон).

Профессиональное самоопределение нельзя рассматривать как "стоп-кадр" процесса развития: приобретаемый на избранном пути опыт меняет картину возможностей человека и направление его дальнейшего развития. Профессиональное самоопределение составляет важный момент личностного самоопределения, рассматривается как непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности, как процесс чередующихся выборов, каждый из которых - важное жизненное событие, определяющее дальнейшие шаги на пути профессионального развития личности.

Психологические факторы, составляющие основу профессионального самоопределения:

осознание ценности общественно полезного труда;

общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране;

осознание необходимости общей и профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и самореализации;

общая ориентировка в мире профессионального труда;

выделение дальней профессиональной цели (мечты);

согласование мечты с другими важными жизненными целями (семейными, личными, досуговыми);

знание о выбираемых целях;

знание о внутренних препятствиях, осложняющих достижение избранной цели и др.

Становление мировоззрения

Социальное самоопределение и поиск себя неразрывно связаны с формированием мировоззрения.

Юность -- решающий этап становления мировоззрения, потому что именно в это время созревают и его когнитивные, и его эмоционально-личностные предпосылки. Юношеский возраст характеризуется, не просто увеличением объема знаний, но и громадным расширением умственного кругозора старшеклассника, появлением у него теоретических интересов и потребности свести многообразие фактов к немногим принципам. Хотя конкретный уровень знаний, теоретических способностей, широта интересов у ребят весьма неодинаковы, какие-то сдвиги в этом направлении наблюдаются у всех, давая мощный толчок юношескому «философствованию».

Мировоззрение -- это взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех его знаний. Познавательными (когнитивными) предпосылками мировоззрения являются усвоение определенной и весьма значительной суммы знаний (не может быть научного мировоззрения без овладения наукой) и способность индивида к абстрактному теоретическому мышлению, без чего разрозненные специальные знания не складываются в единую систему.

Но мировоззрение -- не столько логическая система знаний, сколько система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные ценностные ориентации.

Для понимания проблемы личностного самоопределения следует отметить чрезвычайно существенное положение: уровень личности - это уровень ценностно-смысловой детерминации, уровень существования в мире смыслов и ценностей. Как указывают Б.В.Зейгарник и Б.С.Братусь, для личности “основная плоскость движения - нравственно-ценностная. Первый момент - это, что существование в мире смыслов есть существование на собственно личностном уровне (на это указывал еще Л.С. Выготский); область смыслов и ценностей есть та область, в которой и происходит взаимодействие личности и общества; ценности и смыслы есть, собственно говоря, язык этого взаимодействия. Второй момент - ведущая роль ценностей для формирования личности: Исповедание ценностей закрепляет единство и самотождество личности, надолго определяя собой главные характеристики личности, ее стержень, ее мораль, ее нравственность. Ценность обретается личностью, поскольку “... иного способа обращаться с ценностью, кроме ее целостно-личностного переживания, не существует. Таким образом, обретение ценности есть обретение личностью самой себя. И третий - выделяемые Б.В. Зейгарник и Б.С. Братусем функции смысловых образовании: создание эталона, образа будущего и оценка деятельности с ее нравственной, смысловой стороны.

В раннем юношеском возрасте (15-16 лет) в процессе развития самосознания формируется относительно устойчивое представление о самом себе, Я-концепция. Для ранней юности характерна устремлѐнность в будущее. К 16-17 годам возникает особое новообразование личности, которое в психологии обозначается термином ― самоопределение.

Личностное самоопределение реализуется посредством определения «Я-концепции» относительно выработанных в обществе норм и идеалов и осознанным принятием человеком критериев становления личности, а также дальнейшая реализация себя на основе этих критериев. В этот возрастной период формируется профессиональное самоопределение. В процессе профессионального самоопределения развивается самосознание, происходит становление профессиональной идентичности. Джеймс Марсиа (James Marcia, 1966, 1980, 1993) развивал взгляды Эриксона и выделил четыре статуса идентичности: мораторий, достижение, предрешенность, диффузия идентичности. Молодые люди, которые находятся в статусе предрешенности, взяли на себя ряд обязательств, но не пошли через процесс принятия решения. Они сделали выбор профессии, идеологии, религиозных взглядов, однако этот выбор был сделан ими ранее и определен скорее значимыми людьми – родителями, учителями, друзьями. Молодежь, которая находится в диффузном статусе, еще не определилась с выбором профессии и других жизненных ориентиров. Юноши и девушки, находящиеся в статусе моратория, продолжающегося кризиса идентичности или периода принятия решений, заняты «поиском самих себя».На высшей стадии развития достижение идентичности является конечным статусом, достигается теми, кто прошел через кризис и принял свои обязательства. Как итог – самостоятельный выбор работы и свой собственный сформулированный моральный кодекс. Достижение идентичности обычно рассматривается как наиболее желаемый и зрелый статус.

25 молодость период активного профессионального развития Результатом профессиональной ориентации является наличие у школьников сформированного самоопределения, поэтому управление профориентацией может осуществляться только через процесс развития профессионального самоопределение личности. Перед молодым человеком лежит множество путей достижения цели профессионального самоопределения. Но на определенном этапе она еще не конкретизирована, скорее не установлена для него, но потенциально существует и опирается на накопленный человеческий опыт. Этот период времени можно рассматривать как первый этап, Вторым этапом в выборе личностью своего места в жизни является «осознание цели» для себя и значимости ее для общества. На этой ступени происходит усвоение субъектом определенных ценностей, направленных на него со стороны общества.Третьим этапом профессионального развития индивида является реализация им жизненных ценностей. В это понятие мы включаем как активность общества, так и активность самого человека. Формирование активной жизненной позиции человека - вот одна из главных задач. индивидуальное К концу периода молодости формируется устойчивое отношение к самому себе, своим семейным, профессиональным, социальным обязанностям. Человек определяет для себя, на что он способен, а что, вероятно, никогда не сумеет сделать. Общая характеристика периода такова: «Многие работающие люди… переживают начало тридцатых годов, когда подводятся первые итоги жизни, как внутренне относительно самую спокойную фазу жизни.В социальном плане создание семьи является рождением новой общности, которая учитывает все индивидуальные особенности её создателей. Механическое копирование существующих идеалов семьи (родительских или общественных) уводит человека от решения своей личной задачи развития. Стереотипы поведения, как правило, безличны, жестки и в конечном итоге – мертвы. Воспроизведение в своей семье неких стереотипов поведения, является по мысли Г.С.Абрамовой, внесением смерти в зарождение семьи.

26 Зрелость (44-66 лет). Возрастной портрет зрелого человека. Достижение вершин в управленческой деятельности в зрелом возрасте. Становление универсального события человека и мира. Поли-возрастная общность (внуки, дети, сверстники) и соборность человека. Родовые способности и индивидуализированный род. Незавершенность мира и ответственность человека. Воспитание учеников, забота о росте молодого поколения .Кризис зрелости (55-65 лет). Феноменология кризиса зрелости. Подтверждение своей значимости для других в кризисе зрелости. «Предметная смерть» в кризисе зрелости. Преодоление мерных и пограничных пределов индивидуальных и налично-исторических форм жизни. Приобретение интегративности в кризисе зрелости.

27 изменения в психологии старых и пожилых людей Образ жизни, реакция нервной системы на окружающую действительность оказывают огромное влияние на интенсивность развития преждевременного старения и его наиболее постоянного спутника – атеросклеротического процесса. Часто не столько соматическая патология, сколько неблагоприятные социальные факторы (смена жизненных стереотипов в трудовой деятельности, быту) является причиной того, что пожилой или старый человек чувствует себя больным. Вот почему важно обращать внимание напсихическое состояние старших возрастных групп. Многие пожилые и старые люди нуждаются в первую очередь в устранении одиночества, самоизоляции. Добрый совет, помощь в изменении образа жизни, нормализация отношений с близкими людьми – факторы, способствующие улучшению состояния здоровья.Ограничение адаптационных возможностей стареющего организма во многом определяется возрастными изменениями сердечно-сосудистой, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и выделительной систем, костно-суставного аппарата, мышечной системы. Стрессовые ситуации на фоне длительного перенапряжения нервной системы являются наиболее частой причиной развития гипертонических кризов, обострения ишемической болезни сердца, недостаточности кровообращения.

В период геронтогенеза происходит ослабление процессов возбуждения и торможения, особенно внутреннего торможения. Однако экспериментальным путем показано, что у молодых и старых людей - от 20 до 104 лет - условные двигательные рефлексы изменяются по-разному, в зависимости от подкрепления. Наиболее сохранным оказывается оборонительный условный рефлекс по сравнению с пищевым. Ориентировочно-исследовательский рефлекс на появление картинок с различным содержанием вырабатывается быстро в 20-65 лет и сохраняется долго; после 68 лет вырабатывается, но непрочный и т.д. С возрастом стареют прежде всего тормозной процесс и подвижность нервных процессов, а замыкательная функция страдает меньше. Кроме того, все изменения в период старения носят индивидуальный характер.

28 подростковый и юношеский возраст – это период наиболее благоприятный (сензитивный) для развития большого комплекса самых разнообразных общих и специальных способностей.

В основе развития способностей лежат следующие положения:

1) к подростковому возрасту организм ребенка физически окреп, а, следовательно, имеющиеся врожденные задатки уже должны проявиться;

2) не позже 6–7 лет ребенок должен пройти психологическое обследование на предмет выявления имеющихся задатков;

3) обучение детей должно опираться на выявленные задатки и способности, особенно в старших классах школы.

Введение 3

1. Теоретические аспекты профессионального самоопределения

личности в юношеском возрасте 6

1.1 Психологические особенности юношеского возраста 6

1.2. Сущность процесса профессионального самоопределения 8

1.3. Самопознание и самооценка как составляющие

процесса профессионального самоопределения 19

2. Экспериментальное исследование профессионального

самоопределения личности в юношеском возрасте 24

2.1. Выявление профессиональной направленности

личности в юношеском возрасте 24

2.2. Изучение профессионального типа личности

в юношеском возрасте 26

2.3. Изучение факторов привлекательности

при выборе профессии в юношеском возрасте 31

2.4. Анализ самооценки и готовности

личности к профессиональному самоопределению 33

Заключение 38

Список литературы 41

Приложение 1

Введение

Актуальностьпроблемы исследования обусловлена тем, что развитие и формирование профессионального самосознания является одним из центральных моментов становления личности в юношестве.

В качестве главного результата самоопределения личности в юношеском возрасте психологи называют потребность юношей и девушек занять внутреннюю позицию взрослого, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, то есть понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни. Поэтому характерным приобретением юности является формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения.

Самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека». Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.

Таким образом, профессиональная трудовая деятельность, которой предшествует правильный выбор, один из важнейших факторов, определяющих многое в жизни современного человека.

Основой профессионального самоопределения становиться личностная активность человека, которая является показателем умения занимать в жизнедеятельности в целом или в конкретной ситуации профессионального выбора позицию субъекта. Для того чтобы человек смог реализовать себя в качестве субъекта, он должен уметь согласовывать свои способности и возможности с внешними требованиями, носящими для него характер объективных и необходимых требований.

Цель нашего исследования изучить процесс профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте.

В соответствии с целью мы ставим следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ отечественных и зарубежных психологических, исследований по проблеме профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте.

2. Изучить психологические особенности развития личности в юношеском возрасте.

3. Определить в чем заключается сущность процесса профессионального самоопределения.

4. Рассмотреть самопознание и самооценку как составляющих процесса профессионального самоопределения.

3. Провести экспериментальное исследование особенностей профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте.

Объект исследования: личность в юношеском возрасте.

Предмет: процесс профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте.

Гипотеза исследования:Предполагается, что одной из основных особенностей юношеского возраста является формирование профессионального самоопределения личности.

Методологической основой исследования послужили общие методологические принципы психологии: системности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, и др.), развития (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин), активности (В.П. Зинченко, Н.Д. Завалова, В.А. Петровский, В.А. Пономаренко), единства личности и деятельности (Е.А. Климов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), детерминизма (С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский).

Теоретической основой исследования являются работы Е.А.Климова, Л.И. Божович, Н.С.Пряжникова, Д.Майерса, Э.Ф. Зеера, И.В. Шаповаленко, В.С. Мухиной, Б.С. Волкова др.

Нами были применены такие методы исследования как:

1. Обзорно-аналитический метод, включающий теоретический анализ литературы по проблеме исследования.

2. Экспериментальные методы: психодиагностические методики дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова, опросник Дж. Холланда, модифицированный вариант методики В.А. Ядова (модификация Н. Кузьминой, А. Реана).

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка изученной литературы.

Во введении обозначены цель, объект, предмет и задачи исследования, сформулирована гипотеза исследования, доказана актуальность изучения особенностей профессионального самоопределения в юношеском возрасте.

В первой главе «Теоретические аспекты профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте» дан анализ теоретических источников, посвященных изучению данной проблемы. В данной главе отражены психологические особенности юношеского возраста, рассмотрена сущность процесса профессионального самоопределения, а также, самопознание и самооценка как составляющие процесса профессионального самоопределения.

Во второй главе « Экспериментальное изучение профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте» рассматриваются этапы и обобщаются результаты экспериментального изучения особенностей профессионального самоопределения в юношеском возрасте.

В заключении приведены результаты исследования на основании теоретического и экспериментального изучения проблемы особенностей профессионального самоопределения в юношеском возрасте.

1. Теоретические аспекты профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте

1.1 Психологические особенности юношеского возраста

Ученые дают разные возрастные рамки этого периода. И.Ю. Кулагина выделяет старший школьный возраст – ранняя юность (16-17 лет), юность – от 17 до 20-23 лет. В.С. Мухина определяет юность как период после отрочества до взрослости (возрастные границы от 15-16 до 21-25 лет). С.Ю. Головин считает, что юность - период развития человека, соответствующий переходу от возраста подросткового к самостоятельной взрослой жизни (зрелости).

Юность – это возраст, когда завершается физическое созревание личности, складывается мировоззрение, формируются ценностные ориентации, установки. Мышление в юности приобретает личностный эмоциональный характер. Эмоциональность проявляется в особенностях переживаний по поводу собственных возможностей, способностей и личностных качеств. Интеллектуальное развитие выражается в тяге к обобщениям, поиску закономерностей и принципов, стоящих за частными фактами. Возрастают концентрация внимания, объем памяти, логизация учебного материала, формируется абстактно-логическое мышление. Проявляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах. В юности окончательно преодолевается свойственная предшествующим этапам онтогенеза зависимость от взрослых и утверждается самостоятельность личности.

Фундаментальные изменения в сфере самосознания происходят именно

в период юношеского возраста. Возникает адекватная самооценка, переход от фрагментарного видения себя целостному самоотношению. Появляется осознание собственной особенности и неповторимости, внешние оценки переходят на уровень внутренних, все это позволяет говорить о становлении Я-концепции личности.

Юношеский возраст по Э. Эриксону, строится вокруг процесса идентичности, состоящего из серии социальных, и индивидуально-личностных выборов, идентификации, профессионального становления.

Д. Майерс считает, что в пору юности все определенней и отчетливей оказывается индивидуальный облик каждого молодого человека, все ясней выступают те его индивидуальные особенности, которые в своей совокупности определяют склад его личности.

И.С. Кон указывает, на то, что социальная ситуация развития характеризуется в первую очередь тем, что старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это период, в котором осуществляется переход от детства к началу взрослой жизни, соответствующей степени ответственности, самостоятельности, способности к активному участию в жизни общества и в своей личной жизни, к конструктивному решению различных проблем, профессионального становления. И наряду с таким сложным личностным развитием, большое место занимает именно профессиональное становление студентов, которое осуществляется в рамках учебной деятельности.

Л.И. Божович утверждает, что самоопределение, как личностное, так и профессиональное, - характерная черта юношества. Выбор профессии упорядочивает и приводит в систему соподчинения все его разнообразные мотивационные тенденции, идущие как от его непосредственных интересов, так и от других многообразных мотивов, порождаемых ситуацией выбора.

В психологических периодизациях Д.Б. Эльконина и А.Н. Леонтьева ведущей деятельностью в юности признается учебно-профессиональная деятельность.

Другие психологи говорят о профессиональном самоопределении как ведущей деятельности в ранней юности. И.В. Дубровина уточняет, что к моменту окончания школы о самом самоопределении говорить рано, ибо это только намерения, планы на будущее, не реализованные еще в действительности. В старших классах формируется психологическая готовность к самоопределению. Готовность к самоопределению означает не завершенные в своем формировании психологические структуры и качества, а определенную зрелость личности, т.е. сформированность психологических образований и механизмов, обеспечивающих возможность роста личности сейчас и в будущем.

1) сформированность на высоком уровне психологических структур: теоретического мышления, основ научного и гражданского мировоззрения, самосознания и развитой рефлексии;

2) развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности (потребность занять внутреннюю позицию взрослого человека – члена общества, потребность в общении, потребность в труде, нравственные установки, ценностные ориентации, временные перспективы);

3) становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих способностей и интересов, критического отношения к ним.

1.2. Сущность процесса профессионального самоопределения

Профессиональное самоопределение – это многомерный и многоступенчатый процесс, в котором происходит выделение задач общества и формирование индивидуального стиля жизни, частью которой является профессиональная деятельность. В процессе профессионального самоопределения устанавливается баланс личных предпочтений и склонностей и существующей системы разделения труда. Выбор профессии, осуществляемый человеком в результате анализа внутренних ресурсов и путем соотнесения их с требованиями профессии, является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни.

  • 11. Общая характеристика эмоций и чувств.
  • 12. Общая характеристика ощущений и их закономерностей.
  • 13. Характер и его основные особенности.
  • 14. Общая характеристика памяти. Рациональные способы запоминания.
  • 15. Общая характеристика мышления.
  • 16. Общая характеристика внимания. Виды и свойства внимания.
  • 17.Методы социальной психологии.
  • 18. Общение как обмен информацией. Невербальная коммуникация. Специфика педагогического общения.
  • 20. Общение как познание людей друг друга (соц. Перцепция). Механизмы (проекции, стереотипы) и эффекты межличностного восприятия.
  • 21. Проблема групп в социальной психологии. Классификация групп.
  • 22. Определение малой группы и ее границы. Основные направления исследований малых групп. Типы малых групп.
  • 23. Лидерство и руководство. Теории происхождения лидерства. Стиль лидерства: классические и современные представления.
  • 24. Общая характеристика больших социальных групп.
  • 25.Стадии и уровни развития малой группы.
  • 28. Методы исследования возрастной педагогической психологии.
  • 29. Социально-историческая природа детства.
  • 30. Основные подходы к объяснению психического развития в возрастной психологии (биологизаторские и социологизаторские концепции психического развития человека).
  • 32. Понятие сензитивного периода в развитии психики. Особенности сензитивных периодов на различных этапов развития.
  • 33. Основные подходы к построению периодизаций психического развития в психологии.
  • 1. Понятие возраста в психологии
  • 2. Основные группы периодизации развития в отечественной и зарубежной психологии
  • 2) Стадии развития интеллекта по ж. Пиаже.
  • 1) Э. Эриксон. Периодизация личностного развития:
  • 3. Периодизация л.С. Выготского и д.Б. Эльконина
  • 1) В.И. Слободчиков
  • 34. Периодизации психического развития л.С.Выготского, д.Б.Эльконина. Понятие и виды ведущей деятельности.
  • 35. Кризис новорожденности. Комплекс оживления у ребенка.
  • 36. Особенности психологического развития в младенчестве и раннем детстве.
  • 37. Кризис 3-х лет.
  • 38. Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте. Формирование личности в дошкольном возрасте.
  • 39. Кризис 7 лет. Психологическая готовность к школьному обучению.
  • 40. Формирование личности в младшем школьном возрасте.
  • 41. Подростковый кризис.
  • 42. Особенности формирования личности в подростковом возрасте.
  • 43. Личностное и профессиональное самоопределение в ранней юности. Становление мировоззрения.
  • 44. Кризис юности (17-21).
  • 45. Этапы исторического развития педагогической психологии. Характеристика общедидактического этапа.
  • 60. Подходы зарубежных и отечественных ученых к профессиональному самоопределению (д. Сьюпер, э. Гинзберг, Дж. Холланд).
  • 43. Личностное и профессиональное самоопределение в ранней юности. Становление мировоззрения.

    Личностным самоопределением является основное новообразование ранней юности, которое определяет все другие виды самоопределения юношей и девушек. Определяющую роль в личностном самоопределении на этом этапе играет самосознание, которое выступает основой построения отношения личности к себе и взаимодействия с другими людьми.

    Важнейшими психологическими условиями возникновения и развития самоопределения старшеклассников являются их ценностные ориентации, а становление личностного самоопределения происходит в результате сложного взаимодействия внешних и внутренних факторов развития. Влияние социальных факторов, прежде всего специфика социокультурных условий жизни, переплетаясь в комплексе психологических особенностей старшеклассника (мотивы, интересы, опыт и т.д.), проявляется в особенностях его отношения к себе, к собственной деятельности, поведения и взаимодействия с другими.

    Новый характер самоопределения, который формируется в старшем школьном возрасте, обеспечивает возможность построения жизненных перспектив, планов на будущую жизнь и деятельность.

    Становление этого феномена осуществляется поэтапно:

      сначала внутренне, то есть через осознание учеником действительности и себя в социуме; сравнения действительности со своей системой норм, ценностей и их оценки;

      сравнения себя и требований объективной действительности;

      самооценку;

      выбор определенной социальной роли, устойчивой жизненной, общественной позиции, и только потом проявляется внешне в деятельности и поведении через реализацию социальной установки, обмен ценностями.

    Как часть нормативной активности ученика и компонент его нравственного формирования, данный феномен выступает в роли фактора, регулирующего деятельность и общение старшеклассника. Психологи рассматривают личностное самоопределение как генетическую исходную категорию, которая определяет все другие виды самоопределения: профессиональное, семейно-бытовое, гражданское, нравственное, ролевое, ценностное и т.п. Здесь отправным пунктом является понимание личностного самоопределения как результата социального развития личности.

    М. Гинзбург вывел основные положения, дающие возможность построить целостную картину самоопределения в юношеском возрасте:

      личностное самоопределение имеет ценностно-смысловую природу и является активным определению позиции старшеклассника относительно социально значимых ценностей;

      в этом возрасте личностное самоопределение является генетически исходным и определяет развитие всех других типов самоопределения;

      особенности личностного самоопределения обусловливают характеристики социального самоопределения;

      на основе особенностей социального самоопределения у старшеклассника вырабатываются требования и ожидания к определенной профессии, осуществляется профессиональное самоопределение;

      самоопределение в старшем школьном возрасте тесно связано с представлениями о своем будущем;

      личностное самоопределение неразрывно связано с переструктурированием мотивационной сферы старшеклассника.

    Среди основных социально-психологических детерминант личностного самоопределения юношей и девушек можно выделить такие представления, имеющие смысловое значение для жизни:

      значимость проблем, которые обсуждаются с ровесниками;

      круг референтных лиц;

      ценностные ориентации;

      целеустремленность отношений;

      сферы самореализации;

      отношение к социуму и осмысление себя в нем;

      будущие планы, их конкретное содержание;

      выбор профессии, ориентация в ней на социально или личностно значимые факторы;

      мера уверенности в выборе линии поведения.

    В зарубежной психологии процесс самоопределения называют формированием идентичности . Среди основных состояний формирования идентичности выделяют обусловленность, диффузию, мораторий и достижения идентичности , которые определяются с учетом двух факторов: принятие самостоятельных решений (кризис идентичности) и наличие твердых обязательств от сделанного выбора системы ценностей или будущей профессиональной деятельности.

    Старшеклассники в статусе обусловленности берут на себя обязанности, не принимая самостоятельных решений, то есть выбирают идеологию, религию, профессию и т. п., но их выбор обусловлен мнением значимого для них взрослого.

    У такой категории юношества переход к взрослости проходит гладко, без конфликтов, ее действия, как правило, последовательные и стабильные, имеющиеся сильные положительные связи со значимыми другими людьми. Представители этой категории придерживаются более авторитарных ценностей, чем старшеклассники в других статусах.

    У юношей и девушек, которые находятся в статусе диффузии , нечеткая направленность личности и мотивация деятельности, они просто уходят от вопросов, касающихся личностного самоопределения. Эти старшеклассники лишенные родительской заботы, многие из них в этом статусе характеризуются, асоциальным поведением, употреблением наркотиков и алкоголя и т.д.

    Статус моратория предусматривает эпицентр кризиса идентичности старшеклассника или периода принятия ответственных решений. Они все еще заняты поиском своего «Я», борются с миром конфликтных ценностей и альтернатив, стремятся к независимости от родителей и одновременно боятся родительского недовольства.

    Достижение идентичности - статус школьной молодежи, которая прошла кризис, взяла на себя определенные обязанности вследствие сделанного выбора и старается жить по определенным правилам.

    В этих старшеклассников, по сравнению с другими статусами, гармоничные отношения с семьей; их поиски независимости несут в себе меньший эмоциональный заряд, чем в статусе моратория; они не бояться стать изолированными, как старшеклассники в статусе диффузии. В зависимости от того аспекта жизни, который рассматривается, статус идентичности может изменяться: старшеклассник одновременно может находиться в статусе обусловленности относительно пол - ролевых предпочтений и в статусе моратория в выборе профессии.

    Вообще, феномен личностного самоопределения для старшеклассников является ведущим центром социализации, возникновение этого феномена возможно только на определенном уровне развития самосознания, а именно, когда у личности появляется способность к внутреннему диалогу.

    Формирование личностного самоопределения обусловливается объективными факторами социальной действительности, системой целенаправленных воспитательных воздействий, субъективной подготовленности подрастающего поколения к общению и взаимодействию в социуме.

    Объективными предпосылками возникновения данного феномена являются: общее недовольство, отсутствие достаточного доверия и взаимопонимания со взрослыми; неодинаковая готовность к участию в социально необходимом взаимодействии и слабая готовность к реальной социальной жизни в целом.

    К субъективным предпосылкам относятся: возникновение внутренней потребности в формировании определенной смысловой системы; развитие ценностно-ориентационной деятельности и чувство ответственности за сказанное или совершенный поступок; стабилизация мотивационной сферы.


    Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении