mppss.ru – Все про автомобили

Все про автомобили

Наземная радиосвязь. Радиосвязь в авиации Системы воздушной авиационной радиосвязи УКВ диапазона должны обеспечивать устойчивую и надежную радиосвязь в пределах прямой видимости

WikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 23 человек(а).

Количество источников, использованных в этой статье: . Вы найдете их список внизу страницы.

Управление воздушным движением (УВД) отвечает за предоставление важной информации для пилотов вокруг оживленных аэропортов. Они общаются с пилотами на выделенных радиочастотах, чтобы аэропорт работал без помех и безопасно. Их связи также доступны для общественности. Если вы студент - пилот, пилот в отставке или просто хотите знать, что происходит в дружественных небесах, вы можете слушать авиадиспетчеров на работе в любое время.

Шаги

Найдите авиационную частоту

Авиационные секционные диаграммы

    Найдите авиационную секционную диаграмму. Вы, скорее всего, хотите искать графики вашего района вблизи аэропорта. Более старые версии этих карт, как правило, работают просто отлично. Сейчас секционные диаграммы для различных местностей доступны на www.skyvector.com

    Найдите ближайший аэропорт на графике. Аэропорты обозначаются синими или пурпурными кругами, с линиями внутри, представляющими взлетно-посадочные полосы. Рядом с кругами есть блок текста с названием аэропорта и информацией об этом аэропорта. Диспетчерская частота обозначается CT - 000,0, где следующие цифры обозначают частоту, используемую УВД. Например, частота для регионального аэропорта Wittman (Виттманн) в Ошкоши, Висконсин, является КТ - 118,5.

    Если аэропорт не контролируется (без башни) или башня работает неполный рабочий день, С в окружности после ряда частот будет использоваться для обозначения Общего Консультативного Трафика Частоты (ОКТЧ). Звезда будет после частоты башни, чтобы обозначить, что аэропорт имеет башню часть времени. В этом типе аэропорта пилоты общаются непосредственно друг с другом и рассказывают друг другу свои позиции и намерения.

    Все контролируемые аэропорты будем обозначать синими кругами, в то время как неконтролируемые аэропорты пурпурными. Аэропорты с взлетно-посадочными полосами более 8000 футов не закрыты в кругах и просто имеют диаграмму, изображающую расположение ВПП, которое обведено синим (контролируемый) или пурпурным (неконтролируемый).

    У некоторых аэропортов есть AWOS (автоматизированная система погодных наблюдений), ASOS (Автоматизированная поверхностная система наблюдений), или АТИС (автоматизированный терминал информации) частоты, перечисленные на графике. Они автоматизированы или с повторением передачи, которые обеспечивают пилотам прогноз погоды и информацию по аэропорту, когда они готовятся к взлёту или посадке.

    Если у вас есть доступ к директории аэропорта / объекта, вы можете найти больше частот, чем те, которые доступны на графике. В больших аэропортах пилоты получают свои планы полета из частоты "доставки клиренса", общаются на взлетном поле с частоты, "земли" и получают разрешение на взлет и посадку от "башни" частоты. После того, как пилоты в воздухе, они будут говорить с частотой "взлет / посадка", и один раз в пути они могут даже поговорить с "центром" частоты. Если вам повезет, или вы живете достаточно близко к аэропорту, вы могли бы получить некоторые из этих частот.

Жаргон пилотов

    Если контролер дает пилоту команду, он или она будет содержать префикс с идентификационным номером самолета. Для коммерческих рейсов это будет только номер рейса, например Юнайтед 2311. Меньшие самолеты идентифицируется по номеру у них на хвосте.

    После номера рейса контролер даст команду, например, "ввести по ветру. " Это указывает пилоту войти транспортным средством в определенном месте. Пилот будет повторять инструкции, чтобы контролер мог проверить, что первый все правильно понял.

    Иногда, контролеры переводят пилота на другую частоту. Например, контролер говорит, "Ноябрь-12345, контакт на 124,32, хорошего дня. Еще раз пилот повторит инструкцию.

  1. Не удивляйтесь, если вы можете услышать только одну сторону разговора. Вы, скорее всего, только в состоянии услышать самолет, а не контролирующий орган. Если вы находитесь рядом с аэропортом, вы можете услышать УВД и пилотов.
  2. В приложении TuneIn радио для Roku box и Ipod вы можете настроиться на частотах для крупного (SFO, DCA, МВД, JFK и т.д.) и местных аэропортов.
  3. Предупреждения

  • Некоторые "сканеры" на самом деле "приемопередатчики", которые позволяют двухстороннюю связь. НИКОГДА не общайтесь на авиационных частотах. Наказания являются серьезными!
  • В том маловероятном случае, если вы слышите аварийную ситуацию на локальной частоте, такие как крушение самолета, немедленно звоните по телефону 911.

Наземной радиосвязью называется электросвязь, которая использует приемопередатчики, расположенные на поверхности Земного шара, в нижней части атмосферы. Такой тип связи исключает воздушную радиосвязь.

Принцип работы

Передача сигнала в наземной радиосвязи производится так:

  1. В передающем устройстве образовываются частотные колебания заданной частоты (формируется несущий сигнал)
  2. На эти колебания накладываются сигналы, которые нужно передать (голос, текст, картинка), что создает несущий полезный сигнал
  3. Затем сигнал передается антенной с помощью радиоволн в пространство
  4. Антенна приемника «ловит» модулированный сигнал, и направляет его в приемное устройство
  5. Фильтр «очищает» сигнал от посторонних шумов, и «выделяет» из массы прочих полезный сигнал

Из-за помех на радиолинии, полученный сигнал может несколько отличаться от передаваемого. Но, это не так существенно.

Наземные системы радиосвязи

Наземные системы радиосвязи играют огромную роль в сфере передачи информации по радиоволнам. Они составляют успешную конкуренцию спутниковым и мобильным системам связи. Особенно при связи на больших расстояниях.

Наиболее популярные частотные диапазоны, в которых работают наземные системы радиосвязи – от 2 до 100 ГГц (микроволновая связь). К таким системам относят радиорелейные сети и линии связи прямой видимости. А также, системы распределения данных, радио-мосты и сотовые сети.

Постоянное совершенствование наземных систем породило новые принципы и технологии, что привело к появлению радиоустройств нового поколения. Они потребляют меньше электроэнергии, показывают большую эффективность, и стоят гораздо меньше своих предшественников.

Работа наземных радиосистем зависит от многих факторов. К наиболее важным можно отнести: тип местности, характер рельефа и условия климата.

Воздушная радиосвязь

Авиационная воздушная радиосвязь организовывается в диапазонах ГКМВ, МВ и МКМВ, а также, с помощью спутниковых систем связи. Основные системы связи организованы в метровом диапазоне, декаметровый диапазон используется в качестве дальней сети связи.

При организации воздушной радиосвязи учитываются такие моменты, как:

  • Возможности радиооборудования с технической точки зрения, и функционала
  • Совместимость устройств в плане электромагнетизма
  • Возможность реализации циркулярной отправки сообщений всем воздушным судам

Воздушная радиосвязь на сверхзвуковых самолетах (пилотов с диспетчерскими пунктами) реализовывается с помощью отдельных сетей. Они разрабатываются индивидуально, в зависимости от каждого конкретного аэродрома.

Экипаж воздушного судна связывается с диспетчерским пунктом с помощью единого частотного диапазона (МВ), который установлен конкретно для каждой воздушной трассы. Если связаться по МВ невозможно, тогда используется аварийный канал в ДКМВ.

Чтобы узнать подробности организации наземной и воздушной радиосвязи, обратитесь в нашу Компанию по телефону, указанному выше.

Радиосвязь в Военно Воздушном Флоте с 1945 по 1991 гг.

К концу Великой Отечественной войны в ВВС СССР был накоплен богатейший опыт работы частей и подразделений в организации авиационной связи, и сложились вполне определенные взгляды на ее боевое применение. Необходимо отметить, что зарождение и развитие авиационной связи в отечественных ВВС с 1910 по 1945 гг. происходило под воздействием многих факторов самой различной природы, нередко взаимоисключающих друг друга. Среди них следует выделить, прежде всего, бурное развитие воздушного флота и стремительное повышение его роли в ходе боевых действий, что сопровождалось зарождением и интенсивным развитием теории боевого применения родов и служб военной авиации, а также уровень научной разработки и обоснования проблем радио и приборостроения в стране.

Среди важнейших факторов, вызвавших необходимость совершенствования авиационной связи, следует назвать:

  1. боевую практику, полученную в ходе войны, военных конфликтов самого различного масштаба, с полной определенностью показавшую на огромное значение непрерывного и гибкого управления войсками в ходе боевых действий и зависимость его состояния от уровня организации связи;
  2. интенсивное развитие военно-воздушных сил, происходившее в мире в первые послевоенные десятилетия, и техническое перевооружение военной авиации стран НАТО и прочих стран вероятного противника в послевоенный период.

Факторы, обеспечившие возможность совершенствования авиационной связи:

  1. создание в послевоенные годы необходимой научно-производственной базы, которая в последующем была использована для осуществления конструирования средств управления и связи, опытного и промышленного радио-строения;
  2. освоение в промышленном производстве новых и надежных образцов технических устройств отечественных конструкций, использовавшихся в системе управления ВВС и создаваемых с использованием собственных и трофейных технологий на основе местной сырьевой базы;
  3. достигнутая степень развития авиационного приборостроения и вооружения; используемые технологии производства элементной базы в точном приборостроении;
  4. параметры финансирования военного строительства в стране, доля военного бюджета, отпускаемая для нужд авиации;
  5. развитие воздушного флота СССР, совершенствование состава военной авиации и организационной структуры авиационных частей и соединений, а также оформление взглядов на их использование, дальнейшее развитие теории боевого применения ВВС.

В ходе работы над принципами построения авиационной радиосвязи нового типа были определены основные направления и пути развития. Прежде всего, необходимо было создать надежные, отвечающие новым требованиям средства связи, пригодные по основным параметрам для принятия на вооружение авиации. Выявлены важнейшие приоритеты строительства нового вида обеспечения связи военного воздушного флота – переход на новый принцип распределения частотного ресурса и на новый тип разделения средств радиосвязи. Авиационные радиостанции можно разделить на две основные группы: самолетные (бортовые) и аэродромные (наземные). Радиостанции каждой группы в свою очередь могут быть разделены на коротковолновые (КВ) и ультракоротковолновые (УКВ). Послевоенный переход командной радиосвязи в диапазон УКВ позволил снять нагрузку с КВ диапазона, поскольку в рамках последнего становилось очень тесно из-за ограниченного количества радиоканалов, особенно это ощущалось во время наступательных операций Красной армии в 1943-1945 гг.

Самолетные (бортовые) радиостанции делятся на:

  1. связные: самолетные КВ радиостанции, которые служат для дальней связи самолета с землей. Они обычно работают в диапазоне частот 2 – 30 МГц. При сравнительно небольшой мощности (десятки или сотни Вт) за счет пространственной волны с помощью подобных станций в звене самолет-земля могут перекрываться расстояния в несколько тысяч километров.
  2. командные: самолетные УКВ радиостанции, которые применяются для обеспечения связи в пределах прямой видимости (десятки или сотни километров) при взлете и посадке самолетов, при управлении самолетами в строю и т.д. Радиостанции этого типа устанавливаются на всех самолетах и вертолетах. Диапазон частот командных радиостанций 100 – 150 МГц и 220 – 390 МГц.

Кроме связных и командных радиостанций в состав связного оборудования ВВС входят радиостанции наземных служб – аэродромные носимые и автомобильные радиостанции и радиостанции авиа-наводчиков. В состав средств связи ВВС также входят аварийные радиостанции, которые используются членами экипажа для подачи сигналов бедствия с места вынужденного приземления. Аварийные радиостанции работают в ультракоротковолновом, в коротковолновом или средневолновом диапазонах – на одной частоте или на нескольких частотах. Эти радиостанции имеют малые габариты и массу, просты в эксплуатации и могут быть приведены в действие с любого места вынужденного приземления.

Радиостанция Р-800 “Клен”

Р-800 (РСИУ-3, “Клен”) – авиационная командная УКВ радиостанция. Использовалась на МИГ-15, МИГ-17
Диапазон частот 100-150 МГц, с возможностью выбора четырёх фиксированных частот с шагом через 83,3 кГц, мощностью 6 Вт.
Выходная лампа ГУ-32, вид излучения – амплитудная модуляция (АМ).

  • Диапазон частот: 100-150 МГц
  • Каналов: –
  • ЗПЧ: 4
  • Чувствительность: мкВ
  • Мощность: 6 Вт
  • Вид модуляции: АМ

Радиостанция Р-801 “Дуб-4”

Р-801 (РСИУ-4, “Дуб-4”) – авиационная командная УКВ радиостанция, устанавливали в Ан-8; Ан-12, МиГ-19С; МиГ-21Ф, Су-7; Су-15, Ту-116, Як-25; Як-27Р. Вес рабочего комплекта – 31,5 кг. Радиостанция Р-801П имеет шкалу в МГц и предназначена для использования на самолетах ГВФ.

  • Назначение: авиационная командная УКВ радиостанция
  • Каналов: –
  • ЗПЧ: 4
  • Чувствительность: 10 мкВ
  • Мощность: 6 Вт
  • Вид модуляции: АМ

Радиостанция Р-802В “Дуб-5В”

Р-802В – (РСИУ-5В, “Дуб-5В”) – авиационная командная УКВ радиостанция, вес рабочего комплекта – 29 кг.

  • Назначение: авиационная командная УКВ радиостанция
  • Диапазон частот: 100,0 – 150,0 МГц
  • Каналов: –
  • ЗПЧ: –
  • Чувствительность: 7 мкВ
  • Мощность: 14 Вт
  • Вид модуляции: АМ

Радиостанция Р-803

Р-803 – авиационная командная УКВ радиостанция
Диапазон частот – 220,0 – 390,0 МГц
Вес рабочего комплекта – 33,5 кг.

  • Назначение: авиационная командная УКВ радиостанция
  • Диапазон частот: 220,0 – 390,0 МГц
  • Каналов: –
  • ЗПЧ: –
  • Чувствительность: 21 мкВ
  • Мощность: 10 Вт
  • Вид модуляции: АМ

Радиопередатчик Р-805 “РСБ-5”

Р-805 (РСБ-5, СВБ-5) – связной СВ/КВ радиопередатчик, предназначенный для симплексной телеграфно-телефонной связи самолетов между собой между собой и с наземными радиостанциями. Использовался с приемником УС-9 на летательным аппаратам: Ан-2, Ан-12, Бе-6, Ил-12, Ил-14, Ил-40, Ту-14, Ту-91
Диапазон частот: 350 – 500 кГц и 2,15 – 12,0 МГц (два блока 2,15 – 7,2 МГц; 3,6 – 12,0 МГц).
Вес рабочего комплекта – 38 кг.

  • Назначение: связной СВ/КВ радиопередатчик
  • Диапазон частот: 0,35 – 0,5 и 2,15 – 12,0 МГц
  • Каналов: –
  • ЗПЧ: –
  • Мощность: 250 Вт
  • Вид модуляции: AM, CW

Радиопередатчик Р-807 “Дунай”

Р-807 (РСБ-70, Дунай) связной бортовой СВ-КВ передатчик (прототип – AN/ART-13). Использовался на Ан-8, Ан-10, Ан-12, Бе-10, М-4, Ми-6, Ту-4, Ту-16, Ту-95, Ту-104, Ту-116, Ту-124, Ту-126, Ту-128, Як-25Р, Як-26, Як-27
Диапазон рабочих частот: 260 – 1500 кГц (1154 - 200 м), 2 – 18,1 МГц (150 – 16.6 м).
Вес рабочего комплекта: 57.5 кг

  • Назначение: связной бортовой СВ-КВ передатчик
  • Диапазон частот: 0,26 – 1,5 и 2 – 18,1 МГц
  • Каналов: –
  • ЗПЧ: 10
  • Чувствительность: мкВ
  • Мощность: до 200 Вт
  • Вид модуляции: AM, CW

Радиостанция Р-809 “Ангара”

Р-809 “Ангара” – наземная переносная УКВ радиостанция авиационного диапазона.

  • Диапазон частот: 100-150 МГц
  • Каналов: ?
  • ЗПЧ: ?
  • Чувствительность: ? мкВ
  • Мощность: ? Вт
  • Вид модуляции: АМ

Радиостанция Р-809М “Ангара-М”

Р-809М “Ангара-М” – авиационная наземная переносная УКВ радиостанция.

  • Назначение: переносная радиостанция УКВ авиационного диапазона для наземных служб
  • Диапазон частот: 100 – 149.975 МГц
  • Каналов: ?
  • ЗПЧ: ?
  • Чувствительность: ? мкВ
  • Мощность: 0.5 Вт
  • Вид модуляции: АМ

Радиостанция Р-809М2 “Ангара-М2”

Р-809М2 “Ангара – М2” – наземная переносная УКВ радиостанция авиационного диапазона.

Радиостанция Р-810

Р-810 – авиационная портативная аварийная УКВ радиостанция

Радиостанция Р-832М “Эвкалипт-СМУ”

Р-832М “Эвкалипт-СМУ” связная УКВ радиостанция предназначена для обеспечения открытой телефонной радиосвязи экипажей самолетов, как с командными пунктам и земли, так и между собой, а так же передачи и приема в режиме ЧТ телекодовой информации. Вес рабочего комплекта – 28кг.

  • Назначение: авиационная командная УКВ радиостанция
  • Диапазон частот: 100,0 – 149,975 и 220,0 – 399,975 МГц
  • Каналов: ?
  • ЗПЧ: ?
  • Чувствительность: 4 мкВ
  • Мощность: 15 Вт
  • Вид модуляции: АМ, ЧМ, ЧТ

Радиопередатчик Р-836 “Иртыш”

Р-836 Иртыш (Неон?) связной бортовой КВ передатчик, предназначен для полудуплексной телеграфно-телефонной радиосвязи самолетов дальней авиации с командными пунктами и авиабазами, использовался на Ан-10, Ан-12, Ан-24, Ту-16

  • Диапазон частот: 1,5 – 24 МГц
  • Каналов: –
  • ЗПЧ: –
  • Мощность: 50 – 250 Вт
  • Вид модуляции: АМ/CW

Радиопередатчик Р-837

Связной передатчик Р-837 предназначен для полудуплексной телеграфно-телефонной радиосвязи самолетов дальней авиации с командными пунктами и авиабазами.
Диапазон частот: 3 до 24 МГц
Общий вес радиопередатчика: не более 50 кг (без калибратора и соединительных кабелей).

  • Назначение: связной бортовой КВ передатчик
  • Диапазон частот: 3 – 24 МГц
  • Каналов: –
  • ЗПЧ: –
  • Мощность: до 250 Вт
  • Вид модуляции: АМ/CW

Радиостанция Р-838К “ Кремница -К”

Р-838К “Кремница” – мобильная авиационная наземная УКВ радиостанция, предназначенная для организации внутриаэродромной симплексной бесподстроечной телефонной и сигнальной связи подвижных и неподвижных объектов с однотипными и носимыми радиостанциями.

Виды исполнения радиостанции:

  1. Р-838КС – стационарная с питанием от сети 220 В 50 Гц;
  2. Р-838КА – автомобильная с питанием от бортсети +12 В или +24 В;
  3. Р-838КП – автомобильная с управлением от двух пультов;
  • Каналов: –
  • ЗПЧ: 40
  • Чувствительность: 1,2 мкВ
  • Мощность: 8 Вт
  • Вид модуляции: ЧМ

Радиостанция “Р-838КН Кремница-Н”

Р-838КН “Кремница-Н”- авиационная, наземная, носимая, симплексная УКВ ЧМ радиостанция предназначенная для организации внутри-аэродромной радиосвязи.
Диапазон частот –142,0 – 142,975 или 163,200 – 164,175 МГц (4 канала)
Радиостанция обеспечивает симплексную бес-подстроечную связь с однотипными радиостанциями, а также с подвижными и стационарными УКВ ЧМ радиостанциями комплекса Р-838КН, работающими ни одинаковых частотах.

  • Назначение: переносная радиостанция УКВ авиационного диапазона для наземных служб
  • Диапазон частот: 142,0 – 142,975 или 163,200 – 164,175 МГц
  • Каналов: –
  • ЗПЧ: 4
  • Чувствительность: 1,2 мкВ
  • Мощность: 1,0 Вт
  • Вид модуляции: ЧМ

Радиостанции Р-842М “Атлас-М”

Связная бортовая коротковолновая радиостанция, предназначенная для бес-перестроечной, симплексной радиотелефонной связи вертолетов и легких самолетов с наземными радиостанциями.
Диапазон частот: 2 – 8 МГц
Вес рабочего комплекта: 21 кг.

  • Диапазон частот: 2 – 8 МГц
  • Каналов: –
  • ЗПЧ: –
  • Чувствительность: 6 мкВ
  • Мощность: 25 Вт
  • Вид модуляции: АМ/CW

Радиостанция Р-847Т “Призма”

Р-847Т «Призма» – Связная бортовая коротковолновая телефонно-телеграфная радиостанция предназначена для двусторонней бес-поисковой и бес-подстроечной связи с самолетами и наземными пунктами управления. Серийный выпуск радиостанции был начат с 1966 года. Она эксплуатировалась на самолетах Ил-18, Ил-62, Ту-114, Ту-124, Ту-154, Ан-12, Ан-22. Вес: 100 кг.

  • Назначение: связная бортовая КВ радиостанция
  • Диапазон частот: 2,0 – 29,999 МГц
  • Каналов: –
  • ЗПЧ: –
  • Чувствительность: до 1 мкВ
  • Мощность: до 250 Вт
  • Вид модуляции: АТ, ОМ (ВБП), ЧТ

Радиостанция Р-848 “Марс”

Р-848 “Марс” – авиационная наземная перевозимая УКВ радиостанция, предназначенная для организации служебной связи в пределах аэродромов. Применялась также в службах МВД.
Диапазон частот 142 – 154 МГц или 172 – 174 МГц (три канала связи).

  • Назначение: автомобильная радиостанция УКВ авиационного диапазона для наземных служб
  • Диапазон частот: 142 – 154 или 172 – 174 МГц МГц
  • Каналов: –
  • ЗПЧ: 3
  • Чувствительность: 1,5 мкВ
  • Мощность: 4 Вт
  • Вид модуляции: ЧМ

Радиостанция Р-853В1 “Варево-1”

Р-853В1 “Варево-1” – авиационная переносная УКВ радиостанция для авианаводчиков, предназначенная для обеспечения симплексной речевой связи с бортовыми радиостанциями.
Диапазон частот – 100,000 – 149,975 МГц
Вес приемопередатчика 2,5 кг.

Радиостанция Р-853-В2 “Варево-2”

Р-853-В2 “Варево-2” – авиационная переносная УКВ радиостанция для авианаводчиков
Диапазон частот: 100-399,975 МГц

  • Назначение: переносная УКВ радиостанция для авианаводчиков
  • Диапазон частот: 100-399,975 МГц
  • Каналов: –
  • ЗПЧ: –
  • Чувствительность: 4 – 6 мкВ
  • Мощность: 0,5 Вт
  • Вид модуляции: АМ

Радиостанция Р-855Л/Р

Р-855Л/Р – авиационная поисково-спасательная радиостанция “Р-855”.
Рабочая частота 121,5 МГц.

  • Диапазон частот: 121,5 МГц
  • Каналов: 1
  • ЗПЧ: 1
  • Чувствительность: 5 мкВ
  • Мощность: 0,1 Вт
  • Вид модуляции: АМ

Радиостанция Р-855УМ “Камелия-УМ”/”Комар-УМ”

Р- 855УМ Камелия-УМ/Комар-УМ- авиационная поисково-спасательная радиостанция, предназначеная для связи потерпевшего бедствие или совершившего вынужденную посадку, с самолетами и вертолетами спасательной службы и привода их к месту нахождения.

  • Назначение: авиационная поисково-спасательная радиостанция
  • Диапазон частот: 121,5 МГц
  • Каналов: 1
  • ЗПЧ: 1
  • Чувствительность: 5 мкВ
  • Мощность: 0,1 Вт
  • Вид модуляции: АМ

Радиостанция Р-859

Наземная переносная УКВ радиостанция авиационного диапазона.

  • Назначение: переносная радиостанция УКВ авиационного диапазона для наземных служб
  • Каналов: –
  • ЗПЧ: –
  • Чувствительность: 6 мкВ
  • Мощность: 1 Вт
  • Вид модуляции: АМ

Радиостанция Р-860 “Перо”

Авиационная командная радиостанция Р-860 (Перо) предназначена для связи с наземными радиостанциями, а также между вертолетами и легкими самолетами, находящимися в воздухе. Габаритные размеры и масса 333х200х215 мм; 8.5 кг

  • Назначение: авиационная командная УКВ радиостанция
  • Диапазон частот: 118 – 136.5 МГц
  • Каналов: 220
  • ЗПЧ: 220
  • Чувствительность: 7 мкВ
  • Мощность: 3 Вт
  • Вид модуляции: AM

Радиостанция Р-861 “Актиния”

Р-861 “Актиния” – авиационная бортовая аварийная КВ радиостанция, предназначенная для обеспечения двусторонней связи экипажа самолета, потерпевшего аварию, с базами и самолетами (вертолетами) спасательной службы в телефонном и телеграфном режимах.

  • Назначение: авиационная бортовая аварийная КВ радиостанция
  • Диапазон частот: 2.182, 4.182, 8.364 и 12.546 МГц
  • Каналов: 4
  • ЗПЧ: 4
  • Чувствительность: мкВ
  • Мощность: 5 Вт
  • Вид модуляции: АМ/CW

Радиостанция Р-867 “Зяблик”

Р-867 “Зяблик” – командная авиационная УКВ радиостанция, применявшаяся в легкомоторной авиации.

  • Назначение: авиационная командная УКВ радиостанция применявшаяся в легкомоторной авиации
  • Диапазон частот: 118-135,95 МГц
  • Каналов: –
  • ЗПЧ: –
  • Чувствительность: ? мкВ
  • Мощность: 20 Вт
  • Вид модуляции: АМ

Радиоприемник Р-870М

“Р-870М” – переносной радиоприемник МВ диапазона для ВВС. Вес радиоприемника с амортизационной рамой – 8 кг.

  • Диапазон частот: 100 – 140 МГц
  • Каналов: –
  • ЗПЧ: –
  • Чувствительность: 6 мкВ
  • Вид модуляции: АМ

Радиоприемник Р-871

Р-871 – переносной радиоприемник ДЦВ диапазона для ВВС. Вес радиоприемника с амортизационной рамой – 8 кг.

  • Назначение: переносной радиоприемник УКВ диапазона для наземных служб
  • Диапазон частот: 220 – 389,95 МГц
  • Каналов: –
  • ЗПЧ: –
  • Чувствительность: 6 мкВ
  • Вид модуляции: АМ

Радиоприемник Р-873 “Клюква”

Радиоприемное устройство Р-873 предназначено для обеспечения беспоисковой и бесподстроечной радиосвязи с радиостанциями магистральной связи в режиме дежурного приема, а также для резервирования основного радиоприемного устройства в автомобильных станциях как в стационарных условиях, так и во время их движения.

Радиостанция “Ромашка” служила для обеспечения двухсторонней симплексной связи с патрульными самолетами и вертолетами. Опыт боевых действий в Афганистане показал, что вести успешную борьбу с противником, действующим из засад или огневых позиций, оборудованных в пещерах или скальных расщелинах, невозможно без тесного взаимодействия с поддерживающими вертолетами. Поэтому при разработке операции планировалась постоянная связь между бойцами и аэродромом взлета, для чего использовалась, как правило, радиостанция P-809M2. Дежурное звено вертолетов находилось в постоянной готовности к вылету, командиры экипажей заблаговременно информировались о районе действия поддерживаемой группы войск. Для наводки авиации на цели непосредственно в ходе боя каждой группе придавалась УКВ радиостанция “Ромашка”, работающая на фиксированных частотах.

Наименование: Радиосвязь в Армии России. Часть X: ВМФ СССР
Радиосвязь в Военно Морском Флоте СССР с 1945 по 1991 гг.

Радиосвязь в Армии России. Часть XI: ВВС СССР
Радиосвязь в Военно Воздушном Флоте с 1945 по 1991 гг.


Четвертое поколение радиосвязи ТЗУ: комплекс “Арбалет”

3.1 Назначение и классификация средств авиационной связи

Бортовые средства авиационной связи предназначены для внутри-самолетной телефонной связи между членами экипажа, громкоговорящего оповещения пассажиров, ведения двухсторонней радиосвязи с наземными пунктами УВД и другими ВС в ОВЧ и ВЧ диапазонах, прослушивания приемников радиотехнических средств и сигналов систем речевой информации, передачи сигналов бедствия и аварийного оповещения, документирования переговоров экипажа по внутрисамолетной и внешней радиосвязи.

Согласно выполняемых задач бортовые средства авиационной связи классифицируются на:

Средства радиосвязи (бортовые командные радиостанции ближней навигации, диапазона ОВЧ и дальней навигации диапазонов ВЧ и СЧ);

Средства аварийной радиосвязи (аварийные радиостанции ОВЧ и ВЧ диапазонов и автоматические радиомаяки спутниковой системы обнаружения КОСПАС- САРСАТ);

Средства внутрисамолетной телефонной связи, громкоговорящей связи и воспроизведения музыкальных программ (СПУ, СГС, магнитофоны);

Технические средства документирования служебных переговоров.

3.2. Самолётные переговорные устройства (спу)

СПУ обеспечивают внутрисамолётную телефонную связь между членами экипажа и техническим персоналом во время обслуживания самолёта на земле; циркулярный речевой вызов любого абонента; внешнюю радиосвязь экипажа с помощью бортовых радиостанций; прослушивание сигналов навигационных систем (АРК, РВ, СД, КУРС-МП, РСБН) и систем речевой информации.

Наиболее распространёнными переговорными устройствами на современных ВС являются: СПУ – 7 на ВС Ту – 154Б(М), Ан -24, Ан -26, Ту-134; СПУ – 8 на ВС Ил – 76ТД и его модификациях; аудиопанель GMA – 340 на ВС Як – 18Т 36 серии; аудиопанель (пульт звуковой сигнализации) GMA – 1347 на ВС ДА-42; аудиопанель КМА – 24-03 на ВС М – 101; комплекс связи ТИП-1Б2 на ВС Ан-124-100; аппаратура внутренней связи авиационная АВСА – Б, Э, О (Лайнер – 85) для бортпроводников, экипажа и оповещения пассажиров на ВС Ту – 204 и т. п.

Состав комплекта СПУ зависит от типа ВС и численности экипажа. В общем случае, при многочленном экипаже (Ту -154М, Ил-76ТД, Ил -62 и т.п.) СПУ укомплектовываются абонентскими аппаратами первого и второго пилотов, штурмана, радиста и бортинженера. К каждому абонентскому аппарату подключаются авиационная гарнитура и органы управления (кнопки “РАДИО” и “СПУ”). В последнее время при разработке ВС предпочтение отдаётся двухчленному экипажу (в кабине находятся только командир корабля и второй пилот) и соответственно автономным цифровым СПУ или СПУ, встроенным в многофункциональные навигационно-связные системы или комплексные пилотажно-навигационные системы.

Самолётное переговорное устройство СПУ – 8

Самолётное переговорное устройство СПУ- 8 относится к переговорным устройствам старого парка, устанавливается на ВС Ил-76 и его модификациях. СПУ - 8 предназначено для обеспечения внутрисамолётной телефонной связи между всеми членами экипажа, а также членов экипажа с техническим персоналом во время обслуживания самолёта на земле; избирательной телефонной связи командира корабля с одним или из абонентов; циркулярной телефонной связи со всеми абонентами; внешней радиосвязи экипажа с помощью бортовых радиостанций; прослушивания сигналов навигационных систем (АРК, РВ, СД, КУРС-МП, РСБН) и систем речевой информации.

Абонентские аппараты СПУ – 8 для пилотов, штурмана, радиста, борт инженера и операторов грузовой кабины будут разные (АА-1, АА-2, АА-3, АА-4, АА-5).

Рис 3.1. Абонентские аппараты СПУ – 8 (АА 1 и АА 3)

На рис. 3.1. приведены лицевые панели абонентских аппаратов АА 1 и АА 3. Наиболее полным по составу органов управления является абонентский аппарат КВС АА-1, на передней панели которого расположены:

Многопозиционные переключатели выбора радиосредств “ПРОСЛ” и “РАД”;

Переключатель СПУ - РАД (для создания цепи подключения авиационных гарнитур к сети внутрисамолетной связи или сети внешней радиосвязи);

Переключатель Сеть 1-2 (для выбора одной из двух сетей внутрисамолётной связи; на больших ВС экипаж может распределяться на две сети). В большинстве случаев задействована только одна сеть;

Кнопка «ЦВ» для циркулярного вызова всех абонентов на связь;

Регуляторы громкости “РАД”, “СПУ” и “ПРОСЛ” для регулировки громкости сигналов от средств внешней и внутрисамолётной связи, а также сигналов поступающих с выхода приемников навигационных систем;

Выносные кнопки “РАДИО” и “СПУ” (для подключения микрофона авиа гарнитуры к входу передатчика или телефона к усилителю СПУ). Кроме того кнопка РАДИО включает радиостанцию на передачу.

В состав самолётного устройства СПУ-8 входит также щиток избирательной связи ЩИС-1 (Рис.3.2). ЩИС-1 предназначен для осуществления избирательного вызова и ведения переговоров командира корабля с любым из пяти членов экипажа. Выключатели на передней панели ЩИС-1 служат для перевода абонентского аппарата командира экипажа и вызываемого абонента в сеть избирательной связи.

Рис. 3.2. Щиток избирательной связи

С помощью выключателей на ЩИС-1 создаются цепи избирательной связи командира ВС с членами экипажа.

На большинстве СПУ старого парка, как для многочленного, так и двучленного экипажей имеется возможность резервирования усилителей абонентских аппаратов 1-го и 2-го пилотов, штурмана и бортинженера. Для этого на передней панели (СПУ-9) или рядом с абонентским пультом (СПУ - 8) устанавливается выключатель «Резерв».

Кроме этого в различных точках ВС устанавливаются абонентские переговорные точки для подключения авиагарнитур технического состава во время обслуживания ВС на Земле. Предусмотрена их блокировка механизмом выпуска шасси в воздухе или схемой подключения аэродромного питания на земле.

Комплекс связи ТИП-1Б2

Комплекс связи ТИП-1Б2 устанавливается на ВС Ан –124 - 100 и предназначен для ведения телефонной радиосвязи экипажа самолёта с наземными диспетчерскими пунктами, экипажами других самолётов, а также для ведения внутрисамолётной телефонной связи.

Рис. 3.3. Размещение органов управления и индикации комплекса связи

1-объединённый пульт управления; 2- пульт контроля; 3-панель выключателей комплекса; 4-панель “ C игнализация”; 5-пульт управления КВ-1.

Объединённый пульт управления имеет органы управления радиостанциями МВ1, МВ2, КВ1 и радиоприёмником КВ2, а также обеспечивает запись рабочих частот в запоминающее устройство, выбор номера программы контроля и выбор ручного или автоматического режимов работы комплекса.

Пульт контроля обеспечивает индикацию на светосигнальном табло тип отказавшей аппаратуры и номер отказавшего блока.

Составной частью комплекса связи также являются абонентские аппараты (АА) аппаратуры внутренней связи и коммутации (АВСК) рис 3.4.

Рис. 3.4. Абонентские аппараты АВСК

Аппаратура внутренней связи и коммутации (АВСК) обеспечивает:

Двустороннюю телефонную связь между членами экипажа в любой из двух сетей с одновременным прослушиванием сигналов внешней сети с регулируемой громкостью;

Связь членов экипажа и технического состава в наземных условиях;

Циркулярно-внутрисамолётную телефонную связь в 1-й и 2-й сетях со всеми абонентами с максимальной нерегулируемой громкостью, независимо от положения переключателей на АА, с одновременным прослушиванием абонентами тех видов связи, которыми они пользовались до подачи циркулярного вызова;

Выход на внешнюю двустороннюю телефонную радиосвязь с одновременным прослушиванием членами экипажа сигналов радионавигационной аппаратуры и внутрисамолётной телефонной связи с регулируемой громкостью в зависимости от положения переключателя выбора радиосредств.


Рис. 3.5. Панели комплекса связи

На ВС выпускаемых зарубежными фирмами также находят широкое применение комплексы связи. Их оформление (рис.3.5) и возможности аналогичны выше приведённому комплексу ТИП-1Б2.

Цифровая аудиопанель GMA -340

Одним из переходных вариантов неинтегрированных самолётных переговорных устройств, устанавливаемыми на ВС является цифровая аудиопанель GMA – 340 - фирмы Garmin.

Аудиопанель GMA – 340 обеспечивает коммутацию авиагарнитур членов экипажа для ведения внутрисамолетной телефонной и внешней радиосвязи, прослушивание сигналов приводных радиостанций, а так же световую и звуковую сигнализацию пролета маркерных радиомаяков.

В состав аудиопанели GMA-340 кроме собственно коммутационного устройства с лицевой панелью и органами управления на ней, входит маркерный радиоприемник с антенной, четыре двухкабельных авиагарнитуры и две кнопки «радио» на рукоятках штурвалов.

Рис. 3.6. Органы управления аудиопанели GMA - 340

Все органы управления и индикации, кроме кнопок «радио», размещены на лицевой панели устройства в следующем порядке:

1. Индикаторы пролета маркерных радиомаяков (О дальнего маяка -синего цвета, М среднего маяка - желтого цвета, А ближнего маяка - белого цвета).

2. Кнопка MKR/MUTE, для включения функции Smart Mute - приглушение прослушивания всех сигналов кроме сигнала MPM. Прослуши-вание сигналов автоматически включается на полную громкость после пролёта маяка.

3. Индикаторы чувствительности маркерного приёмника:

Hi –высокая чувствительность;

Lo – низкая чувствительность.

4. Кнопка Sens обеспечивает переключение чувствительности маркерного приёмника. Нажатое положение – высокая Hi, отжатое – низкая Lo.

5,6. Сдвоенная ручка в левом нижнем углу, с надписью PILOT. Внутренняя ручка – выключатель электропитания и регулятор громкости СПУ левого пилота. Внешняя ручка– регулятор подавителя шумов СПУ левого пилота.

7,8. Сдвоенная ручка в правом нижнем углу, с надписью СОРILOT. Внутренняя ручка – регулятор громкости СПУ второго пилота – в нажатом положении и пассажирского салона в вытянутом положении. Внешняя ручка– регулятор подавителя шумов СПУ второго пилота и пассажирского салона.

9. Кнопка СREW (экипаж) включает режим раздельной работы СПУ для пилотов и пассажиров: пилоты слышат друг друга, радиокомпас, ведут внешнюю радиосвязь; пассажиры слышат друг друга.

10. Кнопка PILOT включает режим работы СПУ, при котором командир ВС изолирован от второго пилота и пассажиров: первый пилот слышит радиокомпас, ведёт внешнюю радиосвязь; второй пилот и пассажиры слышат друг друга. При отжатых кнопках PILOT и CREW включен режим ALL (все) сигналы радио и внутрисамолётной связи слышат все.

11. Кнопка РА включает функцию громкости говорящего оповещения пассажиров от микрофонов 1-го и 2-го пилотов при нажатой кнопке «Радио» на штурвале.

12.Кнопка SPKR включает кабинный громкоговоритель. При нажатии кнопки громкоговоритель подключается параллельно телефонам командира ВС.

13. Кнопки COM1, COM2, COM3 - выбор радиостанций для прослушивания.

14.Кнопки СОМ1/MIC,COM2/MIC,COM3/MIC выбор радиостанций для ведения радиосвязи (подключение микрофона) - светосигнализатор мигает с частотой 1Гц.

15.Кнопка СОМ1/2 - включение режима раздельной радиосвязи: первый пилот использует СОМ1, а второй пилот СОМ2. Из-за сильного влияния радиостанций при разносе частот менее 3МГц одновременная работа их запрещена.

16.Кнопка ADF включает прослушивание радиокомпаса. Кнопки NAV1, NAV2, DME не задействованы.

17.Кнопка TEST включает режим тестирования светодиодных сигнализаторов и лампы маркерного приемника. (При нажатии кнопки все светодиоды и лампы светятся.

Более современным вариантом цифрового самолётного переговорного устройства интегрированного в комплексную пилотажно – навигационную систему является аудиопанель (пульт) звуковой сигнализации GMA 1347 (рис. 3.4) установленная на самолёте ДА-42. Аудиопанель звуковой сигнализации GMA 1347 на данном ВС интегрирована в комплексную пилотажно – навигационную систему Garmin 1000.

Рис.3.7. а) Принципиальная схема комплексной пилотажно-навигацион-ной системы Garmin 1000; б) Аудиопанель (пульт звуковой сигнализации) GMA 1347.

Общие сведения об организации радиосвязи в авиации.

Авиационное оборудование радиосвязи предназначено для обеспечения двухсторонней радиосвязи между экипажем самолета и наземными пунктами управления, между экипажами нескольких самолетов в полёте, для внутрисамолётной телефонной связи между членами экипажа, оповещения пассажиров и подачи сигнала бедствия с места приземления или приводнения.

Радиостанции авиационного диапазона отличает исключительная надежность при самых тяжелых условиях эксплуатации. Эти станции способны работать при пониженном атмосферном давлении, высокой или низкой температуре, им не страшны удары и вибрация. Радиостанции очень просты в использовании, что очень важно при их применении профессионалами, при этом за внешней простотой скрывается возможность использования широкого набора специальных функций.

Комплекс технических средств, обеспечивающих передачу необходимой информации, называется каналом связи. Каналы связи могут быть проводными с применением проводов, кабелей, волноводов и беспроводными с применением электромагнитных волн. Вполне естественно, , внешняя связь авиации осуществляется по беспроводным каналам. Проводные каналы связи используются в системах самолетных переговорных и громкоговорящих устройств. Условно радиосвязь можно подразделить на ближнюю и дальнюю. Ближняя связь обеспечивается командными радиостанциями, дальняя радиостанциями дальней связи. Для подачи сигнала бедствия и радиотелефонной связи экипажа самолета, потерпевшего аварию или выполнившего вынужденную посадку, используются аварийные радиостанции индивидуального или группового применения.
Связь может быть организована по радиосетям и радионаправлениям. Радиосеть образуется группой радиостанций, которые должны поддерживать между собой связь по общим для них радиоданным (частота, шифр, код, распорядок работы и т.д.). Связь по радионаправлению характеризуется тем, что каждый канал связи обслуживает специально выделенные радиосредства с самостоятельными радиоданными. Для внутрисамолётной телефонной связи между членами экипажа применяются самолетные переговорные устройства типа СПУ. На пассажирских самолетах необходимая информация передаётся в салоны с помощью самолетных громкоговорящих устройств (СГУ).
Поскольку любая радиостанция имеет в своем составе радиопередающие и радиоприемные устройства, рассмотрим принцип их действия, а затем работу конкретных образцов отечественных радиостанций.

Радиопередающие устройства.

Радиопередающие устройства предназначены для генерирования электрических колебаний высокой частоты, управления этими колебаниями с целью передачи необходимой информации и излучения с помощью антенны модулированных колебаний в виде электромагнитных волн. Основными техническими характеристиками радиопередающих устройств, которые влияют на дальность действия канала связи, служат его мощность и рабочий диапазон частот. Несмотря на значительное разнообразие конструкций радиопередатчиков, принцип их действия одинаков и может быть сведён к обобщенной структурной схеме.

Первоначальное генерирование высокочастотных колебаний осуществляется задающим генератором (автогенератором). Поскольку постоянство рабочей частоты всех каскадов передатчика зависит от стабильности работы автогенератора, его выполняют низкочастотным или маломощным. Этим предотвращается нагревание его радиотехнических элементов и, как следствие, изменение их параметров.

С целью получения колебания требуемой высокой частоты в передатчике предусматривается умножитель частоты, принцип действия которого основан на выделении второй или третьей гармоники колебаний задающего генератора. Требуемая гармоника выделяется из всех остальных колебательной системой, настроенной на соответствующую частоту. В некоторых передатчиках роль задающего генератора и умножителя частоты может выполнять специальный датчик опорных частот. Он представляет собой сложное устройство, вырабатывающее колебания с широкой сеткой стабильных частот.

Требуемая мощность для необходимой дальности радиосвязи повышается одним или несколькими каскадами усилителей мощности высокой частоты.
Для передачи информации необходимо определенным образом управлять высокочастотными колебаниями. Информация в зависимости от необходимости может передаваться телефонным или телеграфным способом.
Речевое сообщение состоит из слов и фраз, а те, в свою очередь, из звуков. Звуки речи имеют сложную структуру и состоят из ряда колебаний низких частот. Органы речи человека производят звуки, составляющие частот которых находятся в диапазоне практически от нуля до 7кГц. Экспериментально установлено, что если с помощью фильтров срезать в спектре речи, составляющие нижних частот от нуля до 300 Гц и от 3 кГц все верхние частоты, то разборчивость речи полностью сохраняется. Поэтому для авиационной радиосвязи принято использовать диапазон звуковых частот от 300 до 3000 Гц.
Сужение полосы частот речевого сигнала уменьшает ширину канала связи, а следовательно, улучшает качество приема в условиях помех.
Чтобы передать необходимую информацию с помощью радиопередатчика, следует преобразовать звуковые колебания в электрический ток. Изменение его амплитудных значений должно строго соответствовать изменениям амплитуды звуковых колебаний. С этой целью в авиационной технике радиосвязи используют ларингофоны и микрофоны.
Они представляют собой угольные преобразователи звуковых колебаний в пульсирующий ток.
Ларингофоны последовательно включаются в цепь первичной обмотки повышающего трансформатора.
Изменяющиеся в процессе передачи сообщений электрическое сопротивление порошка в капсулах ларингофона приводит к возникновению в обмотке L1 пульсирующего напряжения звуковой частоты, которое с помощью обмотки Л2 трансформируется в повышенное переменное напряжение такой же частоты.
Полученные таким образом электрические колебания, несущие речевую информацию, находятся в области низших частот. Между тем радиосвязь возможна лишь на высоких частотах. Поэтому для передачи информации с помощью радиосредств необходимо ее предварительно перенести в область радиочастот.
Процесс такого преобразования при радиотелефонном режиме работы передатчика называется модуляцией.
При модуляции высокочастотных колебаний речевым сигналом с полосой частот от F1 до F2 спектр радиосигнала состоит из несущей, нижней и верхней боковых полос.
Если из подобного спектра удалить несущую и одну из боковой полос, на выходе передатчика получим сигнал с однополосной модуляцией на верхней или на нижней боковой полосе (БП).
Линии связи с однополосной модуляцией по сравнению с подобными линиями с амплитудной модуляцией имеют следующие преимущества:

Вся мощность передатчика расходуется на создание электрических колебаний только одной боковой полосы частот, что позволяет значительно повысить выходную мощность;

Полоса пропускания в два раза уже, что позволяет уменьшить мощность шумов на входе приемника, т.е. повысить его помехоустойчивость;

В установленном диапазоне рабочих частот можно разместить в два раза больше телефонных каналов связи;

В режиме отсутствия передачи информации передатчики потребляют незначительную мощность, т.к. не требуется затрачивать энергию на излучение колебаний несущей частоты.

Радиоприёмные устройства

Радиоприемные устройства служат для извлечения полезных радиосигналов из электромагнитного поля приходящих волн, их преобразования в электрические сигналы и воспроизведения полученной информации в виде звука или изображения.
В соответствии с назначением основными техническими характеристиками радиоприемных устройств служат рабочий диапазон частот и чувствительность. Чувствительность приемника определяется минимальной величиной ЭДС в антенне, при которой на его выходе выделяется полезный сигнал достаточного уровня для практического использования.
Рассмотрим принцип работы супергетеродинного радиоприемника:
Радиоволны от всех работающих в данный момент передатчиков, пересекая антенну, наводят в ней ЭДС различных частот. Возникающие в ней переменные токи проходят через катушку индуктивности Lа и наводят в ней переменные магнитные поля всего спектра частот. В индуктивно связанной катушке L входного контура возникают вынужденные колебания различных частот. Если входной контур настроить конденсатором С на одну из принимаемых частот, в нем возникает резонанс напряжений, и та из ЭДС, на которую контур настроен, создаст в нем наиболее мощный сигнал, а остальные ЭДС вызовут лишь помехи радиоприему.
Таким образом, входной контур осуществляет предварительную избирательность полезного сигнала. Общая избирательность достигается взаимной работой всех каскадов приемника.
Полезный сигнал усиливается в усилителе высокой частоты УВЧ, который представляет собой резонансный усилитель. С его помощью осуществляется дальнейшая фильтрация помех и увеличение амплитуды колебаний полезного сигнала.
Частота преобразуется в специальном каскаде приемника: преобразователе частоты, состоящем из смесителя и гетеродина. Гетеродин является автогенератором маломощных колебаний, частота Fr которых отличается от несущей частоты принимаемого сигнала.
Смеситель служит для выделения колебаний промежуточной частоты Fп, которая равна разности частоты колебаний, генерируемых гетеродином Fr, и частоты Фс принимаемых сигналов.
Постоянство промежуточной частоты обеспечивается синхронной настройкой входного контура и контуров смесителя и гетеродина вследствие сопряжения их конденсаторов. Эти конденсаторы управляются одной ручкой, выведенной на переднюю панель приемника.
Усиленные в резонансном усилителе промежуточной частоты (УПЧ) колебания не могут быть непосредственно использованы для преобразования их в звуковые колебания, т.к. их частота выше порога слышимости.
Колебания звуковой частоты выделяются с помощью детектора. Однако поступающие с выхода детектора колебания имеют недостаточную мощность для воспроизведения звука требуемой громкости.
Поэтому в приемнике предусмотрены усилитель низкой частоты (УНЧ) и выходной трансформатор.
Летный состав авиации снаряжается шлемофонами. В шлемах смонтированы два телефона и имеется ответная вставка для подсоединения ларингофонов. Электрическая коммутация шлемофонов осуществляется в гибком шнуре, закрепленном одним концом на шлеме. Другой его конец имеет четырехштырьковую вилку быстроразъемного соединения с радиосетью самолета.
Экипажи пассажирских самолетов снаряжаются телефонами с пружинным оголовником. К нему с помощью кронштейна крепится микрофон.
При полете радиосвязь осуществляется через шумостойкий микрофон ДЭМШ-1 или ДЭМШ-2 и малогабаритные телефоны, вмонтированные в шлемофон гермошлема.

Командные радиостанции.

Командные радиостанции или радиостанции ближней связи устанавливаются на всех самолетах и предназначены для телефонной связи экипажа самолета с наземными пунктами управления движением и других самолетов.
Они обеспечивают связь в пределах прямой видимости, составляющие десятки и сотни километров в зависимости от высоты полета и рельефа местности.
Для этого вида связи международной организацией ИАКО выделен специальный диапазон радиоволн от 118 до 136 МГц.
На самолетах международных и магистральных линий устанавливают, как правило, две командные радиостанции; на самолетах местных линий одну.
Командные радиостанции выполняются для работы в симплексном режиме, т.е. для работы на передачу после того, как пилот, штурман или радист нажмет на штурвале или на микрофоне кнопку “Передача”. В остальное время радиостанция работает в режиме приема.
Вследствие кварцевой стабилизации частоты радиостанции обеспечивают бесподстроечную связь на одном из нескольких сотен каналов. Перестройка радиостанции на нужный канал связи осуществляется дистанционно с пульта управления, устанавливаемого вблизи рабочего места экипажа. Остальные блоки комплекта устанавливаются на амортизационной раме и размещаются обычно в приборном отсеке самолета.
Рассмотрим принцип действия ультракоротковолновой командной радиостанции. Управление работой каскадов радиостанции выполняет возбудитель, который имеет в своем составе генераторы грубой, средней и точной сеток, а также смеситель гетеродина. Отличительной особенностью радиостанции является то, что многие ее каскады работают как в режиме “Передача”, так и режиме “Прием”, а перестройка контуров на нужный канал связи осуществляется электронным способом с помощью варикапов.
Автогенератор грубой сетки (ГГС) вырабатывает электрические колебания девяти частот, фиксированных кварцевыми резонаторами в диапазоне от 92,79 до 108,79 МГц с интервалом через 2МГц. Генератор средней сетки (ГГС) вырабатывают колебания одной из двадцати фиксированных частот в диапазоне от 10,205 до 12,105 МГц с интервалом 0,1 МГц.
Электрические колебания с ГГС и ГСС поступают на смеситель гетеродина СМ гет, который вырабатывает колебания Фгет1 = Фггс + Фгсс. В результате этого общее число частот на выходе составляет 9*20 = 180, а интервал 0,1 МГц.
При работе радиостанции в режиме «Прием» колебания одной из этих 180 частот поступают на первый смеситель СМ 1 приемного тракта, где они используются для преобразования частот принимаемого сигнала в промежуточные частоты.
Генератор точечной сетки (ГТС) вырабатывает электрические колебания восьми частот, четыре из которых в диапазоне 13,405 ... 13,480 МГц используются при работе станции в режиме «Прием», а остальные четыре в диапазоне 15,005 ... 15 080 МГц при ее работе в режиме «Передача». При работе ГТС в любом из режимов функционирования станции интервал частот неизменен и составляет 0,25 МГц.
Приемный тракт радиостанции выполнен по супергетеродинной схеме с двойным преобразованием частоты, чем обеспечивается ослабление зеркальных помех, увеличение чувствительности и устойчивая работа. Преселектор, состоящий из входной цепи и УВЧ, повышает избирательность по зеркальному каналу промежуточной частоты и побочным частотам, а также усиливает входной сигнал по высокой частоте. Входная цепь представляет собой колебательный контур, который с помощью варикапа настраивается на одну из 18 частот с интервалом 1МГц. Величина запирающего напряжения, подаваемого на варикап контура, определяется работой матрицы электронной перестройки (МЭП).
Принимаемый в диапазоне частот от 118 до 139,975 МГц полезный сигнал Фс через антенный фильтр (АФ) и нормально замкнутые контакты реле режима работы «ПРМ ПРД» станции поступает на вход двухкаскадного УВЧ. После усиления сигнал подается на первый смеситель СМ1, куда одновременно с ним поступают электрические колебания Ф1гет с выхода первого гетеродина. В смесителе происходит преобразование колебаний частоты полезного сигнала в колебания первой промежуточной частоты Ф 1пр = Фс Ф1гет, в результате чего с выхода обеспечивается получение колебаний в диапазоне частот 15,005 ... 16,080 МГц.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении