mppss.ru – Все про автомобили

Все про автомобили

Полная масса газ 53. Заправочные емкости и нормы. Технические характеристики грузовика

ГАЗ 53 выпускался более тридцати лет и завоевал огромную популярность среди населения нашей страны. С начала выпуска модель постоянно модернизировалась, и последней базовой моделью считается ГАЗ 53 12, производство которого велось с 1983 года.

Классический ГАЗ 53 ранней модификации

Является одним из известнейших и популярных советских грузовых автомобилей. Относится он к семейству 3 поколения среднетоннажных грузовиков. Выпускался с 1959 года (серийное производство с 1961 года) и до начала 1993 года на Горьковском автозаводе. Со своими модификациями был самым массовым грузовиком в СССР. Общее количество выпущенных автомобилей — более 4 миллионов.

В октябре 1961 года начал выпускаться 3,5-тонник ГАЗ-53Ф, 82 л.с. В июле 1964 года начал, собственно, выпускаться и сам ГАЗ-53 — 4-тонник с V-образным 8-цилиндровым , 115 л.с. В 1965 году название изменилось на ГАЗ-53А.

Эта модель выпускалась в разных модификациях в течение многих лет до 1983 года. Для , для автобусов — ГАЗ-53-40, специализированные автомобили использовали шасси ГАЗ-53-11.

С 1983 года вышла модель ГАЗ-53-12. Радиатор стал иной облицовки, появилась новая головка цилиндра, ходовая часть также претерпела изменения. Грузоподъемность стала 4,5 тн.

В 1990 году появилась . На этом история ГАЗ-53 закончилась, но достаточно много этих автомашин используются и сегодня.

Интерьер и экстерьер ГАЗ-53

Выглядел ГАЗ-53 для своего времени очень современно. Была выполнена цельная облицовка радиатора заподлицо с фарами. Рама отличалась большой прочностью. Бензобак расположен под сидением шофера. Заливная горловина находилась у края водительской двери, за кабиной.

При переводе на газовое топливо это обстоятельство оказалось очень удобным, так как газовый баллон можно было установить под кузовом, тогда как у других грузовиков там был бензобак.

Технология запуска была современная на то время — электрический стартер с втягивающим реле, имелась хорошая отопительная система и электрические стеклоочистители.

Сиденья водителя и пассажира было выполнены как одно целое. Но, тем не менее, сидеть в кабине было удобно даже зимой в теплой одежде. Предусмотрены места для инструментов, запчастей и других необходимых вещей.

Экспорт автомобиля

ГАЗ-53 экспортировался в страны соцлагеря: Польшу, ГДР, Румынию, Чехословакию, Югославию, Венгрию, Вьетнам, Монголию, а также в Финляндию. С 1983 по 1991 годы сборка ГАЗ-53-12 осуществлялась болгарским предприятием «Мадара».

Грузовики этой сборки имели дизель собственного производства, который выпускался по лицензии фирмы Perkins (Англия).

Технические характеристики

Грузовик имеет задний привод колес и рамную конструкцию. В заводской комплектации ГАЗ 53 12 оснащается восьми цилиндровым бензиновым двигателем внутреннего сгорания, с V-образным расположением цилиндров.

Читайте также

Регулировка клапанов ГАЗ-53

Габариты и эксплуатационные характеристики

ГАЗ 53 имеет собственный вес в снаряженном состоянии 3,2 тонны, полная масса – 7,85 т.

Автомобиль рассчитан на грузоподъемность 4,5 т, но в реальности его нередко перегружают, отчего приходится ремонтировать или менять рессоры. Грузоподъемность 4,5 тонны появилась только у модели ГАЗ 53 12, первые автомобили ГАЗ 53Ф были вообще трехтонными.

Размеры

  • Длина – 6,4 м;
  • Ширина – 2,4 м;
  • Высота (берется по кабине, авто без груза) 2,2 м.

Грузовик рассчитан на максимально допустимую постоянную скорость до 90 км/час, хотя в реальности может ехать и с большей скоростью (110 км/ч), но в ненагруженном состоянии.

Колесные характеристики


Согласно заводским данным, ГАЗ 53 должен расходовать по ровной дороге при скорости 40 км/час 24 литра на 100 км пробега. Но, видимо, берется в учет то, что автомобиль не нагружен, погода сухая и теплая, машина едет в накат. В реальности такого показателя добиться практически невозможно, как минимум, ГАЗончик потребляет 27 литров. В зависимости от груженого состояния расход может увеличиваться и до 30 литров.

Общие характеристики

  • ГАЗ-53 оснащен двигателем 120 л.с./3200 об/мин;
  • V-образный 8-цилиндровый, карбюраторный, 4-тактный, объемом 4254 куб.см.;
  • С диаметром цилиндра/ходом поршня 92/80 мм;
  • Коробка передач : 4+1 назад;
  • С длиной 6395 мм, шириной 2280 мм, высотой 2190 мм, базой 3700 м;
  • Масса снаряженная 3200 кг;
  • Грузоподъемность 4500 кг;
  • Емкость бака 90 л.

Заправочные емкости


Кабина и шасси

Цельнометаллическая, двух дверная, рассчитана на двух пассажиров. Но пассажирское место очень широкое, и при желании в кабине может уместиться три человека, включая водителя. Сиденья в салоне целиковые, не разделенные по числу мест. То есть, предусмотрена одна общая «сидушка» и одна спинка.

Конструкция шасси рамная, и к ней крепится кабина и кузов. Кузов может быть разным:

  • Бортовой;
  • Фургон;
  • Самосвальный;
  • Специального назначения.

Кабина от автомобиля ГАЗ 53

Рама является связывающим звеном всех узлов и агрегатов автомобиля, поэтому при желании шасси может самостоятельно передвигаться даже без кабины и кузова.

Читайте также

Генератор на ГАЗ-53

Двигатель

Автомобиль ГАЗ 53 комплектовался только двумя типами бензинового двигателя . Но шестицилиндровый мотор, который ставили на машине в самом начале выпуска, был только на модели ГАЗ 53Ф, и она производилась до 1967 года. После на «газоне» ставили только 8-цилиндровый ДВС объемом 4,25 л.

У мотора в течение времени только менялся индекс и проводились незначительные модернизации, сама конструкция оставалась неизменной.

Верхнее расположение клапанов, алюминиевый блок и головки блока цилиндров в шестидесятые годы прошлого столетия были новаторством, свежим инженерным решением. Подобная конструкция двигателя существует и по сегодняшний день – в ней только изменился объем цилиндров и добавились мелкие технические нюансы.


Мотор на ГАЗ-53-12 — ЗМЗ-53, верхнеклапанный, имеющий алюминиевые блок и головку цилиндров. Распределитель и катушка зажигания довольно часто выходили из строя по причине конструктивных недочетов. До капитального ремонта машина успевала пройти 400 тысяч километров. Мотор особой экономичностью не отличался. Чтобы как-то исправить это, вместо однокамерного карбюратора позднее стали использовать двухкамерный.

ГАЗ-53 оснащен рессорной зависимой подвеской. На передней подвеске установлены телескопические амортизаторы. Руль не имеет гидроусилителя, из-за чего управлять таким автомобилем могли только физически крепкие люди. Для переключения передач нужно применить двойной выжим сцепления. В состав карданной передачи входят 2 вала, которые соединены между собой с помощью шарниров Гука.

Несмотря на некоторые недочеты, ГАЗ-53 отличался простотой конструкций и пригодностью к ремонту, да и запчастей для этой автомашины всегда было достаточно.

Примером может мотор ЗМЗ 5234, устанавливаемый на автобус ПАЗ.

Характеристики ЗМЗ 53

  • Тип – 4-х тактный;
  • Число цилиндров – 8;
  • Степень сжатия – 7,6;
  • Тип применяемого бензина – А-76;
  • Диаметр поршня (стандартный размер) – 92 мм;
  • Ход поршня – 80 мм;
  • Диаметр коренных шеек коленчатого вала ¬– 70 мм;
  • Диаметр шатунных шеек коленчатого вала – 60 мм;
  • Объем цилиндров – 4,25 л;
  • Мощность, номинальное значение – 115 л. с.

Двигатель имеет жидкостное охлаждение. В советские времена в качестве охлаждающей жидкости почти всегда использовалась вода, а тосол или антифриз на грузовых автомобилях не применяли. В мороз приходилось после рабочей смены сливать воду из радиатора, а на следующий день с утра бегать с ведрами. С другой стороны, воду заливали горячую, и поэтому мотор быстро запускался в любой холод.

Так как в двигателе два ряда по 4 цилиндра, то и головок блока цилиндра (ГБЦ) тоже две. Блок ЗМЗ 53 отлит из алюминия, из этого же металла изготовлены и ГБЦ. Между головками расположен массивный впускной коллектор, по центру коллектора установлен карбюратор.

На первых моделях ГАЗ 53 был карбюратор марки К126Б, затем его заменили на К135 (в дальнейшем К135М).

Направление вращения коленчатого вала у двигателя правое, впрочем, как и всех автомобильных ДВС. Порядок работы цилиндров 15426378, зажигание электронное бесконтактное, с коммутаторным усилением искры на свечах зажигания. Первые модели «газона» (ГАЗ 53Ф и частично ГАЗ 53А) имели контактную систему.

Автомобиль ГАЗ-3307. Выпускается Горьковским автозаводом с 1990 г. Кузов — деревянная платформа с тремя откидными бортами — боковыми и задним. На ГАЗ-3307 предусмотрена установка на продольных бортах навесных поперечных скамеек, надставных бортов, дуг и тента.
Кабина — двухместная, расположена за двигателем, на ГАЗ-3307 по сравнению с ГАЗ-53-12 кабина имеет увеличенные размеры, улучшенные обзорность, термошумоизоляцию. Сиденье водителя — подрессорное, регулируется по весу водителя, длине, наклону подушки и спинки.

Модификации автомобиля ГАЗ-3307:

- ГАЗ-330701 — исполнение "ХЛ" для холодного климата;
- экспортные — ГАЗ-330706 — для стран с умеренным климатом и ГАЗ-330707 — для стран с тропическим климатом;
- ГАЗ-33073 — грузопассажирское такси;
- ГАЗ-33075 и ГАЗ-33076 — газобаллонные, работающие соответственно на сжиженном нефтяном газе (пропан-бутане) и сжатом природном газе;
- ГАЗ-33072 — шасси для самосвалов;
- ГАЗ-33074 — шасси для автобусов;
- ГАЗ-3307 — шасси для специализированных автомобилей.

Грузоподъемность, кг — 4500

Снаряженная масса, кг — 3200
В том числе:
на переднюю ось, кг — 1435
на заднюю ось, кг — 1765

Полная масса, кг — 7850
В том числе:
на переднюю ось, кг — 1875
на заднюю ось, кг — 5975

Допустимая масса прицепа:
с инерционно-гидравлическим приводом тормозов, кг — 3500
не оборудованного тормозной системой, кг — 750

Максимальная скорость автомобиля, км/ч — 90
То же, автопоезда, км/ч — 80
Минимальная устойчивая скорость на низшей передаче, км/ч — 5-6
Время разгона автомобилей до 60 км/ч, с — 32

Максимальная преодолеваемый подъем автомобилями — 25%
То же, автопоездом — 18%
Выбег автомобилей с 50 км/ч, м — 660
Тормозной путь автомобилей с 50 км/ч, м — 25

Контрольный расход топлива автомобилей: л/100 км:
при 60 км/ч, л — 19,6
при 80 км/ч, л — 26,4

Радиус поворота:
по внешнему колесу, м — 8
Габаритный, м — 9

Двигатель

Модификация ЗМЗ-53-1 1, бензиновый, V-образный (900), 8 цил., 92x80 мм, 4,25 л,
степень сжатия — 7,6,
порядок работы — 1-5-4-2-6-3-7-8,
мощность 88.5 кВт (120 л.с.) при 3200 об/мин,
крутящий момент — 284,5 (29 кгс·м) при 2000-2500 об/мин,
карбюратор — К-135,
воздушный фильтр — инерционно-масляный.
Предусмотрена установка предпускового подогревателя ПЖБ-1 2 тепло производительностью 10400 ккал/ч (мощность 1 2 кВт).

Трансмиссия

Сцепление — однодисковое, с периферийными пружинами, привод выключения — гидравлический.
Коробка передач — 4-ступ., передаточные числа: I — 6,55; II — 3,09; III — 1,71; IV — 1,0; ЗХ — 7,77.
Карданная передача — из двух валов с промежуточной опорой.
Главная передача — одинарная гипоидная, передаточное число — 6,17.

Колеса и шины

Колеса — дисковые, обод. 6.0Б-20 с бортовыми кольцами, крепление на 6 шпильках.
Шины — 8.25R20 (240R508) моделей У-2 (К-84) или К-55А, давление в шинах передних колес — 4,5 кгс/см 2 ; задних — 6,3 кгс/см 2 .
Число колес — 6+1

Подвеска

Зависимая: передняя — на полуэллиптических рессорах с амортизаторами; задние — на полуэллиптических рессорах с дополнительными рессорами; концы коренных листов всех рессор установлены в резиновых подушках опорных кронштейнов.

Тормоза

Рабочая тормозная система — с барабанными механизмами диаметр 380 мм, ширина передних накладок — 80 мм, задних — 100 мм, двухконтурным гидравлическим приводом (раздельный по осям), гидровакуумным усилителем.
Стояночный тормоз — трансмиссионный барабанный (диаметр 220 мм, ширина накладок 60 мм), с механическим приводом.
Запасной тормоз — любой из контуров рабочей тормозной системы.

Рулевое управление

Рулевой механизм — глобоидальный червяк с трехгребневым роликом, передаточное число — 21,3.

Электрооборудование

Напряжение — 12 В
аккумуляторная батарея — 6СТ-75
генератор — Г250-Г2
регулятор напряжения — 222.3702
стартер — 230-А1
катушка зажигания — Б114-Б (Б116)
коммутатор зажиганий — ТК102А (13.3734 или 13.3734-01)
добавочный резистор — СЭ107 (14.3729)1
распределитель (датчик-распределитель) — Р133-Б (24.3706)
свечи зажигания — A11-30. Топливный бак 105 л
бензин А-76;
система охлаждения (с подогревателем), л — 23
вода или тосол — А40, тосол — А65
система смазки двигателя, л — 10
всесезонно М-8В или М-6/10В (ДВ-АСЗп-10В). при температуре ниже −20°С масло АСЗп-6 (М-4з/БВ,), (заменитель — всесезонно АСЗп-10)
коробка передач — 3,0 л. всесезонно ТАП-1 5в. при температурах ниже −25°С масло ТСп-10 или ТСз-9гип (заменитель — всесезонно) ТСп-15K, при температурах ниже −30°С смесь ТСп-15К с 10-15% диз. топлива 3 или А);
картер главной передачи — 8,2 л всесезонно ТСп-14гип, при температурах ниже −35°С ТСз-9гип (заменитель — при температуре ниже −35°С смесь масла ТСп-14гни с 10-15% диз. топлива 3 или А);
картер рулевого механизма — 0,6 л, то же, что для коробки передач;
амортизаторы 2x0,41 л, амортизаторная жидкость АЖ-1 2Т (заменитель — масло веретенное АУ);
гидроприводы тормозов и выключения сцепления — соответственно — 1,35 и 0,25 л, тормозная жидкость "Томь" (заменитель — "Нева");
бачок омывателя ветрового стекла — 1,5 л. жидкость НИИСС-4 в смеси с водой.

Масса агрегатов, кг

Двигатель со сцеплением и коробкой передач — 330
коробка передач — 56
карданный вал — 25.5
передний мост — 138 (158)
задний мост — 270
кузов — 545
кабина в сборе — 246 (352)
колесо с шиной — 84
рессоры: передняя — 27, задняя — 61, дополнительная — 16
радиатор — 25

ГАЗ 53 – советский и российский грузовой автомобиль, выпускавшийся крупными сериями на Горьковском автозаводе с 1961 по 1993 года. Полностью выпуск машины был завершен в 1997 году. Модель по праву считается одним из наиболее легендарных продуктов советского автопрома. Автомобиль десятилетиями находился в эксплуатации, а в некоторых районах его используют и в настоящее время. При этом Горьковский автозавод продолжает выпускать узлы и запчасти к ГАЗ 53.

Модель представляет третье поколение среднетоннажных грузовиков предприятия и является самым массовым продуктом своего класса на территории СССР. Всего выпущено 4 миллиона ГАЗ 53 в классической, специализированной и самосвальной модификации.

Автомобиль эксплуатировали не только в СССР, но и в других странах. ГАЗ 53 экспортировался в Польшу, Кубу, ГДР, Вьетнам, Финляндию, Болгарию, Лаос, Венгрию, Монголию, Румынию, КНДР и другие государства. Версии для восточной Европы также собирали на территории Болгарии. Все это сделало ГАЗ 53 невероятно популярным во многих странах мира.

В конце 1950-х годов на Горьковском автозаводе начались работы по созданию линейки принципиально новых автомобилей третьего поколения. По большинству элементов и узлов они были унифицированы. ГАЗ 56, ГАЗ 62, ГАЗ 66 и ГАЗ 52 представляли собой продвинутые версии и должны были прийти на смену действующим моделям. При этом ГАЗ 52 рассматривался как альтернатива морально устаревшему ГАЗ 51. Его предполагалось использовать для развозов по городским и сельским дорогам, потому к машине предъявлялись высокие требования в плане плавности хода, маневренности и проходимости. В середине 1950-х годов специалисты Горьковского автозавода создали несколько вариаций ГАЗ 51 с измененным оперением и капотом, но в серийное производство их не запустили. Решения, использованные в данных моделях, впоследствии применили для ГАЗ 52.

В начале 1960-х годов конструкторы Горьковского автозавода представили опытный вариант ГАЗ 52Г с высокой грузоподъемностью. Он предназначался для дорог с твердым покрытием. На плохих дорогах мощности мотора не хватало, а рама приходила в негодность довольно быстро. Модель из-за существенных недостатков в серию не запустили, однако она послужила поводом для создания более мощных агрегатов для грузовиков. В итоге появился новый двигатель ГАЗ 13, позволивший увеличить грузоподъемность автомобиля до 4 тонн. Конструкцию машины пришлось дорабатывать, изменяя размеры бортовой платформы, усиливая подвеску и раму и меняя схему трансмиссии. Модель ГАЗ 52 преобразовали в ГАЗ 52А, но с учетом масштабных изменений и повышения грузоподъемности решили присвоить ей индекс ГАЗ 53.

Изначально новинка комплектовалась форсированным мотором от ГАЗ 51А, поскольку мощностей предприятия не хватало для производства передовых моторов. Также ГАЗ 53 комплектовался кабиной от ГАЗ 52 и удлиненным шасси, задним мостом и коробкой передач от ГАЗ 51А.

В 1964 году начался выпуск версии с V-образным агрегатом ЗМЗ-53, новой облицовкой и гипоидным задним мостом. Она имела грузоподъемность в 3 тонны и уже через год была снята с производства. Ее место заняла модификация ГАЗ 53А с усиленной передней подвеской и увеличенной грузоподъемностью. Ее выпускали до 1983 года в исполнении шасси и бортового грузовика.

В 1966 году Горьковский автозавод запустил производство ГАЗ 53Н для Советской Армии. От базовой вариации модель отличалась наличием предпускового подогревателя, специального оснащения (цепи противоскольжения, утеплительного чехла на радиатор, пилы, буксирного троса, топора и лопаты) и дополнительного топливного бака.

В 1973 году во внешности всех версий ГАЗ 53 появилось интересное изменение – повторители указателей поворота. Позднее автомобиль получил Знак Качества, который установили на облицовке между подфарником и фарой.

В 1978 году на крыше ГАЗ 53 появились выштамповки, в гамму цветов добавили голубой оттенок. Еще через 4 года Знак Качества пропал с облицовки.

В 1983 году автомобиль подвергся глубокой модернизации. Были пересмотрены многие элементы: изменена конструкция двигателя, усилены подвеска, рама, рессоры, грузоподъемность выросла до 4,5 тонн. Новинка внешне не отличалась от ГАЗ 53А, но получила название ГАЗ 53-12.

Весной 1984 года автомобиль обзавелся упрощенным бампером без штампованной верхней накладки. Обновления затронули и облицовку. Измененный ГАЗ 53 стали окрашивать в светло-серый или защитный цвет.

Через 2 года грузовик получил новую оптику – задние фонари ФП130 и двухцветные комбинированные подфарники ПФ130. Подверглись изменениям и другие элементы. У модели появились аварийная сигнализация, новый тормозной цилиндр, улучшенная приборная панель с дополнительными индикаторами, бесконтактная система зажигания, раздельные тормозные контуры и гидровакуумные тормозные усилители.

С 1986 года на все версии ГАЗ стали устанавливать увеличенные панорамные зеркала, заключенные в черный пластиковый корпус.

К концу 1980-х годов популярность ГАЗ 53 начала стремительно падать. Распад СССР существенно осложнил ситуацию. После него модель продержалась на конвейере совсем недолго – до 1993 года. Автомобиль изготавливался небольшими партиями, но заказов на него было все меньше. В 1999 году производство грузовика полностью завершилось.

ГАЗ 53 предлагался в различных модификациях:

  • ГАЗ-53Ф – бортовая версия или шасси с 82-сильным агрегатом и задним мостом от ГАЗ 51;
  • ГАЗ 53 – базовая модификация с мотором ЗМЗ 53;
  • ГАЗ 53А – улучшенная вариация бортового грузовика с увеличенной грузоподъемностью;
  • ГАЗ 53Б – самосвал;
  • ГАЗ 53Н – армейская версия ГАЗ 53А с предпусковым подогревателем, дополнительным оборудованием и вторым топливным баком на 100 л;
  • ГАЗ 53-02 – шасси для самосвала;
  • ГАЗ 53-05 – седельный тягач (выпускался небольшими партиями);
  • ГАЗ 53-40 – удлиненный вариант ГАЗ 53А с оперением. Использовался как основа для автобусов КАвЗ 685 и специальных кузовов;
  • ГАЗ 53-50 – экспортный вариант для тропических зон;
  • ГАЗ 53-70 – экспортное исполнение для умеренных зон;
  • ГАЗ 53-12 – модернизированная базовая версия с грузоподъемностью в 4,5 тонны и 120-сильным агрегатом ЗМЗ 511;
  • ГАЗ 53-19 – гибридная модификация, работающая на сжиженном газе;
  • ГАЗ 53-27 – гибридная вариация, функционирующая на сжатом природном газе.

Также существовало несколько специальных исполнений:

  • МПР 9924 – передвижная ремонтная мастерская;
  • АЛ 18 (52-01)-Л2 – автолестница, производство которой осуществлялось на Торжокском заводе. Автомобиль использовался для перевозки личного состава (2 человек), тушения пожаров, выполнения спасательных работ.

Основной сферой применения ГАЗ 53 было строительство. В кузове автомобиля размещались большие объемы сыпучих материалов. Их защиту от дождя и плохих погодных условий обеспечивал брезент. Специальные версии с предпусковым подогревом мотора использовались в военной сфере, а позднее для транспортировки грузов по региональным и городским маршрутам. ГАЗ 53 применялся для перевозок на длинные дистанции, но из-за ограниченной вместительности маршрут обходился довольно дорого.

На автомобиле перевозили не только сыпучие материалы. На сельскохозяйственных предприятиях он транспортировал упакованную продукцию. К середине 1970-х годов ГАЗ 53 «катал» почти половину экономики СССР и использовался в различных сферах. Простота конструкции, неприхотливость и дешевизна сделали модель настолько популярной, что она составляла 80% автопарка всех советских колхозов. До 1990 года автомобиль заслуженно считался лучшим в своем классе.

Технические характеристики

Габаритные размеры:

  • длина – 6395 мм;
  • ширина – 2020 мм;
  • высота – 2220 мм;
  • колесная база – 3700 мм;
  • дорожный просвет – 265 мм;
  • передняя колея – 1630 мм;
  • задняя колея – 1690 мм;
  • минимальный радиус поворота – 8000 мм.

Габариты платформы:

  • длина – 3740 мм;
  • ширина – 2170 мм;
  • высота бортов – 680 мм.

Весовые характеристики:

  • снаряженная масса – 3200 кг;
  • грузоподъемность – 4500 кг;
  • полная масса – 8250 кг.

Средний расход топлива на скорости 40 км/час составляет 24 л/100 км. Емкость топливного бака – 90 л. ГАЗ 53 способен разгоняться до 90 км/час.

Кабина автомобиля вмещает 2 человек. Грузовик мог работать при температуре от -40 до +40 градусов.

Двигатель

ГАЗ 53 комплектовался различными двигателями. На первые модификации устанавливали 6-цилиндровые агрегаты ГАЗ 11. Они отличались высоким расходом топлива (до 25 л/100 км) и простотой конструкции. Мощности мотора (82 л.с.) для грузовика не хватало.

На смену двигателю ГАЗ 11 пришел агрегат ЗМЗ 53. Им оснащалось большинство версий ГАЗ 53. Мотор имел литой блок цилиндров и классическую моноблочную конструкцию V-образной формы. Чугунные гильзы и полости блока формировали рубашку водяного охлаждения агрегата. Поршневую группу отливали из алюминиевого сплава, головки блока из сплава Ал-4. Коленвал изготавливали из чугуна. Он в обязательном порядке проходил статическую и динамическую балансировку. Двигатель получил карбюратор К-126 и контактную систему зажигания. Для мотора применялась закрытая жидкостная система охлаждения с водяной помпой.

Характеристики мотора ЗМЗ 53:

  • рабочий объем – 4,25 л;
  • номинальная мощность – 115 л.с.;
  • максимальный крутящий момент – 284,5 Нм;
  • количество цилиндров – 8;
  • степень сжатия – 7,6.

На третью модификацию ГАЗ 53 устанавливался модернизированный агрегат ЗМЗ 53-11, отличающийся от предшественника секционным маслонасосом, закрытой схемой вентиляции картера и полно-поточным фильтрующим элементом.

Характеристики мотора ЗМЗ 53-11:

  • рабочий объем – 4,25 л;
  • номинальная мощность – 120 л.с.

Устройство

ГАЗ 53 получил жесткую усиленную раму с 7 поперечными балками. В ее передней части посредством 2 продольных полуэллиптических рессор крепилась кованая передняя ось из стали. На концах присоединялись поворотные кулаки с цапфами, на которые при помощи конических роликовых подшипников крепились ступицы колес. Также передняя подвеска включала телескопические гидравлические амортизаторы.

В задней части рама опиралась на балку ведущего моста посредством 2 продольных полуэллиптических рессор, установленных на резиновые подушки. Задняя подвеска получила дополнительные рессоры-подрессорники, закрепленные вместе с основными рессорами на площадках полуосевых рукавов. Также в задней части располагалось буксирное устройство, дополненное резиновым элементом. В левой части рамы на кронштейне крепилась запаска.

Достоинством автомобиля была высокая стойкость при длительной работе в экстремальных условиях. Прочная ходовая часть, обладающая огромным ресурсом работы, могла служить долгие годы. Качество металла модификаций ГАЗ 53, произведенных в 1980-х годах, является лучшим за всю историю. На последних версиях металл был хуже и больше подвергался коррозии. При интенсивной эксплуатации ходовая часть и кузов грузовика служили 12-15 лет.

В качестве трансмиссии была выбрана 3-ходовая 4-ступенчатая коробка передач с постоянным зацеплением шестерен на 2 и 3 скоростях. Включение 2 передачи выполнялось муфтой, 3 и 4 – синхронизатором. Задний ведущий мост включал дифференциал, главную передачу и полуоси, смонтированные в литом чугунном картере. Главная передача получила гипоидное зацепление, делающее ход более плавным. Ведущие полуоси были полностью разгруженными. На ГАЗ 53 устанавливалось сухое однодисковое сцепление с механическим приводом включения от педали в полу и пружинами, расположенными периферийно. Карданная передача была открытого типа с карданами с игольчатыми подшипниками. Сцепление считалось слабым местом грузовика и регулярно выходило из строя.

Рулевой механизм представлял собой пару глобоидный червяк и трехгребневый ролик, поворачиваемый на игольчатых подшипниках. Картер рулевого механизма посредством болтов и гаек крепился на левой балке рамы. Для смазки шарнирных сочленений использовались пресс-масленки.

В модели ГАЗ 53 применялись барабанные тормоза на передних и задних колесах. Привод тормозов являлся гидравлическим ножным с гидровакуумным усилителем. Ручной тормоз имел барабанный тип и устанавливался на ведомом валу КП. Тормозная система имела небольшой ресурс работы и обычно подвергалась замене в первую очередь.

На грузовике использовалась однопроводная система проводки с напряжением в 6 В и соединением минусовой клеммы с массой. На базовых моделях применялся аккумулятор 6-СТ-68-ЭМ и генератор Г130-Г.

ГАЗ 53 комплектовался комфортабельной кабиной закрытого типа с 2 креслами и удобным расположением индикаторов и органов управления. Мощный свет и хорошая обзорность облегчали процесс вождения. В сравнении с современными моделями кабина грузовика выглядела «динозавром», но для того периода смотрелась очень прилично. В отличие от предшественника салон ГАЗ 53 стал значительно больше и комфортнее. На общем сиденье-диване из искусственной кожи могли разместиться даже 3 человека. Увеличенный салон позволял устанавливать дополнительную шумоизоляцию, утепление или украшения. Органы управления располагались сразу перед водителем. В салоне присутствовали специальные места для инструментов, бумаг и других вещей. Вместо амперметра и указателя давления масла на приборном щитке появились сигнальные лампы. Также в салоне установили часы.

Автомобиль оснащался большой цельнометаллической кузовной платформой. Специальный механизм позволял выполнять механическую выгрузку на одну сторону (для самосвального исполнения). В этом случае буксировочное и сцепное устройства перемещали на боковую часть рамы.

По характеристикам ГАЗ 53 существенно уступает современным аналогам. Однако простота конструкции, дешевизна и способность выдерживать большие нагрузки делают его использование экономически обоснованным, потому некоторые версии автомобиля продолжают использовать и в настоящее время.

Цена нового и б/у ГАЗ 53

Выпуск ГАЗ 53 завершился довольно давно – почти 20 лет назад. Однако на дорогах России, стран СНГ и на рынке б/у автомобилей данная модель по-прежнему встречается. Стоимость грузовика определяется техническим состоянием и модификацией. Средний ценник варьируется от 35000 до 170000 рублей. Версии в хорошем состоянии обойдутся в 200000-230000 рублей. При этом сложностей с запчастями для автомобиля не возникнет, поскольку на вторичном рынке их достаточно много.

Грузовику ГАЗ-53 суждено было стать самой массовой «рабочей лошадкой» в Советском Союзе. Фирменная «улыбка» радиатора этого трудяги – один из самых узнаваемых «брендов» советской эпохи. Что совсем не удивительно: ведь за годы своего серийного производства, с 1961-го по 1993-й, пятьдесят третий ГАЗон был растиражирован в количестве более четырёх миллионов единиц. И разъехался по всему свету, от Кубы до Камчатки, от Крайнего Севера до джунглей Лаоса и Вьетнама. Далее поговорим о технических характеристиках данного грузовика, выслушаем живые мнения водителей, проработавших на ГАЗ-53 долгие годы.

О сферах применения и модификациях ГАЗ-53

На своих, не особенно могучих, плечах ГАЗ-53 тем не менее «катал» не менее половины всей экономики Страны Советов. Трудно подобрать, где НЕ использовался этот вездесущий грузовик. От «походки» для аварийных бригад и «автозака» для преступников до мобильных топливозаправщиков и седельных тягачей, таскавших контейнеры – что только не устанавливали на шасси ГАЗ-53!

Повсеместное распространение получили эти дешёвые, простые и неприхотливые грузовики в сельском хозяйстве. В 70-е/начале 80-х годов ХХ века в среднестатистическом советском колхозе автопарк грузовых машин на 80% состоял именно из ГАЗ-53. Лишь во второй половине 80-х это соотношение начало изменяться в сторону увеличения доли который, кстати сказать, в советские времена стоил не намного дороже, чем ГАЗон.

ГАЗ-53 60-х и 80-х годов и внешне заметно отличаются друг от друга, и в технологичном смысле это два довольно разных грузовика. Совершенно разные у них не только двигатели, но и многие другие элементы конструкции.

Ведь за годы выпуска ГАЗ-53 пережил три крупных и множество мелких модернизаций и доработок. Горьковский автозавод старался своевременно реагировать на «сигналы с мест» и устранять выявленные в ходе эксплуатации проблемы.

Так, уже в первые годы распространения новой модели грузовика по стране стало очевидным, что мосты от предыдущего поколения – , на 53-й уже не годятся, и 82-сильный двигатель от 51-го ГАЗона, хоть и форсированный, не отвечает возросшим потребностям новой машины. В течение 1964-го/65-го годов было налажено серийное производство ГАЗ-53, оснащённого, вместо рядного шестицилиндрового «движка», V-образной «восьмёркой» (115-сильным мотором ЗМЗ-53), а также доработанными и усиленными мостами.

Интересный, полузабытый факт: облицовка и, соответственно, внешний вид ГАЗ-53 первых выпусков очень заметно отличались от привычного нам облика машины. К примеру, фары находились над указателями поворота. Однако до наших дней, к сожалению, не дожил ни один оригинальный ГАЗон того самого первого поколения. Зато он остался запечатлённым на киноплёнке в некоторых известных фильмах того времени, в частности «Весёлые хлопоты» (1964), «Иностранка» (1965), «Берегись автомобиля» (1966), «Три тополя на Плющихе» (1967).

ГАЗ-53Ф (1961-1967)

Кстати, с ГАЗ-53 уже привычного всем облика связан любопытный кино-курьёз. В знаменитом фильме «Место встречи изменить нельзя», в эпизоде, когда члены банды везут Володю Шарапова в хлебном фургоне по ночной Москве, в некоторые кадры некстати затесался зелёный ГАЗ-53. (Действие фильма происходит в 1946-м году).

«ГАЗ-53А» (1965–1983)

Три основные, базовые модификации грузовика сходили с конвейера под следующими заводскими индексами:

  • ГАЗ-53Ф (1961-1967) – бортовой грузовик и универсальное шасси с форсированным рядным 6-цилиндровым двигателем ГАЗ-51 мощностью 82 л.с.
  • ГАЗ-53А (с июня 1965 года по 1983 год) – бортовой грузовик, самосвал и универсальное шасси с двигателем ЗМЗ-53 – V-образным 8-ми цилиндровым, мощностью в 115 л.с.
  • ГАЗ-53-12 (с 1983 года по январь 1993 года) – бортовой грузовик, самосвал и универсальное шасси с восьмицилиндровым V-образным мотором ЗМЗ-53-11 мощностью в 120 л.с.

Соответственно мощности, различается и грузоподъёмность трёх поколений 53-го ГАЗона. ГАЗ-53Ф был заявлен 4-х тонником, хотя фактически он брал на борт лишь 3 тонны, а 4 т. было для него почти непосильным грузом. Реальным четырёхтонником стал ГАЗ-53А. Мощность мотора ГАЗ-53-12 уже позволяла ему свободно везти не только заявленные производителем 4,5 тонны, но и 5 тонн «с копейками».

ГАЗ-53-12 (1983-1993)

Кроме базовых, существуют сделанные на их основе десятки модификаций и версий ГАЗ-53, предназначенных для использования в специализированных целях. Среди них –

  • Армейская модификация ГАЗ-53Н с дополнительным топливным баком на 105 л, предпусковым подогревателем и комплектом дополнительного оснащения.
  • Получившие широкое распространение автобусы КАвЗ-685 и «Кубань» на базе ГАЗ-53. Они выпускались на шасси ГАЗ-53-40, оснащённом более мягкими рессорами и телескопическими амортизаторами, топливным баком от , изменёнными тормозной системой и электрооборудованием.
  • ГАЗ-53-02 – самосвал.
  • Специальное шасси, разработанное под самосвал ГАЗ-САЗ (САЗ-3503).
  • ГАЗ-53-05 – седельный тягач (ширококго распространения не получил, т.к. любой из трёх двигателей 53-го ГАЗона был слабоват для подобных «упражнений»).
  • ГАЗ-53-19 и ГАЗ-53-27 – разработанные в 1984-м году версии, работающие на сжиженном газе; с двигателями в 105 и 100 л.с. соответственно.

Грузовые автомобили ГАЗ-53 экспортировались практически во все страны социализма, а из капиталистических стран – в Финляндию и Бельгию.

Серьёзные сборочные производства этих грузовиков, из советских машинокомплектов, были организованы в Болгарии и на Кубе. Причём болгарское предприятие «Мадара» выпускало ГАЗ-53 на протяжении 1967-1991 годов, доведя в 80-х объём производства до 3000 автомашин в год. А уже с начала 70-х годов – оснащало их двигателями болгарского производства.

Экспортные версии грузовика выпускались с заводскими индексами ГАЗ-53-70 и ГАЗ-53-50 (специально для тропиков). Как уже было отмечено, количество специализированных версий на базе шасси ГАЗ-53 с трудом поддаётся исчислению. Это и передвижные ремонтные мастерские, и пожарные машины, и автокраны, и автолестницы, и мусоровозы, и краны-манипуляторы, и бензовозы-топливзаправщики, и т.д. и т.п.

В отличие от всех ранее разработанных грузовиков Страны Советов, ГАЗ-53 с изначально создавался сугубо для нужд народного хозяйства. В случае войны его не планировалось мобилизовывать в войска и использовать для транспортировки орудий, перевозки боеприпасов, раненых и т.п. армейских нужд. В связи с этим, ГАЗ-53 с полным правом можно назвать первым отечественным грузовиком «НЕ двойного назначения».

Этим объясняются и «весёленькие» расцветки легендарного автомобиля. Если ранее все грузовики Советского Союза красили только в тёмно-зелёный защитный цвет, то 53-й с самого начала отличался весьма разнообразной цветовой гаммой: кабины его окрашивались в голубой, серый, синий, бежевый, красный, зелёный, жёлтый, оранжевый и некоторые другие цвета.

Прямым «родственником» и «предком» ГАЗ-53 был другой всесоюзный трудяга – грузовик ГАЗ-51. Разработку грузовой автомашины нового поколения возглавлял главный конструктор Горьковского автозавода Александр Дмитриевич Просвирнин (1914-2005). Он, кстати, в 1946-1947 гг. участвовал и в разработке ГАЗ-51, тогда ещё в роли рядового конструктора.

В течение лета/осени 1961 года опытную партию грузовиков ГАЗ-53Ф подвергли серьёзным испытаниям, основным из которых стал автопробег по маршруту Москва – Ташкент – Москва, общей протяженностью в десять тысяч километров. Грузовики в интенсивном режиме прогоняли по просёлочным дорогам и настоящим пустыням, степным пескам, заболоченным почвам и горным местностям. Кульминацией маршрута в Средней Азии стал перевал Шахристан, в Таджикистане, расположенный на высоте более 3,2 тысяч метров над уровнем моря.

Одновременно с этим 2 ГАЗ-53Ф нещадно эксплуатировались в Подмосковье, в условиях бездорожья сельской местности, а еще 4 гоняли по шоссе Москва – Горький туда и обратно, пока на их спидометре не была достигнута цифра 15 000 км., проверяя надёжность на магистральных линиях. В общей сложности, каждая из автомашин выполнила по 18 рейсов.

Кстати, добрых слов заслуживает также «родной брат», 53-го ГАЗона – . Тоже бестселлер, выпущенный тиражом более чем в 1 миллион единиц. Это практически его «близнец». Поскольку единственным достоверным различием между данными моделями является модель установленного двигателя: на 52-м – шетицилиндровый рядный, на 53-м – более мощный восьмицилиндровый V-образный.

Между прочим, по наблюдениям опытных водителей ГАЗонов, 52-й отличался несколько лучшей проходимостью в условиях сильного бездорожья или глубокого снега. Более мощный и оборотистый ГАЗ-53 скорее зарывался в грязь, снег или песок там, где 52-й потихоньку проезжал на своей тяге.

Внешне отличить ГАЗ-52 от ГАЗ-53 можно было и по колесным дискам: ГАЗ-52 и модификации имели диски меньшего размера, с 6-ю вентиляционными отверстиями и более узкой резиной. На ГАЗ-53 более широкие (и, соответственно, более «грузоподъемные») шины; колёсные диски большего диаметра, с тремя отверстиями, размещёнными под углом в 120 градусов. Тем не менее, колёсные диски на 52-м и 53-м ГАЗонах являются взаимозаменяемыми.

О технических характеристиках ГАЗ-53

Ознакомившись с фотографиями других автомобилей конца 50-х/начала 60-х годов, можно с полным правом утверждать, что для своего времени внешний вид кабины и её внутренний интерьер ГАЗ-53 выглядели очень прогрессивно.

Была выполнена цельная облицовка решётки радиатора, в которую были органично интегрированы фары и подфарники. Сиденья водителя и пассажира, по канонам тех лет, представляли собой единый «диван». Однако эргономика рабочего места была продумана лучше, чем в ГАЗ-51.

По своему классу ГАЗ-53 относится к семейству универсальных среднетоннажных грузовиков многоцелевого использования. Грузовик ГАЗ-53 имеет рамную конструкцию, привод колёс на задний мост.

Габаритные размеры

  • Длина – 6,395 м; ширина – 2,380 м; высота (по кабине, без нагрузки) – 2,220 м
  • База шасси – 3,700 м; колея передних колёс (по грунту) – 1,630 м; колея задних колёс – 1,690 м
  • Дорожный просвет: 265 мм. При этом нижние точки, с полной нагрузкой составляют: 265 мм (картер ведущего заднего моста) и 347 мм (передняя ось).
  • Размеры грузовой платформы: длина – 3,740 м; ширина – 2,170 м; высота бортов – 0,68 м.
  • Радиус поворота по колее наружного переднего колеса – 8 м.

Эксплуатационные характеристики

  • Колёсная формула: 4х2.
  • Снаряжённая масса: 3,2 тонны.
  • Грузоподъёмность: 4 тонны у ГАЗ-53Ф и ГАЗ-53А; 4,5 тонны – у ГАЗ-53-12.
  • Размер шин: 8,25-20 дюймов.
  • Максимально допустимый вес буксируемого прицепа: 4 тонны.
  • Кабина ГАЗ-53 – металлическая, двухместная, двухдверная.
  • Максимальная скорость с полной нагрузкой по горизонтальному шоссе: 90 км/ч.
  • Ёмкость топливного бака: 90 л (в армейской модификации ГАЗ-53Н — 105 л).
  • Расход топлива от 24-х литров бензина на 100 км.

Несколько слов о характеристиках версии ГАЗ-53-02 (самосвал). ГАЗон-самосвал производился с укороченной в задней части на 27 см рамой. Колёсная база при этом оставалась прежней. Был оборудован валом отбора мощности.

Платформа комплектовалась гидронасосом шестерёнчатого типа, который через систему управляющих клапанов обеспечивал работу трёхзвеньевого гидроцилиндра подъёма кузова. Ёмкость цельнометаллической кузовной платформы – 5 кубометров; подъём кузова и разгрузка предусмотрены как назад, так и вбок.

Двигатели ГАЗ-53

8-цилиндровые 4-х тактные бензиновые карбюраторные моторы ЗМЗ-53 и ЗМЗ-53-11 имеют V-образную компоновку цилиндров. Рабочий объём составляет 4 254 кубических сантиметра. Мощность, при 3200 об. в минуту, составляет: 115 (ЗМЗ-53) и 120 (ЗМЗ-511) лошадиных сил. Диаметр цилиндра – 92 мм; ход поршня – 80 мм. Среднее значение степени сжатия – 6,7. Максимальный крутящий момент при 2000-2500 об/мин составляет 29 кг/см. Цилиндры работают в следующем порядке: 1-5-4-2-6-3-7-8.

Блок цилиндров двигателя выполнен литьём из сплава «Ал-4», а после отливки загерметизирован термической обработкой и пропиткой синтетической смолой. Это классическая моноблочная конструкция V-образной формы с углом по осям цилиндров 90 градусов.

Полости блока и чугунные гильзы под поршни формируют рубашку водяного охлаждения двигателя. Предусмотрена возможность ремонтной замены гильз (5 групп с буквенными обозначениями). С торца блока резьбовыми шпильками закреплен картер механизма сцепления.

Поршни также разделяются на пять ремонтных групп по их диаметру (буквенной маркировкой), и на четыре группы по диаметру отверстий поршневых пальцев (цветовой маркировкой). Поршневая группа отлита из алюминиевого сплава «Ал-30». Поршень имеет классическую круглую форму с плоским днищем, по его диаметру прорезаны три канавки для маслосъёмных и компрессионных колец.

Головки блоков сделаны из сплава «Ал-4». Сёдла клапанов выполнены из чугуна, а направляющие втулки – из медно-графитовой керамики. Блок и головки цилиндров соединены резьбовыми шпильками через прокладки из асбо-картона, армированного сталью. Коленчатый вал отливается из чугуна, на нём формируются шейки шатунов, опоры и противовесы.

Коленвал прошёл через ряд обязательных динамических и статических балансировок. Осевое перемещение коленчатого вала исключают две шайбы, установленные по обе стороны от опоры первой шейки. Герметизируется в блоке с помощью масло-сгонных канавок, сальников и асбестовой набивки.

Механизм газораспределения, с верхней установкой клапанов, обеспечивает впуск в цилиндры топливо-воздушной рабочей смеси и выпуск отработанных газов.

Данное устройство состоит из: распределительных валов и шестерён, толкателей, коромысел, штанг, клапанов, направляющих втулок и пружин. Распределительный вал выкован из стали. Имеет 5 шеек опоры, кулачки, шестерёнчатый привод маслонасоса и распределителя зажигания.

Устройством для приготовления бензо-воздушной смеси является карбюратор марки К-126. Система зажигания – контактная. Свечи зажигания – А11-У.

Система смазки подаёт масло к контактирующим деталям мотора как под давлением, так и самотёком. Маслонасос – шестерёнчатый, с приводом от распределительного вала, масляный фильтр – полно-поточный, обслуживаемый.

Фильтр подготовки воздуха также обслуживаемый, инерционный, с оседанием загрязняющих частиц в масляной ванне. Система охлаждения – с водяной помпой, закрытого типа, жидкостная. Она состоит из водяной рубашки блока цилиндров, радиатора, помпы, термостата, жалюзи, вентилятора, его кожуха, пробки радиатора и соединительных шлангов. Ёмкость – 22 литра.

Двигатель третьей модификации 53-го ГАЗона – ЗМЗ-53-11 отличается от своего предшественника новыми головками цилиндров с повышенными параметрами сжатия; секционным маслонасосом, полно-поточным фильтрующим устройством, переведённой на закрытую схему вентиляцией картера.

Коробка передач состоит из четырёх передних «скоростей» и одной задней. По своей конструкции КПП ГАЗ-53 является трёх-ходовой, с синхронизаторами на третьей и четвёртой передачах. Сцепление однодисковое, сухое.

Карданная передача – открытого типа, имеет карданы с игольчатыми подшипниками. Главная передача ведущих мостов – коническая, гипоидного типа, с передаточным числом 6,83. Дифференциал – шестерёнчатый, кулачковый, конический, повышенного трения. Поворотные цапфы – фланцевые, со ШРУС.

Рессоры – 4 шт., продольные полуэллиптические, концы заделаны в резиновые опоры. Задняя подвеска имеет дополнительные рессоры. Амортизаторы – гидравлические, телескопические, двухстороннего действия.

Ножные тормоза – колодочные, на 4 колеса. Привод тормозов – ножной, гидравлический, с гидро-вакуумным усилителем. Ручной тормоз – центральный, барабанного типа, установлен на ведомом валу коробки передач. Тип рулевого механизма ГАЗ-53 – это глобоидальный червяк с 3х-гребневым роликом.

Электрооборудование ГАЗ-53

В грузовике ГАЗ-53 используется однопроводная система проводки с соединением минусовой клеммы с массой. Напряжение в сети составляет 6 Вольт. Марка «родной» аккумуляторной батареи 6-СТ-68-ЭМ.

Марка генератора, мощностью 350 Вт – Г130-Г; реле-регулятора – РР130. В систему электрооборудования грузовика ГАЗ-53 также входят катушка зажигания Б13, с дополнительным сопротивлением; прерыватель-распределитель Р13-В; одноцилиндровый компрессор с воздушным охлаждением; электростартер СТ130-Б с дистанционным включением.

Кабина ГАЗ-53

«Комфортабельная 2х-местная кабина закрытого типа, удобное расположение органов управления и приборов, хорошая обзорность, надёжные тормоза, наличие мощного света обеспечивают лёгкость управления автомобилем и безопасность движения на высоких скоростях в любое время суток», - так описывал ГАЗ-53 информационный альбом «ВнешТоргИздата» в 1968-м году.

Что ж, как, говорится, с чем сравнивать. С позиций нашего времени в кабине ГАЗ-53 – более чем аскетичная и спартанская.

Однако, по сравнению с тем же ГАЗ-51, в котором отсутствовали синхронизаторы в коробке передач, перед включением сцепление надо было выжимать 2–3 раза, а кабина была тесной и плохо отапливаемой, 53-й был просто вершиной комфорта!

На двухместном общем сиденье-диване, обтянутом искусственной кожей, при желании легко могли поместиться и три человека. Единственный момент: тот, кому доставалось место в середине, мог немного мешать водителю, задевая рычаг переключения передач ногами. Широкий простор в кабине был и для «творчества» любителей тюнинга: водители советской эпохи украшали свои кабины ГАЗ-53, кто как мог.

Были и умельцы, мастерившие самодельные утепление и шумоизоляцию кабины: набивали её пенопластом, обшивали войлоком, добиваясь поразительной тишины и комфорта на своём рабочем месте.

Созданный в начале 60-х годов грузовой автомобиль ГАЗ-53 стал самой массовой машиной средней грузоподъёмности в СССР. Машина использовалась в сельском хозяйстве, армии, применялась в качестве шасси для автобусов и пожарных машин. Многие грандиозные стройки времён Советского Союза не могли быть доведены до конца без помощи манёвренного и простого в эксплуатации «газона».

Детище знаменитого ГАЗа, не лишенное грациозности с одной стороны и агрессивности с другой, понравилось всем, сразу и безоговорочно. Эта машина и сейчас работает как пчелка на благо как отдельного гражданина, так и страны в целом.

История создания

К созданию нового поколения грузовых автомобилей на заводе ГАЗ приступили во второй половине 50-х годов. Проект предусматривал создание семейства автомобилей с грузоподъёмностью от 1,5 до 2,5 тонны, унифицированных по ряду узлов и агрегатов. Основным вариантом должен был стать ГАЗ-52, предназначенный для замены 51-й модели.

Изначально для грузовика планировалось использовать старый 6-цилиндровый рядный двигатель, оснащённый форкамерной головкой блока.

Параллельно велись поисковые работы по созданию V-образного 6-цилиндрового двигателя внутреннего сгорания, который имел объем 3,75 литра и расчётную мощность 110 л.с. Но возникшие проблемы в конструкции не позволили довести мотор до конвейера.

Выходом из сложившейся ситуации стало предложение использовать дефорсированный вариант мотора от легковой «Чайки».

Увеличение мощности двигателя позволило поднять расчетную грузоподъемность до 4 тонн, что потребовало создания новой рамы и элементов подвески.

Прототип получил промежуточное обозначение ГАЗ-52А, которое вскоре сменилось на привычное ныне имя ГАЗ-53.

Однако освоение нового двигателя задерживалось, а завод имел обязательство начать выпуск новой модели не позднее начала XXII съезда КПСС. Это обстоятельство стало причиной появления переходной версии ГАЗ-53Ф, которая оснащалась агрегатами от старой модели и нижнеклапанным мотором.

Выпуск грузовиков чистой 53-й модели начался только в 1964 году. Машина продержалась на конвейере до 1993 года и пережила несколько модернизаций.

Двигатель

На первой версии грузовика с обозначением 53Ф применялся нижнеклапанный 82-сильный двигатель жидкостного охлаждения с форкамерной системой питания. Двигатель оснащался оригинальным карбюратором К-84МИ двухкамерного типа. Мотор продержался в серии до 1964 года, и был постепенно вытеснен новой V-образной «восьмеркой» ЗМЗ-53.

Новая версия двигателя с мощностью 115 л.с., стала применяться с лета 1964 года.

При изменении индекса модели на ГАЗ-53А, которая произошла летом 1965 года, мотор не претерпел никаких изменений.

Двигатель продержался на конвейере без глобальных изменений до 1979 года, когда внедрили новую газораспределительную плиту и распределительный вал. Мероприятия позволили увеличить отдачу до 120 л.с..


Следующая модернизация двигателя произошла в 1983 году и была приурочена к началу выпуска очередной версии базового грузовика – ГАЗ-53-12. Новый вариант мотора получил каналы для подачи топливо-воздушной смеси с винтовыми завихрителями на стенках и повышенную степень сжатия. Мероприятия позволили немного снизить расход топлива и сохранить мощность 120 сил.

Последние выпуски грузовика ГАЗ-53-12 комплектовались 125-сильным мотором ЗМЗ-511.10, который имел модернизированные распределительные валы и доведенную до 7,6 степень сжатия.

Кроме бензиновых вариантов на машины 53-го семейства ставились 8-цилиндровые агрегаты, предназначенные для работы на сжатом или сжиженном газе. Моторы имели мощность 100…105 л.с. и отличались доработанной системой питания.

Трансмиссия

Грузовики ГАЗ-53 комплектовались единственным видом коробки передач – четырехступенчатой, механической. На машинах выпуска до 1983 года применялись синхронизаторы на двух высших передачах. Впоследствии от них отказались из-за частых отказов и поломок.


Для комплектации самосвальных шасси для машин ГАЗ-САЗ-53Б использовалась специальная коробка со скругленными зубьями шестерни третьей передачи. Форма зуба обеспечивала безударное включение коробки отбора мощности.

На ранних грузовиках применялось позаимствованное у ГАЗ-51 сухое сцепление с механическим приводом, но с увеличенным диаметром дисков и встроенным демпфером крутильных колебаний.

Сцепление было усилено для передачи возросшей мощности двигателя в 1977 и 1983 году.

На всех машинах 53-го семейства между коробкой и мостом устанавливался карданный вал, состоявший из двух секций с промежуточной опорой. На грузовике ГАЗ-53Ф использовался задний мост от 63-й модели. После перехода на 8-цилиндровый мотор стал применяться мост типа «банджо» с гипоидной главной парой.

Ходовая часть

В основе грузовика ГАЗ-53 лежит клёпаная рама, собранная из лонжеронов, выполненных методом холодной штамповки. В конструкции имеются шесть поперечин силового предназначения, а также поперечина для подвесного подшипника. На задней поперечине смонтирован прибор для буксировки прицепа.


Подвеска мостов зависимая, рессорная. Задние рессоры оснащены дополнительными подрессорниками. В подвеске переднего моста установлены два телескопических амортизатора.

Рулевое управление

Вся линейка грузовиков ГАЗ-53 оснащена рулевым управлением без гидроусилителя. На машинах выпуска до лета 1965 года применялся редуктор, состоящий из глобоидального червячного вала и скользящего по нему ролика с двумя гребнями.

На выходном валу ролика установлена сошка, которая выполняет движение рулевой тяги.

Позднее в конструкцию редуктора ввели ролик с тремя гребнями.

Рулевая колонка не регулируется, в разные годы производства использовались рули с отличиями во внешнем виде. На ранних грузовиках ГАЗ-53Ф применялись рулевые колеса из белого пластика с металлическими спицами. Позднее стал использоваться черный пластиковый руль.

Тормозная система

Привод тормозов грузовика ГАЗ-53 гидравлический, с дополнительным усилителем гидровакуумного типа. Усилитель размещен на лонжероне рамы за кабиной. Тормозные механизмы барабанного типа. На ранних машинах система была одноконтурной, но с 1975 года стала внедряться двухконтурная схема с разделением по мостам.


Первыми ее получили автобусные шасси, которые комплектовались двумя отдельными усилителями. В 1986 году двухконтурные тормоза стали применяться и на грузовом автомобиле, совместно с модернизированным главным цилиндром, оснащенным двумя поршнями. На щитках приборов появился индикатор, который предупреждал водителя о выходе из строя одного из контуров.

На стоянках применяется ручной барабанный тормоз, воздействующий на хвостовик вторичного вала коробки передач. Привод тормоза механический, от рычага в кабине.

Электрооборудование

Для грузовиков ГАЗ-53 изначально стала применяться система электрооборудования напряжением 12 вольт с подключением отрицательного полюса на корпус.

Источником энергии являлись генератор и аккумуляторная батарея.

В ходе модернизаций менялись модели и мощность генераторов (от 225 до 350 Вт). На удлинённых шасси для завода КАвЗ ставился генератор с повышенной до 840 Вт мощностью.

Кабина и платформа

Грузовые автомашины ГАЗ-53 оснащались кабиной с цельнометаллической конструкцией, оснащенной панорамным ветровым стеклом и двумя боковыми дверями. В кабине имелись два места, сидение водителя располагалось отдельно и регулировалось по расстоянию до педалей.


В штатное оснащение входил отопитель с электрическим вентилятором и очиститель лобового стекла с омывателем.

Для грузовиков 53-го семейства характерны три варианта оформления передней панели кабины:

  • Ранний вариант ГАЗ-53Ф, с верхним расположением фар и установленными ниже подфарниками.
  • С выпуском ГАЗ-53 стала применяться облицовка с оформлением решетки в виде трапеции (встречается название – «с улыбкой»). Фары сместились вниз, над ними расположены бесцветные подфарники.
  • В начале 80-х годов в серию пошел вариант облицовки с прямоугольной формой решетки. Подфарники стали крупнее и получили двухцветные рассеиватели.

Платформа грузовиков имела полностью деревянную конструкцию, собранную на металлическом каркасе. Соединение частей каркаса выполнялось на заклепках. Основание имело поперечные брусья, которые служили опорой платформы. Ранние выпуски ГАЗ-53Ф не оснащались кронштейнами для надставных бортов.

Рабочие характеристики

Сферы применения

Грузовик широко использовался в сельском хозяйстве для перевозки сыпучих грузов. Шасси служило основой для изготовления промтоварных фургонов, передвижных мастерских, пожарных цистерн и лестниц, ассенизационных илососов, цистерн для перевозки воды и нефтепродуктов, а также многих других машин.


Для поставок в армию выпускался вариант грузовика ГАЗ-53Н, который комплектовался двумя баками (на 90 и 105 литров), предпусковым подогревателем двигателя и местами для размещения личного оружия в кабине.

Армейский грузовик комплектовался набором дополнительного оснащения, в который входил шанцевый инструмент, светомаскировочные щитки для фар, набор для ремонта шин и другое.

Модификации

На базе грузовиков семейства ГАЗ-53 существовало до сотни модификаций (в том числе шасси для поставки на другие заводы). Ниже перечислены основные версии:

  • ГАЗ-53Ф (1961-67);
  • ГАЗ-53 (1964-65);
  • ГАЗ-53А (1965-83);
  • ГАЗ-53-12 (1983-93);
  • Газобаллонные варианты ГАЗ-53-19 (на сжиженном газе) и ГАЗ-53-27 (на сжатом) выпускались в период с 1983 по 1992 год.

В 70-80-е годы автопарк колхозов состоял из машин типа ГАЗ-53 на 80%. Грузовики ГАЗ-53 часто встречаются в кинематографе и компьютерных играх (например, из цикла S.T.A.L.K.E.R.).

Видео


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении