mppss.ru – Все про автомобили

Все про автомобили

Причина списания автомобильных шин. Автомобильные шины: бухгалтерский и налоговый учет. Нормативный срок службы автомобильных аккумуляторов

С 1 февраля 2004 г. до 1 января 2008 г. обслуживание и эксплуатация шин владельцами транспортных средств на территории РФ регламентировались Правилами эксплуатации автомобильных шин АЭ 001-04, утвержденными распоряжением Минтранса России от 21.01.2004 № АК-9-р (далее - Правила).

Так, раздел 10 Правил устанавливал обязанность организации по наблюдению за пробегом и износом автомобильных шин. При установке шин на автомобиль организации следовало завести карточку учета работы автомобильной шины (п. 43 Правил).

Автомобильные шины имеют свой ресурс пробега, после которого их следует заменить. После достижения нормы эксплуатационного пробега изношенные шины заменяются. Следует иметь в виду, что нормы эксплуатационного пробега шин установлены Временными нормами эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств РД 3112199-1085-02, утвержденными Минтрансом России 04.04.2002 (далее - Нормы), однако срок действия этих Норм ограничен датой 01.01.2007.

Авторы отмечают, что до настоящего времени не издан ни один документ, устанавливающий единый порядок обслуживания и эксплуатации шин владельцами транспортных средств, а также нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств на всей территории РФ. Между тем, при эксплуатации автомобильного транспорта в бюджетном учреждении нужно руководствоваться определенным порядком эксплуатации и списания шин, который, по нашему мнению, должен прежде всего обеспечивать выполнение требований как бюджетного законодательства по экономному и эффективному расходованию бюджетных средств, так и законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения.

Анализ решения аналогичных проблем в различных федеральных министерствах и ведомствах показывает следующее:

1) порядок обслуживания, эксплуатации и списания автомобильных шин в определенных ситуациях может быть разработан уполномоченным органом, главным распорядителем бюджетных средств, бюджетным учреждением самостоятельно с учетом специфики их деятельности (при этом бюджетное учреждение может разрабатывать такой порядок только с учетом требований по данному вопросу, изложенных в документах вышестоящих организаций);

2) уполномоченный орган может разрешить подведомственным бюджетным учреждениям руководствоваться Правилами и Нормами, прекратившими свое действие.

Примером первого варианта может служить приказ Минобороны России от 25.09.2006 № 300 «Об утверждении Руководства о нормах наработки (сроках службы) до ремонта и списания автомобильной техники и автомобильного имущества в Вооруженных Силах РФ», а второй вариант реализован, например, в приказе Судебного департамента при ВС РФ от 30.06.2008 № 104 «Об утверждении Инструкции о порядке содержания, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта служебного автотранспорта», Методических рекомендациях по организации транспортного обслуживания территориальных органов и учреждений Минюста России (опубликованы в Бюллетене Министерства юстиции Российской Федерации, 2008 г., № 12).

По мнению авторов, в рассматриваемой ситуации в качестве рекомендации бюджетное учреждение при утверждении порядка учета шин может использовать вышеуказанные Правила и Нормы. Данный порядок может быть утвержден в составе учетной политики учреждения (приказа об особенностях реализации государственной учетной политики в конкретном бюджетном учреждении).

Кроме того, при определении порядка списания автомобильных шин и норм их эксплуатационного пробега следует также учитывать следующее. При принятии решения о возможности дальнейшей эксплуатации шин до показателей эксплуатационного пробега необходимо учитывать требования:

1) Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;

2) Положения об обеспечении безопасности дорожного движения на предприятиях, в организациях и учреждениях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса России от 09.03.1995 № 27;

3) других нормативных актов, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения.

То есть должностные лица, прежде всего, должны учитывать возможность безопасной эксплуатации автомобильного транспорта на конкретном комплекте шин.

Обращаем внимание на то, что Нормы устанавливают показатели среднестатистического пробега шин. Данный пробег рассчитывался с учетом:

  • базовой модели автомобиля;
  • типоразмера шины;
  • модели шины.

Кроме того, при расчете норм эксплуатационного пробега шины учитываются условия эксплуатации (работы) автотранспортного средства. При этом такие показатели были получены специализированной научно-исследовательской организацией опытным путем.

Следует также учитывать, что, в соответствии с п. 3.4 Норм, для новых моделей шин и марок автомобилей, для которых не установлены нормы эксплуатационного пробега шин, руководитель предприятия вправе приказом по предприятию на основании средних пробегов списанных шин ввести в действие временную норму, согласованную с ФГУП НИИАТ (в настоящее время - ОАО НИИАТ). При этом срок действия временных норм не должен превышать 2 года. В течение этого периода проводится проверка соответствия установленного значения нормы среднестатистическому пробегу шины данного типоразмера и модели для конкретного автотранспортного средства, а также уточнение значения нормы.

В рассматриваемой ситуации бюджетное учреждение не имеет возможности самостоятельно разработать нормы эксплуатационного пробега шин (отсутствуют соответствующие специалисты и материально-техническая база), но может воспользоваться положениями Правил и Норм. По нашему мнению, при использовании данных документов следует обязательно учитывать гарантии производителей по наработке шин в пределах гарантийного срока службы (т.е. используемая норма не должна быть меньше гарантийной, с учетом поправок на условия эксплуатации). Напомним, что производители могут устанавливать гарантийные сроки не только службы шин, но и их хранения.

По нашему мнению, на основании заключения соответствующей комиссии для новых моделей шин и марок автомобилей руководитель бюджетного учреждения вправе ввести в действие приказом по предприятию временную норму наработки шин с учетом:

  • средних пробегов списанных шин;
  • гарантийных обязательств производителей шин.

Кроме того, при наличии соответствующих лимитов бюджетных обязательств нормы также могут быть установлены с привлечением специалистов специализированных организаций (например, ОАО НИИАТ).

Учет автомобильных шин. Бюджетный учет в учреждении ведется в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 129-ФЗ), Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н (далее - Инструкция № 148н) и другими нормативно-правовыми актами. Документооборот по принятию, перемещению и списанию материальных запасов учреждением разрабатывается самостоятельно, утверждается руководителем и отражается в учетной политике организации. Запасные части к транспортным средствам (в т.ч. автомобильные шины) при приобретении учитываются на основании первичных учетных документов на счете 10506000 «Прочие материальные запасы». В соответствии с Инструкцией № 148н при выдаче запасных частей в эксплуатацию оформляется «Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения» (ф. 0504210) или «Требование-накладная» (ф. 0315006).

Все выданные запасные части к транспортным средствам (в т.ч. автомобильные шины) учитываются на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных». Аналитический учет шин ведется в карточке количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041). Пришедшие в негодность шины могут списываться с учета по «Акту о списании материальных запасов» (ф. 0504230).

Основанием для замены автомобильных шин на транспортном средстве служат обоснованные заявки лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортного средства, утвержденные руководителем бюджетного учреждения. При установке шин на автомобиль целесообразно составлять акт. При этом в акте могут быть указаны номера, модель и обозначение. Форма такого акта может быть разработана и утверждена организацией с соблюдением требований п. 2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ.

Кроме бюджетного учета, в учреждении может быть организован дополнительный учет автомобильных шин. Для этого можно использовать, например, отдельные положения Правил.

Так, учреждения могут на каждую шину, установленную на автомобиль (новую, восстановленную или с углубленным рисунком протектора) при его комплектации или во время эксплуатации, заводить карточку учета ее работы по форме, указанной в Приложении 12 к Правилам. Учет шин может осуществляться в соответствии с нормами этого документа ответственным лицом, на которого возложена эта обязанность.

При замене шины на ходовых колесах запасной или при необходимости покупной шиной водитель сообщает ответственному лицу дату замены, заводской номер замененной шины, показания спидометра в момент установки. Эти данные должны быть зафиксированы в карточках учета работы заменяемой и запасной шины.

Для контроля за правильным учетом пробега шин работнику, ответственному за это, надо ежеквартально выборочно проверять по заводским номерам соответствие шин, фактически эксплуатируемых на автомобиле, шинам, закрепленным за автомобилем по карточке учета.

Когда шины снимаются с эксплуатации, в карточке указываются: дата демонтажа, полный пробег, наименование причины снятия, определяемой комиссией, остаточная высота рисунка протектора (по наибольшему износу). Кроме того, в ней обязательно производится запись о том, куда направлена шина - на восстановление, углубление рисунка протектора нарезкой, в ремонт, утиль или рекламацию.

Мы приобрели шины для служебного автомобиля. Как это отразить в бухгалтерском учете и при расчете налогана прибыль? Какие нужны документы? Компания применяет общую систему налогообложения.

Если организация приобретает шины отдельно от автомобиля, то независимо от стоимости и срока полезного использования они включаются в состав МПЗ и учитываются как запасные части:

Дебет 10-5 Кредит 60

– оприходованы автомобильные шины (на основании товаросопроводительных документов от поставщика).

При замене изношенных (поврежденных) шин делается проводка:

– списана стоимость шин (списаны запчасти на ремонт автомобиля).

При замене шин составлять карточку по форме № ОС-3 не нужно. Если организация проводит замену собственными силами, можно составить акт о сезонной замене шин в произвольной форме. Если сезонную замену шин проводит подрядчик, документом, подтверждающим замену, может быть акт приема-передачи выполненных работ.

Если замена шин происходит при ремонте автомобиля, списание шин оформляется актом о замене запчастей в автомобиле в произвольной форме.

Обоснование данной позици приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

Замена автомобильных шин происходит в двух случаях:

  • при полном износе (или при повреждении, которое невозможно отремонтировать) ;

Ситуация: к какой категории имущества в бухучете относятся автомобильные шины – к основным средствам или МПЗ

  • отдельно от автомобиля.

Шины, которые входят в комплект автомобиля, не являются самостоятельным инвентарным объектом (п. 10 приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н). Их стоимость уже включена в первоначальную стоимость автомобиля, поэтому обособленно ее учитывать нельзя (счет 10).

Если организация приобретает шины отдельно от автомобиля, то независимо от стоимости и срока полезного использования их следует включить в состав МПЗ и учитывать как запасные части. Это объясняется следующим.

Во-первых, автомобильные шины не являются средствами труда, предназначенными для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг. А именно эта характеристика позволяет квалифицировать то или иное имущество как основное средство (п. 46 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности).

Во-вторых, замена шин всегда связана с поддержанием основного средства (автомобиля) в рабочем состоянии или с его ремонтом (восстановлением). Затраты на восстановление основного средства (т. е. стоимость шин) списываются в том отчетном периоде, к которому они относятся (п. 27 ПБУ 6/01). А это означает, что шины, приобретенные отдельно от автомобиля, тоже не являются самостоятельным инвентарным объектом, стоимость которого должна списываться через амортизацию (п. 17 ПБУ 6/01).

Ситуация: какие документы нужно оформлять при поступлении автомобильных шин и передаче их в эксплуатацию. Шины приобретены отдельно от автомобиля

Автомобильные шины включаются в состав МПЗ (счет 10-5 Инструкции к плану счетов). Поэтому правила оформления операций, связанных с их поступлением и вводом в эксплуатацию, аналогичны общему порядку оформления поступающих и списываемых материалов. Поскольку момент списания стоимости автомобильных шинне совпадает с моментом их полного износа, организация должна обеспечить их сохранность и контроль за использованием.

Бухучет: приобретение шин

Поступление шин, приобретенных отдельно от автомобиля, отразите проводкой:

Дебет 10-5 Кредит 60
– оприходованы автомобильные шины (на основании товаросопроводительных документов от поставщика).

Бухучет: замена изношенных шин

Если организация заменяет изношенные (с истекшим сроком эксплуатации) или поврежденные шины, то тем самым она восстанавливает часть первоначальных технических характеристик автомобиля. Такую замену следует рассматривать как текущий ремонт основных средств . Это следует из положений пункта 26 ПБУ 6/01.

В бухучете расходы на ремонт отразите в том отчетном периоде, к которому они относятся. Затраты на ремонт автомобиля включаются в состав расходов по обычным видам деятельности (п. 27 ПБУ 6/01 , подп. , ПБУ 10/99). Поэтому стоимость автошин спишите в момент их отпуска со склада (при составлении документов на отпуск автошин) (п. 93 Методических указаний, утвержденных ).

При замене изношенных (поврежденных) шин сделайте проводку:

Дебет 20 (23, 25, 26, 44...) Кредит 10-5
– списана стоимость шин.

Сезонная замена шин

При сезонной замене шин технические характеристики автомобиля не восстанавливаются. Это связано с тем, что сезонная замена шин является необходимым условием для поддержания эксплуатационных свойств автомобиля. В бухучете такие работы квалифицируются как операции, связанные с содержанием объекта основных средств (п. 66 Методических указаний, утвержденных ).

При отпуске сезонных шин в эксплуатацию их стоимость списывается единовременно (п. 93 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н):

Дебет 20 (23, 25, 26, 44...) Кредит 10-5
– установлены на автомобиль шины для летнего (зимнего) сезона (на основании требования-накладной по форме № М-11 , акта о сезонной замене шин или акта приема-передачи выполненных работ).

Для контроля за сохранностью сезонные шины, которые временно не эксплуатируются, можно учитывать за балансом. Например, на счете 012 «Временно не используемые автомобильные шины для летнего (зимнего) сезона». Шины можно оприходовать в условной оценке (например, по цене 1 руб./шт. – тогда стоимость шин будет соответствовать их количеству). При поступлении демонтированных сезонных шин на склад сделайте проводку:

Дебет 012 «Временно не используемые автомобильные шины для летнего (зимнего) сезона»
– отражено поступление летних (зимних) шин после сезонной замены (на основании акта о сезонной замене шин).

Ситуация: каким документом подтвердить факт сезонной замены автомобильных шин

Законодательно этот вопрос не урегулирован.

Сезонная замена шин – это не ремонт, а операция, связанная с поддержанием технических характеристик автомобиля в связи с изменением условий эксплуатации (п. 66 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 30 октября 2003 г. № 91н). Поэтому при сезонной замене шин составлять карточку по форме № ОС-3 не нужно. Если организация проводит замену собственными силами, можно составить акт о сезонной замене шин в произвольной форме. Если сезонную замену шин проводит подрядчик, то документом, подтверждающим замену, может быть акт приема-передачи выполненных работ.

Налоговый учет

Ситуация: к какой категории имущества в налоговом учете относятся автомобильные шины. Организация применяет общую систему налогообложения

Ответ на этот вопрос зависит от того, как поступают шины в организацию:

  • вместе с автомобилем (шины, установленные на ходовых и запасных колесах);
  • отдельно от автомобиля.

В налоговом учете шины, приобретенные вместе с автомобилем, отражаются по аналогии с бухучетом, то есть включаются в первоначальную стоимость автомобиля (п. 1 ст. 257 НК РФ).

Если организация приобретает шины отдельно от автомобиля, то независимо от стоимости и срока полезного использования в состав амортизируемого имущества они не включаются. Это объясняется следующим.

Во-первых, автомобильные шины не являются средствами труда, предназначенными для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг. А именно эта характеристика позволяет квалифицировать то или иное имущество как основное средство и включать его в состав амортизируемого имущества (п. 1 ст. 257 НК РФ).

Во-вторых, автомобильные шины не поименованы в качестве отдельной позиции ни в Общероссийском классификаторе основных фондов , ни в разработанной на его основе Классификации основных средств , утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 . Однако определять срок полезного использования амортизируемого имущества нужно в соответствии с этими документами (п. 1 ст. 258 НК РФ).

Таким образом, шины, приобретенные отдельно от автомобиля (как для замены изношенных и поврежденных шин, так и для сезонных замен), нельзя относить к объектам основных средств. Затраты на их приобретение следует квалифицировать как расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества (подп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ).

ОСНО: сезонная замена

При сезонной замене стоимость шин относится к расходам на содержание служебного транспорта и включается в состав прочих расходов (п. 11 ст. 264 НК РФ). При этом если служебный транспорт обслуживает объекты обслуживающих производств и хозяйств, стоимость шин относится к расходам, связанным с деятельностью обслуживающих производств и хозяйств (ст. 275.1 НК РФ).

ОСНО: замена изношенных шин

При замене изношенных (поврежденных и не подлежащих восстановлению) шин их стоимость относится к расходам на ремонт и включается в состав прочих расходов (

В.Г. Молчанов,эксперт
Правовой консалтинг ГАРАНТ

В коммерческих организациях числятся на балансе транспортные средства – грузовые и легковые автомобили. В период эксплуатации данные транспортные средства подвергаются амортизации, естественным образом изнашиваются детали автомобилей, шины и покрышки. В статье рассмотрен порядок учета норм списания и срок службы автомобильных шин.

Ключевые слова: нормы списания запасных частей и расходных материалов, учет, запасные части, расходные материалы, коммерческие организации

Нормы эксплуатационного пробега. В настоящее время нормативные правовые акты не устанавливают каких-либо норм списания запасных частей и расходных материалов (в том числе шин), используемых при эксплуатации автотранспортных средств коммерческих организаций.

В соответствии с письмом Минтранса России от 24.08.2012 № 03-01/10-2830ш нормы эксплуатационного пробега автомобильных шин определяются заводом-изготовителем автомобильных шин.

Таким образом, руководитель организации вправе установить своим приказом нормы пробега автомобильных шин, основываясь на информации заводов-изготовителей. Если таковая отсутствует, то может быть использован опыт эксплуатации транспортных средств в организации, а также доступная информация заводов-изготовителей об аналогичных автомобильных шинах.

В любом случае при разработке и утверждении норм эксплуатационного пробега следует учитывать, что они должны соответствовать критериям, указанным в п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ (НК РФ), т.е. быть обоснованными (экономически оправданными) и документально подтвержденными.

Кроме того, в соответствии с подп. 5.1 п. 5 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 "О правилах дорожного движения", эксплуатация транспортных средств запрещается при наличии у легковых автомобилей шин с остаточной высотой рисунка протектора менее 1,6 мм, грузовых автомобилей – 1 мм, автобусов – 2 мм.

Очевидно, что высота протектора зависит не только от пробега шин, но и от условий эксплуатации. То есть автомобильные шины могут быть сняты с эксплуатации также в случае недопустимости их дальнейшего использования по причине их повреждений.

Бухгалтерский учет. В бухгалтерском учете автомобильные шины, приобретенные отдельно от автомобиля, отражаются на сч. 10 "Материалы" в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (далее – План счетов).

В соответствии с п. 93 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н (далее – Методические указания), при передаче в эксплуатацию материалы списываются на счета учета затрат.

При этом стоимость автомобильных шин списывается со сч. 10 "Материалы", субсчет 10.5 "Запасные части", в дебет счета учета затрат, например сч. 20 "Основное производство" (пп. 93 и 95 Методических указаний, пп. 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н ПБУ 10/99).

Для осуществления контроля за движением автомобильных шин может быть организован их учет на забалансовом счете: Д-т сч. 012 .

При выбытии шин из эксплуатации на основании акта на списание они подлежат оприходованию на склад по стоимости отходов. Наличие и движение изношенных шин и утильной резины учитывается на сч. 10 "Материалы", субсчет 6 "Прочие материалы" как утильсырье.

Пунктом 111 Методических указаний установлено, что отходы, образующиеся в подразделениях организации, собираются в установленном порядке и сдаются на склады по сдаточным накладным с указанием их наименования и количества. Стоимость отходов определяется организацией исходя из сложившихся цен на лом, утиль, ветошь и т.п. (т.е. по цене возможного использования или продажи).

Утилизация шин, не пригодных к восстановлению, может производиться путем заключения договора со специализированной организацией, занимающейся утилизацией шин.

Согласно п. 54 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, материальные ценности, остающиеся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию предметов, приходуются по рыночной стоимости на дату списания и соответствующие суммы зачисляются на финансовые результаты у коммерческой организации, т.е. в бухгалтерском учете отходы, остающиеся от списания материальных ценностей (утильсырье), относятся в кредит сч. 91: Д-т сч. 10 "Материалы", субсчет 6 "Прочие материалы" К-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы" – изношенные шины приняты к учету как утильсырье.

Сдача изношенных шин специализированной организации оформляется в бухгалтерском учете как обычная реализация материалов. Доход от продажи материально-производственных запасов учитывается в составе прочих доходов (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н): Д-т сч. 62 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами") К-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы" – признан доход от продажи шин специализированной организации .

При этом утилизируемые шины списываются со сч. 10 "Материалы", субсчет 6 "Прочие материалы" и отражаются как прочие расходы организации в соответствии с п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н:

Д-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы" К-т сч. 10 "Материалы", субсчет 6 "Прочие материалы" – списана стоимость реализованных шин;

Д-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы" К-т сч. 68 начислен налог на добавленную стоимость (НДС).

В то же время, по мнению автора, шины, которые подлежат списанию с последующим выбытием, могут не отражаться на счетах бухгалтерского учета. Их стоимость была включена в себестоимость работ, услуг при отпуске в эксплуатацию, а учет в целях контроля был организован на забалансовом счете.

Тогда, в случае продажи шин, в бухгалтерском учете выбытие отразится следующими записями:

Д-т сч. 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" (76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами") К-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы" – признан доход;

Д-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы" К-т сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам" – начислен НДС;

К-т сч. 012 списаны с забалансового счета выбывшие шины.

К сведению. Пункт 1 ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее – Закон № 89-ФЗ) определяет, что право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 02.12.2002 № 786 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов", покрышки отработанные относятся к 4-му классу опасности.

Шины, подлежащие утилизации в качестве опасных отходов, могут не отражаться на счетах бухгалтерского учета по рыночным ценам, их выбытие (передача для утилизации) отражается списанием по кредиту забалансового счета.

Передача таких отходов в переработку находит отражение и в журнале учета образования и движения отходов, и в разд. 4 "Размещение отходов производства и потребления" приказа Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 "Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду". Данные журнала учета образования и движения отходов удостоверяются договорами с профильными фирмами и актами выполненных работ. Фактический объем отходов подтверждается справкой специализированной организации.

Аналогичная ситуация возникает и в тех случаях, когда изношенные в процессе эксплуатации камеры и покрышки с текстильным и металлическим кордом, не подлежащие восстановлению и сдаются организации-переработчику для утилизации за плату. Фактический объем утиля, переданного в переработку специализированной организации, указывается в актах выполненных работ.

Налоговый учет. Расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат (п. 1 ст. 260 НК РФ).

Приобретенные автомобильные шины организация может учесть в налоговом учете в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией на основании подп. 11 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ (НК РФ), либо в составе материальных расходов, связанных с производством и реализацией на основании подп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ. При этом вопрос о признания поврежденных шин возвратными отходами для целей налогообложения является неоднозначным.

В соответствии с п. 6 ст. 254 НК РФ под возвратными отходами понимаются остатки сырья (материалов), полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов (химические или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенными расходами (пониженным выходом продукции) или не используемые по прямому назначению.

Не относятся к возвратным отходам остатки материально-производственных запасов, которые в соответствии с технологическим процессом передаются в другие подразделения в качестве полноценного сырья (материалов) для производства других видов товаров (работ, услуг), а также попутная (сопряженная) продукция, получаемая в результате осуществления технологического процесса.

При этом важным фактором в данном случае является то, что остатки могут быть признаны возвратными отходами в целях налогообложения прибыли, если они частично утратили свои потребительские качества и не используются по назначению.

Из буквального прочтения нормы п. 6 ст. 254 НК РФ шины, подлежащие утилизации, не пригодные к дальнейшему использованию, не признаются возвратными отходами. Однако, по мнению автора, при выбытии шин ранее срока их нормативного использования возможно использовать данную норму и уменьшить сумму материальных расходов на стоимость возвратных отходов, определенную одним из методов, закрепленных в подп. 2 п. 6 ст. 254 НК РФ.

Список литературы

  • Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
  • Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
  • О правилах дорожного движения: постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090.
  • Об отходах производства и потребления: Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ.
  • Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н.
  • Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99: приказ Минфина России от 06.05.1999 № 32н.
  • Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99: приказ Минфина России от 06.05.1999 № 33н.
  • Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н.
  • Об утверждении федерального классификационного каталога отходов: приказ Минприроды России от 02.12.2002 № 786.
  • Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду: приказ Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204.
  • Письмо Минтранса России от 24.08.2012 № 03-01/10-2830ш.

Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении