mppss.ru – Все про автомобили

Все про автомобили

Схемы по русскому языку виды односоставных предложений. Односоставные определенно-личные предложения с примерами. Односоставные предложения видео

Главным отличием двусоставного предложения от односоставного является наличие подлежащего и сказуемого. То есть в нем имеются оба главных члена.

Сегодня Роман не выполнил домашнее задание.

Наступила осень.

Отогревшись, божья коровка выползла на камень.

Односоставные предложения

Имеют лишь один из главных членов предложения. Они имеют законченную мысль и понятны вне текста.

Берег озера.

Вечерело.

Зимой поеду в горы.

Виды односоставных предложений схема и таблица с примерами

Односоставные предложения делятся на две группы в зависимости от того, какой из главных членов присутствует. Если это подлежащее, то оно будет назывным, если сказуемое, то тогда может быть одним из 4-х видов: определённо-личное, неопределённо-личное, безличное и обобщённо-личное (последний вид выделяется не всеми лингвистами, иногда говорят о значении обобщённости у определённо-личных и неопределённо-личных предложений).

Итак, есть пять видов:

  • , их еще называют номинативными;
  • обобщенно-личные;

В нашей общей таблице мы объединим все виды.


В речи односоставные и двусоставные предложения вступают в синонимические отношения: мы можем передать одну и ту же мысль разными синтаксическими конструкциями, то есть синтаксическими синонимами.

Например:

Наступил вечер. (Двусоставное).

Вечер. (Односоставное назывное).

Вечереет. (Односоставное безличное).

Односоставные предложения видео

Конспект урока 8 класс

Примечание:

Конспект составлен по учебнику Л. М. Рыбченковой.

Предложения двусоставные и односоставные (разных видов) как синтаксические синонимы.

Цели урока:

  • обобщение изученного материала по односоставным предложениям;
  • отработка умения определять виды односоставных предложений, употреблять в речи двусоставные и односоставные, разных видов в качестве синонимичных конструкций;
  • развитие умения работы в парах.

Тип урока:

Урок обобщения и систематизации знаний.

  1. Проверка домашнего задания.

    Ученик у доски заполняет таблицу «Виды односоставных предложений», приводит примеры.

    В это время – проверка письменного домашнего задания: выборочно несколько работ проверяет учитель; один ученик читает вслух, все проверяют.

    Ответ учащегося по таблице (класс участвует: приводят примеры из домашнего задания, придумывают свои).

    Создание проблемной ситуации:

    Для чего используются в речи односоставные предложения?

    Можно ли заменять двусоставные односоставными (и наоборот)? Будет ли при этом меняться значение?

    Это – тема нашего сегодняшнего урока.

    (Объявление темы, обратить внимание на организацию работы на уроке: работа в парах).

  2. Задания (распечатаны по количеству пар):






    (Нажмите на плюсик, чтобы прочитать текст.)

    Ответы по карточкам:

    Вариант 1: Мне хочется научиться кататься на коньках. Пете вчера нездоровилось. Детям не хочется возвращаться домой из лагеря.

    Вариант 2: В лагере из-за угрозы эпидемии запрещено навещать детей. Было приказано объявить карантин. Рекомендовано всем пользоваться марлевыми повязками.

    Вариант 3: Снег укрыл озимые.- Снегом укрыли озимые. – Снегом укрыло озимые. Песок потушил огонь. – Песком потушили огонь. – Песком потушило огонь. Взрыв уничтожил здание.- Взрывом уничтожили здание. – Взрывом уничтожило здание.

    Вариант 4: В окно дует. В трубе воет. Где-то грохочет.

    Вариант 5: Тебе весело. Тебе видно надпись? Можно мне позвонить?

    Вариант 6: Вам меня не убедить. Тебе на собрании выступать первым. Нам бы побеседовать с тобой перед уроком.

    На выполнение заданий отводится 3-5 минут. 4-е и 5-е задания можно дать более слабым ученикам, 3-е – сильным. При проверке один ученик из пары записывает один пример на доске, второй – читает все предложения, отвечает на вопрос об их значениях. Класс записывает пример с доски.

    Учащиеся делают вывод: в языке существуют синонимические конструкции – односоставные и двусоставные предложения, они имеют различия в оттенках значений, и это надо учитывать.

    «Конструктор»: из двух простых предложений строим одно сложное (продолжение работы в парах).

    Два ученика выходят к доске и записывают по одному предложению, которые диктует учитель. Подчеркивают главные члены, определяют вид (двусоставное или односоставное, если односоставное, то какое именно). Строим сложное: один ученик записывает (и с ним весь класс), объясняя встретившиеся орфограммы, второй строит схему и записывает его характеристику.

    Середина января. – односоставное, назывное. Все предложение является подлежащим.

    На полях почти нет снега. – односоставное, безличное. Сказуемое состоит из двух слов: нет снега.
    Середина января, а на полях почти нет снега. , а .
    Сложное, состоит из двух простых, 1-е – односоставное, назывное, 2-е – односоставное, безличное.

    Вот новое здание детского сада. Рядом с ним строят стадион.

    Луну закрыло огромным лохматым облаком. Начался проливной дождь.

    Утром поедешь в город. Обязательно купи сборник сканвордов.

    Поздняя осень. Вечереет и тянет прохладой.

    Подводим учащихся к разрешению проблемной ситуации, к выводу: какую роль играют односоставные предложения в речи, для чего они используются?

    (Создают разнообразие форм выражения мысли; нет повторения сходных конструкций; речь становится яркой и выразительной ).

  3. Наблюдения над приемами создания выразительности в художественном тексте (отрывки предварительно записаны на закрытой части доски).

    Подуло холодком

    От подступившей тучи.

    И чернотой ее

    В природе все затмилось.

    Вдруг молнии копье,

    Блеснув, переломилось.

    За рекой осыпается лес.

    Пожелтело за лесом болотце.

    И в осенней лазури небес

    Журавлиная ниточка вьется.

    Посмотри и послушай, мой друг,

    Как кричат эти мудрые птицы,

    Улетая на солнечный юг,

    Чтоб на север потом возвратиться.

    О чем эти стихи? Какой художественный прием в них используется? (Метафора). Какие предложения используются? (Односоставные и двусоставные, в первом отрывке – безличное, во втором – безличное как часть сложного ).

    Вывод по уроку:

    использование односоставных предложений делает речь ярче и выразительнее, помогает избежать повторений, поэтому мы находим их в художественных текстах; при использовании синонимичных предложений нужно быть внимательными, так как меняются оттенки значений.

  4. Итоги урока, оценивание, рефлексия.

    Домашнее задание: упр. 141 (подготовка к уроку развития речи). Прочитайте текст. Почему он так называется? Выполните задания:

Противопоставление двусоставных и односоставных предложений связано с количеством членов, входящих в грамматическую основу.

    Двусоставные предложения содержат два главных члена - подлежащее и сказуемое.

    Мальчик бежит ; Земля круглая .

    Односоставные предложения содержат один главный член (подлежащее или сказуемое).

    Вечер ; Вечереет .

Типы односоставных предложений

Форма выражения главного члена Примеры Соотносительные конструкции
двусоставных предложений
1. Предложения с одним главным членом - СКАЗУЕМЫМ
1.1. Определённо-личные предложения
Глагол-сказуемое в форме 1-го или 2-го лица (нет форм прошедшего времени или условного наклонения, так как в этих формах у глагола нет лица).

Люблю грозу в начале мая.
Беги за мной!

Я люблю грозу в начале мая.
Ты беги за мной!

1.2. Неопределённо-личные предложения
Глагол-сказуемое в форме множественного числа третьего лица (в прошедшем времени и условном наклонении глагол-сказуемое во множественном числе).

Стучат в дверь.
Постучали в дверь.

Кто-то стучит в дверь.
Кто-то постучал в дверь.

1.3. Обобщённо-личные предложения
Не имеют своей специфической формы выражения. По форме - определённо-личные или неопределённо-личные. Выделяются по значению. Два основных типа значения:

А) действие может быть отнесено ко всякому лицу;

Б) действие конкретного лица (говорящего) является привычным, повторяющимся или представлено в виде обобщённого суждения (глагол-сказуемое стоит в форме 2-го лица единственного числа, хотя речь идёт о говорящем, то есть - о 1-м лице).

Без труда не вынешь рыбки из пруда (по форме определённо-личное).
Цыплят по осени считают (по форме - неопределённо-личное).
От сказанного слова не отвяжешься .
Перекусишь на привале, а потом опять пойдешь .

Любой (всякий ) без труда не вынет рыбки из пруда.
Все цыплят по осени считают .
Любой (всякий ) цыплят по осени считает .
От сказанного слова любой не отвяжется .
Я перекушу на привале и потом опять пойду .

1.4. Безличное предложение
1) Глагол-сказуемое в безличной форме (совпадает с формой единственного числа, третьего лица или среднего рода).

а) Светает ; Светало ; Мне везет ;
б) Тает ;
в) Мне (дат. падеж) не спится ;
г) Ветром (твор. падеж) сорвало крышу .


б) Снег тает ;
в) Я не сплю ;
г) Ветер сорвал крышу .

2) Составное именное сказуемое с именной частью - наречием.

а) На улице холодно ;
б) Мне холодно ;
в) Мне грустно ;

а) нет соотносительных конструкций;

б) Я мёрзну ;
в) Я грущу .

3) Составное глагольное сказуемое, вспомогательная часть которого - составное именное сказуемое с именной частью - наречием.

а) Мне жаль расставаться с тобой ;
б) Мне надо идти .

а) Я не хочу расставаться с тобой ;
б) Я должен идти .

4) Составное именное сказуемое с именной частью - кратким страдательным причастием прошедшего времени в форме единственного числа, среднего рода.

Закрыто .
Складно сказано , отец Варлаам.
В комнате накурено .

Магазин закрыт .
Отец Варлаам складно сказал .
В комнате кто-то накурил .

5) Сказуемое нет или глагол в безличной форме с отрицательной частицей не + дополнение в родительном падеже (отрицательные безличные предложения).

Нет денег .
Не было денег .
Не осталось денег .
Не хватило денег .

6) Сказуемое нет или глагол в безличной форме с отрицательной частицей не + дополнение в родительном падеже с усилительной частицей ни (отрицательные безличные предложения).

На небе нет ни облачка .
На небе не было ни облачка .
У меня нет ни копейки .
У меня не было ни копейки .

Небо безоблачно .
Небо было безоблачно .
Я не имею ни копейки.
Я не имел ни копейки.

1.5. Инфинитивные предложения
Сказуемое - независимый инфинитив.

Всем молчать !
Быть грозе!
Поехать бы к морю!
Чтобы простить человека , надо его понять.

Все молчите .
Будет гроза .
Я поехал бы к морю.
Чтобы ты мог простить человека , ты должен его понять.

2. Предложения с одним главным членом - ПОДЛЕЖАЩИМ
Назывные (номинативные) предложения
Подлежащее - имя в именительном падеже (в предложении не может быть обстоятельства или дополнения, которые относились бы к сказуемому).

Ночь .
Весна .

Обычно нет соотносительных конструкций.

Примечания.

1) Отрицательные безличные предложения (Нет денег; На небе нет ни облачка ) являются односоставными только при выражении отрицания. Если конструкцию сделать утвердительной, предложение станет двусоставным: форма родительного падежа изменится на форму именительного падежа (ср.: Нет денег. - Есть деньги ; На небе нет ни облачка. - На небе есть облака ).

2) Ряд исследователей форму родительного падежа в отрицательных безличных предложениях (Нет денег ; На небе нет ни облачка ) считает частью сказуемого. В школьных учебниках эту форму обычно разбирают как дополнение.

3) Инфинитивные предложения (Молчать! Быть грозе! ) ряд исследователей относят к безличным. Так же рассматриваются они в школьном учебнике. Но инфинитивные предложения отличаются от безличных по значению. Основная часть безличных предложений обозначает действие, которое возникает и протекает независимо от деятеля. В инфинитивных предложениях лицо побуждается к активному действию (Молчать! ); отмечается неизбежность или желательность активного действия (Быть грозе! Поехать бы к морю! ).

4) Назывные (номинативные) предложения многие исследователи относят к разряду двусоставных с нулевой связкой.

Обратите внимание!

1) В отрицательных безличных предложениях с дополнением в форме родительного падежа с усилительной частицей ни (На небе нет ни облачка; У меня нет ни копейки ) часто опускается сказуемое (ср.: На небе ни облачка; У меня ни копейки ).

В этом случае можно говорить об односоставном и одновременно неполном предложении (с опущенным сказуемым).

2) Основным значением назывных (номинативных) предложений (Ночь ) является утверждение бытия (наличия, существования) предметов и явлений. Эти конструкции возможны только при соотнесении явления с настоящим временем. При изменении времени или наклонения предложение становится двусоставным со сказуемым быть .

Ср.: Была ночь ; Будет ночь ; Пусть будет ночь ; Была бы ночь .

3) Назывные (номинативные) предложения не могут содержать обстоятельств, поскольку этот второстепенный член соотносится обычно со сказуемым (а сказуемого в назывных (номинативных) предложениях нет). Если в предложении содержится подлежащее и обстоятельство (Аптека - (где?) за углом ; Я - (куда?) к окну ), то такие предложения целесообразнее разбирать как двусоставные неполные - с опущенным сказуемым.

Ср.: Аптека находится / расположена за углом ; Я бросился / побежал к окну .

4) Назывные (номинативные) предложения не могут содержать дополнений, соотносимых со сказуемым. Если такие дополнения в предложении есть (Я - (за кем?) за тобой ), то эти предложения целесообразнее разбирать как двусоставные неполные - с опущенным сказуемым.

Ср.: Я иду / следую за тобой .

План разбора односоставного предложения

  1. Определить тип односоставного предложения.
  2. Указать те грамматические признаки главного члена, которые позволяют отнести предложение именно к этому типу односоставных предложений.

Образец разбора

Красуйся , град Петров (Пушкин).

Предложение односоставное (определённо-личное). Сказуемое красуйся выражено глаголом во втором лице повелительного наклонения.

В кухне зажгли огонь (Шолохов).

Предложение односоставное (неопределённо-личное). Сказуемое зажгли выражено глаголом во множественном числе прошедшего времени.

Ласковым словом и камень растопишь (пословица).

Предложение односоставное. По форме - определённо-личное: сказуемое растопишь выражено глаголом во втором лице будущего времени; по значению - обобщённо-личное: действие глагола-сказуемого относится к любому действующему лицу (ср.: Ласковым словом и камень растопит любой / всякий ).

Чудесно пахло рыбой (Куприн).

Предложение односоставное (безличное). Сказуемое пахло выражено глаголом в безличной форме (прошедшее время, единственное число, средний род).

Мягкий лунный свет (Застожный).

Предложение односоставное (назывное). Главный член - подлежащее свет - выражен существительным в именительном падеже.

1. Найди правильное утверждение. Односоставные предложения – это: а) предложения, в которых есть все необходимые для смысла члены предложения; б)

предложения, которые состоят из двух или более простых предложений; в) предложения, в которых имеется только состав сказуемого или состав подлежащего.

2. Односоставные предложения делятся на следующие виды: а) назывные, неопределённо-личные, полные, безличные, обобщённо-личные; б) определённо-личные, назывные, повествовательные, обобщённо-личные; в) назывные, неопределённо-личные, определённо-личные, безличные, обобщённо-личные.

3. Как называются односоставные предложения, в которых деятель не назван, но мыслится как определённое лицо: а) обобщённо-личное, б) неопределённо-личное, в) определённо-личное, г) назывное, д) безличное.

4. Какое из предложений является безличным: а) Языком не торопись, погоняй делом. б) Я сегодня не могу писать. в) Лужи затянуло синим льдом.

5. Как называются односоставные предложения, в которых есть сказуемое, но нет и не может быть подлежащего: а) определённо-личное; б) безличное, в) неопределённо-личное, г) назывное. 6. Какое из предложений является неопределённо-личным: а) В саду есть маленькая баня.

б) Баню недавно протопили. в) Разбуди меня завтра рано.

7. Как называются предложения, в которых деятель не назван и мыслится как неопределённое лицо: а) безличное, б) неопределённо-личное, в) определённо-личное, г) назывное.

8. Какое из предложений является обобщённо-личным: а) Больному ночью не спалось. б) От тяжёлой работы быстро устаёшь. в) На калитке порядковый уличный номер.

9. Как называются предложения, в которых имеется только состав подлежащего: а) безличное, б) определённо-личное, в) назывное, г) неопределённо-личное; д) обобщённо-личное.

10. Какое из этих предложений является назывным: а) На пруды понесло первым снегом. б) Скрипит снег под санями. в) Белая музыка под полозьями. 11. Какое из этих предложений является определённо-личным: а) В пустом старом доме стало сразу шумно. б) Ну, братцы, затянем-ка на сон грядущий мою любимую песню! в) Помните о тех, кто не вернулся с войны.

12. В каких предложениях сказуемое выражено в форме 1 или 2 лица ед. и мн. числа изъявит. и повелительного наклонения: а) безличное, б) неопределённо-личное, в) определённо-личное, г) назывное, д) обобщённо-личное.

13. В каких предложениях сказуемое выражено в форме прошедшего времени мн. числа и 3 лица мн.числа: а) безличное, б) неопределённо-личное, в) определённо-личное, г) назывное.

14. В каких предложениях сказуемое выражено безличным глаголом или личным глаголом в безличной форме: а) назывное; .б) определённо-личное, в) неопределённо-личное, г) безличное.

15. Как называются предложения, в которых есть все главные и второстепенные члены, необходимые для понимания их смысла: а) безличное, б) полное; в) неопределённо-личное, г) назывное; г) неполное.

16. Сделай синтаксический разбор предложения. От старой деревенской скатерти пахло ржаным хлебом и молоком.

Напишите номера предложений, в которых ставится запятая перед "как". 1. Оживление в зале нельзя было расценивать как одобрение. 2. Своеобразие Рублева

как всякого гениального художника проявилось и в первых его ученических работах. 3. У него как у опытного охотника не было сомнения, что он с этим легко справится. 4. Он говорил как специалист своего дела. 5. Он вскочил как ошпаренный. 6. День начался как всегда в густом тумане. 7. Ее уста как розы рдеют. 8. Она была как меньшая любимица отца. 9. Ямщик был в таком же изумлении от его щедрости как и сам француз от предложения Дубровского. 10. Лев Ошанин известен как поэт-песенник. 11. Инженер по образованию она увлеченно работает как переводчица. 12. Звезды на темном небе как блестки. 13. Как камень упали в душу его слова. 14. Он свалился как снег на голову. 15. В историю отечественного искусства О.Кипренский вошел как выразитель настроений романтизма в жанре портрета.

Вот например предложение:На братских могилах не ставят крестов и вдовы на них не рыдают.Это двусоставное или односоставное?ПОЧЕМУ?! Вот два сказуемых:не ставят,не рыдают.Подлежащее одно-вдовы.Предожение КАК-НИБУДЬ ДЕЛИТСЯ СОЮЗОМ И НА ДВЕ ЧАСТИ?Ищу неопределённо-личное,а тут в одной части как оно,а в другой как двусоставное..НО САМ ФОКУС!!В РЕШЕБНИКАХ ВООБЩЕ ПИШУТ,ЧТО ЭТО СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ,СТАВЯТ ЗАПЯТУЮ,ДА ЭТО ЕЩЁ И ПОДЛЕЖАЩЕГО НЕ УКАЗАНО!!!
Никогда оттуда не списывайте!!!Объясните,пожалуйста, ещё вот что,как одно предложение может быть одновременно и односоставным и двусоставным ЕСЛИ В ОДНОЙ ЧАСТИ ТОЛЬКО ОДНО ПОДЛЕЖАЩЕЕ,А В ДРУГОЙ СКАЗУЕМОЕ?!СПАСИТЕ!!!

1. Найдите предложения в которых перед союзом "и" запятая не ставится (знаки не раставлены а) Дорожки и грядки позарастали лопухами и

б) На скамейку кто-нибудь присаживался и начинался разговор.

в) Вечерело и в воздухе чувствовалась прохлада.

г)Бабушка ребенка укачивала и сказки рассказывала.

2.Укажите предложения с соеденительными союзами.

а)Без нитки да иголки шубы не пошить

б) перо пишет,а ум водит

в) ты тоже прочитай эту книгу

г)Дождь,то идет то нет.

3.Укажите предложения,в которых выделенные слова -союзы пишутся слитно.

а) молодые сыны его то(же) оглядывали себя с головы до ног.

б) я поблагодарил друга за(то) ,что он мне помог.

в)для прогулки было холодно,при(том) и тучи появились.

г) Он узнавал время по(тому),как двигалось солнце.

Чаще всего задание В4 ЕГЭ по русскому языку предполагает умение Информации на эту тему много — вы можете найти её в школьных учебниках, различного рода пособиях и т.п. А мы решили остановиться на самом главном — на том, что непосредственно пригодится для выполнения заданий .

Односоставное предложение отличается от двусоставного , прежде всего, тем, что в нём не два главных члена, а всего один – подлежащее или сказуемое. Понаблюдаем:

В зависимости от того, какой именно главный член (подлежащее или сказуемое) имеется в предложении, односоставные предложения делятся на две группы:

  • односоставные предложения с главным членом-подлежащим,
  • односоставные предложения с главным членом-сказуемым.

Рассмотрим каждую из групп.

Односоставные предложения с главным членом-подлежащим

Это назывные предложения . Их грамматическая основа состоит только из подлежащего, которое в большинстве случаев выражается существительным в именительном падеже.

Назывные предложения могут включать в себя второстепенные члены (то есть быть распространёнными), в них нередко присутствуют частицы (вот, вот и, а вон, что за и т.п.):

Односоставные предложения с главным членом-сказуемым

Они, в свою очередь подразделяются на несколько типов в зависимости от того, насколько известен говорящему или пишущему производитель действия («лицо»):

Определённо-личные предложения

Рассмотрим предложения:

Подлежащего в них нет, однако тот, кто совершает действие, в них легко угадывается – «лицо определено» (поэтому такие предложения и называются определённо-личными ).

Как видим, сказуемое в односоставных определённо-личных предложениях выражается глаголами 1 и 2 лица единственного и множественного числа. Проще говоря, к сказуемому в определённо-личном предложении можно подставить личные местоимения: я, мы, ты, вы .

Но учтите: речь идёт лишь о глаголах-сказуемых в настоящем и будущем времени . В прошедшем времени всё не так просто:

Дело в том, что в прошедшем времени глаголы не изменяются по лицам. А значит и определённо-личным односоставное предложение со сказуемым в форме прошедшего времени быть не может: «лицо»-то ведь определить невозможно!

Более того, предложения типа «Шёл по улице» не являются односоставными. Это двусоставные неполные предложения. Сказуемые в них не отсутствуют , как в односоставных предложениях, – а пропущены и восстанавливаются из предыдущего контекста или ситуации. А вот предложение «Пели песню» может оказаться односоставным неопределённо-личным .

Неопределённо-личные предложения

Судя по названию, в неопределённо-личных предложениях «лицо не определено» — тот, кто производит действие, неизвестен говорящему или пишущему. И тем не менее, действие кем-то совершается, производящее его «лицо» существует:

Кто-то пишет в газетах о погоде, кто-то постучал в дверь, кто-то будет говорить об этом – но кто именно совершает все эти действия, неизвестно.

Сказуемые в таких предложениях выражены формой 3 лица множественного числа настоящего, прошедшего или будущего времени. Запомните: сказуемое в неопределённо-личном предложении всегда стоит во множественном числе!

Если в неопределённо-личном предложении «лицо», производящее действие неизвестно, то в предложении безличном его просто нет . Действие совершается само по себе , без участия субъекта.

Разновидностей безличных предложений много, остановимся на некоторых из них.

В безличном предложении может выражаться, например, состояние природы или человека :

Безличными являются односоставные предложения, в которых сказуемые (или их части) – слова нет, не было (не будет), (не) нужно, нельзя и т.п.:

Сказуемое в безличном предложении часто выражается инфинитивом :

Кстати, подобные сказуемые нередко встречаются в одной из частей сложноподчинённого предложения :

Обобщённо-личными считаются односоставные предложения, в которых действие глагола-сказуемого относится не к кому-то одному, а ко многим (или ко всем) — то есть к обобщённому «лицу».

Чаще всего обобщённо-личными предложениями бывают пословицы:

По форме такие предложения могут быть определённо-личными или неопределённо-личными, отличаясь, однако, своим обобщённым значением. Именно поэтому не все лингвисты выделяют обобщённо-личные предложения в отдельный тип односоставных предложений. Тем не менее, совсем не учитывать специфику таких предложений нельзя. Иногда их характеризуют так:

Что посеешь, то и пожнёшь. — Односоставное определённо-личное предложение с обобщённым значением.

Цыплят по осени считают. — Односоставное неопределённо-личное предложение с обобщённым значением.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Односоставные предложения – это такие, которые имеют один грамматический состав. Предикативность подобных предложений выражается в одном главном члене. Главный член не только называет предмет, явление или действие, но и выражает отношение к действительности. Отсутствие 2 -го главного члена в ОП не говорит о неполноте предложения. В газетах пишут об изменении климата на планете.

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ Логическое направление грамматики (А. Х. Востоков. Ф. И. Буслаев) - рассматривали односоставные предложения как неполные. Психологическое направление (А. А. Потебня, Д. Н. Овсянико. Куликовский) – признавали односоставные предложения со сказуемым, другие рассматривали как неполные. А. А. Шахматов – субъект и предикат в односоставном предложении находят свое выражение в одном члене, определение односоставной структуры по аналогии с двусоставной Современное понимание – односоставные предложения – отдельный структурный тип простого предложения Нет окончательного единства в определении круга односоставных предложений РГ – односоставные предложения – однокомпонентные структуры: спрягаемо-глагольные и неспрягаемо-глагольные

СТРУКТУРНАЯ СХЕМА ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Структурные схемы ОП – однокомпонентные или двукомпонентные. Определенно-, неопределенно- и обобщенноличные предложения – предложения с невербализованным (неназванным) субъектом. В большинстве случаев этот субъект может быть восстановлен и назван. Пьем чай сутками (мы); Звонят в колокола (коллективный субъект); Не в свои сани не садись (обобщенный субъект)

ОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Сказуемое – личная форма глагола – указывает на определенное лицо. Глагол в изъявит. накл. 1 или 2 лица ед. или мн. ч. , настоящее или будущее время: Не жалею, не зову, не плачу. ; Поедешь со мной за город? Глагол в повелит. накл. 1 или 2 лица ед. или мн. ч. : Не позволяй душе лениться!; Давай с тобой полаем при луне. Сказуемое не может выражаться глаголами в форме 3 -го лица, так как эта форма лишена конкретности, или глаголами в прошедшем времени. Летел на самолете – неполное предложение. Субъект восстанавливается из контекста или из ситуации.

НЕОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Сказуемое обозначает действие, совершаемое субъектами, не названными за ненадобностью или по неведению. Внимание сосредоточено не на субъекте, а на самом действии. Сказуемое выражается: глагол изъявит. накл. , 3 лицо мн. ч. , наст. или будущее вр. ; изъявит. накл. пр. вр. . мн. ч. (Принесли букет чертополоха и на стол поставили; Мне форму новую дадут, научат бить из автомата)

СУБЪЕКТ В НЕОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ Субъектно-локативная форма (Г. А. Золотова) – наличие корпоративного субъекта, отсылка к нему при помощи обстоятельства места (На фронте всегда ждали писем. В этом доме всегда рады гостям.) В круг субъектов не входит говорящий, за исключением фразеологизированных выражений (Кому говорят!) Инструктивная разновидность неопределенно-личных – модальность долженствования (Здесь не курят). Субъект не может быть предметным, отражают только человеческую деятельность. (В дверь стучат. Вам позвонят). Организованная коллективная деятельность (Нефть долго искали в этом районе.)

ОБОБЩЕННО-ЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Сказуемое обозначает действие, которое может быть отнесено ко всем людям вообще, то есть к генерализованному субъекту. Генерализованный субъект всегда включает в себя говорящего (Я+ все другие люди). Сказуемое – 1, 2, 3 лицо изъявит. накл. наст. или буд. вр. ; 2 л. ед. ч. повелит. накл. За чем пойдешь, то и найдешь. Век живи – век учись. Моя хата с краю, ничего не знаю.

РАЗНОВИДНОСТИ ОБОБЩЕННО-ЛИЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ (Г. А. ЗОЛОТОВА) Пословичный тип – используются в качестве поучения, рекомендации (Цыплят по осени считают). Повествовательно-узуальный тип – индивидуальный опыт говорящего подается как общий для любого человека (Бывают дни, когда опустишь руки…) Оценочно-характеризующий тип – называет признак объекта с помощью направленного на него действия (Тебе не дозвонишься).

БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Сказуемое называет стихийный (непроизвольный) процесс, который не имеет деятеля (бессубъектный). В безличных предложениях имя лица или предмета занимает позицию объекта, а место субъекта не занято. Мне не спится. В комнате темно.

РАЗНОВИДНОСТИ БЕЗЛИЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ По способу выражения сказуемого: Глагольные безличные предложения – Сегодня моросит. Меня знобит. Именные безличные предложения – в роли сказуемого – предикативы (слова категории состояния): Пасмурно. Нельзя терять ни минуты. Мне лень писать.

ГЛАГОЛЬНЫЕ БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Наклонение время Семантика предложения пример Собственно безличный глагол Изъявит. /сосла Любая форма гат. Состояние человека, природы, окружающей среды Мне нездоровится. Уже смеркается. Подморозило бы! Личный глагол в безличном употреблении Изъявит. / сослагат. Состояние природы или человека Давило грудь – в груди лежал свинец. Водой затопило бы берега. Глагол быть: инфинитив + быть + местоимение/ мест. наречие Любая форма Оценка жизненной ситуации Жить есть где. Было бы с кем поспорить.

ИМЕННЫЕ БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В составе сказуемого Семантика предложения пример Предикативсуществительное Состояние окружающей среды или человека Мне лень писать. Предикатив-причастие Состояние как результат До полудня в комнате не убрано. Предикатив-модальное наречие Состояние окружающей среды или человека Можно войти в комнату? Предикатив-наречие со значением состояния Состояние окружающей среды или человека Становится жарко. Отрицательное слово нет (не было, не будет) Констатация факта отсутствия У меня нет проблем.

СЕМАНТИКО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ БЕЗЛИЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Разговорная речь, язык художественной литературы, официально-деловая речь (Предлагается начать собрание.) Безличные предложения представляют тенденцию «рассматривать мир как совокупность событий, не поддающихся ни человеческому контролю, ни человеческому уразумению» (А. Вежбицка)

ИНФИНИТИВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Сказуемое выражено грамматически независимым инфинитивом (Скоро мне без листвы холодеть. Ну как тут не рассердиться?) Могут содержать вопросительную частицу ли, частицу бы. В стилистическом плане более экспрессивны и напряженны, чем безличные предложения. Я такой же, как вы, пропащий, мне теперь не уйти назад – фатальная невозможность действия (ср. : невозможно уйти, нельзя уйти)

СЕМАНТИКА ИНФИНИТИВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ неизбежность Быть в дороге какой-нибудь беде! невозможность Молодости не воротить. целесообразность Вам бы отдохнуть. долженствование Тут вам поворачивать назад. волеизъявление Не шуметь! Не упасть бы на льду! желательность Мне бы уснуть! сомнение, раздумье Не посоветоваться ли с родителями? негативное отношение к действиям других лиц Вам бы все смеяться!

НОМИНАТИВНЫЕ (НАЗЫВНЫЕ) ПРЕДЛОЖЕНИЯ Главный член – имя существительное в именительном падеже. Имеют объективную реальную модальность, констатируют существование предмета или явления в сфере настоящего. Зима! - односоставное // Была (будет) зима – двусоставное.

ТИПЫ НОМИНАТИВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Собственно бытийные – называют явление, имеющее временную протяженность (Осень в Петербурге.) Предметно-бытийные – называют расположенные в пространстве предметы (Лес да волны – берег дикий, а у моря домик бедный.) Указательные – содержат указательные частицы вот, вон (Вот и ночь.) Оценочно-бытийные – содержат эмоциональноэкспрессивные частицы (Что за жизнь у меня!)

СМЕЖНЫЕ КОНСТРУКЦИИ (НЕ ЯВЛЯЮТСЯ НОМИНАТИВНЫМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ) Надписи и названия, вывески (Дом быта, «Преступление и наказание» , Метро…). Д. Э. Розенталь относит их к конструкциям «по форме совпадающим с номинативным предложением» , но у них нет значения бытия, не способны функционировать самостоятельно. «Именительный темы» , средство экспрессивного синтаксиса, вызывает представление о теме сообщения, но не заявляет о его присутствии в момент высказывания (Золотое детство! Уж такое ли оно было золотое?)

ГЕНИТИВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Впервые описаны А. А. Шахматовым в «Синтаксисе русского языка» . Основа генитивнго предложения – независимый родительный падеж имени. Передает значение существования предметов в определенном (большом или малом) количестве. Утвердительные и отрицательные (с частицей НИ) генитивные предложения Грибов-то! Вокруг нового романа споров! Ни звука в доме.

НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Неполным называется предложение, отличающееся неполнотой грамматической структуры, вследствие пропуска тех или иных формально необходимых членов (главных или второстепенных), которые и без называния ясны из контекста или обстановки. Пропуск членов предложения не нарушает смысловой законченности и определенности данных предложений. Могут быть распространенными и нераспространенными, двусоставными и односоставными. Калиныч стоял ближе к природе. Хорь же – к людям, обществу. // Вчера вечером было пасмурно, а сегодня – тихо и солнечно. // Иван здесь работает? Здесь.

ТИПЫ НЕПОЛНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Контекстуальные – Ситуативные – неназванные члены восстанавливаются по ясны из ситуации, контексту (ближайподсказаны шее предложение обстановкой или то же предложение) Он постучался в дверь и Старшего мальчика звали спросил: «Можно? » Петей, а младшего – Павлик. - Ты бросил жену? - Нет, она меня.

КОНТЕКСТУАЛЬНЫЕ НЕПОЛНЫЕ Простые предложения с неназванными главными или второстепенными членами (Кто его ждал? Пустая, неуютная комната.) Сложные предложения с неназванной главной или придаточной частью (Где твоя деревня? Где мы идем.) Часть сложного предложения с неназванным членом, имеющимся в другой части (Так и едем: по ровному месту - на телеге, в гору – пешком, а под гору – так трусцой.)

РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА Определить тип предложения (односоставное, неполное – с указанием разновидности) 1. Я пойду на лекцию. А ты? 2. Что за радость! 3. Мне нужно на кого-нибудь молиться… 4. Напиши реферат к среде! 5. Не уехать ли?

1. двусоставное, неполное, контекстуальное 2. односоставное, номинативное, оценочнобытийное 3. односоставное, безличное, именное 4. односоставное, определенно-личное 5. односоставное, инфинитивное, семантика сомнения ПРОВЕРКА РЕЧЕВОЙ ПРАКТИКИ


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении