mppss.ru – Все про автомобили

Все про автомобили

Уаз 390995 система охлаждения. Система охлаждения уаз патриот. Принцип охлаждения двигателя

УАЗ «Буханка» представляет собой полноприводный автомобиль повышенной проходимости. Данная модель выпускается на с 1957 года. Эта машина эксплуатируется не только по своему предназначению, ведь все-таки это специальная техника, но также ее используют любители рыбалки и охоты.

Главный плюс данного авто - его универсальность и огромные возможности проходимости. Салон вмещает в себя 10 пассажиров, а при необходимости его можно как угодно трансформировать. Сердце автомобиля - это двигатели ЗМЗ-402 и ЗМЗ-409. Так как машина специальная, многим интересно, как устроена система охлаждения УАЗа «Буханки».

Общее устройство

В этих грузопассажирских авто вагонной компоновки применяется жидкостное охлаждение закрытого типа. ОЖ в системе циркулирует принудительно под воздействием центробежного насоса. В качестве охлаждающих жидкостей производитель рекомендует использовать отечественный «Тосол». Однако в экстренных случаях можно залить в систему охлаждения УАЗа «Буханки» и обычную воду. Объем, включая не только контуры охлаждающей системы, но и отопителя, на большинстве моделей составляет от 13,2 до 15,3 литров.

Схема охлаждающей системы для ЗМЗ-402

Она достаточно проста. Данный силовой агрегат охлаждается за счет жидкости, которая проходит через два контура.

Построена система по кольцевой схеме и состоит из нескольких основных компонентов. Жидкость двигается из радиатора через патрубки в термостат, далее проходит по рубашке охлаждения двигателя. Затем посредством водяного насоса она попадает снова в радиатор. Кроме этого, система охлаждения УАЗа «Буханки» с 402-м двигателем включает в себя электрический вентилятор, температурный датчик, отопители. Рассмотрим каждый элемент отдельно.

Термостат

Это наиболее нежный компонент в системе. Он чаще всех выходит из строя - современные запчасти не слишком качественные. Функция термостата - контроль потока ОЖ по двигателю. Агрегат ЗМЗ-402, как и многие другие, имеет два круга циркуляции ОЖ - большой и, соответственно, малый.

Когда водитель запускает мотор и тот немного прогреется, жидкость в системе охлаждения УАЗа «Буханки» циркулирует только по малому кругу. Это позволяет быстрее подогреть мотор. Когда температура достигнет примерно 70 градусов, сработает термостат, и ОЖ потечет уже через радиатор охлаждения по большому кругу. Рабочими температурами для 402 двигателя являются показатели в пределах от 82 до 90 градусов. Если мотор не прогревается до этих температур, то это говорит о том, что термостат неисправен. Нередко по причине износа он заклинивает и не открывается.

Помпа

Это очень важный элемент. За счет него жидкость может циркулировать непосредственно по всей системе. В этом двигателе тосол циркулирует постоянно в принудительном порядке. Насос состоит из нескольких элементов - при необходимости он легко разбирается. Расположена помпа в передней части на блоке цилиндров, а в действие она приводится посредством ременного привода.

Радиатор и вентилятор охлаждения

Когда жидкость в системе охлаждения УАЗа «Буханки» пройдет через двигатель, она разогреется. Для охлаждения она должна остыть. Для этого используется радиатор. На этих авто завод-изготовитель устанавливает преимущественно медные 3-рядные радиаторы. Однако владельцы вместо него предпочитают устанавливать алюминиевые решения. Как отмечают отзывы, с ними двигатель охлаждается значительно эффективней.

Радиатор в системе выполняет функцию охладителя. Он охлаждается под воздействием встречного потока воздуха при движении. Когда автомобиль стоит или движется с небольшой скоростью, поток воздуха слабый и не может достаточно обдувать радиатор. Тогда в дело вступает вентилятор. В этом автомобиле он принудительного типа. Элемент вращается при запущенном двигателе, вне зависимости от температуры охлаждающей жидкости. Таким образом, перегреть двигатель очень сложно.

Рубашка охлаждения и патрубки

Для соединения различных узлов системы охлаждения 402-го двигателя УАЗа «Буханки» используются патрубки. Это резиновые изделия в виде трубок. Элементы достаточно надежны, но если они эксплуатируются достаточно долго, то изнашиваются - стареют. Тогда ОЖ может протекать, и уровень ее падает. В результате мотор перегревается.

Рубашка охлаждения - это необходимая часть, без которой мотор просто не будет остывать. Рубашка проходит через весь блок цилиндров. Она выполняет функцию поглотителя тепла. Затем ОЖ выводится к радиатору.

Двигатель ЗМЗ-409

Этот мотор отличается другой клапанной крышкой, улучшенным механизмом ГРМ, иной прокладкой ГБЦ. Также вырос объем силового агрегата, что сразу же повлекло за собой модернизацию системы охлаждения ЗМЗ-409 УАЗ «Буханки».

Устройство охлаждающей системы типичное для ДВС такой конструкции, которые когда-либо изготавливались на Заволжском заводе. Двигатель оснащен жидкостной закрытой принудительной системой. Здесь также имеется радиатор, рубашка в блоке цилиндров и в головке блока цилиндров, помпа, расширительный бачок, датчики температуры, электрический вентилятор, радиатор отопителя и другие элементы. Отметим, что принцип работы системы охлаждения 409 УАЗа «Буханки» прост и аналогичен инжекторным моторам. Здесь ОЖ также двигается по большому кругу и по малому.

Радиатор и вентилятор

С помощью этих элементов двигатель не перегревается выше своей рабочей температуры. На первых моделях с таким силовым агрегатом шел трехрядный медный радиатор, но после не слишком удачных испытаний стали устанавливать алюминиевые. Что касается вентилятора, то здесь он уже электрический. Элемент управляется посредством ЭБУ и Данные о температурах читаются непосредственно из рубашки охлаждения.

Термостат

Функция данного элемента здесь такая же. Он необходим для открытия или перекрытия пути жидкости с малого на большой круг или наоборот.

Данный термостат на моторе открывается при температуре в 75 градусов. Это одна из важных частей двигателя. Если неисправен термостат, двигатель будет перегреваться.

Помпа

Она заставляет ОЖ циркулировать по всем контурам системы. Это обыкновенный ничем не примечательный водяной насос. Иногда в нем заклинивают подшипники, и тогда случаются течи тосола.

Отопитель

Это также одна из неотъемлемых частей системы охлаждения УАЗа “Буханки” с 409-м двигателем. Отопитель состоит из патрубков - входящего и выходящего, а также радиатора и электрического вентилятора. Печка активно эксплуатируется зимой, что еще лучше влияет на охлаждение двигателя.

Расширительный бачок

В эту емкость выдавливаются газы и пары, образующиеся в системе в процессе ее эксплуатации. Также это уровень охлаждающей жидкости. Пробка бачка устроена таким образом, что через нее вытесняется лишний воздух.

Температурный датчик

Данный элемент измеряет температуру и отдает результаты измерений в ЭБУ. Далее блок управления регулирует температурный режим. Найти данный датчик можно на термостате.

Недостатки системы

В штатной системе есть только один плюс - она работает. Владельцы не могут сказать, что на безупречно надежна. Все дело в качестве запасных частей. А вот все прочие достоинства, которые есть у этой системы, можно смело списать в минусы. На 402-м моторе слишком малооборотистый вентилятор - количество его оборотов строго ограничено помпой. Чтобы их хватало, нужен большой радиатор. Зимой приходится этот радиатор закрывать, чтобы мотор не замерз. Существуют проблемы и с работой отопителя. Без дополнительной искусственной прокачки тосола тепла можно не ждать.

Решить все эти проблемы можно посредством модернизации системы охлаждения 402 двигателя УАЗ «Буханки» (замена радиатора на многосекционный, установка второй печки и так далее). Многие владельцы дорабатывают ее, увеличивая эффективность работы.

Итак, мы выяснили, как устроена система охлаждения УАЗа «Буханки» с двигателем 409-й и 402-й модели. Устройство весьма простое, однако надежность системы оставляет желать лучшего, как говорят владельцы.

Система охлаждения и отопления автомобилей вагонной компоновки УАЗ-374195, УАЗ-396295, УАЗ-396255, УАЗ-390995, УАЗ-390945, УАЗ-220695, УАЗ-330395, УАЗ-330365, с инжекторными двигателями ЗМЗ-4091 Евро-3 и ЗМЗ-40911 Евро-4, жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.

Система охлаждения автомобилей вагонной компоновки УАЗ-374195, УАЗ-396295, УАЗ-396255, УАЗ-390995, УАЗ-390945, УАЗ-220695, УАЗ-330395, УАЗ-330365 включает в себя:

Система охлаждения автомобилей УАЗ вагонной компоновки с двигателями ЗМЗ-4091 Евро-3 и ЗМЗ-40911 Евро-4, согласно руководства по эксплуатации, должна быть круглогодично заправлена низкозамерзающей охлаждающей ТОСОЛ-А40М или ОЖ-40 «Лена». При температуре окружающего воздуха ниже минус 40 градусов, в системе охлаждения должна применяться низкозамерзающая жидкость ТОСОЛ-A65М или ОЖ-65 «Лена».

Емкость системы охлаждения двигателей ЗМЗ-4091 Евро-3 и ЗМЗ-40911 Евро-4, включая систему отопления, составляет:

Для автомобилей УАЗ-374195 и УАЗ-330395: 12,7 литра.
- Для автомобилей УАЗ-396295, УАЗ-396255, УАЗ-390995, УАЗ-220695: 13,7 литра.
- Для автомобилей УАЗ-330365 и УАЗ-390945: 13,6 литра.

Рабочая температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения должна находиться в пределах 80-105 градусов. Допускается кратковременная, не более пяти минут, работа двигателей ЗМЗ-4091 Евро-3 и ЗМЗ-40911 Евро-4 при повышении температуры охлаждающей жидкости до 109 градусов. В случае загорания контрольной лампы перегрева охлаждающей жидкости надо немедленно установить и устранить причину перегрева.

Система отопления УАЗ вагонной компоновки с двигателями ЗМЗ-4091 Евро-3 и ЗМЗ-40911 Евро-4.

Жидкостная, совмещенная с системой охлаждения двигателя, система отопления автомобилей УАЗ-374195, УАЗ-396295, УАЗ-396255, УАЗ-390995, УАЗ-390945, УАЗ-220695, УАЗ-330395, УАЗ-330365 включает в себя:

Радиатор отопителя кабины.
- Радиатор отопителя салона, кроме автомобилей УАЗ-374195, УАЗ-330395, УАЗ-330365.
- Дополнительный насос системы отопления.
- Штуцер подачи охлаждающей жидкости в отопитель салона.
- Кран включения отопителей с управлением.
- Сливной кран или пробка системы отопления.

Система отопления на автомобилях с двигателем ЗМЗ-4091 Евро-3 отличается от системы отопления автомобилей с двигателем ЗМЗ-40911 Евро-4 местом расположения дополнительного электрического насоса системы. В первом случае он включен в магистраль радиатора отопителя кабины, а во втором — в магистраль радиатора отопителя салона.

Для нормальной работы отопителей кабины и салона, температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя должна быть не менее 80 градусов. Для включения обоих отопителей в работу, необходимо дистанционной из кабины или вручную открыть кран включения отопителей и в случае надобности включить дополнительный насос системы отопления.

Для повышения интенсивности обогрева кабины и салона оба отопителя оснащены электродвигателями МЭ236 мощностью 25 Ватт с лопастным вентилятором. Их включение и выключение производится отдельными выключателями на панели приборов. Силу внешнего потока воздуха, проходящего через радиатор отопителя кабины, может регулироваться изменением положения крышки вентиляционного лючка передка.

При низких температурах воздуха можно установить на автомобиль утеплитель, который крепится на облицовке радиатора с помощью винтов. В этом случае можно будет регулировать температуру жидкости в системе охлаждения и отопления двигателя путем закрытия или открытия клапана утеплителя.

Система в сборе

В далеком 1965 году на модели УАЗ 450 установили верхнеклапанный двигатель ГАЗ 21, да и коробка передач уже была 4-ступенчатая. До настоящего времени этот автомобиль пользуется популярностью как в небольших городах, так и в селах, заменяя санитарные и аварийные машины во многих учреждениях. Так как может преодолеть снежные насыпи толщиной до 50 см и при этом везти около 800 кг груза, он устраивает даже военных. Поскольку автомобиль чем-то напоминал кирпичик хлеба, ему дали прозвище «буханка».

Для безопасной эксплуатации машины нагреваемые детали мотора во время его работы необходимо охлаждать. Для этого были созданы следующие системы охлаждения двигателя:

  • закрытого типа (жидкостная);
  • открытого типа (воздушная);
  • смешанная.

Охлаждающая жидкость циркулирует следующими способами.

  1. Принудительный — циркуляция при помощи насоса.
  2. Термосифонный — за счет самотека жидкости. Нагретая жидкость поднимается, а холодная опускается.
  3. Комбинированный — головки блоков цилиндров, которые нагреваются больше других деталей двигателя, охлаждаются принудительно, а сам цилиндр — термосифонным способом.

Принцип охлаждения двигателя

Главной задачей системы охлаждения двигателя является соблюдение температурного режима. Температура газов, образующихся в цилиндре мотора, может достичь 2000°. Тепло, которое выделяется, частично преобразуется в полезную энергию. Остальное тепло выводится в атмосферу при помощи системы охлаждения.

В случае поломки или малейшей неисправности системы происходит излишнее повышение температуры, которое влечет за собой выгорание смазки, а это является причиной быстрого износа деталей.

Но и чрезмерное снижение температуры мотора нежелательно. Мощность холодного двигателя становится меньше, а вязкость смазки увеличивается.

Главной задачей системы является охлаждение двигателя

УАЗ «буханка» впервые сошел с конвейера в 1957 году, но популярен и по сей день. Во всех труднодоступных местностях автолюбители отдают предпочтение дешевому, надежному и простому УАЗу 452 модели, а не иностранным внедорожникам. В этом универсальном вездеходе могут одновременно перемещаться до 10 человек и 1 т груза.

Конструкционные элементы

Как и весь автомобиль, система охлаждения «буханки» по-военному проста и надежна. Она включает в себя следующие элементы.

    1. Радиатор охлаждающей жидкости: необходим для отдачи тепла разогретой жидкости в атмосферу. При производстве данных агрегатов используют такие материалы, как медь и алюминий. По своей конструкции радиаторы разделяют на трубчатые, сотовые и пластинчатые. Чаще всего производители устанавливают на автомобили трубчатые модели. Они состоят из горизонтально расположенных трубок, которые проходят через тонкие пластины, припаянные сверху и снизу. Эти пластины делают устройство жестким и повышают его теплоотдачу. В пластинчатых радиаторах жидкость циркулирует по спаренным пластинам, которые припаяны к резервуарам прибора. Охлажденный воздух при помощи вентилятора проходит между спаренными пластинами. Пластины для покрытия большей площади изготавливают волнистыми. Сердцевиной сотовых радиаторов являются горизонтально расположенные трубки, по которым проходит воздух, охлажденный жидкостью снаружи. Вверху бачка агрегата впаяна горловина, закрывающаяся при помощи пробки и патрубков. Они нужны для присоединения шланга, который подводит жидкость охлаждения к радиатору.
    2. Масляный радиатор: служит для охлаждения масла при помощи воздуха. Устройство является дополнительным и предназначено для мощных двигателей.
    3. Решетка: служит для защиты радиатора от переохлаждения, перегрева и попадания различных предметов.
    4. Радиатор отопителя: по своему строению является уменьшенной копией радиатора охлаждающей жидкости, устанавливается в салоне автомобиля, куда и передает тепло.

Вот так выглядит вентилятор радиатора

  1. Вентилятор: усиливает поток воздуха, который охлаждает жидкость внутри сердцевины радиатора. Основные элементы вентилятора — крыльчатка и лопасти. Привести лопасти в движение можно разными способами. Механическим, установив на одну ось насос и вентилятор. При этом последний работает беспрерывно, что влечет за собой расход мощности двигателя. В современных схемах такой метод установки агрегата почти не используется. Соединение вентилятора проходит через муфту. При этом агрегат включается только после достижения двигателем определенной температуры. За включение вентилятора отвечает датчик температуры. Чаще всего вентилятор оборудуется электродвигателем. Такая система позволяет регулировать частоту его вращения.
  2. Центробежный насос: осуществляет принудительное движение жидкости по системе. Насос состоит из алюминиевого корпуса, крыльчатки и сальника. Когда вращается крыльчатка, появляется центробежная сила, поступающая к центру корпуса помпы, при этом охлаждающая жидкость откидывается к стенкам. Сальник не дает жидкости вытекать вместо выхода вала.
  3. Расширительный бачок: принимает в себя излишки, образующиеся при расширении от нагревания жидкости. Через этот бачок охлаждающая жидкость доливается в систему.
  4. Термостат — датчик температуры — прибор, при помощи которого осуществляется контроль температуры внутри мотора.
  5. Водяная рубашка двигателя — полости внутри агрегата, по которым циркулирует жидкость для охлаждения нагретых деталей.
  6. Антифриз — охлаждающая двигатель жидкость, которую можно использовать при минусовой температуре.

Система охлаждения двигателя – жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости центробежным насосом.

Подача охлаждающей жидкости производится в рубашку охлаждения блока цилиндров.

В качестве охлаждающей жидкости применяются низкозамерзающая жидкость ОЖ–40 «Лена», ТОСОЛ–А40М или вода.

При температуре окружающего воздуха ниже минус 40 °С нужно применять ОЖ–65 «Лена», ТОСОЛ–А65М.

Для нормальной работы двигателя температура охлаждающей жидкости должна поддерживаться в пределах 70–90 °С. Это осуществляется с помощью термостата, который автоматически регулирует количество жидкости, проходящей через радиатор, и жалюзи, которые регулируют количество воздуха, охлаждающего радиатор.

В холодное время систему охлаждения надо защитить утеплительным чехлом с откидным клапаном.

Температура охлаждающей жидкости контролируется указателем температуры, расположенным на панели приборов и соединенным электропроводом с термодатчиком, ввернутым в корпус термостата.

Кроме того, о перегреве охлаждающей жидкости сигнализирует лампа со светофильтром красного цвета, установленная на щитке приборов и соединенная электропроводом с термодатчиком, ввернутым в верхний бачок радиатора.

Сигнальная лампа загорается при достижении охлаждающей жидкостью температуры 91–98 °С.

Причинами перегрева могут быть: пониженный уровень жидкости в радиаторе, слабое натяжение ремня вентилятора, движение с закрытыми жалюзи и закрытым клапаном утеплительного чехла.

В случае загорания сигнальной лампы надо немедленно установить и устранить причину перегрева.

Насос 421.1307010–01 – центробежного типа, приводится в действие клиновидным ремнем от шкива коленчатого вала.

В конструкции насоса применен шарико-роликовый подшипник, изготовленный заодно с валом насоса.

Подшипник имеет специальные уплотнения, которые обеспечивают сохранение смазки, заложенной при изготовлении. Дополнительной смазки в процессе эксплуатации подшипник не требует.

Термостат – с твердым наполнителем, помещается в корпусе.

Работа двигателя без термостата недопустима, т. к. при удалении термостата основной поток жидкости будет циркулировать по малому кругу системы охлаждения, минуя радиатор, что приведет к перегреву двигателя.

При обслуживании системы охлаждения двигателя модели 414 и модели 4178 (до 1999 г.* выпуска) необходимо учитывать их конструктивные особенности: *

К концу 1999 г. планируется полностью перейти на выпуск двигателей модели 4178 с подачей охлаждающей жидкости в рубашку охлаждения блока цилиндров – подача охлаждающей жидкости производится в головку блока цилиндров;

– в насосе (21–1307010–52) системы охлаждения установлены два шариковых подшипника. Смазывание подшипников производите согласно указаниям таблицы смазывания.

Смазывайте подшипники через пресс-масленку до выхода смазки из контрольного отверстия. Лишнюю смазку уберите, так как она может попасть на ремень вентилятора и вывести его из строя;

– датчик контроля температуры охлаждающей жидкости ввернут в полость насоса системы охлаждения;

– термостат установлен в выпускном патрубке.

Избегайте попадания охлаждающей жидкости при снятии головки или по иным причинам в масло, так как это вызывает осмоление масла, что может привести к закоксовыванию и потере подвижности толкателей, отложению смол и перекрытию малых отверстий, подводящих смазку к трущимся поверхностям.

Обслуживание системы охлаждения заключается в удалении из нее накипи и осадков, в регулировке натяжения ремня вентилятора, а также в промывке радиатора снаружи.

Через каждые три года или каждые 60 000 км (в зависимости от того, что раньше наступит) промывайте систему охлаждения, а охлаждающую жидкость заменяйте новой.

Промывайте систему охлаждения следующим образом:

– заполните систему чистой водой, пустите двигатель, дайте ему поработать до прогрева, при работающем на холостом ходу двигателе слейте воду и заглушите двигатель;

– после охлаждения двигателя повторите указанную выше операцию.

Рис. 1. Промывка системы охлаждения

При значительном отложении накипи и осадков удаление их из системы охлаждения производите промывкой сильной струей чистой воды.

Двигатель промывайте отдельно от радиатора (рис. 1), чтобы ржавчина, накипь и осадки из рубашки охлаждения двигателя не засоряли радиатор.

Перед промывкой двигателя, в этом случае, выньте термостат и отсоедините шланги от радиатора.

Для лучшей очистки рубашки охлаждения блока цилиндров выверните из блока цилиндров сливной краник вместе со штуцером.

Промывайте рубашку охлаждения до тех пор, пока выходящая из двигателя вода не будет чистой. Не пользуйтесь для промывки рубашки охлаждения щелочными растворами, так как они вызывают коррозию головки и блока цилиндров.

Радиатор промывайте при закрытой пробке, подводя воду сначала к верхнему патрубку, чтобы удалить в первую очередь осадок из нижнего бачка, а затем к нижнему патрубку.

Промывайте до тех пор, пока выходящая из верхнего бачка вода не будет чистой. Одновременно промойте струей воды и продуйте сжатым воздухом сердцевину радиатора.

При значительных отложениях накипи в трубках радиатора выполните следующее:

1. Снимите радиатор с автомобиля и залейте в него 10% раствор едкого натрия (каустической соды), предварительно нагретый до температуры 90 °С.

2. Через 30 мин слейте раствор из радиатора.

3. Промойте радиатор горячей водой в направлении, обратном циркуляции охлаждающей жидкости в двигателе (см. рис. 1) в течение 30–40 минут под напором не более 49 кПа (0,5 кгс/ см 2).

Рис. 2. Проверка натяжения ремня вентилятора

Натяжение ремня вентилятора регулируйте поворотом генератора.

Нормальный прогиб ремня должен быть 8–14 мм при нажатии на него с усилием примерно 4 кгс (рис. 2).

Работу термостата проверяйте одновременно с промывкой системы охлаждения, а также в случае систематического перегрева двигателя (при исправной работе систем питания и зажигания).

Для проверки поместите термостат вместе с термометром в сосуд с водой, нагретой до температуры 90–100 °С.

Затем при постепенном охлаждении воды следите за температурой начала (80±2) °C и конца закрытия (70±2) °C клапана термостата.

Неисправный термостат замените новым.

При проверке термостата обратите внимание на чистоту тарелки клапана. Накипь и грязь с поверхности термостата удалите деревянной лопаткой, затем промойте в воде.

Проверить исправность термостата можно и по нагреванию приемного патрубка верхнего бачка радиатора при прогреве двигателя.

При неисправном термостате патрубок прогревается сразу же после пуска двигателя, при исправном – после того, как температура воды в блоке достигнет 60–70 °С (по указателю температуры охлаждающей жидкости на щитке приборов).

Жалюзи проверяйте на полноту открывания при вдвинутой до отказа рукоятке привода.

Если створки жалюзи при этом открываются не полностью, то отрегулируйте их следующим образом:

1. Ослабьте винт крепления тяги привода в шарнирной муфте рычага, расположенного на жалюзи.

2. Откройте полностью створки жалюзи, повернув рычаг привода против часовой стрелки.

3. Вдвиньте до отказа рукоятку привода жалюзи.

4. Закрепите в этом положении тягу привода в шарнирной муфте рычага.

5. Несколько раз подряд закройте и откройте жалюзи, после чего проверьте полное открывание створок жалюзи при вдвинутой до отказа рукоятке и полное закрытие их при вытянутой на себя рукоятке.

Если при этом рукоятка привода передвигается с большим усилием, смажьте оси створок жалюзи и тягу.

Оси створок смажьте моторным маслом, а тягу, предварительно вынув ее из оболочки, – смазкой Литол–24.

Тягу можно смазывать легкопроникающей смазкой, состоящей из 60% концентрата коллоидального графита в минеральном масле и 40% уайт-спирита. Смазку наносите на оболочку тяги.

Рис. 3. Муфта привода вентилятора

На двигатели моделей 4218 и 4178 может устанавливаться вязкостная муфта привода вентилятора (рис. 3), позволяющая снизить расход топлива, уменьшить шум вентилятора, а также способствующая прогреву холодного двигателя и поддержанию теплового режима двигателя в оптимальных пределах.

Наружную поверхность муфты следует содержать в чистоте для обеспечения отвода тепла, выделяющегося в процессе работы муфты, и нормальной работы биметаллической пружины клапана.

Включение и выключение муфты происходит автоматически.

Если муфта перестает работать, отсоедините муфту от ступицы (соединение муфты со ступицей имеет левую резьбу), снимите вентилятор, выверните из корпуса муфты две шпильки крепления вентилятора, слейте рабочую жидкость через отверстия шпилек и тщательно промойте внутреннюю полость муфты бензином.

Дайте бензину полностью стечь, затем залейте в муфту через одно из отверстий 40 г полиметилсилоксановой жидкости ПМС–10000 ТУ 6–02–737–78. Второе отверстие должно быть открытым для выхода воздуха.

После этого заверните шпильки в корпус, закрепите вентилятор и установите муфту на ступицу шкива насоса системы охлаждения.

Жидкость из системы охлаждения двигателя сливайте через два краника. Один из них расположен на нижнем бачке радиатора, другой – на блоке цилиндров. При сливе снимайте пробку радиатора.

СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ УАЗ
I Бачок верхний радиатора
2. Пробка радиатора
3. Шланг соединительный
расширительного бачка
4. Шланг соединительный
радиатора охлаждения
5. Ремень вентилятора
6. Баллон термостата
7. Патрубок выпускной
8. Крышка бачка
9. Бачок расширительный
10. Кронштейн крепления
расширительногобачка
Ц Прокладка насоса системы
охлаждения
12 Труба распределительная
системы охлаждения
13. Гильза
R Рубашка системы охлаждения
блока двигателя
15. Рубашка системы охлаждения
головки блока двигателя
16. Крыльчатка
17. Кронштейн насоса системы
охлаждения
18. Tp>fia соединительная
19. Шланг соединительный
отводящий
20. Кронштейн
2L Кран радиатора
22. Подушки подвески
радиатора
23. Поперечина рамы
24. Тяга управления краником
радиатора
25. Кожух вентилятора
26. Радиатор охлаждения
27. Оболочка тяги управления
жалюзи
28. Жалюзи радиатора
29. Кронштейн управления
шторками жалюзи
30. Боковина крепления
шторок жалюзи
3L Шторка жалюзи
32. Ручка управления жалюзи
33. Шкив вентилятора
34. Корпус насоса системы
охлаждения
35. Вентилятор
36. Датчик указателя температуры
охлаждающей жидкости
37.
38.
39.
40.
4L
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
5L
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
I.
37.Лампа контрольная (красная)
аварийного перегрева
охлаждающей жидкости
38.Указатель температуры
охлаждающей жидкости в блоке
цилиндров двигателя
39.Датчик контрольной лампы
температуры охлаждающей
жидкости в радиаторе
40.Кронштейн крепления радиатора
41.Тяга крепления радиатора
42.Кронштейн крепления тяги на
боковине капота
43.Клапан выпускной
44.Клапан впускной
45.Канал перепускной термостата
46.Корпус термостата
47.Клапан термостата
48.Ступица
49.Валик водяного насоса
50.Подшипник передний
51.Втулка распорная
52.Отверстие контрольное
53.Подшипник задний
54.Пресс — масленка
55.Пружина
56.Кольцо манжеты
57.Манжета
58.Обойма манжеты
59.Шайба уплотнительная
60.Кольцо стопорное
I.Схема подвески радиатора
охлаждения
II. Крепление радиатора
охлаждения на кузове
III. Насос системы охлаждения
IV. Схема циркуляции охлаждающей
жидкости приоткрытом
клапане термостата
V. Схема циркуляции охлаждающей
жидкости при закрытом
клапане термостата
VI. Схема работы клапанов пробки
радиатора:
А — при повышенном давлении
жидкости в системе
Б — при разрежении в системе

/алексейНН/

Открыть оригинал

Вернуться к альбому
Код для вставки на форумы:
Теги: система охлаждения уаз

Комментарии (1)

Тип системы охлаждения…………………………………………………. жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией
Радиатор……… ………………………………………………………………..трубчато — ленточный с тремя рядами трубок
Термостат……………………………………………………………………….. неразборный, термочувствительный элемент с твердым наполнителем.
Начало открытая клапана при 68-72 ‘С Полное открытие клапана
при81-85°С
Охлаждающая жидкость……………………………………………………низкозамерзакяцая жидкость ТосолА-40М,Тосол А-65М или вода
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
Избегайте попадания охлаждающей жидкости при снятии головки или по иным причинам в масло, так как это вызывает осмоление масла, что
может привести к закоксовыванию и потере подвижности толкателей, отложению смол и перекрытию малых отверстий, подводящих смазку к
трущимся поверхностям.
Обслуживание системы охлаждения заключается в удалении из нее накипи и осадков, в регулировке натяжения ремня вентилятора и
смазывании подшипников насоса системы охлаждения, а также в промывке радиатора снаружи.
Систему охлаждения промывайте раз в год перед летним сезоном эксплуатации.
Удаление из системы охлаждения накипи производите промывкой ее сильной струей чистой воды. Двигатель промывайте отдельно от
радиатора, чтобы ржавчина, накипь и осадки из рубашки охлаждения двигателя не засоряли радиатор. Перед промывкой двигателя выньте
термостат из палрубка и отсоедините шланги от радиатора.
Натяжение ремня вентилятора регулируйте поворотом генератора. Нормальный прогиб ремня должен быть 8 — 14 мм при нажатии на него с
усилием примерно 4 кгс.
Работу термостата проверяйте одновременно с промывкой системы охлаждения, а также в случае систематического перегрева двигателя
(при исправной работе систем питания и зажигания).
Для проверки поместите термостат вместе с термометром в сосуд с водой, нагретой до температуры 90 — 100 ’С. Затем при постепенном
охлаждении воды следите за температурой начала (80 ± 2 °С) и конца закрытия (70 ± 2 *С) клапана термостата. Неисправный термостат
замените новым.
При проверке термостата обратите внимание на чистоту’ тарелки клапана. Накипь и грязь с поверхности термостата удалите деревянной
лопаткой, затем промойте в воде.
Проверить исправность термостата можно и по нагреванию приемного патрубка верхнего бачка радиатора при прогреве двигателя. Пфи
неисправном термостате патрубок прогревается сразу же после пуска двигателя, при исправном — после того, как температура воды в блоке
достигнет 60 — 70 ‘С (по указателю температуры охлаждающей жидкости на щитке приборов).
Смазывание подшипников насоса системы охлаждения производите через 16000 км пробега (Литол-24, Лита, Литол-24РК).
Смазывайте подшипники через пресс-масленку до выхода смазки из контрольного отверстия. Лишнюю смазку уберите, так как она может
попасть на ремень вентилятора и вывести его из строя.
Жалюзи проверьте на полноту’ открывания при вдвинутой до отказа рукоятке привода.
Жидкость из системы охлаждения двигателя сливайте через два краника. Один из них расположен на нижнем бачке радиатора, другой — на
блоке цилиндров. При сливе снимайте пробку радиатора и открывайте запорный краник отопителя, расположенный на головке блока
цилиндров.
На автомобилях семейства УАЗ — 3741 может быть установлен отопитель повышенной производительности с краником слива
жидкости из системы отопления. При сливе необходимо открывать краних и на отвобящем шланге отопителя.

Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении