mppss.ru – Все про автомобили

Все про автомобили

Авиация россии. Авиация россии Ил 2 двухместный

Уважаемые авиаторы!

Сегодня мы поговорим о легендарном самолете СССР - штурмовике ИЛ-2 .

Ил-2 - советский штурмовик ("Горбатый "). Самолет времён Великой Отечественной войны, созданный в ОКБ-240 под руководством Сергея Владимировича Ильюшина. ИЛ-2 - самый массовый боевой самолет в истории. Советским Союзом было выпущено более 36057 штук.

Ил-2 принимал участие в боях на всех театрах военных действий Великой Отечественной войны, а также в Советско-японской войне. В феврале 1941 года началось серийное производство "Горбатых" самолетов. Первые серийные Ил-2 изготовлены в Воронеже на заводе № 18, впоследствиии эвакуированном в Куйбышев, в 1941 году. Ил-2 серийно производился на авиационном заводе № 1, также в городе Куйбышеве и на авиационном заводе № 30 в городе Москве. Некоторое время в течение 1941-42 годов самолет выпускался заводом №381 в Ленинграде и Нижнем Тагиле.

Бронированный корпус ИЛ-2

Столкнувшись с большими потерями Ил-2, не имевших оборонительного вооружения, ВВС потребовали от Ильюшина вновь сделать самолёт двухместным, что и было реализовано к концу 1942 года. Однако, изменить бронекорпус уже не было возможности, поэтому бортстрелок находился вне бронекорпуса и был защищён лишь 6-мм листом брони со стороны хвоста. При этом защита пилота со стороны задней полусферы осуществлялась поперечной бронёй марки «ХД», толщиной 12 мм(+6 мм бронеспинка), входившей в схему бронекорпуса. Бронекорпус, защищающий обоих членов экипажа, получила лишь позднейшая модификация самолёта - Ил-10, выпуск которой был начат в 1944.

Двигатель ИЛ-2

АМ-38 - поршневой, 12-цилиндровый с 60° V-образным развалом цилиндров жидкостного охлаждения, мощностью в различных вариантах от 1620 до 1720 л. с., разработан в ОКБ Микулина.

Вооружение штурмовика ИЛ-2

  • 2 пушки в консолях крыла (первоначально - 20 мм ШВАК, в основной серии - 23 мм ВЯ, в противотанковом варианте - 37 мм), испытывался образец с пушками 45 мм.
  • 2 пулемёта ШКАС (крыльевые)
  • Авиабомбы, контейнеры ПТАБ
  • Реактивные снаряды РС-82 или РС-132
  • Пулемёт УБТ калибром 12,7 мм. (Только на двухместном варианте штурмовика ИЛ-2).
  • Ил-2 (одноместный)
  • Ил-2 (двухместный)
  • Ил-2 АМ-38Ф
  • Ил-2 КСС (крыло со «стрелкой»)
  • Ил-2 М-82
  • Ил-2 ШФК-37
  • Ил-2 НС-37
  • Ил-2 НС-45
  • Ил-2М/Ил-4
  • Ил-2Т

Потери самолетов ИЛ-2 во Второй Мировой войне

Всего за 1941-1945 годы СССР потерял 23,6 тыс. штурмовиков, из них 12,4 тыс. составили боевые потери. Общая выживаемость Ил-2 за войну составила около 53 самолёто-вылетов на одну безвозвратную потерю. В течение всей войны выживаемость в штурмовой авиации была ниже чем в бомбардировочной и истребительной, несмотря на то, что Ил-2 превосходил по защищенности все советские самолёты. Причина этого - тактика применения, Илы большую часть времени висели над линией фронта на небольших высотах, притягивая к себе огонь всей вражеской зенитной артиллерии. По данным анализа боевой работы штурмовых подразделений 3-й воздушной армии в Витебской, Полоцкой, Двинской, Бауской и Шяуляйской операциях, общий уровень боевых потерь Ил-2, характеризуемый безвозвратными потерями, составил 2,8 процентов от общего количества самолёто-вылетов. При этом боевые повреждения регистрировались в 50 процентах самолёто-вылетов. Отмечались случаи, когда самолёт самостоятельно возвращался с боевого задания, имея более 500 пробоин в крыле и фюзеляже. После восстановительного ремонта, проводимого силами полевых армейских мастерских, самолёт возвращался в строй.

Ил-2 принял активное участие также и в борьбе с противником в составе ВВС Балтийского, Черноморского и Северного флотов. Наряду с традиционной «работой» по наземным объектам и целям (вражеские аэродромы, позиции войск и зенитной артиллерии, порты и береговые укрепления и др.), штурмовая авиация результативно атаковала и надводные цели, применяя топмачтовое бомбометание. К примеру, за время боев в Заполярье на боевом счету 46-го ШАП ВВС СФ более 100 потопленных судов противника.

Технические характеристики ИЛ-2

  • Экипаж: 2 человека
  • Длина: 11,6 м
  • Размах крыла: 14,6 м
  • Высота: 4,2 м
  • Площадь крыла: 38,5 м²
  • Масса пустого: 4 360 кг
  • Масса снаряжённого: 6 160 кг
  • Масса максимальная взлётная: 6 380 кг
  • Масса брони: 990 кг
  • Двигатели:: 1× жидкостного охлаждения V-образный 12-цилиндровый АМ-38Ф
  • Тяга: 1× 1720 л.с. (1285 кВт)

Лётные характеристики ИЛ-2

  • Максимальная скорость: 414 км/ч
  • на высоте 1220 м: 404 км/ч
  • у земли: 386 км/ч
  • Дальность полета: 720 км
  • Длина разбега: 335 м (с 400 кг бомб)
  • Скороподъёмность: 10,4 м/с
  • Практический потолок: 5500 м
  • Тяговооружённость: 0,21 кВт/кг

Штурмовик «Ил-2» - советский легендарный бронированный штурмовик, самый массовый в мире (36 тысяч экземпляров, 30% всех боевых самолетов СССР в 1941-1945).

«…самолёты Ил-2 нужны нашей красной армии теперь зпт как воздух зпт как хлеб…». Фрагмент телеграммы Сталина на завод-производитель Илов

Прозвища:

  • рабочее название: БШ-2 (бронированный штурмовик);
  • индекс НАТО: «Bark» («Лай»);
  • конструкторы: «летающий танк»;
  • советские пилоты: «горбатый» (из-за приподнятой для лучшего обзора кабины), «самолёт-солдат», «Илюша»;
  • немецкие пилоты: «бетонный самолёт» (Betonflugzeug), «Железный Густав» (Eiserner Gustav);
  • немецкие солдаты: «чума», «чёрная смерть» (Schwarzer Tod).

Участвовал:

  • в Великой Отечественной войне (на всей территории фронта);
  • в Советско-Японской войне.

Не используется уже более 50 лет (последнее - в 1954 Болгарией и Югославией).

Разработчик: «КБ Ильюшина» (оно же ОКБ-240 - Опытное конструкторское бюро № 240, г. Москва, в то время носило имя партийного руководителя Вячеслава Рудольфовича Менжинского), главный конструктор Ил-2 Сергей Владимирович Ильюшин.


Авиазаводы-производители:

  • № 1 и № 18 в Куйбышеве (последний эвакуирован из Воронежа);
  • № 30 в Москве;
  • № 381 в Ленинграде и Нижнем Тагиле.

История штурмовика Ил-2

История самолета Ил-2 писалась в тяжелые годы Великой Отечественной войны.

Фото Дата Событие

1938 Предложение С.В.Ильюшина правительству о производстве уже спроектированного двухместного бронированного штурмовика

1939 Опытный самолет ЦКБ-55 в двухместном варианте. Экипаж: летчик и стрелок-радист сзади (радиосвязью и пулемётной установкой для отстрела «хвостов»). Для стрельбы вперёд — другое пулеметное вооружение.

Бомбовое вооружение штурмовика Ил-2 – 6 ФАБ (перегрузочный вариант, так называемый «сталинский наряд»)

2 октября 1939 Первый полёт прототипа ЦКБ-55 (он же БШ-2). Лётчик-испытатель
В. К. Коккинаки

1940 Ил-2 прошёл государственные испытания и запущен в серию в одноместном варианте и с усиленным вооружением. Причина: скорость, скороподъёмность и дальность малы. Без второй кабины лучше аэродинамика и выше скорость и высота. По факту: беззащитен против истребителей, большие потери

В 40 о мороза, по 12 часов кряду женщины и дети (мужчин-рабочих было всего 8%) производили Ил-2 на Воронежском авиазаводе. Количество в то время было важнее качества.

февраль 1941 Серийное производство (Воронеж, завод №18). Приказ А. И. Шахурина
№ 739 от 14.12.1940

Ноябрь 1941 Серийное производство в Куйбышеве (ныне — Самара). Воронежский завод №18 эвакуирован в Куйбышев

Начало 1942 Возврат к двухместному Ил-2. С.В.Ильюшин — 3 дня на размышление, затем чертеж: восстановить кабину стрелка и пулемет в задней полусфере.
Вариант одобрен и до проверки в полете подписан к серийному производству

1 марта Первый изменённый образец штурмовика Ил-2
10 марта Второй изменённый образец. Дальше - всегда двухместные

1942-1945 Серийно производился на авиационных заводах № 1 и № 18 в Куйбышеве (26 888 шт), № 30 в Москве, № 381 в Ленинграде и Нижнем Тагиле (до 1943)

1942 Чертежи броне-корпуса, закрывающего борт-стрелка. Крылья стреловидной формы, центроплан сдвинут назад, в итоге броне-корпус, защищающий обоих членов экипажа, получила лишь позднейшая модификация самолёта

1944 Выпуск Ил-10 — модификации Ил-2, где бронекорпусом закрыты обе кабины

1945 Производство закончено. Всего 36 183 экземпляра

Во время освобождения территории СССР от немецко-фашистских захватчиков штурмовики наносили противнику сокрушительный урон. История Ил-2 свидетельствует о сотнях легендарных побед на фронтах.

Конструктор штурмовика Ил-2

Нетривиальна биография создателя новой школы самолётостроения. Младший из одиннадцати крестьянских детей (деревня Дилялево, Вологда), Серёжа Ильюшин читать научился в 6 лет, практикуясь по Библии (точнее, по «Новому завету») и литературно-политическому журналу «Вестник Европы».

Работать пошёл после 3-его класса: чернорабочим, землекопом, возчиком молока, чистильщиком канав, смазчиком на железной дороге… Лётное дело освоил в армии, затем поступил в Институт инженеров Красного Воздушного Флота.

После института стал председателем самолётной секции Научно-технического комитета ВВС, конструктивно изучил все лучшие самолёты того времени. С 1935 - главный конструктор, с 1956-го по 1970-й годы - генеральный конструктор. Создал свою школу в самолётостроении.


34 награды:

  • 3 раза - Герой Социалистического Труда;
  • 9 раз - лауреат премий за создание и улучшение самолётов (7 Сталинских, Ленинская и Государственная премия СССР);
  • 8 орденов Ленина;
  • прочих орденов (Суворова, Красного знамени и пр.);
  • 14 медалей (в т.ч 1 золотая авиационная и 8 юбилейных).

Ценность его демонстрирует и следующий эпизод. Когда опытный (20 лет стажа!) пилот Ильюшин чуть не разбился на служебном УТ-2, главным конструкторам вообще запретили водить самолёты.

В коллекции выпущенных Ильюшиным самолётов 8 серийных:

  • штурмовики Ил-2, Ил-10;
  • бомбардировщики Ил-4, Ил-28;
  • противолодочный Ил-38;
  • пассажирские Ил-12 (законодатель мод с носовым колесом), Ил-14 (которому лётчики целовали крылья - настолько был хорош), Ил-18 (первый советский лайнер, закупаемый другими странами), Ил-62 (первый реактивный межконтинентальный лайнер СССР);
  • множество опытных, модифицированных (вроде Ил-20 и Ил-20М) и экспериментальных.

Президентский Ил-96-300ПУ (ПУ = пункт управления, а не то, что вы подумали)

Тактико-технические характеристики Ил-2 (ТТХ)

Несмотря на обилие модификаций штурмовика, габариты самолёта оставались неизменными:

Остальные технические характеристики Ил-2 варьировались в зависимости от количества кабин, двигателя и предназначения (против каких целей):

Параметр Значение
Экипаж 1-2
Двигатели АМ-38, АМ-38Ф (жидкостного охлаждения V-образный 12-цилиндровый), М-82 (воздушного охлаждения)
Мощность 1665-1760 л. с.
Максимальная скорость 370-433 км/ч
Дальность 638-765 км
Высота 5,5-7,8 км
Длина ВПП 335-450 м
Масса 3990-4360 кг
Максимальная масса 5310-6160 кг
Масса брони Около 1 т
Бомбовое вооружение 100-600 кг
Ракетное вооружение 0, 4 или 8

Конструкция штурмовика


История бронировки прототипов и опытных моделей Ил-2 (собственно броня - красным)

Броня как часть конструкции

Главная находка С.В. Ильюшина - это броня (4-12 мм в разных местах) как силовая конструкция планера. Штурмовик мог выдержать попадание 20-мм пушечного снаряда. Бронированными были самые важные части:

  • каркас (клёпаный);
  • обшивка носовой части;
  • средняя часть фюзеляжа;
  • кабина пилота (в поздних версиях - и кабина стрелка);
  • двигатель;
  • радиаторы;
  • топливные баки.

Технологическим открытием был уже сам обтекаемый бронекорпус из листов переменной толщины (а местами, например у двигателя, и двойной кривизны)

Цифры со стрелками обозначают толщину выделенных чёрным внешних перегородок.

Укреплены были и другие части:

  • фонарь кабины - из 6-мм бронестекла;
  • прозрачный козырёк кабины - 64 мм в толщину (держал выстрел в упор бронебойной пули 7,62 мм);
  • шасси - повышенной прочности.

Модифицированный фонарь Ил-2 защищал пилота от осколков, но иногда заклинивал, отчего пилот не мог своевременно выбраться из кабины (выбить бронестекло тоже было невозможно)

Спасибо за кабину второго пилота

Крылья долгое время оставались деревянными, а хвостовая часть фюзеляжа - дюралевой или даже (в целях экономии) из многослойной фанеры, поэтому стрелок выживал в семь раз реже, чем пилот. Стрелка защищали только:

  • 6-мм лист брони со стороны хвоста;
  • 6-мм броне-спинка;
  • и находчиво подложенная под сиденье чугунная сковорода или лист железа.

За 10 вылетов на Ил-2 давали Героя Советского Союза.

Сиденья как такового в первых моделях не было - только подвесная брезентовая лямка. И всё же двухместный Ил-2 был более живучим, так как мог отстреливаться от истребителей. В одноместных моделях механики сами выпиливали в фюзеляже отверстие для стрелка - и сами же и садились за кое-как установленный пулемёт.

Только в 1944 двухместный Ил-2 достиг нужного уровня центровки, перестал отставать в скорости от одноместных моделей и обзавёлся бронированной кабиной для борт-стрелка.


Деревянная «кабина смерти» борт-стрелка оставляла ему в 7 раз меньше шансов выжить, чем закованному в железную броню пилоту

Защитили двигатель с воздушным охлаждением

Охлаждение мотора и защита уязвимого радиатора нашли элегантное решение - воздушный туннель в бронекорпусе:

  • забор воздуха - сверху;
  • выход воздуха - внизу, под днищем;
  • радиатор - поперёк туннеля.

Двухместный Ил-2 хоть и лишился доп. топливного бака, но стал возвращаться на землю целым куда чаще

Вооружение


Максимальная грузоподъёмность Ил-2 - 800 кг

Вооружение менялось ежегодно - создавались новые образцы, модифицировались старые, менялись цели (танки, укрепления, живая сила и пр.). Базовый набор обычно состоял из следующих орудий.

Две крыльевые пушки:


Крыльевые пушки Ил-2, вид снизу
Крыльевые пушки Ил-2 выдавали чуть больше 4 кг свинца в секунду

Варианты крыльевых пушек и их характеристики:

ШВАК (Шпитального-Владимирова Авиационный Крупнокалиберный) ВЯ (Волков-Ярцев) НС-37 (Нудельман-Суранов)
На каких самолётах ставился В прототипах В серийных самолётах В противотанковом варианте
Описание Пулемёт с заменённым стволом, самое массовое авиационное пушечное оружие Великой Отечественной войны Специально для ИЛ-2 на замену Ш-37 (Шпитального)
Назначение Легко- и среднебронированные цели, пулемётные точки, живая сила врага Защищённые наземные цели, пехота и легкая техника Наземные (бронированные и нет) и воздушные цели (особенно бомбардировщики).
Калибр 20 мм (20×99 R) 23 мм 37 мм (37х198)
Снаряды Бронебойно-зажигательные, осколочно-зажигательные, 150 штук в ленте Бронебойно-зажигательные, осколочно-зажигательные, осколочно-зажигательно-трассирующие, 150 штук в ленте Осколочно-фугасный, бронебойный трассирующий, 32 штуки в ленте
Бронеприбитие до 25 мм До 40 мм до 45 мм
Масса 40 кг 66 кг 140 кг
Скорострельность 800 в минуту 600 в минуту 250 в минуту
Длина 1,7-2,1 м 2,15 м 2,3 м
Количество 101 тысяча около 65 тысяч Около 9 тысяч

Стрельба - электромеханический спусковой механизм.

Два крыльевых ленточных пулемёта ШКАС (Шпитального-Комарицкого авиационный скорострельный)


Стрельба - электрический спусковой механизм.

Пулемёт УБТ (универсальный Берёзина турельный) для обороны пилота


Пулемёт УБТ бессменно прослужил на Ил-2 до самого окончания войны

Иногда для обороны задней полусферы использовали авиагранаты на парашютах, которые прилетали аккурат в нос немецким истребителям-преследователям.

Подвесное вооружение (до 800 кг).


ПТАБ (на сленге лётчиков - «капуста») навешивали на самолёт почти 30 минут

Варианты подвесного вооружения на Ил-2:

  • АОБ - авиационные осколочные бомбы;
  • ОФАБ - осколочно-фугасные;
  • ФАБ - фугасные;
  • ПТАБ - противотанковые бронебойные (с 1943 - на 2,5 кг массы 1,5 кг кумулятивного заряда);
  • фосфорные (сбрасывать с 25 м, выше - испарится, ниже - расплескается и повредит самолету; подвешивались под крыльями);
  • зажигательные (A3 с керосиновой смесью (КС), в 1 кассете 30 круглых бомбочек, тоже крайне опасные для экипажа и самолёта).

Бомбы четырех калибров: 2,5, 50, 100, 250 кг. Наиболее часто - 100 кг




Сброс бомб:

  • электромеханическим бомбосбрасывателем (ЭСБР-3П),
  • аварийный (АСС),
  • сериями,
  • поодиночке.

Низкая эффективность: на 780 вылетов - 30 танков, 16 орудий и 60 автомашин

Три вида реактивных снарядов:

  • PC (реактивный снаряд);
  • ФОРС (фугасно-осколочный PC);
  • РБС (реактивный бронебойный снаряд).

Фото, как самолеты Ил-2 штурмуют позиции врага
РС-82, РБС-82 РС-132, РБС-132 М-8 М-13
Вместимость в самолёт 4 или 8
Калибр 82 мм 132 мм 82 мм 132 мм
Масса 7-15 кг 23 кг 8 кг 42 кг
Дальность 6 км 7 км 5,5 км 8,5 км
Радиус поражения 6-7 м 9-10 м 3-4 м 8-10 м
Бронепробитие 50 мм 75 мм
Неуправляемые, для воздушных и наземных целей, реактивный двигатель на бездымном порохе

Ракеты - орудие неточное (не было нужных прицелов), а до 1944 г. (до бронебойных) не помогали против танков врага - не пробивали.


Огромный прицел ПБП-1б (Пикирующий бомбардировочный прицел) заслонял обзор, травмировал пилотов, был дорогим и сложнопроизводимым. Новый прицел ВВ-1 (визир Васильева) победил в конкурсе в 1942 и был сразу принят на вооружение.

Модификации Ил-2

Картинка Модификация Принципиальные отличия

Ил-2 (одноместный) Одна кабина — только пилот, иногда — с муляжом задней пушки для отпугивания немцев.

Крыло и хвост -деревянные, бензобак — металлический.

Двигатель — АМ-38 (1685 л.с.)

Ил-2 (двухместный) Дополнительная кабина стрелка, фонарь, полутурельная установка с пулемётами ШКАС или УБТ

Ил-2 АМ-38Ф двухместный, с 31 июля 1942 Форсированный двигатель АМ-38ф (с 1943 на всех Ил-2): увеличенная взлётная мощность: 1760 л. с..

Низкооктановый бензин (дешевле).

Амортизационные пружины и контрбалансир в системе управления рулём


Ил-2 КСС получил новое крыло с 15 о стреловидностью, что улучшило баланс и восстановило центровку 28%

Ил-2 КСС (крыло со «стрелкой») Мощность: 1720 л. с.

Фибровые бензобаки с составом-протектором, который загустевал на открытом воздухе и сам затягивал некрупные пробоины.

Металлическое крыло стрельчатой конструкции — центровка как у одноместного Ил-2 (28%).

Угол стреловидности — 15°.

Серийный выпуск — с конца 1943


Запасной Ил-2 М-82 с новым двигателем водного охлаждения

Ил-2 М-82

(некоторые время носил имя ИЛ-4).

Ил-2 М-82ИР (одноместный).

Опытные, на случай недостатка двигателей АМ-38Ф. Не пригодились

Небронированный двигатель воздушного охлаждения М-82; Мощность: 1675 л. с..

Бензобак: 724 л; бронированная кабина стрелка с пулемётом УБТ.

Новый винт с коническим коком.

Бронированный фонарь; скорость: 365 км/ч


Ил-2 ШФК-37,

9 опытных экземпляров для сражений под Сталинградом

Двигатель АМ-38, две 37-мм авиапушки ШФК-37 (Шпитального фюзеляжно-крыльевые)

Ил-2 НС-37 (противотанковый вариант) Двухместный, двигатель АМ-38Ф, две 37-мм пушки 11П-37 по 50 снарядов, без реактивных.

Ил-2 НС-45,

Опытный — низкая эффективность и большая отдача пушек

Две крыльевые пушки НС-45 (45 мм)
Ил-2Т (1944) Ил-2 без пушек ВЯ-23. Только 3 пулемёта: 2 крыльевых и 1 у заднего стрелка + малая торпеда 45-36АНю

Ил-2И (истребитель бомбардировщиков).

Опытный, одноместный, по спецзаказу, для подавления ПВО

Двигатель АМ-38Ф; масса ниже на 760 кг за счёт убранного вооружения (пулемётов, авиабомб и снарядов); крыло усилено; скорость: 415 км/ч

Ил-2КР (корректировщик стрельбы для артиллерии).

Малыми сериями по спецзаказу + переоборудовались самостоятельно из Ил-2

Внешнее отличие — радиоантенна на козырьке фонаря; в кабине за бронеспинкой — рация.

В хвосте — фотоаппарат, фюзеляжный бензобак уменьшен


Ил-1 (одноместный),

Спецзаказ, опытный

Очень маневренный, для малых и средних высот; двигатель: АМ-42.

Цельнометаллическое крыло меньшей площади; шасси целиком прячутся в центроплан.

Скорость: 580 км/ч


Ил-8 — серьёзная четырёхвинтовая модификация Ил-2.

Ил-8,

2 опытных образца

1 тонна бомб + 8 реактивных снарядов.

Двигатель АМ-42.

Мощность: 2000 л.с.

Цельнобронированная кабина на 2 человек.

Скорость: 470 км\ч

Ил-8-2,

1 опытный образец

Двигатель: АМ-43 (форсированный АМ-42).

Новый четырёхлопастный винт.

Новые бронекорпус, система охлаждения двигателя, турель.

Пулемёт УБ, пушка НС-23.

1 т бомб в бомбоотсеках +1 т на подвеске.


Ил-10, Двухместный цельнометаллический, кабина стрелка бронирована.

Увеличена толщина брони капота двигателя снизу и с боков до 8 мм вместо 4 мм на Ил-2. Увеличен и калибр оборонительного вооружения - с 12,7 мм до 20 мм.

Площадь крыла: 30 м 2

Двигатель: АМ-42.

Скорость: 507 км\ч.

Помимо прочего, было несколько опытных образцов с разным вооружением (блистерным пулемётом, экранированной турелью и пр.), двигателем АШ-82, а также упрощённая учебная модель Ил-2 У.


Ил-2 с двигателем воздушного охлаждения АШ-82 (первым в серии с инжекторной подачей топлива)

Боевое применение

Способ атаки Дополнительные детали Результативность
Поочерёдные атаки на фронтовые линии Малоэффективно, так как передовые отряды всегда готовы к нападению: от первого захода успешно прятались, на втором уже даже давали отпор
Ночные Быстро отказались: пламя взрывов ослепляло пилотов + посадка крайне сложная
Сброс бомб на пологом пикировании 400-1000 м, 10 о Эффективно — по колоннам на марше или переправах, артиллерии и скоплению машин По танкам сложно как целиться, так и оценивать урон (обычно его переоценивали)
Сброс бомб с бреющего полёта 15-50 м
Воздушный бой После сброса боезапаса Ил-2 становился очень манёвренным Высокая; скорости хватало даже против транспортных «Ju-52», а броня защищала от бортовых пулемётов
«Обуть лапти» Выпустить шасси и, пользуясь внешним сходством, пристроиться к группе «лаптёжников» — бомбардировщиков «Ju 87» Популярный и вполне рабочий способ
Топмачтовое «прыгающее» бомбометание ВВС Северного, Балтийского и Черноморского флотов; бомбы сбрасываются с 20-40 м за 0,6-1 км от цели и «блинчиком» доскакивают по водной глади до корабля Практически беспроигрышный способ потопления кораблей, при котором и самолёт остаётся цел, так как на таком расстоянии с корабля его подстрелить не могли
«Все разом» Мода 1944 –- неожиданное появление и сброс сразу всех бомб и РС + огонь из пушек и пулемётов Очень высокая эффективность

В качестве транспортника Ил-2 мог перевозить ещё 4 человека - в гондолах шасси! Вместо бомб иногда подвешивали контейнеры с припасами, лекарствами, патронами - гуманитарный груз для передовой. И хотя сбрасывали их с малой высоты, они часто разбивались.


«…Ил-2 был устойчив к повреждениям, но утюг. Горку на нём не сделать, тысячу метров с бомбами набираешь минут десять…» Из отзыва ветерана Н.И.Пургина

Сравнение эффективности урона от крыльевых пушек:


Потери за войну:

  • 23 тысячи самолётов;
  • 7,8 тысяч лётчиков из 356 авиаполков.

Боевые повреждения: каждый второй вылет (возвращались даже с 500+ пробоинами в крыле и фюзеляже). Выживаемость: 1 невосстановимая потеря на 53 вылета.

Выживаемость штурмовиков ниже прочих самолётов:

  • использовались на малых высотах и собирали на себя огонь из всех вражеских орудий;
  • неверная тактика применения (пикировка по очереди, по передней линии обороны, всегда готовой к нападению) - результативность 1% вместо ожидаемых 5%.

Реконструированный вид реального Ил-2 В. И. Мыхлика (1944, Ленинградский фронт)

Достоинства и недостатки

Ил-2 показал себя надёжным боевым товарищем:

  • Живучий - чинился в полевых условиях;
  • Броня защищала от пуль истребителей, даже бронебойные (о пулемётах и говорить нечего);
  • Броня сохраняла экипаж (хоть и сильно побитым, но живым) при аварийной посадке;
  • Броня - не добавочный вес, а элемент конструкции;
  • Мощный двигатель (даже первый АМ-38 выдавал 1665 лошадиных сил («Як-1» в то же время летал всего на 1100 л. с.), а последующие давали 2000 л.с.);
  • Хорошая скорость для своего класса (тяжелобронированных штурмовиков) - 450 км/ч (у аналогов было всего 300 км\ч). Чаще всего успевал уничтожить наземную технику до того, как она отвечала огнём или успевала сделать достаточно отверстий;
  • Обилие разного вооружения вплоть до фосфорных кумулятивных снарядов позволяло бороться с различными целями - воздушными, морскими, наземными, бронированными и небронированными.

Ил-2 возвращался домой и без куска крыла…

…и даже без куска хвоста Ил-2 доносил пилотов на аэродром.

Были и минусы:

  • зенитные снаряды броня почти не выдерживала;
  • не мог долго удирать от вражеских истребителей;
  • был неповоротливым и неустойчивым при полной загрузке;
  • деревянный хвост и крылья легко отстреливались;
  • небронированное место стрелка;
  • низкое качество изготовления в первые годы - механикам приходилось дорабатывать на месте;
  • очень низкая квалификация пилотов - не успевали обучить;
  • плохо проработанная тактика в первые годы - не успевали накопить опыт;
  • низкая эффективность авиабомб - не сразу появились хорошие прицелы, сбрасывать точно во время пикирования было трудно, как и оценить ущерб.

При всех недостатках это было лучшее - и для тех времён самое инновационное - воздушное орудие, которое действительно спасло страну и приблизило Победу.

Ил-2 и по сей день не забыт - он фигурирует во многих военных играх («Ил-2: Крылатые хищники», «Ил-2: Битва за Сталинград» (БЗС), «WarThunder» и др.), а памятники ему стоят в 5 городах России. Восстановленная версия принимала участие в автосалоне «МАКС-2017» (другая находится во владении иностранного покупателя).

Видео о Ил 2

Учебный получасовой фильм 1943 года для лётчиков об эксплуатации Ил-2

Документальный фильм о штурмовике Ил-2 из цикла «Секретный полигон»

Документальный фильм о штурмовике Ил-2 из цикла «Легендарные самолёты»

Документальный фильм о штурмовике Ил-2 из цикла «Оружие победы»

Боевое применение Ил-2

Полёты вернувшихся к жизни «Ил-2»

Прозванный среди солдат «летающим танком» или попросту горбатым, он ценой огромных потерь смог сдержать чудовищный напор немецкой авиации и сухопутных войск в первые годы войны, а уже после этого внес свой важный вклад в победу над Германией.

ИЛ-2 - штурмовик, спасший небо

Это один из немногих самолетов, который встретил первые бои в составе регулярных частей и прошел всю войну до самого Берлина.

Данность такова, что действительные потери самолетов Ил-2 даже по прошествии многих десятилетий не невозможно установить. Во время Второй Мировой войны сбитые машины чаще всего учитывались неточно, а дошедшие до нас сведения говорят о чудовищных потерях в самом начале вторжения. В первые дни большинство машин были уничтожены на приграничных аэродромах.

Экипаж Ил-2 перед боевым вылетом

Мониторинг того времени показал, что в одном только четвертом полку, имевшем на вооружении Ил-2 штурмовик, из 65 готовых к боям самолетов целыми остались только 10, хотя они даже не взлетали.

Известно, что изначально из каждых десяти вылетов не возвращался один самолет этого типа. Позже, путем многочисленных модификаций и улучшений летных характеристик и показателей живучести удалось снизить потери до 1 машины на 26 вылетов.

Конструкция Ил-2

Основным назначением самолетов Ил-2 была поддержка с воздуха сухопутных войск.

В целом, большинство истребителей того времени, отличались эффективными бомбардировками сил, находящихся на земле, но всегда были крайне уязвимы для истребителей, так как уступали им в скорости и маневренности.

История создания штурмовиков Ил-2 началась еще до начала Великой Отечественной войны.

Самолет разрабатывался конструктором как противовес успешной немецкой модели штурмовиков Юнкерс Ju 87 «Штука». Гитлеровские машины являлись, по сути, большим инженерным достижением. Они отличались способностью очень точно сбрасывать снаряды на позиции сухопутных войск и танки, чем наносили ощутимый ущерб противнику.

Сергей Ильюшин должен был создать максимально простой в сборке и дешевый самолет, который при этом смог бы составить достойную конкуренцию самолетам люфтваффе.

Конструктор четко понимал, что самолет - это крайне чувствительная к изменениям техника. Если просто добавить брони, то машина не полетит, так как будет нарушен баланс центровки. Поэтому им было предложено использовать броню как элемент рамы Ил-2. Теперь стальные листы выполняли функцию не только защиты пилотов во время полета, но и сильно укрепляли раму машины.

Позже, после многих вылетов, опытным путем, военные летчики поняли, что «летающий танк» выдерживает пулеметную очередь, а в некоторых случаях даже прямое лобовое попадание зенитных снарядов. Что и говорить, помимо укрепленного винта и защищенного радиатора, даже на фонарь кабины самолета ставилось бронированное стекло.

Штурмовик Ил-2 прекрасно подходил для советских фронтовых особенностей. Большая часть военных аэродромов не обладала крепкой и ровной взлетной полосой, но получившийся самолет хоть и весил по меркам штурмовиков много - 4,5 тонны, – благодаря чрезвычайно крепким шасси не требовал тепличных условий и мог сесть на любой более-менее ровный участок.


На неубирающемся лыжном шасси с резиновыми растяжками

По бомбовой нагрузке советский аналог немецких «Штук» не отличался от своих конкурентов и мог взять на борт до полутонны боезарядов. Ил-2 был значительно лучше вооружен и располагал двумя 20-миллиметровыми пушками и пулеметами 7,62 ШКАС, размещенными в крыльях самолета.

Броня в разных узлах самолета достигала 12 миллиметров стали. Усиленной защитой обладали кабина пилота, двигатель и бензобаки машины. Развиваемая илом скорость, более высокая, чем у штурмовиков Юнкерс, также придавала неоспоримое преимущество советским .

Вооружение Ил-2

Но удешевление и сокращение времени производства повлияли и на эти машины.

По-прежнему крылья и хвостовое оперение штурмовиков делались из дерева. Поэтому высокие потери самолетов Ил-2 сохранялись очень долгое время.

Обладающие более высокими характеристиками скорости и маневренности немецкие истребители легко уходили из поля поражения и атаковали уязвимые места советских «летающих крепостей».

Поздние модификации

Начало Великой Отечественной войны для нашей страны стало по-настоящему ошеломляющим. СССР никак не был готов к столь сильному напору фашистских частей, поэтому только неиссякаемое мужество, исторический героизм, а иногда даже и стечение обстоятельств помогли сдержать полчища немцев и затянуть войну.

Это спасло наш народ и страну.

Реактивные снаряды под крылом

Трудности затронули все стороны жизни. Но, пожалуй, хуже всего дела обстояли в небе. Немцы практически безраздельно правили воздухом и беспрепятственно могли долетать вплоть до столицы СССР. В результате этого невосполнимые потери авиации в первую неделю военных действий. Чудовищной ошибкой наших руководителей стало и то, что большая часть авиационных заводов дислоцировались недалеко от границ, поэтому многие из них не получилось экстренно эвакуировать в безопасные регионы.

Для производства штурмовика Ил-2 почти все необходимое было перевезено за Урал. Но чтобы наладить производство потребовалось очень много времени. Так, даже по прошествии двух месяцев после эвакуации, заводы поштучно поставляли на фронт машины.

Доходило до того, что с конвейера сходил всего один Ил-2 за сутки. Естественно, это было более чем недостаточно для страны, остро нуждающейся в технике.

Стрелок с пулеметом. Потери среди стрелков были в несколько раз выше чем среди пилотов.

Когда немецкие регулярные части уже подходили к Москве, Иосиф Сталин лично написал письмо руководителям заводов.

В письме Сталин обвинял высших руководителей в том, что они делают все, чтобы подвести Красную Армию и страну в целом. Он приводит такие цифры: «Самолеты Ил-2 нужны нашей Красной Армии теперь как воздух, как хлеб. Шенкман дает по одному Ил-2 в день, Третьяков МиГ-3 по одной, две штуки». Сталин крайне жестоко отзывается о возможностях заводов выпускать готовую технику.

Заканчивает письмо руководитель тем, что говорит о заканчивающемся терпении и мерах, которые обязательно будут приняты, если ситуация в корне не изменится.


Маскировка штурмовика

Понятно, что вряд ли это была сознательная диверсия со стороны только-только собранных и готовых к работе заводов. Сложно наладить производство быстро, хотя страна вынуждена была требовать сиюминутных достижений. Однако довольно скоро ситуация выправилась и количество отправляемых на фронт Ил-2 стало расти с каждым днем. Вскоре, советским летчикам удалось сначала переломить немецкое превосходство в небе, а потом и сравняться по количеству боевых машин.

В общем итоге, за Вторую Мировую войну было собрано и поставлено на фронт около 36000 самолетов-штурмовиков. Такие цифры ставят Ил-2 на второе место в мире по количеству произведенных моделей (после легкомоторного гражданского Сесна-172).

Позже штурмовик обзавелся очень важной модификацией, которая позволила увеличить живучесть самолета в небе. И опять же на это повлиял сам Иосиф Сталин.

До него дошло письмо обычного советского летчика, который буквально умолял предусмотреть для защиты место второму человеку, который мог бы вести огонь по вражеским истребителям, заходящим с тыла. Верховный главнокомандующий приказал Илюшину сконструировать модель Ил-2 с двухместной кабиной.


Заряжается боезапас крыльевой 23-мм пушки

Такое нововведение оказалось весьма важным дополнением, которое часто спасало машины в бою. Хоть штурмовик Ил-2 и был дешевле в производстве, чем немецкие Юнкерсы, меры направленные на сохранение каждого самолета снижали экономическую напряженность со страны.

Позже выяснилось, что первоначальные версии двухместных Ил-2 были изрядно недоработаны. Стрелки в задней части кабины не имели никаких дополнительных средств защиты.

Статистика оказалась крайне трагичной.

Дополнительные члены экипажа Ил-2 гибли в четыре раза чаще, чем пилоты самолетов. Кроме того, дополнительное место незначительно, но нарушало баланс центровки самолета и увеличивало его вес.

В итоге, это привело к снижению скорости, которая раньше была козырем советских штурмовиков, а также к еще большему ухудшению маневренности.

Устранить многие недоработки смогли только к 1943 году, когда на вооружение советских военно-воздушных сил стали поступать новейшие штурмовики Ил-2М3. Новые штурмовики стали пользоваться народной любовью. Во-первых, советские пилоты, получившие массу опыта за долгие годы непрекращающихся боевых действий, по достоинству оценили меры, направленные на повышение живучести экипажа.

Новые машины отличались от предшественника тем, что получили усиленную, достигающую 13 миллиметров, броню для стрелков. Увеличившийся вес самолета и, как следствие, сместившийся центр тяжести машины потребовали внести изменения в конструкцию крыльев.

Эти меры помогли, в том числе, улучшить маневренность Ил-2М3.

Двигатель самолета ил стал мощнее. Это улучшило скоростные показатели «летающего танка» и вернуло ему еще одно преимущество в небе. Бомбовая нагрузка оставалась прежней. Новый Ил-2 мог нести на крыльях реактивные снаряды РС-82 или РС-132, применяемые против тяжелой бронетехники противника.

Правда, в бою эти снаряды оказались очень неточными и не приносили большого эффекта. Тоже можно сказать о попытках устанавливать на крылья штурмовика противотанковые пулеметы, калибром 37 мм. После установки 3500 тысяч пушек и проверки их на поле боя, было решено эксперимент прекратить.

Более эффективным оружием против немецких танков оказались авиабомбы ПТАБ. Один такой снаряд весил около 1,4 килограмм, поэтому Ил-2 мог взять их на борт в большом количестве.

Такая бомбардировка накрывала обширную площадь примерно 70 на 15 метров, что наносило очень большой ущерб не только технике, но и живой силе противника. Во многом, из-за таких ужасных налетов, немцы прозвали Ил-2 «бетонный бомбардировщик».

Боевая слава

Ил-2 защищал советское небо с самого начала Великой Отечественной войны.

Самолеты приняли участие во многих боевых операциях, но слава о нем ковалась в самых крупных боестолкновениях советских и немецких войск:

  • Битва за Москву;
  • Сталинградская битва;
  • Курская битва.

Битва за Москву

Еще не усовершенствованный советский штурмовик Ил-2 бороздил родные воздушные просторы на подступах и в самой столице.

Чудовищная нехватка техники толкала руководство на разные нетрадиционные способы решения боевых задач.

Штурмовику приходилось нередко выполнять задачи истребительной авиации. Он не мог соперничать с немецкими истребителями, так как серьезно уступал им в скорости, но оказался фатальным оружием против гитлеровских самолетов-разведчиков, бомбардировщиков и транспортников.

Несмотря на очень большие потери штурмовиков Ил-2, во время сражения за Москву появляются первые пилоты-асы, управляющие только «летающими танками».

Нельсон Степанян, подполковник, родом из Армении, потопил 13 немецких судов, сбил 27 самолетов, уничтожил 5 мостов и привел в негодность почти 700 военных машин противника.


Получил сильные повреждения в бою, но смог дотянуть до своих и посадить машину на «брюхо»

Погиб пилот значительно позже, когда освобождал Латвию в составе советских войск. Подбитый, он протаранил своим штурмовиком немецкий корабль.

Широко известна в годы войны была дочь крестьянина Анна Тимофеева-Егорова. Она совершила 243 боевых вылета. В 1944 году ее Ил-2 подбили в скоротечном воздушном бою, а саму Анну выбросило из кабины.

Летчица выжила по чистой случайности, ведь ее парашют раскрылся только частично. Затем на ее долю выпали тяжелые испытания: немецкий плен, ранения, а позже и допросы с советской стороны.

Сталинградская битва

Существенную помощь с воздуха сухопутным войскам Ил-2 оказал во время тяжелых боев за Сталинград.

Решающую роль штурмовики оказали в тот момент, когда была окружена значительная немецкая группировка - части 6 армии с генералом Паулюсом во главе.


Советская авиация не позволила немецким транспортным самолетам доставить помощь окруженным, что обеспечило скорую победу в крупном сражении.

Но, пожалуй, пиком военной славы Ильюшинских самолетов стало самое крупное танковое сражение всех времен - Курская битва.

Курская дуга

Сражение на Курской дуге многим известно, как страшное столкновение огромного количества танков на земле. Но немногие слышали о том, что всему этому предшествовали обмены «колкостями» от обоих противников в небе.

Начало операции на Курской дуге ознаменовалось одной из величайших воздушных операций всей Второй Мировой войны. Советскому командованию удалось застать немецких противников врасплох.

вид сзади

Летчики Вермахта, поднятые по тревоге, чудом успели взлететь и ослабить чудовищный напор советской авиации, состоящей преимущественно из обновленных Ил-2М3. Неожиданно, потери советских самолетов оказались большими.

Данные могут быть сильно занижены, но в исторических документах говорится о 100 сбитых и поврежденных самолетах. Немцы ограничились несколькими десятками потерянных машин. Всего в воздушном бою тогда приняли участие около 500 самолетов.

Несмотря на неудачный упреждающий удар, советское руководство не ослабило давление, так как к тому моменту уже имело численное преимущество в технике перед немецкими захватчиками.

Интересно, что в ходе боев под Курском, летчики выработали собственную, очень эффективную тактику ведения боевых действий, названную «карусель смерти».

Так, Ил-2 кружили над полем боя кругами, закрывая уязвимую хвостовую часть друг друга от атак немецких истребителей. Периодически из круга вылетали самолеты, сбрасывали боезапас, а потом снова возвращались в строй.

В тот же период советские пилоты-штурмовики стали применять некоторые военные хитрости. Они заметили, что после бомбардировки, самолет становился значительно легче, а мощные двигатели позволяли развивать высокую скорость.


Звание Героя позволяло нанести на борт самолета «объемную» «Кремлевскую» звезду, выполненную двумя оттенками красного цвета.

Это делало Ил истребителем. Облегченный Ил-2 становился способен дать жесткий отпор любому немецкому Юнкерсу или Мессершмиту.

За несколько недель сражений под Курском, самолеты Германии и авиация СССР оказали большую поддержку своим наземным частям.

Помимо большого количества локальных успехов, известно, что советские штурмовики Ил-2 остановили продвижение 9-й танковой дивизии Германии, уничтожив или сильно повредив с воздуха около 90 машин.

Днем позже немцы ответили симметрично, отбросив наступление 2-го гвардейского танкового корпуса, подбив более 50 советских танков.

А здесь можно посмотреть фотографии замены поврежденных частей.

Конец войны и послевоенное время

Свою войну Ил-2 закончил в Берлине. До капитуляции Германии штурмовик применялся для уничтожения живой силы и техники противника, так как умел на бреющем полете довольно точно сбрасывать большой боезапас.

Советский самолет очень пригодился войскам, когда немцы остановили и надолго задержали пехоту на хорошо укрепленных Зееловских высотах.


В архивах СССР хранятся данные о том, что около 11000 машин были уничтожена на полях сражений. Это очень много, учитывая, что было выпущено 36000 самолетов. Многие ругают плохую маневренность, но понятно и то, что сама страна не была готова к военным действиям.

Очень часто получалось так, что воздушные бои вели очень неопытные и молодые пилоты, только-только научившиеся взлетать и садиться.

Многие толком не чувствовали машину, поэтому чаще всего либо гибли сами, либо теряли самолет, выпрыгивая с парашютом.

Позже статистика потерь выправилась, когда советские летчики научились летать, освоили много хитростей и тонкостей, раз за разом применяли военную смекалку. Конечно, самолет имел уязвимые стороны, и большие потери машин ни в коем случае нельзя списывать на неопытность пилотов.

Не всегда техника действительно соответствовала лучшим и более мощным немецким образцам, поэтому советский народ заплатил за свою победу такую большую цену.

После войны многие самолеты оставались на боевой службе, но, в основном, продолжили дежурство в таких странах, как Польша, Монголия, Югославия.

Следующие боевые действия увидела модификация самолета Ил-2М3 - Ил-10. Новые илы внесли большой вклад в первые успехи северокорейских войск во время разгара военного конфликта в Корее.


Немец на сбитом штурмовике

Ил-10 доминировали в небе Кореи, пока в дело не вступила хорошо подготовленная авиация США. Так, американские бомбардировщики за считанные дни уничтожили практически все штурмовики северокорейских ВВС прямо на аэродромах. После этого, уже больше не поднимался в корейское небо.

Ил-10 еще долгое время использовался в военных конфликтах, особенно, на стороне Китайской народной армии.

Позже советские конструкторы, наученные горьким опытом большой войны, направили все свои силы на создание менее уязвимого самолета. В ходе долгих разработок было принято решение сконструировать самолет, легко объединяющий в себе задачи и штурмовика, и истребителя.

Так, в начале 70-х годов двадцатого века, появился , который оказался настолько удачным, что и по сей день несет службу в составах частей некоторых стран.

Заключение

Боевой штурмовой самолет важен во время боевых действий, потому что призван наносить с воздуха большой ущерб живой силе и технике противника.

Высота его полета чаще всего невысока, поэтому он всегда легко поражается как зенитными силами противника, так и обычным вооружением.


Экипажи штурмовиков были уязвимы во время выполнения боевых задач. Но советская сторона многое сделала для того, чтобы эффективность штурмовика ил была высокой, а экипаж подвергался меньшему риску.

Великая Отечественная война для русского народа стала самой кровопролитной и жестокой за всю историю.

Поэтому чудовищные потери во всех родах и видах войск - это данность, которую приходится принимать как должное. Но Ил-2 не случайно прошел через всю войну и был основным оружием авиации СССР.

Несмотря на огромные потери машин, штурмовики смогли отвоевать небо, внесли ощутимый вклад в разгром фашистских войск. А опыт, приобретенный за время войны позволил советским конструкторам стать лидерами в области самолетостроения наравне с Соединенными Штатами Америки.

Видео

Штурмовик ил 2 фото , немецкие пилоты называли его «бетонным бомбардировщиком», немецкие пехотинцы с опаской и ненавистью нарекли «мясником», советская печать величала «летающим танком», наши летчики за узнаваемый ломанный профиль прозвали самолет просто - «горбатый».
В 1927 г, появляется «Наставление штурмовой авиации». Первоначально предполагалось, что против наземных войск противника будут использоваться обычные бомбардировщики и истребители. Но для преодоления огневого противодействия зенитных средств, пришли к выводу о создании специализированного самолета-штурмовика. Чертами которого стали приличная скорость и маневренность, мощное вооружение и тяжелая броня.

С.В. Ильюшин начальник Центрального конструкторского бюро

С.В. Ильюшин начальник Центрального конструкторского бюро, в 1938 написал письмо правительству: «...ЗАДАЧА СОЗДАНИЯ БРОНИРОВАННОГО ШТУРМОВИКА ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ТРУДНА и сопряжена с большим техническим риском, но я с энтузиазмом и полной уверенностью в успехе берусь за это дело». После чего и было дано добро на создание «летающего танка», как Ильюшин и назвал в письме свой штурмовик.

Конструкция штурмовика ил 2 в деталях фото

Под началом С.В. Ильюшина в ЦКБ работали авиаконструкторы Бериев, Поликарпов, Кочеригин. В их распоряжении были новый двигатель Микулина и авиационная броня АБ-1. Машина получилась так, как и было задумано. Штурмовик ил 2 фото , стал самым массовым советским самолетом. Управлять этой грозной боевой машиной было легче, чем другими - она «прощала» многие ошибки пилотирования. Ил-2 был исключительно надежным и живучим, причиной чему были конструктивные особенности самолета, заложенные коллективом создателей еще на этапе проектирования.

Немецкий солдат осматривает Ил 2, совершившего вынужденную посадку на ржаное поле

В знаменитой телеграмме Сталина от 23 декабря 1941 года на завод в Куйбышеве говорилось: «Самолеты ил-2 НУЖНЫ НАШЕЙ КРАСНОЙ АРМИИ ТЕПЕРЬ, КАК ВОЗДУХ, как хлеб. Шекман дает по одному Ил-2 в день... Это насмешка над страной, над Красной армией. Прошу Вас не выводить правительство из терпения и требую, чтобы выпускали побольше Илов. Предупреждаю в последний раз. СТАЛИН ». К 22 ИЮНЯ 1941 ГОДА было выпущено только 249 машин Ил-2 . До конца 1941 года были построены 1513 одноместных Илов, а в 1942-м - более шести тысяч . Всего же выпуск илов составил более 36 000 штук, они стали самыми массовыми военными самолетами впущенными в истории авиации. Для сравнения, самый массовый наш самолет истребитель ЯК-9, произведен более чем в два раза, меньших количествах. Да и не менее знаменитый истребитель находился на вооружении германских ВВС с конца 30-х годов до конца Второй мировой войны, выпущен в меньших количествах.

В соответствии со стандартной схемой окраски советской штурмовой авиации двухместные Ил-2 красились на заводах в двухцветный камуфляж, снизу все Ил-2 красили в светло-голубой небесный цвет

Можно себе представить, что почувствовал директор завода М.Т. Шекман, получив такую телеграмму, но тут интересно другое: Красной армии не хватало не только штурмовиков, но и истребителей, и бомбардировщиков. Почему же именно Ил-2 были нужны как воздух?

Фото Ил-2 и наглядный результат боевой работы советских штурмовиков - разгромленная немецкая автоколонна в Белоруссии

Ответ можно найти в мемуарах советских асов - истребителей, воевавших с самого начала Великой Отечественной - Покрышкина, Каберова, Речкалова и других.
Воздушные бои имели в основном оборонительный характер. Задания на сопровождение штурмовиков и «бомберов» давались крайне редко, чаще всего они шли без прикрытия и защищались сами, как могли. Основным видом боевой работы истребителей, так же как и всех остальных, была штурмовка, то есть атака наземных целей из всех видов оружия.

ТТХ штурмовика Ил2

Штурмовки продолжались день за днем, по нескольку вылетов. Штурмовки аэродромов, наступающих войск, автоколонн, танков, эшелонов, пехоты, переправ... Хочешь - становись истребителем, хочешь - фронтовым, а хочешь - дальним бомбардировщиком. Все равно будешь штурмовиком! В тот момент было необходимо любой ценой замедлить продвижение наземных войск противника. Потому и нужны были Илы как наиболее приспособленные для этой работы самолеты.
ПЕРВЫЕ СЕРИЙНЫЕ ШТУРМОВИКИ обладали рядом недостатков, главным из которых было отсутствие стрелка, защищающего хвост самолета, вследствие чего самолет оказывался практически беззащитен перед атаками с задней полусферы. В условиях, когда на всех высотах безнаказанно хозяйничали «мессеры», этот нюанс превратился в серьезнейшую проблему, которую даже назвали «синдромом Ила». Отсутствие стрелка привело к тому, что единственный специализированный самолет непосредственной поддержки войск нес огромные потери от немецких истребителей, заходивших ему в незащищенный хвост и открывавших огонь по кабине пилота.

Ил-2 в белом зимнем камуфляже на неубирающемся лыжном шасси с резиновыми растяжками. Такое шасси было надежнее убирающегося, но отнимало до 40 километров скорости

В Москву начали поступать тревожные вести: Илы сбиваются истребителями противника. В марте 1942 года на фронт ушли первые три двухместных Ила с бронированной кабиной стрелка, вооруженного пулеметом ШКАС калибром 7,62 миллиметра (позднее стали устанавливать скорострельные пулеметы УБТ калибром 12,7 миллиметра с боезапасом 150 патронов). Но еще раньше самолеты стали модернизировать кустарным способом прямо на фронте сами летчики и техники. В заднюю часть кабины вставляли черенок от лопаты, который и имитировал стрелка. Лейтенант Васильев стал инициатором более серьезного, самостоятельного усовершенствования самолета и первым совершил боевой вылет на нем. Поначалу Васильев пытался доказать необходимость стрелка инженеру из штаба армии, но тот с усмешкой спросил: «Может быть, вы просто боитесь летать на одноместном штурмовике?» Нетрудно представить себе реакцию боевого летчика на подобный вопрос штабного работника.

К концу курской битвы насчитывалось около 1,5 тысяч ИЛ 2

Но лейтенант Васильев был из тех, кто добивается своего. Вскоре он вместе с инженером полка оборудовал свой самолет самодельной кабиной стрелка, в которую установили на шарнирах пулемет ШКАС. Пробный вылет завершился триумфом - ничего не подозревающий «мессер», привычно зайдя в хвост «беззащитному» самолету, был сбит. Подробное донесение с описанием боя и выводами было послано в штаб воздушной армии и в КБ Ильюшина, а Герой Советского Союза А.Н. Васильев прошел всю войну и вернулся домой с победой.

Стрелок Ил-2 с пулеметом УБТ, потери стрелков были в несколько раз выше пилотов

С 1944 года выпускаются Илы с полностью металлической конструкцией крыльев и фюзеляжа.
Скорость достигала 426 километров в час на высоте 2500 метров и 390 километров в час у земли, дальность полета - до 740 километров. Были и недостатки: по скорости и маневренности Ил-2 был ближе к бомбардировщику, чем к истребителю, обзор из кабины пилота был плохим, стрелок имел слабую броневую защиту. Зато вооруженность штурмовика была великолепна: 400-600 килограммов бомбовой нагрузки (различные виды бомб, в том числе противотанковые), авиационные пушки ШВАК или ВЯ-23 калибром до 37 миллиметров, пулеметы ШКАС и 8 PC (реактивные снаряды, которые монтировались под крыльями). Эти снаряды были оружием не просто эффективным, но буквально шоковым для врага, применялись как по наземным, так и по воздушным целям. Недаром истребители противника никогда не рисковали идти на Илы в лобовую атаку - слишком это было опасно.

Первый экземпляр Ил-2 НС-ЗУ с 37-миллиметровыми пушками в под- крыльевых контейнерах, весна 1943 года

Несмотря на невысокую маневренность, летчики выделяют только один недостаток истребителя - низкую эксплуатационную технологичность. Зато отмечают редкую живучесть (в полете Ил-2 сохранял устойчивость даже с серьезными повреждениями), а также удачное сочетание огневой мощи и броневой защиты.
САМЫЙ МАССОВЫЙ САМОЛЕТ нес и самые большие потери. За 75 боевых вылетов штурмовику полагалось звание Героя - именно героем и надо было быть, чтобы пикировать среди зенитных разрывов и огненных трасс «эрликонов», выходить к цели на бреющем полете под ураганный огонь противника. С появлением стрелков потери существенно уменьшились - наши истребители почувствовали себя хозяевами в небе, а прикрытие штурмовиков и бомбардировщиков стало одной из основных их задач.

37-миллиметровая пушка ШФК-37 под крылом Ил-2

Самолеты совершенствовались, развивалась и тактика ведения боя. Обычно штурмовки выполнялись группами от 6 до 12 штурмовиков. В начале войны, когда истребители почти никогда не сопровождали илы, выделялась пара из самих штурмовиков, которая прикрывала группу от врага. Во второй половине войны «горбатых» уже всегда прикрывали «маленькие» (так прозвали истребителей), которые находились немного позади и выше. Из основной группы выделялась группа подавления зениток. Первый заход на объект обычно был «холостым», его целью было выявить расположение зениток, батарей, скопления танков. Затем штурмовики «обрабатывали» выявленные цели бомбами, обстреливали их реактивными снарядами, вели пулеметный-пушечный огонь.

Шеренга Ил-2 штурмовой авиадивизии, помимо опознавательных знаков, большинство штурмовиков несло однозначные или двузначные тактические номера

С ОКТЯБРЯ 1944 года в войска стали поступать новые штурмовики Ил-10, представляющие собой более скоростной и маневренный вариант Ил-2. Одной из главных задач штурмовой авиации на протяжении всей войны оставалась борьба с танками противника. Танковое сражение под Прохоровкой в июле 1943 года, одно из масштабных танковых боев, было выиграно благодаря неоценимой поддержке штурмовиков. Противотанковая бомба ПТАБ-2,5-1,5, впервые примененная в Курской битве, до этого не использовавшаяся из секретных соображений, прожигала броню «тигров» и «пантер» насквозь. Кумулятивный заряд, вес бомбы полтора или два с половиной килограмма, прикиньте сколько бомб забирал Ил 2, на борт за один вылет. Площади поражения были внушительными. Кроме танков, илы УНИЧТОЖАЛИ ВСЕ, ЧТО ДВИГАЕТСЯ, СТРЕЛЯЕТ И ПРОСТО ДЫШИТ НА СТОРОНЕ НЕМЦЕВ.

Бронеплита толщиной 12 мм, отделяющая кабину стрелка от кабины пилота.Частично бронированный фонарь кабины пилота. Подвижная часть фонаря сдвигалась назад на полозьях, сверху, в задней ее части, установлена накладная изогнутая бронеплита

Илы налетали, как кара небесная, и к концу войны наземные войска вермахта были ими просто измучены. Да и зенитчики иногда предпочитали помалкивать, чтобы не навлекать на себя первый удар, нацеленный как раз на зенитные средства.

Поврежденный Ил, мл. лейтенант В.Титович, 872-й штурмовой полк, за 135 успешных штурмовок удостоен звания Героя Советского Союза

АВИАКОНСТРУКТОРЫ немецких самолетов не создали такой тип штурмовики, (не знаю с чем это связано, так же как и с стратегиченской авиацией, наверное не было задач и понимания необходимости такого рода самолетов), более менее отдаленно напоминающий штурмовик, можно разве считать Фоке-Вульф 190. Так или иначе, ничего даже отдаленно напоминающего Ил-2 ни у противника, ни у союзников не было.

двухцветный камуфляж, стандартная заводская окраска, и однозначные или двузначные тактические номера

Как пример эффективности приведем слова английского генерала "Штурмовик ил 2 фото , один из наиболее важных хирургических инструментов, посредством которого Россия выпотрошила немецкую армию".

Советского государства, они показали титанические возможности отечественной промышленности, сумевшей в короткие сроки развернуть самое массовое в мире производство военных самолетов. За время войны «горбатых» Илов было построено более 36 тысяч. Такого «тиража» история не знала ранее. Не побит этот рекорд и сегодня.

Два штурмовика

В конце тридцатых годов общая концепция наступательных тактических средств всех стран имела авиационную составляющую. Войны в Испании и на Халхин-Голе показали, что без поддержки самолетов производить атаку трудно, а господство в воздухе обеспечивает успех на земле. В этот период сложился определенный класс летательных аппаратов, названных штурмовиками. Наиболее известными его представителями в ходе Второй мировой войны стали два образца - немецкий Ю-87 и наш Ил-2. 1941 год стал началом их практического сравнения. Основные характеристики для наглядности приведены в таблице.

Параметр

Взлетный вес, кг

Мощность двигателя

Скорость

Вооружение курсовое

2 пулемета 7,92 мм

2 пушки 23 мм,

2 пулемета 7,62 мм

Защита задней полусферы

1 пулемет 7,92 мм

1 пулемет 7,62 мм

Реактивные снаряды

неубираемые

убираемые

Бронирование

местное (сиденья)

бронекорпус

Справедливости ради стоит упомянуть и о том, что самолет Ил-2 проектировался несколько позже немецкой машины (пять лет для авиации - большой срок). К тому же у «Юнкерса-87» было несомненное преимущество при нанесении точечных ударов за счет возможности почти отвесного пикирования и совершенной системы прицеливания.

Тем не менее по большинству показателей немецкий штурмовик уступает советскому Ил-2. 1941 год стал датой начала его массового производства. Началось оно в феврале, еще до войны.

Основная концепция

Осенью 1939 года знаменитый пилот В. К. Коккинаки поднял в воздух засекреченное «изделие» под индексом ЦКБ-55, в узких кругах советской военно-технической элиты известное также как БШ-2. Это был только прототип, при доработке которого получился самолет Ил-2. Штурмовик разрабатывался в соответствии с революционной концепцией, согласно которой такие детали фюзеляжа, как шпангоуты и лонжероны, практически упразднялись, а силовые нагрузки брал на себя бронекорпус, одновременно прикрывающий от поражающих факторов экипаж и жизненно важные агрегаты, в том числе двигатель, маслорадиатор и топливный бак. Ранее аэропланы строились иначе: на каркас из поперечных и продольных профилей монтировалась обшивка, иногда бронированная. С. В. Ильюшин к вопросу живучести отнесся со всем вниманием.

Средства борьбы за живучесть

Самое уязвимое место самолета - его задняя полусфера. «Зайти в хвост» означает практически гарантированно одержать воздушную победу. Стрелок, контролирующий эту опасную зону, присутствует на всех бомбардировщиках, в том числе и на Ю-87. отличался от мировых аналогов тем, что выпускался в двух вариантах: одноместном и двухместном (но об этом несколько позже). Топливные баки имели уникальную конструкцию, позволяющую минимизировать потери горючего в случае их прострела. Особое вещество, застывающее на открытом воздухе, «заживляло» полученные в бою раны.

Бронестекло фонаря защищало пилота так же, как и металл кабины. Эти и другие конструкторские приемы оказались столь эффективными, что советские штурмовики возвращались на свой аэродром, даже получив пять сотен пробоин.

Основные варианты

Всего модификаций было разработано шесть, но главные две заслуживают особого описания. Изначально Ильюшин планировал двухместный штурмовик со стрелком-радистом, защищающим заднюю полусферу. Однако главенствующая в то время предполагавшая абсолютное превосходство в воздухе после нанесения мгновенного сокрушительного удара и переноса боевых действий на территорию противника, побудила руководство страны строить более простые машины. Генеральному конструктору было дано указание «убрать лишнее». Ошибочность этого решения (и многих других) выявила начавшаяся вскоре война. Ил-2, лишенный защиты, становился легкой добычей «мессеров». Механики на тыловых аэродромах начали самостоятельную переделку самолетов, вырезая в верхней обшивке отверстия для гнезда стрелка. Сталинское руководство, впрочем, нельзя упрекнуть в глупом упорствовании. Двухместной схеме был вновь дан «зеленый свет», хотя, к сожалению, стрелок так и остался слабозащищенным.

«Младший брат» Ил-10

Безусловно, этот легендарный самолет представлял собой шедевр авиаконструкторской мысли, но особенности тактического применения на малых высотах обусловили высокий уровень потерь штурмовиков Ил-2. 1941-1945 годы сформировали общую статистику, согласно которой в среднем «Ильюшин» совершал примерно 53 самолетовылета до того момента, когда его сбивали. На конечном этапе войны был готов усовершенствованный вариант фронтового штурмовика, в конструкции которого были учтены недостатки прототипа: значительно улучшена аэродинамика (шасси убирались в крыло, а не в особые гондолы, маслорадиатор спрятан из «подбрюшья» в фюзеляж), надежно бронирована кабина стрелка-радиста и др.

Эта модификация получила обозначение Ил-10 и даже успела повоевать во Второй мировой и в Корее, но недолго. Начиналась эра реактивных скоростей…


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении