mppss.ru – Все про автомобили

Все про автомобили

Йозеф гайдн биография для детей. Музыкальная страничка в теремке. На службе у князя

Франц Йозеф Гайдн родился в деревне Рорау, расположенной недалеко от столицы Австрии Вены. Отец его был простой ремесленник. Он делал колеса, телеги, кареты. В свободное от труда время в домике Гайдна собирались любители музыки, чтобы попеть, потанцевать, а главное - послушать пение гостеприимного хозяина, который аккомпанировал себе на арфе.

Музыкальность отца, его любовь к музыке унаследовали дети. Маленький Йозеф уже в пять лет обратил на себя внимание музыкантов. Он обладал прекрасным слухом, памятью, чувством ритма. Его звонкий серебристый голос приводил всех в восхищение.

Благодаря своим выдающимся музыкальным способностям мальчик попал сначала в церковный хор небольшого городка Хайнбурга, а затем в хоровую капеллу (Капелла - это коллектив, объединяющий певцов, инструменталистов) при кафедральном (главном) соборе св. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Биография Йозеф Гайдн Детство и юность. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений. ) Стефана в Вене. Это было знаменательным событием в жизни Гайдна. Ведь иной возможности получить музыкальное образование он не имел.

Пение в хоре было для Гайдна очень хорошей, но и единственной школой. Способности мальчика быстро развивались, и ему стали поручать трудные сольные партии. Церковный хор часто выступал на городских празднествах, свадьбах, похоронах. Приглашали хор и для участия в придворных торжествах. А сколько времени уходило на выступления в самой церкви, на репетиции! Все это было тяжелой нагрузкой для маленьких певчих.

Йозеф был понятливым и быстро воспринимал все новое. Он даже находил время заниматься игрой на скрипке и клавикорде (Клавикорд - старинный клавишный инструмент (XV-XVIII вв.), предшественник фортепиано. При нажатии клавиши звук извлекался ударом металлического штифта (тангента) о струну) и достиг значительных успехов. Только вот его попытки сочинять музыку не встречали поддержки. За девять лет пребывания в хоровой капелле он получил от ее руководителя всего два урока!

Если церковный хор был для Гайдна школой, то его последующая десятилетняя жизнь в Вене - как бы горьковскими «университетами». Столько лет всех восхищавший певец очутился на улице, без денег. Теперь он никому не был нужен, никто не хотел о нем позаботиться.

Чтобы не умереть с голоду, юноша брался за любую работу музыканта: давал за гроши уроки музыки, играл на скрипке на праздничных вечерах, а иногда и просто на больших дорогах. По заказу он сочинил несколько своих первых крупных произведений. Это музыкальная комедия с веселым названием «Новый хромой бес», квартеты (произведения для двух скрипок, альта и виолончели), симфонии. Но все эти заработки были случайными. Гайдн понимал: чтобы стать композитором, нужно много и упорно учиться. Поэтому, как бы трудно ему ни приходилось, он учился и учился.

Не имея средств заплатить известному итальянскому педагогу, композитору и певцу Никколо Порпора, Гайдн поступил к нему аккомпаниатором, одновременно исполнял и обязанности лакея. За это он пользовался его ценными советами по композиции.

Под крышей, на холодном чердаке, где ютился Гайдн, на старинном разбитом клавикорде он изучал произведения прославленных композиторов. А народные песни! Сколько он их переслушал, бродя днем и ночью по улицам Вены. В то время Вена была богата песнями. Тут и там звучали самые различные народные напевы: австрийские, венгерские, чешские, украинские, хорватские, тирольские. Поэтому не случайно произведения Гайдна пронизаны этими чудесными мелодиями, в большинстве своем веселыми и жизнерадостными. Таковы были условия жизни и работы молодого композитора. Таков был путь, пройдя который Гайдн достиг мастерства.

Дата рождения: 31 марта 1732 года
Дата смерти: 31 мая 1809 года
Место рождения: Рорау, эрцгерцогство Австрия

Гайдн Франц Йозеф – один из самых известных композиторов Австрии. Также Франц Гайдн известен как создатель музыки для гимнов Австро-Венгрии и Германии.

Йозеф появился на свет в австрийском селе, расположенном у границ с Венгрией. Его отец, Маттиас, был мастером, который делал кареты. В семье увлекались музыкой и рано заметили способности у мальчика.

Уже в пятилетнем возрасте он был отправлен к родственникам в соседний город, где стал обучаться пению в хоре. Там его услышал директор капеллы главного собора Вены и пригласил в свой хор. Там мальчик пел в течение девяти лет, параллельно обучаясь игре на музыкальных инструментах.

Пение в капелле заменило подростку и обычную школу, и музыкальное образование. Но это была отличная практика, так как хор постоянно выступал на всех городских событиях, начиная с придворных торжеств и заканчивая отпеванием знаменитых людей. Когда у подростка начал изменяться голос, он стал неинтересен капелле и его перестали приглашать для пения.

Последующие годы стали очень сложными для музыканта в финансовом плане – он вынужден был везде искать работу - одно время он даже трудился слугой. Еще одним местом работы стала должность аккомпаниатора у итальянца Н. Порпоры.

Этот преподаватель пения также обучал Йозефа композиции. Сам молодой человек продолжал упорно заниматься самообразованием, изучая наследие Э.Баха и теоретичекскими дисциплинами.

Эти усилия помогли ему в написании произведений для клавесина, которые вскоре заметили другие музыканты. Воодушевившись, Йозеф создал более крупные музыкальные формы, такие как опера, серенады и дивертисменты.

Композитор стал трудиться при венском дворе сначала как свободный музыкант, а затем был приглашен капельмейстером небольшого оркестра к графу Морцину. Примерно в то же время музыкант женился. Брак нельзя было назвать счастливым, так как жена не уважала профессию мужа и не любила его, но развод был невозможен из-за особенностей законов.

После работы у Морцина Йозеф стал выполнять те же обязанности у другого князя, Эстерхази. Это был одна из богатейших и влиятельных семей аристократов, что дало возможность композитору не только сочинять, но и руководить оркестром и ставить оперы.

Кроме того, семья позволила Йозефу писать для других заказчиков и продавать свои произведения.

Именно сотрудничество в течение тридцати лет с семейством Эстерхази позволило создать лучшие произведения, сделавшие Йозефа знаменитым в Европе. Во время одной из своих поездок в столицу Австрии произошло знакомство с Моцартом, переросшее позже в дружбу.

После смерти князя Николая, его преемник, Антон Эстерхази, решил распустить оркестр, так как музыка его не интересовала. Руководитель же оркестра решил отправиться по приглашению в Лондон. Для скрипичных концертов И. Заломона были созданы лучшие симфонии.

После четырех лет пребывания в столице Великобритании, композитор вернулся в Вену. Также он вернулся на службу к семейству Эстерхази и в то же время создал лучшие свои оратории.

Работа над ними ухудшило и без того слабое здоровье музыканта, он ослаб настолько, что не мог сочинять. Скончался он в 1809 году в своем венском доме.

Достижения Франца Гайдна:

Являлся доктором Оксфордского университета
Был одним из самых ярких композиторов инструментальной музыки в XVIII-XIX в.
Автор более чем двадцати опер, трех ораторий и множества струнных квартетов и трио

Даты из биографии Франца Гайдна:

1732 г. появился на свет
1737 г. был отправлен к родственникам в Хайнбург-на-Дунае
1740 г. стал певчим в капелле Св. Стефана
1754 г. начал работать при венском дворе
1759 г. стал капельмейстером у графа Морцина
1760 г. бракосочетание с М.Келлер
1781 г. знакомство с Моцартом
1791 г. отправился в Лондон
1795 г. возвращение в Вену
1798 г. создал «Сотворение мира»
1801 г. оратория «Времена года»
1809 г. скончался

Интересные факты Франца Гайдна:

Жена композитора, М.-А. Келлер не уважала профессиональную деятельность мужа, использовала его партитуры как обычную бумагу
Был другом Моцарта и учителем Бетховена
Именем композитора назван географический объект на планете Меркурий

Детство Йозефа Гайдна

(1732 – 1809 г .г.)

Слава австрийского композитора Йозефа Гайдна была велика уже при его жизни. С давних пор и по сей день его имя соединяется с почётными титулами «отца симфонии», «родоначальника инструментальной музыки», «венского классика». Давно утвердилось и словосочетание «жизнерадостный Гайдн». Действительно, он в полной мере обладал этим не столь уж простым свойством – радоваться жизни – претворил его в музыку, радующую людей.

Йозеф Гайдн родился 31 марта 1732 года в австрийском селе Рорау. Отец Гайдна обрабатывал землю и одновременно был хорошим каретным мастером. Семья жила в небольшом домике, где каждую неделю устраивались семейные концерты. Мать пела. А отец, выучившись играть на арфе, «не зная ни одной ноты», ей аккомпанировал. Когда Йозеф подрос, он тоже стал принимать участие в семейных концертах. Он брал в руки два деревянных бруска – один из них служил скрипкой, а другой – смычком и таким образом аккомпанировал пению матери. На его музыкальные способности обратил внимание один из двоюродных братьев отца и посоветовал родителям отдать его в церковный хор. В шесть лет Йозеф покидает родительский дом, переезжает в Хайнбург. Кроме пения он обучается игре на скрипке и клавесине.

Песенка – исп. скрипка

Однажды пение Гайдна услышал регент собора св. Стефана в Вене. Он подыскивал для своего хора мальчиков. Его привёл в изумление чистый красивый голос мальчика. Он лишь заметил, что мальчик не делает трелей. Тот возразил: «Мой дядя тоже этого не умеет делать». Регент показал, как нужно сближать два звука, задерживать дыхание и вибрировать язычком…Йозеф едет в Вену и становится церковным певчим. Было ему в ту пору восемь лет.

Вена – столица Австрии являлась музыкальным центром Европы. Музыка звучала повсюду: в домах и дворцах, на улицах и в кабачках. Процветали австрийские танцы – лендлеры и вальсы, звучали народные мелодии и менуэты.

Менуэт – исп. фортепиано

Французский танец менуэт был очень популярен в то время. Его называли «королём танцев и танцем королей». Особенно он был популярен при французском дворе. Пышные одежды у дам, не позволяли делать быстрых движений. Менуэт звучал в умеренном темпе. Движения были изящные, плавные. Для него характерны реверансы, поклоны. Движения кавалера носили галантный характер и выражали преклонение перед дамой.

Менуэт – песня

Большой популярностью пользовался менуэт при дворе Петра I . Он исполнялся на его замечательных ассамблеях.

Менуэт быка – скрипка, фортепиано.

В 17 лет, голос у Йозефа начал ломаться, из капеллы его выгнали. Он бедствовал, голодал, играл на скрипке в бродячем ансамбле, редко удавалось давать частные уроки. Но как бы тяжело ему ни было, его никогда не покидало чувство юмора. Однажды он назначил свидание нескольким музыкантам…расставил их по разным углам улицы и договорился, что по условному знаку каждый заиграет, что ему вздумается. Когда начался этот кошачий концерт, он незаметно удалился, а, услышав шаги приближающейся стражи, удрали и другие, только двое музыкантов были задержаны, но вскоре были освобождены.

Наконец, счастье улыбнулось Гайдну. Он познакомился с венгерским князем Эстергази, который был большим любителем музыки и содержал в Эйзенштадте капеллу и театр. Эстергази пригласил Гайдна занять должность капельмейстера в Эйзенштадте. Через год старый князь умер и его место занял Николай Эстергази, прославившийся безумной роскошью, за что его прозвали «великолепный». Он построил дворец в 126 комнат. При дворце были выстроены театры – один для оперных спектаклей (400 чел.), а другой – для марионеток. Гайдн писал музыку для того и другого театра. По вечерам устраивались музыкальные академии. Князь Николай сам принимал участие в концертах, он играл на баритоне, инструменте, похожем на виолончель. Для этого инструмента Гайдн сочинил 126 трио.

А теперь давайте представим себе роскошный дворец, со стенами, затянутыми шелком, драгоценной мебелью и венецианскими зеркалами, отражающими блеск множества свечей. Собралось небольшое общество: шуршит шёлк, мелькают дорогие кружева. Исполняется музыка…

Анданте – виолончель

Около 30 лет прослужил Гайдн у князя Эстергази. В его обязанности входило не толь-

ко сочинение музыки, он должен был проводить репетиции, следить за порядком в капелле. Отвечать за сохранность нот и инструментов. Все произведения Гайдна являлись собственностью Эстергази; композитор не имел права писать музыку по заказу других лиц. Вот лишь некоторые строки из его писем: «Я несчастное создание, постоянно измучен работой…очень редкие часы отдыха». И даже – «печально всё-таки быть рабом». Драматическими, тревожными настроениями окрашены минорные симфонии – «Траурная», «Страдание», «Прощальная». Однако в его музыке преобладает ясный взгляд на мир. Источники радости Гайдн находил повсюду – в природе, в жизни крестьян, в общении с близкими людьми.

«Вот опять уходит лето» — вокальная группа

Теперь давайте представим внешность композитора. Он был невысокого роста. Сред -

него телосложения с правильными чертами лица. С раннего детства он носил парик с косичкой и буклями по бокам. Был всегда опрятен. Он никогда не принимал визитов, если не был заранее полностью одет. Утром он вставал в половине седьмого, тщательно одевался, завтракал, садился за клавесин и импровизировал до тех пор, пока не находил нужные музыкальные мысли. Их он немедленно записывал. Днем разучивал с капеллой пьесы, которые должны были исполняться, а перед обедом выслушивал личные распоряжения князя. Он много трудился. Поэтому им создано огромное количество произведений. Здесь и симфонии, и оперы, песни (более 300), оратории, произведения для различных инструментов.

Музыканты ценили и любили Гайдна за доброту и справедливость, он помогал молодым музыкантам и рад овался их успеху. У него было много учеников, назовём лишь некоторые имена. Когда Гайдн впервые приехал в Лондон, концертная организация, конкурирующая с той, что пригласила Гайдна, задумала столкнуть венского мастера с его бывшим учеником, к тому времени известным композитором Игнацем Плейелем. В одном из писем Гайдн рассказывает: «Прибыв сюда, Плейель был столь скромен, что я вновь полюбил его…» «Славу мы разделим с ним пополам, и оба, д о вольные, разъедемся каждый к себе домой».

Среди его учеников – Вольфганг Амадей Моцарт. Они познакомились в Вене в начале 80-х годов во время о дного из приездов капеллы Эстергази в австрийскую столицу. Моцарт называл Гайдна «папой» и в 1785 году посвятил ему шесть струнных квартетов. Гайдн после венской премьеры «Дон Жуана» произнёс следующую фразу: «Моцарт — в е личайший композитор, которого сейчас имеет мир».

«Учитель и ученик» — фортепианные вариации

Музыка Гайдна была известна и в России. Всем хорошо известна песня «Волга – реченька глубока». А история её создания такова. В одном из московских журналов в 1793 году появилось стихотворение под названием «Песня». Кто-то приспособил её для пения, взяв для этого мелодию из второй части 53-й симфонии Гайдна. Так появилась песня «Волга – реченька глубока».

«Волга – реченька глубока» — (баян)

Русскому послу в Париже Дмитрию Алексеевичу Голицыну – ученому-философу – Гайдн посвятил симфонию «Охота» (1781). Известны так называемые русские квартеты Гайдна, посвященные великому князю Павлу (будущему русскому императору Павлу I). Гайдн бывал желанным гостем в доме Дмитрия Михайловича Голицына, который был послом России в Вене. В доме Голицыных устраивались музыкальные «академии», где часто звучала музыка Гайдна. В Россию музыку Гайдна привозили дипломаты, русские путешественники. Имя Гайдна часто упоминалось в газетах, журналах, дневниках, литературных произведениях его русских современников. Назовём лишь несколько примеров из хроники тех лет.

1784 год. Музыкант парижской оперы Ивар посылает владельцу крепостной капеллы и крепостного театра в подмосковных имениях Кусково и Останкино Николаю Петровичу Шереметьеву симфонии и квартеты Гайдна. В следующем году – десять симфоний и церковную композицию, через два года – одну симфонию, и ещё через два года – девять симфоний.

Ноябрь 1792 года, Петербург. Исполнением «большой симфонии господина Гайдна» открылся концерт, которым возобновилась деятельность Музыкального клуба.

В 1808 году Гайдн был избран почётным членом Санкт-Петербургского филармонического общества. В его честь изготовили золотую медаль с изображением античной лиры, цифры 1802 и имени Гайдн. На оборотной стороне выведены слова «воскресший Орфей».

Симфония № 103, 3 часть – фортепианный дуэт

«ОТЕЦ» СИМФОНИИ ЙОЗЕФ ГАЙДН

Этот композитор творил с надеждой на то, что его произведения помогут людям стать хотя бы немного счастливее и послужат им источником бодрости и вдохновения. С такими мыслями он приступал к своему любимому занятию. стал «отцом» симфонии, первооткрывателем других музыкальных жанров, он впервые написал на немецком языке светские оратории, а его мессы стали вершиной венской классической школы.

Сын каретного мастера

Был удостоен многих почетных званий, стал членом музыкальных академий и обществ, а пришедшая к нему слава была заслуженной. Никто и предположить не мог, что сын каретного мастера из Австрии добьется таких почестей. Родился 1732 года в небольшой австрийской деревне Рорау. Его отец не имел никакого музыкального образования, но самостоятельно освоил игру на арфе, неравнодушной к музыке была и мать будущего композитора. С раннего детства родители обнаружили у Йозефа хорошие вокальные данные и слух. Уже в пятилетнем возрасте он звонко подпевал отцу, а потом научился играть на скрипке и клавире и пришел в церковный хор исполнять мессы.

Дальновидный отец отправил малолетнего Йозефа в соседний городок к родственнику Иоганну Матиасу Франку – ректору школы. Тот обучал детей не только грамматике и математике, но и давал им уроки пения и игры на скрипке. Там же Гайдн овладел струнными и духовыми инструментами и научился играть на литаврах, сохранив на всю жизнь благодарность своему учителю.

Трудолюбие, упорство и природный красивый дискант сделали юного Йозефа известным в городе. Однажды туда приехал венский композитор Георг фон Рейтер, чтобы отобрать для своей капеллы малолетних певчих. произвел на него впечатление и в 8 лет попал в хор крупнейшего собора Вены. Восемь лет молодой Гайдн постигал мастерство пения, тонкости композиции и даже пытался сочинять духовные произведения для нескольких голосов.

Тяжелый хлеб

Самый сложный период для Гайдна начался в 1749 году, когда ему пришлось зарабатывать на жизнь уроками, петь в разных церковных хорах, аккомпанировать певцам и играть в ансамблях. При этом молодой человек никогда не унывал и не терял тяги к постижению всего нового. Он брал уроки у композитора Николо Порпоры, а платил ему тем, что сам аккомпанировал его молодым ученикам. Гайдн штудировал книги по композиции и разбирал клавирные сонаты, до глубокой ночи усердно сочинял музыку разных жанров. А в 1951 году в одном из пригородных венских театров поставили зингшпиль Гайдна под названием «Хромой бес». В 1755 году у него появился первый струнный квартет, а через четыре года – первая симфония. Эти жанры в будущем станут важнейшими во всем творчестве композитора.

Странный союз Йозефа Гайдна

Приобретенная в Вене известность помогла молодом музыканту получить работу у графа Морцина. Именно для его капеллы написал первые пять симфоний. Кстати, за неполных два года работы у Морцина композитор успел связать себя брачными узами. 28-летний Йозеф питал нежные чувства к младшей дочери придворного парикмахера, а она неожиданно для всех ушла в монастырь. Тогда Гайдн то ли в отместку, то ли из каких-то других соображений женился на ее сестре Марии Келлер, которая была старше Йозефа на 4 года. Их семейный союз не стал счастливым. Жена композитора была сварливой и расточительной, она нисколько не ценила таланта мужа, сворачивала его рукописи в папильотки или использовала их вместо бумаги для выпечки. Но, к удивлению, их семейная жизнь в отсутствие любви, желанных детей и домашнего уюта продолжалась около 40 лет.

На службе у князя

Переломным в творческой жизни Йозефа Гайдна стал 1761 год, когда он подписал рабочий контракт с князем Паулем Эстергази. Долгих 30 лет композитор занимал пост придворного капельмейстера аристократического семейства. Князь с родственниками жил в Вене только зимой, а остальное время приводил в своей резиденции в городке Эйзенштадте или в поместье в Эстергази. Поэтому Йозефу пришлось на 6 лет уехать из столицы. Когда князь Пауль умер, его брат Николаус расширил капеллу до 16 человек. В родовом имении работало два театра: один предназначался для исполнения опер и драм, а второй – для кукольных представлений.

Конечно, положение Гайдна было сильно зависимым, но для того времени это считалось совершенно естественным. Композитор ценил свою теперь уже безбедную жизнь и всегда помнил о юношеских годах нужды. Иногда его охватывала хандра и желание скинуть с себя эти путы. По контракту был обязан сочинять те произведения, которые пожелает князь. Композитор не имел права их никому показывать, делать копии или писать для кого-то другого. Он должен был все время находиться вместе с Эстергази. Из-за этого Йозефу Гайдну так ни разу и не удалось побывать на родине классической музыки в Италии.

Но и у такой жизни была вторая сторона. Гайдн не испытывал материальных и бытовых трудностей, поэтому мог спокойно заниматься творчеством. Весь оркестр находился в его полном распоряжении, благодаря чему у композитора была прекрасная возможность для экспериментов и исполнения своих сочинений почти в любое время.

Поздняя любовь

замок-театр князя Эстергази

Четыре десятка лет посвятил симфонии. Он написал более сотни произведений в этом жанре. В театре князя Эстергази он поставил 90 опер. А в итальянской труппе этого театра композитор нашел и позднюю любовь. Молодая неаполитанская певица Луиджа Польцелли очаровала Гайдна. Страстно влюбленный Йозеф добился продления с ней контракта, специально для нее упрощал вокальные партии, прекрасно понимая ее возможности. Но Луиджа не принесла ему настоящего счастья – она была слишком корыстолюбива. Поэтому даже после смерти жены Гайдн благоразумно на ней не женился и даже в последнем варианте завещания уменьшил отведенную ей первоначально сумму вдвое, заметив при этом, что есть более нуждающиеся люди.

Слава и мужская дружба

Наконец настали времена, когда слава Йозефа Гайдна вышла за границы его родной Австрии. По заказу концертного общества Парижа он написал шесть симфоний, затем получил заказы из столицы Испании. Его произведения стали издаваться в Неаполе и Лондоне, а конкурирующие антрепренеры Туманного Альбиона приглашали его на гастроли. Самым удивительным событием стало исполнение двух симфоний Йозефа Гайдна в Нью-Йорке.

В это же время жизнь великого композитора была озарена дружбой с . Нужно отметить, что их отношения никогда не омрачались ни малейшим соперничеством или завистью. Моцарт утверждал, что именно от Йозефа он впервые узнал, как нужно создавать струнные квартеты, поэтому посвятил «папе Гайдну» несколько произведений. Сам же Йозеф считал Вольфганга Амадея величайшим из композиторов-современников.

Общеевропейский триумф

После 50-ти лет привычный уклад жизни Йозефа Гайдна резко поменялся. Он получил свободу, хотя продолжал числиться у наследников князя Эстергази придворным капельмейстером. Сама капелла была распущена потомками князя, и композитор уехал в Вену. В 1791 году его пригласили на гастроли в Англию. Условия контракта предполагали создание шести симфоний и исполнения их в Лондоне, а также написание оперы и двадцати других произведений. Гайдну предоставили в распоряжение один из лучших оркестров, в котором работало 40 музыкантов. Полтора года, проведенных в Лондоне, стали для Йозефа триумфальными. Вторые английские гастроли прошли с не меньшим успехом и оказались для него вершиной творчества. За две этих поездки в Англию композитор сочинил почти 280 произведений и стал доктором музыки Оксфордского университета – старейшего учебного заведения Англии. Король даже предложил композитору остаться в Лондоне, но тот отказался и вернулся в родную Австрию.

К тому времени на родине ему поставили первый прижизненный памятник недалеко от деревни Рорау, а в столице был организован вечер, на котором прозвучали новые симфонии Гайдна и фортепианный концерт в исполнении ученика маэстро – . Впервые они встретились в Бонне, когда Гайдн ехал в Лондон. Поначалу занятия шли напряженно, но Вольфганг всегда относился к пожилому композитору с величайшим уважением, а затем посвятил ему фортепианные сонаты.

В последние годы увлекся хоровой музыкой. Этот интерес у него возник после посещения грандиозного фестиваля в честь Георга Фридриха Генделя, организованного в Вестминстерском соборе. Гайдн тогда создал несколько месс, а также оратории «Времена года» и «Сотворение мира». Исполнением последней в Венском университете было отмечено 76-летие композитора.

Музыкальный протест

В начале 1809 года состояние здоровья маэстро совсем ухудшилось, он стал почти инвалидом. Неспокойными оказались и последние дни его жизни. Вена была захвачена войсками Наполеона, недалеко от дома Гайдна упало ядро снаряда и больному композитору пришлось успокаивать слуг. После капитуляции города Наполеон отдал приказ поставить возле дома Гайдна часового, чтобы никто не тревожил умирающего. В Вене до сих пор ходит легенда, что ослабленный композитор почти каждый день играл австрийский гимн в знак протеста против французских захватчиков.

Не стало Йозефа Гайдна того же года. Через несколько лет потомки князя Эстергази решили перезахоронить маэстро в церкви города Эйзенштадт. Когда гроб вскрыли, под сохранившимся париком не обнаружили черепа. Оказалось, что друзья Гайдна его тайно изъяли перед погребением. До 1954 года череп находился в музее венского Общества любителей музыки и только в середине XX века был соединен с останками.

ФАКТЫ

Музыканты капеллы князя Эстергази часто подолгу оставались в разлуке со своими семьями. Однажды они обратились к Гайдну, чтобы тот озвучил князю их желание повидаться с родственниками. Маэстро придумал, как это сделать. Гости пришли послушать его новую симфонию. На пюпитрах были зажжены свечи и раскрыты ноты. После первых звуков, валторнист отыграл часть своей партии, сложил инструмент, потушил свечу и ушел. Один за другим так сделали все музыканты. Гости лишь недоуменно переглядывались. Настал момент, когда затих последний звук, и погасли все огни. Князь понял оригинальный намек Гайдна и дал возможность музыкантам отдохнуть от беспрерывного служения.

Большую часть жизни страдал от полипов в носу. Как-то раз его друг-хирург предложил удалить их и избавить композитора от мучений. Тот поначалу согласился, зашел в операционную, увидел нескольких санитаров-здоровяков, которым предстояло держать маэстро, настолько испугался, что с криками выбежал из помещения, так и оставшись с полипами.

Обновлено: Апрель 7, 2019 автором: Елена

Великий австрийский композитор Франц Йозеф Гайдн родился 31 марта или 1 апреля 1732 (данные о дате рождения противоречивы) в крестьянской семье в Рорау, области Бургенланд в восточной части Нижней Австрии, близ венгерской границы.
Его отец, Матиас Гайдн, был каретным мастером, мать, Мария Коллер, служила кухаркой в семье графа Харраха, владельца поместья в Рорау.
Йозеф был вторым ребенком у своих родителей и старшим их сыном. Раньше считалось, что предки Гайдна являлись хорватами, которые в 16 в. стали переселяться в Бургенланд, спасаясь от турков. Но благодаря исследованиям Э.Шмидта выяснилось, что род композитора был чисто австрийским.
Родители Йозефа обладали недюжинными музыкальными способностями и страстно любили музыку. В доме Матиаса Гайдна (отца композитора) часто устраивались импровизированные концерты: сам хозяин и его жена пели, при этом Матиас аккомпанировал на арфе.
Деревенская обстановка, в которой Гайдн провел свое раннее детство, народные танцы и песни явились той почвой, на которой так пышно и мощно выросло будущее творчество композитора. Во всех его произведениях сохраняется связь с австрийским народным творчеством.
На музыкальное дарование Гайдна, обнаружившееся чрезвычайно рано, обратил внимание школьный учитель и церковный регент Франк. Он увез мальчика к себе в маленький городок Хайнбург на берегу Дуная, где Гайдн стал петь в церковном хоре, обучаться нотной грамоте, а также игре на скрипке и клавесине. Эти занятия продолжались три года.
Вспоминая о своем детстве, Гайдн писал в 1776: "Мой отец... был горячим любителем музыки и играл на арфе, совершенно не зная нот. Пятилетним ребенком я абсолютно точно мог спеть его простые мелодии, и это побудило отца поручить меня заботам нашего родственника, ректора школы в Хайнбурге, дабы я изучил первоосновы музыки и другие необходимые для юношества науки».
Несколько лет спустя, в 1740году, капельмейстер церкви св. Стефана в Вене, Георг Рейтер, восхищенный замечательным голосом мальчика, взял его в свою капеллу в качестве хориста.
«Когда мне исполнилось семь лет», - вспоминал Гайдн,- «ныне покойный капельмейстер фон Ройтер, проезжая через Хайнбург, случайно услышал мой слабый, но приятный голос. Он взял меня с собой и определил в капеллу собора св. Стефана в Вене, где, продолжая образование, я учился пению, игре на клавесине и скрипке, причем у очень хороших учителей».
Мальчик не только пел в хоре собора св. Стефана, но и совершенствовался в игре на клавире, скрипке, органе.
Но в капелле Гайдн пробыл недолго. В 1749 году крутой нрав Рейтера, заставил Йозефа оставить капеллу церкви св. Стефана и приютиться у некоего Келлера.
Великий композитор вспоминал о тех временах: «До восемнадцати лет я с большим успехом исполнял сопрановые партии, и не только в соборе, но и при дворе. Потом у меня пропал голос, и мне пришлось целых восемь лет влачить жалкое существование... Я сочинял преимущественно по ночам, не зная, имею ли я какой-либо дар к композиции или нет, и записывал свою музыку усердно, но не совсем правильно. Так продолжалось до тех пор, пока мне не выпало счастье изучать подлинные основы искусства у господина Порпоры, который жил тогда в Вене".
Для Гайдна это были тяжелые времена, но садясь за фортепиано, он забывал все горести и никому, по его словам, не завидовал, усердно занимался изучением сочинений Баха и теорией композиции, несмотря ни на что.
Впечатления, полученные Гайдном в детстве, когда его "пороли гораздо чаще, чем кормили", оказались столь сильными, что позже он пожертвовал свободой и независимостью ради финансовой стабильности. Ее обеспечивало место преподавателя музыки и дирижера в аристократической семье Эстергази.
И не смотря ни на что, бескрайняя любовь к музыке и упорное желание не здаваться позволили Гайдну в последующем стать великим композитором и сделать огромный вклад в мировое наследие музыкального искусства.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении