mppss.ru – Все про автомобили

Все про автомобили

Как сделать заднюю каретку на велосипеде. Правильное снятие каретки велосипеда. Установка каретки производится в порядке, обратном снятию

Как ухаживать за кареткой велосипеда?
Давно хотел написать краткую статью про обслуживание каретки. Наконец руки дошли до этого. Каретка - очень важный узел, который требует вашего внимания. Следить за кареткой необходимо постоянно. Проверять посадку шатуна на ось и отсутствие люфта каретки необходимо перед каждой поездкой.
Теперь расскажу про виды кареток и уход за ними.
Каретка открытого типа с осью под квадрат или клин.






Самый распространенный вид каретки на всех городских, дорожных и бюджетных горных велосипедах.
Состоит данная каретка из 2-х чашек, 2-х открытых подшипников, оси каретки и контргайки.
Каретка данной конструкции больше всего подвержена негативному воздействию влаги и песка. Открытые каретки необходимо разбирать, чистить и смазывать перед началом и в середине велосезона. Если появился характерный хрустящий звук или легкое постукивание при педалировании, сразу загоняем велосипед на ремонт. Открываем каретку, промываем, смазываем или, если повезло, просто протягиваем шатуны. Работы зависят от текущей неисправности.
Почаще проверяйте затяжку контргайки и отсутствие люфта – это болезнь данных кареток. Чашки часто откручиваются, и подшипник вываливается прямо на ходу.
При обслуживании каретки обращайте внимание на выработку на чашках и оси каретки. Если есть характерная выработка или задиры, необходимо менять деталь. Смазывайте каретку только в разобранном виде. Смазку закладываем непосредственно в чашки под подшипник. Накладывать кучку смазки на ось нет никакой необходимости. Нельзя заливать смазку через подседельную трубку. Особенно не подходящие смазки, что-то типа моторного масла или отработки. Есть любители залить отработки, которая потом превращается в эмульсию, которая убивает каретку за сезон, а то и за месяц. Рекомендую не экономить на смазке. Купите хорошую высокотемпературную литиевую смазку. Она позволит уберечь чашки каретки от быстрого износа и задиров. Легкость хода так же зависит от выбора смазки.
От оси каретки меняется принцип крепления шатунов. Старый и, практически, изживший себя метод крепления – это клиновой. Более распространённый сейчас - это квадрат. Шатун плотно усаживается на ось каретки и фиксируется болтом или гайкой. Снять шатун с оси каретки под квадрат можно только съемником.



Конечно, можно снять по Русски и использовать ударный и еще какой-нибудь инструмент. Результат в большинстве случаев печален и идем в магазин за новым комплектом шатунов.
Каретка типа полукартридж с осью под квадрат и ключ для чашек каретки.




На городских и дорожных велосипедах встречается редко. Используется на бюджетных горных велосипедах.
Состоит данная каретка из 2-х чашек, 2-х открытых подшипников, оси каретки, корпуса и контргайки.
Более надёжная и выносливая чем каретка открытого типа. Корпус каретки и пыльники на чашках помогают сократить попадание влаги и песка в узел. Выпускается в основном с осью под квадрат. Может есть под клин, но я не встречал.
Чашки более глубокие, чем на открытых, поэтому устойчивость к раскручиванию выше. В плане обслуживания ничем не отличается от кареток открытого типа. Разбираем, чистим и мажем 2-а раза в течении велосезона. При появлении хруста, стука и прочих неприятностей отправляем на ремонт. Если чашки затянуты должным образом, и вы воспользовались хорошей смазкой, то первое что придет в негодность это ось каретки. На ней появится выработка. Ось меняем вместе с подшипниками. На старых шариках так же будет выработка, визуально не разглядите, а новую ось погубите.

Каретка типа картридж с осью под квадрат и шлиц (octalink/ISIS). Ключ для чашек каретки.





На городских и дорожных велосипедах встречается редко. Используется на горных велосипедах от эконом класса до полу профессиональных.
Состоит данная каретка из 2-х чашек, 2-х закрытых промподшипников, оси каретки и корпуса.
В зависимости от производителя корпус может быть отдельно от подшипников или быть литым с ними. Чашки каретки, особенно левая, могут быть из легких и тонких материалов типа алюминий или пластик. Это нормально. Чашка каретки не несет нагрузку, она ложится на подшипник, поэтому больше зависит от качества запрессовки подшипников и корпуса.
В дешевых каретках корпус и подшипники будут раздельно, а чашки изготовят из более прочных и толстых материалов. В дорогих каретках правая чашка, подшипник и корпус – это единое целое, левая чашка в основном пластиковая или тонкая алюминиевая. Повторюсь – это нормально, пусть вас это не смущает. Нагрузку заберет подшипник.
Вообще картриджная - очень удобная каретка. Как говорится, поставил и забыл. Не требует особого ухода, прошла ресурс, выкрутил старую, а новую вкрутил. Ресурс у хороших Китайских, типа VP - 3000-5000 км. Периодически необходимо проверять отсутствие люфта чашки и шатуна на очи. Характерный признак поломки – это ритмичный стук. Лечим протяжкой шатунов или заменой картриджа, при необходимости. Снимается только спец. ключом. Долбить отверткой и молотком не рекомендую, можно повредить резьбу кареточного узла на раме. Чтобы избежать прикипания каретки, и потом не страдать при замене, уделите ей 30 минут времени и смажьте литолом резьбы на чашках.
В последнее время на рынке стало появляться много дешевых картриджей. Розничная стоимость 250-300 рублей. Держал в руках, не понравились. Очень хлипкие, корпус тонкий, жёсткости не дает, от грязи и воды не защитит. Качество подшипников тоже под вопросом. Запрессованы они топорно, вертикаль не соблюдена. Такая каретка, скорее всего, будет иметь биение. Ресурс такого узла не будет превышать 1000-1500 км. Плавность хода, скорее всего, будет страдать от кривизны запрессовки подшипников. Не экономьте, купите каретку понадежнее. Из доступных по цене это VP, NECO, KENLI. Если что-то дороже, тогда Shimano, BBB, SunRace, Sram.
В креплении шатунов более надежны оси под шлиц, тип Octalink или ISIS. При выборе данной конструкции вы должны понимать, что стоимость и каретки и шатунов в разы превышает комплекта с осью под квадрат. Если вы не профессиональный гонщик, думаю, стоит сделать выбор в сторону квадрата. Выбор кареток и шатунов с осью под квадрат больше в разы, чем под шлиц. Это личное мнение, брать за основу не стоит.

Каретка для односоставных шатунов.



Состоит из 2-х чашек, 2-х открытых подшипников, 2-х осевых гаек, 2-х колец и контргайки.
Хитрая конструкция, которая нашла применение в основном на детских велосипедах. Несколько раз встречал на взрослых круизерах и дорожных велосипедах. Честно, я так и не познал преимуществ данной каретки над кареткой открытого типа.
Специфика конструкции в том, что в каретке нет оси. Роль оси в каретке выполняют шатуны.


Вдобавок посадочное место в разы больше, чем в стандартных каретках и использовать иную каретку не возможно. Если рассматривать как каретку для детских велосипедов, по мне, вполне подходит. Для взрослых использовать я бы не стал. Сама конструкция мне не очень нравится, и перейти потом на картридж, при желании, возможности нет. Фиксация осевых гаек контргайкой слабовата, под высокой нагрузкой, скорее всего, будет болтаться. В общем, каретка такая есть, почти все детские велосипеды сейчас на ней. Постоянно проверяем затяжку контргайки и перед сезоном обслуживаем. На наличие выработки проверяем чашки и осевые гайки. В основном выработка встречается на осевых гайках. Если есть выработка, меняем всю каретку и подшипники.

Есть еще каретки интегрированные и каретки для BMX.



Лично не ремонтировал, поэтому особо рассказать не могу.
Для интегрированных свой спец. инструмент и крепление шатунов. Для BMX свои системы крепления шатунов.
Интегрированную ищем на проф. велосипедах. Легко узнать по вынесенным наружу подшипниках. В ремонте стоимость чуть дешевле самолета. Использовать на своем велосипеде для катания с друзьями по лесу и городским паркам не рекомендуется. Может сильно ударить по семейному бюджету.

Статью заканчиваю. Свои пожелания, исправления или ругательства можете оставлять в комментариях.

Велосипед является не только транспортным средством, но и спортивным снарядом для любителей активного отдыха. Поэтому фирмы-изготовители прилагают большие усилия, направленные на совершенствование конструкции своих изделий.

Основное предназначение

Любой велосипед имеет в составе своей конструкции узлы трансмиссии. Одним из важных элементов такой системы является каретка. Она служит для размещения педального узла системы в раме с наилучшим удобством и максимальной эффективностью.

Несмотря на кажущуюся простоту данного узла, каретки для велосипеда должны в полной мере отвечать повышенным техническим требованиям во время производства и эксплуатации.

Конструкция велосипедной каретки

В состав каретки для велосипеда входят следующие основные детали:

  • корпус, предназначенный для размещения подшипниковых узлов и оси;
  • чашка, позволяющая закрепить каретку в стакане определённым образом;
  • кареточный стакан, являющийся конструктивным элементом велосипедной рамы;
  • ось каретки, представляющая собой подвижный элемент, вращающийся на подшипниках. На торцевых поверхностях оси выполнены шлицевые соединения, предназначенные для установки шатунов.

Все части кареточного механизма производятся из высококачественных материалов для обеспечения длительных сроков эксплуатации велосипеда и возможности преодоления повышенных нагрузок на элементы трансмиссии.

Типы велосипедных кареток

Основными критериями классификации кареток для велосипеда возможно считать следующие:

  • размерность (длину) оси вращающегося вала;
  • геометрические параметры корпуса;
  • тип резьбового соединения стакана;
  • вариант посадочного соединения шатунов.

Изначально каретки для велосипедов имели открытое исполнение. Однако такой тип не мог обеспечить высокие эксплуатационные параметры. Низкая герметичность конструкции, а также применение шариковых подшипников из низкосортных сталей приводили к быстрому износу данного узла.

Постепенно конструкторы смогли разработать новый тип кареток, получивших название картриджных. В ней успешно сочетается применение инновационных технологий сборки, совместно с использованием комплектующих нового типа. Кроме того, картриджные каретки для велосипеда не требуют проведения постоянных регламентных работ, связанных с демонтажными операциями.

Большое значение для подбора каретки приобретает размер стакана и параметры его резьбы. Основными линейными размерами принято считать такие:

  • 68 и 73 мм, применяемых для комплектации велосипедов класса MTB;
  • 83 мм, для использования в специализированных моделях типа BMX, а также Trial;
  • 100 мм, которые отлично подходят для рам повышенной ширины.

Для обеспечения работы кареточного узла при повышенных нагрузках применяется новый стандарт BB30, иначе именуемый Press-Fit. Данный вид кареток обеспечивает использование вала диаметром 24 или 30 мм. Кроме того такие каретки для велосипеда могут применяться в самых различных стаканах с посадочным диаметром от 37 до 46 мм.

Некоторые варианты кареток имеют эксцентриковый механизм, который позволяет выполнять натяжение цепи с быстрой фиксацией.

Для крепления шатунов предполагается обустройство торцевой поверхности вала специальными шлицевыми элементами. Такое решение позволяет добиться максимального передаточного усилия от педалей к ведущей звёздочки.

Шлицевые соединения кареток имеют следующие варианты исполнения:

  • квадратный или SQR, имеющий давнюю историю применения, однако не всегда подходящий для экстремальных видов спорта;
  • многошлицевые версии, которые обеспечивают лучший способ соединения подвижных деталей.

В свою очередь многошлицевые варианты подразделяются в зависимости от марки производителя:

  • Octalink, выпускаемый мировым поставщиком велотехники Shimano. Изготовитель выпускает два типа шлицов, различающихся по длине. При таком типе соединения удаётся устанавливать полый вал особого типа, который позволяет снизить вес конструкции при повышенных параметрах прочности;
  • Hollowtech II, специализированный вариант, который применяется в интегрированных системах при особых способах монтажа. Благодаря малому количеству деталей и прочному валу конструкторам удалось создать лёгкий и надёжный агрегат;
  • GSP, ISIS Drive представляют собой аналоги системы Hollowtech и Octalink, имея в своём составе схожие конструктивные решения. Однако их использование может потребовать комплектации шатунами, совместимыми с данным типом каретки;
  • Howitzer, новый тип кареток, применяемых для велосипедов экстремального типа. Конструкция такого варианта предполагает наличие подшипникового узла внешнего типа и вала специальной формы.

Сервисные операции

Постоянная эксплуатация велосипедов предполагает постоянное воздействие внешних факторов. В результате возможно появление коррозионных и механических повреждений деталей каретки для велосипеда. Для устранения подобных проблем выполняются профилактические и сервисные работы.

В связи с тем, что каретка любого варианта исполнения установлена в стакане требуется выполнить её демонтаж. Данная операция производится в правильно оборудованном помещении с помощью специализированного инструмента.

Для снятия каретки потребуются такие инструменты:

  • гаечные ключи нужных размеров и конфигурации;
  • съёмники, предназначенные для выпрессовки подшипников;
  • отвёртки различных типов.

Перед снятием каретки для велосипеда требуется произвести полную мойку всех деталей. Рама должна быть надёжно зафиксирована для предотвращения травмирования при работе. Выполнять демонтажные операции следует в полном соответствии с рекомендациями фирмы-производителя, указанными в технической документации.

Первым снимается шатун, который находится с левой стороны. После снятия пластиковых заглушек с помощью отвёрток необходимо правильно установить элементы съёмника. При этом особое внимание следует обратить на состояние резьбовых элементов. Усилие при заворачивании не должно превышать установленных пределов.

Следует помнить, что даже незначительный перекос деталей может привести к повреждению деталей каретки, а также стакана, что потребует впоследствии дорогостоящего ремонта в фабричных условиях.

Чашки каретки предполагают разные виды резьбы для обеспечения правильного монтажа. Правая чашка каретки имеет левую резьбу. Данное свойство необходимо учитывать при работе с данными элементами.

После снятия деталей разборной каретки необходимо самым тщательным образом проверить состояние внутренних полостей стакана. При обнаружении коррозионных и прочих повреждений следует выполнить ремонтные операции с восстановлением антикоррозионного покрытия. При выходе размеров за пределы эксплуатационных ограничений следует заменить все негодные детали.

Каретки для велосипеда картриджного типа требуют менее частого сервисного обслуживания, поскольку имеют лучшие показатели герметичности соединений. Однако при первых проявлениях неисправности данного узла следует произвести замену каретки в сборе. Ремонт кареток такого типа – сложное мероприятие, которое должно выполняться в специализированных мастерских.

После сборки следует проверить плавность вращения вала и отсутствие различных люфтов. При этом следует обратить внимание на состояние уплотнительных элементов, поскольку они играют важнейшую роль в обеспечении дальнейшей эксплуатации данного узла.

Самодельная каретка на собранном мной велосипеде состояла из оськи и двух вбитых наглухо в раму 203х подшипника. Вот были времена:) Теперь же каретка стала намного сложнее. Давайте попробуем разобраться с этой мудрённой штукой.

Каретка (англ. bottom bracket) - это узел велосипеда, обеспечивающий соединение системы с рамой и ее свободное вращение с помощью подшипников (как правило, картриджных). Каретка ввинчивается или запрессовывается в кареточный стакан рамы.
Отдельно можно выделить эксцентриковые каретки - они могут смещаться в кареточном стакане рамы с целью натяжения цепи на синглспиде или на велосипеде с . Требуют специальной рамы.

Интегрированные каретки

Являются частью интегрированной системы. Представляют собой две чашки с запрессованными в них подшипниками, ввинчивающиеся в кареточный стакан рамы. Подшипники при этом, как правило, находятся вне кареточного стакана, а ось запрессована в один из шатунов и имеет большую толщину, чем достигается высокая жесткость узла. Чашки соединяются между собой пластиковой или алюминиевой проставкой, обеспечивающей преднатяг подшипников и защиту от грязи.

Шоссейные и горные каретки, как правило, несовместимы между собой даже у одного производителя.

Стандарты интегрированных кареток:

  • Совместимые с Shimano:
    • Shimano Hollowtech II
    • RaceFace X-Type
    • Token
    • Chris King
    • FSA Mega Exo
  • Совместимые с SRAM, Truvativ, Bontrager:
    • GXP (GigaX Pipe)
    • Hope (через фирменный адаптер)
    • Chris King (через фирменный адаптер)
  • Campagnolo Ultra-Torque.

Неинтегрированные каретки

Включают в себя ось, на которую напрессовываются шатуны, и набор подшипников, находящихся внутри кареточного стакана рамы. Делятся на две категории:

  • Картриджные - ось и подшипники представляют собой единый неразборный узел.
  • Разборные - могут быть разобраны для чистки, смазки и замены изношенных частей (применялись в старых велосипедах).

Стандарты неинтегрированных кареток:

  • С клиновой посадкой шатунов (у советских велосипедов).
  • Под квадрат (square taper) - стандарт несколько «плавает» у различных производителей.

SQR — соединение на квадрат

  • C шлицевой посадкой шатунов:
    • Shimano Octalink v.1
    • Shimano Octalink v.2
    • Truvativ Powerspline
    • Truvativ Howitzer
    • Truvativ HammerSchmidt

Все эти стандарты, как правило, несовместимы друг с другом.

Виды кареток по используемому кареточному стакану

С резьбовой посадкой

В зависимости от кареточного стакана рамы, каретки делятся на следующие виды (наиболее распространенные):

  • С английской резьбой (BSA, 1.37 in x 24 TPI) - наиболее распространенный стандарт. Варианты в зависимости от длины стакана:
  • 68 мм - наиболее распространены,
  • 73 мм - используется в ряде моделей горных велосипедов,
  • 83 мм - для экстремальных дисциплин,
  • 100 мм - фэт-байки.
  • С итальянской резьбой (BSC, 36 mm x 24 TPI), длина стакана 70 мм - применялись в старых шоссейных велосипедах. До сих пор (2013г) используется Campagnolo.
  • С французской/швейцарской резьбой М35×1 - применялись в советских велосипедах.

Press-fit

В последнее время получают распространение интегрированные системы типа BB30/Press-fit. Особенность конструкции - подшипники запрессовываются прямо в раму (могут использоваться пластиковые чашки), в них продевается алюминиевая ось диаметром 30 мм (вместо стальной диаметром 24 мм). Это сулит дальнейшее увеличение жесткости узла при некотором снижении веса. С другой стороны, инструменты для замены подшипников заметно дороже обычных съемников каретки.

Классический Press fit для систем стандарта BB30 с осью 30 мм:

  • BB30: внутренний диаметр стакана 42 мм, ширина стакана 68 мм для шоссе или 73 мм для MTB, подшипники без чашек.
  • Press fit 30 (PF30): внутренний диаметр стакана 46 мм, ширина стакана 68 мм для шоссе или 73 мм для MTB, подшипники с чашками.
  • Press-fit каретки для стандартных систем с 24-мм стальной осью:
  • BB90/95: внутренний диаметр стакана 37 мм, ширина стакана 90,5 или 95,5 мм, подшипники без чашек.
  • BB86/92: внутренний диаметр стакана 41 мм, ширина стакана 86,5 или 91,5 мм, подшипники с чашками.
  • Уникальные стандарты, требующие свою систему с осью 30 мм:
  • BBright Direct Fit: внутренний диаметр стакана 42 мм, ширина стакана 79 мм, подшипники без чашек.
  • BBright Press Fit: внутренний диаметр стакана 46 мм, ширина стакана 79 мм, подшипники с чашками.
  • 386 EVO: внутренний диаметр стакана 46 мм, ширина стакана 86,5 мм, подшипники с чашками.

Особенности выбора каретки

  • При покупке интегрированной каретки, как правило, требуется знать только ее стандарт (то есть производителя системы) и длину кареточного стакана, причем для наиболее распространенных разновидностей 68 и 73 мм с английской резьбой используется одна и та же каретка.
  • В случае с неинтегрированной кареткой, все гораздо сложнее. Порядок действий таков:
  • Сначала требуется узнать требуемый стандарт каретки (квадрат или один из шлицевых).
  • Узнать тип кареточного стакана (длина, вид резьбы), причем в зависимости от длины стакана (обычно 68 или 73 мм) требуются различные каретки!
  • Обратиться к руководству на передний переключатель и узнать допустимую линию цепи (chainline).
  • Обратиться к руководству на систему и узнать требуемую длину вала каретки.
  • Найти в продаже каретку требуемого стандарта, под нужную длину стакана и с необходимой длиной вала.
  • Если используется передний переключатель E-Type, то требуется искать неинтегрированную каретку соответствующей разновидности, тогда как все интегрированные совместимы с такими переключателями изначально.

Эксцентриковая каретка

Позволяет использовать привод без внешнего переключения передач (синглспид, планетарная втулка) в сочетании с обычными вертикальными дропаутами рамы. Такие дропауты обеспечивают более быструю и удобную установку колеса по сравнению с горизонтальными. Эксцентриковая каретка проворачивается в своем посадочном месте, позволяя натянуть цепь, затем фиксируется болтами и/или накидной гайкой. На серийных велосипедах такие каретки встречаются редко, один из наиболее массовых примеров - Strida. Также обычно устанавливается на тандемы в качестве передней каретки, что даёт возможность натянуть синхронизационную цепь.


Разновидности:

  • Стандарт 54 мм - например, Bushnell Eccentric Bottom Bracket. Имеет резьбу BSA под стандартную каретку, требует специальной рамы с посадочным местом диаметром 54 мм.
  • Стандарт 46 мм - устанавливается в стандартную раму стандарта Press Fit 30. Интегрированная система (с осью 24 мм) устанавливается непосредственно в каретку.
  • Стандарт BSA - устанавливается в стандартную раму с резьбой BSA. Интегрированная система (с осью 24 мм) устанавливается непосредственно в каретку. Обеспечивает регулировку длины цепи только в пределах 1/2 звена, требует использования совместно с полузвеном цепи (half-link).

На http://www.bike-repair.ru очень подробно рассказывается про ремонт кареток и как их и чем можно снять. Давайте разберёмся и с этим вопросом.

Инструменты для работы с кареткой

Для работы с кареткой — картриджем необходим только шлицевой ключ. Он же пригодится и для многих разборных кареток.

Но на некоторых разборных каретках вместо шлицевого потребуется другой ключ —

А может потребоваться и такой. Можно обойтись и обычным рожковым ключом на 36, или в крайнем случае применить разводной / газовый ключ. Газовым ключом надо пользоваться аккуратно — можно легко повредить раму.

На разборных каретках потребуется еще и вот такой специальный ключ

Несмотря на такое разнообразие требуемых инструментов, процесс разборки, установки и регулировки кареток разных типов разнообразием не отличается. Просто для выполнения одних и тех же операций на разных каретках Вам потребуются разные инструменты. Основная сложность при разборке каретки — не забыть, что с правой стороны применяется левая резьба. Вторая сложность — особенно это относится к алюминиевым рамам — для отворачивания чашек могут потребоваться очень и очень большие усилия. При этом нельзя допускать срыва ключа — можно повредить детали велосипеда или травмировать руки. Поэтому лучше запастись ключами с достаточно длинными рукоятками.

Снятие каретки картриджного и разборного типов

Перед тем, как снять каретку с рамы, необходимо снять с оси каретки оба шатуна.
После этого следует очистить каретку от грязи, поскольку кареточный узел рамы — один из самых грязных мест велосипеда, который обычно трудно отмыть, пока не сняты шатуны. Особенно тщательно надо выскрести грязь из шлицов чашек — если грязи много, то в чашку невозможно вставить съемник.

0. При снятии каретки, возможно, придется прикладывать значительные усилия. Поэтому велосипед надо надежно поставить. Если Вам так удобнее, можно перевернуть его вверх колесами.

Начинаем снимать каретку с левой стороны, то есть там, где нет звездочек.

1. На некоторых каретках с левой стороны навернута стопорная гайка. Ее надо отвернуть спец. ключом (если его нет, то можно и обычным семейником). Эта гайка имеет правую резьбу. При отворачивании, возможно, придется приложить значительное усилие. Отворачивать надо аккуратно, не допуская срыва ключа — можно повредить гайку.

Если у на Вашей каретке такой гайки нет, то переходим к п.2.

2. Теперь берем ключ для каретки (шлицевой или специальный, в зависимости от конструкции Вашей каретки. На фотографиях показан шлицевой.) вставляем его в пазы, и выворачиваем из рамы левую чашку-адаптер разводным ключом с рукояткой подлиннее. Она имеет правую резьбу. При отворачивании, возможно, придется приложить значительное усилие.

Вынимаем левую чашку (вместе с подшипником, если каретка разборная)

3. Переходим к правой стороне велосипеда (там, где звездочки). Опять берем съемник каретки и ключ с длинной рукояткой, вставляем его в пазы, и выворачиваем из рамы правую чашку. Она имеет левую резьбу. При отворачивании, возможно, придется приложить значительное усилие.

4. Вынимаем картридж или правую чашку с осью.

Каретка снята. Теперь из разборной каретки надо вытащить подшипники (если они не запрессованы в чашку), убрать тряпочкой старую смазку, и промыть все детали в каком-либо растворителе (обычно керосин).

Установка каретки картриджного типа выполняется в порядке, обратном снятию.

Начинаем с того, что нанесем немного смазки на резьбу каретки и чашки-адаптера, чтобы потом ее легче было выворачивать.

1. Начинаем с правой стороны. С помощью ключа для каретки и разводного ключа ввинчиваем каретку в раму до упора. Момент должен быть 50-70 Нм.

Каретка с правой стороны имеет левую резьбу.

2. Переходим к левой стороне. Тем же самым ключом вворачиваем левую чашку-адаптер Чашка с левой стороны имеет правую резьбу. Момент должен быть таким же — 50-70 Нм.

Теперь надо установить шатуны и систему.

Сборка и установка разборной каретки

Разборная каретка очень похожа на ту, которая используется на , поэтому и процесс сборки и регулировки не отличается сложностью.

Перед сборкой надо промыть все детали в каком-нибудь растворителе (керосин), протереть тряпочкой, и просушить. Бензин использовать не рекомендую — он может повредить пластмассовые сальники в чашках. Промыть следует и новую каретку — смазка на ней, скорее всего, консервирующая.
Неплохо также проверить кареточный узел рамы на предмет отсутствия повреждений и всякого мусора. Я несколько раз находил там стружку, опилки, которая проваливалась в кареточный узел из подседельной трубы рамы. Попав в подшипники, опилки не будут способствовать легкому ходу велосипеда.

Установка каретки производится в порядке, обратном снятию.

0. При сборке каретки самое сложное — не перепутать концы оси каретки — ее правая и левая стороны отличаются. Обычно на оси или на пластмассовом кожухе (на некоторых каретках этот кожух не предусмотрен) нанесены буквы, соответствующие сторонам оси.

Чашки перепутать не удастся — у них разная резьба (у левой чашки — правая и наоборот)

1. Надеваем пластмассовый кожух на ось. Подшипники вкладываем в чашки. Если подшипники имеют сепараторы, то укладываем их сепаратором наружу (шариками — внутрь чашек). Смазываем подшипники густой смазкой Этой же смазкой смазываем резьбу обеих чашек.

2. Сборку начинаем с правой стороны. Вставляем ось в правую чашку, и ввинчиваем эту чашку в раму до упора. Для этого нужен шлицевой ключ для каретки. Правая чашка имеет левую резьбу.


3. Теперь аналогично вворачиваем с другой стороны левую чашку. Она имеет правую резьбу.Переходим к регулировке каретки. (можно сразу к п.1)

Регулировка подшипников разборной каретки

После сборки каретку обязательно надо отрегулировать, но часто приходится заниматься регулировкой и без разборки. Например, иногда после длительной езды по неровным дорогам в каретке появляется люфт, который следует устранить регулировкой. Люфт в каретке в лучшем случае может привести к нарушению четкости переключения передач, а в худшем — к повреждению подшипников и чашек. В дальней поездке каретку можно попытаться отрегулировать, не разбирая.

0. Перед началом регулировки надо снять только один левый , снять стопорную гайку (спец. ключом) и немного ослабить левую чашку (шлицевым ключом). Гайка и левая чашка имеют правую резьбу.
1. Левую чашку заворачиваем почти до упора, чтобы ось каретки вращалась легко, без заеданий, и при этом не имела люфта. Потом ослабляем ее шлицевым ключом примерно на четверть оборота.
Навинчиваем стопорную гайку, удерживая чашку шлицевым ключом. Гайку затягиваем спец. ключом до упора.

Теперь надо покрутить ось каретки рукой, и покачать ее из стороны в сторону. Если все сделано правильно, то каретка должна вращаться свободно, без заеданий, и не иметь ощутимого люфта. Если заедает, или есть люфт, то отворачиваем стопорную гайку, и повторяем п.1., ослабляя или подтягивая чашку шлицевым ключом.

Когда каретка будет вращаться без заеданий и люфта, можно ставить шатуны.

Иногда отрегулировать каретку не получается. То есть когда добиваешься, чтобы она вращалась свободно, то появляется люфт. И наоборот, если устраняешь люфт, то ось вращается туго, с заеданиями. Это говорит о том, что пора менять либо подшипники, либо саму каретку.

Перед тем, как снять каретку с рамы, необходимо снять с оси каретки оба шатуна . После этого следует очистить каретку от грязи, поскольку кареточный узел рамы — один из самых грязных мест велосипеда, который обычно трудно отмыть, пока не сняты шатуны. Особенно тщательно надо выскрести грязь из шлицов чашек — если грязи много, то в чашку невозможно вставить съемник.

Установка каретки картриджного типа производится в обратном порядке.

Сборка и установка разборной каретки велосипеда.

Разборная каретка очень похожа на ту, которая используется на отечественных велосипедах, поэтому и процесс сборки и регулировки не отличается сложностью.

Перед сборкой надо промыть все детали в каком-нибудь растворителе (я использую керосин), протереть тряпочкой, и просушить. Бензин использовать не рекомендую — он может повредить пластмассовые сальники в чашках. Промыть следует и новую каретку — смазка на ней, скорее всего, консервирующая.
Неплохо также проверить кареточный узел рамы на предмет отсутствия повреждений и всякого мусора. Я несколько раз находил там стружку, опилки, которая проваливалась в кареточный узел из подседельной трубы рамы. Попав в подшипники, опилки не будут способствовать легкому ходу велосипеда.

Регулировка подшипников разборной каретки велосипеда.

После сборки каретку обязательно надо отрегулировать, но часто приходится заниматься регулировкой и без разборки. Например, иногда после длительной езды по неровным дорогам в каретке появляется люфт, который следует устранить регулировкой. Люфт в каретке в лучшем случае может привести к нарушению четкости переключения передач, а в худшем — к повреждению подшипников и чашек. В дальней поездке каретку можно попытаться отрегулировать, не разбирая.

Теперь надо покрутить ось каретки рукой, и покачать ее из стороны в сторону. Если все сделано правильно, то каретка должна вращаться свободно, без заеданий, и не иметь ощутимого люфта. Если заедает, или есть люфт, то отворачиваем стопорную гайку, и повторяем п.1., ослабляя или подтягивая чашку шлицевым ключом.

Иногда отрегулировать каретку не получается. То есть когда добиваешься, чтобы она вращалась свободно, то появляется люфт. И наоборот, если устраняешь люфт, то ось вращается туго, с заеданиями. Это говорит о том, что пора менять либо подшипники, либо саму каретку.

В нашем хозяйстве есть велосипед фирмы Stels, который является не только верным помощником в ежедневных делах, но и отличным сбрасывателем лишних калорий. Данный велосипед – самой бюджетной версии, без спортивных амбиций, тем не менее, исправно выполняет свою работу – ездить на нём одно удовольствие.

Но, как часто бывает, детали недорогих велосипедов имеют не очень большой срок службы. Вот и на нашем Stels появился стук в передней каретке, впоследствии – люфт шатунов.

Первым делом перевернули велосипед вверх и сняли пластиковые заглушки каретки. Стало видно гайки, накрученные на вал.

Открутить их можно только трубчатым ключом на 15. Но, как оказалось, откручивание гайки – самое простое, что можно сделать.

Дальше надо снять шатуны. Они запрессованы на валу каретки. Чтобы их вынуть, надо использовать специальный . Купить его можно в магазинах, продающих велосипедные запчасти. Если у вас его нет, не тратьте зря время, вряд ли без съёмника получиться снять шатун, не повредив детали велосипеда. Цена на съёмник небольшая, поэтому лучше купить, чем делать что-то подобное самому.

Вкрутив съёмник в шатун до упора, в него (в съёмник) надо вкручивать специальный штырь. Он, упираясь в вал каретки, выдавит шатун с посадочного места.

Точно таким же образом снимаем противоположный шатун с велосипеда.

Теперь надо выкрутить гайки, которые удерживают каретку в раме. Со стороны звёздочки эту операцию делать крайне неудобно. Выступ гайки настолько узок, что и обычный рожковый, и газовый ключ с него соскакивают. В нашем случае помогли зубило и молоток. Точным сильным ударом надо сдвинуть гайку с места, затем она легко открутится ключом. Здесь надо обязательно знать, что резьба гайки со стороны звёздочки обратная, то есть её надо откручивать по часовой стрелке.

Противоположная гайка имеет выступы под специальный ключ, поэтому откручивается гораздо легче. Резьба на ней обычная, её откручивают против часовой стрелки.

Вынув каретку, стало понятно, что порвались резиновые уплотнительные кольца и развалился подшипник.

В магазине на замену обычной каретке была приобретена картриджная. Это более современный механизм, который выпускается в сборе, одной деталью. Картриджи различаются разной длиной вала, поэтому, чтобы не ошибиться, надо замерить длину вала каретки, снятой с велосипеда. Главное, не покупать самые дешёвые запчасти, а выбрать картридж известного производителя. Тогда он будет служить долгое время.

И здесь есть нюанс. Для его установки тоже нужен специальный ключ. Его необходимо приобрести, чтобы можно было не только установить, но и снять картридж в дальнейшем при необходимости.

Вставляем картридж в раму велосипеда, закручиваем его ключом.

Шатуны, установив на своё посадочное место, прижимаем болтом, закручивая его до упора. Во время затягивания болта шатуны запрессуются.

В завершении вставляем заглушки, натягиваем цепь и пользуемся велосипедом.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении