mppss.ru – Все про автомобили

Все про автомобили

Методическое пособие "детям о войне". Рассказы детям о великой отечественной войне История начала войны для детей

Ирина Дзагоева
Великая отечественная война: как рассказать о подвиге детям?

Сменяя друг друга, идут поколения,

Но память о прошлом не знает забвенья.

И грозные строки взывают с гранита :

"Никто не забыт, ничто не забыто"

Время идет, но мы храним память о Великой Отечественной войне . Совсем не важно, как это называть - патриотическим воспитанием, уроками истории или информацией для общего развития, но детям необходимо рассказывать о подвигах и славе предков , о страшной угрозе, нависшей над нашей страной, и о великой Победе .

Мы никогда не должны забывать о подвиге наших воинов-защитников, отстоявших мир в жестокой войне .

Много было сооружено мемориалов, памятников, посвященных героям войны . Их именами названы множество улиц в городах России. Много было написано песен, стихов, рассказов , повестей и романов о Великой отечественной войне . И основная задача педагогов и родителей - формировать в детях чувство гордости и патриотизма, воспитывать любовь и уважение к ветеранам и защитникам Родины, знакомить детей с боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы России.

Как рассказать детям о войне ?

Нужно ли рассказывать детям о войне ?

В том, что рассказывать нужно – нет никаких сомнений. А вот когда начинать такой непростой разговор, что сказать, а что оставить «за кадром» - в этом родителям и педагогам следует полагаться на свой опыт, на возрастные особенности восприятия ребенком информации и рекомендации психологов.

ДЛЯ ЧЕГО? Патриотическое чувство не возникнет само по себе. Его нужно воспитывать с раннего детства, взращивать, культивировать. И без помощи взрослых ребенок не сможет выделить из окружающей его жизни главное, расставить приоритеты , правильно настроить чувства.

КОГДА? Как правило, первый раз в общих чертах говорят о войне с четырёх - пятилетними детьми, но, разумеется, главным индикатором должен служить интерес самого ребенка к этой теме.

КАК? Какие найти слова, чтобы поведать дошкольнику о страданиях молодых ребят, ставших впоследствии героями? Как донести суть происходившего в те далекие годы грамотно и вызвать в маленькой душе чувство гордости, сострадания, почитания, патриотизма?

В беседе с маленькими детьми о войне не стоит рассказывать обо всех ужасах и горестях. Наша задача – мягко объяснить ребенку суть войны , не вдаваясь в подробности.

Например, рассказывая о блокаде Ленинграда – объяснить детям , что враги окружили город, и у людей закончилась еда, а доставить ее в город было сложно. Люди голодали, им выдавали по маленькому кусочку хлебушка, что наши бабушки и дедушки должны были защищать свою страну и своих детей.

Старайтесь донести до детей главную мысль : война это плохо , и страшно. Война тяжела для всех , и для той страны, которая напала, и для той, которая защищается.

Говорите о том, что люди защищали страну не жалея себя. Для того, чтобы мы могли жить в мире. Искренне говорите о том, что вы очень благодарные нашим дедушкам и бабушкам за их подвиг .

Очень важно привить детям благодарность и уважение к ветеранам. Поэтому можно заранее сделать открытку для ветерана, внутри которой написать : «Спасибо Вам!» . В праздничный день, 9 мая, подарить ее участнику войны .

В этом возрасте дети хорошо воспринимают информацию, приведенную на конкретных примерах и историях. Поэтому не стоит сыпать изобилием абстрактных слов, а привести пример из жизни пионеров-героев (для начала современным детям надо объяснить кто такие пионеры).

Очень важны для детей и визуально-тактильные ощущения. Можно показать старые фотографии участвовавших в войне членов семей воспитанников, их ордена и письма, рассказать их истории . Есть и другие вещи – живые свидетельства прошлого, которые могут пробудить у детей гордость за свою страну : памятники боевой славы, вечный огонь, парк Победы.

Можно просмотреть вместе с детьми репродукции известных картин на военную тематику, посмотреть фильмы о войне . Стоит щадить детскую психику и избегать сцен с насилием и кровопролитиями. На детскую психику это может произвести неизгладимое впечатление, нанести травму.

Однако не стоит перебарщивать и с героической “составляющей” войны . Дошкольник должен понять, война – это плохо и страшно, что все нормальные люди боятся войны и хотят жить в мире . И о войнах нужно помнить в первую очередь для того, чтобы не допустить новых.

В этом возрасте детям не свойственно трагическое восприятие мира и событий, в силу несформированности эмоциональной сферы.

Детские психологи утверждают : чтобы донести ребенку информацию в этом возрасте, нужно обратиться к игре. Идеальный вариант – найти или разработать игру, в процессе которой дети будут узнавать о войне . Если детей много, то можно разделить их на команды, каждая из которых будет иметь свой флаг, форму (или хотя бы какой-то отличительный элемент) . В ходе объяснения правил игры у вас будет прекрасная возможность сказать детям многие вещи : к примеру, вспомнить памятные даты, названия городов-героев, фамилии героев военного времени и др. Кстати, такая игра будет интересна не только мальчикам, но и девочкам.

Хорошие фильмы – прекрасный помощник в разговорах о войне .

Очень важное правило в обсуждении фильмов о войне – не торопиться отвечать на вопросы детей. «Вот почему его награждают, а он плачет?» , «Почему они победили, а музыка все равно грустная?» Спрашивайте : а как ты сам думаешь? как бы ты сам объяснил? Делайте паузу, давайте ребенку самому достроить цепочку смыслов.

Один из наиболее эффективных и информативных методов воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников через совместные мероприятия детей, родителей, и педагогов, через расширение общего кругозора – это ПРОЕКТНАЯ деятельность. Использовать его возможно с детьми самого младшего возраста. Это та самая живая среда, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.

1. Дети сохраняют интерес к истории своей страны, к Великой Отечественной войне , осознанно проявляют уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны .

2. Родители, активные и заинтересованные участники проекта, осознают важность патриотического воспитания дошкольников, развивают у ребёнка потребность к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную проектную деятельность.

3. Воспитатели осуществляют инновационную деятельность, повышают профессиональный уровень.

Ожидаемые результаты :

1. Организация соответствующей развивающей предметно-пространственной среды в группах ДО.

2. Осуществление коммуникативно - диалоговых взаимоотношений дошкольников со взрослыми и сверстниками как аспект личностного развития ребенка.

3. Создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей.

4. Включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы по ознакомлению детей с историей родной страны, героическим прошлым народа.

5. Осуществление связи дошкольного отделения с социальными организациями (музеи, библиотеки)

Публикации по теме:

Что рассказать дошкольникам о зиме? Зима – чудесное время года. Знакомя дошкольников с данным временем года, я обращаю внимание на то что, зима – самое холодное время года.

Никогда и никто не будет забыт с времен той страшной войны. Помните!Через года, через века,помните. Встали мы в третьем часу, чтобы.

Ах, отпуск! Как долго тебя ждешь и как неожиданно ты подкрадываешься. Ну и что теперь делать? Конечно, первым делом надо выспаться. Каждый.

Как интересно и доступно рассказать детям о празднике День Победы? Мы вам в этом поможем. Мы расскажем доступно историю праздника День.

Конкурсная работа «Великая Отечественная война в судьбе моего народа» Конкурсная работа воспитателя МКДОУ Михайловского детского сада «Колосок» Урюпинского муниципального района Волгоградской области в номинации.

Несмотря на течение времени, неумолимо отдаляющее нас от великого события 68-летней давности, День Победы , 9 Мая , продолжает оставаться святым праздником для всех поколений. Этот день дарит невероятное ощущение гордости за наших дедов и прадедов, за наш народ.

Победа в Великой Отечественной войне нам дорого обошлась - ценой здоровья, молодости и жизни наших предков. И в память об их огромном подвиге перед человечеством, на нас лежит ответственность воспитать уважение к великому празднику у наших детей.

В первую очередь, дети должны знать, что они родились в государстве, которое приняло на себя основной удар со стороны гитлеровской Германии и внесло самый весомый вклад в победу над фашизмом. Ведь гордиться подвигом своего народа - это великое счастье, а не гордиться - проявление невежества и малодушия.

Так что же рассказывать детям про День Победы?

День Защитников Отечества

Как рассказать ребенку о войне?

Рано или поздно вам придется рассказать ребенку о том, что такое война, почему в России отмечают 9 мая и 23 февраля. Как правило, первый раз родители в общих чертах говорят о войне с четырех-пятилетними детьми, но, разумеется, главным индикатором должен служить интерес самого ребенка к этой теме. Удобным поводом для такой беседы может стать канун Дня Защитников Отечества или Дня Победы.

О войне, естественно, нельзя рассказать за один раз, и вы будете периодически возвращаться к этой теме, отвечая на детские вопросы, рассказывая, по мере взросления ребенка, все больше и больше.

Чтобы пробудить в ребенке интерес к теме войны, покажите ему существующие вокруг него свидетельства прошлого. Даже если среди ваших родственников и знакомых нет ветеранов, которые, конечно, являются, лучшими рассказчиками, вы можете показать ребенку памятные мемориалы, отвести его к Вечному огню и рассказать, что он всегда горит, напоминая людям о тех, кто погиб на войне.

Прежде чем говорить непосредственно о войне, напомните или расскажите ребенку о том, что в мире есть много стран, их населяют разные люди, которые говорят на разных языках. Будет проще, если вы уже ездили вместе путешествовать, и ребенок имеет представление о существовании разных наций. Не вдаваясь в подробности, особенно если вы говорите с совсем маленькими детьми, объясните, что у каждой страны есть правительство, которое в меру своих представлений о добре и зле управляет страной и её народом.

Важно подчеркнуть, что война это конфликт правительств, а не народов, разрешаемый, однако, за счет населения стран. Говоря о войнах в общем и Великой Отечественной войне в частности, стоит сделать акцент на том, что причина происходящего не в том, что одна из наций - «плохая». Объясните ребенку, что огромные потери несет население всех стран, участвующих в войне, и, например, для мирного населения Германии Великая Отечественная война была такой же трагедией, как и для русских. Самыми яркими примерами будут, конечно, семейные. Вы можете показать ребенку фотографии бабушек и дедушек или известных ему друзей семьи и рассказать ему о тех, кто воевал на фронте или работал в тылу.

В разговоре с маленькими детьми не стоит, конечно, подробно говорить о ужасах войны, о концлагерях. Ваша задача - не напугать ребенка, дав ему пищу для неврозов и ночных кошмаров, а просветить. Говоря о блокаде Ленинграда, не надо вдаваться в подробности, достаточно будет сказать, что фашисты блокировали подъезды к городу, чтобы туда нельзя было доставить еду, и жители города вынуждены были голодать.

Стоит не только рассказывать ребенку о войне, но и показывать ему фильмы и книги на военную тему. Помимо известных детских книг, таких, как «Мальчиш-Кибальчиш» А.П.Гайдара, «Сын полка» В.П.Катаева, «Дорогие мои мальчишки» Л.А.Кассиля, «Девочка из города» Воронкова Л.Ф., ребенку постарше можно показывать вполне «взрослые» фильмы о войне - «В бой идут одни старики», «А зори здесь тихие», «Отец солдата». Список можно продолжать бесконечно, благо у нас существует множество замечательных книг и фильмов, рассказывающем об этом тяжелом периоде истории.

Ребенку постарше стоит рассказать о знаменитом дневнике Тани Савичевой. Этот дневник представляет собой скупые записи двенадцатилетней девочки, переживающей блокаду в Ленинграде, и содержит, фактически, только перечень смертей в ее семье. Последняя запись в нём: «Савичевы все умерли, осталась одна Таня». Дневник, хранящийся сейчас в Государственном музее истории Санкт-Петербурга, фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против фашизма. Рассказы про взрослых и даже про юных выпускников, вынужденных сражаться на войне, могут звучать для ребенка абстрактно, тогда как история девочки, близкой ему по возрасту, не может не задеть за живое.

Главное - быть честным. Признайтесь ребенку, что война - это тяжёлая тема для разговора, что вы, как и все люди, боитесь войны. Дети чувствуют искренность родителей и честные слова окажут гораздо больший эффект, чем специальные «воспитательные речи».

Как интересно и доступно рассказать детям о празднике День Победы?

Мы вам в этом поможем. Мы расскажем доступно историю праздника День Победы, предложим вашему вниманию стихи, посвященные Дню Победы.

День Победы

9 Мая

Праздник Победы — это праздник

День пораженья жестокой войны,

День пораженья насилья и зла,

День воскрешенья любви и добра.

ПОБЕДЫ СВЕТЛЫЙ ДЕНЬ

Саша достал своё игрушечное ружьё и спросил Алёнку: «Хороший из меня военный?» Алёнка улыбнулась и спросила: «Ты в таком виде пойдёшь на парад ко Дню Победы?» Саша пожал плечами, а потом ответил: «Нет, на парад я пойду с цветами — подарю их настоящим воинам!» Эти слова услышал дедушка и погладил Сашу по голове: «Молодец, внучек!» А потом сел рядом и начал рассказывать о войне и победе.

9 мая мы празднуем День Победы в Великой Отечественной войне. Дедушки и прадедушки, бабушки и прабабушки надевают ордена, идут на встречу со своими друзьями-ветеранами. Вместе они вспоминают, какими были годы войны.

Вторая мировая война началась в 1939 году. Она охватила более 60 стран мира! В нашу страну она пришла страшным утром 22 июня 1941 года. Это было воскресенье, люди отдыхали, планировали свой выходной. Как вдруг громом ударила новость: «Началась война! Фашистская Германия без объявления войны начала наступление...» Все взрослые мужчины надели военную форму и отправились на фронт. Те, кто остался, пошли в партизаны, чтобы бороться с врагом в тылу.

Долгие военные годы люди не могли жить спокойно. Каждый день приносил потери, настоящее горе. Более 60 миллионов человек не вернулись домой. Половина погибших — жители бывшего Советского Союза. Почти каждая семья потеряла дедушку, отца, брата или сестру...

Дорогую цену заплатил украинский и русский народ за участие в этой ужасной войне. Война не жалела ни стариков, ни детей.

Нападающие издевались над жителями захваченных городов и сёл. Смело боролись наши воины с захватчиками. Не могли они простить сожжённые дома, разрушенные памятники национальной культуры. А ещё больнее им было за погибших родных и друзей. Не боялись солдаты ни голода, ни холода. Возможно, им тоже было страшно. Но мечта о победе, мирной жизни постоянно поддерживала их.

Шёл 1945 год. Великая Отечественная война против фашистских захватчиков приближалась к победному концу. Наши бойцы сражались, насколько хватало сил. Весной наша армия подошла к столице фашистской Германии — городу Берлину.

Битва за Берлин продолжалась до 2 мая. Особенно отчаянным был штурм рейхстага, где собрались руководители Германии. 8 мая 1945 года представители немецкого верховного командования подписали акт об окончании войны. Враг сдался. День 9 мая стал Днём Победы, большим праздником всего человечества.

Теперь в этот день обязательно расцветают миллионами цветов праздничные фейерверки. Ветеранов поздравляют, поют для них песни, читают стихи. К памятникам погибшим несут цветы. Помним всегда, что мир на земле — самая главная ценность.

Стихи ко Дню Победы для детей

Пусть будет мир

Пусть пулемёты не строчат,

И пушки грозные молчат,

Пусть в небе не клубится дым,

Пусть небо будет голубым,

Пусть бомбовозы по нему

Не прилетают ни к кому,

Не гибнут люди, города...

Мир нужен на земле всегда!

Вместе с дедушкой

Растаял утренний туман,

Красуется весна...

Сегодня дедушка Иван

Начистил ордена.

Мы вместе в парк идём

Встречать

Солдат, седых, как он.

Они там будут вспоминать

Свой храбрый батальон.

Там по душам поговорят

О всех делах страны,

О ранах, что ещё болят

С далёких дней войны.

Ещё тогда нас не было на свете

Когда гремел салют из края в край.

Солдаты, подарили вы планете

Великий Май, победный Май!

Ещё тогда нас не было на свете,

Когда в военной буре огневой,

Судьбу решая будущих столетий,

Вы бой вели, священный бой!

Ещё тогда нас не было на свете,

Когда с Победой вы домой пришли.

Солдаты Мая, слава вам навеки

От всей земли, от всей земли!

Благодарим, солдаты, вас

За жизнь, за детство и весну,

За тишину, за мирный дом,

За мир, в котором мы живём!

Помни

(Отрывок)

Помни, как гремели орудий раскаты,

Как в огне умирали солдаты

В сорок первом, сорок пятом —

Шли солдаты за правду на бой.

Помни, в нашей власти и грозы, и ветер,

Мы за счастье и слёзы в ответе,

На планете наши дети —

Поколение юных живёт.

Солдаты

Солнце скрылось за горою,

Затуманились речные перекаты,

А дорогою степною

От жары, от злого зноя

Гимнастёрки на плечах повыгорали;

Своё знамя боевое

От врагов солдаты сердцем заслоняли.

Они жизни не щадили,

Защищая отчий край — страну родную;

Одолели, победили

Всех врагов в боях за Родину святую.

Солнце скрылось за горою,

Затуманились речные перекаты,

А дорогою степною

Шли с войны домой советские солдаты.

Дети играют в "войнушку". Кто-то «наши», кто-то фашисты. И всегда «наши» побеждают. Это естественно. Но все же как правильно преподнести детям информацию о настоящей войне?

Как, не травмируя нежные детские души, рассказать детям про войну? А, главное, донести до них всю боль людей и радость победы в Великой Отечественной.

Уходят ветераны...

Современным взрослым мамам и папам, наверно, все же более близка тема войны, ветеранов, 9 Мая. Ведь практически в каждой семье жили непосредственные участники Великой Отечественной войны.

Будучи маленькими, нынешние взрослые слушали достоверные рассказы дедушек и бабушек о жизни и тяготах того времени. В садиках, школах уделяли патриотическому воспитанию очень много времени.

Фильмы, книги, рассказы настоящих участников военных действий помогали детям прочувствовать всю ситуацию. И как часто случалось, что, играя в "войнушку", ребята ни за что не соглашались быть фашистами, все хотели быть за "наших".

Сейчас многие ветераны ушли от нас безвозвратно. Услышать из первых уст рассказы о блокаде и голоде уже невозможно. Но историю нельзя переписать. Детям необходимо в любое время знать и чтить подвиг своих предков.

Что за победа такая?

В зависимости от возраста необходимо преподносить информацию детям В нашей стране очень торжественно празднуют День Победы. Малыши часто задают вопросы о том, что за праздник такой, кто кого победил, почему со слезами на глазах.

Поэтому необходимо рассказывать детям о Великой русской Победе. В этом помогут чтение соответствующих книг, просмотры фильмов.

Начните с азов

Все же война - тема очень неоднозначная и тяжелая. Соответственно возникает вопрос о том, как всю боль и ужасы, не травмируя и не пугая их.

Здесь необходимо прислушаться к словам детских психологов, которые советуют начинать с общей информации. Постепенно преподносить знания все более глубокие.

Главное - донести мысль, что вторая мировая - самая страшная и большая война в истории человечества, которая ставила целью поработить множество людей, а многих просто истребить.

Дети должны понять, что Советская армия и весь советский народ помогли справиться с фашистами, освободив не только русские земли и людей, но и многие государства Европы.

А война - это плохо?

Обдумывая, как детям рассказать о войне, важно ответить на обязательно возникший вопрос: "А война - это плохо?" Может сложиться впечатление, что воюя, можно получить выгоду.

Говоря детям о войне, стоит делать упор на том, что начинают ее, как правило, люди, стоящие у власти. Но не стоит думать, что, к примеру, вся немецкая нация плохая.

Преподнося информацию детям о Великой Отечественной войне, следует рассказать, что многим жителям Германии тоже жилось очень плохо. Не все люди поддерживали Гитлера, и за это они карались.

Современные дети, даже малыши, часто играют в компьютерные «стрелялки». Вот тут часто возникает заблуждение, что война - это как игра. Не понравился финал, начал все заново. Да и у игроков есть несколько жизней. Необходимо дать правдивую информацию детям про войну, рассказать и показать с помощью книг, фильмов, сколько людей погибло, и их не оживить.

Начинаем разговор

Начинать рассказывать о войне следует уже в Как рекомендуют психологи, не стоит показывать все ужасы и кровопролития.

Как детям рассказать о войне? Начинайте с самого понятия. Что это? Почему люди воюют и что хотят получить?

Покажите в фильмах, как во время войны живут обычные люди, что им приходится переживать.

Рассказав про суть, можно приступить к рассказу про Великую Отечественную. Ребенок должен чувствовать гордость и уважение за свой народ и свою принадлежность к славной нации.

Атрибуты победы

Как детям рассказать о войне так, чтобы они смогли понять, что это касается и их семьи? Наверняка во многих домах есть бережно хранящиеся медали, ордена дедушек и бабушек. Многие бережно хранят старинные фотографии, письма и другие вещи военных лет.

Покажите все это малышу. Расскажите, кто изображен на фотографиях, объясните, за что получены медали.

Если в вашем городе есть музеи военной славы, обязательно сводите туда ребенка. Опытные экскурсоводы поведают интересные рассказы о войне детям, да и вам тоже.

Посетив музей, можно наглядно показать ребенку военное обмундирование, увидеть землянки и военную технику. Так малыш реально может представить жизнь и быт солдат.

Праздник со слезами

Перед праздником 9 Мая многие родители начинают просветительные беседы и занятия с детьми. Детям начальных классов о войне также рассказывают в школе.

Очень хорошо действовать сообща с учителем. В классе ребята читают книги, слушают рассказы учителя, проводят различные мероприятия.

Дома также можно проводить тематические недельки. Обязательно найдите и прочтите стихи про войну детям. Можно даже выучить некоторые, самые интересные.

С малышами делайте поделки, обсуждайте прочитанные книги о войне. Детям необходимо прочувствовать праздничное настроение, гордость за русскую победу.

Обязательно подготовьтесь и сходите на Парад Победы. Положите вместе с малышом цветы к монументам, послушайте песни о войне. Детям интересно будет увидеть, как чтут ветеранов, как гордо шагают солдаты, какая существует военная техника для защиты государства.

Очень хорошо, если в вашем окружении живут ветераны. Вместе с ребенком сделайте подарок в виде открытки и подарите ее. Послушайте рассказы ветерана и предложите свою помощь в решении бытовых проблем.

Георгиевская ленточка

Наверняка дети, увидя на улицах красивые полосатые ленточки, спросят о том, для чего их надевают.

Это еще один повод рассказать детям об атрибутах праздника, для чего их носят и что они означают.

Георгиевская ленточка - символ нашей победы и символ праздника. Надевающие ее проявляют уважение к памяти погибших и показывают, что помнят и чтут ветеранов.

Совсем недавно появилась замечательная традиция, когда на улицах стали раздавать ленточки. Эта акция была проведена с целью напомнить людям о подвиге воинов, чтобы народ задумался и позаботился о ветеранах.

Традиция прижилась. Теперь наши дети тоже могут надеть георгиевскую ленточку и почувствовать себя частью большого праздника.

Обязательно расскажите малышам, почему георгиевские ленты такого цвета. Они выдавались совместно с медалью «За победу над Германией».

Оранжевый и черный цвета означают огонь и дым. Это доблесть, отвага и смелость солдата, получившего медаль.

Взрослые просто обязаны читать рассказы о войне детям, давать всю возможную для их понимания информацию. А, главное, ведь не найдется ни одной семьи, которой не коснулась Великая Отечественная война. У кого-то бабушка или дедушка воевали, кто-то трудился во блага фронта, кто-то пережил блокаду.

Домашние беседы

Достаньте старый Там, где изображены ваши бабушки, дедушки. Расскажите, кто из них кем приходится. Поведайте интересный рассказ об их жизни во время военных действий.

Потом почитайте стихи про войну. Детям полезно будет услышать о том, как и когда фашисты напали на нашу родину. О том, что это произошло внезапно, под утро и без предупреждения.

Найдите и покажите картины или фотографии военной техники тех времен, солдатских шинелей, разгромленных городов и деревень.

Очень познавательно отмерить и показать 125 грамм хлебушка. Ведь это была еда на целый день и больше ничего нельзя было достать. И несмотря на это, приходилось каждый день ходить на завод и делать снаряды для фронта, обеспечивать тылы. Ведь без поддержки нельзя было победить. Весь народ встал на защиту Родины.

Затем обязательно дайте послушать песни о войне. Детям постарше можно предложить заучить некоторые наизусть. Посмотрите военный фильм. Только сначала просмотрите его сами. Не оставляйте ребенка один на один с книгой или фильмом. Обязательно будьте вместе и обсудите увиденное или прочитанное.

Не допускайте ошибок при разговоре

  1. Не нужно рассказывать слишком много ужасов и показывать кровопролития.
  2. Не стоит дошкольникам рассказывать о концлагерях, об истерзанных детях и голоде, когда ели собак и кошек. Из-за этого у малышей могут наблюдаться кошмары и нервные тики. А вот в школы уже необходимо давать подобную информацию.
  3. Не нужно давать недостоверную информацию. Конечно, дошкольникам главное - знать, что русский народ победил. А вот старшие дети уже должны понимать, что не все было так гладко, что русские совсем не были готовы к войне и даже чуть не сдали Москву.
  4. Не бойтесь проявить большую эмоциональность, показать, как эта тема может быть неприятна, как вы боитесь войны. И если всегда бесстрашный папа вдруг признается, что он боится начала войны, то на детей это произведет намного большее впечатление, чем просто рассказ о жизни солдат.

Учтите возраст ребенка

Главное при беседах и рассказах на такую тему, как война, учитывать возраст и психику ребенка. Рассказывая о такой теме, не обойти и понятие смерти. Тут важно понимать, что об этом дети готовы услышать не раньше 5-6 лет. Именно в этом возрасте малыш уже может и сам расспрашивать и задавать вопросы на эту тему. Не утаивайте правду, но и не нужно запугивать ребенка.

Задумайтесь, ведь наши дети уже практически не могут встретить настоящих ветеранов и услышать истинные рассказы. Малыши могут быть знакомы только с «детьми войны». Но они не могут много знать в силу возраста и передать всю боль и ужасы военных действий.

Да, почти всех семей коснулась война. Многие наши предки мужественно воевали с врагом, перенесли все муки и тягости. Это не должно больше никогда повториться. А чтобы этого не произошло, дети должны знать все о том времени. Не нужно молчать. Говорите детям о войне, о Великой Победе, о мужестве русского народа.

Беседы, книги, фильмы, редкие встречи с ветеранами - это все является той неразрывной ниточкой, которая помогает нас связывать с прошлым. Не разрывайте ее. Нужно помнить и чтить.

Нужно ли вообще рассказывать про войну? Есть мнение, что малышам лучше побольше показывать что-нибудь хорошее, доброе и светлое, и вырастут они во взрослых, которым чуждо насилие. В этой идее что-то есть, однако люди по-прежнему воюют, и иногда рядом, и живы еще последние свидетели той самой войны, замалчивать их рассказы - невозможно.

У моей бабушки, которую война застала десятилетней, просто не было сил молчать. Она всю жизнь не могла молчать о том, как в поле их, детей, атаковал немецкий летчик, и они бегали туда-сюда и прятались за коровой от пуль. Как расстреливали у них на глазах молодых советских солдат («солдатиков», говорила бабушка и плакала). Как горели поля с урожаем, как приходилось выкапывать из земли прошлогодние картофельные очистки, чтобы поесть. Как было страшно, когда под печкой мама несколько месяцев прятала убежавшего из немецкого плена парня, и постоянно шли обыски, и только чудом всем удалось спастись. Война до сих пор пытает ее, и поэтому у бабушки есть причина говорить о ней с детьми, даже если они не спрашивают.

Это с родительских форумов: «Хочу, чтобы дочка уважала подвиги наших солдат», «Новое поколение должно расти с уважением к ветеранам», «Сына вожу на парад, чтобы видел, как сильна наша страна», «Детям важно знать, что такое война, чтобы они больше не захотели воевать». Из этих позиций мне ближе всего последняя. Не то, чтобы я была против подвигов, я против ситуации, которая вынуждает людей их совершать, против самой маленькой, самой победоносной и самой некровопролитной войны. Потому что (спасибо бабушке) для меня, а теперь уже и для моих детей тоже ничего нет на свете страшнее войны.

Любой разговор на эту тему у нас всегда не только о том, как ужасна война, но и о том, как прекрасен и хрупок наш мир, и как важно научиться его беречь.

«В мире достаточно всего для всех. Жизнь может быть свободной и прекрасной, но мы сбились с истинного пути», - говорит персонаж Чарли Чаплина в финале великого фильма «Великий диктатор». Как же об этом рассказать?

Хорошие фильмы - прекрасный помощник в разговорах о войне. Лучшие из них всегда оказываются антивоенными. В них война живая, не парадная, какой бы ее хотели видеть правители, а та самая, человеческая, которая временами возносит на героический пьедестал, разрушая при этом саму жизнь. Дети такие фильмы отлично понимают. «В бой идут одни старики», «Судьба человека», «А зори здесь тихие», тот же «Великий диктатор». Их даже не надо специально показывать, их просто надо смотреть самим - если хочется, конечно. А дети подтянутся, как к любому делу, которым взрослые занимаются искренне.

Очень важное правило в обсуждении фильмов о войне - не торопиться отвечать на вопросы детей. «Вот почему его награждают, а он плачет?», «Почему они победили, а музыка все равно грустная?» Спрашивайте: а как ты сам думаешь? как бы ты сам объяснил? Делайте паузу, давайте ребенку самому достроить цепочку смыслов. Пусть выскажутся сами, иногда они поразительно точные дают объяснения. Поразительно гуманистические.

Даже если сложный сюжет останется непонятым, наши личные эмоции — ключ для детей, и они им очень умело пользуются.

Однажды я читала дома книгу Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо», кропотливо собранные воспоминания женщин о войне. Младший, восьмилетний сын увидел мое лицо, подошел, сел рядом, обнял, посмотрел на обложку. «Ты про войну читаешь? Ты про кого плачешь?».

В восемь лет он очень внимательно слушал о том, про кого я плачу. Рассказала ему, как возникла идея этой книги, как женщина-историк захотела услышать, что говорят о войне женщины. Потому что иногда, говорила я сыну, мужчины могут не написать чего-то очень важного, опасаясь показаться слабыми, слишком чувствительными, и вообще, про сражения им интересней... А в этой книге я читаю про то, как женщины видели войну, как они ненавидели ее за то, что убивали их детей, мужей, родителей, разрушали их дома, и еще за то, что им пришлось делать то, чего женщина делать не должна никогда, - убивать. И вот они рассказывают свои истории, иногда очень страшные. И я плачу, потому что очень много погибло людей, и даже те, кто остался жив, много страдали…

Вот что сделал сын. Он отодвинул от себя книгу, вздохнул и сказал: какой кошмар, не хотел бы я ее читать.

И это было не только про то, что (конечно же) для него эта книга - еще слишком рано. Это был очень точный символический жест: какой кошмар эта война, не хотел бы я иметь к ней отношения.

Вообще замечательно, что большинству детей сама идея войны в какой-то момент становится абсолютно чуждой. Я знаю очень брутального папу, чей сын никак не соглашался рисовать к 23 февраля открытку с танком. Сын любил играть с солдатиками, но на праздничной открытке, которую требовали в саду, он застрял. Не хочу и все, танки убивают, не буду. В конце концов, воспитательница мальчика уговорила, танк был нарисован. Но из дула у него распускался листочек. Сильнейшая метафора того, как мир в ребенке победил войну.

Этот реальный случай отлично рифмуется с чудесной книжкой «Генерал» Майкла Формана и Джанет Чартерс. О том, как бравый вояка, который хотел быть самым знаменитым генералом на свете, свалился с лошади на поляну и, увидев красоту цветов, разлюбил войну. Обязательно прочитайте, что с ним произошло дальше. Майкл Форман и Джанет Чартерс видели большую войну своими глазами. Они тоже не могли молчать, они думали, как выпустить войну из себя и сделать ее безопасной. С детьми 5-6 лет проблемы, затронутые в этой книге уже вполне можно обсуждать.

Еще про «как». Один из важных вопросов. В большинстве фильмов и книг о войне, по крайней мере, тех, что возможны для семейного просмотра, война все-таки довольно… «причесанная». Люди красиво падают на бок или вовсе погибают за кадром, и мы можем оплакивать их жизни, но про то, до каких крайних случаев доходила человеческая жестокость во время войны, надо ли знать про это детям? Про блокаду Ленинграда? Про печи Освенцима? Мое мнение - да, конечно, надо.

Дети заслуживают правды о том, какова жизнь и на что способны люди, ослепленные… кто чем. Но здесь, как с любой серьезной темой, давать информацию нужно по запросу и столько, сколько конкретный ребенок в данный момент «может унести».

Есть один исключительный фильм про войну, который стоит посмотреть с детьми. Решайте сами, в каком возрасте это лучше сделать именно в вашей семье. «Жизнь прекрасна» режиссер Роберто Бениньи. В годы войны в концлагерь для евреев попадает мужчина с ребенком. Отец решает спасти сына не только от смерти, но и от смертельного страха. Он говорит ему, что все происходящее здесь - одна большая игра, и если будешь соблюдать правила - то обязательно выиграешь приз, настоящий танк. Этому отцу удается выстроить вокруг ребенка настолько невероятный мир, что до самого конца мальчик не догадывается, как все обстоит на самом деле. Это один из моих любимых фильмов, он о силе духа и высочайшем родительском мастерстве, которое здесь спасает в буквальном смысле слова. Но советую я его не только поэтому. Он очень удобен, да простит меня Бениньи, методически. Рассказывая об одной из самых страшных страниц в истории войны, фильм «прикрывает» ребенка-зрителя этой выдуманной игрой. Потому что когда очень страшно, тогда можно отступить шаг назад и поверить в веселое приключение вместе с этим голодным, худющим, но все-таки не боящимся мальчиком. И досмотреть до конца, а потом уже спросить маму: а про кого ты плачешь?

Слушайте бабушек и дедушек, своих и чужих. Только не надо подпихивать ребенка «послушай, настоящий ветеран», вступайте в беседу сами, но только если вам интересно. Дети всегда услышат настоящее.

Смотрите хорошие фильмы о войне, читайте книги - сами, прежде всего сами. Никакая пропаганда внутри семьи не будет иметь у детей успеха, если вы не читаете, не смотрите, не слушаете, не уважаете. Главное, говоря с ребенком о войне, забудьте про напыщенный, искусственный тон - будьте искренними, говорите то, что думаете. Специально пугать и «раскачивать на эмоции» не нужно, но и замалчивать, когда ребенок спрашивает, нельзя. Дети справятся с самыми сильными чувствами, если вы будете рядом и разделите их.

И, конечно, всегда надо показывать выход из ситуации. Давайте уверять наших детей, что прожить без войны все-таки можно. Пусть у людей не получается сейчас, но стоит, обязательно стоит научиться. Это совершенно точная, проверенная информация: жизнь без войны возможна. И это главное сообщение во всех разговоров о войне.

Великая Отечественная война была самым суровым испытанием материальных и духовных сил нашего народа. Победа в этой войне – одна из самых славных дат в героической истории нашей Родины.

«Все мы родом детства», — сказал знаменитый французский летчик и писатель Сент-Экзюпери. Это, конечно, так. Только детство бывает разное. У одних оно — безоблачное, мирное; у других - суровое, сложное, с невзгодами.

Детство многих поколений было омрачено войной. Она началась 22 июня 1941 года. На рассвете, без объявления войны, нарушив Мирный договор, гитлеровские войска ворвались на территорию нашей страны.

Война – это взрывы и разруха, голод и бомбёжки, контузии и отчаяние… Много разных бед приносит война. Вместо того, чтобы учиться, строить счастливую жизнь, радоваться мирному небу над головой, людям приходилось терпеть лишения и потери.

Всякому свое дорого и мило. Для нас, для русских, нет ничего милее и дороже святой Руси, той земли, где мы родились, вспоены, вскормлены, где жили наши предки. Не любить своей Родины, не защищать её, то же самое, что не признавать отца, матери, роду, племени.

Жители нашей огромной страны встали на защиту своей Родины. Кто-то воевал на передовой, кто самоотверженно трудился в тылу, делая всё для фронта, для победы. Никто не думал о своей жизни. У всех была одна мысль — отстоять Родину.

Мобилизация, развёртывание стратегических резервов, их массированное использование на решающих участках фронта, позволили нашим Вооружённым Силам уже к концу 1941 года ликвидировать превосходство врага в количестве дивизий, создать условия для изменения соотношения сил и для захвата стратегической инициативы.

Мы победили в войне. И это – огромное счастье. 9 Мая 1945 года — День Великой всемирно-исторической Победы нашей страны и её Вооружённых Сил над фашизмом. Вооружённые Силы своими победами вписали героические страницы во всемирную историю. Народы Европы при содействии Советской Армии также обрели свободу. Перед значительной частью человечества открылись широкие пути для развития, проложенные героизмом русского народа.

В День Победы мы поздравляем наших ветеранов, участников Великой Отечественной войны, настоящих защитников Родины, которые в самые суровые, самые тяжелые годы, когда страна находилась под угрозой потери независимости, боролись за свободу – своих родных и близких, друзей, соотечественников, своей родной земли. В светлый день нашего праздника Победы нас переполняет чувство национальной гордости. Эта гордость законна, естественна и понятна. Мы гордимся деяниями славных патриотов на фронтах, на заводах и фабриках, в научных организациях, на полях, где растили хлеб. Мы гордимся людьми, которые возвеличили и прославили нашу Родину.

Составитель текста: Ирис Ревю


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении