mppss.ru – Все про автомобили

Все про автомобили

Многоцелевой тягач лёгкий бронированный (мтлб): описание и характеристики. Мтлб – еще не бмп, но уже и не трактор Что такое мтлб

Вездеход МТЛБ представляет собой гусеничный транспорт, уникальный в своем сегменте, благодаря гусеничному ходу и многоцелевому направлению. Основная задача машины — транспортировка личного состава и грузов на дальние дистанции по неустойчивым и заснеженным грунтам.

Общая информация

Первый вездеход МТЛБ сошел с конвейера в Харькове (1964 год). Машина представляла собой многоцелевой бронированный тягач. Среди обычных людей эта модификация получила оригинальное прозвище «Мотыга». Во многом, это связано с внешним видом техники и отсутствием толстой брони.

Агрегат использовался преимущественно для транспортировки личного состава, артиллерии, в качестве санитарной или другой специальной машины. В настоящее время транспортное средство эксплуатируется геологами, рыбаками и охотниками. Кроме того, техника оказывает неоценимую услугу при обустройстве дорог в труднопроходимых местностях.

История создания

В шестидесятых годах прошлого столетия перед советскими военными инженерами стала задача: чем заменить морально устаревшие тягачи АТП? Выход нашли одновременно с экономически выгодным эффектом: переоборудовать для армейских потребностей серийно выпускаемую технику. Работа водителем вездехода МТЛБ стала востребованной после трансформации транспортера МТЛ в аналог с бронированным корпусом. При этом все основные узлы и детали остались прежними.

Создавалась машина отделением комбината. Начало работ датируется 1964 годом, а выпуск первой серийной машины — двумя годами позже. Корпус вездехода сделан из стальных плит методом сварки, эффективная защита брони рассчитана только против стрелкового оружия. Такой подход позволил сохранить относительно небольшой вес транспортно средства (9,7 т). Плюсом такого решения стало сохранение высокого показателя плавучести. Кроме того, гусеницы техники оказывают низкое давление на грунт, что способствует улучшению параметров проходимости. Корпусная часть включает в себя несколько отсеков: транспортно-грузовое, контрольное, трансмиссионное и моторное отделение. Салон машины довольно просторен и удобен для размещения экипажа и личного состава.

Технические характеристики

Вездеход МТЛБ способен перевозить 11 человек личного состава, при этом в кабине может находиться три человека. Остальной коллектив располагался во фронтальном отсеке кузова с улучшенной шумовой изоляцией. Вход в транспортное средство осуществлялся через пару люков и две двери. При эксплуатации в зонах с холодным климатом, техника оборудовалась дополнительным обогревателем.

Комфортное управление в любое время суток обеспечивалось благодаря хорошей обзорности, а также наличию пары световых элементов с дополнительной фарой-искателем. В воде вездеход способен разгоняться до шести километров в час. В штатную комплектацию входил пулемет с механическим поворотом на башенке. Калибр оружия — 7,62 мм.

Параметры двигателя и габариты

Ниже приведены характеристики вездехода МТЛБ. Водитель управлял машиной с такими показателями:

  • тип мотора — ЯМЗ-238В;
  • показатель мощности — 240 л.с;
  • число цилиндров — 8;
  • длина/ширина/высота — 6,45/2,86/1,86 м;
  • грузоподъемность — 2/2,5 т.

Эксплуатация и управление

Среди вакансий для северных районов РФ часто можно встретить работу водителем вездехода МТЛБ вахтой. Здесь необходим определенный опыт и навыки обращения с подобной техникой. Стоит отметить, что у тягача имеется предпусковое приспособление, а активация силового агрегата производится с шоферского места. Горючее подается непосредственно в цилиндры.

Преодоление зыбких и песчаных участков осуществляется за счет подвижных гусениц ленточного типа. Ширина этих элементов увеличена, что дает возможность повысить проходимость и снизить нагрузку на почву. Большинство опций рассматриваемого транспортного средства не вызывают проблем с управлением, позволяя включить отопление либо другую функцию для комфортного нахождения внутри, с места водителя.

Разновидности

Если вы ищите вакансии водителя вездехода МТЛБ, обратите внимание, что на базе этой техники вышло несколько модификаций, а именно:

  1. Снегоболотоход МТЛБ-В. Он ориентирован на эксплуатацию в северных областях. Отличается от штатной модели увеличенным расстоянием между гусеницами, что еще больше снижает давление на почву.
  2. Гражданская версия для решения различных задач в сфере народного хозяйства.
  3. МТЛБ-ВМ. Модель с зенитным пулеметом, калибр которого составляет 12,7 мм.
  4. Вариант ВМ-1К — разработан для работ на значительной высоте над уровнем моря с двигателем мощностью 310 лошадиных сил.

Независимо от модификации, машина должна проходить регулярное обслуживание. Периоды и виды ТО:

  • перед каждым выездом и при длительных стоянках — контрольный осмотр;
  • ежесуточное ТО — после завершения работ;
  • первое техобслуживание — после одной тысячи километров пробега;
  • ТО-2 — 2,5-3,0 тыс.км;
  • сезонный осмотр — при подготовке машины к летнему или зимнему сезону.

Боевой опыт

В сфере военных бытует мнение, что рассматриваемая техника обладает низким скоростным показателем и слабо защищена от вражеских атак, а также не отличается высокой огневой мощью. Эти выводы сделаны при сравнительном анализе вездехода МТЛБ с БТР и БМП. Следует учитывать, что указанная модификация только с одной стороны позиционируется, как аналог боевой машины пехоты. С другой стороны — это совсем иная категория армейского транспортного средства.

В отличие от бронетранспортеров, МТЛБ не предназначался для поддержки войск изначально, а проектировался как объект для перевозки грузов, буксировки артиллерийских орудий, шасси для установки разнообразных баз и для санитарных целей. Учитывая указанные требования, легкая бронезащищенность и пулемет Калашникова позиционируются не как недостаток, а как преимущество. По сравнению с колесными грузовиками, тягач оснащен гусеничным ходом, что значительно повышает его проходимость, а вооружение позволяет обеспечить безопасность экипажа в случае реального боя.

Транспортное средство не ориентировано на наступательные действия. Пулемет служит только в качестве оборонительного вооружения. Рассматриваемая машина участвовала в Афганском конфликте, опыт которого показал, что тягач способен не только защитить себя, но и боевые расчеты, за которыми машина закреплялась, как рабочая единица.

Работа вахтовым методом водителем вездехода МТЛБ

В Интернете можно найти вакансии шофера для работы на указанной машине. Чаще всего, это предложения из северных регионов России. Как правило, специалисты требуются для работы вахтовым методом. Сменность может быть разной: дней. Обычно, работодатели предоставляют трехразовое питание, проживание в общежитии или вагончике, спецодежду и социальный пакет. Средняя заработная плата стартует от 50-70 тысяч рублей в месяц.

Техника на базе МТЛБ

На основе рассматриваемого вездехода создано несколько модификаций специальных машин. Среди них:

  1. Автомобиль технической поддержки, вместо башни на нем монтируется грузовая платформа.
  2. Самоходная артиллерийская установка «Гвоздика» (объект 26), устанавливаемая на удлиненном шасси.
  3. Минометный расчет «Дева» (2С24).
  4. Средство технической разведки типа «Кашалот».
  5. Самоходный миномет калибром 120 миллиметров «Тунджа».

Кроме того, на базе рассматриваемого вездехода разрабатывались заградители от мин, противорадиационные автомобили, медицинская техника, единицы РЭБ, штабные машины и БМП с улучшенной защитой и вооружением. Также были проекты самоходных зенитных и противотанковых комплексов.

Итог

Продолжительность вахты водителя вездехода МТЛБ зависит от конкретных условий эксплуатации машины и трудового договора. При этом рассматриваемый транспортер продолжает активно использоваться не только в армии, но и в гражданских отраслях. Часто он служит в Северных регионах для геологической разведки и доставки грузов в удаленные районы по бездорожью. Кроме того, эта машина привлекает любителей экстремальной охоты и туризма по заснеженным или песчаным районам.

ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ № 5/2005(стр. 21-24)

МТ-ЛБ. СЛУЖБА ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Сергей Суворов

Многоцелевой транспортер легкий бронированный, а именно так расшифровывается аббревиатура МТ-ЛБ, - одна из наиболее массовых гусеничных машин военной автомобильной техники, за свою сорокалетнюю историю завоевал большую популярность как в нашей армии, так и за рубежом. Парк этих машин насчитывает тысячи единиц. И по сей день МТ-ЛБ незаменим в районах Дальнего Востока и Крайнего Севера, где одним из важнейших показателей для боевых машин является проходимость. А по этому качеству «мтэлбэшка» уступит разве что только двухзвенным транспортерам семейства «Витязь», но их, к сожалению, из выпущенной в свое время почти тысячи машин сейчас имеется всего несколько десятков.

В связи с тем, что после распада СССР все заводы, производящие транспортеры семейства МТ-ЛБ, остались за пределами России (Украина, Болгария, Польша), закупки новых машин этого типа с 1990 г. не производятся, а в войсках остались образцы со сроком эксплуатации 10 лет и более. Еще немного - и они могут стать просто грудой металла. Да и по своим боевым характеристикам за столь длительный период эксплуатации МТ-ЛБ заметно уступают существующим аналогам. Учитывая сложившиеся экономические обстоятельства и отсутствие в России базовых заводов по выпуску МТ-ЛБ, стал актуальным вопрос о проведении в промышленных масштабах капитального ремонта и повышения в ходе его выполнения военно-технического уровня машин за счет модернизации, с тем, чтобы довести их тактико-технические характеристики до уровня современных требований.

Освоение в 1995 г. ОАО «Муромтепловоз» капитального ремонта транспортеров семейства МТ-ЛБ явилось предпосылкой для реализации задачи по осуществлению опытно-конструкторских работ, направленных на совершенствование боевых характеристик этих машин, проведению необходимых мероприятий по подготовке производства и освоению выпуска образцов, прошедших капитальный ремонт, в соответствии с современными требованиями. Так на этом предприятии родилась программа модернизации машин семейства МТ-ЛБ, которая сейчас успешно реализуется.

Экскурс в историю

МТ-ЛБ, поступивший на вооружение в 1964 г., предназначался, прежде всего, для буксировки противотанковых артиллерийских орудий и прицепов общей массой до 6,5 т, перевозки расчетов, боеприпасов и военно-технического имущества. Создавался транспортер в конструкторском бюро Харьковского тракторного завода под руководством Анатолия Белоусова и оказался настолько удачным, что превратился не просто в бронированный тягач, а в универсальную машину, на основе которой появилось целое семейство боевых и вспомогательных бронированных машин.

Основные характеристики российских вариантов МТ-ЛБ

МТ-ЛБМ 6МА

МТ-ЛБМ 6МБ

Боевая масса, т

Грузоподъемность,т

Экипаж + десант, чел.

Максимальная масса

буксируемого прицепа, т

Удельное давление

на грунт, кг/см2

Тип и мощность

двигателя, л.с.

Дизельный,

Дизельный,

Дизельный,

Удельная мощность

двигателя, л.с./т

Вооружение:

Основное

Дополнительное

7,62-мм пулемет

14,5-мм пулемет

7,62-мм спаренный

пулемет ПКТМ

спаренный

пулемет ПКТМ

Боекомплект, шт.:

30-мм патронов

14,5-мм патронов

7,62-мм патронов к ПКТ

2000 в одной

2000 в одной

Скорость движения, км/ч:

Максимальная по шоссе

На плаву

Запас хода по шоссе, км

Бронирование, мм

Противопульное

Противопульное

Противопульное

Компоновка МТ-ЛБ выполнена необычной, с передним расположением трансмиссии, за ней находится отделение управления, а двигатель размещен в средней части корпуса с некоторым смещением к левому борту. Между ним и правым бортом имеется проход в десантное (грузовое) отделение. Корпус машины сварной, из катаных броневых листов, водонепроницаемый. Он обеспечивает защиту экипажа и десанта от пуль ручного огнестрельного оружия и осколков артиллерийских снарядов и мин малого калибра. Это один из серьезных недостатков, который, правда, выявился только в ходе боевого использования МТ-ЛБ спустя десятилетия после его создания.

Впереди в отделении управления с левой стороны размещается механик-водитель, а справа от него - командир машины. Для ведения наблюдения отделение управления оборудовано двумя стеклоблоками, как на БТР-60, которые в боевой обстановке закрываются броневыми крышками. В этом случае механик-водитель ведет наблюдение через три перископических смотровых прибора ТНПО-170А, средний из которых может быть заменен ИК-прибором ночного видения ТВН-2Б. В крыше машины над местом механика-водителя имеется люк, а над местом командира машины установлена бронированная коническая башенка ТКБ-01 кругового вращения, в которой смонтирован 7,62-мм пулемет ПКТ. Наведение оружия на цель командир осуществляет вручную.

Первоначально десантное отделение, расположенное в кормовой части машины, рассчитывалось для размещения в нем артиллерийского расчета буксируемого орудия и боекомплекта к нему. В дальнейшем, когда МТ-ЛБ стал использоваться в качестве бронетранспортера для мотострелков, десантное отделение было оборудовано на 11 полностью экипированных пехотинцев.

Десант располагается вдоль бортов машины на сиденьях, установленных сверху топливных баков. Для посадки и спешивания пехотинцев, а также для погрузки перевозимого груза используются двустворчатая дверь в кормовом бронелисте и два люка в крыше десантного отделения. Десантники имеют возможность ведения огня из личного оружия, для чего в бортах корпуса машины выполнены четыре закрывающиеся броневыми крышками амбразуры.

Герметичный корпус МТ-ЛБ позволяет ему преодолевать водные преграды вплавь. Водоизмещение обеспечивает возможность держаться на плаву при номинальной грузоподъемности до 2 т. Движение на плаву осуществляется за счет перемотки гусениц. Перед преодолением водной преграды в передней части корпуса машины устанавливаются гидродинамические щитки, поднимается волноотражательный щит, устанавливается воздухопитающая труба. Для откачки попавшей в корпус воды имеется водооткачивающая помпа.

Торсионная подвеска с гидравлическими телескопическими амортизаторами на первых и последних узлах подвески обеспечивает машине хорошую плавность хода по пересеченной местности. Гусеничная лента имеет ширину трака 350 мм, что дает относительно небольшое удельное давление на грунт и способствует высокой проходимости МТ-ЛБ по грунтам со слабой несущей поверхностью. В заснеженных или заболоченных районах для повышения проходимости на машину могут устанавливаться специальные гусеничные ленты с шириной траков 565 мм. С такой гусеницей удельное давление на грунт у МТ-ЛБ составляет 0,28 кг/см2, что меньше, чем у человека!

Как уже говорилось, МТ-ЛБ имеет очень высокую проходимость. По сухому грунту машина с грузом преодолевает подъем крутизной до 35°, а с прицепом - до 25°. При таких показателях транспортер стал незаменимым в районах Дальнего Востока и Крайнего Севера, а зачастую и единственным средством передвижения там. Оригинальная трансмиссия с двойным подводом мощности обеспечивает разворот машины вокруг своей оси, что особенно важно при действиях в горных условиях и лесистой местности.

Благодаря своим высоким показателям подвижности МТ-ЛБ пользуются популярностью в армиях почти 30 стран, в том числе и НАТО. Относительно небольшие массогабаритные показатели позволяют перевозить эту машину вертолетами транспортной авиации.

Шасси транспортера МТ-ЛБ используется для создания самоходных зенитных ракетных и противотанковых комплексов, командно-штабных машин, самоходно-артиллерийских систем, авиатранспортабельных дорожно-землеройных машин.

Шли годы, менялись технические и тактические требования к легким боевым машинам. Слабое вооружение и бронирование МТ-ЛБ подтолкнуло конструкторов искать пути повышения ее боевых и технических характеристик. Занимались этим не только в России и в Украине. Свои подходы к повышению характеристик МТ-ЛБ предлагали инженеры Польши и Болгарии, где эти машины выпускались по лицензии.

Второе дыхание МТ-ЛБ

В нашей стране опытно-конструкторскими работами по повышению тактико-технических характеристик МТ-ЛБ занимались конструкторы СКБ ОАО «Муром-тепловоз ». На предприятии имелись необходимые условия для выполнения поставленной задачи. Оно располагало полным комплектом конструкторской документации на машины семейства МТ-ЛБ.

Квалифицированные специалисты СКБ уже имели опыт создания образцов военной техники, в том числе и гусеничных машин. В ходе освоения капитального ремонта МТ-ЛБ сложились устойчивые творческие связи между коллективом СКБ и научными организациями МО РФ и промышленности. Так, на предприятии был проведен значительный объем подготовки производства, в том числе связанный с разработкой и изготовлением испытательных стендов и технологического оборудования.

В сентябре 1999 г. было принято совместное решение, утвержденное МО РФ и Генеральным директором ОАО «Муромтепловоз», об изготовлении двух опытных образцов модернизированных МТ-ЛБ. Месяцем позже МО РФ утвердило решение провести типовые испытания модернизированных гусеничных транспортеров МТ-ЛБМ 6МА и МТ-ЛБМ 6МБ.

В ходе испытаний проверке были подвергнуты все параметры опытных образцов, установленные в тактико-технических требованиях. Результаты проведенных типовых испытаний дали основание рекомендовать модернизированные машины к принятию на вооружение. С 2000 г. предприятием ОАО «Муромтепловоз» осуществляется модернизация машин семейства МТ-ЛБ при проведении их капитального ремонта в рамках государственного оборонного заказа.

Что же представляют собой усовершенствованные МТ-ЛБ? Главной целью при проведении работ стало повышение их огневой мощи. Для этого машины оснастили башенной пулеметной или пулеметно-пушечной установкой, в зависимости от варианта модернизации. Кроме того, в ходе модернизации на 80% восстанавливается ресурс МТ-ЛБ.

В варианте МТ-ЛБМ 6МА на транспортер устанавливается башня с комплексом вооружения, включающим 14,5-мм пулемет КПВТ и спаренный с ним 7,62-мм пулемет ПКТ. На МТ-ЛБМ 6МБ устанавливается башня с комплексом вооружения, имеющим 30-мм автоматическую пушку 2А72 и спаренный с ней пулемет ПКТ. Такое вооружение дает возможность эффективно бороться с танкоопасной живой силой противника, а также с легкобронированными целями.

В перспективе планируется повысить и защищенность машины за счет использования дополнительных керамических экранов. С целью повышения подвижности МТ-ЛБ предусмотрена установка более мощного дизельного двигателя, производство которого уже освоено на Ярославском моторостроительном заводе.

Совсем недавно демонстрировались и другие варианты модернизации МТ-ЛБ. Так, например, конструкторами из Мурома предусматривается установка на МТ-ЛБ башни с блоком оружия, в котором смонтированы двуствольная 23-мм автоматическая пушка ГШ-23, 12,7-мм пулемет «КОРД» и 7,62-мм пулемет ПКТ. Приводы башни и блока оружия электрические и имеют высокие скорости наведения. Такой вариант вооружения, по мнению разработчиков, обеспечивает быстрое и эффективное подавление танкоопасной живой силы при выпол1-нении задач, например, при сопровождении колон, а также при ведении боя в городских условиях или в горах.

Для повышения возможностей комплекса вооружения МТ-ЛБ в борьбе с воздушным противником в его состав включены ПЗРК типа «Игла». Такие машины демонстрировались на выставке автомобильной техники двойного назначения в Бронницах в августе 2004 г.

Основные характеристики украинских вариантов МТ-ЛБ

Боевая масса, т

Грузоподъемность,т

Максимальная масса

буксируемого прицепа, т

Экипаж + десант, чел.

Удельное давление

на грунт, кг/см

Тип и мощность

двигателя, л.с.

Дизельный, 310

Дизельный, 240

Дизельный, 240

Удельная мощность

двигателя, л.с./т

Вооружение:

Основное

Дополнительное

7,62-мм ПКТ

12,7-мм пулемет

12,7-мм пулемет

Боекомплект, шт.:

30-мм патронов

12,7-мм патронов

7,62-мм патронов к ПКТ

Скорость движения, км/ч:

Максимальная по шоссе

На плаву

Запас хода по шоссе, км

Бронирование, мм

Противопульное

Противопульное

Противопульное

В варианте МТ-ЛБМ 6М1БЗ в состав комплекса вооружения включены двуствольная 23-мм автоматическая пушка ГШ-23, 12,7-мм пулемет «КОРД», 30-мм автоматический гранатомет АГ-17 и два ПЗРК «Игла». Вариант модернизации МТ-ЛБМ 6М1Б5 предусматривает установку на машину комплекса вооружения в составе двуствольной 30-мм автоматической пушки ГШ-ЗОК и двух ПЗРК «Игла». Приводы башни и блока оружия на обоих вариантах электрические с высокими скоростями наведения.

У ближних и дальних друзей

В украинском КБ им. Морозова (г. Харьков) на базе многоцелевого транспортера-тягача МТ-ЛБ была разработана БМП МТ-ЛБР6. На машине установлена одноместная вращающаяся башня с вынесенной пушечной установкой, оснащенной 30-мм автоматической пушкой ЗТМ-1 (аналог российской 2А72), с которой спарен 7,62-мм пулемет КТ-7,62 (украинский аналог ПКТ). Боепитание осуществляется из двух коробок с лентами, расположенных справа и слева от пушки и защищенных во фронтальной проекции небольшим бронещитком. В качестве прицельных приспособлений используются приборы ТКН-4С и ПЗУ-7. На башне также имеются шесть дымовых гранатометов системы 902Б «Туча». Защищенность машины усилена путем создания разнесенного бронирования, ходовая часть прикрыта противокумулятивными экранами. БМП МТ-ЛБР6 оборудована фильтровентиляционной установкой и системой автоматического пожаротушения. Для повышения подвижности машины и компенсации возросшей массы устанавливается более мощный дизельный двигатель, развивающий 310 л.с.

Другие украинские варианты модернизации предусматривают установку башенки с дистанционно управляемым 12,7-мм пулеметом НСВТ. Боекомплект пулемета составляет 1050 патронов. Башенка устанавливается вместо штатной башенки МТ-ЛБ с 7,62-мм пулеметом.

Польские конструкторы также не остались в стороне от модернизации МТ-ЛБ. Впрочем, их вариант ненамного отличается от украинского. На польской машине также имеется башенка с 12,7-мм пулеметом НСВТ. С целью повышения водоходных качеств машина оборудована двумя водометными движителями с гидравлическим приводом, установленными по бортам.

А как насчет экспорта?

Мероприятия по постановке на производство модернизированного транспортера-тягача МТ-ЛБМ имеют и экспортную направленность. МТ-ЛБ и их модификации находятся на вооружении более 30 стран мира во всех частях света.

Учитывая интерес зарубежных покупателей к данному классу машин, модернизированные МТ-ЛБ активно участвуют в международных выставках вооружений, правда, лишь на территории России. За рубежом они тоже представлены, но только в виде буклетов и листовок. Если брать в расчет острую конкуренцию на международном рынке вооружений, этого явно недостаточно. Совсем недавно один наш руководитель завода рассказывал мне, как на выставке в Африке представители военного руководства некоторых африканских государств с удивлением узнали, что в России существует БТР с дизельным двигателем. А БТР-80, который как раз и имелся в виду, уже почти 20 лет как принят на вооружение!

Активность же, например, польских производителей на международном рынке вооружений растет с каждым годом. Так, в конце 2002 г. был заключен контракт на поставку польской компанией Huta Stolowa"Wola (HSW) 67 многоцелевых бронированных транспортеров МТ-ЛБ в Республику Нигерию. Общая сумма контракта составила около 7 млн. долларов США. Интересно, почему правительство Нигерии сделало выбор в сторону Польши, проигнорировав Россию или Украину? То ли наши менеджеры от «Рособоронэкспорта» плохо работали, то ли для них 7 млн. долларов уже не деньги? А ведь курочка по зернышку клюет.


Анализ применения в боевых действиях транспортёров МТ-ЛБ показал необходимость развертывания работ по модернизации МТ-ЛБ. В самом конце 1990-х гг. в 21-м Научно-исследовательском испытательном институте автомобильной техники МО РФ разработали соответствующие предложения, а специалисты СКБ ОАО «Муромский тепловозостроительный завод», конструкторы которого имели опыт по созданию образцов военной техники, в том числе и гусеничных машин, взялись их исполнить. Уже в 2001 г. прошли войсковые испытания модернизированных МТ-ЛБ на базе одной из рот мотострелкового полка 42-й мотострелковой дивизии. Эти машины были вооружены 30-мм автоматической пушкой, на них была усилена броня корпуса, проведено дополнительное бронирование днища.

Но такая модернизация МТ-ЛБ была воспринята не однозначно. По словам тогдашнего заместителя командующего войсками Северо-Кавказского военного округа по вооружению генерал-лейтенанта В. Недорезова, оснащённые 30-мм автоматическими пушками, с усиленной бронёй транспортёры по своим боевым свойствам приблизились к БМП, однако потеряли в мобильности, проходимости и грузоподъёмности, то есть в тех преимуществах, за которые их больше всего и ценили в войсках. В сентябре 1999 г. Министерство обороны РФ приняло решение об изготовлении на «Муромтепловозе» двух опытных образцов модернизированного транспортёра - МТ-ЛБМ 6МА и МТ-ЛБМ 6МБ. С того же года начались типовые испытания, по результатам которых машины рекомендовали к принятию на вооружение. Предприятию был выдан государственный оборонный заказ - выпустить в 2000 г. по 60 единиц каждого изделия.

Однако при организации их производства муромцы столкнулось с рядом проблем. Основная заключалась в нестабильности поставок вооружения. Пришлось при поддержке МО РФ налаживать собственный выпуск полнокомплектных БПУ (башенная пулемётная установка) для комплектации «изделий 6МА и 6МБ». Другой серьёзной проблемой стала необходимость проведения испытаний изготовленного вооружения, для чего в спешном порядке построили специальный полигон. С 2000 г. ОАО «Муромтепловоз» осуществляет модернизацию машин семейства МТ-ЛБ при проведении их капитального ремонта в рамках государственного оборонного заказа - ресурс машин восстанавливается на 80%. Это обеспечивает сохранение имеющегося военно-технического уровня парка транспортёров на ближайшие десять - пятнадцать лет. За этот период могут быть завершены опытно-конструкторские работы по созданию новых образцов.

Вариант МТ-ЛБМ 6МА предполагает установку башни от бронетранспортёра БТР-80 - башенную пулемётную установку БПУ-1, вооружённую 14,5-мм пулемётом КПВТ и 7,62-мм пулемётом ПКТ. Крупнокалиберный пулемёт КПВТ - это хотя и старое, но довольно мощное оружие, позволяющее эффективно бороться и с лёгкобронированными объектами. Он может использоваться и против воздушных целей, и для ведения огня в горах или по верхним этажам зданий за счёт того, что его угол возвышения составляет +80°. Другой вариант - МТ-ЛБМ 6МБ - отличается от «6МА» установкой на него башни от бронетранспортёра БТР-80А. Эта башня, спроектированная в рамках темы «Буйность» для модернизации всех БТР, выпускавшихся Горьковским заводом, вооружена 30-мм автоматической пушкой 2А72 и пулемётом ПКТ, что позволяет эффективно бороться как с живой силой, так и с бронированной техникой противника. Обе машины - МТ-ЛБМ 6МА и МТ-ЛБМ 6МБ - поступают в подразделения сухопутных войск Российской Армии и в подразделения морской пехоты ВМФ.

Многоцелевой бронированный тягач МТ-ЛБМ

В последнее время на ОАО «Муромтепловоз» были разработаны и другие варианты модернизации МТ-ЛБ, которые постепенно превращают его из тягача-транспортёра в боевую машину. Так, например, объект МТ-ЛБМ 6М1A3 предназначен для транспортировки мотострелковых подразделений к полю боя. Он выполняет задачи разведки и охранения воинских колонн, ведёт борьбу с живой силой противника, малоразмерными целями, бронированной техникой, даже с танками, в том числе и оснащёнными динамической защитой. По сути, в этом варианте машина представляет собой самоходный противотанковый ракетный комплекс (ПТРК), на котором установлена башня с четырьмя пусковыми установками ПТУР «Корнет». Кроме того, в башне установлены 7,62-мм пулемёт ПКТ и 30-мм автоматический гранатомёт АГ-17. Угол возвышения для стрельбы из пулемёта составляет +50°, что обеспечивает ведение огня при действиях в «особых условиях» - в городе, лесу, горах. На МТ-ЛБМ 6МА и 6МБ оружие приходилось наводить вручную, а в новой модификации башня оснащена электроприводами наведения.

Оснастили МТ-ЛБМ 6М1A3 и более мощным 310-сильным двигателем ЯМЗ-238БЛ и новой трансмиссией с гидрообъёмной передачей (ГОП). Теперь вместо рычагов поворота машина управляется штурвалом, что в комплексе с новым двигателем значительно снижает утомляемость водителя. Другой модернизированный вариант - МТ-ЛБМ 6МА4 - выполняет боевые задачи, схожие с возложенными на МТ-ЛБМ 6М1А3, но в комплект вооружения его башни входят 23-мм автоматическая пушка КПВБ, спаренный с ней 7,62-мм пулемёт ПКТ (ПКТМ) и 30-мм автоматический гранатомёт АГ-17. Приводы наведения оружия - ручные. Ещё одна машина - МТ-ЛБМ 6М1Б2 - отличается установкой 30-мм автоматической пушки 2А42, но уже стабилизированной в двух плоскостях, с дневным и ночным прицелами. Всё оружие вынесено из башни и потому при стрельбе не создает загазованности в обитаемом отделении. Угол обстрела по вертикали достигает +70°, что позволяет бороться и с низколетящими воздушными целями.

МТ-ЛБМ 6МБ3 вооружён двухствольной автоматической пушкой ГШ-23В, стабилизированной в двух плоскостях, 12,7-мм пулемётом «Корд» и 30-мм автоматическим гранатомётом АГ-17. На МТ-ЛБМ 6МБ4 стоит 30-мм автоматическая двухствольная пушка ГШ-30В. Для повышения эффективности борьбы с воздушными целями на МТ-ЛБМ 6М1Б5 ко всему прочему вооружению добавили два ПЗРК «Игла» на пусковой установке. Не оставил без внимания «Муромтепловоз» и тему самоходного миномёта на базе МТ-ЛБ, разработав транспортёр-тягач с 82-мм миномётом 2Б14. Он устанавливается в грузовом отделении, в крыше которого сделан двухстворчатый люк. Угол наведения миномета по горизонтали - 54°, по вертикали - до 85° Время перевода в боевое положение 1,5 мин. Боекомплект - 80 выстрелов, размещенных в двух боеукладках (на 36 и 44 мины).

Транспорт в вооруженных силах играет неоспоримую роль. Среди техники этой категории есть легенды, есть рабочие лошадки, о которых знает любой служивый человек, или интересующийся «в теме».

В послевоенное время, когда сухопутные части насыщались техникой, остро стоял вопрос об эффективном тягаче, способном доставлять грузы и личный состав, транспортировать несамоходную технику при относительной безопасности. Самой значимой разработкой стал МТЛБ, расшифровка которого звучит как многоцелевой транспортер (или тягач) легкий бронированный, на сленге часто называемый «мотолыгой».

Создание машины

1960-е годы ознаменовались осознанием в среде генералов того, что принятые на вооружение тягачи не соответствуют многим нормам безопасности. Вспомнив о распространенном в начале 1940-х бронированном тягаче «Комсомолец» и учтя опыт участников Второй мировой войны, запущен процесс проектирования нового образца тягача, способного защитить себя и расчеты в случае внезапной атаки.

Для большей экономии и быстроты работы принято решение о проектировании модели на базе уже существующей и запущенной в серию машины. Ей оказался МТ-Л, тягач на гусеничном ходу с отличными тактико-техническими характеристиками, для которого оставалось только доработать броневую защиту. В 1964 году начались войсковые испытания машины, а еще через пару лет образец оказался на вооружении Советской армии.

Производство тягача и вездехода было налажено на Харьковском тракторном заводе, известном, прежде всего, военной продукцией. Боевое крещение машина приняла в Афганистане, и сразу же в армии начались разговоры о «бесполезности» этой машины. Причина этого в неправильном использовании МТЛБ. Армейцы, называя машину «барахлом», сравнивали машину с БМП и БТР.

Между тем, рассматриваемый образец находится в другом классе военного транспорта. В этом то «мотолыге» не оказалось равных.

Противопульная броня неплохо защищала личный состав и перевозимые припасы, а в случае неожиданной атаки в дело вступал 7,62-мм пулемет.

После развала СССР основное производство этой необходимой для армии техники оказалось за границей, в независимой Украине. Это создало многие сложности в закупке новых единиц и в ремонте стоящей на вооружении техники.

Правительством было принято решение развернуть создание МТЛБ в городе Муром, на базе предприятия «Муромтепловоз». Заводчане прониклись идеей, и именно там было рождено большое количество модификаций и экспериментов с размерами и габаритами.

Боевое применение этой машины продолжилось в конфликтах конца ХХ и начала ХХI веков. Широко применяли ее во время Первой Чеченской компании, причем обе стороны. Связано это с распространением этой машины, а так же интересным юридическим казусом.

По международным законам и соглашениям об ограничении вооружений, МТЛБ не попадает под запреты. При этом для специфичных боевых действий, как партизанская и контр партизанская война устройство подходит идеально. Используют ее и в продолжающихся столкновениях в Сирии и на Украине.

Конструкция МТЛБ

Корпус машины состоит из нескольких броневых листов толщиной несколько миллиметров, эффективно броня защищает только от осколков и стрелкового оружия. Это же дает плюс, тягач обладает высокой плавучестью и проходимостью. При весе всего 9,7 тонн это не вызывает удивления.

Корпус внутри вместительный и удобный, как для экипажа, так и для пассажиров, это главная особенность параметров, как и низкий силуэт.

Компоновка состоит из трансмиссионного отделения, располагающегося в носовой части. Отделения управления впереди, здесь же установлена башенка с пулеметом, который находится в ведении командира машины. Моторный отсек и отделение для грузов и пассажиров находятся, соответственно, в середине и конце тягача.


Движение обеспечивает 8-ми цилиндровый дизель ЯМЗ-238В мощностью 240 лошадиных сил. Подвеска независимая, торсионного типа. Управление осуществляется, как на всей советской гусеничной технике, с помощью рычагов. Место механика-водителя мтлб приспособлено для управления всей электроникой в машине. С помощью щитка приборов можно наблюдать за всеми электронными и механическими системами.

В разработанных для севера конструкциях установлена дополнительная печка. Гусеницы, имеющие ширину 350 мм, обеспечивают отличное прохождение практически по любому покрытию.

Они же, благодаря движению, позволяют плавучей конструкции сравнительно быстро перемещаться по водной поверхности. Играет роль небольшая, всего 9,7 тонн, масса аппарата. Но за все нужно платить, в данном случае расходом топлива. Кушает аппарат 80-100 литров топлива на 100 километров.

Модернизации и ближайшие конкуренты

Прекрасные технические характеристики позволили создать на базе этой машины огромное количество модификаций. Транспортные задачи сохранили 20 широко распространенных модернизированных машин, около 50 разновидностей приобрели ярко выраженные «боевые» функции.


Можно перечислить с небольшим описанием технического устройства некоторых из них:

  • МТ-ЛБВ, модель для северных районов с расширенными траками, способными передвигаться по болотам и снегам;
  • МТ-ЛБВ-Н, «мирная» машина для сельскохозяйственных нужд;
  • МТ-ЛБВМ1К, приспособленная для высокогорья;
  • МТ-ЛБВМ, вооруженная 12,7-мм зенитным пулеметом;
  • МТ-ЛБМ, продукция муромского завода;
  • Объект 6МА с последующим индексом от 1 до 4, с разным вооружением, поставленным на Ma hrerf=”https://сайт/voennaya-tehnika/boevye-mashiny/btr-80/” target=”_blank”>башню БТР-80. Так, под 1 скрывается тягач с установленным , 2 и 4 – 23-мм пушки, 3 – нескольких ПТУРов.

Армейский список может продолжить зенитная система «Стрела», санитарная машина, аппарат для химической разведки, командно-штабной вариант, технические тягачи со стрелой для эвакуации техники и многое другое.

Кроме этого, имеется множество разработок для геологов, лесников, пожарной службы. Каждая имеет свои характерные особенности, как то увеличенный запас топлива, поворотные транспортеры и мостики, или вмонтированные цистерны и прочее. Поскольку тягач используется более 20 странами по всему миру, уследить за всеми переделками очень сложно.


Аналоги существуют, однако они не так распространены, как рассматриваемый образец. Гусеничные тягачи, широко распространенные были в годы Второй Мировой войны, в настоящее время не столь популярны, в основном из-за огромного расхода топлива и ненадежности некоторых систем.

Советскими конструкторами создана машина, одинаково хорошо справляющаяся с самыми разноплановыми задачами, в то время как аналоги, американские или европейские тягачи без брони и без вооружения. К примеру, M939, грузовик – тягач колесного типа, а не гусеничный, состоящий на вооружении армии США, даже не легкобронированный.

Несмотря на некоторое превосходство в мощности (240 против 250 лошадиных сил) и скорости (61 километр в час против 100), американские М939 не так универсальны.

Место работы

МТЛБ является типичной машиной «рабочего» типа. В культуре и обыденной жизни обыватели немного знают о существовании этого многоцелевого тягача, а уж тем более как расшифровывается аббревиатура.

Для связанных с работой в тяжелых условиях севера или военных, без этой машины сложно представить нормальную службу или работу.

Грузоподъемность и вместительность, безотказность в эксплуатации, сравнительно дешевые запчасти и простой ремонт дают неоспоримые преимущества гусеничному вездеходу МТЛБ перед конкурентами, как среди бойцов вооруженных сил, так и среди геологов Транснефти из ХМАО. Модификации можно увидеть в фильмах и на постаментах в Сибири и на Дальнем Востоке, в краях, где суровые люди делали суровую работу на этих суровых машинах.

Видео

  • МТ-ЛБ (Объект 6) - базовый вариант.
    • МТ-ЛБВ - снегоболотоходный вариант. Модификация имеет более широкие траки и пониженное удельное давление на грунт (около 0,27 кгс/см² ). Предназначена для северных регионов.
      • МТ-ЛБВ-Н - многоцелевой транспортёр-тягач, адаптированный для эксплуатации в народном хозяйстве.
        • МТ-ЛБВ-НС «Алтай» - многоцелевой транспортёр-тягач, адаптированный для эксплуатации в народном хозяйстве.
      • МТ-ЛБВМ - версия с установкой 12,7-мм зенитного пулемёта НСВТ , вместо башенной установки ТКБ-01-1.
      • МТ-ЛБВМК - версия с установкой 12,7-мм зенитного пулемёта «Корд ». Двигатель ЯМЗ-238ВМ, мощностью 240 л. с. .
        • МТ-ЛБВМ1К - модификация, приспособленная для работы на высокогорье, с установкой нового двигателя ЯМЗ-238БЛ-1, мощностью 310 л. с. , новой радиостанцией и новым отопителем.
    • МТ-ЛБМ (Объект 6М) - современная модификация, разработана в ОАО «Муромтепловоз ».
      • Объект 6МА - вариант МТ-ЛБМ с башенной установкой, соответствующей бронетранспортёру БТР-80 .
        • Объект 6МА1 - модернизация «Объекта 6МА» с дополнительной установкой 30-мм автоматического гранатомёта АГС-17 «Пламя» .
        • Объект 6МА2 - модернизация «Объекта 6МА» с установкой 23-мм автоматической пушки 2А14 вместо пулемёта КПВТ.
        • Объект 6МА3 - модернизация «Объекта 6МА» с установкой 4 пусковых установок ПТУР 9М133 «Корнет» , 7,62-мм пулемёта ПКТМ и 30-мм автоматического гранатомёта АГС-30 «Атлант» .
        • Объект 6МА4 - модернизация «Объекта 6МА1» с установкой 23-мм автоматической пушки 2А14 вместо пулемёта КПВТ .
      • Объект 6МБ - вариант МТ-ЛБМ с модулем МБ2, включающий в себя 30-мм пушку 2А72 .
        • Объект 6МБ2 - модернизация «Объекта 6МБ» с дополнительной установкой 30-мм автоматического гранатомёта АГС-17 «Пламя».
      • Объект 6МБ3 - вариант МТ-ЛБМ с установкой 23-мм авиационной пушки ГШ-23в , 12,7-мм зенитного пулемёта «Корд» и 30-мм автоматического гранатомёта АГС-30 «Атлант».
      • Объект 6МБ4 - вариант МТ-ЛБМ с установкой 30-мм авиационной пушки ГШ-30к, 12,7-мм зенитного пулемёта «Корд» и 30-мм автоматического гранатомёта АГС-30 «Атлант».
      • МТ-ЛБМ1 (Объект 6М1) - модификация МТ-ЛБ с установкой нового двигателя ЯМЗ-238БЛ-1, мощностью 300-310 л. с. , механической трансмиссии с гидрообъёмным механизмом управления поворотом.
        • МТ-ЛБМ1А7 - вариант с башенной установкой, соответствующей бронетранспортёру БТР-80, с установкой 7,62-мм пулемёта ПКТМ, 12,7-мм зенитного пулемёта «Корд», 30-мм автоматического гранатомёта АГС-17 «Пламя» и установлена система 902В для постановки дымовых завес.
        • МТ-ЛБМ1Б2 - модификация МТ-ЛБМ1 с идентичным вооружением «Объекта 6МБ2».
      • МТ-ЛБМ2 (Объект 6М2) - модификация МТ-ЛБ от «Курганмашзавода » с установкой нового двигателя и трансмиссии .
    • МТ-ЛБ-ЛПТ - лесопожарный трактор. Производитель - ОАО «Муромтепловоз».
    • КТМ-10 - снегоболотоход для инженерных войск вооружённых сил РФ.
      • КТМ-10Г - снегоболотоход для гражданского сектора.
        • КТМ-10-01Г - многоцелевой грузопассажирский снегоболотоход с двигателем ЯМЗ-238БЛ.
      • УБГМ-1А - буровая гидромеханизированная установка на базе КТМ-10
    • УБШМ-1-20 - буровая шнековая малогабаритная установка
    • УСМ - 4311 - универсальная снегоболотоходная машина для гражданского сектора, имеется несколько модификаций.

Украинские

  • МТ-ЛБР6 - бронетранспортёр на шасси МТ-ЛБ. Производитель - Харьковский тракторный завод . Установлены новый дизельный двигатель, новая одноместная башня (30-мм автоматическая пушка ЗТМ-1 со спаренным 7,62-мм пулемётом КТ-7,62, дымовые гранатомёты системы 902Б «Туча»). Защищённость экипажа усилена за счёт разнесённого бронирования и кевларового подбоя, ходовая часть прикрыта противокумулятивными экранами. Изготовлен 1 опытный .
  • МТ-ЛБР7 - БМП на шасси МТ-ЛБ с боевым модулем БМ-3 «Штурм» . Вооружение: 30-мм автоматическая пушка ЗТМ-1, спаренный с ней 7,62-мм пулемёт КТ-7,62, две пусковые установки ПТУР 9М114М «Конкурс-М », 30-мм автоматический гранатомёт, дымовые гранатомёты. Защищённость экипажа усилена за счёт разнесённого бронирования и кевларового подбоя. Производитель - Харьковский тракторный завод имени Серго Орджоникидзе .
  • МТ-ЛБМШ - БМП на шасси МТ-ЛБ с боевым модулем «Шквал» . Вооружение: 30-мм автоматическая пушка ЗТМ-1, спаренный с ней 7,62-мм пулемёт КТ-7,62, две противотанковые управляемые ракеты (ПТРК) «Барьер», 30-мм автоматический гранатомёт, дымовые гранатомёты. Сделано 26 для Мьянмы .
  • «Положение-2 » - разведывательный автоматизированный звукометрический акустический комплекс «Положение-2» производства СКБ «Молния» был разработан в 1995-2012 годах и в феврале 2013 года принят на вооружение украинской армии. В апреле 2013 года был изготовлен один демонстрационный образец на шасси МТ-ЛБ
  • МТ-ЛБ-Т-23-2 - МТ-ЛБ с

Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении