mppss.ru – Все про автомобили

Все про автомобили

Правовое обоснование и необходимость обработки персональных данных в организации. Персональные данные: кому и как доступно их разглашение? Кто имеет право собирать личные данные

Персональные данные - любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физ. лицу, в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, соц., имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.

Персональные данные работника (ТК) - информация, необходимая работодателю в связи с труд.и отношениями и касающаяся конкретного работника.

Правовое регулирование: ФЗ «О персональных данных». Глава 14 ТК.

Обработка персональных данных работника - получение, хранение, комбинирование, передача или любое другое использование персональных данных работника.

Работодатель и его представители при обработке персональных данных работника обязаны соблюдать следующие общие требования:

1) обработка персональных данных работника может осуществляться исключительно в целях обеспечения соблюдения законов, содействия работникам в трудоустройстве, обучении и продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества;

2) при определении объема и содержания обрабатываемых персональных данных работника работодатель должен руководствоваться Конституцией, ТК и иными фед.и законами;

3) все персональные данные работника следует получать у него самого. Если персональные данные работника возможно получить только у третьей стороны, то работник д/б уведомлен об этом заранее и от него должно быть получено письменное согласие ;

4) работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его политических, религиозных и иных убеждениях и частной жизни;

5) работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его членстве в общественных объединениях или его профсоюзной деятельности;

6) при принятии решений, затрагивающих интересы работника, работодатель не имеет права основываться на персональных данных работника, полученных исключительно в результате их автоматизированной обработки или электронного получения;

7) защита персональных данных работника от неправомерного их использования или утраты должна быть обеспечена работодателем за счет его средств;

8) работники и их представители д/б ознакомлены под роспись с документами работодателя, устанавливающими порядок обработки персональных данных работников, а также об их правах и обязанностях в этой области;

9) работники не должны отказываться от своих прав на сохранение и защиту тайны;

10) работодатели, работники и их представители должны совместно вырабатывать меры защиты персональных данных работников.

18. Понятие и виды рабочего времени.

Раб. время - время, в течение кот. работник в соответствии с правилами внутреннего труд. распорядка и условиями труд. договора должен исполнять труд. обязанности, а также иные периоды времени, кот. в соответствии с труд. зак-вом относятся к раб. времени.

Виды раб. времени:

1. Нормальная продолжительность раб. времени не может превышать 40 часов в неделю.

2. Сокращенная продолжительность раб. времени устанавливается: - д/работников в возрасте до 16 лет - не более 24 час./нед.; - д/работников в возрасте от 16 до 18 лет - не более 35 час./нед.; - д/работников, являющихся инвалидами I или II группы, - не более 35 час./нед.; - д/работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, - не более 36 час./нед.

3. По соглашению м/д работником и работодателем могут устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии неполный раб. день (смена) или неполная рабочая неделя. Работодательобязан устанавливать неполный раб. день (смену) или неполную рабочую неделю по просьбе беременной женщины, одного из родителей, имеющего ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с мед. заключением.

4. Работа в ночное время - время с 22 часов до 6 часов. Продолжительность работы (смены) в ночное время сокращается на 1 час без последующей отработки.Не сокращается продолжительность работы (смены) в ночное время д/работников, кот. установлена сокращенная продолжительность раб. времени, а также д/работников, принятых специально д/работы в ночное время.

24 февраля 2016 в 17:35

Основы обработки персональных данных

  • Блог компании Зарцын и партнеры ,
  • Законодательство в IT ,
  • Патентование

Мы уже начинали говорить о персональных данных, их сборе и обработке. Но, об этом можно говорить бесконечно и мы продолжим. В прошлый раз мы говорили об изменениях в законе, но не учли самого главного - САМ ЗАКОН ВЫ НЕ ЧИТАЛИ!.. И, судя по обратной связи, информация требует более детальной проработки.
Поэтому мы несколько раз перечитали все законы и дополнения к ним. Сделали из него эдакую выжимку. Четко по пунктам расписав основные его нормы и требования.

Основы основ

«Обработка персональных данных базируется на принципах законности и справедливости» - гласит ФЗ-152 «О персональных данных». Из этих понятиях зиждятся остальные принципы, отражающие суть обработки персональных данных как процесса. И вот что вам необходимо запомнить:

1. Обработка персональных данных должна отвечать целям сбора персональных данных;
Это значит, что Субъект обработки ПДн (покупатель, клиент, работник и т.д.) должен быть уведомлен о целях обработки. Поэтому цели должны быть отражены в форме письменного согласия на обработку персональных данных.

2. Не должны объединяться базы данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в несовместимых между собой целях;
Тут все очевидно: не должны быть объединены базы персональных данных, содержащие, например, фискальную информацию о работниках компании, и базы персональных данных клиентов компании.

3. Обрабатываемый объем персональных данных не должен быть избыточным по отношению к целям их обработки;
Получается, что интернет-магазин продающий носки может обрабатывать персональные данные покупателей, которые могут содержать информацию о предпочтениях, о маркетинговой активности, но персональные данные покупателя, говорящие о наличии у него, скажем, заболеваний, будут явно избыточными.

4. При обработке персональных данных должны быть обеспечены их точность, достаточность и актуальность по отношению к целям обработки;
Это необходимо в первую очередь для качественного и своевременного выполнения какого-либо юридически значимого действия, при котором используются персональные данные. Например, для непосредственной покупки товара.

5. Хранение персональных данных должно осуществляться не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных.
Обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей. То есть если интернет-магазин закрывается, то базу персональных данных его покупателей нельзя оставлять «врагам», необходимо ее хотябы обезличить.

Этапы работы с персональными данными

1. Сбор
При сборе персональных данных с посетителей сайта мы рекомендуем в любом случае указывать:
  • наименование оператора;
  • цель обработки персональных данных и ее правовое основание;
  • предполагаемые пользователи персональных данных;
  • установленные законом права субъекта персональных данных;
  • источник получения персональных данных.
Кроме того, по запросу гражданина оператор по обработке персональных должен предоставить:
  • Подтверждение факта обработки персональных данных оператором;
  • Наименование и место нахождения оператора, сведения о лицах, которые имеют доступ к персональным данным или которым могут быть раскрыты персональные данные на основании договора с оператором или на основании федерального закона;
  • Сроки обработки персональных данных;
  • Информацию об осуществленной или о предполагаемой трансграничной передаче данных;
2. Хранение
Хранение и запись, систематизация, накопление, уточнение, должны осуществляться на территории РФ – это уже все знают. Хранение персональных данных может осуществляться в любой форме, в том числе бумажной.
Обработка персональных данных может осуществляться за границей, если база данных в РФ содержит равный или больший объем персональных данных.

3. Использование
Помните! Действия, совершаемые с собранными персональными данными должны осуществляться строго согласно целям, для которых они были предоставлены.
То есть, если данные собраны при покупке носков в интернет магазине «А», то и использоваться они должны только для продаж магазина «А», которому эти данные оставили. Если эти данные использовать для продажи квартир на другом ресурсе, то это уже будет считаться неправомерным использованием персональных данных.

4. Блокирование
Если субъект обнаружил что его данные используют неправомерно и обратился к вам с претензией (или его представитель/ соответствующий орган), то вы обязаны блокировать его персональные данные и проверить правомерность их использования. Если данные эти обрабатывает подрядчик, то вы обязаны сделать все для блокировки и проверки данных обратившегося.
Все тоже самое вы обязаны провернуть в том случае, если субъект обнаружил неточности в своих данных.
Блокировка должна осуществляться с момента такого обращения или получения запроса на время проверки, если блокирование персональных данных не нарушает права и законные интересы субъекта персональных данных или третьих лиц.

5. Уничтожение
А вот уничтожить данные или обеспечить прекращение использования вы обязаны в случае отзыва согласия. Также, если сохранение персональных данных более не требуется для целей обработки персональных данных.
Произвести все это необходимо в срок не более тридцати дней с даты поступления отзыва, если иное не предусмотрено договором.

Напомним, что нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей;
  • на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей;
  • на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Суммы сами по себе небольшие, но сам факт привлечения внимания надзорных органов может повлечь гораздо более серьезные проблемы.

БОНУС

Трансграничная передача данных возможна, ее никто не запрещал.
НО, вы обязаны
  • хранить и актуализировать все данные на серверах в РФ (первичная БД)
  • указать в «Соглашении на обработку ПДн» то, что вы планируете передавать эти данные в другую страну и для каких конкретных целей (писать ли конкретную страну в законе не указано)
Ответственность за использование переданных данных несет тот Оператор, которому переданы эти базы данных.

Предоставление удаленного доступа к базам данных, находящихся на территории РФ, с территории другого государства ФЗ-242 не запрещается.

На этом все, коллеги. Да прибудет с вами милость Эру!

В 2005 году Российская Федерация ратифицировала Конвенцию Совета Европы «О защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных» (Страсбург, 28 января 1981 г.). С ратификацией этого международного документа наша страна и мы, её граждане вступили в новую социально-экономическую формацию, в которой полномочия государства и права человека вторичны относительно прав «операторов». Во исполнение Конвенции в 2006 году в России поспешно принят ФЗ-№152 «О персональных данных» (далее ФЗ-№152), который во всех базовых положениях повторяет Конвенцию. ФЗ-№152 действует с 2006 года, однако до последнего времени при походе в библиотеку или к стоматологу человеку не приходилось давать полный отчёт о своей жизни: себе, семье, работе, собственности.

Жёсткий и тотальный сбор информации обо всех сторонах жизни человека начался только в связи с принятием ФЗ-№210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» . Здесь-то и заработали заблаговременно принятые Конвенция Совета Европы «О защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных» и ФЗ-№152. Именно на основании ФЗ-№152 в последнее время гражданам предлагают подписывать различные бланки « о согласии на обработку их персональных данных» по месту работы, учёбы, в детском саду, который посещает ребёнок. Собирают наши «добровольные» согласия школы, поликлиники, библиотеки, все социальные учреждения. Подсуетились и магазины, которые при предоставлении скидки раздают анкеты, где мелким шрифтом включена фраза о согласии на обработку персональных данных.

Прежде чем дать такое согласие, человеку необходимо знать, что стоит за понятиями, употребляемыми в бланках

1. В соответствии с ФЗ-№152 персональные данные – это любая информация, относящаяся прямо или косвенно к физическому лицу.

2. Понятие «обработка персональных данных» имеет далеко не такое невинное значение как большинству из нас кажется. В соответствии с п. 3 статьи 3 ФЗ-№152, «обработка» включает в себя любое действие (операцию) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

3. Очень важно понятие «оператор». Нужно помнить, что оператор независимо от желания человека самостоятельно решает какие персональные данные он собирает и какие действия с этими данными человека совершает.

В соответствии с ФЗ-№152 оператор это – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо , самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных , подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными .

4. Что прячется за понятием «использование персональных данных»?

Поскольку операторам предоставлено право любых действий с нашими персональными данными, то и принятие юридически значимых решений охватывается этим правом.

Давая согласие на обработку своих персональных данных, человек соглашается на совершение операторами любых действий и манипуляций с любой своей, в том числе и конфиденциальной информацией.

5. В соответствии с ФЗ-№152 «распространение» – это действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц. Поскольку персональные данные – это любая информация о человеке, то распространение – это фактически не контролируемое человеком ознакомление с его самой конфиденциальной информацией любых физических и юридических лиц по усмотрению оператора.

Если оператор сочтёт необходимым, то в процессе обработки-распространения может осуществляться и трансграничная передача персональных данных – передача персональных данных оператором через Государственную границу Российской Федерации органу власти иностранного государства, иностранному физическому или иностранному юридическому лицу.

6. ФЗ-№152 даёт практически безграничные возможности для любых манипуляций с нашими персональными данными любому оператору, получившему согласие человека «на обработку персональных данных».

Формальная фраза бланков о праве человека отозвать согласие на обработку персональных данных ничего не решает. К моменту отзыва персональные данные человека уже разосланы в различные базы, где они остаются и используются. Кроме того, отзыв согласия чреват репрессивными мерами оператора. Некоторые операторы предупреждают о них сразу, а другие будут применять на практике без предупреждения. В статью 9 ФЗ-№152 внесены изменения, дающие оператору право продолжать обработку персональных данных и после отзыва согласия на обработку. А изменения в статье 6 этого закона допускают обработку персональных данных без согласия человека при оказании государственных и муниципальных услуг, включая регистрацию на едином портале государственных услуг. Если следовать логике этих положений, никакие электронные услуги не будут оказываться при отказе человека на обработку его персональных данных.

Итак, в информационном обществе на первый план выходит новое лицо – оператор, диктующий свои условия гражданам и государству.

7. Тысячи граждан по религиозным убеждениям не могут принять автоматизированный способ учета персональных данных, который основывается на использовании личных идентификаторов (СНИЛС, ИНН и других), штрихового кодирования информации, создании баз персональных данных, доступ в которые осуществляется на основании цифровых идентификаторов личности. Использование личных цифровых идентификаторов в любых правоотношениях нарушает право действовать под своим именем, гарантированное статьей 19 Гражданского кодекса РФ. Для верующего человека замена имени цифровым идентификатором неприемлема, поскольку происходит фактическая замена имени, данного при Крещении, цифровым номером, который является пожизненным и становится обязательным условием доступа к любым правам и услугам.

Однако отказ от использования автоматизированного способа учета персональных данных не лишает граждан прав, гарантированных Конституцией РФ. Первые примеры санкций за отказ предоставить всю информацию о себе в полное распоряжение оператора уже имеются. Так называемые операторы в ответ на отказ дать согласие на обработку персональных данных прекращают гражданам выплату дотаций, не оказывают медицинскую помощь и др. Учащиеся сообщают об угрозах не допустить к экзаменам или не выдать аттестат. Это является грубейшим нарушением прав граждан.

В Конституции РФ права граждан на социальное обеспечение, медицинскую помощь, образование и другие не обусловлены обязательным согласием на обработку персональных данных. Конституция имеет прямое действие и высшую юридическую силу. Граждане имеют право требовать реализации всех своих прав и в случае отказа на обработку персональных данных.

8. 4 февраля 2013 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви принят Документ «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных».

В Документе говорится, что тысячи граждан на основе своих конституционных прав и по религиозной мотивации отказываются от использования новой идентификационной системы.

Церковь считает особенно важным принцип добровольности принятия любых идентификаторов и указывает, что необходимо проявлять уважение к конституционным правам граждан и не дискриминировать тех, кто отказывается от принятия электронных средств идентификации.

Церковь считает недопустимым ограничение прав граждан в случае отказа дать согласие на обработку персональных данных.

В п. 5 говорится: «В связи с тем, что обладание персональной информацией создает возможность контроля и управления человеком через различные сферы жизни (финансы, медицинская помощь, семья, социальное обеспечение, собственность и другое), возникает реальная опасность не только вмешательства в повседневную жизнь человека, но и внесения соблазна в его душу. Церковь разделяет опасения граждан и считает недопустимым ограничение их прав в случае отказа человека дать согласие на обработку персональных данных».

1. Субъект персональных данных имеет право на получение сведений, указанных в части 7 настоящей статьи, за исключением случаев, предусмотренных частью 8 настоящей статьи. Субъект персональных данных вправе требовать от оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.

2. Сведения, указанные в части 7 настоящей статьи, должны быть предоставлены субъекту персональных данных оператором в доступной форме, и в них не должны содержаться персональные данные, относящиеся к другим субъектам персональных данных, за исключением случаев, если имеются законные основания для раскрытия таких персональных данных.

3. Сведения, указанные в части 7 настоящей статьи, предоставляются субъекту персональных данных или его представителю оператором при обращении либо при получении запроса субъекта персональных данных или его представителя. Запрос должен содержать номер основного документа, удостоверяющего личность субъекта персональных данных или его представителя, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, сведения, подтверждающие участие субъекта персональных данных в отношениях с оператором (номер договора, дата заключения договора, условное словесное обозначение и (или) иные сведения), либо сведения, иным образом подтверждающие факт обработки персональных данных оператором, подпись субъекта персональных данных или его представителя. Запрос может быть направлен в форме электронного документа и подписан электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. В случае, если сведения, указанные в части 7 настоящей статьи, а также обрабатываемые персональные данные были предоставлены для ознакомления субъекту персональных данных по его запросу, субъект персональных данных вправе обратиться повторно к оператору или направить ему повторный запрос в целях получения сведений, указанных в части 7 настоящей статьи, и ознакомления с такими персональными данными не ранее чем через тридцать дней после первоначального обращения или направления первоначального запроса, если более короткий срок не установлен федеральным законом, принятым в соответствии с ним нормативным правовым актом или договором, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных.

5. Субъект персональных данных вправе обратиться повторно к оператору или направить ему повторный запрос в целях получения сведений, указанных в части 7 настоящей статьи, а также в целях ознакомления с обрабатываемыми персональными данными до истечения срока, указанного в части 4 настоящей статьи, в случае, если такие сведения и (или) обрабатываемые персональные данные не были предоставлены ему для ознакомления в полном объеме по результатам рассмотрения первоначального обращения. Повторный запрос наряду со сведениями, указанными в части 3 настоящей статьи, должен содержать обоснование направления повторного запроса.

6. Оператор вправе отказать субъекту персональных данных в выполнении повторного запроса, не соответствующего условиям, предусмотренным частями 4 и настоящей статьи. Такой отказ должен быть мотивированным. Обязанность представления доказательств обоснованности отказа в выполнении повторного запроса лежит на операторе.

7. Субъект персональных данных имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных, в том числе содержащей:

1) подтверждение факта обработки персональных данных оператором;

2) правовые основания и цели обработки персональных данных;

3) цели и применяемые оператором способы обработки персональных данных;

4) наименование и место нахождения оператора, сведения о лицах (за исключением работников оператора), которые имеют доступ к персональным данным или которым могут быть раскрыты персональные данные на основании договора с оператором или на основании федерального закона;

5) обрабатываемые персональные данные, относящиеся к соответствующему субъекту персональных данных, источник их получения, если иной порядок представления таких данных не предусмотрен федеральным законом;

6) сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;

7) порядок осуществления субъектом персональных данных прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

8) информацию об осуществленной или о предполагаемой трансграничной передаче данных;

9) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка поручена или будет поручена такому лицу;

10) иные сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами.

Комментарий к статье 88

1. По общему правилу персональные данные работника не могут быть переданы третьей стороне. Исключением из данного правила являются: 1) выдача работником письменного согласия на передачу персональных данных третьей стороне; 2) передача персональных данных работника в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью самого работника; 3) случаи, установленные федеральным законом.

2. При определении допустимости выдачи работником работодателю письменного согласия на передачу персональных данных третьей стороне следует руководствоваться установленным Конституцией РФ и п. 9 ст. 86 ТК запретом на отказ со стороны работника от своего права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. О содержании такого согласия см. п. 3 комментария к ст. 86.

3. Получателями персональных данных работника на законном основании являются:

Фонд социального страхования Российской Федерации;

Пенсионный фонд Российской Федерации;

Налоговые органы;

Федеральная инспекция труда;

Иные органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде;

Органы исполнительной власти, профессиональные союзы, участвующие в расследовании несчастных случаев на производстве.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Пункт 7 ст. 17 данного Закона обязывает работодателя собирать и представлять за свой счет страховщику в установленные страховщиком сроки документы, являющиеся основанием для начисления и уплаты страховых взносов, назначения обеспечения по страхованию, и иные сведения, необходимые для осуществления обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Работодатель обязан предоставить в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору. Эти сведения могут предоставляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или по каналам связи) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений. Вопрос о возможности предоставления информации в электронной форме решается Пенсионным фондом РФ совместно с конкретными работодателями (ст. 8 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

Выступая в качестве налогового агента работников, исчисляющего, удерживающего из средств, выплачиваемых работникам, и перечисляющего в бюджет соответствующие налоги, работодатель обязан представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов (ст. 24 Налогового кодекса РФ).

В соответствии со ст. 357 ТК государственные инспекторы труда при осуществлении надзорно-контрольной деятельности имеют право запрашивать у работодателей и безвозмездно получать от них документы и информацию, необходимую для выполнения надзорных и контрольных функций, включая персональные данные работников.

Информация о групповом несчастном случае на производстве, тяжелом несчастном случае на производстве, несчастном случае на производстве со смертельным исходом должна быть направлена работодателем в организации, поименованные в ст. 228.1 ТК.

В соответствии с ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера федеральных гражданских служащих, назначение на должность и освобождение от должности которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ, предоставляются для опубликования общероссийским средствам массовой информации по их обращениям с одновременным информированием об этом указанных гражданских служащих, а сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера соответствующих гражданских служащих субъекта РФ предоставляются для опубликования общероссийским и региональным средствам массовой информации по их обращениям с одновременным информированием об этом указанных гражданских служащих.

4. В современных условиях работодатель зачастую предоставляет своим потенциальным или действительным контрагентам информацию о занятых у него работниках с целью заключения нового или продления действия уже заключенного договора. Комментируемая статья допускает передачу персональных данных работника в коммерческих интересах работодателя, но ограничивает такую передачу исключительно теми случаями, когда работник дает письменное согласие на сообщение персональных данных конкретному третьему лицу в письменной форме. Выдача согласия на передачу персональных данных работника неопределенному кругу третьих лиц или без ограничения сроков такой передачи не порождает правовых последствий и не может служить основанием для передачи персональных данных работника.

5. Поскольку персональные данные относятся к категории конфиденциальной информации, любые лица, обладающие данной информацией, обязаны соблюдать специальный режим использования и защиты персональных данных работников. Так, лица, получившие персональные данные работника на законном основании, обязаны использовать их исключительно в целях, которые заявлялись при запросе соответствующей информации, а также не разглашать такую информацию. Исключения из данного правила определяются только федеральными законами. Необходимость дальнейшей передачи персональных данных работников может, в частности, вытекать из законодательства об административных правонарушениях, уголовного процессуального законодательства. Например, протокол об административном правонарушении, в котором могут содержаться персональные данные работника, в том случае, когда лицо, его составившее, не имеет права рассматривать дело об административном правонарушении, передается соответствующему лицу, в течение суток с момента составления протокола (ст. 28.8 КоАП РФ).

Работодатель, передающий персональные данные работника третьим лицам, вправе потребовать от этих лиц строго целевого использования этих данных и представления доказательств соблюдения данного правила. Форма такого требования определяется работодателем самостоятельно, а форма представления доказательств исполнения третьим лицом своей обязанности по сохранению конфиденциальности персональных данных - по соглашению сторон.

6. В деятельности любого работодателя неизбежно возникает необходимость периодической передачи персональных данных работника от одного структурного подразделения (работника) к другому. Так, информация о новом работнике или об изменении персональных данных передается кадровой службой в бухгалтерию или в службу безопасности. Такая передача осуществляется в порядке, установленном локальным нормативным актом. Установление обязанности ознакомить работника с таким актом под роспись способствует прозрачности работы по обработке персональных данных и способствует более полной реализации права человека на охрану неприкосновенности его личной жизни.

О локальных нормативных актах см. подробнее ст. 8 ТК и комментарий к ней.

7. Доступ к персональным данным работников в процессе их обработки ограничивается кругом лиц, для которых обработка соответствующих данных является одной из должностных обязанностей (сотрудники кадровых, бухгалтерских и иных служб). Право доступа к персональным данным работников предоставлено также лицам, осуществляющим функции надзора и контроля за соблюдением работодателями законодательства о труде, а также лицам, контролирующим правильность исполнения работодателем обязанностей как налогового агента работника или страхователя в системе обязательного государственного страхования. Подробнее о лицах, осуществляющих функции надзора и контроля за соблюдением работодателями законодательства о труде, см. ст. ст. 357, 366 - 369 ТК и комментарий к ним.

Следует отметить, что установленное комментируемой статьей правило о получении данными лицами только тех персональных данных, которые им необходимы для выполнения конкретных функций, трудно реализуемы на практике. Персональные данные работника собираются в его личном деле, не подлежат дроблению и в принципе доступны для ознакомления лицом, осуществляющим надзорно-контрольные функции в полном объеме. Исполнить требования закона возможно при четкой работе с лицами, осуществляющими функции надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, теми работниками, занятыми у конкретного работодателя, трудовой функцией которых является работа с персональными данными.

При передаче персональных данных внутри организации в соответствующее структурное подразделение (работнику) должна передаваться часть персональных данных, необходимая конкретному структурному подразделению (работнику) для исполнения своих функций.

8. Информация о состоянии здоровья гражданина составляет врачебную тайну. В соответствии со ст. 61 Основ законодательства об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. передача сведений, составляющих врачебную тайну, работодателю допускается с согласия гражданина или его законного представителя. Исключение составляют случаи, когда информация о состоянии здоровья работника передается работодателю при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений или при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий. Информация о состоянии психического здоровья гражданина может передаваться работодателю лишь в случаях, установленных федеральными законами (ст. 8 Закона РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании").


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении