mppss.ru – Все про автомобили

Все про автомобили

Пушкинские дни в библиотеках района. Сценарий мероприятия ко дню рождения А. С. Пушкина. (Проводится в летнем лагере дневного пребывания) Пушкинские мероприятия в библиотеке для детей

Пушкин - это один из самых значительных поэтов, когда-либо живших в нашей стране. Его творчеством зачитываются как дети, так и взрослые. Именно Пушкин привил любовь русскому народу к родному языку. Ведь до него вся богема нашего общества разговаривала на французском. В честь великого поэта, так много сделавшего для своей родины, наши современники организовали дни русского языка, которые получили название Пушкинские дни.

Почему 6 июня

Неудивительно, что Пушкинские дни всегда выпадают на временной промежуток, включающий 6 июня. Ведь именно в этот день в 1799 году родился Александр Сергеевич. Этим знаковым днем президент России Б.Н. Ельцин в 1997 году решил отмечать День русского языка. Ведь это так аллегорично. Пушкин не только в свое время ввел моду на родной язык, он, в отличие от своих современников, владел им в совершенстве. Многие тесты на проверку словарного запаса, такие модные в наши дни, пишутся как раз на основе пушкинских произведений. Ведь в активном запасе поэта было более 300 тыс. слов.

История появления праздника

Пушкинские дни стали отмечать задолго до того, как праздник стал официальным. Но как уже говорилось выше, всероссийский размах он получил в 1997 году. В этот день поэту исполнилось бы 200 лет. Но пушкинские музеи праздновали день рождения писателя задолго до того, как праздник принял всероссийский масштаб. Особенно широко гуляния проходили (да и проходят по сей день) в Михайловском имении и в Пушкинских горах. Все люди, которые считают себя поэтами, и даже те, кто просто любят стихи, 6 июня в Пушкинские дни собираются вместе. Делают они это для того, чтобы почтить память человека, который смог поднять авторитет русского языка в глазах не только своих современников, но и многих европейских стран.

В 2007 году, к 210-летию Пушкина, 6 июня официально объявлен днем русского языка. Таким образом, день рождения писателя стал общероссийским праздничным днем.

Где отмечают День русского языка

Пушкинские дни отмечают во всех городах России. Это событие имеет большое культурное значение. Мероприятия в честь праздника организует администрация города, а также все культурные заведения, такие как библиотеки, музеи, парки, литературные кафе, выставочные центры, клубы досуга, литературные кружки и театры. Все чаще 6 июня отмечают в школах и детских садах. Подрастающему поколению прививают знание и любовь к сказкам и поэмам. Благодаря им дети не только пополняют свой словарный запас, но и расширяют кругозор. Ведь это так увлекательно, когда тебе читают захватывающие рассказы, а еще лучше, когда они ложатся в сценарий представления. Но образованием юных созданий занимаются не только частные и государственные учреждения. Многие родители самостоятельно организовывают 6 июня Пушкинский день для своего ребенка. Они устраивают семейные поэтические вечера, где участвуют не только родители, но и непосредственно сами дети. Они могут рассказать стихи известного поэта. Таким образом, можно натренировать память, улучшить дикцию и расширить кругозор своего ребенка.

Но активно Пушкинский день отмечают не только со школьниками и дошкольниками. Его празднуют и студенты филологических факультетов. Ведь они изучают творчество Александра Сергеевича практически досконально, поэтому на встречах в честь великого русского поэта им есть что обсудить.

Мероприятия к Пушкинскому дню

Подготовка к празднику начинается заранее. Пушкинский день, сценарий которого для администрации города пишется заранее, должен быть насыщенным и интересным. Ведь главные мероприятия всегда имеют именно городское значение. Обычно все события этого дня переносят на вечер, чтобы как можно больше народу смогло поучаствовать в празднике. Чаще всего торжество сопровождается костюмированной анимацией. Актеры в костюмах XIX в. ходят по парку и приглашают отдыхающих принять самое непосредственное участие в празднике. Конкурсы, которые проводятся, рассчитаны на различный возраст и уровень подготовки.

Часто на таком празднике просят процитировать стихи Пушкина или его известные высказывания, рассказать биографию поэта или показать знания произведений русской классики. Также актеры разыгрывают сценки из жизни Пушкина, читают стихи, танцуют на импровизированных балах и пьют чай из самовара. Иногда праздник принимает форму народных гуляний с песнями, плясками и хороводами.

Как празднуют Пушкинский день в библиотеке

Это очень интересно. В Пушкинский день в библиотеке проходят самые значимые события. Это неудивительно, ведь сложно найти человека, который бы так же хорошо знал биографию русского поэта, как библиотекарь. Люди этой профессии иногда тратят всю свою жизнь на изучение и нахождение новой информации о великом русском поэте.

Пушкинский день в библиотеке - торжественное событие, и к нему готовятся заранее. Обычно подготовка к новому мероприятию начинается, когда торжественно заканчиваются все события, организованные в честь поэта в этом году. Ведь время не стоит на месте, ежегодно можно вовлечь в мероприятия все больше участников, но только при условии, что программа будет насыщенной и интересной. Самыми частыми мероприятиями, организовываемыми в библиотеке, являются Пушкинские чтения, просмотр художественных и биографических фильмов, а также лекции, посвященные жизни и творчеству Пушкина.

Сложно себе представить, чтобы к этому торжественному дню в библиотеке не была подготовлена выставка книг. Тематика таких выставок различна. Это могут быть книги, изданные в пушкинское время, биография поэта, написанная его современниками, или художественные альбомы, иллюстрирующие самые знаменитые сказки Александра Сергеевича.

Как отметить праздник с дошкольниками

Пушкинский день для детей стараются организовать даже в детском саду. И это неудивительно, ведь большая часть творчества великого поэта была предназначена именно для детей. Поэтому воспитатели прививают любовь к классику даже самым маленьким своим воспитанникам. Дети рисуют картинки и плакаты по сказкам, а также учат стихи. Многие детские сады 6 июня организовывают утренники, чтобы отметить праздник русского языка вместе с родителями своих подопечных.

Как отмечают День русского языка в школах

Пушкинский день, сценарий для которого пишется уже за полгода, в школах отмечают очень широко. Особенно в классах с углубленным изучением русского и литературы. Учителя организуют праздник силами своих учеников: ставят театральные постановки, учат стихи, изучают танцы пушкинского времени.

6 июня как раз выпадает на школьную практику. А младшие школьники в это время посещают лагеря, организованные при школе. Поэтому, несмотря на официальные каникулы, учителя не оставляют детей без увлекательных мероприятий.

Зачем нужен праздник

Многие задаются вопросом о том, зачем так широко отмечать день рождения Пушкина. Но в нашей стране люди очень любят праздники, и нашей культуре не хватает как раз таких, которые были бы организованы в честь людей искусства. Ведь именно от того, как в стране поставлено отношение к эстетическому образованию населения, и будет зависеть культура.

И народу нравятся мероприятия, которые помогают ему поближе познакомиться со своей историей и узнать побольше о великом русском поэте. Программа Пушкинского дня во всех городах разная, но есть и схожие моменты. Например, во всех городах проходит празднование 6 июня в библиотеках, а в парках устраивают поэтические вечера. Это время, когда культурные люди нашей страны имеют возможность встретиться, познакомиться и пообщаться. Поэтому этот еще молодой праздник уже внес свою лепту в историю нашей страны.

Благодаря Пушкинскому дню появился день русского языка, в свою очередь, благодаря которому в пределах нашей страны стали проводить орфографические диктанты. Таким образом, одно незначительное событие за свою десятилетнюю историю смогло поднять уровень культуры. Нужно пользоваться этим опытом и в дальнейшем для того, чтобы люди нашей страны с каждым годом становились все образованнее и культурнее.

На абонементе отдела обслуживания межпоселенческой библиотеки проведен Открытый микрофон «Мы вновь читаем пушкинские строки». Читателям предлагалось прочитать наизусть или из сборника стихов любое стихотворение поэта по собственному выбору. После прочтения чтецам подарены небольшие сувениры.

Участники викторины показали неплохие знания биографии поэта. И хотя некоторым немного сложно было прочитать стихи Александра Сергеевича, отрадно, что их читают, и они до сих пор интересны. Молодежь открыла для себя творчество поэта с неожиданной для себя стороны. Постоянный читатель кафедры юношества Никита Абрамкин прочитал редко исполняемые стихи на медицинскую тему. Несколько ребят довольно долго выбирали стихи, но выбрали тоже произведения автора не из школьной программы. Участников было немало.

В гости, как говорится, «на огонек», зашли поэты – земляки: Юрий Мочалов из Линева, Ольга Пономарева, искитимская поэтесса и сотрудник библиотеки. Они прочитали свои стихи, посвященные Пушкину.

На протяжении дня на абонементе демонстрировались фильмы по произведениям А.С. Пушкина. Праздник в целом прошел эмоционально и трогательно. Участники открытого микрофона и викторины пользовались литературой с выставок, представленных на абонементе.

Выставка — вернисаж «Я помню чудное мгновенье…» создана в ознаменование пушкинского праздника. Выставка посвящена женщинам, сыгравшим в личной и творческой судьбе поэта большую роль. Самой главной из них была, конечно же, Н.Н. Гончарова. На выставке представлены произведения Л. Гроссмана «Письма женщин к Пушкину», П. Губера «Донжуанский список Пушкина», И. Ободовской и М. Дементьева «Наталья Николаевна Гончарова», «Сестры Гончаровы. Которая из трех?» и т.д.

Выставка — утверждение «И продолжает жить в потомках вечный Пушкин…» представляет единое целое с выставкой «Я помню чудное мгновенье…» и программой «Открытый микрофон». На выставке представлены цитаты из произведений Пушкина, литература о жизни и творчестве А.С. Пушкина, его стихотворения и произведения в прозе.

В читальном зале отдела обслуживания читателям было предложено сыграть в литературное лото «Пушкинская панорама». Организатор игры – библиотекарь отдела обслуживания Н. А. Мартынова.

Три игровых поля (раздела) составляли основу «Пушкинской панорамы»: «Сказки», «Лирика», «Драматургия. Проза». В каждом разделе игрокам предлагалось выполнить определенное задание. В разделе «Сказки» иллюстрации нужно было разложить на игровом поле по названию сказок. В «Лирике» участники игры к началу стихотворения находили его продолжение. В разделе «Драматургия. Проза» из предложенных названий произведений разных авторов игроки выбирали только произведения А.С. Пушкина. В помощь читателям здесь же на столах лежали книги с произведениями великого классика.

В игре приняло участие 12 человек. Участники увлеклись игрой и выполняли задание на всех игровых полях. По отзывам читателей, литературное лото помогло им не только соприкоснуться с творчеством великого поэта и вспомнить его произведения, но и на какое-то время отвлечься от повседневной суеты и погрузиться в мир детства и игры. Участники игры показали великолепное знание творчества А.С. Пушкина и были награждены памятными сувенирами.

Впервые для жителей р.п. Линёво 6 июня открылся Парк Пушкина, и сразу обрёл столь шумный успех, что линёвцы уже ждут лета 2017, строят планы на следующий Пушкинский день, и готовят новые идеи его празднования!

А в этот понедельник в сквере у магазинов «Белка» и «Импульс» было на удивление многолюдно. Дети ходили следом за Евгением Онегиным и его дамами, не давали проходу цыганке Земфире и няне Арине Родионовне, дружно рисовали большой, яркий плакат «Сказки Пушкина», высунув от усердия языки, выводили гусиным пером каллиграфические буквы, стояли в очередь у микрофона, чтобы прочесть стихотворение Александра Сергеевича. Кроме того, пришедших на праздник одарили подарками: календари, значки, открытки, тесты на грамотность – забрав с собой всё это богатство, линёвцы наверняка уже запомнят, что 6 июня родился великий поэт, единственный, чей день рождения отмечает вместе огромная страна!

Мероприятие проведено по инициативе областного Фонда сохранения и развития русского языка «Родное слово» при поддержке Линевской администрации.

Библиотекарь сельской библиотеки и работники досугового центра в селе Верх – Коен провели игровую познавательную программу «На солнечной поляне Лукоморья». Кот Ученый, Баба Яга, домовой Кузьма Кузьмич (их исполнили ученики 5 – 6 классов) провели с детьми, посещающими летнюю площадку, пушкинские игры и конкурсы, почитали стихи поэта.

В Елбашинской сельской библиотеке ребята из клуба «Почитайка» читали вслух пролог к поэме «Руслан и Людмила», «Сказку о золотом петушке», стихи А. С. Пушкина, рисовали иллюстрации к сказкам. Библиотекарь Р. В. Апарин познакомил детей с историей праздника «Пушкинский день России», коротко – с творческой биографией А. Пушкина.

В библиотеке п. Керамкомбинат проведен День информации «Славим живое русское слово» для постоянных читателей: и взрослых, и детей. Посетителям дня представлена книжная выставка «Мы вновь читаем Пушкинские строки», проведен обзор литературы «И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово». Состоялось громкое чтение стихов А. Пушкина.

В течение дня в гостях побывал Незнайка, вместе с детьми он отгадывал загадки, отвечал на вопросы викторины, играл в шарады, головоломки; провел беседу о том, что замечательные книги – словари – помогут привить ребятам интерес к русскому языку, получить как можно больше знаний.

Незнайка пожелал, чтобы дети и взрослые учились говорить друг другу добрые слова и комплименты. Встреча закончилась словами «Пусть ваша речь будет всегда легкой, веселой, красочной, как эти воздушные шарики!», и вручением участникам шаров и подарков.

По определению В. И. Даля, удивительного человека, посвятившего всю жизнь составлению своего знаменитого словаря, слово – «исключительная способность человека выражать свои мысли и чувства свои: дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками, словесная речь».

В Китернинской сельской библиотеке разумно общались и познавали богатый русский язык ученики 5 – 7 классов. Библиотекарь Н. В. Свиридова провела беседу – игру «Язык моих предков угаснуть не должен». Накануне игры ребята познакомились с выставкой «Народа русского язык прекрасный».

Конкурсные задания предлагали правильно расставить ударения в тексте, угадать и продолжить пословицы, объяснить фразеологизмы, решить кроссворд о русском языке. С болельщиками проведен конкурс «Анаграммы».

В конце игры прозвучали стихи о русском языке, значении Слова. Победители и участники получили сладкие призы.

Громкие чтения «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» и «Сказки о попе и о работнике его Балде» проведены в Легостаевской сельской библиотеке. В заключение дети, участники чтений, внимательно слушавшие пушкинские строки, ответили на вопросы викторины о сказочных героях Пушкина.

Ведущий библиотекарь Листвянской сельской библиотеки М. А. Ломиворотова провела единый информационный день «Мы говорим по-русски!». В библиотеке оформлены книжные выставки: «Волшебный русский язык» для детей и «Язык есть исповедь народа» для взрослых читателей. Весь день в библиотеке предлагали читателям прочесть строки А. Пушкина наизусть, или с использованием текста.

Старик и старуха, герои «Сказки о золотой рыбке», провели акцию «Мы любим и читаем Пушкина» в посёлке Листвянский. Участниками акции стали работники администрации, социальной защиты, аптеки, прохожие, отдыхающие в парке, и, конечно, читатели библиотеки. Участвовало 32 человека.

В ролях: старик – М.А. Ломиворотова, ведущий библиотекарь, старуха – М.Г. Тукмачева – директор центра досуга.

***

Ведущим библиотекарем Морозовской сельской библиотеки Н. А. Филипповой для детей, посещающих летнюю площадку, проведен час литературы «Сказочный мир Пушкина».

Ребята познакомились с биографией поэта, посмотрев слайдпрограмму о великом поэте «Слово о Пушкине», цитировали знакомые отрывки из его стихотворных произведений наизусть. Дополняли чтение отрывками из сказок. В заключение проведена сказочная литературная викторина «Путешествие по Лукоморью». Ребята охотно отвечали на вопросы викторины, угадывали героев сказок Пушкина по описанию.

Библиотекарем Улыбинской сельской библиотеки А. А. Шперлинг проведена игровая программа с летней площадкой. Участвовало 37 ребятишек с 1 по 4 классы. В библиотеке оформлена выставка произведений А. Пушкина, по сюжету театрализованного представления кот ученый перемещал детей в сказки Пушкина, дети отвечали на вопросы викторины по сказкам А. Пушкина с загадками, разгадывали сказочный пушкинский кроссворд, с азартом участвовали в играх «Петушиные бои», «Море волнуется», «Поймай рыбку», «Собираем шишки».

6 июня в Чернореченской сельской библиотеке отметили Пушкинский день и день русского языка.

Сотрудникам администрации Чернореченского сельского совета библиотекари предложили поучаствовать в литературном дилижансе «Вёрсты жизни». Перед участниками дилижанса стояла непростая задача: представить образ живого человека — поэта: любящего мужа, хорошего семьянина, настоящего друга, человека чести. На фоне фрагментов из жизни поэта звучали его неповторимые стихи.

Библиотекари провели акцию «Любимые строчки Пушкина», в неё были вовлечены многие жители поселка. Все, кто попадал в зону внимания библиотекарей, вспоминали любимые, или давно забытые, поэтические строки пушкинского творчества, и читали вслух.

Интеллектуальная викторина «Загадки родного языка» завершила программу праздничного дня.

7 июня. Литературную композицию «Вечер у камина», посвященную А.С. Пушкину и его отношениям с Е. Бакуниной, М. Раневской, Е. Воронцовой, его чувствам и стихам, обращенным к этим женщинам, провели ученики 8 класса и библиотекарь Маякской сельской библиотеки Ю. В. Мангушева. Каждое имя в жизни Пушкина связано с определенным периодом его творчества. Стихи о лучших чувствах, написанные Пушкиным в разных городах и поселениях, фрагменты из романа в стихах «Евгений Онегин» звучали в исполнении учеников. Информацию о творческом пути поэта, неразрывно связанным с его личной жизнью, подготовила Юлия Викторовна. Композицию сопровождали вальс А. Грибоедова и романс М. Глинки «Ночь «Весенняя дышала…».

7 июня библиотекарь Новолоктевской сельской библиотеки Е. Г. Пикула провела с детьми 1 — 4 классов библиоквест «По дорогам сказок А. С. Пушкина». Участвовало 20 человек.

Целью библиоквеста было найти мудрую мысль, которую сказал когда-то Александр Сергеевич Пушкин, а для этого надо отправиться в удивительный мир его сказок. Ключевая фраза А. Пушкина «Чтение – вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека – есть наука самая занимательная» была разбита на 9 частей, и каждую часть участникам предстояло найти, предварительно выполнив задания: разгадать кроссворд, решить ребус, ответить на каверзные вопросы о героях сказок, в музее сказочных предметов отгадать, из какой они сказки. Всем понравилось творческое задание собрать пазл – обложку книги.

Поиски закончились успешно, задания выполнены, фраза составлена, а мир сказок Пушкина еще раз напомнил о себе.

Библиотеки Челябинска отметили Пушкинский день России литературными посиделками, литературными праздниками, акциями, библиосимпозиумом и поэтическими часами.

Библиотека № 10 «Радуга» 6 июня провела литературные посиделки «Сказки Пушкина - милые сердцу». На книжно-иллюстративной выставке «За Пушкинской строкой» гости праздника ознакомились с биографией Пушкина, изложенной в сказочном стиле. Среди огромного количества книг, каждый из ребят нашел для себя самые интересные и захватывающие литературные шедевры любимого поэта. Яркие иллюстрации наглядно представляли красочные сюжеты произведений. Дети вспоминали названия сказок, окончания из предложенных отрывков произведений и с удовольствием отвечали на каверзные вопросы викторины.

Артистично мальчишки и девчонки громко, с выражением читали фрагменты сказки о «Сказки о царе Салтане». Родители также были активными участниками мероприятия. Еще одним интересным моментом посиделок была литературная игра под названием «Черный ящик», где надо было угадать, что находится в ящике. Для всех желающих был проведен мастер-класс «Золотая рыбка». Дети старательно творили свои маленькие шедевры, никто не испугался сложной и кропотливой работы. За активность в мероприятии все маленькие участники получили приятные сувениры.

Гостями библиотеки № 22 имени Д.Н. Мамина-Сибиряка стали дети из летнего лагеря школы № 130. В Пушкинский день России библиотека им. Д.Н. Мамина-Сибиряка организовала литературный праздник, посвященный великому поэту. Во время литературной игры «Сказки Лукоморья» ребята совершили путешествие по сказкам А.С. Пушкина, вспомнили его сказочных героев, участвовали в конкурсах: «Доскажи словечко», «Картинная галерея», «Сказочные красавицы», отгадывали загадки о сказочных персонажах, посмотрели презентацию и мультфильмы. Вместе с библиотекарем вслух читали отрывки из любимых сказок с просмотра книг «У Лукоморья». Задания игры-викторины «Сказочный мир А.С. Пушкина» были самые разнообразные: это и ответы на вопросы на знание содержания сказок, загадки по сказкам Пушкина, чтение любимых стихов. Понравились ребятам конкурсы «Собери картинку», «Волшебная шкатулка», «Конкурс знатоков живописи», где из нескольких предложенных картин со сказочным сюжетом надо было «опознать» картины на пушкинский сюжет, «Музыкальный конкурс», где ребята прослушали известный концертный номер - отрывок из оперы-сказки Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» «Полёт шмеля» и тоже «узнали» его. Проведение викторины сопровождалось электронной презентацией «Сказочный мир А.С. Пушкина, удивительный и волшебный!», видеороликами, прекрасной музыкой Римского-Корсакова. Вниманию юных читателей была предложена книжная выставка «В волшебной Пушкинской стране».

В библиотеке № 26 им. Л.К. Татьяничевой прошла акция Открытый микрофон «Мы вновь читаем пушкинские строки». Читателям предлагалось прочитать наизусть или из сборника стихов любое стихотворение поэта. Участники викторины «Я помню чудное мгновенье» показали неплохие знания биографии поэта. Молодежь открыла для себя творчество поэта с неожиданной для себя стороны - «Пушкин-спортсмен», «Пушкин-эколог». На протяжении дня демонстрировались кадры из фильмов по произведениям А.С. Пушкина. Участники открытого микрофона, викторины и литературного лото пользовались литературой с литературно- художественной выставки, посвященной жизни и творчеству поэта «Гордись, Россия, ты миру Пушкина дала!». Самыми популярными 6 июня были книги: «Мой Пушкин» М. Цветаевой, сборник «Венок Пушкину», «Пушкин в Михайловском» И. Новикова.

Библиотека № 1 в этот день встречала читателей на поэтической волне. Поэтический час «России первая любовь» включал чтение читателями любимых стихов поэта - томики его произведений лежали на просмотре «России сердце не забудет». Читали и стихи русских поэтов, посвященных А.С. Пушкину и высказывания русских писателей о могучем таланте и значимости всей его национальной поэзии. Звучали стихи - признания поэтов Ф. Тютчева, А. Блока, С. Есенина, А. Ахматовой, Н. Рубцова, М. Цветаевой, Ю. Друниной, Н. Доризо и других. Привлекали внимание и читающие с экрана стихи А.С. Пушкина актёры - И. Смоктуновский, В. Лановой, А. Демидова, В. Золотухин, Е. Миронов и другие. В программу поэтического дня были включены романсы на стихи А.С. Пушкина и электронная презентация «А.С. Пушкин в живописи», увиденный глазами художников Кипренского О.А., Тропинина В.А., Гейтмана Е.И., Соколова П.Ф., Фаворского В.А., Сомова К.А., Серова В.А., Кустодиева Б.М., Айвазовского И.К., Репина И.Е. и др. Свою любовь к поэту читатели выразили и знанием его жизненного пути, творческих вех и произведений, отвечая на вопросы викторин: «Жизнь и творчество А.С. Пушкина», «По произведениям Пушкина».

В Пушкинский день России, 6 июня, библиотека № 31 предложила всем читателям вспомнить стихи великого поэта. В фойе посетителей библиотеки встретила выставка творческих работ «У Лукоморья…» по мотивам любимых сказок А.С. Пушкина от Детской школы искусств № 4. Все желающие - дети и взрослые стали участниками литературной акции «Читаем Пушкина сегодня!» и попробовали себя в качестве чтеца или слушателя произведений А.С. Пушкина. В этот день в библиотеке прозвучали волшебные строки из произведений А.С. Пушкина: сказки «О царе Салтане», «О золотом петушке», «О рыбаке и рыбке», отрывки из «Евгения Онегина», «Капитанской дочки», «Руслана и Людмилы» и др. Дети, пришедшие на встречу летнего клуба «ИдеЯ», приняли участие в викторине «Сказочный мир Пушкина» и успешно справились со всеми заданиями, с интересом и наперебой отвечали на вопросы библиотекарей. Акция «Читаем Пушкина сегодня!» закончилась, взрослые читатели показали себя поклонниками лирики поэта, а дети школьного возраста отдали предпочтение любимым сказкам. Всех их объединили любовь к поэзии и признание великого таланта самого знаменитого поэта России.

Что общего между физикой, химией, и поэзией Александра Сергеевича Пушкина? Чтобы ответить на этот вопрос в библиотеке № 20 «Новосинеглазовская» провели библиосимпозиум «Пушкин, мы и наука» для летнего лагеря школы № 144 и исследовали, как в произведения Пушкина вписались многие научные явления, физические свойства веществ, химические элементы. Например, золото в произведениях А.С. Пушкина встречается 216 раз - золотой петушок, золотая рыбка и пр. Участники симпозиума вместе с библиотекарями попробовали в ходе опыта получить цепь, покрытую золотистым налетом. Александр Сергеевич Пушкин использовал в своих произведениях упоминания не только о простых химических элементах, но и о химических соединениях, например, о природном кристалле - горном хрустале: «Князь для белочки потом выстроил хрустальный дом» («Сказка о царе Салтане…»).

Также на симпозиуме вспомнили и такое физическое явление, как пушкинский ветер - «Ветер по морю гуляет» и участники симпозиума выполнили опыт «Руки, создающие ветер». Под строки «Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя» сотворили эту бурю в стакане. Были исследованы и другие произведения гения.

Библиосимпозиум завершился строками А.С. Пушкина из «Евгения Онегина», в которых он рисует картину будущих изменений в России, произошедших благодаря применению научных достижений в технике, быту, повседневной жизни.

6 июня в библиотеке и вне стен библиотеки прошла акция «Классика на каждом шагу. Пушкин в Новосинеглазово». Жителей поселка Новосинеглазовский спрашивали, чем знаменателен день 6 июня и просили вспомнить строчки любимых стихов Пушкина. Практически все опрошенные вспомнили стихи Пушкина.

Библиотека № 2 «Ровесник» Пушкинский день «Он наш поэт - он наша слава» представила для летних лагерей школы № 86.

Встречи с юными гостями начинались с громкого совместного чтения отрывка из поэмы «Руслан и Людмила» «У Лукоморья дуб зеленый…» и дружного ответа на вопрос «Кому принадлежат эти строки». Как прекрасен и интересен облик Пушкина узнали из книги Кудрявцевой Л. «Себя как в зеркале я вижу…» (Портреты Тропинина В., Кипренского О., Соколова П.), с детством и отрочеством Пушкина знакомились по книге Воскобойникова В.М. «Жизнь замечательных детей», дальнейшей жизнью и творчеством по журналу «100 человек, которые изменили ход истории».

Детям была представлена электронная презентация занимательной викторины «Сказка о царе Салтане», которой в этом году исполнилось 185 лет. С большим интересом дети прогулялись по страницам прочитанных сказок: активно отвечали на вопросы викторин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Оживленно по описанию отгадывали, что находится в «Волшебном сундучке» (предметы из сказок поэта), узнавали сказки по словам: терем, прялка, яблоко, ветер; землянка, рыбка, корыто и другие. В сказочной физкультминутке ребята изображали волны на море, как князь Гвидон натягивал лук и пускал стрелу, как лебедь превращалась в царевну, как царевна-лебедь обрызгивала князя.

Завершались встречи обзором изданий выставки «Мир великого поэта», оформленной к Пушкинскому дню.

6 июня в библиотеке № 19 «Локомотивная» прошли литературные эко-часы «Природные символы вечности Пушкина» для детей из лагеря при Центре гуманитарного развития детей и молодёжи «Орбита». В рамках Года экологии и в связи с 95-летием со дня образования пушкинского музея-заповедника, ребята совершили литературно-поэтическое виртуальное путешествие в страну Лукоморья «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья» - в удивительные места Государственного пушкинского заповедника - Михайловское, Тригорское и Петровское, а также в Святогорский монастырь.

Для ребят прозвучала история заповедника, из которой они узнали, что сёла Михайловское, Тригорское, Петровское, Святогорский монастырь, ныне составляющие заповедник, глубоко и органически связаны с жизнью и творчеством Пушкина. Отправившись в страну Лукоморья, «путешественники» совершали «литературные» и «виртуальные» остановки, побывав во всех основных уголках огромного пушкинского заповедника. В Михайловском «посетили» дом-музей Пушкина, домик няни поэта и прошли через живописную липовую аллею Керн и высадились отдохнуть на укромном острове уединения. В Тригорском «посидели» на скамье Онегина над обрывом у Сороти, посмотрели на лужайку «Солнечные часы», «ель - шатёр», на зелёный «дуб уединённый», и, конечно, на живописные пруды Тригорского - одно из лучших украшений парка. Ведь именно природа Тригорского стала источником вдохновения для создания пушкинского романа в стихах «Евгения Онегина». Далее юные зрители посмотрели на Петровское - родовое имение Ганнибалов и «посетили» последнее пристанище великого поэта - Святогорский монастырь, узнали его древнюю историю, посмотрели на могилу Пушкина на высоком холме у восточной ограды Успенского собора. Также ребята узнали еще об одном пушкинском музее - заповеднике Болдино Нижегородской области, ставшим источником поэтического вдохновения Пушкина - «болдинской осени». Учащиеся Центра послушали рассказ об истории создания памятника Пушкину скульптора М. Аникушина в Санкт-Петербурге на Площади искусств. 19 июня - 60 лет со времени торжественного открытия памятника.

Учащиеся с большим интересом познакомились с книгами о пушкинском заповеднике - С. Гейченко «Под пологом леса» (новеллы о Михайловском), А. Гордина «Пушкинский заповедник». На литературных «пушкинских» чтениях прозвучали стихи и рассказы в честь пушкинского заповедника - А.Б. Горской и К. Паустовского В завершение ребята прочитали по ролям «Сказку о царе Салтане» и дружно ответили на все вопросы викторины по сказкам Пушкина.

Библиотека № 24 «Юго-Восточная» на литературную эстафету «С Днём Рождения, Александр Сергеевич!» пригласила детей из школьного лагеря школы № 146. Ребята поделились на две команды, выбрали капитанов и пустились в увлекательное путешествие по сказкам великого писателя. Эстафета проходила в пять этапов. Всё началось с «разминки»: ребятам было предложено ответить на каверзные вопросы по сказкам А.С. Пушкина. В следующем конкурсе «Последний герой» школьникам нужно было среди десяти литературных героев выбрать персонажей, относящихся к заданной сказке. Одна команда искала героев «Золотого петушка», а вторая - «Сказки о царе Салтане…». Не сразу, но все герои были распределены по своим сказкам. Конкурс «Пантомима» раскрыл актерские таланты детей: ребята без слов показали отрывок из произведения Пушкина так, что другая команда догадалась, что это за сказка. Последним был конкурс капитанов. По результатам пяти этапов поздравили победителей и вручили командам грамоты за участие в эстафете.

В Пушкинский день в библиотеке № 23 «Меридиан» прошла литературная акция «Я Пушкина читаю вновь и вновь». В течение всего дня в библиотеке читали произведения А.С. Пушкина: юные читатели с удовольствием читали сказку «О рыбаке и рыбке», старшее поколение декламировали стихи «К…(Я помню чудное мгновение…)», «Зимний вечер», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», библиотекари читали вслух роман «Евгений Онегин». Захватывающие книгопутешествие «Там, где простор и раздолье ждет нас страна Лукоморье» совершили в этот день в библиотеке дети из лагеря школы № 60. Ученый кот из поэмы «Руслан и Людмила» пригласил ребят прогуляться по «неведомым дорожкам» сказок А.С. Пушкина. Книгопутешествие состояло из трех частей - «Добрый мир любимых сказок», «Тайны сказок», «Читайте Пушкина всегда!». С интересом и азартом, разгадывая сказочных героев, слушая отрывки из книг и просмотра видеофрагментов, дети переходили из сказки в сказку. В сказке «О царе Салтане…» дети вместе с библиотекарем под симфонический эпизод Римского-Корсакова «Три чуда» прочитали вслух отрывки из данного произведения - «Волшебная белка», «Богатыри-витязи», «Царевна-лебедь».

Для читателей была оформлена выставка «Как вечно Пушкинское слово», о творческом и жизненном пути поэта, в центре которой - произведения А.С. Пушкина - сборники стихов, роман «Евгений Онегин», роман «Капитанская дочка», «Повести Белкина» и сказки. Внимание читателей привлекли разделы выставки «Болдинская осень…», «Музы великого поэта».

Будут ли читать Пушкина в 21 веке? - c такого вопроса начался литературный час в форме диалога «Давайте Пушкина читать!» в библиотеке № 12 «Порт» . Первокурсникам Южно-Уральского технического колледжа сначала напомнили сюжеты повестей А.С. Пушкина «Дубровский», «Капитанская дочка», «Метель», а затем задали вопрос: «Будут ли читать Пушкина в 21 веке, и какие черты его героев будут востребованы нашими современниками?». Ребят познакомили с книжной выставкой «Он наш поэт, он наша слава», которая будет экспонироваться в библиотеке весь июнь.

Сотрудники библиотеки № 25 и читатели, пришедшие в этот день в библиотеку, читали вслух стихи и сказки А.С. Пушкина, знакомились с книжной выставкой «Я лиру посвятил народу своему». Дети совершили путешествие по сказочной стране Лукоморье: вспомнили героев этой пушкинской страны, хором прочитали отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». Ребята с удовольствием выполнили предложенные им задания: безошибочно определяли, каким героям сказок принадлежат те или иные фразы, узнавали сказки по иллюстрациям, с увлечением разгадывали кроссворды по сказкам: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и «Сказка о царе Салтане» и приняли участие в громких чтениях, озвучив по ролям отрывки из своих любимых сказок Пушкина: «Сказки о рыбаке и рыбке» и «Сказки о царе Салтане» и викторине «Лукоморье». Они с удовольствием отвечали на все сказочные вопросы викторины. Победителями интеллектуального сражения стали: Березин Максим, Григорьев Дима и Пылеева вероника. Дети декламировали наизусть любимые стихотворения А.С. Пушкина, знакомились с книжной выставкой по его творчеству.

В библиотеке № 13 «Собеседник» для ребят из пришкольного лагеря лицея № 120 провели «экскурсию» «С любовью к Пушкину» по Пушкинским местам Челябинска. Презентация «Имя Пушкина в Челябинске» помогла побывать в городском парке им. А.С. Пушкина, в кинотеатре им. А.С. Пушкина, прогуляться по улице им. А.С. Пушкина, заглянуть в библиотеку им. А.С. Пушкина. Самая важная часть - конкурс чтецов, где ребята вслух читали любимые стихи. В конце встречи провели викторину по творчеству и жизни поэта. Ребята отлично справились с викториной, демонстрируя свою любовь к творчеству Пушкина. На книжной выставке «Это святое имя Пушкин» экспонировались книги, журналы, открытки и сочинения учащихся.

Для старшего поколения в клубе «Жизнелюб» прочитали главу из пьесы К.Г. Паустовского «Наш современник», картину № 6 «А.С. Пушкин в Михайловском», очерк из цикла «Странствия» «Михайловские рощи», посмотрели альбомы и открытки этих заповедных мест с выставки. И конечно, все с удовольствием читали стихи А.С. Пушкина.

Муниципальное казённое образовательное

учреждение школа-интернат среднего (полного)

общего образования №16 г. Болотного

Болотнинского района Новосибирской области

Сценарий мероприятия «И в этом весь Пушкин» посвящённое А.С. Пушкину для учащихся 4 классов

Цель:

1.Создать условия для закрепления знаний творчества А.С. Пушкина, умения выразительно читать произведения Пушкина, с интонацией передавать настроение;

2.Создать условия для развития внимания, памяти, речи, интереса к творчеству великого поэта;

3. Воспитывать любовь к русской поэзии.

Оборудование:

1.Выставка книг

2.Оформление библиотеки в стиле пушкинской эпохи

3.Мультимедийный плеер

4.Презентация

5.Конкурс рисунков

6. Мультфильм

Ход мероприятия

Ведущий:

Здравствуйте дорогие друзья, мы рады вас приветствовать в нашей библиотеке, где сегодня состоится мероприятие, посвященное годовщине основателя современного русского литературного языка Александру Сергеевичу Пушкину. Это имя знакомо всем нам с раннего возраста. Его книги знают, читают и перечитывают, а многие произведения переведены на иностранные языки.

Звучит музыка И.С.Баха «Хоральная прелюдия».

Ученица:

Он жив! У всех душа нетленна,
Но он особенно живёт:
Благоговейно и блаженно
Вкушаем вечной жизни мёд.
Пленительны и полнозвучны
Текут родимые слова....
Как наши выдумки докучны

И новизна как не нова.
Но в совершенстве хладный камень
Его черты нельзя замкнуть
Бежит, горя, летучий пламень,
Взволнованно вздымая грудь.
Он – жрец и страстный человек,
Но в смене чувства небывалой
К одной черте направлен бег,
Москва и лик Петра победный,
Деревня Моцарт и Жуан,
И мрачный Герман, Всадник Медный,
И наше солнце, наш туман.
Романтик, классик, старый, новый.
Он – Пушкин и бессмертен он!

Ведущий: А сейчас наши уважаемые гости разрешите представить вам Хозяйку нашего мероприятия.

Хозяйка: Здравствуйте, в самом начале нашего мероприятия мне хотелось бы предложить вашему вниманию презентацию «Великолепный Пушкин», рассказывающую о жизни и творчестве замечательного классика Александра Сергеевича Пушкина.

6 июня 1799 года на одной из улочек Москвы, родился маленький мальчик – будущий знаменитый поэт Александр Сергеевич Пушкин. (слайд1)

Отец будущего поэта – Сергей Львович Пушкин – был военным в отставке из старинного дворянского рода. Мать Пушкина – Надежда Осиповна – внучка знаменитого военного деятеля петровской эпохи. (слайд 2)

В семье Александра между собой говорили на французском языке. Саша рано научился читать и охотно это делал сам. Но больше любил, когда ему читали вслух. Стихи он начал сочинять, когда был совсем маленьким. Его первое стихотворение написано по-французски. (слайд 3)

Были в доме Пушкиных две женщины, которые безмерно любили маленького Сашу. Это были бабушка – Мария Алексеевна Ганнибал и няня Арина Родионовна Яковлева .

От своей бабушки Пушкин услышал немало рассказов о предках, в том числе об Арапе Петра Великого. Вероятно, о Марии Алексеевне поэт вспоминал в стихах:

Наперсница волшебной старины,
Друг вымыслов игривых и печальных,
Тебя я знал во дни моей весны,
Во дни утех и снов первоначальных.
Я ждал тебя; в вечерней тишине
Являлась ты веселою старушкой
И надо мной сидела в шушуне,
В больших очках и с резвою гремушкой.

Ты, детскую качая колыбель ,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила. (Слайд 4)

Ведущий:

Ребята, а давайте немного поиграем в игру «Ловись рыбка». Вам предстоит удочкой выловить из моря свой приз, но перед этим вы должны выполнить небольшие задания.

    Изобразить ребенка, у которого отобрали игрушку

    Рассказать о чем мечтал (а) в детстве

    Произнести 5 предложений, начинающихся со слов «Я хочу, чтобы…»

    Сесть на воздушный шарик так, чтобы он лопнул

    Изобразить на лице 7 разных эмоций.

    Изобразить из себя астролога и предсказать будущее для своего друга

    Без слов, признаться в любви

    Изобразить животное (пингвин, змея, медведь, ленивец и так далее)

    10 раз крикнуть «Люди! Я вас так сильно люблю!»

Когда Саше исполнилось 6 лет, он впервые приехал к бабушке в имение. Бабушка Александра Сергеевича так вспоминала о нём – «в детстве Саша был большой увалень и дикарь, кучерявый мальчик со смуглым личиком и лучистыми, живыми глазами». Именно бабушка научила писать и читать маленького Сашу по-русски. Бабушка и няня долгими вечерами рассказывали интересные сказки, которые запали в душу мальчика на всю жизнь, познакомили с Иванушкой - дурачком, Кощеем, Бабой Ягой, добрыми волшебниками и злыми колдунами. Няня стала другом Пушкина на всю жизнь. (Слайд 5)

Ведущий:

Ребята, а давайте с вами посмотрим отрывок из сказки Александра Пушкина.

(сказка о золотой рыбке)

Хозяйка :

А какие сказки вы еще знаете?

Дети:

Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре, князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди";

- "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях";

- "Сказка о попе, его работнике Балде";

- "Сказка о золотом петушке";

Хозяйка:

Молодцы ребята! А теперь продолжаем знакомство с творчеством Пушкина.

К огда Саше исполнилось 12 лет, родители решили определить его в только что основанный Царскосельский лицей и Пушкин отправился в Петербург. После окончания лицея Пушкин переезжает в Петербург. (слайд 6)

Прошли годы, Александр Сергеевич Пушкин стал известным поэтом, сочинил множество стихотворений, п овестей и даже роман в стихах «Евгений Онег ин», но будучи даже взрослым, он продолжал любить сказки. (слайд 7)

Ведущий:

Сейчас дорогие участники я предлагаю поучаствовать в викторине, которая называется «Путешествие в Лукоморье». А проведет ее для вас Кот Ученый.

Кот Ученый:

Добрый вечер дорогие друзья, сейчас я буду задавать вам свои вопросы, а вы будете отвечать на них. За каждый правильный ответ будет выдаваться жетончик, у кого окажется больше тот получит приз. Но перед началом, я попрошу вас ответить на вопрос: « В каком произведении А.С.Пушкина говорится о коте Ученом?» (слайд 8)

Дети отвечают.

Кот Ученый:

Правильно! Это поэма «Руслан и Людмила». А давайте вспомним с вами этот отрывок из произведения.

У лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том.

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там, на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей…

Кот Ученый:

1.Из каких произведений иллюстрации:

Петушок с высокой спицы (слайд 9)

Стал стеречь его границы…(«Сказка о золотом петушке»)

2.Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора. («Уж небо осенью дышало…») (слайд 10)

3. «Как услышал царь - отец

Что донес ему гонец,

В гневе начал он чудесить …» (слайд 11)(сказка о царе Салтане)

4. И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы. («Унылая пора! Очей очарованье!..) (слайд 12)

5. «Буду служить тебе славно,

Усердно и исправно…» (Сказка о попе и его работнике Балде) (слайд 13)

6. Наша ветхая лачужка

И печальна и темна,

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна. («Зимний вечер») (слайд 14)

7. «Царь с царицею простился,

В путь дорогу снарядился…» (Сказка о мертвой царевне…») (слайд 15)

8. Под голубыми небесами

великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит («Зимнее утро») (слайд 16)

Кот Ученый:

Молодцы! Справились с заданием. Награждение победителей.

Ведущий:

Пушкин и музыка.… Эти слова кажутся неразделимыми. Сам поэт не был музыкально одарен, но очень любил музыку. Ему нравились и народные песни, и цыганские романсы. Музыка часто звучит в его произведениях. А многие стихи настолько благозвучны, задушевны, что были положены на музыку и исполнялись и в аристократических салонах, и в провинциальных гостиных. А однажды, увлекшись молодой цыганкой Земфирой, Пушкин пристал к цыганскому табору и прокочевал с ними целую неделю. (слайд 17)

Настя Воробьева читает отрывок из поэмы «Цыгане» (под цыганскую музыку) Цыганы шумною толпой
По Бессарабии кочуют.
Они сегодня над рекой
В шатрах изодранных ночуют.
Как вольность, весел их ночлег
И мирный сон под небесами;
Между колесами телег,
Полузавешанных коврами,
Горит огонь; семья кругом
Готовит ужин; в чистом поле
Пасутся кони; за шатром
Ручной медведь лежит на воле.
Всё живо посреди степей:
Заботы мирные семей,
Готовых с утром в путь недальний,
И песни жен, и крик детей,
И звон походной наковальни.

Ведущий:

Молодец красавица-цыганка, и станцевала для нас, и даже погадать успела.

Хозяйка:

Талантливые и совершенные произведения А. С. Пушкина затронули сердца и души многих русских композиторов. Его поэзия занимает огромное место в музыкальных творениях. Любовь и тяготение русских композиторов к творчеству Пушкина объясняется тем, что мысли и чувства поэта общечеловечны, а разнообразие проблем и образов позволяет находить у него созвучное своему творчеству. Привлекала композиторов и музыкальность Пушкинского стиля. В любовной лирики Пушкина они находили чувства, полные нежности, восхищения и благородства. (слайд 18)

Ведущий:

А сейчас хочу предложить вам посетить наш «Поэтический салон», где ребята подготовили для вас инсценировку из произведения Александра Пушкина. Спасибо вам большое можете занять свои места, а ребятам хочу предложить поучаствовать в конкурсе на лучшее исполнение произведений Александра Пушкина. Награждение победителя.

Хозяйка:

Стихотворение, обращённое к Анне Петровне Керн, воспринимается как гимн женщине, гимн любви. Оно нашло отклик в творчестве многих русских композиторов. Красотой стихов Пушкина пленился Михаил Глинка. Романс «Я помню чудное мгновенье» написан в 1840 году и посвящён дочери Анны Керн – Екатерине Ермолаевне, которую страстно любил! Всё сказанное Пушкиным в этом стихотворении было пережито и перечувствовано Глинкой. (слайд 19)

Ведущий:

Дорогие гости послушайте, пожалуйста, романс «Я помню чудное мгновенье».

Хозяйка:

Александр был женат на Наталье Николаевне Гончаровой. У них родились дети – 2 мальчика и 2 девочки. (Слайд 20)

Однако не всё было так безоблачно.… За Натальей Николаевной – женой поэта начал ухаживать молодой француз Жорж Дантес. Подобное поведение Дантеса было очень оскорбительным для Пушкина. Он должен был драться, чтобы сохранить честь жены и своё доброе имя. (Слайд 21)

8 февраля 1837 года на Чёрной речке – в пригороде Петербурга – была назначена дуэль. По знаку секундантов Дантес и Пушкин стали сходиться. Дантес выстрелил первым, Пушкин упал. Поэт жил ещё два дня, но рана была смертельной. 10 февраля Пушкин скончался в возрасте 37 лет. Он был похоронен в тайне, недалеко от Михайловского, имения его матери, в Святогорском монастыре. (Слайд 22)

Ведущий:

Пушкин умер. Однако он оставил нам прекрасное наследство – свои гениальные произведения – поэмы, стихотворения и, конечно же, сказки. Сколько создано о Пушкине монографий, статей, стихов, повестей и романов, рисунков и картин, музеев и выставок, бюстов и памятников; сколько улиц, площадей названо его именем, скольких авторов вдохновлял на творческий путь А.С.Пушкин, и каждый из этих тысяч людей открывал в Пушкине своё, только ему ведомое и понятное. И мое глубокое убеждение - это открытие делает счастливым, потому что Пушкин становится близким человеком, другом, а иметь такого друга - редкое счастье!

Ведущий:

До свидания друзья, до новых интересных встреч в нашей школьной библиотеке. Давайте все вместе поблагодарим нашу Хозяйку за гостеприимный прием.

Литературно-музыкальное мероприятие, посвященное А. С. Пушкину

Оформление : экран, цветы, журнальные столики, подсвечники, эпидиаскоп, магнитофон.

Ход мероприятия

На экран проецируется портрет А.С. Пушкина работы О. Кипренского и эпиграфы:

Тебя, как первую любовь,

России сердце не забудет.

Ф. Тютчев

Мы любим Пушкина за то, что Пушкин он.

М. Рыльский

Чтец.

Живем мы, дюжинные люди,

А гения давно уж нет,

И рвется тяжкий вздох из груди

При мысли о тебе, поэт!

Как скромный пир наш был бы громок,

Когда б тебя в своем дому

Сегодня встретил твой потомок,

И руку б ты пожал ему!

О, как бы шли ему седины!

Как был бы ясен и глубок

Под ними взор его орлиный

И строгих дум полет высок!

Как в нашу странную эпоху,

Где вместе с жаждою добра

Мы видим мыслей суматоху,

Недостает его пера!

Я. Грот. Памяти Пушкина

Звучит симфония Моцарта № 41 до мажор «Юпитер».

Чтец.

Недостает пера поэта,

И пусть прошло две сотни лет,

Душа его сегодня с нами,

Сегодня с нами наш поэт.

Чтец. Григорьев писал: «...А. Пушкин - наше все: Пушкин - представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что остается нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другими мирами».

Именно поэтому сегодня, в его день рождения, мы приглашаем нашего современника отправиться в пушкинское время, взглянуть на него глазами его близких, друзей, собратьев по перу, перелистать некоторые страницы его биографии.

На экран проецируется портрет Пушкина-ребенка работы неизвестного художника.

Чтец. 26 мая 1799 года в семье отставного майора Сергея Львовича Пушкина родился сын Александр. Мальчик рос неизбалованным материнской лаской, недостаток которой восполнялся сердечной привязанностью и искренней любовью няньки - простой Русской женщины крестьянки Арины Родионовны Яковлевой.

На экран проецируется картина Ю. Иванова «Пушкин и Арина Родионовна».

Чтец . Став взрослым, Александр посвятит ей свои стихи. Помните? (Читает отрывок из стихотворения «Няне».)

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых,

Давно, давно ты ждешь меня.

Чтец . Благодаря няне Пушкин с детства узнал красоту, силу и точность родной речи.

Чтец . Домашнее образование будущего поэта было бессистемным, и все же он вынес из него безупречное знание французского языка, страсть к чтению и любовь к «преданьям старины глубокой». Весной 1811 года отец Пушкина подал прошение о приеме Александра в Царскосельский лицей - новое учебное заведение, которое приравнивалось в правах к университетам.

На экран проецируется фото лицея. Продолжает звучать симфония Моцарта «Юпитер». На сцену выходят чтецы, располагаются за столиками.

Чтец 1. 19 октября также день рождения Пушкина, и по- своему не менее значительный, чем настоящий день его рождения. Это день духовного рождения Пушкина.

Чтец 3.

Товарищи! Сегодня праздник наш.

Заветный срок! Сегодня там, далече,

На пир любви, на сладостное вече

Стеклися вы при звоне мирном чаш.

Вы собрались, мгновенно молодея,

Усталый дух в минувшем обновить,

Поговорить на языке лицея

И с жизнью вновь свободно пошалить.

1825 г.

Звучит симфония «Юпитер». На сцену выходят исполнители ролей Пушкина, Кюхельбекера, Пущина, Дельвига и других лицеистов. Возглавляет группу Куницын.

Пушкин.

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен -

Неколебим, свободен и беспечен

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село. ...

Исполнится завет моих мечтаний;

Промчится год, и я явлюся к вам!

О сколько слез и сколько восклицаний,

И сколько чаш, подъятых к небесам!

И первую полней, друзья, полней!

Я всю до дна в честь нашего союза!

Благослови, ликующая муза,

Благослови: да здравствует лицей!

Наставникам, хранившим юность нашу,

Всем честию, и мертвым, и живым,

К устам подъяв признательную чашу,

Не помня зла, за благо воздадим...

На экран проецируется портрет Куницына.

Пушкин (читает отрывок из стихотворения «Была пора: наш праздник молодой»).

Вы помните: когда возник лицей,

Как царь для нас открыл чертог царицын,

И мы пришли. И встретил нас Куницын,

Приветствием меж царственных гостей...

Пущин. Смело, бодро выступил профессор политических наук А.Г. Куницын... По мере того как раздавался его чистый, звучный и внятный голос, все оживлялись, и к концу его речи слушатели были уже не опрокинуты к спинкам кресел, а в наклоненном положении к говорившему.

Куницын . Раздался глас Отечества, в недра свои вас призывающего. Из родительских объятий вы поступаете под кров сего священного храма наук... Здесь сообщены вам будут сведения, нужные для гражданина, необходимые для государственного человека, полезные для воина... Любовь к славе и Отечеству должны быть вашими руководителями.

Пушкин.

Куницыну дань сердца и вина!

Он создал нас, он воспитал наш пламень,

Поставлен им краеугольный камень,

Им чистая лампада возжена...

Чтец . Первый директор лицея, Василий Федорович Малиновский, замечательный человек, умный, мечтающий о реформах, добился, чтобы карцера не заводили (он появится позже), телесных наказаний не было. Василий Федорович хочет занять, просветить, развить своих воспитанников, вырастить их нужными для России, для общей пользы.

Илличевский (из письма). С начальниками обходимся без страха, шутим с ними, смеемся.

Перекличка лицеистов:

Не пропускаются дни рожденья.

Шутки, веселье.

За ужином объелся я,

А Яков запер дверь оплошно -

Так было мне, мои друзья,

И Кюхельбекерно, и тошно!..

Проводятся соревнования по иностранным языкам: кто случайно заговорит по-русски, того штрафуют.

Пущин . Образовалась товарищеская семья, в этой семье свои кружки: в этих кружках начали обозначаться, больше или меньше, личности каждого: близко мы узнали друг друга, никогда не разлучаясь: тут образовались связи на всю жизнь...

Пушкин.

В начале жизни школу помню я:

Там нас, детей беспечных, было много:

Неровная и резвая семья...

На экран проецируется картина Иванова «Лицеисты: Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг, Иван Пущин, Александр Пушкин».

Лицеисты . Скоро все лицеисты объявили себя скотобратцами и, как водится, наделили друг друга прозвищами:

Вильгельм Кюхельбекер - Виля, Кюхля.

Антон Дельвиг - Тося.

Михаил Яковлев - Буффон, Паяц 200 номеров (изображал в лицах чуть ли не 200 человек).

Иван Пущин - Большой Жанно, он же Ванечка, он же Иван Великий.

Александр Пушкин - Француз (французский знал тогда не хуже русского).

На экран проецируется фото комнаты Пушкина в лицее.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении