mppss.ru – Все про автомобили

Все про автомобили

Развитие альтернативных форм дошкольного образования. Альтернативные формы обучения в дошкольном образовании в свете современных требований. О российских программах дошкольного образования

школьный образование дошкольный учреждение

С 1991 г. в России разрешено открыть частные образовательные учреждения. Был принят Устав Российской ассоциации негосударственного образования. Для получения разрешения на открытие частной школы (детского сада, университета и др.), которое выдается в Департаменте образования, необходимо представить пакет обязательных документов (концепцию обучения и воспитания, программу и устав заведения, сведения о составе педагогического коллектива, справку о средствах на содержание учреждения). По направленности и содержанию работы частные образовательные учреждения можно разделить на несколько типов:

  • - привилегированные, в которых за очень высокую плату обеспечивается высокое качество образования;
  • - для детей, которые нуждаются в особых условиях для обучения и индивидуального развития, плохо адаптируются, с трудом переносят жесткую регламентацию их поведения и деятельности, напряженность ритма образовательного учреждения; одаренных детей, которым необходимы особая атмосфера для развития и специальная программа обучения.

Новой тенденцией в развитии образовательной системы России стало появление так называемых нетрадиционных учебно-воспитательных учреждений, альтернативных массовых школ, детских садов. Для нетрадиционных учебно-воспитательных учреждений характерны такие признаки, как специфичность целей и содержания образования; добровольность при выборе родителями и их детьми учреждения определенной направленности; относительная административная независимость; особая атмосфера и нравственный климат, способствующие лучшей адаптации ребенка, его многостороннему развитию.

К альтернативным образовательным учреждениям можно отнести некоторые гимназии, лицеи, которые выбрали свой профиль и модель обучения (московская лингвистическая гимназия с углубленным изучением английского и других иностранных языков, в том числе древних; медико-философская школа-лицей при МГУ им. М. В. Ломоносова и др.).

Альтернативными образовательными учреждениями являются также детские сады и школы Р. Штайнера, или так называемые вальдорфские школы, по модели которых работают учебно-воспитательные учреждения в 25 странах мира, в том числе и России. Созданная в начале 20-х гг. XX в. на основе религиозно-философского учения (антропософии) педагогическая концепция Рудольфа Штайнера (1861-1925) была направлена на духовное развитие личности ребенка, раскрытие его способностей с помощью особых упражнений. Стержень концепции образования составляют трудовая, художественная, театрализованная виды деятельности ребенка. В вальдорфской школе нет стабильных учебных планов, программ, учебников; отсутствует строгая регламентация жизни учащихся. Дети учатся без оценок, лишены страха перед отчислением, второгодничеством. К работе вальдорфских школ активно привлекаются семьи воспитанников. Первые вальдорфские инициативы возникли у нас еще на заре перестройки. Первый детский сад в Москве работал таким образом, что утром из одной комнаты трехкомнатной квартиры многодетной семьи вся мебель переносилась в другие комнаты, чтобы освободить место для занятий, вечером мебель перетаскивали на свое место. Потом многочисленные семинары, лекции зарубежных доцентов, основание Семинара по подготовке учителей, первые выпускники-учителя с дипломами (1991 г). По иронии судьбы самая первая вальдорфская школа “Семейный лад”, открывшаяся в Москве в 1990 году, возникла по инициативе православных педагогов. Ее основательница Ирина Никитина познакомилась тогда с вальдорфской педагогикой и сразу приняла ее. Ирина Никитина не единственный известный мне православный вальдорфский учитель. Это интересно отметить потому, что критику в адрес вальдорфской школы можно часто слышать именно со стороны некоторых представителей Православной Церкви. Во время освящения школы 8 октября 1990 года, в день памяти св. Сергия Радонежского, о. Артемий сказал: Теперь ваша школа будет находиться под покровительством св. Сергия. С тех пор каждый год 8 октября школа отмечает свои именины.

В настоящее время вальдорфские школы, детские сады и педагогические инициативы существуют во многих городах нашей страны. В Москве мне известны по крайней мере четыре школы, одна из которых большая, хорошо оборудованная школа со стабильным финансовым положением школа N 1060 в Стремяном переулке, рядом с метро Серпуховская. В 1991 г. Московский Департамент выделил для осуществления опытного совместного проекта старое требующее ремонта здание, которое было отремонтировано на средства из добровольных пожертвований, полученных из Германии. Другие школы маленькие, как правило, без собственных помещений. Родители вынуждены платить большие деньги на содержание школы, что, конечно, существенно препятствует росту и нормальному развитию школ. Школы работают в режиме постоянного острого финансового дефицита. Кроме этого, есть несколько (около пяти) детских садов. Помимо Москвы, вальдорфские школы и детские сады существуют в Санкт-Петербурге (4), Ярославле, Туле, Владимире, Воронеже, Рязани, Казани (2), Самаре, Жуковском, Зеленограде, Тюмени, Иркутске, Смоленске, Одессе, Днепропетровске. Школы находятся на самых разных стадиях развития. Не так давно ряд вальдорфских школ объединились в Ассоциацию вальдорфских школ России, цель которой способствовать повышению квалификации учителей, разрабатывать и согласовывать учебные планы и представлять движение перед общественностью. Так что можно сказать, что вальдорфская педагогика у нас в стране является пусть скромным, но всё же заметным инновационным движением.

В наших, российских условиях вальдорфские школы существуют менее десяти лет и старшее звено еще только формируется. Однако в московской школе несколько учеников для пробы сил сдавали в этом году экзамены в другие престижные школы и поступили все. Двое перешли в эти школы. Остальные остались в своей. Мама мальчика, которая забрала своего ребенка из московской школы и перевела в школу рядом с домом, очень благодарна школе за всё, что получил там ее сын. Но интересно вот что: согласно ее рассказу учителя школы, в которой учится ее сын говорят, что он - единственный ученик в классе, который хочет учиться и учится с удовольствием. Особый вопрос - это вопрос аттестации. В состоянии ли вальдорфская школа обеспечить минимум соответствия требованиям государственных стандартов? Сразу скажу, что так поставленный вопрос очень абстрактен. Ведь часто в вальдорфские школы приходят дети, которые по тем или иным причинам не справлялись с нагрузкой в государственной школе. В вальдорфской школе они получают шанс и опыт показывает, что такие дети к концу обучения очень часто выходят на весьма высокий уровень. Здесь следует сказать, что согласно вальдорфской концепции в возрасте начальной и средней школы в человеке формируются более глубокие пласты и уровни личности, которые мы называем психологическим здоровьем и на передний план должны выступать не формальные требования к знаниям - это будет позже, в старшем звене - а человеческие отношения с учителем, общее самочувствие ребенка в школе, атмосфера в школе, а также особая организация преподавания, которая должна способствовать закладке этого уровня здоровья (мы различаем три уровня здоровья) к которому относятся и закладка глубинных нравственных ценностей. Всё это очень трудно формализовать, оценить в цифрах и графиках. От того, как учитель стоит на уроке, как он говорит, как он относится ко всему, что делает, зависит в дальнейшей жизни человека - сегодняшнего ученика - гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Всё это идет в подсознание, в более глубокие уровни, в то время как чисто внешние знания скоро после экзаменов забываются и, в сущности, мало нужны человеку в жизни. Этот подход, ставящий более широкие человеческие задачи перед школой и являющийся ни чем иным, как практической реализацией принципов гуманизации образования, и составляет специфику вальдорфского учебного процесса. Хотя идея стандартов и связанная с ними возможность некоторой школьной автономии и является прогрессивной по сравнению с традиционным подходом, который был принят у нас раньше, но он нуждается в дальнейшем совершенствовании и конкретизацией в соответствии с принципами гуманизации и индивидуализации. Само слово стандарты ассоциируется с производственной сферой изготовления продукции, но никак не с педагогикой. - Итак, задача соответствовать требованиям государственных стандартов привносится в школу извне и с необходимостью наносит ущерб здоровому учебному процессу. Поэтому школы в этих условиях должны искать компромисс. Разные школы делают это по-разному, в зависимости от установки конкретных учителей или администрации какой-либо школы.

Теперь более конкретно о ситуации в разных городах. Школа “Семейный лад” прошла аттестацию и аккредитацию по начальной школе. В настоящее время школа готовится к аттестации старшего звена и разрабатывает свои предложения по методу тестирования учащихся, адекватные специфике работы с детьми в данной школе. Три года назад успешно прошла аттестацию школа в Стремяном переулке. В настоящее время она работает в режиме государственной школы и контролируется местными органами управления. Недавно несколько учеников девятого класса этой школы для пробы сил сдавали экзамены в престижные московские школы и поступили все. В Петербурге четыре школы работают, как государственные и, соответственно, подлежат контролю наравне с другими государственными школами. Одна школа - негосударственная. Коллектив этой школы желает работать в соответствии с идеей, чтобы государство приняло нас такими, каковы есть. При этом, однако, по заверениям сотрудников школы, речь не идет о несоответствии стандартом. Уровень стандартов мы обеспечим. Но нам важно, чтобы аттестация проходила на основе требований к детям, соответствующим природе ребенка, а не абстрактным принципам. Ведь очень многое зависит от самой процедуры аттестации и проверки детей. Принципиально я считаю, что стандарты должны ориентироваться на педагогику, а не педагогика на стандарты. - Успешно прошли аттестацию и аккредитацию начального звена школы в Жуковском и Ярославле. Методист Центра развития образования г. Ярославля Полещук Светлана Михайловна, проводившая аттестацию по поручению департамента образования города дала развернутое заключение: “В апреле 1998 была проведена проверка соответствия уровня знаний детей 4-го класса Свободной вальдорфской школы г. Ярославля государственному образовательному стандарту. Проверка показала, что знания учащихся на выходе из начальной школы соответствуют требованиям образовательного минимума по русскому языку, математике и чтению. Аттестационной комиссией было отмечено, что в учебный план школы включены предметы, способствующие развитию творческих способностей детей, что к сожалению не присутствует в учебном плане нашей традиционной школы. В школе работает коллектив единомышленников. Педагоги школы стремятся к такому методу работы и к таким человеческим отношениям, в результате которых учителя, родители и ученики становятся по настоящему близкими людьми. Каждый ребенок в этой школе - личность. Дети комфортно чувствуют себя на уроке. Они не боятся высказывать свое мнение, свою точку зрения. Учитель для них прежде всего друг, что зачастую мы не встречаем в массовой традиционной школе. Аттестационная комиссия единодушно пришла к выводу о том, что такие школы, как вальдорфская школа в нашем городе, имеет право на свое существование”. Более того, они являются альтернативой современной традиционной школе, которая только сейчас делает первые шаги в изменении подходов к ребенку, ставя главной задачей воспитание личности что, к сожалению, остается пока только лозунгом.

Хотелось бы добавить ко всему вышесказанному, что вальдорфское движение у нас необычайно молодо. Можно сказать, что его научное освоение еще только начинается. Только серьезный научный подход может сделать эту, безусловно, интереснейшую и живую педагогику актуальной для нашей российской школьной системы, то есть речь, конечно, не может идти о простом заимствовании. Но, с другой стороны, без живых школ-лабораторий никакая наука не будет по-настоящему плодотворной для жизни.

Остается только добавить, что большинство вальдорфских инициатив, которым сейчас исполнилось шесть-семь лет, начинали свою работу и продолжают вести ее в очень трудных условиях. Учителя вальдорфской школы в Жуковском первый год работали практически без зарплаты. В крайне трудных условиях проходило становление и многих других школ.

Другой пример нетрадиционного образования - школа Марии Монтессори (1870-1952). В этой школе главной целью воспитания провозглашено формирование человека, отвечающего за свои поступки, умеющего делать выводы и самостоятельно принимать нетрадиционные решения в сложных ситуациях. Основу взаимодействия ребенка с педагогом составляет правило: “Помоги мне это сделать самому”. Значительное место в образовательном процессе отводится работе ребенка с дидактическим материалом М. Монтессори, устроенным по принципу автодидактизма. Учебно-педагогический комплекс № 7 “Маросейка” входит в состав городской экспериментальной площадки “Новые педагогические и организационно-управленческие технологии (Метрополис-Москва)”. Разработана программа экспериментальной площадки УПК, определившая приоритетные направления работы на данном этапе:

  • · подготовка специалиста по методике М. Монтессори, в основе которой лежит личностно-ориентированный подход к ребёнку, обеспечивающий психологическую защищённость и успешность его развития;
  • · качественное изменение подготовки специалиста;
  • · разработка и использование новых образовательных технологий в процессе обучения по методу М. Монтессори;
  • · учебно-поисковая, научно-исследовательская работа студентов, как условие и средство формирования учебных и мыслительных навыков.

С целью реализации этого направления были разработаны учебные программы, методические и учебные пособия по использованию дидактических материалов, лекционные курсы, рекомендации по организации педагогической практики, создан интегрированный курс музыкальных дисциплин с использованием элементов Монтессори-системы.

Я рассматриваю деятельность такого учебного заведения, как продолжение большой работы, рассчитанной как на сегодняшний день, так и на много лет вперёд. Ведь в основе работы лежат принципы, важные для каждого из нас:

  • - все люди равноценны, а их человеческое достоинство незыблемо;
  • - в процессе воспитания наобходимо укреплять веру в то, что все люди уникальны, что каждый имеет предпосылки для развития своей личности;
  • - индивидуальное своеобразие делает общество богатым и разносторонним.

Нетрадиционность отличает работу с детьми в национальных учебных заведениях, которые возникают повсеместно (татарский, армянский, еврейский детские сады в Москве, Санкт-Петербурге, христианская школа “Чистое сердце” и др.). Указанные заведения реализуют в своей работе идеи и традиции национального воспитания, ведут обучение на родном языке, знакомят с культурой, историей, религией народа.

Альтернативные учебно-воспитательные учреждения, дополняя и раздвигая рамки государственной системы образования, предоставляют большие возможности для выбора модели обучения и воспитания. Однако у общественности стран, где имеет место развитие негосударственных образовательных заведений, возникает опасение, не противоречит ли создание таких учреждений принципам демократизации просвещения, не станут ли они фактором расслоения общества.

Оксана Щербинина
Альтернативные формы дошкольного образования

Актуальность данной темы состоит в том, что современная система дошкольного образования строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм , гибкого реагирования на потребности общества и личности, характеризуется возникновением новых видов воспитательно-образовательных учреждений для детей и разнообразием педагогических услуг.

Проблемой современного образования является обеспечение равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу. В целях создания благоприятных условий для решения этой задачи рекомендуется всемерно развивать и совершенствовать имеющиеся возраста и внедрять .

При изучении этой темы я поставила перед собой задачу изучить альтернативные формы обучения в дошкольном образовании .

В настоящее время основной организационной формой дошкольного образования являются дошкольные образовательные учреждения шести разных видов, а также образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Соответственно, основная масса дошкольных образовательных программ , разрабатываемых до сих пор, нацелена именно на дошкольные образовательные учреждения .

Можно представить перечень возможных организационных форм образования детей дошкольного возраста следующим образом :

Детский сад полного дня;

Группы кратковременного пребывания в детском саду;

Группы для детей старшего дошкольного возраста на базе общеобразовательных учреждений ;

- дошкольные группы на базе разных культурно-образовательных центров и центров дополнительного образования детей ;

- дошкольные группы на базе добровольных родительских сообществ.

Перечисленные формы образования детей дошкольного возраста можно разделить на три модели, положив в основу характер организации образовательного процесса :

1) группы полного дня для детей дошкольного возраста на базе учреждений, относимых к сфере дошкольного образования (дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста);

2) группы кратковременного пребывания детей на базе образовательных учреждений , учреждений культуры и родительских сообществ;

3) образование в семье (представленное в формах собственно семейного образования , осуществляемого родителями, гувернерства и репетиторства).

В саду ребенок приобретает :

Знания об окружающем мире, о профессиях, первые математические понятия.

Навыки самообслуживания, общественного труда (убрать за собой постель, отнести посуду в раковину, полить цветы и т. п.)

Первый социальный опыт, который является основополагающим для всего дальнейшего общения.

Таким образом , развитие ребенка в детском саду можно назвать

- всесторонним : малыш развивается как физически, так и умственно, а также идет развитие его эмоционально-волевой сферы;

- гармоничным : так как программа обучения и воспитания детей в детском саду ведется с учетом возрастных, психофизиологических особенностей ребенка (то есть, в каждой возрастной группе свои занятия по продолжительности, нагрузке и материалу).

Опираясь на эти требования, и надо подбирать альтернативу детскому саду .

Первый вариант замены садика - группа неполного дня.

Преимущества такого воспитания в том, что это почти то же самое, что и посещение детского садика. Ребенок также с утра приходит, играет с друзьями, занимается по программе с профессиональными педагогами, гуляет. То есть удовлетворяется потребность малыша и в общении, и в движении, и в получении новых знаний, умений и навыков.

Негативная сторона заключается в том, что для родителей день разбит. С таким режимом трудно подобрать хорошую работу .

Может быть два вида группы неполного дня :

Посещение специальной группы в саду, которая так и называется «группа неполного дня» ;

Посещение обычной группы, но, по договоренности с воспитателем и заведующей, в таком режиме, как удобно родителям (но необходимо, чтобы посещение сочеталось и с общим режимом группы) .

Посещение обычной группы более предпочтительно, так как ребенка также можно привести и после дневного сна. Например, на дополнительные занятия по ритмике или английскому языку, которые чаще бывают во второй половине дня.

Вариант второй : секции и кружки

Второй вариант замены обычного садика - это всевозможные секции и кружки, а также курсы для малышей. Они включают в свою программу в основном те же занятия, что и детском саду.

Преимущества такого вида в том, что они занимают меньше по времени, которое можно подобрать с учетом распорядка дня. Обычно занятия в таких кружках проходят несколько раз в разное время, что дает возможность родителям подобрать наиболее удобное для них.

Но все-таки отрицательных сторон больше. Во-первых, чаще всего занятия бывают 2-3 раза в неделю, а посему представляют собой такую квинтэссенцию тех занятий, что дают в обычном садике. Только самое основное, а остальное подразумевает занятия дома.

Во-вторых, занятия в таких кружках не могут удовлетворить потребность детей в физическом развитии. Даже если в расписании стоит 1-2 занятия ритмикой или физкультурой, то это очень мало. Обычная «садиковая» программа рассчитана на 3 занятия физкультурой и 2 занятия музыкой, в которое обязательно входят танцы и подвижные игры. Так же, как правило, в большинстве садов к этим занятиям добавляется 2 занятия в неделю ритмикой. Правда, со средней группы, то есть с 4 лет.

Поэтому многие мамы задумываются над тем, чтобы малыш ходил еще в какую-нибудь секцию. А это снова время и деньги.

Ну, и в-третьих, самое важное, что упускается из виду на таких «курсах» это общение. Его практически нет : ребенка привели, он позанимался, в перерыве (минут 20) поиграл с другими и все. Естественно, что, как и при первом варианте, важным условием при выборе формы занятия , является его место. Оно должно быть обязательно недалеко от дома, чтобы кроха не уставал по пути.

Вариант третий : няни и гувернантки

Этот вариант хорош для детей в принципе не приемлющих детский сад. Это единственные в семье и поздние дети. Дети, которых чрезмерно опекают, которые привыкли к постоянному повышенному вниманию к своей персоне, и не имеющие навыков самообслуживания. А также не уверенные в себе, и малыши с сильным чувством привязанности к маме. Как правило, это дети по темпераменту флегматики или меланхолики. К счастью, «несадовских» детей единицы.

Но, к сожалению, многие родители прибегают к услугам гувернантки, не считаясь с индивидуальными особенностями, а уж тем более с желанием самого ребенка.

Человек, занимающийся воспитанием малыша, может быть очень опытен и дать ребенку все свои знания. Но никогда он не сможет заменить ему тот первый социальный опыт, который получают дети в детском саду.

Как правило, дети, воспитывающиеся дома, в школу приходят абсолютно не готовыми к общению не только со сверстниками, но и со старшими. Это приводит к замыканию в себе, чувству одиночества, низкой самооценке и высокой тревожности. Да и сами одноклассники сразу чувствуют «одиночку» , и он становится мишенью для насмешек и изгоем.

Также домашнее воспитание и образование не позволяет ребенку полностью удовлетворить потребность в движении. Ни прогулки, ни спортивный уголок дома никогда не заменят ребенку эстафеты или подвижной игры с детьми.

Вариант четвертый : Мини-центры.

Также продолжают сохраняться и две полярные точки зрения на вопрос целесообразности деятельности мини-центров как формы дошкольного учреждения . Хотелось бы остановиться на существенных аргументах обеих сторон. Позитивом создания и функционирования мини-центров являются следующие моменты :

Обеспечение низкозатратной моделью дошкольного образования тех , кто не может осилить родительскую плату в дошкольном учреждении полного дня пребывания;

Обеспечение равного доступа к дошкольному образованию всех юных граждан том числе, детей с ограниченными возможностями;

Обеспечение ранней социализации детей, их всестороннего развития и подготовки к обучению в школе;

Психолого-педагогическое просвещение родителей в вопросах правильного ухода за ребенком;

Создание условий для активизации привлечения частного капитала в такой социальный сектор, как дошкольное образование .

Но есть и слабые стороны в жизнедеятельности мини-центров, среди них такие, как :

Минимализация образовательных услуг , предоставляемых мини-центрами, обусловленная двумя факторами : низкозатратностью ухода за ребенком и отсутствием необходимого персонала;

Неэффективность деятельности частных мини-центров из-за экономической нерентабельности этой сферы и отсутствия продуманного на правительственном уровне механизма налоговых послаблений для тех, кто вкладывает деньги в дошкольное образование ;

Слабость нормативно-правовой базы, регулирующей все аспекты жизнедеятельности мини-центров : есть типовые правила деятельности мини-центров, но не урегулированы вопросы юридического, финансового статуса данных учреждений :

Предвзятое отношение части общества, в том числе и родителей, к деятельности мини-центров, в первую очередь, к возможности их обеспечить качественное воспитание и обучение детей раннего возраста.

Современная система отечественного дошкольного образования строиться на принципах динамизма, гибкого реагирования на потребности общества и личности, характеризуется возникновением новых видов воспитательно-образовательных учреждений для детей, разнообразием педагогических услуг.

Существующие организационные формы дошкольного образования не могут полностью удовлетворить растущие потребности населения, требуется создание дополнительных альтернативных форм дошкольного образования (групп семейного типа, филиалов дошкольных образовательных учреждений на дому , групп круглосуточного пребывания детей, групп кратковременного пребывания, мини-центры, частные агентства по предоставлению педагогических услуг).

При имеющихся традиционных формах дошкольного обучения и введением альтернативных форм обучения и воспитания детей дошкольного возраста в дошкольном образовании расширяется возможность выбора форм дошкольного образования по запросам родителей, повышается уровень всестороннего, индивидуального личностного развития ребенка и обеспечивается равная стартовая возможность при поступлении в школу.

Список литературы

1. Кого и как мы растим. Ступени воспитания ребенка. Теория и практика. Санкт - Петербург 2002

2. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии М. ,2001.

3. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников. Методическое пособие. М., 2006.

4. Сластенин, Исаев, Шиянов. Педагогика. М., 2002.

5. Щетинина Г. Детский сад будущего// 1989 №1.

6. Щуркова Н. Е. Педагогическая технология. М. ,2005.

7. Щуркова Н. Е. Новое воспитание. М. ,2000.

Достоинство курса политики в области образования определя-ется ориентацией на общечеловеческие ценности, на принципы свободы личности. Эти фундаментальные принципы, лежащие в ос-нове прав личности, должны быть реализованы уже в детские и юно-шеские годы, когда закладываются мировоззренческие и характе-рологические качества гражданина.

Права, провозглашенные во «Всеобщей Декларации прав чело-века», реализуются для ребенка через систему образования, гума-низацию и демократизацию идей, содержания, форм, методов и тех-нологий.

Современная система отечественного дошкольного образования строиться на принципах динамизма, гибкого реагирования на потребности общества и личности, характеризуется возникновением новых видов воспитательно-образовательных учреждений для детей, разнообразием педагогических услуг.

Существующие организационные формы дошкольного образования не могут полностью удовлетворить растущие потребности населения, требуется создание дополнительныхальтернативных форм дошкольного образования (групп семейного типа, филиаловдошкольных образовательных учреждений на дому, групп круглосуточного пребывания детей, групп кратковременного пребывания, мини-центры, частные агентства по предоставлению педагогических услуг). Для эффективного развития сетиальтернативных дошкольных образовательных учреждений и групп образовательной направленности необходимо привлекать различные ведомства, общественные институты, частных предпринимателей.

Рассматривая преимущества альтернативных форм образования детей дошкольного возраста можно сделать вывод о том, что в связи со сложившимся дефицитом дошкольных мест в образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования; увеличением учреждений, в которых численность детей превышает количество мест, сложностью оперативного решения данных вопросов на уровне муниципальных образований рассмотрены возможности создания и развития альтернативных форм дошкольного образования, а также более гибкой системы режимов пребывания детей в ДОУ.

При имеющихся традиционных формах дошкольного обучения и введением альтернативных форм обучения и воспитания детей дошкольного возраста в дошкольном образовании расширяется возможность выбора форм дошкольного образования по запросам родителей, повышается уровень всестороннего, индивидуального личностного развития ребенка и обеспечивается равная стартовая возможность при поступлении в школу.

Изучив состояние современной системы отечественного дошкольного образованияи, исследовав состояние развития альтернативных форм обучения в дошкольном образование, есть все основания считать, что в буду-щем тенденции к разнообразию дошкольно-школьных учреждений будут усиливаться.

15.Комплексные программы дошкольного образования.

Комплексные (или общеразвивающие)- включают все основные направления развития ребёнка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое; содействуют формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и др.).

КОМПЛЕКСНЫЕ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Программа воспитания и обучения в детском саду

16 .Построение предметной развивающей образовательной среды в ДОУ. Региональный компонент дошкольного образования. Его сущность и значение. Региональное требование к программам

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально, что связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, где на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития. И решение этих задач невозможно без создания предметно-развивающей среды, которая должна обеспечивать ребенку разностороннее развитие и воспитание: физическое, умственное, эстетическое, нравственное.

Что же такое предметно-развивающая среда?

На развитие личности ребенка оказывает влияние множество факторов, и природных и социальных, как стихийных, так и специально организованных, как, например, образовательная среда – окружение в котором ребенок пребывает и посредством которого он себя реализует как личность.

И в отечественной и в зарубежной педагогике и психологии «среда» рассматривалась как один из важнейших факторов, под воздействием которого детерминируется процесс и результаты человеческого развития (Дж. Брунер, Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейн, С. Френе и др.).

С точки зрения психологии, среда - это процесс и результат, условие саморазвития личности (А. Н. Леонтьев); с точки зрения педагогики, среда - это условие жизнедеятельности ребенка, усвоения социального опыта, формирования отношения к базовым ценностям, развития жизненно необходимых личностных качеств.

Термин «развивающая среда» был введен для обозначения окружения, максимально стимулирующего развитие, затрагивающая все стороны личности – эмоции, чувства, мыслителльную деятельность и т.п., то есть становится для ребенка средой развития. Это «определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение».

По определению В.А. Ясвина развивающая среда – это «система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении».

Ученые-дидакты в структуре среды выделяют ее значимый компонент - предметную среду, и с точки зрения ее организации и деятельности, которая в ней осуществляется классифицируют на игровую, учебную, трудовую и др.

Предметно-развивающая среда является составной частью развивающей среды и определяется, как «комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное – происходит гармоничное развитие личности».

Доктор психологических наук С.Л. Новоселова считает, что «развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная развивающая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечение разнообразной деятельности ребенка».

Предметно-пространственная среда выполняет множество важнейших для развития ребенка функций:

Информационная и познавательная функция реализуются в том, что каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта (например, репродукции, скульптура обеспечивают художественное восприятие; предметы театрализованной деятельности открывают дорогу в мир сцены; игрушки для подгонки форм, нанизывания обеспечивают познание мира, его устройства и т.д.

Стимулирующая функция обеспечивает мотивацию ребенка к действиям, деятельности, исследованиям, если она представляет для него интерес (например, спортивный инвентарь приобщает к оздоровительной деятельности, в процессе которой у ребенка вырабатывается позиция по отношению к своему здоровью; кроссворды, лабиринты, головоломки, развивающие дидактические игры и др. вводят в активную познавательную деятельность и т.п.

Развивающая функция требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.

Организация предметно-развивающей среды – важная задача педагогики, и предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Для правильной организации развивающей среды, необходимо владеть знаниями о принципах ее построения. Концепция организации развивающей среды была разработана еще в 1989 году Министерством образования России, а в 1993 году получила свое дальнейшее развитие, когда коллективом психологов и педагогов под руководством В.А. Петровского и С.Н. Новоселовой были сформулированы основные принципы ее построения с учетом психолого-педагогических требований.

В концепции предметно-развивающей средыС.Л.Новоселовой автор указывает, что оснащение среды формируется в зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности.

В концепции также определены и требования к развивающей предметной среде ДОУ:

Соответствие среды структуре когнитивной сферы ребенка;

Предметная средадолжна удовлетворять потребности в информации, новизне, преобразовании и самоутверждении;

Учет возрастных интересов развития детской деятельности; соответствие предметной среды возможностям ребенка.

Например, для детей раннего возраста и детей первой младшей группы (2-3 года) должно быть большое пространство для удовлетворения потребности в активном движении; во второй младшей группе (4 года) - предметно-развивающая среда должна быть насыщена центрами для сюжетно-ролевых игр с орудийными и ролевыми атрибутами; для организации предметно-развивающей среды в группе у детей среднего дошкольного возраста необходимо учитывать их потребность в игре со сверстниками и потребность в уединение; что касается старшей группы, то по мере взросления (развития) детей предметно-пространственная среда создается и изменяется детьми с точки зрения своих интересов.

Изучая вопрос организации предметно-развивающей среды необходимо выделить ее условия, как развивающей среды для детей:

Способствовать своевременному и качественному развитию всех психических процессов;

Ее объекты должны быть включены в разные виды деятельности;

Учитывать индивидуальные социально-психологические особенности ребенка, тем самым обеспечивает оптимальный баланс совместной и самостоятельной деятельности детей;

Учитывать особенности эмоционально-личностного развития ребенка и предполагать наличие «зоны приватности»; «зоны отдыха» и др.;

Учитывать индивидуальные интересы, склонности, предпочтения, что обеспечивает право ребенка на свободу выбора;

Предполагает возрастную и гендерную адресованность оборудования и материалов.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно придти к выводу, что предметно-развивающая среда должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт. Она должна быть разнообразной, насыщенной, нестандартной, изменчивой, интегрированной.

Региональный компонент

система, включающая в себя комплекс всех особенностей региона, связанных между собой региональными характеристиками, отраженными в определенных региональных общеобразовательных программах, реализуемых в образовательном пространстве дошкольных учреждений

Значение

n позволяет прогнозировать инновационные процессы и проектировать педагогические стратегии, достигающие цели этнокультурного становления субъектов образовательного пространства.

Требования

5.1 Региональные (местные) органы управления образованием могут устанавливать дополнительные региональные требования к программам.

5.2. Дополнительные региональные требования не должны провоцировать существенное увеличение нагрузки на детей, способствовать их переутомлению и дезадаптации.

5.3. С учетом социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий региональные требования могут определять:
приоритетные направления образовательных программ на основе потребностей населения в образовательных услугах для детей дошкольного возраста сельского, городского населения, мегаполиса, курортной, промышленной, военной зоны, университетского городка и пр.;
проведение оздоровительных мероприятий и режимных моментов с учетом особенностей климата и природных условий, состояния экологической обстановки, здоровья населения;
отбор произведений национальных (местных) писателей, поэтов, композиторов, художников, образцов национального (местного) фольклора и народных художественных промыслов при ознакомлении детей с искусством;
обучение национальному языку, знакомство с национально-культурными традициями.

Частный детский сад может быть создан как негосударственная образовательная организация, реализующая основную общеобразовательную программу дошкольного образования, или как организация, предоставляющая услуги по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста.

Задачами групп выходного дня могут являться:

· помощь родителям в присмотре и уходе за детьми раннего и дошкольного возраста;

· усвоение детьми базовых знаний, соответствующих возрасту;

· социально-нравственное воспитание детей.

Центр игровой поддержки для детей до 1,5 лет при дошкольных образовательных учреждениях - форма организации детей раннего дошкольного возраста, направленная на обеспечение ранней социализации и адаптации их к поступлению в дошкольное образовательное учреждение. Структура центра может быть представлена следующими направлениями:

· консультативно-методической поддержки родителей детей раннего дошкольного возраста в организации воспитания и обучения ребенка;

· интегративные сюжетные занятия для детей раннего дошкольного возраста, направленные на познавательное и речевое, сенсорное и интеллектуальное развитие, а также детско – родительское сотворчество, музыку и гимнастику;

· лектории, тренинги, мастер - классы для родителей детей раннего дошкольного возраста.

Центр игровой поддержки и развития детей дошкольного возраста от 1,5 до 6 лет при образовательных учреждениях – структурное подразделение образовательного учреждения, реализующего общеобразовательную программу дошкольного образования (далее – ЦИПР). ЦИПР осуществляет психолого-педагогическую деятельность, направленную на всестороннее развитие детей дошкольного возраста на основе современных игровых технологий.

ЦИПР функционирует по принципу детской площадки : комплексные развивающие занятия разной продолжительности от 1 до 3 часов сочетаются с профессиональным консультированием специалистов - психологов, педагогов и логопедов .

В таких центрах может быть представлен цикл программ так называемой «Школы раннего развития»:

Детские социальные игровые комнаты в жилых домах и общежитиях - форма организации детей дошкольного возраста, проживающих в жилых домах, общежитиях города.

Создаются в целях присмотра, ухода и досуговой деятельности детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.

2.2.1. Современные модели дошкольного образования на базе образовательных учреждений и организаций

Важной характеристикой региональной или муниципальной программы семейных детских садов является объем образовательных услуг, к которым получают доступ воспитанники. Если в Москве организация семейного детского сада предполагает введение, помимо ставки воспитателя, еще в общей сложности 1,5 ставки различных специалистов (воспитатель по физкультуре, музыкальный руководитель, старшая медицинская сестра, педагог-психолог, социальный педагог), оказывающих образовательные услуги воспитанникам семейного детского сада, то в Кемеровской области отводится в точности 1 ставка (по четверти ставок воспитателя, повара, работника кухни и уборщицы) для воспитателя семейного детского сада.

Сопоставляя востребованность данной формы в Москве и Кузбассе можно отметить, что, несмотря на существенно более выгодные экономические условия, предлагаемые москвичам, они менее охотно организуют семейные детские сады, чем в Кемеровской области, где возможность трудоустройства матерей существенно ниже.


Региональный опыт
Москва
Семейные детские сады действуют в Москве с 2008 г. Их деятельность регламентируется следующими нормативными документами:

  • постановление Правительства Москвы от 30 октября 2007 г. N 951-ПП "Об утверждении примерного положения об организации деятельности семейного детского сада"

  • приказ Департамента образования г. Москвы от 15 февраля 2008 г. N 48 "О финансировании организации питания детей в семейных детских садах"

  • приказ Департамента образования г. Москвы от 20 декабря 2007 г. N 984 "О реализации постановления Правительства Москвы от 30 октября 2007 года N 951-ПП "Об утверждении примерного положения об организации деятельности семейного детского сада"

  • постановление Правительства Москвы от 2 декабря 2008 г. N 1080-ПП "Об утверждении нормативов финансовых затрат на содержание одного воспитанника в государственных образовательных учреждениях системы Департамента образования города Москвы, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования"
Семейный детский сад является структурным подразделением государственного образовательного учреждения, реализующего общеобразовательную программу дошкольного образования. Для организации деятельности семейного детского сада в штатное расписание дошкольного учреждения вводятся дополнительные штатные единицы:

  • воспитатель –1,0 ст.;

  • воспитатель по физкультуре – 0,25 ст.;

  • музыкальный руководитель – 0,25 ст.;

  • старшая медсестра – 0,25 ст.;

  • педагог-психолог – 0,25 ст.;

  • социальный педагог – 0,5 ст.
Данные штатные единицы определяются из расчета на 3-5 детей для одного семейного детского сада, являющегося структурным подразделением дошкольного учреждения.

На должность воспитателя семейного детского сада назначается родитель (законный представитель) многодетной семьи, в которой создается семейный детский сад.

Организация питания в семейном детском саду возлагается на воспитателя. На организацию питания в семейном детском саду предусматривается финансирование из бюджета города Москвы.

Администрация дошкольного учреждения осуществляет контроль за функционированием семейного детского сада. Занятия с детьми и другие виды деятельности в семейном детском саду могут проводиться как в здании дошкольного учреждения , так и в домашних условиях.

Для открытия структурного подразделения требуется создать много новой документации, вносить поправки в такие уже имеющиеся документы, как:
акт обследования жилищных условий семьи, договор, доверенность, личные дела детей.

Анализируя результаты потребностей москвичей в услугах ДОУ, можно отметить большую заинтересованность родителей в использовании для прогулок площадок детского сада; многие из них выразили желание посещать со своими детьми музыкальные и физкультурные занятия в ДОУ, кому-то была необходима помощь логопеда, в меньшей степени оказался востребован семейный психолог 14 .

Зарплата воспитателя семейного детского сада на начало 2009 г. составляла 11 тысяч рублей плюс деньги на питание, около 6 тысяч рублей на троих детей.
Кемеровская область
Семейные детские сады в Кемеровской области получили широкое распространение. В ряде районов охват данной формой многодетных семей с тремя и более детьми дошкольного возраста превышает 50%. Официальное название данной формы – семейная группа, являющаяся структурным подразделением муниципального ДОУ, ее деятельность регламентируется Распоряжением от 10.10.2008 № 1049-р коллегии администрации Кемеровской области «Об организации семейных групп, являющихся структурными подразделениями муниципальных дошкольных образовательных учреждений Кемеровской области».

Согласно этому документу, семейная группа является структурным подразделением дошкольного образовательного учреждения, реализующего общеобразовательную программу дошкольного образования в соответствии с уставом учреждения, в многодетных семьях, имеющих 3 и более детей (от 3 до 8 детей) в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, по месту проживания данной семьи.

Воспитателем семейной группы может быть родитель (законный представитель) многодетной семьи, прошедший социально-психологическое обследование, имеющий удовлетворительные условия жизни и положительное заключение государственного органа управления образованием за исключением:


  • лица, признанного судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

  • супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

  • супругов (один из супругов), лишенных родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

  • лица, отстраненного или освобожденного от обязанностей опекуна (попечителя), приемного родителя за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

  • бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

  • лица (один из супругов), имеющего заболевания, при наличии которых он не может осуществлять обязанности по воспитанию детей либо ему запрещена работа с детьми;

  • лица, не имеющего постоянного места жительства;

  • лица, не располагающего необходимыми жилищно-бытовыми условиями для организации семейных групп в жилом помещении и проживающего в жилых помещениях, не отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам;

  • лица, имеющего судимость, либо которому педагогическая деятельность запрещена приговором суда, либо имеющего неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации и Уголовным кодексом РСФСР;

  • лица, не имеющего среднего (полного) общего образования.
Решение об открытии семейной группы принимается учредителем учреждения с учетом вышеприведенных требований и при наличии:

  • письменного заявления от кандидата в муниципальный орган управления образованием по месту жительства кандидата;

  • акта обследования муниципальным органом управления образования жилищно-бытовых, социальных условий жизни и психологического климата в семье кандидата;

  • положительного заключения муниципального органа управления образованием.
Семейная группа организуется в жилых помещениях (частных жилых домах или квартирах) по месту проживания семьи.

Работники семейной группы являются сотрудниками учреждения.

Для организации семейной группы в штатном расписании учреждения необходимо предусмотреть следующие штатные единицы (в расчете на группу из 3-8 детей):


  • воспитатель –0,25 ст.;

  • повар – 0,25 ст.;

  • кухонный работник – 0,25 ст.;

  • уборщица – 0,25 ст.
Работник семейной группы зачисляется в штат учреждения. Трудовые отношения между учреждением и работником семейной группы регулируются трудовым договором. Медицинское обслуживание детей, посещающих семейную группу, осуществляется в порядке, установленном в учреждении. Воспитатель семейной группы проходит обязательные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в установленном порядке.

Занятия и другие виды деятельности, предусмотренные уставом учреждения, в семейной группе могут проводиться в здании учреждения.

Питание детей в семейной группе организуется в соответствии с установленными нормами для детей дошкольного возраста.

Муниципальные органы управления образованием оказывают методическую и консультативную помощь в организации деятельности семейной группы.

Зарплата воспитателя на начало 2009 г. составляла 5 тысяч рублей в месяц плюс 70 рублей в день на каждого ребенка (6300 рублей в расчете на троих детей).
Уфа (группы семейного воспитания)
Схожая с семейным детским садом форма организация дошкольного образования детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, действует в Уфе, где она получила название группы семейного воспитания. Деятельность групп семейного воспитания регламентируется Решением совета городского округа г.Уфы от 2 октября 2008 г. № 8/11 «О положении об организации групп семейного воспитания при муниципальных дошкольных образовательных учреждениях городского округа Республики Башкортостан».

Группы семейного воспитания организуются при муниципальных дошкольных образовательных учреждениях городского округа город Уфа Республики Башкортостан, реализующих общеобразовательную Программу дошкольного образования в соответствии с Уставом учреждения, в многодетных семьях, имеющих трех и более детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, по месту проживания данной семьи.

Для организации деятельности групп семейного воспитания в штатное расписание муниципального дошкольного образовательного учреждения вводится дополнительно штатная единица воспитателя группы семейного воспитания - 1,4 ст.

На должность воспитателя группы семейного воспитания назначается родитель (законный представитель) многодетной семьи, в которой создается семейный детский сад.

Воспитатель группы семейного воспитания имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск в соответствии с законодательством и условиями договора. Воспитатель группы семейного воспитания при приеме на работу должен пройти медицинское обследование в соответствии со статьей 51 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статьей 52 Закона Республики Башкортостан "Об образовании", должен иметь медицинскую книжку с прохождением профилактического осмотра в сроки, установленные для работников дошкольных образовательных учреждений.

Группы семейного воспитания могут создаваться в квартире, соответствующей нормам санитарно-гигиенических, противоэпидемических требований и правил противопожарной безопасности, предъявляемым к жилым помещениям. Исключается нахождение в квартире животных. Воспитатель группы семейного воспитания несет персональную ответственность за жизнь и здоровье каждого ребенка.

Группы семейного воспитания работают в режиме 10-часового пребывания детей, с 8.00 до 18.00. В группах семейного воспитания организуется 3-разовое питание детей. Ответственность за организацию питания детей возлагается на воспитателя группы семейного воспитания.

Медицинский контроль за здоровьем детей групп семейного воспитания осуществляется участковым педиатром в соответствии с нормативными документами и должностной инструкцией участкового врача-педиатра. Администрация дошкольного образовательного учреждения, при котором организована группа семейного воспитания, осуществляет контроль за функционированием группы семейного воспитания в соответствии с утвержденным графиком проведения контрольных проверок.

Норматив затрат на содержание одного воспитанника составляет 2926 рублей, из них 1886 рублей – заработная плата (с начислениями), 1040 – стоимость питания. В расчете на группу семейного воспитания, созданную в семье с тремя детьми дошкольного возраста это составляет около 9 тысяч рублей.

2.2.3. Программы пособий семьям с детьми, не посещающими детские сады

Как уже отмечалось ранее (см. краткий обзор развития национальной системы дошкольного образования в разделе 1), в большинстве регионов страны остро ощущается нехватка мест в детских садах, что выражается в наличии многочисленной категории детей дошкольного возраста, стоящих на учете для определения в муниципальные образовательные учреждения.

Добиться сокращения очереди можно различными способами, например, расширяя строительство, оптимизируя существующую сеть ДОУ, реструктуризируя систему образовательных учреждений и др. Однако, как показывает региональный опыт, существенно снизить численность желающих попасть в детские сады можно и без наращивания объемов сети муниципальных учреждений.

В ряде регионов используется такой механизм как предоставление пособий (компенсаций) родителям детей дошкольного возраста, не посещающих государственные и муниципальные ДОУ. Существуют значительные региональные особенности в реализации таких программ. Сравнительный анализ различных региональных программ представлен ниже (Таблица 4). Если в Костромской, Самарской и Иркутской областях данную программу в большей степени следует относить к социальной поддержке социально уязвимых категорий граждан (малообеспеченные, многодетные), то выплаты, реализуемые в Красноярском и Пермском краях, в основном нацелены на сокращение очереди в муниципальные ДОУ за счет материальной поддержки домашнего воспитания детей младшего дошкольного возраста.


Таблица 4. Региональные программы денежных выплат семьям с детьми, не посещающими ДОУ.

Регион/ муниципалитет

Название программы

Целевая группа

Размер пособия, руб.

Возраст детей, лет

Красноярский край

Выплата ежемесячной компенсации одному из родителей (законных представителей – опекуну, приемному родителю), фактически воспитывающему ребенка раннего возраста на дому, состоящего на учете в муниципальном органе управления образованием для определения в дошкольное образовательное учреждение, которому временно не предоставлено место в дошкольном образовательном учреждении

Все семьи, воспитывающие детей, не посещающих муниципальные ДОУ

3000

1,5-3

Костромская область

Ежемесячная социальная выплата на питание ребенка, не посещающего дошкольное образовательное учреждение

Многодетные семьи (кроме семей опекунов (попечителей) и приемных семей)

500

3-8

Самарская область

Ежемесячное пособие одному из родителей (усыновителей, опекунов, других законных представителей ребенка), воспитывающих детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, не посещающих государственное или муниципальное образовательное учреждение, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования, при отсутствии указанных учреждений или свободных мест в них



1000 – 1-ый ребенок;

1500 – 2-ой ребенок;

2000 – 3-ий и последующие дети


1,5-3

Ярославская область

Ежемесячная выплата на детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения в связи с отсутствием в них свободных мест, отсутствием в населенном пункте образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, либо по медицинским показаниям

Все семьи, воспитывающие детей, не посещающих муниципальные ДОУ, кроме детей, находящихся на полном государственном обеспечении, детей, находящихся на полном государственном обеспечении, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, в отношении законных представителей которых в судебном порядке решается вопрос об ограничении родительских прав, о лишении родительских прав, об отмене усыновления

500

1,5-3

Иркутская область

Пособие на ребенка, состоящего на учете в органе местного самоуправления муниципального образования, осуществляющем управление в сфере образования, для определения в дошкольное общеобразовательное учреждение, которому временно не предоставлено место в дошкольном общеобразовательном учреждении

Семьи со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величины регионального прожиточного минимума

2000

1,5-3

Пермской край (пилот)





Размер пособия

1,5-5

Пермь (пилот)

Пособие семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих муниципальные ДОУ

Семьи, имеющие на иждивении ребенка (детей), не находящихся в социально опасном положении и не посещающих дошкольные учреждения

5300 – для детей 1,5-3 лет;

4500 – для детей 3-5 лет



1,5-5

Следует понимать, что программы помощи семьям, воспитывающим детей, не посещающим ДОУ – вынужденная мера, обусловленная нехваткой мест в государственных и муниципальных учреждениях. Участие в таких программах является более привлекательным для наиболее малообеспеченных слоев населения, в том числе и для неблагополучных семей, что может дополнительно снизить доступность дошкольного образования для проживающих в них детей. Чтобы снизить подобные риски при определении критериев участия в программе могут учитываться различные характеристики социального статуса семьи. Так, например, в пермскую программу был включен механизм предотвращения снижения доступности услуг дошкольного образования для детей из семей, находящихся в социально-опасном положении – родители детей, зарегистрированных в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних как находящиеся в социально-опасном положении, не могут участвовать в программе, а их дети должны быть приняты в дошкольные учреждения.

Ниже представлен региональный опыт внедрения программ пособий семьям с детьми дошкольного возраста, не посещающими дошкольные образовательные учреждения, на примере Пермского края и Красноярского края. В приложении 3 представлено постановление Администрации г. Перми от 11 декабря 2008 г. N 1195 «О реализации пилотного проекта "Предоставление пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения"», регламентирующее порядок предоставления пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения в г. Перми.
Региональный опыт
Пермский край
Пилотный проект по предоставлению пособий семьям, дети которых не посещают муниципальные детские сады, реализуемый начиная с 2007 г. в городах и районах Пермского края, представляет собой наиболее продуманный и детально проработанный вариант подобной программы. Проект реализуется в крае по инициативе губернатора Олега Чиркунова. Программа направлена на семьи, имеющие детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих муниципальный детский сад и не находящихся в социально опасном положении, при отсутствии мест в муниципальных дошкольном образовательном учреждении или при отказе родителей от предоставляемого места.

Исходно в пилотном проекте участвовали 14 территорий (Бардымский, Частинский, Усольский, Очерский, Соликамский, Суксунский, Октябрьский, Ильинский, Еловский, Добрянский, Большесосновский, Горнозаводский районы и города Краснокамск и Кудымкар), к которым с 2009 года на условиях софинансирования (50% - край, 50% - районный бюджет подключились еще 10 городов и районов Пермского края (г. Пермь, Кишертский, Ординский, Чайковский районы и территории Коми округа: Гайнский, Косинский, Кочевский, Кудымкарский, Юрлинский и Юсьвинский районы).

По словам Олега Чиркунова, «муниципалитеты обязаны предоставить любому дошкольнику место в детском саду. Но абсолютное большинство сделать этого не могут в силу того, что нет мощностей. Совершенно очевидный выход: если ты не можешь выполнить свои обязательства - выплати их деньгами. Мы пошли сегодня на то, что выделяем из краевого бюджета по 2000 рублей и говорим муниципалитетам: доплатите какую-то сумму и отдайте эти деньги своим жителям, которым не можете предоставить детские сады».

Ключевым документом, регламентирующим деятельность программы является постановление Правительства Пермского края от 15.10.2007 № 232-п «О пилотном проекте «Предоставление пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения»» (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 15.02.2008 № 21-п, от 11.09.2008 № 413-п).

Пилотный проект оказался востребованным у молодых родителей. Только в Перми выплаты на январь 2009 г. получили 10672 человек. За неполные 2 месяца с начала 2009 г. жители города забрали из детских садов 391 ребенка в связи с желанием получать выплаты. В основном это дети младшего дошкольного возраста от 1,5 до 2 лет, которые много болеют и в сад ходят редко.

Семьи, которые находятся в социально опасном положении и состоят на учете в органах и учреждениях профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, в проекте не участвуют. Детям из таких семей гарантировано будут предоставлены места в муниципальных детсадах. Так, в территориях-участниках дополнительно получили места в детсадах 235 детей из семей, находящихся в социально-опасном положении, ранее не посещавших дошкольные учреждения.

Среди достоинств программы ее разработчики отмечают следующие:


  • программа позволяет хотя бы отчасти компенсировать гражданам невыполнение их конституционных прав доступное и бесплатное дошкольное образование;

  • программа расширяет возможности выбора родителями моделей дошкольного воспитания своих детей и позволяет развивать семейные формы их воспитания;

  • домашнее воспитание детей младшего дошкольного возраста является предпочтительным, обеспечивая больший эмоциональный и физический комфорт и сохраняя их здоровье;

  • программа позволяет за счет освобождения мест детьми до 5 лет расширить численность мест в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста, способствуя увеличению их охвата дошкольным образованием и более качественной подготовке их к школе;

  • условия участия в программе способствуют увеличению охвата услугами ДОУ детей из семей, находящихся в социально опасном положении, посещающих МДОУ.

Диаграмма 5. Схема участия в программе 15 .

Власти края планируют постепенно изменять сумму региональной части компенсации в сторону повышения до тех пор, пока спрос и предложение не сбалансируются и очереди в детские сады не исчезнут. По мнению губернатора края Олега Чиркунова, такая задача может быть решена в течение полутора-двух лет.

В целом на реализацию этого проекта в бюджете региона на 2009 г. заложено более 734 млн. рублей. В 2010–2011 гг. планируется направить из краевого бюджета более 1,67 млрд. рублей. Средства краевого бюджета будут выделяться муниципалитетам после подписания соответствующего соглашения, где будут зафиксированы обязательства территорий по ликвидации очереди в детсады, устройству всех детей от 5 лет и всех детей, находящихся в социально опасном положении, в дошкольные образовательные учреждения 16 .


Красноярский край
Введение в крае программы компенсаций родителям детей в возрасте от 1,5 до 3 лет вызвано исключительной остротой проблемы нехватки мест в муниципальных ДОУ. В 2007 г. началась реализация целевой программы «Дети» 17 , в качестве одной из основных задач которой было определено сокращение на 50% очереди состоящих на учете детей для определения в дошкольные образовательные учреждения. Решение задачи предполагалось достигнуть в помощью:

  • установления компенсационных выплат родителям (законным представителям);

  • строительства зданий под муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в том числе в строящихся жилых зданиях на первых этажах;

  • реконструкции и капитального ремонта зданий дошкольных образовательных учреждений

  • реконструкции и капитального ремонта зданий общеобразовательных учреждений для организации образовательных дошкольных групп для детей 6-летнего возраста, реализующих основные общеобразовательные программы.
Размер компенсационной выплаты составил 3000 рублей, возраст детей – от 1,5 до 3 лет. В 2008 г. программе участвовали около 27 тысяч граждан. Однако добиться требуемых результатов руководству края не удалось. В 2008 г. около 30 тысяч детей не имели возможности посещать детские сады. Особенно острой является проблема нехватки мест в дошкольных учреждениях в новых микрорайонах, где родители вынуждены становиться в очередь с самого рождения ребенка. Сокращенный по сравнению с Пермским краем период выплат (не 1,5- 5 лет, а 1,5-3 года) не позволяет добиться высвобождения мест для обеспечения широкого доступа к услугам муниципальных образовательных учреждений детей более старшего возраста.

Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении