mppss.ru – Все про автомобили

Все про автомобили

Россия - не многоконфессиональная страна. Россия – многонациональное, многоконфессиональное государство, поэтому Что такое многоконфессиональное государство определение по истории

Важнейшим фактором этнополитической жизни современной России, границы которой после развала СССР сделались открытыми для переселенцев, стали мощные миграционные потоки как из стран ближнего, так и дальнего зарубежья. Стихийный характер практически неконтролируемой миграции сопровождается ростом этнической преступности на фоне тяжелого социально-экономического положения коренных жителей, возраставшей конкуренции на рынке труда. Результатом этого явились острые межэтнические конфликты, имевшие место в последние годы в ряде регионов Юга России, Поволжья и Центра.

Вызванные миграцией межэтнические столкновения нередко приобретали конфессиональную окраску. Известны факты противодействия открытию мечетей в традиционных казачьих регионах Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев. Вот почему отношение представителей различных мировоззренческих и конфессиональных групп к проблемам регулирования миграционных потоков представляет особый интерес.

Наиболее негативно во всех мировоззренческих и конфессиональных группах воспринимаются мигранты из стран Юго-Восточной Азии. Это не удивительно, поскольку их наиболее отчетливо выраженные этнические и конфессионально-культурные отличия от коренных российских этносов сочетаются с чрезвычайно высокой степенью экономической активности и внутриэтнической замкнутостью и солидарностью.

Среди международных угроз, вызывающих тревогу общества, лидирует рост международного терроризма (68%), за которым следует распространение эпидемий (47%), угроза новой мировой войны (37%), усиление военно-политического влияния США (32%), увеличение разрыва между богатыми и бедными странами (23%), ухудшение отношений с республиками бывшего СССР и возможность мирового экономического кризиса - по 12%, ухудшение отношений между Россией и США (9%). Таким образом, среди процессов в международной сфере наибольшую угрозу вызывает международный терроризм, непосредственно связанный с обострением межнациональных и межрелигиозных отношений. Именно представители православной общности в наибольшей степени ощущают свою беззащитность перед террористическими угрозами, исходящими от представителей иных общностей, в частности, исламской. Причем события последнего десятилетия, в частности - война в Югославии и особенно погромы, этнические чистки сербов в Косово в марте 2004 г. делают подобные тревоги вполне обоснованными. В отличие от православных, часть представителей мусульманских групп разделяет иллюзии, что терроризм, очаги которого находятся именно в исламском мире, обойдет их стороной. И надо сказать, что последние события также дают определенный повод для подобных умонастроений. Достаточно вспомнить, как во время захвата в октябре 2002 г. в Москве театрального центра на Дубровке чеченские террористы отпустили из числа заложников всех представителей мусульманских народов.

Одновременно другая международная угроза, связанная с возможным обострением межнациональных отношений, не осознается большинством людей как первоочередная, занимая в шкале тревожных ожиданий лишь предпоследнее место. Речь идет об ухудшении отношений России с республиками бывшего СССР. Обострение отношений между постсоветскими государствами способно спровоцировать новую волну межнациональных конфликтов и, как следствие - рост ксенофобии. Весьма показательно также отношение общества к таким угрозам, как рост военно-политического влияния США и ухудшение российско-американских отношений.

«Государства» - Достопримечательности Ватикана. Финансы. В горах встречаются бурые лесные почвы. Иберийский полуостров и Пиренеи издревле были местами заселения человека. Образование в Сан-Марино. Реки Лихтенштейна. Кухня Лихтенштейна. Ватикан. Люксембург. Школа находится в руках государства. В княжестве живут также греки, немцы, англичане.

«Государство Россия» - Годы правления:2000-2008 гг. На данный момент президентом Российской Федерации является Медведев Дмитрий Анатольевич. Во главе государства стоит президент. Года правления 1991-1999гг. Мы живем в Российском государстве. Кто такой гражданин? Права и обязанности граждан России. Символы государства. Во все времена цвету флага придавали особый смысл.

«Государство обществознание» - Формы государственного устройства. Монархия. Признаки государства: Теоретические подходы сущности государства: Формы политического режима. Форма правления (кто и как правит?). Политическая система общества. Политика. Общественный; классовый; политико-правовой. Форма государства: Власть. А) Президентская Б) Смешанная В) Парламентская.

«Демократическое государство» - Третье: в демократичном государстве должен быть парламент. Демократическое государство служит народу. Власть народа. Демократия. Пятое: в таком государстве действует независимый суд. Четвёртое: В таком государстве есть правительство. Демократическое государство. Демократия - народная форма правления в которой высшей властью обладает народ.

«Государство в политической системе» - Элементы гражданского общества. Осуществление политики. Вооруженные силы. Государство - результат проявления человеческой психики. Наличие частной собственности как основы свободы человека. Определение общественных проблем и целей политики. Государство - результат завоевания одного племени другим. Оценка государственной политики.

«Экономика и государство» - Кейнсиаское направление. Экономические функции государства. Методы денежно-кредитной политики. Экономическая политика государства. Социальные трансферты. Финансово-кредитное регулирование. Безработные в ночлежках. Охрана окружающей среды. Законодательная деятельность государства. Борьба с монополизацией рынков.

Исторически сложилось так, что на территории России жило большое количество народов. Несмотря на то, что они отличались друг от друга традициями, культурой, а также религией, все народы общались друг с другом, вели торговлю, обменивались опытом, далее даже традициями и культурой. Здесь нужно отметить, что народы не перенимали чужие традицию и культуру, а принимали ее и с уважением относились к ней, не осуждая, не унижая и не высмеивая. К примеру, можно отнести традиционный татарский праздник Сабантуй. С недавних пор этот праздник стал общероссийским и даже международным, то есть его теперь празднуют не только в республике Татарстан, но и по всей России и в Мире.

Религия и государство

Согласно ст.14 действующей Конституции Российской Федерации: «Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».

Из этого следует, что в России религиозные объединения существуют независимо от государства, а исповедание любой религии или не исповедание никакой является личным делом каждого гражданина. Такое положение в современной России обеспечивает свободу вероисповедания — краеугольный камень демократии, что создаёт предпосылку образования справедливого и свободного общества.

Принцип отделения религиозных объединений от государства предусматривает невмешательство государства, его органов и должностных лиц в вопросы, определяющие отношение граждан к религии, во внутреннюю деятельность религиозных объединений, если эта деятельность не нарушает требований законов страны. Государство не должно финансировать деятельность религиозных организаций, равно как и деятельность по пропаганде иных убеждений. В свою очередь, религиозные объединения не могут вмешиваться в дела государства, не участвуют в выборах его органов власти и управления, в деятельность политических партий. Но служители этих организаций имеют право на участие в политической деятельности наравне со всеми гражданами.

Несмотря на светскость государства, все-таки религия проникает практически во все сферы общественной жизни, в том числе и в те области, которые согласно Конституции отделены от религии: государственные органы, школа, армия, наука и образование.

Межрелигиозные отношения

Возможности удовлетворения религиозных потребностей

На сегодняшний день в Российской Федерации восстановлено и построено 7200 мечетей. Действующих православных храмов-17000. Синагог — 70. Самый северный в мире буддийский храм — построенный ещё до революции в Петрограде дацан «Гунзэчойнэй» — сейчас служит туристическим и культовым центром буддистской культуры. Ведутся приготовления к построению буддистского храма в Москве, который смог бы объединить вокруг себя буддистов в совместной практике. Из всего вышесказанного следует, что приверженцы каждой религии могут свободно посещать храмы, совершать религиозные обряды.

Отношение к иноверным религиозным организациям

В России самые большие по численности религии — это православие и ислам ханафитского толка. Именно по этой причине будет уместно рассматривать отношение данных двух конфессий между собой, не включая другие вероисповедания.

Мирное сосуществование христиан и мусульман — древняя традиция.

В России конфликтов на почве веры между ними почти не было. Волжские, астраханские, сибирские татары, а также кавказские татары (азербайджанцы) восприняли ислам в исторической древности. Ислам — бесспорно коренная религия России. Поэтому недопустимо пренебрегать интересами наших соотечественников-мусульман. Ведь они живут на этой — нашей с ними — земле испокон веков.

Что касается духовного диалога между традиционными конфессиями, обнаружения вероучительных параллелей, догматических совпадений и тождества этических постулатов, то, несомненно, говорить о перспективности пути диалога как однозначного сближения позиций не приходится. Углубление в догматические и этические детали само по себе не приводит к сближению, хотя и способствует взаимопониманию. Так, например, можно находить поразительные соответствия в исламской и христианской эсхатологии, до такой степени значимые, что на этой ниве можно даже говорить об этих двух верах как близкородственных. Однако во многих других отношениях христианство и ислам разделяют вероучительные пропасти. Тем не менее, это не означает, что двум традициям нет места на одной земле — русский сверхнационализм, напротив, нацелен на сочетание принципиально различных, устойчивых в себе, духовных, культурных, этнических миров.

В XIX веке в русском обществе бурно обсуждались взаимоотношения православных и мусульман в связи с русско-турецкими войнами. Многие авторы из демократического лагеря заявляли о необходимости объявить о «внеконфессиональном» содержании войны, дабы не провоцировать русских мусульман на беспорядки. Эти тогдашние заявления очень напоминают выступления современных либералов, которые по любому удобному поводу пугают народ межрелигиозной рознью.

Исходя из выше сказанного, следует, что вопрос религиозной толерантности крайне важен в обществе, котором живем. Религиозная толерантность бывает нескольких видов, в зависимости от объекта:

— толерантность в отношении к иноверцам (христианин-мусульманин, буддист-мусульманин, христианин-буддист);

— толерантность в отношении к представителям других конфессий (католик-протестант, суннит-шиит);

— толерантность между верующими в Бога и неверующими (верующий-атеист).

Межконфессиональные конфликты

Причины межконфессиональных конфликтов

Главными причинами межконфессиональных конфликтов в России являются перенесение на религиозную сферу политических и национальных противоречий и в столкновения экономических интересов представителей разных национальных групп, которые прикрываются религиозными лозунгами. Также причинами могут являться такие явления, как религиозный фанатизм, нетерпимость верующих, выборочное, предвзятое отношение власти к разным религиозным организациям, в результате чего их конституционные права обеспечиваются не в равной мере, недобросовестное отношение СМИ к подаче информации может также разжечь конфликт на религиозной почве.

Любой социальный конфликт проходит три основные стадии:

— Предконфликтная — конфликтная ситуация. Стороны осознают существующее эмоциональное напряжение, стремятся преодолеть его, осознать причины конфликта, оценивают свои возможности;

— Непосредственно конфликт — недоверие и отсутствие уважения к противнику; согласие невозможно. Наличие инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения соперников. Их открытые и скрытые действия.

— Разрешение конфликта — завершение инцидента, устранение причин конфликта.

При устранении конфликта на первой стадии, он чаще всего быстро забывается и «безболезненно» переживается участниками, что является наиболее выгодным как для участников, так и для государства в целом, но чаще всего конфликт проходит все три стадии.

Пути решений межконфессиональных конфликтов

Обеспечение нормальных взаимоотношений между религиями, а отсюда и между этническими группами, имеет большое социальное значение. Здесь немаловажно обеспечение формального и, в особенности, фактического равенства между религиозными организациями, как и их равенства перед законом, и правами. Ни одна из религий не должна иметь преимущества перед другими. Государство в вопросах свободы совести должно быть нейтрально и т.д. Причем, необходимо не только зафиксировать обязанность государства обеспечивать равенство и терпимость между религиями, но и в реальной политике делать все необходимое для обеспечения этого на практике.

Очень важное в обеспечении нормального развития межконфессиональных отношений — подъем общей культуры народа, включая и правосознание, утверждение толерантных традиций в обществе, в семье, в быту. Формирование общественного сознания в духе веротерпимости и мировозренчески-духовного плюрализма во многом зависит от вызревания рыночной экономики, создания гражданского общества, современного правового государства, являющегося гарантом обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Для кардинального решения проблемы межконфессиональных отношений немаловажна объединяющая весь народ единая общегосударственная идея. Такая идея должна быть выше церковных и конфессиональных идей, ценностей одной нации или социальной группы. Настаивание на приоритете одной религии, на приоритете религии вообще — это путь не к созданию общенационального единства, а к развалу государственности. Единая идея — ценность высшего порядка; в современных условиях она должна быть не религиозной, а светской. Необходимо выработать и воспитать национальное самосознание, в рамках которого будут одинаково уютно чувствовать себя гражданами одной страны, одного общества представители разных наций и конфессий.

Бывший Советский союз неплохо справлялся с этой задачей, и тогда не наблюдались проблемы межрелигиозных отношений как в современности. И заслуга здесь не только в том, что все республики СССР были объединены одной целью и страной, но и в пропаганде равенства всех народов и вероисповеданий. Сейчас же мы все чаще наблюдаем обратную пропаганду, где с помощью СМИ намеренно или нет, но очень часто подчеркивается неравенство между группами. Проводя небольшой эксперимент в виде опроса, можно наблюдать такую ситуацию, когда человек говорит, что испытывает неприязнь к той или иной этнической или религиозной группе, но объяснить, по какой причине так происходит — не может, ссылаясь на информацию только с телевизора или интернета.

Заключение

Гармонизация межнациональных отношений

Гармонизация всего комплекса межнацио­нальных отношений возможна только при соответствующем уровне демократизма со­циально-политических и других отношений а также демократизации и гуманизации их между народами, национального сознания и деятельности политических инсти­тутов. Развитие демократизма по всем этим направлениям от­вечает подлинным интересам всех народов и расширяет воз­можности действия объективных тенденций развития межна­циональных отношений.

В чем заключаются эти тенденции? Одна из них выражается в развитии экономической и политической самостоятельности все большего числа наций, совершенствовании их государст­венности, развитии духовной культуры. Другая заключается во взаимном сближении больших и малых народов (наций), углуб­лении их сотрудничества, интеграции экономических и поли­тических структур. Подобные тенденции действуют во всем мире. За процессами размежевания следуют объединительные, интеграционные процессы. Такова реальность, которую надо глубоко осознавать. Не составляет исключения и наше россий­ское отечество. Очень важно осуществлять государственную национальную политику с учетом указанных диалектически взаимосвязанных между собой тенденций. В противном случае эта политика будет оторвана от жизни, от объективных тенден­ций развития наций и межнациональных отношений.

В рамках развивающихся в современную эпоху межнациональных отношений можно выделить следующие наиболее ха­рактерные процессы:

  • этническую консолидацию народов, т.е. развитие их поли­тической, экономической, языковой и культурной само­стоятельности, упрочение национально-государственной целостности;
  • межэтническую интеграцию, которая заключается в расширении и углублении сотрудничества народов во всех сферах жизни ради наиболее полного удовлетворения их потребностей как в настоящее время, так и в будущем; ассимиляцию, в ходе которой одни народы как бы раство­ряются в других, более развитых; как правило ассимили­руются малочисленные народы, со временем утратившие свой язык, обычаи, традиции, этническую культуру и ус­воившие язык и культуру другого народа, ставшие им родными.Данные процессы происходят во всем современном мире и их необходимо учитывать при осуществлении той или иной на­циональной политики. Во всяком случае национальная полити­ка должна быть взвешенной, учитывать весь комплекс объек­тивных и субъективных факторов.

Межконфессиональные отношения в Сызрани

Р. Шарафутдинов : «В первую очередь, как представитель татарского сообщества нашего города, Председатель Совета Национально-культурной автономии татар г.о. Сызрань, а также, являясь членом Межведомственной рабочей группы по укреплению межнационального и межконфессионального согласия, обеспечению социальной адаптации мигрантов, профилактике межнациональных (межэтнических) конфликтов на территории городского округа Сызрань, сегодня, в первую очередь, хотел бы обратить особое внимание на решение вопросов по сложившейся ситуации мусульманской конфессии, в целом, на территории Сызрани и районов.

Дело в том, что координировать, привлекать к общественной деятельности, и, как следствие, сохранять и поддерживать межконфессиональные отношения между сообществами и диаспорами мусульман на данный момент практически является невозможным.

При сложившейся данной ситуации каждому представительству нации из сообщества мусульман нашего города необходим так называемый куратор– представитель той или иной национальности, который будет непосредственно взаимодействовать, как связующее звено, между представителями своей конфессии и структурами Администрации, силовыми структурами, миграционной службой и общественными организациями, и, тем самым, привлекать к общественной деятельности, объединению, дружественности и мирному межконфессиональному существованию, а также к соблюдению

Тем самым, постепенно выстраивая такого рода отношения и формы взаимодействия, как мне кажется, мы постепенно подойдем к решению о необходимости создания Дома дружбы народов в Сызрани, а фундамент к решению этого вопроса будет уже заложен, тем самым дальнейшую совместную деятельность и работу в направлении межконфессиональной ситуации, будет проектировать гораздо легче.

Не разговорами и теоретическими тезисами, а действиями нужно решать вопрос межконфессиональных отношений. Это также применимо и по отношению к деятельности НКО, и по отношению к вопросам о мусульманской конфессии, да и, как мне кажется, применимо по отношению ко всем вопросам нашей жизни!

И как Председатель НКАТ я со всей ответственностью и уверенностью утверждаю, что автономия татар готова к укреплению и развитию межнациональных отношений и всегда открыта для диалога, оказания практической помощи и других вопросов.

В Центре татарской культуры всегда открыты двери для добрых и нужных дел! »

Заключение

Поставленные задачи в данной работе помогают нам сделать вывод о том, что Россия вполне может существовать как межконфессиональное государство в мирных условиях. Однако эмоциональный фактор, СМИ, конфликты в политической жизни провоцируют на межрелигиозные распри. Это явление говорит о том, что государственная, общественная жизнь тесно связана и переплетается с религиозными отношениями: практически любое действие с внешней стороны отражается в религии. По факту получается, что ст.14 Конституции Российской Федерации противоречит: религиозные объединения не отделены от государства, они зависят от государства. Государство в последнее время часто делает замечания или вносит поправки в так называемый «устав» религии, что в целом недопустимо.

Данный факт провоцирует конфликт на следующем уровне, межконфессиональном, когда одну конфессию устраивает данная поправка, а другую — нет. Исправить сложившийся конфликт поможет, на наш взгляд, культурное воспитание всех граждан Российской Федерации в целом, осознание единства народа. Каждый человек должен иметь свое личное мнение, не навязанное СМИ.

Исторически сложилось так, что на территории России жило большое количество народов. Несмотря на то, что они отличались друг от друга традициями, культурой а также религией, все народы общались друг с другом, вели торговлю, обменивались опытом, далее даже традициями и культурой. Здесь нужно отметить, что народы не перенимали чужие традицию и культуру, а принимали ее и с уважением относились к ней, не осуждая, не унижая и не высмеивая. К примеру, можно отнести традиционный татарский праздник Сабантуй. С недавних пор этот праздник стал общероссийским, то есть его теперь празднуют не только в республике Татарстан, но и по всей России.

Религия и государство

Согласно ст.14 действующей Конституции Российской Федерации: "Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом". . Из этого следует, что в России религиозные объединения существуют независимо от государства, а исповедание любой религии или не исповедание никакой является личным делом каждого гражданина. Такое положение в современной России обеспечивает свободу вероисповедания - краеугольный камень демократии, что создаёт предпосылку образования справедливого и свободного общества.

Принцип отделения религиозных объединений от государства предусматривает невмешательство государства, его органов и должностных лиц в вопросы, определяющие отношение граждан к религии, во внутреннюю деятельность религиозных объединений, если эта деятельность не нарушает требований законов страны. Государство не должно финансировать деятельность религиозных организаций, равно как и деятельность по пропаганде иных убеждений. В свою очередь, религиозные объединения не могут вмешиваться в дела государства, не участвуют в выборах его органов власти и управления, в деятельность политических партий. Но служители этих организаций имеют право на участие в политической деятельности наравне со всеми гражданами.

Несмотря на светскость государства, все-таки религия проникает практически во все сферы общественной жизни, в том числе и в те области, которые согласно Конституции отделены от религии: государственные органы, школа, армия, наука и образование. Так, Государственная дума договорилась с Московским патриархатом проводить предварительные консультации по всем вопросам, вызывающим сомнения. В российских школах появились учебные предметы "основ религиозных культур", в некоторых государственных вузах существует специальность теология. В штатном расписании российских Вооружённых сил появилась новая должность - военный священник (капеллан). Ряд министерств, ведомств, государственных учреждений имеет свои религиозные храмы, зачастую в этих министерствах и ведомствах существуют общественные советы по освещению религиозной тематики. 7 января (православное Рождество) - официальный нерабочий праздничный день в России.

В октябре 2012 года стало известно, что в Московском инженерно-физическом институте появится кафедра богословия. Обучение будет факультативным, и, по словам представителей РПЦ, нацелено на "повышение грамотности" физиков, которые, по мнению Кураева, "балуются оккультными теориями вроде волновой генетики и торсионных полей". Однако, как отмечает директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко, философские измышления на стыке физике и богословия дело полезное, но заниматься ими следует не под патронажем государства. "Есть естественнонаучные знания, которые ученые предоставляют в распоряжение общества, и любые общественные группы, в том числе РПЦ, вправе их интерпретировать. Но делать это нужно за пределами государственных учебных заведений и за свои деньги", - говорит он.

Межрелигиозные отношения

Возможности удовлетворения религиозных потребностей

На сегодняшний день в Российской Федерации восстановлено и построено 7200 мечетей. . Действующих православных храмов-17000. . Синагог - 70. Самый северный в мире буддийский храм - построенный ещё до революции в Петрограде дацан "Гунзэчойнэй" - сейчас служит туристическим и культовым центром буддистской культуры. Ведутся приготовления к построению буддистского храма в Москве, который смог бы объединить вокруг себя буддистов в совместной практике. . Из всего вышесказанного следует, что приверженцы каждой религии могут свободно посещать храмы, совершать религиозные обряды.

Отношение к иноверным религиозным организациям

В России самые большие по численности религии - это православие и ислам ханафитского толка. Именно по этой причине будет уместно рассматривать отношение данных двух конфессий между собой, не включая другие вероисповедания.

Мирное сосуществование христиан и мусульман - древняя традиция.

В России конфликтов на почве веры между ними почти не было. Волжские, астраханские, сибирские татары, а также кавказские татары (азербайджанцы) восприняли ислам в исторической древности. Ислам - бесспорно коренная религия России. Поэтому недопустимо пренебрегать интересами наших соотечественников-мусульман. Ведь они живут на этой - нашей с ними - земле испокон веков.

Ч то касается духовного диалога между традиционными конфессиями, обнаружения вероучительных параллелей, догматических совпадений и тождества этических постулатов, то, несомненно, говорить о перспективности пути диалога как однозначного сближения позиций не приходится. Углубление в догматические и этические детали само по себе не приводит к сближению, хотя и способствует взаимопониманию. Так, например, можно находить поразительные соответствия в исламской и христианской эсхатологии, до такой степени значимые, что на этой ниве можно даже говорить об этих двух верах как близкородственных. Однако во многих других отношениях христианство и ислам разделяют вероучительные пропасти. Тем не менее, это не означает, что двум традициям нет места на одной земле - русский сверхнационализм, напротив, нацелен на сочетание принципиально различных, устойчивых в себе, духовных, культурных, этнических миров.

В XIX веке в русском обществе бурно обсуждались взаимоотношения православных и мусульман в связи с русско-турецкими войнами. Многие авторы из демократического лагеря заявляли о необходимости объявить о "внеконфессиональном" содержании войны, дабы не провоцировать русских мусульман на беспорядки. Эти тогдашние заявления очень напоминают выступления современных либералов, которые по любому удобному поводу пугают народ межрелигиозной рознью.

Исходя из выше сказанного, следует, что вопрос религиозной толерантности крайне важен в обществе, котором живем. Религиозная толерантность бывает нескольких видов, в зависимости от объекта:

- толерантность в отношении к иноверцам (христианин-мусульманин, буддист-мусульманин, христианин-буддист);

- толерантность в отношении к представителям других конфессий (католик-протестант, суннит-шиит);

- толерантность к сектантским движениям, а также толерантность сектантских движений друг к другу;

- толерантность между верующими в Бога и неверующими (верующий-атеист).

Межконфессиональные конфликты

Причины межконфессиональных конфликтов

Главными причинами межконфессиональных конфликтов в России являются перенесение на религиозную сферу политических и национальных противоречий и в столкновения экономических интересов представителей разных национальных групп, которые прикрываются религиозными лозунгами. Также причинами могут являться такие явления, как религиозный фанатизм, нетерпимость верующих, выборочное, предвзятое отношение власти к разным религиозным организациям, в результате чего их конституционные права обеспечиваются не в равной мере, недобросовестное отношение СМИ к подаче информации может также разжечь конфликт на религиозной почве.

Любой социальный конфликт проходит три основные стадии:

- Предконфликтная - конфликтная ситуация. Стороны осознают существующее эмоциональное напряжение, стремятся преодолеть его, осознать причины конфликта, оценивают свои возможности;

- Непосредственно конфликт - недоверие и отсутствие уважения к противнику; согласие невозможно. Наличие инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения соперников. Их открытые и скрытые действия.

- Разрешение конфликта - завершение инцидента, устранение причин конфликта.

При устранении конфликта на первой стадии, он чаще всего быстро забывается и "безболезненно" переживается участниками, что является наиболее выгодным как для участников, так и для государства в целом, но чаще всего конфликт проходит все три стадии.

Пути решений межконфессиональных конфликтов

Обеспечение нормальных взаимоотношений между религиями, а отсюда и между этническими группами, имеет большое социальное значение. Здесь немаловажно обеспечение формального и, в особенности, фактического равенства между религиозными организациями, как и их равенства перед законом, и правами. Ни одна из религий не должна иметь преимущества перед другими. Государство в вопросах свободы совести должно быть нейтрально и т.д. Причем, необходимо не только зафиксировать обязанность государства обеспечивать равенство и терпимость между религиями, но и в реальной политике делать все необходимое для обеспечения этого на практике.

Очень важное в обеспечении нормального развития межконфессиональных отношений - подъем общей культуры народа, включая и правосознание, утверждение толерантных традиций в обществе, в семье, в быту. Формирование общественного сознания в духе веротерпимости и мировозренчески-духовного плюрализма во многом зависит от вызревания рыночной экономики, создания гражданского общества, современного правового государства, являющегося гарантом обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Для кардинального решения проблемы межконфессиональных отношений немаловажна объединяющая весь народ единая общегосударственная идея. Такая идея должна быть выше церковных и конфессиональных идей, ценностей одной нации или социальной группы. Настаивание на приоритете одной религии, на приоритете религии вообще - это путь не к созданию общенационального единства, а к развалу государственности. Единая идея - ценность высшего порядка; в современных условиях она должна быть не религиозной, а светской. Необходимо выработать и воспитать национальное самосознание, в рамках которого будут одинаково уютно чувствовать себя гражданами одной страны, одного общества представители разных наций и конфессий.

Бывший Советский союз неплохо справлялся с этой задачей, и тогда не наблюдались проблемы межрелигиозных отношений как в современности. И заслуга здесь не только в том, что все республики СССР были объединены одной целью и страной, но и в пропаганде равенства всех народов и вероисповеданий. Сейчас же мы все чаще наблюдаем обратную пропаганду, где с помощью СМИ намеренно или нет, но очень часто подчеркивается неравенство между группами. Проводя небольшой эксперимент в виде опроса, можно наблюдать такую ситуацию, когда человек говорит, что испытывает неприязнь к той или иной этнической или религиозной группе, но объяснить, по какой причине так происходит - не может, ссылаясь на информацию только с телевизора или интернета.

Заключение

Поставленные задачи в данной работе помогают нам сделать вывод о том, что Россия вполне может существовать как межконфессиональное государство в мирных условиях. Однако эмоциональный фактор, СМИ, конфликты в политической жизни провоцируют на межрелигиозные распри. Это явление говорит о том, что государственная, общественная жизнь тесно связана и переплетается с религиозными отношениями: практически любое действие с внешней стороны отражается в религии. По факту получается, что ст.14 Конституции Российской Федерации противоречит: религиозные объединения не отделены от государства, они зависят от государства. Государство в последнее время часто делает замечания или вносит поправки в так называемый "устав" религии, что в целом недопустимо.

Данный факт провоцирует конфликт на следующем уровне, межконфессиональном, когда одну конфессию устраивает данная поправка, а другую - нет. Исправить сложившийся конфликт поможет, на наш взгляд, культурное воспитание всех граждан Российской Федерации в целом, осознание единства народа. Каждый человек должен иметь свое личное мнение, не навязанное СМИ.

Илья Барабаш

Один из вопросов, непосредственно касающийся проблемы веротерпимости в России - это вопрос о том, является ли Россия многоконфессиональной страной.

РПЦ в последние годы всегда утверждала, что православных в России - большинство, хотя сама и не ведет статистического учета (дореволюционная практика учета крещений и, главное, регистрации прихожан давно забыта). Этапным в этом смысле является заявление, сделанное митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, председателем ОВЦС МП, 23 сентября 2002 г. на пресс-конференции во время 8-го Международного фестиваля теле- и радиопрограмм "Радонеж": "Мы должны вообще забыть этот расхожий термин: многоконфессиональная страна: Россия - это православная страна с национальными и религиозными меньшинствами. Потому что все статистические исследования, которые проводятся в нашей стране, дают совершенно ясную картину - наличия религиозных меньшинств и абсолютного православного большинства. Кстати, вот иногда мы робко говорим о том, что да, вы знаете, вот может и не надо включать при переписи графу "вероисповедание". А я считаю, что надо было бы включить. И, раз и навсегда, положить конец всем этим спекуляциям о многоконфессиональности. Если у нас 4-5% мусульман (вот какая статистика), так это же не многоконфессиональность, - это меньшинство. Если у нас меньше 1% людей неправославных христиан - это меньшинство, другой разговор, что меньшинство нельзя дискриминировать". Информационно-аналитический центр "СОВА"

Давайте обратимся к статистике, которая, как известно, знает все:

Выводы читатель пусть делает сам. Рассматривать в нашем кратком обзоре проблему религиозной и национальной идентификации и самоидентификации не позволяет формат статьи. Приведем лишь данные еще одного опроса ВЦИОМ :

С КАКИМ ИЗ ПРИВЕДЕННЫХ НИЖЕ СУЖДЕНИЙ О ХАРАКТЕРЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ ВЫ СКОРЕЕ СОГЛАСНЫ?

Россия должна быть государством русских людей

11,2

Россия – многонациональная страна, но русские, составляя большинство, должны иметь больше прав, ибо на них лежит основная ответственность за судьбу страны в целом

34,2

Россия – общий дом многих народов, оказывающих друг на друга свое влияние. Все народы России должны обладать равными правами, и никто не должен иметь никаких преимуществ

48,8

Затрудняюсь ответить

А также слова одного из видных представителей РПЦ - заместителя председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерея Всеволода Чаплина: "Нужно бережное отношение к религиозной жизни людей, потому что именно такое отношение позволит сохранить Россию, которая на протяжении многих веков являлась многонациональным и многорелигиозным государством". "Портал-Credo.ru"
Будем надеяться, что это не просто слова, а принципиальная позиция.

на журнал "Человек без границ"


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении