Снип 1.01 01 82 актуализированная редакция. Нормы затрат материальных и трудовых ресурсов
СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ.
Основные положения
СНиП 1.01.01-82*
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА
Москва 1984
РАЗРАБОТАНЫ, ВНЕСЕНЫ И ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ Отделом технического нормирования и стандартизации Госстроя СССР (В.И. Сычев - руководитель, Б.Я. Говоровский, Ю.Н. Пастухов).
СНиП 1.01.01-82* является переизданием СНиП 1.01.01-82 с изменением № 1, утвержденным постановлением Госстроя СССР от 24 октября 1984 г. № 178.
Требования к Пособиям
1. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ НОРМИРОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
1.1.* Основными задачами нормирования в строительстве являются:
проведение единой технической политики в капитальном строительстве;
повышение эффективности капитальных вложений;
обеспечение надежности и долговечности объектов при проектировании и строительстве;
ускорение научно-технического прогресса в строительстве, внедрения достижений науки, техники и передового отечественного и зарубежного опыта в практику проектирования и строительства, а также производства строительных конструкций, изделий и материалов;
экономия материальных, энергетических, трудовых и финансовых ресурсов;
установление требований, обеспечивающих здоровые и безопасные условия труда и быта в проектируемых предприятиях, зданиях, сооружениях и населенных пунктах;
обеспечение надлежащего качества строительства, снижения его стоимости, высокого уровня градостроительных, объемно-планировочных и конструктивных проектных решений;
рациональное использование земель, других видов природных ресурсов и охрана окружающей среды;
совершенствование организации проектирования и инженерных изысканий, сметного дела, строительства и производства строительных конструкций, изделий и материалов;
создание в ряде областей нормирования совмещенных норм технологического и строительного проектирования.
2. ВИДЫ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
2.1. Нормативные документы подразделяются на следующие виды:
общесоюзные нормативные документы;
ведомственные нормативные документы;
республиканские нормативные документы.
2.2. К общесоюзным нормативным документам относятся: строительные нормы и правила - СНиП; общесоюзные нормы технологического проектирования - ОНТП; связанные с проектированием, инженерными изысканиями и строительством нормативные документы органов государственного надзора и общесоюзные нормативные документы отдельных министерств и ведомств СССР и общественных организаций (согласованные в соответствии с пп. и ).
2.2.1*. Строительные нормы и правила устанавливают:
требования к организации, управлению и экономике в области проектирования, инженерных изысканий и строительства;
нормы проектирования;
правила организации, производства и приемки работ;
методы определения стоимости строительства и сметные нормы;
нормы затрат материальных и трудовых ресурсов.
Строительные нормы и правила утверждает Госстрой СССР.
Строительные нормы и правила разрабатываются в соответствии с Классификатором, приведенным в обязательном .
Требования к сметным нормам и нормативным документам по труду и оплате труда устанавливаются в документах 4-й и 5-й частей строительных норм и правил.
2.2.2. Общесоюзные нормы технологического проектирования утверждают министерства и ведомства СССР в соответствии с предоставленными им правами по согласованию с Госстроем СССР и ГКНТ. При этом должна быть обеспечена необходимая увязка норм строительного и технологического проектирования с целью исключения неоправданных технологических требований, ведущих к усложнению и удорожанию строительной части проекта.
2.2.3 . Связанные с проектированием, инженерными изысканиями и строительством нормативные документы органов государственного надзора утверждаются этими органами в соответствии с предоставленными им правами по согласованию с Госстроем СССР.
2.2.4 . Общесоюзные нормативные документы, разрабатываемые министерствами и ведомствами СССР и общественными организациями в соответствии с предоставленными им правами и связанные с проектированием, инженерными изысканиями и строительством, утверждаются ими совместно с Госстроем СССР или по согласованию с ним.
2.2.5. Общесоюзные нормативные документы обязательны для исполнения всеми министерствами и ведомствами, а также организациями, учреждениями и предприятиями независимо от их ведомственной подчиненности.
2.3. К ведомственным нормативным документам относятся:
ведомственные (отраслевые) строительные нормы - ВСН;
ведомственные нормы технологического проектирования - ВНТП;
отдельные сметные нормативы.
2.3.1*. Ведомственные нормативные документы устанавливают требования к проектированию, инженерным изысканиям, строительству, производству строительных конструкций, изделий и материалов, учитывающие специфику отрасли народного хозяйства, руководимой данным министерством (ведомством).
Ведомственные нормативные документы утверждают министерства и ведомства СССР в соответствии с предоставленными им правами по согласованию с Госстроем СССР.
2.3.2. Ведомственные нормативные документы обязательны для всех организаций, учреждений и предприятий министерства (ведомства), утвердившего эти документы. Для организаций, учреждений и предприятий других министерств (ведомств) эти документы могут быть обязательными при условии утверждения или введения в действие документа соответствующим министерством (ведомством).
Ведомственные нормативные документы обязательны также для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих проектирование и строительство предприятий, зданий и сооружений отрасли народного хозяйства, руководимой данным министерством (ведомством).
2.3.3. Ведомственные нормативные документы не должны противоречить общесоюзным нормативным документам или дублировать их.
2.4*. К республиканским нормативным документам относятся:
республиканские строительные нормы - РСН;
отдельные сметные нормативы.
Республиканские строительные нормы устанавливают требования к проектированию, инженерным изысканиям и строительству, учитывающие специфические условия союзной республики.
Республиканские строительные нормы утверждают госстрои союзных республик или другие республиканские органы в соответствии с предоставленными им правами.
2.4.1. Республиканские нормативные документы обязательны для всех организаций, учреждений и предприятий независимо от их ведомственной подчиненности, осуществляющих проектирование и строительство объектов, размещаемых на территории данной республики.
2.4.2. Республиканские нормативные документы не должны противоречить общесоюзным нормативным документам или дублировать их.
2.5. Совмещенные нормы строительного и технологического проектирования в зависимости от содержания относятся к строительным нормам и правилам, нормам технологического проектирования или ведомственным строительным нормам.
2.6. Ведомственные и республиканские нормативные документы должны приводиться в соответствие с общесоюзными нормативными документами по мере утверждения новых общесоюзных нормативных документов или внесения в них изменений.
2.7. Нормативные документы должны согласовываться с органами государственного надзора в части, относящейся к их компетенции, согласно положениям об этих органах, утвержденным в установленном порядке, а нормативные документы, связанные с требованиями охраны труда, - с соответствующими профсоюзными органами в установленном порядке.
2.8. Сроки введения в действие нормативных документов, предусматривающих увеличение капитальных вложений, а также повышенный расход материалов или оборудования по сравнению с ранее установленными нормами либо применение новых видов материалов и изделий, должны определяться по согласованию с Госпланом СССР.
3. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
3.1. Нормативные документы должны содержать только требования, имеющие прямое отношение к объекту нормирования.
3.2. Нормативные документы должны содержать основные положения, необходимые для применения этих документов в соответствии с назначением, и не ограничивать творческую инициативу работников на всех этапах проектирования и строительства, направленную на снижение сметной стоимости строительства, уменьшение трудовых затрат при выполнении строительно-монтажных работ и на экономию строительных материалов, особенно металлопроката, и топливно-энергетических ресурсов.
3.3. К основным положениям следует относить требования:
обеспечивающие реализацию достижений науки и техники и передового отечественного и зарубежного опыта в области проектирования, инженерных изысканий и строительства, внедрение высокопроизводительного оборудования, механизации и автоматизации технологических процессов и применение передовой технологии и индустриальных методов строительства;
относящиеся к методологии и организации проектирования и инженерных изысканий;
определяющие надежность конструкций, зданий и сооружений, высокий уровень объемно-планировочных, конструктивных и градостроительных проектных решений, взрыво- и пожаробезопасность, сейсмостойкость, оптимальные условия труда и быта, материалоемкость, энергоемкость, качество строительства, снижение трудоемкости и стоимости строительства, сокращение эксплуатационных расходов, охрану окружающей среды, экономию и рациональное использование земель и других природных ресурсов;
связанные с вопросами, относящимися к компетенции органов государственного надзора;
направленные на расширение применения электронно-вычислительных машин и автоматизации в проектировании и управлении строительством;
устанавливающие прогрессивные методы организации и производства работ, обеспечивающие повышение производительности труда и качества работ;
к приемке выполненных строительно-монтажных работ и приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов;
направленные на совершенствование методов достоверного определения стоимости строительства, сокращение объемов проектно-сметной документации.
Состав основных положений определяется конкретно по каждому документу.
3.4. Отдельный текст, иллюстрации, таблицы и графики могут быть даны в виде приложений.
За принятие решений, несоответствующих рекомендуемым, ответственность несут организации, учреждения и предприятия, применяющие нормативный документ.
3.5. Нормативные документы органов государственного надзора не должны содержать требований, регламентируемых строительными нормами и правилами.
3.6. В нормативном документе не допускается повторять содержание других нормативных документов и стандартов.
Требования, приводимые в документе, должны быть полностью увязаны с требованиями, установленными в других нормативных документах и стандартах, в том числе в нормах технологического проектирования, относящихся к объекту нормирования.
4. ПОРЯДОК ПЕРЕСМОТРА И ИЗМЕНЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
4.1. Организации-разработчики (при наличии нескольких исполнителей - ведущие организации-разработчики) нормативных документов и органы, утвердившие их, должны систематически, не реже одного раза в 5 лет, проверять действующие документы для определения их научно-технического уровня и при необходимости разрабатывать предложения по их обновлению.
4.2. Обновление действующих нормативных документов осуществляется путем пересмотра документа в целом или внесения отдельных изменений в соответствии с планами, утверждаемыми в установленном порядке.
4.3. Основанием для пересмотра действующих нормативных документов или внесения в них изменений могут быть результаты законченных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и экспериментальных работ, изучения и обобщения отечественного и зарубежного опыта проектирования, строительства и эксплуатации различных объектов, контроля за применением и соблюдением нормативных документов.
4.4. Изменения нормативных документов утверждаются, как правило, один раз в год - в феврале и вводятся в действие с 1 июля текущего года. Срок разработки проекта изменений, как правило, не должен превышать 6 месяцев.
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАЗРАБОТКУ И СОБЛЮДЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
5.1. Ведущие организации, разработавшие нормативные документы, министерства, ведомства и организации, представившие их на утверждение, и органы, их утвердившие, несут установленную законодательством ответственность за:
соответствие требований нормативных документов новейшим достижениям науки, техники, производственного опыта и условиям эксплуатации;
отражение в нормативных документах требований, направленных на снижение стоимости, сокращение сроков и повышение качества строительства, внедрение рациональных решений, улучшение использования материальных, энергетических, трудовых и финансовых ресурсов, повышение уровня индустриализации и производительности труда в строительстве, улучшение условий труда и быта, охрану окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов;
правильность включенных в нормативные документы требований и их техническую и экономическую обоснованность;
соответствие нормативных документов действующему законодательству, государственным стандартам, стандартам СЭВ, планам экономического и социального развития СССР и союзных республик;
соответствие нормативных документов настоящим нормам и их взаимную увязку, правильность формул, текстового, цифрового и графического материала, а также терминологии;
своевременное представление в необходимых случаях обоснованных предложений о внесении изменений в действующие нормативные документы;
представление проектов нормативных документов в установленные планом сроки.
В случае несоблюдения указанных требований проекты нормативных документов возвращаются на доработку и по представлению органа, утверждающего нормативный документ, министерства (ведомства) , в ведении которых находятся организации-разработчики проекта нормативного документа, решают в установленном порядке вопрос о лишении этих организаций премий и о применении к виновным других мер воздействия.
5.2.* Организации, учреждения и предприятия и их должностные лица за несоблюдение требований нормативных документов в строительстве несут ответственность в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик. Новые прогрессивные экономичные технические решения, не отраженные в строительных нормах и правилах, применяются по согласованию с ведущими по данной проблеме научно-исследовательскими организациями, на которые постановлением Госстроя от 3 августа 1984 г. № 129 возложена ответственность за пересмотр действующих и разработку новых нормативных документов по строительству. В тех случаях, когда такие решения затрагивают интересы органов государственного надзора, они должны быть согласованы этими органами.
В отдельных обоснованных случаях, когда возникает необходимость частичного отступления от требований действующих норм и правил, эти отступления предварительно, при необходимости согласованные с соответствующими органами государственного надзора, допускаются с разрешения министерств и ведомств, утвердивших нормы.
5.2.* (Изм. редакция, Изм. № 2).
6. КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
6.1. Постоянный контроль за соблюдением требований нормативных документов должны обеспечить организации, учреждения и предприятия, осуществляющие проектирование, инженерные изыскания и строительство, а также производство, транспортирование и хранение конструкций, изделий и материалов.
6.2. Выборочный контроль за соблюдением требований нормативных документов осуществляют Госстрой СССР, министерства и ведомства, госстрои союзных республик в соответствии с ежегодно утверждаемым Госстроем СССР планом и планами, утверждаемыми министерствами (ведомствами) , госстроями союзных республик.
6.3. Госстрой СССР производит проверки организаций, независимо от их ведомственной подчиненности, министерства и ведомства - проверки подведомственных организаций (по поручению Госстроя СССР - независимо от ведомственной подчиненности) , госстрои союзных республик - проверки подведомственных организаций и организаций министерств и ведомств союзной республики.
6.4. Результаты проверки соблюдения требований нормативных документов оформляются актом.
Акты проверок должны направляться органам, в ведении которых находятся проверявшиеся организации. для принятия мер.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Обязательное
ТРЕБОВАНИЯ К ПОСОБИЯМ
1. Пособия не являются нормативными документами.
2. Пособия детализируют отдельные положения нормативных документов, содержат примеры и алгоритмы расчетов, текстовые, табличные и графические данные и другие вспомогательные и справочные материалы, необходимые для проектирования и строительства.
3. Необходимость разработки Пособия устанавливается, как правило, в техническом задании на разработку нормативного документа.
4. Пособия к нормативным документам разрабатываются, утверждаются и выпускаются научно-исследовательскими или проектными организациями, являющимися ведущими организациями-разработчиками этих нормативных документов, либо другими организациями по согласованию с ведущей организацией.
5. После названия Пособия должны указываться название и шифр нормативного документа, к которому оно разработано.
6. К одному нормативному документу в зависимости от его содержания может выпускаться одно или несколько Пособий.
7. Пособия к строительным нормам и правилам разрабатываются по планам, утверждаемым Госстроем СССР, к ведомственным и республиканским документам - по планам, утверждаемым министерствами (ведомствами), госстроями союзных республик.
8. При планировании сроков разработки Пособий следует исходить из того, чтобы Пособия выпускались с минимальным (не более 6 месяцев) разрывом во времени после утверждения нормативного документа.
9. Внесение изменений в Пособия и исключение их из числа действующих осуществляется утвердившими их организациями.
10. Организации, утвердившие Пособия, несут ответственность за правильность включенных в них данных, их техническую и экономическую обоснованность и за последствия их применения (согласно ответственности, предусмотренной в п. 5.1).
11. Организации, утвердившие Пособия, ежегодно проверяют их соответствие нормативным документам, уровню науки и техники, устанавливают необходимость их обновления или отмены и представляют в Госстрой СССР списки действующих Пособий для опубликования.
12. Организации могут принимать под свою ответственность решения, более эффективные по сравнению с содержащимися в Пособиях.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2*
Обязательное
КЛАССИФИКАТОР СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ
Настоящий Классификатор устанавливает разделение строительных норм и правил на 5 частей, каждая из которых делится на группы.
Классификатор предназначен для установления состава и обозначения (шифра) строительных норм и правил.
Шифр должен состоять из букв "СНиП", номера части (одна цифра), номера группы (две цифры) и номера документа (две цифры), отделенных друг от друга точками; две последних цифры, присоединяемые через тире, обозначают две последние цифры года утверждения документа. Например, "СНиП 2.03.05-82".
Номера документам присваиваются в порядке регистрации сквозные в пределах каждой группы или в соответствии с разработанным перечнем документов данной группы.
1. Организация, управление, экономика |
|
Группы |
|
Система нормативных документов в строительстве |
|
организация, методология и экономика проектирования и инженерных изысканий |
|
Организация строительства. Управление строительством |
|
Нормы продолжительности проектирования и строительства |
|
Экономика строительства |
|
Положения об организациях и должностных лицах |
|
2. Нормы проектирования |
|
Группы |
|
Общие нормы проектирования |
|
Основания и фундаменты |
|
Строительные конструкции |
|
Инженерное оборудование зданий и сооружений. Внешние сети |
|
Сооружения транспорта |
|
Планировка и застройка населенных пунктов |
|
Жилые и общественные здания |
|
Промышленные предприятия, производственные здания и сооружения, вспомогательные здания. Инвентарные здания |
|
Сельскохозяйственные предприятия, здания и сооружения |
|
Нормы отвода земель |
|
3. Организация, производство и приемка работ |
|
Группы |
|
Общие правила строительного производства |
|
Основания и фундаменты |
|
Строительные конструкции |
|
Защитные, изоляционные и отделочные покрытия |
|
Инженерное и технологическое оборудование и сети |
|
Сооружения транспорта |
|
Гидротехнические и энергетические сооружения, мелиоративные системы и сооружения |
|
Механизация строительного производства |
|
Производство строительных конструкций, изделий и материалов |
|
4. Сметные нормы |
|
Состав и обозначение сметных норм и правил установлены постановлением Госстроя СССР от 18 июня 1982 г. № 162. |
|
5. Нормы затрат материальных и трудовых ресурсов |
|
Группы |
|
Нормы расхода материалов |
|
Нормы потребности в строительном инвентаре, инструменте и механизмах |
|
Нормирование и оплата проектно-изыскательских работ |
|
Нормирование и оплата труда в строительстве |
Примечание. Приведение действующих нормативных документов в соответствие с настоящим Классификатором производится при их пересмотре.
СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ.
Основные положения
СНиП 1.01.01-82*
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА
Москва 1984
РАЗРАБОТАНЫ, ВНЕСЕНЫ И ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ Отделом технического нормирования и стандартизации Госстроя СССР (В.И. Сычев - руководитель, Б.Я. Говоровский, Ю.Н. Пастухов).
СНиП 1.01.01-82* является переизданием СНиП 1.01.01-82 с изменением № 1, утвержденным постановлением Госстроя СССР от 24 октября 1984 г. № 178.
Требования к Пособиям 1. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ НОРМИРОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ1.1.* Основными задачами нормирования в строительстве являются: проведение единой технической политики в капитальном строительстве; повышение эффективности капитальных вложений; обеспечение надежности и долговечности объектов при проектировании и строительстве; ускорение научно-технического прогресса в строительстве, внедрения достижений науки, техники и передового отечественного и зарубежного опыта в практику проектирования и строительства, а также производства строительных конструкций, изделий и материалов; экономия материальных, энергетических, трудовых и финансовых ресурсов; установление требований, обеспечивающих здоровые и безопасные условия труда и быта в проектируемых предприятиях, зданиях, сооружениях и населенных пунктах; обеспечение надлежащего качества строительства, снижения его стоимости, высокого уровня градостроительных, объемно-планировочных и конструктивных проектных решений; рациональное использование земель, других видов природных ресурсов и охрана окружающей среды; совершенствование организации проектирования и инженерных изысканий, сметного дела, строительства и производства строительных конструкций, изделий и материалов; создание в ряде областей нормирования совмещенных норм технологического и строительного проектирования. 2. ВИДЫ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ2.1. Нормативные документы подразделяются на следующие виды: общесоюзные нормативные документы; ведомственные нормативные документы; республиканские нормативные документы. 2.2. К общесоюзным нормативным документам относятся: строительные нормы и правила - СНиП; общесоюзные нормы технологического проектирования - ОНТП; связанные с проектированием, инженерными изысканиями и строительством нормативные документы органов государственного надзора и общесоюзные нормативные документы отдельных министерств и ведомств СССР и общественных организаций (согласованные в соответствии с пп. и ). 2.2.1*. Строительные нормы и правила устанавливают: требования к организации, управлению и экономике в области проектирования, инженерных изысканий и строительства; нормы проектирования; правила организации, производства и приемки работ; методы определения стоимости строительства и сметные нормы; нормы затрат материальных и трудовых ресурсов. Строительные нормы и правила утверждает Госстрой СССР. Строительные нормы и правила разрабатываются в соответствии с Классификатором, приведенным в обязательном . Требования к сметным нормам и нормативным документам по труду и оплате труда устанавливаются в документах 4-й и 5-й частей строительных норм и правил. 2.2.2. Общесоюзные нормы технологического проектирования утверждают министерства и ведомства СССР в соответствии с предоставленными им правами по согласованию с Госстроем СССР и ГКНТ. При этом должна быть обеспечена необходимая увязка норм строительного и технологического проектирования с целью исключения неоправданных технологических требований, ведущих к усложнению и удорожанию строительной части проекта. 2.2.3 . Связанные с проектированием, инженерными изысканиями и строительством нормативные документы органов государственного надзора утверждаются этими органами в соответствии с предоставленными им правами по согласованию с Госстроем СССР. 2.2.4 . Общесоюзные нормативные документы, разрабатываемые министерствами и ведомствами СССР и общественными организациями в соответствии с предоставленными им правами и связанные с проектированием, инженерными изысканиями и строительством, утверждаются ими совместно с Госстроем СССР или по согласованию с ним. 2.2.5. Общесоюзные нормативные документы обязательны для исполнения всеми министерствами и ведомствами, а также организациями, учреждениями и предприятиями независимо от их ведомственной подчиненности. 2.3. К ведомственным нормативным документам относятся: ведомственные (отраслевые) строительные нормы - ВСН; ведомственные нормы технологического проектирования - ВНТП; отдельные сметные нормативы. 2.3.1*. Ведомственные нормативные документы устанавливают требования к проектированию, инженерным изысканиям, строительству, производству строительных конструкций, изделий и материалов, учитывающие специфику отрасли народного хозяйства, руководимой данным министерством (ведомством). Ведомственные нормативные документы утверждают министерства и ведомства СССР в соответствии с предоставленными им правами по согласованию с Госстроем СССР. 2.3.2. Ведомственные нормативные документы обязательны для всех организаций, учреждений и предприятий министерства (ведомства), утвердившего эти документы. Для организаций, учреждений и предприятий других министерств (ведомств) эти документы могут быть обязательными при условии утверждения или введения в действие документа соответствующим министерством (ведомством). Ведомственные нормативные документы обязательны также для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих проектирование и строительство предприятий, зданий и сооружений отрасли народного хозяйства, руководимой данным министерством (ведомством). 2.3.3. Ведомственные нормативные документы не должны противоречить общесоюзным нормативным документам или дублировать их. 2.4*. К республиканским нормативным документам относятся: республиканские строительные нормы - РСН; отдельные сметные нормативы. Республиканские строительные нормы устанавливают требования к проектированию, инженерным изысканиям и строительству, учитывающие специфические условия союзной республики. Республиканские строительные нормы утверждают госстрои союзных республик или другие республиканские органы в соответствии с предоставленными им правами. 2.4.1. Республиканские нормативные документы обязательны для всех организаций, учреждений и предприятий независимо от их ведомственной подчиненности, осуществляющих проектирование и строительство объектов, размещаемых на территории данной республики. 2.4.2. Республиканские нормативные документы не должны противоречить общесоюзным нормативным документам или дублировать их. 2.5. Совмещенные нормы строительного и технологического проектирования в зависимости от содержания относятся к строительным нормам и правилам, нормам технологического проектирования или ведомственным строительным нормам. 2.6. Ведомственные и республиканские нормативные документы должны приводиться в соответствие с общесоюзными нормативными документами по мере утверждения новых общесоюзных нормативных документов или внесения в них изменений. 2.7. Нормативные документы должны согласовываться с органами государственного надзора в части, относящейся к их компетенции, согласно положениям об этих органах, утвержденным в установленном порядке, а нормативные документы, связанные с требованиями охраны труда, - с соответствующими профсоюзными органами в установленном порядке. 2.8. Сроки введения в действие нормативных документов, предусматривающих увеличение капитальных вложений, а также повышенный расход материалов или оборудования по сравнению с ранее установленными нормами либо применение новых видов материалов и изделий, должны определяться по согласованию с Госпланом СССР. 3. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ3.1. Нормативные документы должны содержать только требования, имеющие прямое отношение к объекту нормирования. 3.2. Нормативные документы должны содержать основные положения, необходимые для применения этих документов в соответствии с назначением, и не ограничивать творческую инициативу работников на всех этапах проектирования и строительства, направленную на снижение сметной стоимости строительства, уменьшение трудовых затрат при выполнении строительно-монтажных работ и на экономию строительных материалов, особенно металлопроката, и топливно-энергетических ресурсов. 3.3. К основным положениям следует относить требования: обеспечивающие реализацию достижений науки и техники и передового отечественного и зарубежного опыта в области проектирования, инженерных изысканий и строительства, внедрение высокопроизводительного оборудования, механизации и автоматизации технологических процессов и применение передовой технологии и индустриальных методов строительства; относящиеся к методологии и организации проектирования и инженерных изысканий; определяющие надежность конструкций, зданий и сооружений, высокий уровень объемно-планировочных, конструктивных и градостроительных проектных решений, взрыво- и пожаробезопасность, сейсмостойкость, оптимальные условия труда и быта, материалоемкость, энергоемкость, качество строительства, снижение трудоемкости и стоимости строительства, сокращение эксплуатационных расходов, охрану окружающей среды, экономию и рациональное использование земель и других природных ресурсов; связанные с вопросами, относящимися к компетенции органов государственного надзора; направленные на расширение применения электронно-вычислительных машин и автоматизации в проектировании и управлении строительством; устанавливающие прогрессивные методы организации и производства работ, обеспечивающие повышение производительности труда и качества работ; к приемке выполненных строительно-монтажных работ и приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов; направленные на совершенствование методов достоверного определения стоимости строительства, сокращение объемов проектно-сметной документации. Состав основных положений определяется конкретно по каждому документу. 3.4. Отдельный текст, иллюстрации, таблицы и графики могут быть даны в виде приложений. За принятие решений, несоответствующих рекомендуемым, ответственность несут организации, учреждения и предприятия, применяющие нормативный документ. 3.5. Нормативные документы органов государственного надзора не должны содержать требований, регламентируемых строительными нормами и правилами. 3.6. В нормативном документе не допускается повторять содержание других нормативных документов и стандартов. Требования, приводимые в документе, должны быть полностью увязаны с требованиями, установленными в других нормативных документах и стандартах, в том числе в нормах технологического проектирования, относящихся к объекту нормирования. 4. ПОРЯДОК ПЕРЕСМОТРА И ИЗМЕНЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ4.1. Организации-разработчики (при наличии нескольких исполнителей - ведущие организации-разработчики) нормативных документов и органы, утвердившие их, должны систематически, не реже одного раза в 5 лет, проверять действующие документы для определения их научно-технического уровня и при необходимости разрабатывать предложения по их обновлению. 4.2. Обновление действующих нормативных документов осуществляется путем пересмотра документа в целом или внесения отдельных изменений в соответствии с планами, утверждаемыми в установленном порядке. 4.3. Основанием для пересмотра действующих нормативных документов или внесения в них изменений могут быть результаты законченных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и экспериментальных работ, изучения и обобщения отечественного и зарубежного опыта проектирования, строительства и эксплуатации различных объектов, контроля за применением и соблюдением нормативных документов. 4.4. Изменения нормативных документов утверждаются, как правило, один раз в год - в феврале и вводятся в действие с 1 июля текущего года. Срок разработки проекта изменений, как правило, не должен превышать 6 месяцев. 5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАЗРАБОТКУ И СОБЛЮДЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ5.1. Ведущие организации, разработавшие нормативные документы, министерства, ведомства и организации, представившие их на утверждение, и органы, их утвердившие, несут установленную законодательством ответственность за: соответствие требований нормативных документов новейшим достижениям науки, техники, производственного опыта и условиям эксплуатации; отражение в нормативных документах требований, направленных на снижение стоимости, сокращение сроков и повышение качества строительства, внедрение рациональных решений, улучшение использования материальных, энергетических, трудовых и финансовых ресурсов, повышение уровня индустриализации и производительности труда в строительстве, улучшение условий труда и быта, охрану окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов; правильность включенных в нормативные документы требований и их техническую и экономическую обоснованность; соответствие нормативных документов действующему законодательству, государственным стандартам, стандартам СЭВ, планам экономического и социального развития СССР и союзных республик; соответствие нормативных документов настоящим нормам и их взаимную увязку, правильность формул, текстового, цифрового и графического материала, а также терминологии; своевременное представление в необходимых случаях обоснованных предложений о внесении изменений в действующие нормативные документы; представление проектов нормативных документов в установленные планом сроки. В случае несоблюдения указанных требований проекты нормативных документов возвращаются на доработку и по представлению органа, утверждающего нормативный документ, министерства (ведомства) , в ведении которых находятся организации-разработчики проекта нормативного документа, решают в установленном порядке вопрос о лишении этих организаций премий и о применении к виновным других мер воздействия. 5.2.* Организации, учреждения и предприятия и их должностные лица за несоблюдение требований нормативных документов в строительстве несут ответственность в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик. Новые прогрессивные экономичные технические решения, не отраженные в строительных нормах и правилах, применяются по согласованию с ведущими по данной проблеме научно-исследовательскими организациями, на которые постановлением Госстроя от 3 августа 1984 г. № 129 возложена ответственность за пересмотр действующих и разработку новых нормативных документов по строительству. В тех случаях, когда такие решения затрагивают интересы органов государственного надзора, они должны быть согласованы этими органами. В отдельных обоснованных случаях, когда возникает необходимость частичного отступления от требований действующих норм и правил, эти отступления предварительно, при необходимости согласованные с соответствующими органами государственного надзора, допускаются с разрешения министерств и ведомств, утвердивших нормы. 5.2.* (Изм. редакция, Изм. № 2). 6. КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ6.1. Постоянный контроль за соблюдением требований нормативных документов должны обеспечить организации, учреждения и предприятия, осуществляющие проектирование, инженерные изыскания и строительство, а также производство, транспортирование и хранение конструкций, изделий и материалов. 6.2. Выборочный контроль за соблюдением требований нормативных документов осуществляют Госстрой СССР, министерства и ведомства, госстрои союзных республик в соответствии с ежегодно утверждаемым Госстроем СССР планом и планами, утверждаемыми министерствами (ведомствами) , госстроями союзных республик. 6.3. Госстрой СССР производит проверки организаций, независимо от их ведомственной подчиненности, министерства и ведомства - проверки подведомственных организаций (по поручению Госстроя СССР - независимо от ведомственной подчиненности) , госстрои союзных республик - проверки подведомственных организаций и организаций министерств и ведомств союзной республики. 6.4. Результаты проверки соблюдения требований нормативных документов оформляются актом. Акты проверок должны направляться органам, в ведении которых находятся проверявшиеся организации. для принятия мер. ПРИЛОЖЕНИЕ 1Обязательное ТРЕБОВАНИЯ К ПОСОБИЯМ 1. Пособия не являются нормативными документами. 2. Пособия детализируют отдельные положения нормативных документов, содержат примеры и алгоритмы расчетов, текстовые, табличные и графические данные и другие вспомогательные и справочные материалы, необходимые для проектирования и строительства. 3. Необходимость разработки Пособия устанавливается, как правило, в техническом задании на разработку нормативного документа. 4. Пособия к нормативным документам разрабатываются, утверждаются и выпускаются научно-исследовательскими или проектными организациями, являющимися ведущими организациями-разработчиками этих нормативных документов, либо другими организациями по согласованию с ведущей организацией. 5. После названия Пособия должны указываться название и шифр нормативного документа, к которому оно разработано. 6. К одному нормативному документу в зависимости от его содержания может выпускаться одно или несколько Пособий. 7. Пособия к строительным нормам и правилам разрабатываются по планам, утверждаемым Госстроем СССР, к ведомственным и республиканским документам - по планам, утверждаемым министерствами (ведомствами), госстроями союзных республик. 8. При планировании сроков разработки Пособий следует исходить из того, чтобы Пособия выпускались с минимальным (не более 6 месяцев) разрывом во времени после утверждения нормативного документа. 9. Внесение изменений в Пособия и исключение их из числа действующих осуществляется утвердившими их организациями. 10. Организации, утвердившие Пособия, несут ответственность за правильность включенных в них данных, их техническую и экономическую обоснованность и за последствия их применения (согласно ответственности, предусмотренной в п. 5.1). 11. Организации, утвердившие Пособия, ежегодно проверяют их соответствие нормативным документам, уровню науки и техники, устанавливают необходимость их обновления или отмены и представляют в Госстрой СССР списки действующих Пособий для опубликования. 12. Организации могут принимать под свою ответственность решения, более эффективные по сравнению с содержащимися в Пособиях. ПРИЛОЖЕНИЕ 2*Обязательное КЛАССИФИКАТОР СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ Настоящий Классификатор устанавливает разделение строительных норм и правил на 5 частей, каждая из которых делится на группы. Классификатор предназначен для установления состава и обозначения (шифра) строительных норм и правил. Шифр должен состоять из букв "СНиП", номера части (одна цифра), номера группы (две цифры) и номера документа (две цифры), отделенных друг от друга точками; две последних цифры, присоединяемые через тире, обозначают две последние цифры года утверждения документа. Например, "СНиП 2.03.05-82". Номера документам присваиваются в порядке регистрации сквозные в пределах каждой группы или в соответствии с разработанным перечнем документов данной группы.
Примечание . Приведение действующих нормативных документов в соответствие с настоящим Классификатором производится при их пересмотре. |
Утверждены
Постановлением Госстроя
СССР
от 18 октября 1982 г. N
257
СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
СИСТЕМА
НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В
СТРОИТЕЛЬСТВЕ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
СНиП
1.01.01-82
(в ред. Изменения N 1, утв.
Постановлением
Госстроя СССР от 24.10.1984 N
178,
Изменения N 2, утв. Постановлением
Госстроя СССР от 22.04.1988 N 69)
Взамен СНиП
1-1-74
Срок введения в действие
1 июля 1983
года
Разработаны, внесены и подготовлены
к утверждению отделом технического
нормирования и стандартизации Госстроя
СССР.
Исполнители: В.И. Сычев
(руководитель), Б.Я. Говоровский, Ю.Н.
Пастухов.
Внесены отделом технического
нормирования и стандартизации Госстроя
СССР.
Утверждены Постановлением
Государственного комитета СССР по делам
строительства от 18 октября 1982 г. N
257.
Система нормативных документов в
строительстве включает в себя строительные
нормы и правила и другие нормативные
документы в области строительства,
утверждаемые Госстроем СССР,
министерствами, ведомствами и органами
государственного надзора.
Настоящая
система не включает нормативные акты в
области строительства, утверждаемые
Верховным Советом СССР и Советом Министров
СССР, Верховными Советами союзных
республик и Советами Министров союзных
республик.
Система нормативных
документов в строительстве действует
наряду с системой стандартизации в
строительстве, являющейся частью
Государственной системы стандартизации, а
также с системой стандартизации в рамках
СЭВ. Объекты стандартизации в
строительстве определены в ГОСТ 24369-80.
В
обоснованных случаях нормативные
документы по строительству или их части
следует переводить в государственные
(отраслевые, республиканские) стандарты.
При разработке нормативных документов
необходимо руководствоваться действующим
законодательством.
Нормативные
документы в строительстве устанавливают
комплекс норм, правил, положений,
требований (в дальнейшем - требований),
обязательных при проектировании,
инженерных изысканиях и строительстве,
реконструкции зданий и сооружений,
расширении и техническом перевооружении
предприятий, а также при производстве
строительных конструкций, изделий и
материалов.
Настоящие строительные нормы и
правила устанавливают:
основные задачи
нормирования в строительстве;
виды
нормативных документов;
требования к
содержанию нормативных документов;
порядок пересмотра и изменений нормативных
документов;
ответственность за
разработку и соблюдение требований
нормативных документов;
организацию
контроля за соблюдением требований
нормативных документов.
К нормативным
документам могут выпускаться
вспомогательные материалы - пособия,
требования к которым приведены в
обязательном Приложении 1.
1. ОСНОВНЫЕ
ЗАДАЧИ НОРМИРОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
1.1.
Основными задачами нормирования в
строительстве являются:
проведение
единой технической политики в капитальном
строительстве;
повышение эффективности
капитальных вложений;
обеспечение
надежности и долговечности объектов при
проектировании в строительстве;
(в ред.
Изменения N 1, утв. Постановлением Госстроя
СССР от 24.10.1984 N 178)
ускорение
научно-технического прогресса в
строительстве, внедрения достижений науки,
техники и передового отечественного и
зарубежного опыта в практику
проектирования и строительства, а также
производства строительных конструкций,
изделий и материалов;
экономия
материальных, энергетических, трудовых и
финансовых ресурсов;
установление
требований, обеспечивающих здоровые и
безопасные условия труда и быта в
проектируемых предприятиях, зданиях,
сооружениях и населенных пунктах;
обеспечение надлежащего качества
строительства, снижения его стоимости,
высокого уровня градостроительных,
объемно-планировочных и конструктивных
проектных решений;
рациональное
использование земель, других видов
природных ресурсов и охрана окружающей
среды;
совершенствование организации
проектирования и инженерных изысканий,
сметного дела, строительства и
производства строительных конструкций,
изделий и материалов;
создание в ряде
областей нормирования совмещенных норм
технологического и строительного
проектирования.
2. ВИДЫ НОРМАТИВНЫХ
ДОКУМЕНТОВ
2.1. Нормативные документы
подразделяются на следующие виды:
общесоюзные нормативные документы;
ведомственные нормативные документы;
республиканские нормативные документы.
2.2. К общесоюзным нормативным документам
относятся: строительные нормы и правила -
СНиП; общесоюзные нормы технологического
проектирования - ОНТП; связанные с
проектированием, инженерными изысканиями и
строительством нормативные документы
органов государственного надзора и
общесоюзные нормативные документы
отдельных министерств и ведомств СССР и
общественных организаций (согласованные в
соответствии с пп. 2.2.3 и 2.2.4).
2.2.1.
Строительные нормы и правила
устанавливают:
требования к
организации, управлению и экономике в
области проектирования, инженерных
взысканий и строительства;
нормы
проектирования;
правила организации,
производства и приемки работ;
методы
определения стоимости строительства и
сметные нормы;
нормы затрат
материальных и трудовых ресурсов;
абзац
исключен. - Изменение N 1, утв. Постановлением
Госстроя СССР от 24.10.1984 N 178.
Строительные
нормы и правила утверждает Госстрой
СССР.
Строительные нормы и правила
разрабатываются в соответствии с
Классификатором, приведенным в
обязательном Приложении 2.
Требования к
сметным нормам и нормативным документам по
труду и оплате труда устанавливаются в
документах 4-й и 5-й частей строительных норм
и правил.
2.2.2. Общесоюзные нормы
технологического проектирования
утверждают министерства и ведомства СССР в
соответствии с предоставленными им правами
по согласованию с Госстроем СССР и ГКНТ. При
этом должна быть обеспечена необходимая
увязка норм строительного и
технологического проектирования с целью
исключения неоправданных технологических
требований, ведущих к усложнению и
удорожанию строительной части проекта.
2.2.3. Связанные с проектированием,
инженерными изысканиями и строительством
нормативные документы органов
государственного надзора утверждаются
этими органами в соответствии с
предоставленными им правами по
согласованию с Госстроем СССР.
2.2.4.
Общесоюзные нормативные документы,
разрабатываемые министерствами и
ведомствами СССР и общественными
организациями в соответствии с
предоставленными им правами и связанные с
проектированием, инженерными изысканиями и
строительством, утверждаются ими совместно
с Госстроем СССР или по согласованию с
ним.
2.2.5. Общесоюзные нормативные
документы обязательны для исполнения всеми
министерствами и ведомствами, а также
организациями, учреждениями и
предприятиями независимо от их
ведомственной подчиненности.
2.3. К
ведомственным нормативным документам
относятся:
ведомственные (отраслевые)
строительные нормы - ВСН;
ведомственные
нормы технологического проектирования -
ВНТП;
отдельные сметные нормативы.
2.3.1. Ведомственные нормативные документы
устанавливают требования к проектированию,
инженерным изысканиям, строительству,
производству строительных конструкций,
изделий и материалов, учитывающие
специфику отрасли народного хозяйства,
руководимой данным министерством
(ведомством).
(в ред. Изменения N 1, утв.
Постановлением Госстроя СССР от 24.10.1984 N
178)
Ведомственные нормативные документы
утверждают министерства и ведомства СССР в
соответствии с предоставленными им правами
по согласованию с Госстроем СССР.
2.3.2.
Ведомственные нормативные документы
обязательны для всех организаций,
учреждений и предприятий министерства
(ведомства), утвердившего эти документы. Для
организаций, учреждений и предприятий
других министерств (ведомств) эти документы
могут быть обязательными при условии
утверждения или введения в действие
документа соответствующим министерством
(ведомством).
Ведомственные нормативные
документы обязательны также для всех
организаций, учреждений и предприятий,
осуществляющих проектирование и
строительство предприятий, зданий и
сооружений отрасли народного хозяйства,
руководимой данным министерством
(ведомством).
2.3.3. Ведомственные
нормативные документы не должны
противоречить общесоюзным нормативным
документам или дублировать их.
2.4. К
республиканским нормативным документам
относятся:
республиканские
строительные нормы - РСН;
отдельные
сметные нормативы.
Республиканские
строительные нормы устанавливают
требования к проектированию, инженерным
изысканиям и строительству, учитывающие
специфические условия союзной
республики.
(в ред. Изменения N 1, утв.
Постановлением Госстроя СССР от 24.10.1984 N
178)
Республиканские строительные нормы
утверждают Госстрои союзных республик или
другие республиканские органы в
соответствии с предоставленными им
правами.
2.4.1. Республиканские
нормативные документы обязательны для всех
организаций, учреждений и предприятий
независимо от их ведомственной
подчиненности, осуществляющих
проектирование и строительство объектов,
размещаемых на территории данной
республики.
2.4.2. Республиканские
нормативные документы не должны
противоречить общесоюзным нормативным
документам или дублировать их.
2.5.
Совмещенные нормы строительного и
технологического проектирования в
зависимости от содержания относятся к
строительным нормам и правилам, нормам
технологического проектирования или
ведомственным строительным нормам.
2.6.
Ведомственные и республиканские
нормативные документы должны приводиться в
соответствие с общесоюзными нормативными
документами по мере утверждения новых
общесоюзных нормативных документов или
внесения в них изменений.
2.7.
Нормативные документы должны
согласовываться с органами
государственного надзора в части,
относящейся к их компетенции, согласно
положениям об этих органах, утвержденным в
установленном порядке, а нормативные
документы, связанные с требованиями охраны
труда, - с соответствующими профсоюзными
органами в установленном порядке.
2.8.
Сроки введения в действие нормативных
документов, предусматривающих увеличение
капитальных вложений, а также повышенный
расход материалов или оборудования по
сравнению с ранее установленными нормами
либо применение новых видов материалов и
изделий, должны определяться по
согласованию с Госпланом СССР.
3.
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ НОРМАТИВНЫХ
ДОКУМЕНТОВ
3.1. Нормативные документы
должны содержать только требования,
имеющие прямое отношение к объекту
нормирования.
3.2. Нормативные документы
должны содержать основные положения,
необходимые для применения этих документов
в соответствии с назначением, и не
ограничивать творческую инициативу
работников на всех этапах проектирования и
строительства, направленную на снижение
сметной стоимости строительства,
уменьшение трудовых затрат при выполнении
строительно-монтажных работ и на экономию
строительных материалов, особенно
металлопроката, и топливно-энергетических
ресурсов.
3.3. К основным положениям
следует относить требования:
обеспечивающие реализацию достижений
науки и техники и передового
отечественного и зарубежного опыта в
области проектирования, инженерных
изысканий и строительства, внедрение
высокопроизводительного оборудования,
механизации и автоматизации
технологических процессов и применение
передовой технологии и индустриальных
методов строительства;
относящиеся к
методологии и организации проектирования и
инженерных изысканий;
определяющие
надежность конструкций, зданий и
сооружений, высокий уровень
объемно-планировочных, конструктивных и
градостроительных проектных решений,
взрыво- и пожаробезопасность,
сейсмостойкость, оптимальные условия труда
и быта, материалоемкость, энергоемкость,
качество строительства, снижение
трудоемкости и стоимости строительства,
сокращение эксплуатационных расходов,
охрану окружающей среды, экономию и
рациональное использование земель и других
природных ресурсов;
связанные с
вопросами, относящимися к компетенции
органов государственного надзора;
направленные на расширение применения
электронно-вычислительных машин и
автоматизации в проектировании и
управлении строительством;
устанавливающие прогрессивные методы
организации и производства работ,
обеспечивающие повышение
производительности труда и качества
работ;
к приемке выполненных
строительно-монтажных работ и приемке в
эксплуатацию законченных строительством
объектов;
направленные на
совершенствование методов достоверного
определения стоимости строительства,
сокращение объемов проектно-сметной
документации.
Состав основных
положений определяется конкретно по
каждому документу.
3.4. Отдельный текст,
иллюстрации, таблицы и графики могут быть
даны в виде приложений.
Приложения
могут быть обязательными, рекомендуемыми и
справочными.
В дополнение к основным
положениям в рекомендуемые приложения
помещают требования, от которых
допускаются отступления при принятии более
эффективных решений.
За принятие
решений, не соответствующих рекомендуемым,
ответственность несут организации,
учреждения и предприятия, применяющие
нормативный документ.
3.5. Нормативные
документы органов государственного
надзора не должны содержать требований,
регламентируемых строительными нормами и
правилами.
3.6. В нормативном документе
не допускается повторять содержание других
нормативных документов и стандартов.
Требования, приводимые в документе, должны
быть полностью увязаны с требованиями,
установленными в других нормативных
документах и стандартах, в том числе в
нормах технологического проектирования,
относящихся к объекту нормирования.
4.
ПОРЯДОК ПЕРЕСМОТРА И ИЗМЕНЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ
ДОКУМЕНТОВ
4.1. Организации-разработчики
(при наличии нескольких исполнителей -
ведущие организации-разработчики)
нормативных документов и органы,
утвердившие их, должны систематически, не
реже одного раза в 5 лет, проверять
действующие документы для определения их
научно-технического уровня и при
необходимости разрабатывать предложения
по их обновлению.
4.2. Обновление
действующих нормативных документов
осуществляется путем пересмотра документа
в целом или внесения отдельных изменений в
соответствии с планами, утверждаемыми в
установленном порядке.
4.3. Основанием
для пересмотра действующих нормативных
документов или внесения в них изменений
могут быть результаты законченных
научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и
экспериментальных работ, изучения и
обобщения отечественного и зарубежного
опыта проектирования, строительства и
эксплуатации различных объектов, контроля
за применением и соблюдением нормативных
документов.
4.4. Изменения нормативных
документов утверждаются, как правило, один
раз в год - в феврале и вводятся в действие с
1 июля текущего года. Срок разработки
проекта изменений, как правило, не должен
превышать 6 месяцев.
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА
РАЗРАБОТКУ И СОБЛЮДЕНИЕ
ТРЕБОВАНИЙ
НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
5.1. Ведущие
организации, разработавшие нормативные
документы, министерства, ведомства и
организации, представившие их на
утверждение, и органы, их утвердившие, несут
установленную законодательством
ответственность за:
соответствие
требований нормативных документов
новейшим достижениям науки, техники,
производственного опыта и условиям
эксплуатации;
отражение в нормативных
документах требований, направленных на
снижение стоимости, сокращение сроков и
повышение качества строительства,
внедрение рациональных решений, улучшение
использования материальных,
энергетических, трудовых и финансовых
ресурсов, повышение уровня
индустриализации и производительности
труда в строительстве, улучшение условий
труда и быта, охрану окружающей среды,
рациональное использование природных
ресурсов;
правильность включенных в
нормативные документы требований и их
техническую и экономическую
обоснованность;
соответствие
нормативных документов действующему
законодательству, государственным
стандартам, стандартам СЭВ, планам
экономического и социального развития СССР
и союзных республик;
соответствие
нормативных документов настоящим нормам и
их взаимную увязку, правильность формул,
текстового, цифрового и графического
материала, а также терминологии;
своевременное представление в необходимых
случаях обоснованных предложений о
внесении изменений в действующие
нормативные документы;
представление
проектов нормативных документов в
установленные планом сроки.
В случае
несоблюдения указанных требований проекты
нормативных документов возвращаются на
доработку и по представлению органа,
утверждающего нормативный документ,
министерства (ведомства), в ведении которых
находятся организации-разработчики
проекта нормативного документа, решают в
установленном порядке вопрос о лишении
этих организаций премий и о применении к
виновным других мер воздействия.
5.2.
Организации, учреждения и предприятия и их
должностные лица за несоблюдение
требований нормативных документов в
строительстве несут ответственность в
соответствии с законодательством Союза ССР
и союзных республик.
Новые
прогрессивные экономичные технические
решения, не отраженные в строительных
нормах и правилах, применяются по
согласованию с ведущими по данной проблеме
научно-исследовательскими организациями,
на которые Постановлением Госстроя СССР от
3 августа 1984 г. N 129 возложена
ответственность за пересмотр действующих и
разработку новых нормативных документов по
строительству. В тех случаях, когда такие
решения затрагивают интересы органов
государственного надзора, они должны быть
согласованы этими органами.
(абзац
введен Изменением N 2, утв. Постановлением
Госстроя СССР от 22.04.1988 N 69)
В отдельных
обоснованных случаях, когда возникает
необходимость частичного отступления от
требований действующих строительных норм и
правил, эти отступления предварительно, при
необходимости согласованные с
соответствующими органами
государственного надзора, допускаются с
разрешения министерств и ведомств,
утвердивших нормы.
(абзац введен
Изменением N 2, утв. Постановлением Госстроя
СССР от 22.04.1988 N 69)
6. КОНТРОЛЬ ЗА
СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ
НОРМАТИВНЫХ
ДОКУМЕНТОВ
6.1. Постоянный контроль за
соблюдением требований нормативных
документов должны обеспечить организации,
учреждения и предприятия, осуществляющие
проектирование, инженерные изыскания и
строительство, а также производство,
транспортирование и хранение конструкций,
изделий и материалов.
6.2. Выборочный
контроль за соблюдением требований
нормативных документов осуществляют
Госстрой СССР, министерства и ведомства,
Госстрои союзных республик в соответствии
с ежегодно утверждаемым Госстроем СССР
планом и планами, утверждаемыми
министерствами (ведомствами), Госстроями
союзных республик.
6.3. Госстрой СССР
производит проверки организаций,
независимо от их ведомственной
подчиненности, министерства и ведомства -
проверки подведомственных организаций (по
поручению Госстроя СССР - независимо от
ведомственной подчиненности), Госстрои
союзных республик - проверки
подведомственных организаций и
организаций министерств и ведомств союзной
республики.
6.4. Результаты проверки
соблюдения требований нормативных
документов оформляются актом.
Акты
проверок должны направляться органам, в
ведении которых находятся проверявшиеся
организации, для принятия
мер.
Приложение 1
Обязательное
ТРЕБОВАНИЯ К ПОСОБИЯМ
1.
Пособия не являются нормативными
документами.
2. Пособия детализируют
отдельные положения нормативных
документов, содержат примеры и алгоритмы
расчетов, текстовые, табличные и
графические данные и другие
вспомогательные и справочные материалы,
необходимые для проектирования и
строительства.
3. Необходимость
разработки пособия устанавливается, как
правило, в техническом задании на
разработку нормативного документа.
4.
Пособия к нормативным документам
разрабатываются, утверждаются и
выпускаются научно-исследовательскими или
проектными организациями, являющимися
ведущими организациями-разработчиками
этих нормативных документов, либо другими
организациями по согласованию с ведущей
организацией.
5. После названия пособия
должны указываться название и шифр
нормативного документа, к которому оно
разработано.
6. К одному нормативному
документу в зависимости от его содержания
может выпускаться одно или несколько
пособий.
7. Пособия к строительным
нормам и правилам разрабатываются по
планам, утверждаемым Госстроем СССР, к
ведомственным и республиканским
документам - по планам, утверждаемым
министерствами (ведомствами), Госстроями
союзных республик.
8. При планировании
сроков разработки пособий следует исходить
из того, чтобы пособия выпускались с
минимальным (не более 6 месяцев) разрывом во
времени после утверждения нормативного
документа.
9. Внесение изменений в
пособия и исключение их из числа
действующих осуществляется утвердившими
их организациями.
10. Организации,
утвердившие пособия, несут ответственность
за правильность включенных в них данных, их
техническую и экономическую
обоснованность и за последствия их
применения (согласно ответственности,
предусмотренной в п. 5.1).
11. Организации,
утвердившие пособия, ежегодно проверяют их
соответствие нормативным документам,
уровню науки и техники, устанавливают
необходимость их обновления или отмены и
представляют в Госстрой СССР списки
действующих пособий для опубликования.
12. Организации могут принимать под свою
ответственность решения более эффективные
по сравнению с содержащимися в
пособиях.
Приложение 2
Обязательное
КЛАССИФИКАТОР СТРОИТЕЛЬНЫХ
НОРМ И ПРАВИЛ
Настоящий Классификатор
устанавливает разделение строительных
норм и правил на 5 частей, каждая из которых
делится на группы.
(в ред. Изменения N 1,
утв. Постановлением Госстроя СССР от 24.10.1984 N
178)
Классификатор предназначен для
установления состава и обозначения (шифра)
строительных норм и правил.
Шифр должен
состоять из букв "СНиП", номера части (одна
цифра), номера группы (две цифры) и номера
документа (две цифры), отделенных друг от
друга точками; две последние цифры,
присоединяемые через тире, обозначают две
последние цифры года утверждения
документа. Например, "СНиП 2.03.05-82".
Номера
документам присваиваются в порядке
регистрации сквозными в пределах каждой
группы или в соответствии с разработанным
перечнем документов данной группы.
1.
Организация, управление,
экономика
Группы
01 Система
нормативных документов в строительстве
02 Организация, методология и экономика
проектирования
и инженерных
изысканий
03 Организация
строительства. Управление
строительством
04 Нормы
продолжительности проектирования и
строительства
05 Экономика
строительства
06 Положения об
организациях и должностных лицах
2. Нормы
проектирования
01 Общие нормы
проектирования
02 Основания и
фундаменты
03 Строительные
конструкции
04 Инженерное оборудование
зданий и сооружений. Внешние сети
05
Сооружения транспорта
06
Гидротехнические и энергетические
сооружения, мелиоративные
системы и
сооружения
07 Планировка и застройка
населенных пунктов
08 Жилые и
общественные здания
09 Промышленные
предприятия, производственные здания
и сооружения, вспомогательные здания.
Инвентарные здания
10
Сельскохозяйственные предприятия, здания и
сооружения
11 Склады
12 Нормы
отвода земель
3. Организация,
производство и приемка работ
01 Общие
правила строительного производства
02
Основания и фундаменты
03 Строительные
конструкции
04 Защитные, изоляционные и
отделочные покрытия
05 Инженерное и
технологическое оборудование и сети
06
Сооружения транспорта
07
Гидротехнические и энергетические
сооружения, мелиоративные
системы и
сооружения
08 Механизация
строительного производства
09
Производство строительных конструкций,
изделий и материалов
4. Сметные
нормы
Состав и обозначение сметных норм и
правил установлены Постановлением
Госстроя СССР от 18 июня 1982 г. N 162.
5. Нормы
затрат материальных и трудовых
ресурсов
Группы
01 Нормы расхода
материалов
02 Нормы потребности в
строительном инвентаре, инструменте
и механизмах
03 Нормирование и оплата
проектно-изыскательских работ
04
Нормирование и оплата труда в
строительстве
6. Эксплуатация и ремонт
зданий, сооружений и конструкций
Часть 6
исключена. - Изменение N 1, утв.
Постановлением Госстроя СССР от 24.10.1984 N
178.