mppss.ru – Все про автомобили

Все про автомобили

Урок-сказка «Путешествие ёжика». Сказка о звуках и буквах или звуко-буквенный сон Готовая сказка про звуки и буквы

Данное пособие - нетрадиционная форма работы по авто­матизации звуков в связной речи. Автоматизация поставлен­ных звуков у детей с нарушением звукопроизношения прохо­дит в три этапа: 1 этап - в слогах, 2 этап - в словах, 3 этап - в предложениях, в связной речи.

Когда звук у ребенка автоматизирован в слогах, словах и предложениях, можно использовать такой вид работы, как со­чинение сказок о звуках. Оно дает возможность детям самим сочинять сказки с использованием наглядного материала (таб­лицы с картинками). При составлении сказки можно вспом­нить, с каких слов обычно начинаются сказки, и предложить ребенку свою сказку начать так же.

1-й вариант. Ребенок (самостоятельно или с помощью взрослого) придумывает события, ситуации, в которые данный звук мог попасть. Если ребенок затрудняется в составлении сказки по картинкам, то можно предложить ему образец. Дать картинки, рассмотреть их вместе с ним. Затем предложить ребенку составить предложения по каждой картинке, связывая их с предлагаемыми событиями.

2-й вариант. Рассмотреть с ребенком картинки. Обратить внимание на то, что в названиях картинок имеется заданный звук. Рассказать сказку, составленную педагогом, а затем предложить придумать продолжение. Желательно, чтобы в рассказе ребенка был использован заданный звук.

3-й вариант. «Сказочный салат». Рассмотреть картинки, определить заданный звук в словах. Педагог составляет по первой картинке начало сказки. Ребенок продолжает, описы­вая вторую картинку. Третью картинку снова описывает педа­гог. Ребенок придумывает окончание, используя четвертую картинку.

4-й вариант. Педагог закрывает первую картинку, а ребе­нок придумывает начало и связывает его с остальными тремя картинками.

5-й вариант. В ходе составления сказки ребенок может ввести по своему желанию любой персонаж. Все герои должны быть связаны одним сюжетом.

Вначале детям может быть сложно составлять сказки, ско­рее всего, они будут повторять образец. Используя в работе предложенные варианты, дети обычно охотно начинают сочи­нять сказки самостоятельно, стараясь не повторять сюжеты.

Примеры сказок, которые педагог может предложить ребен­ку как образец:

Звук [с]. Жил-был звук [с]. Он любил путешествовать на ве­лосипеде. Звук [с] брал насос и накачивал колеса: «Сы-сы-сы...» С ним всегда были его друзья: собака и сова. Сова летела высоко, а собака неслась за велосипедом. Вместе им было весело.

Звук [з]. Жил-был звук [з]. Он дружил с двумя девочка­ми - Зоей и Лизой. Звук [з] превращался в комара и долго звенел: «З-з-з...», а девочки прятались. Потом Зоя и Лиза ис­кали звук [з] в разных словах. Девочки получили от него по­дарки: Зоя - зонтик, а Зина - корзину.



Звук [ц]. Жил-был звук [ц]. Однажды он сидел на лестни­це. Было тепло, светило солнце. Тут появилась курица. Она искала цыпленка и никак не могла найти. Звук [ц] сказал: «Не надо волноваться, я тебе помогу». Он громко и четко позвал: «Цып-цып-цып». Цыпленок услышал и прибежал.

Звук [ш]. Жил-был звук [ш]. Он умел шипеть как змея: «Ш-ш-ш...», шелестеть как листочки деревьев: «Шу-шу-шу...», шептать кому-нибудь на ухо: «Ши-ши-ши...» Спрячется за угол, начинает шипеть и шуметь, пугать малышей. Шалун и шутник был этот звук [ш].

Звук [ж]. Жил-был звук [ж]. Был у него день рождения. Звук [ж] ждал гостей. Жаба подарила торт с желе, жук подарил жилет, медвежонок - мороженое. Они веселились и пели лю­бимую песенку звука [ж]: «Ж-ж-ж...»

Звук [щ]. Жил-был звук [щ]. Он собирал разные щетки. Их было много: щетка для расчесывания волос; щетка для чистки обуви; щетка для чистки зубов; щетка для мытья полов.

Звук [ч]. Жил-был звук [ч]. Он всегда был очень рад гос­тям. Угощал он чайку чаем, пчелу - печеньем, паучка - ка­лачом, а бабочку - пончиком. Замечательные получались чае­пития!

Звук [л] . Жил-был звук [л]. Однажды он решил покататься на лодке. Ласково светило солнышко. Вдруг волны стали сильно ка­чать лодку. Звук [л] испугался, заглянул под лодку и увидел аку­лу. Она была злой. У нее болел глаз. Звук [л] завязал ей глаз плат­ком. Акула спокойно уплыла. А звук [л] продолжил свое плавание.

Звук [р]. Жил-был звук [р]. Был он мастером в запуске моторов. Подует сильно на пропеллер и заведет самолет. Если нужно завести трактор или вертолет - наш звук [р] тут как тут. Четко и звонко у него получается: «Р-р-р...»



Сказка, в которой живет звук [с]

Педагог и ребенок сидят перед зеркалом. Педагог предла­гает ребенку показать рот, губы, рассказывая, что рот - это домик, а губы - двери.

Педагог. А кто живет в этом домике? Ребенок. Язык.

Педагог. Для чего нам нужны губы и язык? Ребенок. С помощью губ и языка мы произносим раз­личные звуки.

Педагог. Повтори звуки [а], [м].

(Ребенок повторяет.)

Педагог. Все звуки должны жить в твоем домике. Но не все звуки могут попасть туда, как у тебя, например звук [с]. Нам с тобой предстоит трудное, но интересное путешествие в Волшебную сказку, где живет звук [с]. Мы должны будем преодолеть все препятствия, которые возникнут у нас на пути, чтобы вернуть этот звук в твой домик. В помощники мы возь­мем Старичка Звуковичка. Он прочел много книг и все знает. А еще он умеет правильно и красиво говорить и тебя может научить этому.

Трудно отыскать звук [с], придется нам с ним поиграть.

Игра «Поймай звук»

Цель: развитие слухового и фонематического восприятия.

Я буду называть звуки, слоги, слова, а ты будешь хлопать, когда услышишь звук [с].

Звуки: [с], [в], [к], [м], [с], [л], [с], [к], [н], [с].

Слоги: ко - со - ну - су - лы - мы - сы.

Слова: книга, собака, облако, лиса, автобус, дерево, капуста.

Чтобы правильно говорить,

Нужно с пальчиками дружить.

Старичок Звуковичок любит играть с пальчиками и пред­лагает свою пальчиковую гимнастику.

Со Старичком Звуковичком Имитировать ходьбу указа-

Мы пойдем по сказке звуков, тельным и средним пальцами

обеих рук.

Нам преграды нипочем, Скрестить ладони, сделать злое

Не боимся злых мы духов. лицо, руки-ладонями вперед

на уровне лица.

Будем с язычком дружить Одной рукой пожать другую,

показать язык.

И с Воздушной Струйкой тоже. Одной рукой пожать другую,

вытянуть вперед губы и силь­но подуть.

Ну а звуки говорить Смыкать и размыкать все пальцы,

изображая открыва­ние и закрывание рта.

Старичок нам всем поможет. Прижать ладони обеих рук к груди.

А еще у Старичка Звуковичка есть подружка Воздушная Струйка. У тебя она тоже есть.

Подуй на свою ладонь, на вертушку.

Фавзана Аюпова

Трудные для себя понятия и знания ребёнок усваивает легко и хорошо, если они преподносятся на доступном ему языке.

Таким языком для ребёнка является сказка. Понятия «звук» и «буква» абстрактные, дети часто путают эти понятия. Чтобы дети понимали и различали эти понятия, чтобы научились дифференцировать понятия «звук» и «буква», я изготовила

пособие «Живые звуки и буквы».

Цель пособия

1. познакомить детей с гласными звуками,

2. формировать понятие «гласный звук»,

3. развивать слуховое внимание,

4. развивать фонематический слух.

5. познакомить детей с гласными буквами (закрепить зрительные образы гласных букв);

6. учить детей различать и дифференцировать понятия «звук» и «буква».

Знакомя детей с гласными буквами, рассказываю детям такую сказку. (Идею позаимствовала из журнала «Обруч»)

Сказка о звуках и буквах.

Каких только стран не бывает на свете! Страна Улыбок и Загадок, Солнечных Зайчиков и Весёлых мальчиков! А в нашей стране, у подножия вершин Грамоты живут беспокойные жители Гласные звуки. Они все разные, у каждого звука свой характер: А – радостный и весёлый, У – сердитый, О – очень любит всему удивляться, И – улыбчивый и добрый, Э – любит рассуждать и медлительный, ы – самый упрямый. (Произнеся эти звуки, фиксировала внимание детей на положении губ. Вместе с детьми решили обозначать эти "волшебные "звуки следующими значками: звук "А" (широко открытый рот) - квадрат, звук "О" - круг, звук "У" - маленький круг - трубочка, звук "Э"- овал, звук "ы" - прямоугольник, звук "И" - половинка овала.


И – И - И, О – Ы, А – Э - У!


Но однажды звуки задумались.

У всех есть дома, а у нас нет, нам негде жить – сказали гласные звуки.

Белки живут в дупле, - сказал звук «А».

У медведя есть берлога, - говорит звук «И»

Люди живут в квартирах и домах. Одни мы без постоянного места жительства,– подхватили звуки «Э» и «ы».

Думали, думали и решили себе строить жилье. Звуки «А» и «И» нашли по три палочки.

«А» построил себе шалаш с перекладиной. «И» к двум столбикам перекладинку наискосок приладил и остался доволен.


Звук «У» смастерил себе домик, похожий на дерево с сучком. Звук «О» нашёл старое колесо и остался жить в нём. Звук «Э» нашёл треснувший ободок от колеса, пристроил внутри палочку. Домик появился и у него.

Довольные звуки долго радовались, что и у них появились дома и стали называть свои дома буквами. Люди смотрят на эти дома и знают, что в букве – домике «А» живёт звук «А», в букве «У» живёт житель – звук «У» и т. д.


Такая сказка и наглядный образ звуков и букв помогают детям различать непростые для дошкольников понятия "звук" и "буква".

Грамматические сказки о звуках и буквах

В стране звуков

Жили в одной волшебной стране звуки. Страна эта была совсем крохотная. И жителей в ней было всего 31. Никто их не видел, так как были они невидимками.

А вот слышать их было можно. Шесть звуков были певцами: А, У, Ы, И, Э, О. За певучесть и голосистость прозвали их гласными. Им подпевали Я [й’а], Ё [й’о], Ю [й’у], Е [й’е].

Остальные 21 тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Вот послушайте: Б В Г Д Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ц Ч Ш Щ.

Они очень дружили, во всем соглашались с гласными, любили с ними стоять рядышком. И назывались они согласными.

Звуки и теперь живут вместе, распевают волшебные песни. Вы тоже можете петь вместе с ними, но для этого нужно уметь узна­вать все звуки и правильно их произносить.

Попробуйте!

Как звуки научились превращаться в буквы

Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной вол­шебной стране звуки. Были они невидимками, но зато любили петь.

Однажды в той стране появился волшебник из другого королев­ства. Ему так там понравилось, что он захотел поближе познако­миться с ее жителями. А когда узнал, что все жители - невидимки, то очень огорчился. Но он все-таки был волшебником, причем очень добрым. И решил он каждому жителю подарить по волшебно­му платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другие. Стоило его надеть, как сразу звук становился видимым и превра­щался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать. Волшебник был очень доволен. Ведь теперь, прочитав или пропев ее, или прошептав, он называл звук по имени. Так они и познакомились.

Кто важнее?

Поспорили однажды между собой гласные и согласные звуки: кто из них важнее.

Конечно, мы важнее! - закричали гласные. - Без нас никто и рта не раскроет!

Ну, это мы еще посмотрим, - дружно возразили согласные. - Попробуйте-ка нас произнести, чтобы хоть немного не приоткрыть рот. Ничего не получится!

А вот и получится! Например, М.

Разве только одно М, больше ничего!

И все же мы важнее! Без нас не обходится ни одно слово, ни один слог.

Что верно, то верно. Зато без нас, согласных, ни одно слово не будет понятно. Ну-ка, скажите без нашей помощи что-нибудь! Хотя бы название науки, которая изучает нас с вами!

О...Е...И...А, - пропели гласные и смущенно умолкли.

Вот видите! А если мы скажем ФНТК, так всякий догадается, что это ФОНЕТИКА.

Ну допустим. Хотя мы решили, что это ФАНТИК. А вот по­

пробуйте произнести без нас такие слова: ОКНО, ЕЛКА, ЕСЛИ.

Согласные промычали в ответ что-то неразборчивое и тоже умолкли.

А как вы думаете, ребята? Кто из них важнее и нужнее?

Всегда вместе

Однажды не поладили гласные и согласные и разошлись в раз­ные стороны. Сбились согласные в кучку, хотели поговорить -, и никак...

Кашлянули:

Кх! Чихнули:

Пчх! Хмыкнули:

Зачем-то позвали кошку:

Кс, кс, кс! И заскучали... Вдруг:

Показалось им, что кто-то где-то рыдает... Прислушались.

А-а-а! О-о-о! - кричали гласные. Они плакали, как малые дети:

Уа! Уа! Аукали:

И согласные крикнули им (вернее, хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотание:

БДМ ВСГД ВМСТ!

И услышали радостное, но тоже невнятное:

У-Е-Е-А-Е-Е!

Заключили они мир, снова стали рядом, внятно сказали:

БУДЕМ ВСЕГДА ВМЕСТЕ!

И с тех пор никогда больше не разлучались. Им друг без друга никак нельзя. Кто же тогда будет слова образовывать? Бывает, правда, что они немножко ссорятся, но потом все I равно мирятся.

(по А. Шибаеву)

Спор букв

Недавно буквы опять поспорили. А началось все из-за Я.

Я самая главная, - сказала буква Я. - Потому что Я - это я.

И ничего ты не главная, - закричала буква А. - Ты стоишь

Мы - не буквы, мы - звуки речи,

Произносят и слышат нас.

Дыхание свободно в каждой гласной,

В согласных прерывается на миг.

И только тот гармонии достиг,

Кому чередованье их подвластно.

Воздух свободно идет через рот,

Звук получается гласный.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке боюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные... согласные

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Ссс... - змеиный слышен свист.

Шшш... - шуршит опавший лист

Жжж... - шмели в саду жужжат.

Ррр... - моторы тарахтят.

(В. Берестов)

1. Найдите устаревшее слово в тексте.

2. Определите его лексическое значение. Если определение значения не вызвало затруднений, смотрите пункт 4; если вызвало, смотри пункт 3.

3. Обратитесь к словарю устаревших слов или к толковому словарю:

4. определите, как в словаре располагаются словарные статьи;

5. найдите нужную словарную статью;

6. обратите внимание на правильное произношение слова;

7. прочтите его толкование;

8. посмотрите примеры употребления;

9. если слово многозначное, выберите то значение, которое подходит по контексту;

11. Подумайте, если предмет (явление), обозначенный этим словом, в современной действительности. Если есть, смотрите пункт 5, если нет, смотрите пункт 6.

12. Это архаизм.

13. Это историзм.

Схема 1. Языковая модель

0 " style="border-collapse:collapse;border:none">

Какой?

Что бывает таким же?

Что делает?

Что (кто) делает так же?

На что похоже?

Чем отличается?

Схема 2. Родословное древо русского языка

Елена Шарипова
Сказка о звуках и буквах (для детей и родителей)

Сказка о звуках и буквах .

(для детей и родителей )

В некотором царстве, в некотором государстве был город Звукоград . В этом городе жили 33 волшебные буквы . У каждой буквы было своё имя , на которое она отзывались - звук , и только у двух букв не было имён – звуков . Но без них этот город существовать не смог. Это буквы Ъ и Ь знаки . Они были очень важны для Звукограда . Без твёрдого и мягкого знака многие слова имели бы совсем другой смысл. Или были не понятны для нас. Ъ знак разделяет звуки , не даёт им сливаться.

В этом городе было два королевства. В одном королевстве жили буквы , которые произносились легко плавно, их имена можно легко пропеть и жили они в красном королевстве, которое называлось «Гласные» . Королева гласных букв и звуков очень любила красный цвет и поэтому в этом королевстве одежда у всех жителей была красного цвета. Королевство это было не большое. В нём жило всего 10 жителей – А –Я, У-Ю, О –Ё, Ы –И, Э-Е. Во втором королевстве жили буквы , которые пропеть нельзя, скорее при их произношении произносятся шумы. В отличии от гласных им приходится пробирается через препятствия губы, зубы, а иногда и нос. «Согласными» их назвали потому, что они всегда произносятся рядом с гласными.

Однажды звуки все встретились на полянке. Они весело играли, а вечером когда их стали звать домой голоса стали сливаться. и многие звуки слышали себя в паре с другим звуком . Так появились в Звукограде слоги , а потом начали появляться слова. В этом королевстве у короля было две дочери Роза и Риза. Роза всегда ходила в синих нарядах, а Риза в зелёных. Король очень любил своих дочерей и разделил своё королевство на две части. Одну часть королевства он отдал Розе, а вторую часть Ризе. Дочери Роза и Риза очень часто ссорились из-за того, что у букв многие имена были похожи. Долго думал король, как же помирить сестёр, сделать так, чтоб сёстры перестали ссориться. Весть о ссоре двух сестёр разнеслась по всему королевству. Услышала об этом и волшебная Фея. Она предложила Ризе называть свои буквы так же мягко , как и звучит её имя и обозначать свои буквы своим любимым зелёным цветом. А Розе называть так же твёрдо как звучит первый звук имени Роза и обозначать свои буквы синим цветом . С тех пор сёстры больше никогда не ссорятся и построили для своих букв новый двухэтажный дом, в котором дружно жили Розины и Ризины буквы .

Так появился новый город, в котором, живут 33 буквы . Однажды Фея решила навестить этот город. Она заглянула к звукам первого этажа . Они любили носить шляпы и не услышали, как она к ним стучала. Фея обиделась на них и назвала их глухими. С тех пор появились глухие звуки П Ф К Т Ш С . На втором этаже жили весёлые буквы они услышали как пришла к ним Фея, поиграли с ней. Они очень понравились Феи и она подарила им каждому по звоночку и назвала их звонкими. С тех пор их называют звонкими Б В Г Д Ж З, Они произносятся звонко.

Буквы Ж , Ш, Ц спрятались от Феи на облачке. Фея долго звала их. С тех пор их произносят твёрдо, и обозначают - синим цветом. Буквы Ч ,Щ,Й гуляли на зелёной траве и Фея называла их мягко и предложила обозначать зелёным цветом. А ещё их буквы подружились с гласными. Гласные А, У, Ы,О, Э подружились с Розиными звуками . А гласные Я, Ю, И, Ё, Е с Ризиными звуками . Буквы , которые успели заселиться в двухэтажный домик, назвали парными. Звонкие живут на втором этаже, а глухие звуки живут на первом этаже. Звуки Й , Л, М, Н, Р для которых не хватило места в новом домике заселились в волшебные кубики. Буквы Щ ,Ч,Ц,Х подружились с лесными змеями с тех пор они всегда шипят и их прозвали шипящими звуками . В нашем Звукограде есть особенные гласные буквы Е , Ё, Ю, Я которые могут обозначать два звука , если они стоят в начале слова, после гласной или после Ь или Ъ знака.

Волшебной Фее понравился новый город, ведь играя со звуками , это города у неё появились различные слова, предложения и целые рассказы . Фея назвала этот город «Алфавит» . С тех пор и существует Алфавит, в котором живут 33 буквы . 10 гласных звуков , 21 согласные звуки и две буквы , не имеющие звуков .

Жили-были буквы. Со слов «жили-были» начинаются многие сказки, вот и наша сказка тоже. А о чём она? Она о дружбе букв.

Сказка «Согласные и гласные»

Жили-были буквы. Какие-то из них назывались согласные, такие, как, например, Л, К, Н. А какие-то гласные — А, О, У. Когда буквы пошли в первый класс, то случилось так, что некоторые согласные и гласные буквы подружились, а некоторые — нет. Никак не складывалась дружба между буквами Ж, Ш и буквой Ы.

— Не обижайся, Ы, — говорила буква Ж. В тебя влюблена буква Р в слове «рысь», и буква М в слове «мышь».

— Хорошо, — сказала буква Ы. – Я не буду обижаться. Тем более, что мы с тобой вместе в слове «ЛЫЖИ». Ведь в этом слове есть и Ы и Ж.

А буквы Ч, Щ ни в какую не соглашались дружить с буквами Я, Ю.

Поначалу эти буквы расстраивались, но учительница сказала, что нет причины для расстройств, потому что это нормально, когда у кого-то дружба скидывается, а кто-то ищет себе другую пару. Буквы обрадовались, и стали подбирать себе такого друга, который им подходит. Причин для ссор больше нет!

Вопросы и задания к сказке про согласные и гласные буквы

Сколько согласных букв в русском алфавите?

Приведи пример согласных и гласных букв.

Как ты думаешь, почему не все буквы дружат между собой?

Между какими буквами не складывалась дружба?

С какими гласными буквами не дружит буква Ч?

Каким образом учительница примирила буквы?

Какие согласные и гласные буквы есть в твоём имени?


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении