mppss.ru – Все про автомобили

Все про автомобили

Ямато. Крупнейшие линкоры в истории. Легендарный японский линкор "Ямато": фото, история Линейный корабль ямато

Перед началом Второй мировой войны Япония претендовала на звание одной из сильнейших морских держав. С начала 20 века она проявляла агрессивность по отношению к соседствующим странам. Готовясь к большой войне, Императорский флот строил огромные дредноуты, размеры и огневая мощь которых впоследствии поразят и – родоначальника супер-броненосца.

Самые мощные линейные корабли в мире были представлены двумя экземплярами: «Ямато» и «Мусаси». Третье судно в процессе строительства было переоборудовано в авианосец. Линкоры типа «Ямато» принимали активное участие во Второй мировой войне на Тихоокеанской арене. Их основным противником выступали США, они же стали причиной гибели крупнейших дредноутов в истории.

Проектирование и строительство

Согласно Вашингтонскому договору 1922 года число линкоров у США, Англии и Японии находились в соотношении 15:15:9 соответственно. С таким количеством основного морского вооружения у Страны Восходящего Солнца не было шансов одержать победу в войне. В тайне от всех японцы решили построить новый линкор, водоизмещение которого будет значительно превышать все согласованные ранее показатели. По их задумке дредноуты, построенные в начале 40-х, должны превосходить любые возможные американские образцы 47-49 годов постройки.

Не все руководство флота оптимистически смотрело на огромные затраты, связанные со строительством секретных кораблей. Главнокомандующий Ямамото Исороку сравнивал полезность линкоров с самурайским мечом – красивые и устрашающие, но не способные противостоять новым авианосцам.

Тем не менее осенью 1937 года началось строительство «Ямато». Спустя 5 месяцев в вервях появился «Мусаси». Информация о дредноутах была засекречена. Судостроительные заводы были закрыты со всех сторон. Разведывательные самолеты не могли определить характеристики судов даже после их спуска на воду – «Ямато» укрывались специальными сетями. Никто из инженеров не видел полной документации, каждый получал свою часть проекта. В документах намеренно занижали калибр главного орудия, чтобы ни одна страна в мире не начала разработку аналогичных пушек.

Конструкция и бронирование

Длина «Ямато» составляла 256 метров, полное водоизмещение равнялось 72 810 тонн. Планируя такую большую грузоподъемность и параметры, Япония считала, что США – основной противник, никогда не смогут построить аналогичное судно. По мнению Императорского флота Америка ограничивает размеры кораблей, так как для перехода из одного океана в другой ей необходимо проходить через достаточно узкий Панамский канал.

Корпус линкора имел грушевидную форму с удлиненным носом. Такая конструкция способствовала хорошей мореходности, однако была уязвимой для вражеских торпед. Металлические элементы скреплялись заклепками, сварка применялась на небольших участках конструкции.

Энергетическая установка включала 4 турбозубчатых агрегата Kampon. Первоначально планировалось использовать смешанную дизельно-паротурбинную систему. Однако испытания показали, что японское дизельное оборудование было ненадежным. Скорость хода достигала 27,5 узлов, дальность плавания составляла 7 200 морских миль.

Защита корабля была самой толстой среди всех дредноутов в мире. При этом судно было не столь безопасным. Японская сталь обладала слабыми характеристиками. Борт обшивался 410-мм листами. Башни главного калибра бронировались пластинами толщиной 650 мм. Боевая рубка защищалась 500-мм сталью.

66-и сантиметровая броня японского линкора «Ямато»

Вооружение линкора «Ямато»

Большое внимание уделялось тяжелому вооружению. Все разработки велись в строжайшей секретности. Ни одна страна в мире не должна была узнать о том, какое оборудование будет установлено на дредноутах «Ямато».

  • Главный калибр включал три трехорудийные системы калибром 460 мм (тип 94). Максимальная дальность полета снаряда составляла 42 км. Для управления огнем использовались электромеханический вычислитель, 5 дальномеров, прибор слежения и другие элементы. В светлое время суток тяжелая артиллерия показывала хорошие характеристики, однако в темное время система управления огнем работала слабо. В новой части пушки размещались на башнях по линейно-возвышенной схеме, третья группа артиллерии находилась на корме.
  • Средний калибр состоял из 12 155-мм орудий, размещенных на 3 четырехорудийных башнях. Каждая надстройка была оснащена дальномером. Пушки предназначались для обстрела вражеских берегов или кораблей неприятеля. Впоследствии их заменили на 127-мм зенитную артиллерию.
  • Противовоздушная оборона представляла собой 6 спаренных 127-мм установок, 8 25-мм трехорудийных систем, 2 13,2-мм двухорудийных пулемета. В ходе войны стало понятно, что основной ударной силой являются самолеты, поэтому количество 127-мм зенитных пушек, рассчитанных на дальнее действие, было увеличено в два раза.
  • Авиация включала 7 гидросамолетов и 2 катапульты.

Служба

Летом 1939 года первый дредноут типа «Ямато» был спущен на воду. После завершения работ и проведения испытаний, в декабре 1941 года, линейный корабль был принят на вооружение. Во время боя вблизи атолла Мидуэй (июнь 1942 год) он являлся флагманом, однако фактически не принимал участие в схватке, так как находился на расстоянии 300 миль от собственных авианосцев.

«Мусаси» заступил на службу в августе 1942 г. Спустя два года оба линкора в составе авианосного соединения принимали участие в битве при Марианских островах. Корабли открыли огонь по авиации. Впоследствии выяснилось, что они обстреливали собственные самолеты. К счастью, ни одно воздушное судно не пострадало.

В октябре 1944 года американские ВМС заняли позиции у берегов Филиппин. Для Японии это означало перекрытие источников нефти и другого сырья. Лишившись к этому времени уже нескольких авианосцев, командование решило сделать основной ударной силой линкоры. Во время очередной схватки все усилия флота США были направлены на уничтожение «Мусаси». Подводные лодки выпускали торпеды, авиация сбрасывала бомбы. Гибель была неминуема. 16 часов дредноут боролся за жизнь, но более 20 попаданий в корпус корабля сделали свое дело. Корабль перевернулся и затонул.

Спустя несколько дней в заливе Лейте японское соединение во главе с «Ямато» заметило американскую эскадру, в составе которых находились авианосцы. С 27-километрового расстояния линкор совершил первый выстрел. Завязалась нешуточная борьба, жертвой которой стали американские судна: 1 авианосец и 3 миноносца.

Гибель «Ямато»

После изнурительных сражений «Ямато» нуждался в восстановлении и до января 1945 года на нем производились ремонтные работы. В это время союзнические силы приближались к берегам Японии. В апреле 1945 года силы Японского императорского флота были на исходе. Но моряки сражались до последнего. 6 апреля «Ямато» вместе с 1 крейсером и 8 эсминцами отправились на перехват десантных кораблей. Все понимали бесперспективность атаки, но шли в бой. На следующий день соединение было обнаружено. 227 американских самолетов поднялись в воздух. Спустя 2 часа самый крупный линкор в мире затонул. Вместе с ним погиб 3 061 член экипажа, в живых осталось 269 человек.

Уже 70 лет в водах Тихого океана на глубине более 1410 футов покоятся обломки самого передового корабля того времени - японского линкора «Ямато», головного корабля Императорского флота. Это судно считалось непотопляемым. Оно было самым смертоносным из всех когда-либо построенных военных кораблей.

Грозное оружие

Через несколько лет после того, как закончилась Первая мировая, в большинстве военно-морских ведомств различных государств заговорили о применении линкоров. В те времена существовало мнение, что боевые корабли данного вида все же остаются основной мощью любого флота, так как предназначены для морских боев в сомкнутом порядке.

Дело в том, что линкоры оснащены одновременно как наступательными, так и оборонительными боевыми средствами, расположенными в наиболее рациональном порядке. Разрабатывая такие корабли, в первую очередь заботились об их бронировании, непотопляемости и артиллерии, а уже во вторую - о дальности и скорости хода.

Одновременное максимальное усиление наступательных и защитных качеств судна возможно только на борту крупного боевого корабля, так как установка дополнительного оснащения занимает значительную часть его общей массы. Именно этим объясняется увеличение водоизмещения линкоров.

Программа «Марусаи»

В 1930 году в Лондоне было принято международное соглашение, касающееся ограничения морского вооружения. Среди государств, подписавших данный документ, была и Япония. Но через 4 года эта страна взяла курс на усиление своих вооруженных сил и отказалась придерживаться лондонских договоренностей. Вместо этого японское правительство разработало программу под названием «Марусаи», предусматривавшую строительство целого ряда усовершенствованных боевых кораблей для Императорского флота, в число которых входило и несколько линкоров. С самого начала упор делался не на количество произведенной боевой техники, а на ее качество.

Основной целью разработки новейших линкоров являлась идея превосходства над американскими кораблями такого же класса. Японские специалисты пришли к выводу, что согласно обязательному условию прохождения международных судов через Панамский канал, все корабли должны были иметь ограничения, касающиеся тактико-технических данных. Это означало, что водоизмещение у них не более 63 тыс. тонн, скорость не превышает 23 узла, а орудия калибром до 406 мм. Но японские суда не собирались проходить через канал, поэтому размер их мог быть каким угодно. Было решено, что головным кораблем Императорского флота станет линкор «Ямато», а его командиром - адмирал Исороку Ямамото.

Строительство

Закладка первого линейного корабля произошла 4 ноября 1937 года в Курэ, в военно-морском арсенале. Это был линкор «Ямато» (фото предоставлено выше). Для его постройки сухой док №4, имевший длину 339 м и ширину - 44 м, специально углубили на 1 м. Второй корабль такого же класса был заложен уже весной следующего года в Нагасаки и назывался «Мусаси». Его постройка производилась на наклонном усиленном стапеле №2 с параметрами 312 на 40,9 м, который принадлежал компании «Мицубиси хэви индастриз».

В 1939 году в Японии была принята Четвертая программа по обновлению флота, согласно которой весной 1940 года начали строительство третьего линкора - «Синано». Оно производилось в сухом доке в Йокосука, в военно-морском арсенале. И четвертый, последний, корабль №111 заложили в том же году в доке, где до этого строили линкор «Ямато».

Создание «Синано» было приостановлено в самом конце 1941 года на стадии, когда корпус уже собрали до высоты главной палубы. В последующие три года его переоборудовали в авианосец, сохранив при этом первоначальное название.

Надо сказать, что постройка всех кораблей этого типа проводилась в обстановке чрезвычайной секретности. Все стапельные платформы были огорожены высокими заборами, а сверху накрыты либо маскировочными сетками, либо специальными навесами. Кроме того, все окна близлежащих зданий, выходивших на верфь, были наглухо заложены. Также все судостроители были вынуждены дать подписку о неразглашении какой-либо информации об объекте, на котором они работают.

Японский линкор «Ямато» и остальные три корабля такого же типа собирались так, что ни один из рабочих не знал, какой конкретно объект он сооружает. Доходило до того, что инженерам выдавали проектную документацию строго по частям. Полное представление о плане строительства кораблей имел только очень узкий круг лиц.

Головной линкор был выведен из дока в начале августа 1940 года. А уже в конце 1941 года он встал в строй. Это событие произошло без малого через 7 лет после того, как появились первые чертежи линкора «Ямато». Корабль «Мусаси» спустили на воду на три месяца позже, а в эксплуатацию ввели в конце лета 1942 года.

Боевая история

Вопреки ожиданиям, военная карьера линкоров этого класса не была богата на события. Линейный корабль «Ямато» являлся флагманским судном адмирала Ямамото. В то время, когда шло сражение у атолла Мидуэй, он получил сообщение о поражении своих авианосных сил, но вместо того, чтобы использовать огромные орудия линкора против врага, он вышел из боя.

Двойник «Ямато» - «Мусаси» являлся штабом адмирала Кога, который стал командующим Императорского флота после смерти Ямамото. Оба линкора практически не вступали в бой и все время стояли у берегов Трука.

В конце декабря 1943 года «Ямато», находясь к северу от того же острова, был торпедирован американской подводной лодкой «Скейт». Получив повреждения, линкор не сразу повернул к родным берегам. В Страну восходящего солнца судно пришло 22 ноября 1944 года и было сразу же поставлено не только на ремонт, но и на модернизацию. После случая с торпедированием головного корабля Императорского флота японцам пришлось несколько усовершенствовать противоминную защиту кораблей данного типа. Но в ходе боевых действий на Тихом океане стало ясно, что ведущая роль на море теперь принадлежит авиации, а огромные орудия линкоров оказались свершено бесполезными.

Сражение в заливе Лейте

Не секрет, что 1944 год для Японии оказался неудачным. После поражения вблизи Мариинских островов ее палубная авиация так и не смогла оправиться, но вести дальнейшие военные действия было необходимо. Императорский флот намеревался взять реванш у американцев, стянув при этом к Филиппинским островам все оставшиеся силы. В это соединение входили 9 линкоров и 4 авианосца. Японское командование прекрасно понимало, что в случае проигрыша оно потеряет флот полностью и бесповоротно, но оставить за собой Филиппины, как и нефтяные месторождения, было жизненной необходимостью.

Американцы сумели собрать в этом районе все самые крупные силы - 12 линкоров и 16 авианосцев. К тому же у них было несомненное превосходство в воздушном пространстве, что в итоге и решило исход сражения.

Первые незначительные столкновения между двумя враждующими флотами начались 23 октября, а настоящие сражение в воздухе - только утром следующего дня. Японским адмиралом Ониси было организовано 3 налета на американские суда. В каждом из них участвовало от 50 до 60 самолетов, но этого количества оказалось недостаточно для достижения успеха.

Один из японских пикировщиков даже ухитрился атаковать американский авианосец, сбросив на него бомбу весом в 600 фунтов (272 кг). Бомбардировщик сбили, но на судне возник сильный пожар, и его пришлось потопить при помощи торпед. В тот день этот эпизод был единственным значительным достижением японской авиации. После этого были и другие атаки с применением пикировщиков и торпедоносцев, но они были безрезультатными.

Гибель линкора «Мусаси»

В тот день авиация США методично продолжала наносить удары по японскому соединению. В этих атаках участвовало более 250 самолетов, взлетавших с трех авианосцев. По окончании боя американские летчики доложили о 76 сбитых машинах противника. Хуже всего пришлось линкору «Мусаси», который стал главной мишенью. В него попало 17 бомб и 20 торпед, и это не считая близких разрывов. Наконец, в 18 ч 35 мин, получив множественные серьезные повреждения, корабль «Мусаси» затонул. Он унес с собой 991 члена экипажа из 2279.

В последующие два дня успех был на стороне американской палубной авиации. В итоге сражение закончилось полным разгромом японского Императорского флота, который потерял все свои авианосцы, три линкора и большую часть других суден.

Технические характеристики

Линкор «Ямато» водоизмещением 72800 тонн, имел длину 263 м и высоту 38,9 м при осадке в 10,6 м. На его борту находилась корабельная четырехвальная паротурбинная силовая установка мощностью 150000 л. с. Максимальная скорость этого судна составляла 27 узлов, а дальность плавания - 7200 миль.

На вооружении корабля находилось 9 орудий с калибром 460 мм, по 12 противоминных 155 и 127-миллиметровых стволов, а также 24 зенитных пушки на 25 мм. Кроме того, имелось еще и 7 гидросамолетов.

Финальный поход

Линкор «Ямато» (фото представлено ниже) с осени 1944-го базировался на территории Японии. Именно оттуда он и отправился в свое последнее плавание в апреле 1945 года. Это была военная операция под названием «Теничиго». Ее целью было уничтожение частей американских войск, которые 1 апреля десантировались на Окинаву.

Через 6 дней после высадки противника на японский остров линкор подходил к его берегам в составе незначительного соединения. На его борту находилось столько топлива, сколько нужно было для следования только в одну сторону. Гибель «Ямато» и остальных судов была лишь вопросом времени, так как не только ему, но и другим судам поступил приказ сражаться до последнего вздоха, а это могло означать лишь одно - японское командование посылало их на верную смерть. Подтверждением этому служит и тот факт, что у данного соединения не было авиационного прикрытия.

«Ямато»: последняя битва

Вскоре японские корабли были обнаружены авиацией США. На линкор сразу же налетели вражеские самолеты. Всего было три атаки, в которых приняло участие до 200 бомбардировщиков, взлетевших с американских авианосцев «Хорнет», «Йорктаун» и «Беннингтон».

В результате первого налета в корабль «Ямато» попали три торпеды. Они повредили вспомогательную рулевую машину, в свою очередь, линкор сбил лишь один торпедоносец. После второй атаки двумя снарядами было повреждено бортовое электрооборудование, вследствие чего из строя вышла часть артиллерии. Но и после этого положение линкора еще нельзя было назвать критическим, хотя все резервы устойчивости и живучести стремительно исчерпывались. Наконец, начался последний налет на корабль. На этот раз в него попало не менее четырех торпед. К этому времени на «Ямато» в рабочем состоянии находился единственный оставшийся гребной вал, но вскоре персоналу пришлось покинуть постепенно заполняющиеся водой котельные отделения. После этого он полностью потерял ход. Корабль стал клониться на левый борт.

Вскоре крен достиг 80 градусов, после чего прогремел чудовищный взрыв. Он означал гибель «Ямато». Последняя битва линкора, которая длилась около двух часов, была окончена. Взрыв был такой силы, что его слышали на многие мили вокруг, а его отблеск видели с американских кораблей, находившихся у острова Кагосима. Столб дыма, поднявшийся над местом трагедии, напоминал собой так называемый ядерный гриб. В высоту он достигал около 6 км, а пламя от взрыва поднималось не менее чем на 2 км.

Подобный эффект могла произвести сдетонировавшая взрывчатка в количестве около 500 тонн. Но что именно вызвало этот взрыв, до сих пор неизвестно. Американцы склонны считать, что его спровоцировала бронебойная бомба, попавшая в башню, а затем и в главные погреба, где хранились боеприпасы.

Последствия

Гибель линкора «Ямато» повлекла за собой ужасные человеческие жертвы. Из 2767 членов экипажа осталось в живых всего 269 человек. В числе погибших оказались капитан корабля и командующий соединением. Кроме линкора, в ходе сражения американцами были уничтожены 4 эсминца и линейный крейсер, на которых утонули или были убиты 3665 человек. В финальном бою «Ямато» повредил 20 и сбил 5 самолетов.

Технические просчеты

Последний бой «Ямато» показал все недостатки кораблей этого класса. Прежде всего, у него была довольно слабая противовоздушная защита, несмотря на то что на его борту находилось большое количество орудий зенитной артиллерии. За все время боя линкор смог сбить лишь 10 вражеских самолетов.

Это могло произойти по трем причинам. Первая из них - недостаточная боевая подготовка артиллерийских расчетов. Известно, что из-за нехватки снарядов японцы тренировались в стрельбе по воздушным шарам, которые, естественно, летали очень медленно. Вторая причина - небольшая масса зенитных боеприпасов. Их калибр был всего лишь 25 мм и весил каждый 250 г. Третьим фактором могла стать небольшая начальная скорость снарядов, которая превосходила быстроту американских самолетов только в 6 раз, и, как показал бой, этого оказалось явно недостаточно.

Находки

В январе 2010 года в мировой прессе появилась сенсационная новость - японский кинопродюсер Харуки Катагава в ходе очередной организованной им подводной археологической экспедиции наконец обнаружил обломки затонувшего в конце Второй мировой войны самого огромного военного корабля в мире. Сейчас линкор «Ямато» - на дне (фото смотрите в этом материале) Тихого океана в 50 км от ближайшего к нему японского острова.

В марте 2015 года во время частной экспедиции, организованной американским миллиардером Полом Алленом, был обнаружен двойник знаменитого линкора - корабль «Мусаси». Он находится недалеко от филиппинских берегов, на дне моря Сибуян на глубине более 1000 м.

Память

Город Курэ (префектура Хиросима), который расположен на побережье внутреннего моря, знаменит тем, что здесь находилась военно-морская база Японии во время двух мировых войн. Именно здесь был построен самый большой в истории человечества боевой корабль - линкор «Ямато». Поэтому неудивительно, что в наши дни самой большой достопримечательность этого города является музей, посвященный проектировке, строительству и боевой истории данного корабля. Здесь можно воочию увидеть подробный макет линкора, выполненный в масштабе 1:10. Японцы свято чтят свою историю, поэтому легендарный «Ямато» для них является олицетворением отваги и героизма их народа. Подвиг его экипажа можно сравнить только с отвагой моряков русского крейсера «Варяг».

Музей "Ямато" является одним из самых интересных и популярных музеев мира. В нем имеются экспозиции, касающиеся не только линкора, но и другой боевой техники, к примеру, подводных лодок-камикадзе, самолета «Зеро», а также современного высокотехнологического судостроения.

Морские стальные чудовища, такие как «Ямато» и «Мусаси», навсегда останутся в истории непревзойденными линкорами за всю эпоху корабельного строительства. Им так и не дали возможности явить миру всю свою мощь, на которую они были способны. Теперь уже сложно предугадать, как бы сложилась их судьба, да и будущее всего мира, если бы им отвели главную роль в столь быстром продвижении Японии к объединению всех азиатских земель под своим началом.

Уже 70 лет в водах Тихого океана на глубине более 1410 футов покоятся обломки самого передового корабля того времени - японского линкора «Ямато», головного корабля Императорского флота. Это судно считалось непотопляемым. Оно было самым смертоносным из всех когда-либо построенных военных кораблей.

Грозное оружие

Через несколько лет после того, как закончилась Первая мировая, в большинстве военно-морских ведомств различных государств заговорили о применении линкоров. В те времена существовало мнение, что боевые корабли данного вида все же остаются основной мощью любого флота, так как предназначены для морских боев в сомкнутом порядке.

Дело в том, что линкоры оснащены одновременно как наступательными, так и оборонительными боевыми средствами, расположенными в наиболее рациональном порядке. Разрабатывая такие корабли, в первую очередь заботились об их бронировании, непотопляемости и артиллерии, а уже во вторую - о дальности и скорости хода.

Одновременное максимальное усиление наступательных и защитных качеств судна возможно только на борту крупного боевого корабля, так как установка дополнительного оснащения занимает значительную часть его общей массы. Именно этим объясняется увеличение водоизмещения линкоров.

Программа «Марусаи»

В 1930 году в Лондоне было принято международное соглашение, касающееся ограничения морского вооружения. Среди государств, подписавших данный документ, была и Япония. Но через 4 года эта страна взяла курс на усиление своих вооруженных сил и отказалась придерживаться лондонских договоренностей. Вместо этого японское правительство разработало программу под названием «Марусаи», предусматривавшую строительство целого ряда усовершенствованных боевых кораблей для Императорского флота, в число которых входило и несколько линкоров. С самого начала упор делался не на количество произведенной боевой техники, а на ее качество.

Основной целью разработки новейших линкоров являлась идея превосходства над американскими кораблями такого же класса. Японские специалисты пришли к выводу, что согласно обязательному условию прохождения международных судов через Панамский канал, все корабли должны были иметь ограничения, касающиеся тактико-технических данных. Это означало, что водоизмещение у них не более 63 тыс. тонн, скорость не превышает 23 узла, а орудия калибром до 406 мм. Но японские суда не собирались проходить через канал, поэтому размер их мог быть каким угодно. Было решено, что головным кораблем Императорского флота станет линкор «Ямато», а его командиром - адмирал Исороку Ямамото.

Строительство

Закладка первого линейного корабля произошла 4 ноября 1937 года в Курэ, в военно-морском арсенале. Это был линкор «Ямато» (фото предоставлено выше). Для его постройки сухой док №4, имевший длину 339 м и ширину - 44 м, специально углубили на 1 м. Второй корабль такого же класса был заложен уже весной следующего года в Нагасаки и назывался «Мусаси». Его постройка производилась на наклонном усиленном стапеле №2 с параметрами 312 на 40,9 м, который принадлежал компании «Мицубиси хэви индастриз».

В 1939 году в Японии была принята Четвертая программа по обновлению флота, согласно которой весной 1940 года начали строительство третьего линкора - «Синано». Оно производилось в сухом доке в Йокосука, в военно-морском арсенале. И четвертый, последний, корабль №111 заложили в том же году в доке, где до этого строили линкор «Ямато».

Создание «Синано» было приостановлено в самом конце 1941 года на стадии, когда корпус уже собрали до высоты главной палубы. В последующие три года его переоборудовали в авианосец, сохранив при этом первоначальное название.

Надо сказать, что постройка всех кораблей этого типа проводилась в обстановке чрезвычайной секретности. Все стапельные платформы были огорожены высокими заборами, а сверху накрыты либо маскировочными сетками, либо специальными навесами. Кроме того, все окна близлежащих зданий, выходивших на верфь, были наглухо заложены. Также все судостроители были вынуждены дать подписку о неразглашении какой-либо информации об объекте, на котором они работают.

Японский линкор «Ямато» и остальные три корабля такого же типа собирались так, что ни один из рабочих не знал, какой конкретно объект он сооружает. Доходило до того, что инженерам выдавали проектную документацию строго по частям. Полное представление о плане строительства кораблей имел только очень узкий круг лиц.

Головной линкор был выведен из дока в начале августа 1940 года. А уже в конце 1941 года он встал в строй. Это событие произошло без малого через 7 лет после того, как появились первые чертежи линкора «Ямато». Корабль «Мусаси» спустили на воду на три месяца позже, а в эксплуатацию ввели в конце лета 1942 года.

Боевая история

Вопреки ожиданиям, военная карьера линкоров этого класса не была богата на события. Линейный корабль «Ямато» являлся флагманским судном адмирала Ямамото. В то время, когда шло сражение у атолла Мидуэй, он получил сообщение о поражении своих авианосных сил, но вместо того, чтобы использовать огромные орудия линкора против врага, он вышел из боя.

Двойник «Ямато» - «Мусаси» являлся штабом адмирала Кога, который стал командующим Императорского флота после смерти Ямамото. Оба линкора практически не вступали в бой и все время стояли у берегов Трука.

В конце декабря 1943 года «Ямато», находясь к северу от того же острова, был торпедирован американской подводной лодкой «Скейт». Получив повреждения, линкор не сразу повернул к родным берегам. В Страну восходящего солнца судно пришло 22 ноября 1944 года и было сразу же поставлено не только на ремонт, но и на модернизацию. После случая с торпедированием головного корабля Императорского флота японцам пришлось несколько усовершенствовать противоминную защиту кораблей данного типа. Но в ходе боевых действий на Тихом океане стало ясно, что ведущая роль на море теперь принадлежит авиации, а огромные орудия линкоров оказались свершено бесполезными.

Сражение в заливе Лейте

Не секрет, что 1944 год для Японии оказался неудачным. После поражения вблизи Мариинских островов ее палубная авиация так и не смогла оправиться, но вести дальнейшие военные действия было необходимо. Императорский флот намеревался взять реванш у американцев, стянув при этом к Филиппинским островам все оставшиеся силы. В это соединение входили 9 линкоров и 4 авианосца. Японское командование прекрасно понимало, что в случае проигрыша оно потеряет флот полностью и бесповоротно, но оставить за собой Филиппины, как и нефтяные месторождения, было жизненной необходимостью.

Американцы сумели собрать в этом районе все самые крупные силы - 12 линкоров и 16 авианосцев. К тому же у них было несомненное превосходство в воздушном пространстве, что в итоге и решило исход сражения.

Первые незначительные столкновения между двумя враждующими флотами начались 23 октября, а настоящие сражение в воздухе - только утром следующего дня. Японским адмиралом Ониси было организовано 3 налета на американские суда. В каждом из них участвовало от 50 до 60 самолетов, но этого количества оказалось недостаточно для достижения успеха.

Один из японских пикировщиков даже ухитрился атаковать американский авианосец, сбросив на него бомбу весом в 600 фунтов (272 кг). Бомбардировщик сбили, но на судне возник сильный пожар, и его пришлось потопить при помощи торпед. В тот день этот эпизод был единственным значительным достижением японской авиации. После этого были и другие атаки с применением пикировщиков и торпедоносцев, но они были безрезультатными.

Гибель линкора «Мусаси»

В тот день авиация США методично продолжала наносить удары по японскому соединению. В этих атаках участвовало более 250 самолетов, взлетавших с трех авианосцев. По окончании боя американские летчики доложили о 76 сбитых машинах противника. Хуже всего пришлось линкору «Мусаси», который стал главной мишенью. В него попало 17 бомб и 20 торпед, и это не считая близких разрывов. Наконец, в 18 ч 35 мин, получив множественные серьезные повреждения, корабль «Мусаси» затонул. Он унес с собой 991 члена экипажа из 2279.

В последующие два дня успех был на стороне американской палубной авиации. В итоге сражение закончилось полным разгромом японского Императорского флота, который потерял все свои авианосцы, три линкора и большую часть других суден.

Технические характеристики

Линкор «Ямато» водоизмещением 72800 тонн, имел длину 263 м и высоту 38,9 м при осадке в 10,6 м. На его борту находилась корабельная четырехвальная паротурбинная силовая установка мощностью 150000 л. с. Максимальная скорость этого судна составляла 27 узлов, а дальность плавания - 7200 миль.

На вооружении корабля находилось 9 орудий с калибром 460 мм, по 12 противоминных 155 и 127-миллиметровых стволов, а также 24 зенитных пушки на 25 мм. Кроме того, имелось еще и 7 гидросамолетов.

Финальный поход

Линкор «Ямато» (фото представлено ниже) с осени 1944-го базировался на территории Японии. Именно оттуда он и отправился в свое последнее плавание в апреле 1945 года. Это была военная операция под названием «Теничиго». Ее целью было уничтожение частей американских войск, которые 1 апреля десантировались на Окинаву.

Через 6 дней после высадки противника на японский остров линкор подходил к его берегам в составе незначительного соединения. На его борту находилось столько топлива, сколько нужно было для следования только в одну сторону. Гибель «Ямато» и остальных судов была лишь вопросом времени, так как не только ему, но и другим судам поступил приказ сражаться до последнего вздоха, а это могло означать лишь одно - японское командование посылало их на верную смерть. Подтверждением этому служит и тот факт, что у данного соединения не было авиационного прикрытия.

«Ямато»: последняя битва

Вскоре японские корабли были обнаружены авиацией США. На линкор сразу же налетели вражеские самолеты. Всего было три атаки, в которых приняло участие до 200 бомбардировщиков, взлетевших с американских авианосцев «Хорнет», «Йорктаун» и «Беннингтон».

В результате первого налета в корабль «Ямато» попали три торпеды. Они повредили вспомогательную рулевую машину, в свою очередь, линкор сбил лишь один торпедоносец. После второй атаки двумя снарядами было повреждено бортовое электрооборудование, вследствие чего из строя вышла часть артиллерии. Но и после этого положение линкора еще нельзя было назвать критическим, хотя все резервы устойчивости и живучести стремительно исчерпывались. Наконец, начался последний налет на корабль. На этот раз в него попало не менее четырех торпед. К этому времени на «Ямато» в рабочем состоянии находился единственный оставшийся гребной вал, но вскоре персоналу пришлось покинуть постепенно заполняющиеся водой котельные отделения. После этого он полностью потерял ход. Корабль стал клониться на левый борт.

Вскоре крен достиг 80 градусов, после чего прогремел чудовищный взрыв. Он означал гибель «Ямато». Последняя битва линкора, которая длилась около двух часов, была окончена. Взрыв был такой силы, что его слышали на многие мили вокруг, а его отблеск видели с американских кораблей, находившихся у острова Кагосима. Столб дыма, поднявшийся над местом трагедии, напоминал собой так называемый ядерный гриб. В высоту он достигал около 6 км, а пламя от взрыва поднималось не менее чем на 2 км.

Подобный эффект могла произвести сдетонировавшая взрывчатка в количестве около 500 тонн. Но что именно вызвало этот взрыв, до сих пор неизвестно. Американцы склонны считать, что его спровоцировала бронебойная бомба, попавшая в башню, а затем и в главные погреба, где хранились боеприпасы.

Последствия

Гибель линкора «Ямато» повлекла за собой ужасные человеческие жертвы. Из 2767 членов экипажа осталось в живых всего 269 человек. В числе погибших оказались капитан корабля и командующий соединением. Кроме линкора, в ходе сражения американцами были уничтожены 4 эсминца и линейный крейсер, на которых утонули или были убиты 3665 человек. В финальном бою «Ямато» повредил 20 и сбил 5 самолетов.

Технические просчеты

Последний бой «Ямато» показал все недостатки кораблей этого класса. Прежде всего, у него была довольно слабая противовоздушная защита, несмотря на то что на его борту находилось большое количество орудий зенитной артиллерии. За все время боя линкор смог сбить лишь 10 вражеских самолетов.

Это могло произойти по трем причинам. Первая из них - недостаточная боевая подготовка артиллерийских расчетов. Известно, что из-за нехватки снарядов японцы тренировались в стрельбе по воздушным шарам, которые, естественно, летали очень медленно. Вторая причина - небольшая масса зенитных боеприпасов. Их калибр был всего лишь 25 мм и весил каждый 250 г. Третьим фактором могла стать небольшая начальная скорость снарядов, которая превосходила быстроту американских самолетов только в 6 раз, и, как показал бой, этого оказалось явно недостаточно.

Находки

В январе 2010 года в мировой прессе появилась сенсационная новость - японский кинопродюсер Харуки Катагава в ходе очередной организованной им подводной археологической экспедиции наконец обнаружил обломки затонувшего в конце Второй мировой войны самого огромного военного корабля в мире. Сейчас линкор «Ямато» - на дне (фото смотрите в этом материале) Тихого океана в 50 км от ближайшего к нему японского острова.

В марте 2015 года во время частной экспедиции, организованной американским миллиардером Полом Алленом, был обнаружен двойник знаменитого линкора - корабль «Мусаси». Он находится недалеко от филиппинских берегов, на дне моря Сибуян на глубине более 1000 м.

Память

Город Курэ (префектура Хиросима), который расположен на побережье внутреннего моря, знаменит тем, что здесь находилась военно-морская база Японии во время двух мировых войн. Именно здесь был построен самый большой в истории человечества боевой корабль - линкор «Ямато». Поэтому неудивительно, что в наши дни самой большой достопримечательность этого города является музей, посвященный проектировке, строительству и боевой истории данного корабля. Здесь можно воочию увидеть подробный макет линкора, выполненный в масштабе 1:10. Японцы свято чтят свою историю, поэтому легендарный «Ямато» для них является олицетворением отваги и героизма их народа. Подвиг его экипажа можно сравнить только с отвагой моряков русского крейсера «Варяг».

Музей "Ямато" является одним из самых интересных и популярных музеев мира. В нем имеются экспозиции, касающиеся не только линкора, но и другой боевой техники, к примеру, подводных лодок-камикадзе, самолета «Зеро», а также современного высокотехнологического судостроения.

Морские стальные чудовища, такие как «Ямато» и «Мусаси», навсегда останутся в истории непревзойденными линкорами за всю эпоху корабельного строительства. Им так и не дали возможности явить миру всю свою мощь, на которую они были способны. Теперь уже сложно предугадать, как бы сложилась их судьба, да и будущее всего мира, если бы им отвели главную роль в столь быстром продвижении Японии к объединению всех азиатских земель под своим началом.

IJN Yamato

Исторические данные

Общие данные

ЭУ

реал

док

Бронирование

Вооружение

Однотипные корабли

История создания

Предпосылки к созданию

Всего за время разработки Морским министерством рассматривалось 24 варианта проекта (во­доизмещением от 49 000 до 68 000 т, скоростью от 24 до 31 уз., с артиллерией 410- или 460-мм калибра), было испытано в опытовом бассейне свыше 50 масштабных моделей нового корабля.

В итоге было решено взять за основу вариант проекта серии F. Из предложенных наиболее предпочтительными были проект A-140-F3 и A-140-F5. A-140-F3 исключался, так как дальность хода 4900 миль не соответствовала требованиям службы на Тихом океане. За основу был принят A-140-F5, с дальностью хода около 7900 миль, 20 июля 1936 года проект утвердило Морское министерство. Одним из главных изменений стала замена смешанной дизельно-турбинной механической установки на чисто турбинную .

Значительное внимание уделялось разработке оптимальной формы корпуса, для максимального снижения сопротивлению движения. Специально для этого разрабатывались и испытывались носовой бульб , винты и обтекатели валопроводов особой формы. Все принятые меры позволяли сэкономить до 10 % мощности машинной установки.

IJN Yamato проектировался с расчетом на максимальную живучесть. В случае затопления всех отсеков, не защищенных броней, плавучесть броневой цитадели должна была обеспечивать нахождение на плаву и сохранения остойчивости с углом заката диаграммы в 22° .

Работы с проектом продолжались до закладки головного корабля - IJN Yamato .

Чертежи проекта Yamato

Чертежи проектов 140 - первые из проектов IJN Yamato

Постройка

Стапель, на котором строился Yamato

IJN Yamato имел огромные размеры, что резко ограничивало число возможных мест его постройки. Линкор решено было строить в Куре , специально для этого углубили имеющийся там сухой док на 1 м.

Официальная закладка произошла 4 ноября 1937 года, IJN Yamato получил построечный номер - 1. Япония столкнулась с множеством проблем при постройке новых кораблей типа Yamato - требовались значительные усилия всей экономики страны, приходилось решать массу задач, не связанных напрямую с кораблестроением .

Строительство начиналось в условиях строжайшей секретности. Эллинг , в котором строился IJN Yamato , был частично закрыт и защищен от случайных наблюдателей. Док прикрыли высоким «забором» из сизалевых циновок . Ни у кого не было доступа к полному комплексу намеченных планов. Каждый день, когда проектировщики заканчивали работу над чертежами, они возвращали их своему руководителю, который закрывал их в сейфе. Весь проект полностью видел только ограниченный круг людей.

Интересно: Японцы обнесли здание эллинга сизалевым «забо­ром», потому что с вершины близлежащего холма, через крышу здания, была видна часть корабля.

Так как проект был совершенно новый, строители не успевали укладываться в рамки спецификаций: IJN Yamato оказался перегруженным. В связи с большими размерами возрастало и количество проблем. В ходе строительства приходилось менять, а иногда и отказываться от задуманных решений в проекте. Так, пришлось убрать металлические рулетки для замеров на плазе, поскольку температурные различия, вызываемые прогреванием отдельных участков, приводили к слишком большим суммарным неточностям. Возникавшие трудности решались различными способами, как новыми, так и старыми .

Комиссия приняла линкор 16 декабря 1941 года, но IJN Yamato был готов к боевым действиям только через 5 месяцев - 27 мая 1942 года.

Описание конструкции

Корпус

Гребной винт

Как и все японские корабли, IJN Yamato имел волнообразный при виде сбоку корпус. Такая форма была продиктована стремлением максимально повысить мореходные и скоростные качества при минимальном весе корпусных конструкций. При виде сверху линкор представлял собой грушевидный основной корпус с узким длинным носом.

Это обеспечивало хорошие мореходные качества, но делало носовую конструкцию уязвимой для торпед . Одним из требований к разработчикам было обеспечение минимально возможной осадки, в силу чего мидель корабля получился почти прямоугольным. Тем не менее ходовые качества IJN Yamato оказались весьма хорошими. Был проведён целый комплекс гидродинамических исследований, позволивший добиться значительных улучшений, в частности, путём установки носового бульба.

Корпус собирался на заклёпках, применение сварки было минимальным и не превышало 6%. В качестве основного строительного материала применялась сталь DS (ducol steel) повышенной прочности. Характерной чертой новых линкоров стала палуба с минимумом оборудования, что требовалось для защиты от дульных газов орудий главного калибра. Командные посты располагались в основном в башенноподобной надстройке, возвышавшейся над верхней палубой на 28 метров. Хотя там находились крайне важные центры, надстройка была практически не бронирована, за исключением небольшой боевой рубки.

Бронирование

Формально имея самую толстую среди линкоров броню, Yamato не являлся самым защищённым. Японская металлургия 1930-х годов отставала от западной, а ухудшение англо-японских отношений сделало невозможным доступ к новейшим технологиям.

Новая японская броня типа VH (Vickers Hardened) была разработана на базе британской VC (Vickers Cemented), производившейся в Японии по лицензии с 1910 г. По мнению американских специалистов, исследовавших эту броню после войны, её защитная эффективность оценивалась коэффициентом 0,86 по отношению к американской броне класса «A». Особо высококачественной британской броне CA японский образец уступал почти на треть, то есть для эквивалента 410 мм VH было достаточно 300 мм CA.

Отставание в качестве броневого материала в сочетании с огромными размерами проектируемых линкоров привело конструкторов к идее решения проблемы защищённости «в лоб», то есть за счёт максимального наращивания толщины брони. Линкоры типа Yamato бронировались по схеме «всё или ничего», подразумевавшей создание броневой цитадели, защищающей жизненно важные центры корабля, обеспечивающей запас плавучести, но оставляющей незащищённым всё остальное. Цитадель IJN Yamato оказалась самой короткой среди линкоров постройки 30-х годов по отношению к длине корабля - всего 53,5 %.

Задавшись целью защитить линкор от любых снарядов, разработчики расположили рекордный по толщине бортовой пояс (410 мм) под углом 20°. Теоретически на дистанциях свыше 18,5 км он не пробивался никакими иностранными орудиями. Придавая особое значение попаданиям с недолётом, японцы разместили ниже главного ещё один броневой пояс толщиной 200 мм.

Принятая система противоторпедной защиты проектировалась для противодей­ствия заряду тротила массой 400 кг. Толщина броневых траверзов была существенно меньше пояса, поскольку они располагались под углом 30°. Получившийся в итоге броневой ящик накрывался главной бронепалубой, имевшей также рекордную толщину - 200 мм в центральной части и 230 мм на скосах.

Так как выше располагались лишь отдельные бронированные участки , то судьба корабля при попадании бомб зависела лишь от единственной бронепалубы.

Совершенно фантастической выглядела броневая защита башен главного калибра. Толщина их лобовой плиты, наклонённой под углом 45°, составляла 650 мм. Считалось, что такая броня не может быть пробита даже при стрельбе в упор. Очень сильную защиту получили также крыши башен и барбеты. Остальные части корабля, за исключением боевой рубки и отделения рулевых машин, практически не бронировались.

Энергетическая установка и ходовые качества

Энергетическая установка включала в себя 4 турбозубчатых агрегата и 12 котлов, все марки Kampon. Каждый котёл и турбина устанавливались в отдельном отсеке. По оценке американских специалистов, силовая установка была технически отсталой и имела слишком большие габариты. Тем не менее, японцы не жаловались на машины своих линкоров.

Силовая установка была рассчитана на форсирование, при котором мощность достигала 165 000 л.с., а скорость - 27,7 узла. Экономичный ход обеспечивался мощностью всего 18 000 л.с. Характерной для линкоров чертой было строгое ограничение в применении электричества - везде, где только возможно, применялись паровые машины . Таким образом, при утрате источников пара корабль был обречён.

Вспомогательное оборудование

Приборное оборудование линкоров при вступлении в строй было очень скудным по западным стандартам. Фактически IJN Yamato и IJN Musashi располагали обычным для японских кораблей набором радиостанций, но значительно увеличенной мощности, что позволяло использовать их как флагманские.

IJN Yamato 1942 год

На начало 1942 года ни один корабль Императорского флота не имел радара. Работы над этим важным устройством начались в японском флоте лишь после захвата в Сингапуре британских радиолокаторов. В сентябре 1942 года IJN Musashi первым из линкоров получил радар типа 21. Это было крайне ненадёжное устройство, позволявшее обнаруживать надводные цели на небольшой дальности.

В конечном счёте IJN Yamato и IJN Musashi получили к середине 1944 года комплекты из 6 радаров трёх разных типов, но все они использовались только для обнаружения морских и воздушных целей. Управлять огнём ни главной, ни зенитной артиллерии с их помощью было невозможно.

Фактически японские радары 1944 года соответствовали уровню американских и британских 1941 года и были наглядным свидетельством технической отсталости Японии. Кроме того, IJN Yamato и IJN Musashi несли набор гидрофонов, для линкоров в общем бесполезных. Под конец войны их оснастили детекторами радиоизлучения и инфракрасными приборами. Эти устройства были разработаны на базе немецких технологий.

В целом электронное оснащение японских кораблей являлось отсталым, что особенно проявлялось в боях, происходивших зачастую в условиях ограниченной видимости или ночью. Объяснить данный факт можно скорее недооценкой роли электронного оборудования, так как при желании корабли можно было оснастить весьма совершенными немецкими радарами.

Экипаж и обитаемость

При вводе в строй экипаж IJN Yamato насчитывал 2200 человек, в том числе 150 офицеров, но реально он с самого начала был значительно больше. IJN Musashi вышел для участия в битве за Филиппины, имея на борту 2400 человек; экипаж IJN Yamato в его последнем походе перевалил за 3000, что было обусловлено увеличением количества обслуги зенитной артиллерии.

Бытовые условия на линкоре, хотя и выглядели неудовлетворительными по европейским и тем более американскими стандартам, были значительно лучше, чем на более ранних японских линкорах: на корабле на каждого члена экипажа приходилось по 3,2 кубических метра жилых помещений, тогда как на предшественниках - от 2,2 до 2,6.

Ещё более комфортным IJN Yamato выглядел на фоне тяжёлых крейсеров (1,3-1,5 кубометра), и тем более эсминцев (1 кубический метр). Неудивительно, что в японском флоте IJN Yamato и IJN Musashi были прозваны «отелями» - на них даже имелись большие чаны для купания команды, в то время как на подавляющем большинстве японских кораблей гигиенические процедуры сводились к обливанию водой на верхней палубе.

Добавленные позже строенные установки были по большей части открытыми. Фактически, вместо двух эшелонов автоматической зенитной артиллерии, имевшихся на кораблях флота США, - 40-мм Bofors и 20-мм Oerlikon , - японский линкор имел только один, причём вобравший худшие черты обоих: от первого - чрезмерный вес установки и малый темп стрельбы, от второго - малую эффективную дальность и малый объём снаряда, не позволявший использовать дистанционные взрыватели.

Практическая скорострельность была низкой, дальность стрельбы - недостаточной, а поражающее действие снаряда - слишком слабым. Недостаточной была мощность привода установки (1 л. с.) и, как следствие, - угловая скорость наведения, особенно в горизонтальной плоскости. К тому же электропривод часто выходил из строя, а ручная наводка вообще не соответствовала выполняемым задачам.

Все эти недостатки усугублялись необъяснимо малым размером сменных магазинов (всего 15 снарядов), что снижало реальный темп и без того медленной стрельбы. Невысока была и живучесть стволов, что в силу активного использования тоже перерастало в проблему. Качество систем управления зенитными автоматами соответствовало уровню середины 1930-х годов, да и тех не хватало.

Попытки японцев решить проблему «в лоб» установкой большего количества орудий не имели успеха. Хотя количество лёгких зениток на кораблях перевалило за сотню, их реальная эффективность была весьма низкой. Особенно это касалось одноствольных установок с ручным приводом.

Что касается зенитных пулемётов, то опыт войны показал их полную бесполезность.

История службы

Боевая карьера в 1942-1944 годах

Yamato на ходовых испытаниях, 30 октября 1941 года

IJN Yamato был заложен 4 ноября 1937 г., спущен на воду 8 августа 1939 г., и официально вступил в строй 16 декабря 1941 г.; однако, боеготовным корабль объявили лишь 27 мая 1942 года. В качестве флагмана Объединённого флота он формально участвовал в сражении у атолла Мидуэй 4-6 июня 1942 года, но фактически не имел столкновений с противником, так как находился на 300 миль позади японских авианосцев .

28 мая 1942 года IJN Yamato перебазировался на остров Трук, где провёл около года, выполняя роль плавучего штаба Объединённого флота. 25 декабря 1943 г. находившийся к северу от острова Трук линкор получил попадание торпедой (масса заряда 270 кг) с американской ПЛ USS Skate и принял в пробоину около 3000 тонн воды. Боеспособность корабля серьёзно пострадала из-за затопления погреба кормовой башни главного калибра. В январе - апреле 1944 года Yamato прошёл ремонт и модернизацию в Куре .

В июне 1944 года Yamato принимал участие в сражении в Филиппинском море, причём соединение, включавшее также IJN Musashi и ряд других тяжёлых кораблей, действовало впереди своих авианосцев. 19 июня IJN Yamato впервые открыл огонь в боевой обстановке, но позже выяснилось, что линкор обстрелял свою же авиацию - по счастью, неэффективно.

Японское командование берегло свои линкоры для предполагаемого генерального сражения с американским флотом. В реальности война на Тихом океане вылилась в череду небольших, но изнурительных стычек, в которых силы японского флота таяли, пока сильнейшие линкоры отстаивались вдали от зон активных боевых действий. В результате в Императорском флоте сложилось скептическое отношение к этим кораблям, хорошо иллюстрируемое популярной у японских моряков того времени поговоркой о «хасирском флоте» (по месту базирования кораблей):

Yamato и Musashi в сражении за Филиппины

В октябре 1944 года японские суперлинкоры были наконец брошены в серьёзный бой. Американцы начали высадку на Филиппины, и в случае успеха операции могли разрушить японский оборонительный периметр и отрезать Японию от основных источников сырья и нефти.

Ставка была слишком высока, и японское командование приняло решение о проведении генерального сражения. Составленный им план «Се-Го» являлся незаурядным достижением оперативного искусства. Поскольку авианосные силы Императорского флота пришли к тому времени в упадок, главная роль отводилась крупным артиллерийским кораблям.

Северная группа, включавшая немногие уцелевшие авианосцы, должна была сыграть роль приманки для 38-го оперативного соединения - главной ударной силы американского флота. Основной удар по десантным судам должно было нанести 1-е диверсионное соединение вице-адмирала Куриты. В его состав входили 5 линкоров, включая IJN Yamato и IJN Musashi , 10 тяжёлых и 2 лёгких крейсера, 15 эсминцев . Соединение должно было ночью преодолеть пролив Сан-Бернардино и утром атаковать десантные суда у острова Лейте. Поддержку ему оказывало меньшее по силам 2-е диверсионное соединение вице-адмирала Нисимуры, следовавшее проливом Суригао.

Бой в море Сибуян

Японские корабли маневрируют под атакой американской палубной авиации

22 октября 1-е диверсионное соединение вышло в море и уже на следующий день было атаковано американскими подлодками, потопившими два тяжёлых крейсера. Утром 24 октября, когда соединение Куриты находилось в море Сибуян, начались массированные атаки американской палубной авиации.

В силу случайных совпадений основные удары американцев были нацелены на IJN Musashi . В течение первых трёх часов линкор получил не менее трёх торпедных и ряд бомбовых попаданий. Крен удалось выправить контрзатоплением, но корабль уже принял слишком много воды, имел большой дифферент на нос и постепенно терял скорость. После 15 часов линкор вновь подвергся мощным атакам торпедоносцев и пикирующих бомбардировщиков и получил множество торпедных и бомбовых попаданий.

Хотя после 16 часов атаки закончились, затопление внутренних помещений линкора вышло из под контроля. Вице-адмирал Курита, видя отчаянное положение IJN Musashi , приказал ему выброситься на берег. Но выполнить приказ не удалось - в 19.36 линкор перевернулся и затонул. Всего IJN Musashi получил попадания 11-19 торпед и 10-17 авиабомб. Погибло 1023 члена экипажа, включая его командира контр-адмирала Иногути, который предпочёл погибнуть вместе со своим кораблём. Потери американцев составили 18 самолётов из 259 участвовавших в атаках.

Несмотря на потерю IJN Musashi , соединение Куриты оставалось вполне боеспособным, так как остальные линкоры не получили серьёзных повреждений. Тем не менее, Курита колебался и даже повернул на обратный курс. Однако Северная группа вице-адмирала Одзава выполнила свою роль приманки - главные силы 38-го оперативного соединения ринулись на неё, оставив северные проливы без охраны.

Американский командующий переоценил достижения своих пилотов, рапортовавших о потоплении множества японских линкоров, и решил, что 1-е диверсионное соединение не представляет опасности. Курита тем временем получил прямой приказ от главнокомандующего Объединенным флотом - двинулся вперёд.

Бой в заливе Лейте

Соединение ночью беспрепятственно форсировало неохраняемый пролив Сан-Бернадино на большой скорости и вышло в залив Лейте. Около 6:45 японцы обнаружили американские корабли.

Это была северная группа 7-го флота США, включавшая 6 эскортных авианосцев, 3 эсминца и 4 эскортных миноносца. На IJN Yamato , ставшем флагманом японского соединения, приняли противника за одну из быстроходных авианосных групп и считали, что в её составе имеются крейсера. Тем не менее японцы вступили в бой.

IJN Yamato впервые в своей карьере открыл огонь по надводному противнику в 6:58 с дистанции 27 км. Первые залпы пришлись по авианосцу USS White Plains , и артиллеристы считали, что добились попаданий.

В дальнейшем бой свёлся к преследованию японцами тихоходного противника, который отвечал атаками самолётов и эсминцев. В течение последующих трёх часов японские корабли обстреливали многочисленные цели и считали потопленными несколько американских авианосцев и крейсеров. Стрельбу затрудняли периодические дождевые шквалы и дымовые завесы противника.

В результате большой разницы в скорости (до 10 узлов) японское соединение растянулось, и Курита потерял управление боем. В 10:20 1-е диверсионное соединение вышло из боя и повернуло на обратный курс, хотя путь в залив Лейте, где собрались американские транспорты, был открыт.

Потери американцев в сражении в заливе Лейте составили 1 эскортный авианосец, 2 эсминца и 1 эскортный миноносец. Несмотря на уверенность артиллеристов линкора в хороших результатах своей стрельбы, послевоенные исследования показали, что скорее всего IJN Yamato не добился ни одного попадания главным калибром, хотя и был зафиксирован ряд накрытий.

Также существует точка зрения, что из-за большого замедления (см. выше) перед разрывом японских снарядов, снаряды тяжелых японских орудий пронзали насквозь небронированные оконечности американских кораблей, и взрывались далеко за ними, что и привело к низким потерям американцев, несмотря на высокий процент накрытий.

Последний поход Yamato

Линкор IJN Yamato и эсминец во время операции Ten-Go

IJN Yamato вернулся к берегам Японии только 22 ноября 1944 года и был сразу поставлен на ремонт и модернизацию, которая закончилась в январе 1945 года и оказалась для него последней. Между тем война переместилась к берегам Японии. 1 апреля 1945 года американские войска высадились на Окинаве.

Поскольку гарнизон острова не имел шансов отразить десант, японское командование сделало основную ставку на самоубийственные методы борьбы. Не остался в стороне и флот, предложивший использовать IJN Yamato для атаки неприятельских десантных судов, несмотря на господство противника в воздухе и на море.

Это были самые крупные и вооруженные линкоры в истории. Было построено всего два корабля этого типа — «Ямато» и «Мусаси». Их гибель ознаменовала конец эпохи линкоров.

Вашингтонское морское соглашение 1922 года ограничивало количество линейных кораблей Великобритании, США и Японии в соотношении 15:15:9. Это не позволяло японскому флоту достигнуть численного превосходства над своими вероятными противниками. Поэтому в 1934 году правительство Японии приняло секретное решение об отказе от соблюдения ограничений максимального тоннажа, согласно Лондонскому морскому договору 1930 года, — 35 000 т — и создании кораблей максимально возможной мощи — программа Марусаи. Японцы исходили из ошибочного предположения, что США не могут строить корабли такого размера из-за ограничений по прохождению Панамского канала.

ПРОЕКТ

В основу создания проектов линейных кораблей по программе Марусаи легла концепция, согласно которой при затрате одинаковых средств на строительство флота преимущество имеет страна, имеющая меньше число линкоров с большим водоизмещением каждого корабля, так как боевая мощь корабля растет с увеличением водоизмещения значительно быстрее, чем его стоимость.

Огромное водоизмещение позволило оснастить линкоры типа «Ямато» крупнейшими орудиями калибра 460 мм. Броневая защита (до 410 мм) была рекордной по толщине, но реальная ее эффективность снижалась низким качеством японской стали. Противоторпедная защита также имела рекордные показатели, однако была не вполне удачно сконструирована. Зенитная артиллерия была явно недостаточной, но она была существенно усилена в ходе модернизации.

СТРОИТЕЛЬСТВО

Закладка головного корабля серии «Ямато» состоялась 4 ноября 1937 года в военно-морском арсенале в Куре. Второй линкор — «Мусаси» — заложили в марте 1938 года в Нагасаки, третий по счету линкор-«Синано» — заложили в апреле 1940-го в Йокосука, четвертый корабль № 111 — в сентябре 1940-го в том же доке, где ранее строился «Ямато». Несмотря на то что «Синано» был собран до уровня главной палубы, его постройку приостановили в декабре 1941 года, в 1944-м его переделали в авианосец, сохранив наименование. Корабль № 111, не получивший собственного имени, так и не был достроен. Планировалось построить еще три линкора с усиленной зенитной артиллерией, при этом два последних должны были нести по шесть орудий калибра 510 мм, но их закладка была отменена. «Ямато» спустили на воду 8 августа 1940 года. «Мусаси» — в ноябре того же года.

БОЕВАЯ СЛУЖБА

Вступив в строй 16 декабря 1941 года, «Ямато» был объявлен боеготовным только 27 мая 1942 года. Уже 4-6 июня 1942 года он в качестве флагмана формально участвовал в знаменитом сражении у атолла Мидуэй. В тот момент на «Ямато» находился командующий Объединенным флотом адмирал Ямамото. В этом сражении линкор не имел столкновений с противником, т. к. находился на 300 миль позади японских авианосцев. До начала 1943 года «Ямато» базировался на острове Трук.

«Мусаси» вступил в строй в августе 1942-го. До конца года линкор проходил испытания, дооборудование и боевую подготовку в японских водах. В январе 1943 года он прибыл на Трук, сменив «Ямато» в качестве флагмана объединенного флота.

29 марта 1943 года «Мусаси» вышел из бухты острова Трук, уклоняясь от атаки американской палубной авиации, но в море был атакован подлодкой США SS-282 «Танни» и получил попадание торпеды в носовую часть. Корабль принял 3000 т воды, потери составили 18 человек. Ремонт проводился в Куре до конца апреля, а в мае 1943 года «Мусаси» принял участие в операции у Алеутских островов. 25 декабря 1943 года при совершении транспортной миссии по перевозке пехотного полка к северо-востоку от Трука «Ямато» был торпедирован американской ПЛ SS-305 «Скейт». Одна торпеда попала в правый борт в районе кормовой башни главного калибра. Внутрь попало около 3000 т воды. Транспортная операция была прервана, и «Ямато» в сопровождении части сил соединения отправился на ремонт в порт Куре. К 3 февраля 1944 года ремонт был завершен, а к 18 марта была выполнена очередная модернизация линкора.

В октябре оба линкора были направлены в залив Лейте на Филиппины, где японское командование планировало дать генеральный морской бой флоту США, разработав операцию «Се-Го» (Победа).

ГИБЕЛЬ СУПЕРЛИНКОРОВ

Именно на Филиппинах, в море Сибуян, 24 октября 1944 года погиб линкор «Мусаси». На линкор было произведено шесть авиационных налетов, в которых участвовало около 260 самолетов. В него попало в общей сложности от 6 до 17 тяжелых авиабомб и от 16 до 20 авиационных торпед. После попадания последней бомбы крен на левый борт увеличился до 30°. Вскоре линкор перевернулся и затонул. Из 2399 человек, находившихся на борту, погибло 1023. В этом же бою «Ямато» получил повреждение от авиабомбы.

«Ямато» вернулся в Японию 22 ноября 1944 года, был поставлен на ремонт и на последнюю модернизацию, которая закончилась в январе 1945 года. К этому времени война переместилась к берегам Японии.7 апреля 1945-го «Ямато» шел в составе небольшого соединения к острову Окинава. Авиационное прикрытие у соединения отсутствовало, и на обнаруженный линкор было совершено три налета, в которых приняло участие около 200 самолетов. «Ямато» получил попадания от 4 до 12 тяжелых авиабомб и от 7 до 12 авиационных торпед, причем почти все поразили корабль в левый борт. «Ямато» начал медленно крениться и в 14:23 взорвался. Это был один из самых мощных взрывов доатомной эры, эквивалентный примерно 500 т взрывчатки. Пламя взметнулось на 2 км, столб дыма — на 6 км. Из 3332 человек экипажа линкора погибло 3055, включая командира корабля вице-адмирала Косаку Аруга.

КОНСТРУКЦИЯ И ВООРУЖЕНИЕ

Проектирование и строительство линкоров типа «Ямато» было настолько эффективно засекречено, что американцы не знали истинных тактико-технических характеристик этих кораблей до самого конца войны.

Конструкция линкоров типа «Ямато» удовлетворяла высшим требованиям, предъявляемым к живучести корабля. Например, при затоплении всех отсеков, не защищенных броней, плавучесть бронированной цитадели должна была обеспечить нахождение корабля на плаву и сохранение его остойчивости. А при затоплении всех пустых отсеков одного борта угол крена не должен был превысить 18°.

КОРПУС

Корпус линкора «Ямато», как все японские корабли, имел волнообразный «горбатый» профиль. Эта форма позволяла максимально повысить мореходные и скоростные качества при минимальном весе корпуса. Корабль имел узкий длинный нос, что обеспечивало хорошие мореходные качества, но делало носовые отсеки уязвимыми для торпед. Для обеспечения минимально возможной осадки мидель корабля был спроектирован почти прямоугольным. Улучшению ходовых качеств также служил носовой бульб.

Корпус был клепаный, применение сварки при строительстве не превышало 6 %. Для изготовления корпуса и надстройки применялась сталь повышенной прочности. На палубе располагался минимум оборудования — это требовалось для защиты от дульных газов орудий главного калибра. Командные посты располагались в основном на башенноподобной надстройке (высотой 28 м), которая была практически не бронирована, за исключением небольшой боевой рубки.

БРОНИРОВАНИЕ

Корабли типа «Ямато» имели самое мощное бронирование за всю историю строительства линкоров. Толщина бортового броневого пояса достигала 410 мм. Бортовая броня располагалась с развалом под углом 20°. Теоретически на дистанциях свыше 18,5 км он не пробивался никакими иностранными снарядами. Ниже главного пояса был размещен еще один броневой пояс толщиной 200 мм, защищающий от «недолетов».

Но при этом следует отметить, что, за исключением румпельных отделений и палубной брони на носу и корме, броневая защита ограничивалась цитаделью, которая занимала только 53,5 % длины корабля. Наиболее мощно была защищена боевая рубка. Толщина ее стенок составляла 500 мм, крыши — 200 мм, пола — 75 мм, а идущая к ней от главной палубы цилиндрическая шахта имела толщину стенок 300 мм. Главный пост управления огнем защищали 150-мм плиты.

Противоторпедная защита проектировалась для противодействия заряду тротила массой до 400 кг.

ГЛАВНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА

Линкоры имели главную энергетическую установку (ГЭУ), включающую четыре турбозубчатых агрегата марки «Кампон» и 12 котлов той же фирмы. Каждый котел и турбина были установлены в отдельном отсеке. По оценке американских специалистов, силовая установка была технически отсталой и имела слишком большие габариты, но, по мнению японцев, ГЭУ хорошо справлялась со своими задачами.

При форсированном режиме ГЭУ выдавала мощность до 165 000 л. с. При этом линкор развивал скорость 27,7 узла. Экономичный ход обеспечивался мощностью всего 18 000 л. с. Применение электричества на линкорах было ограничено — везде, где только возможно, применялись паровые машины.

ВООРУЖЕНИЕ

Вооружение линкоров типа «Ямато» было под стать его громадным размерам: орудия главного калибра «тип 94» — 3 х 3 х 460 мм, орудия среднего калибра «тип 3» — 2 х 3 х 155 мм, зенитные орудия «тип 89» — 12 x 2 x 127 мм, зенитные автоматы «тип 96» — 52 х 3 х 25 мм, пулеметы «тип 93» — 4 х 13,2 мм.

Корабль имел совершенную (для того времени) систему управления огнем главного калибра — «тип 98». Она состояла из двух электромеханических вычислителей. Это частично компенсировало отсутствие хороших радаров управления огнем. Устройство обеспечивало очень небольшое рассеивание снарядов в залпе и разброс залпов.

Линкор нес семь двухместных гидросамолетов разведчиков-корректировщиков типа «О». Они транспортировались со сложенными крыльями в ангаре и поднимались наверх с помощью крана. Две бортовые катапульты длиной по 18 м для их запуска размещались в корме на пилонах.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

В целом электронное оснащение японских кораблей было отсталым. «Ямато» и «Мусаси» имели обычные для японских кораблей радиостанции, со значительно увеличенной мощностью, что позволяло использовать их как флагманские.

«Мусаси» первым из линкоров получил радар «тип 21» в сентябре 1942 года. Радар был ненадежным и маломощным. Он обнаруживал только надводные цели на небольшом расстоянии. Лишь в середине 1944 года линкоры «Ямато» и «Мусаси» получили комплекты из шести радаров трех разных типов для обнаружения морских и воздушных целей. Но управлять огнем главной или зенитной артиллерией с их помощью было невозможно. По техническому уровню японские радары 1944 года соответствовали уровню американских и британских 1941-го. Корабли типа «Ямато» имели набор гидрофонов. В конце войны они получили детекторы радиоизлучения и инфракрасные приборы.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении