mppss.ru – Все про автомобили

Все про автомобили

Бланк для оформления дтп без вызова гибдд. Как правильно заполнить извещение о ДТП? Что делать после аварии

Под Европротоколом понимают систему регистрации дорожного происшествия, при которой не требуется вызывать наряд инспекторов ГИБДД, а полученный в результате процедуры документ передается в страховую компанию для выплаты компенсации. Европейский протокол значительно упрощает и убыстряет процесс оформления ДТП, позволяя его участникам быстро разъехаться, не создавая дорожных заторов.

Чтобы гарантированно получить страховку на основании Европейского протокола, при его составлении требуется быть предельно внимательными. Как оформлять ДТП — тема нашей статьи.

Когда оформлять Европротокол?

Сумма страхового возмещения за ДТП при оформлении Европротокола не может быть более 50 тысяч рублей (если подписан после 02.08.2014). В случае, если хотя бы один страховой договор участников ДТП заключен до этого срока, сумма компенсации сокращается вдвое , до 25 тысяч. Однако для жителей Москвы и Санкт-Петербурга, а также Московской и Ленинградской области действует безлимитный Европротокол, с суммой возмещения до 400 тысяч рублей.

Работает он только при некоторых условиях – факт ДТП должен быть зафиксирован дорожными камерами или иными средствами фото — и видеосъемки, а положение транспортных средств при их столкновении – спутниковой системой ГЛОНАСС.

Перед тем, как оформлять ДТП, следует убедиться, что для этого есть основания. В каких случаях допускается самостоятельное оформление аварии ?

  • в аварии участвовали только 2 автомобиля, которые могут уехать с места аварии своим ходом;
  • не был нанесен вред государственной, муниципальной собственности или имуществу третьих лиц;
  • обязательная страховка ОСАГО обоих участников происшествия (или наличие «зеленой карты);
  • участники не имеют разногласий в причинах аварии и одинаково смотрят на ситуацию;
  • ущерб от аварии оценивается автовладельцами в сумму не более 50 тысяч рублей (для ОСАГО, оформленных после 02.08.14).

Если ущерб от аварии оценивается в сумму, превышающую 50 тысяч, обойтись без приглашения инспектора ГИБДД не получится. Не обойтись без этого и в том случае, если хотя бы одному человеку был причинен вред здоровью (любой степени тяжести). При аварии с участием одного автомобиля (наезд на препятствие) Европротокол также не составляется.

С чего начать оформление ДТП по европротоколу?

При попадании в ДТП следует сразу же огородить место аварии знаком аварийной стоянки, чтобы следы происшествия не были мгновенно стерты. После этого проводится предварительный расчет ущерба, и собираются личные данные и контакты свидетелей аварии. Это пригодится, если со страховой компанией или другим участником аварии возникнут разногласия.

Самое важно – снять место аварии на фотоаппарат , видеокамеру или камеру мобильного телефона.

Чему стоит уделить внимание?

  • общий план аварии, который показывает, где именно находились авто в момент столкновения (проезжая часть, двор, парковка);
  • следы от шин, мелкие и крупные обломки автомобилей, следы осыпавшегося стекла;
  • номера машин и вид их поврежденных сторон;
  • поврежденные места крупным планом, на котором веден характер повреждения.

Если свидетели аварии готовы дать не только свои контактные данные, но и письменные показания, то обязательно возьмите их. Пусть они подробно опишут ДТП, а в конце поставят дату, время и место происшествия. Если в машине установлен видеорегистратор, сохраните видео с места аварии. Все это поможет в случае возникновения спора со страховщиками.

Бывает, что другой водитель не разрешает фотографировать и снимать на видео свой автомобиль. Настаивать в этом случае не стоит, следует ограничиться съемками только своей машины .

Как оформить Европротокол при ДТП?

Для оформления ДТП по Европротоколу страховая фирма при заключении договора ОСАГО выдает водителю 2 копии документа, который называется «Извещение о ДТП». Он содержит 3 скрепленных листа.

После заполнения первого листа на втором остается копия – поэтому заполнять протокол рекомендуется шариковой ручкой, для максимального давления на лист. Протокол заполняется совместно, обоими участниками аварии , после чего каждый получает копию документа. Остается только заполнить оборотную сторону.

Скачать бланк Европротокола и образец его заполнения вы можете в конце статьи. Сейчас мы разберемся, как оформить ДТП по Европротоколу:

  1. Место ДТП. Указывается город или иной населенный пункт, ближайший к месту аварии дом или иной значимый объект. Можно указать пересечение улиц (если авария случилась на перекрестке). Если авария случилась на трассе, указывается ее номер, километр и направление, от которого он отсчитывается.
  2. Дата и время аварии.
  3. Количество пострадавших автомобилей (здесь всегда пишется цифра 2, в противном случае протокол составлять нельзя).
  4. Раненые и погибшие лица. Всегда ставим прочерк, в противном случае мы бы вызывали сотрудников ГИБДД, а не писали протокол.
  5. Медицинский тест на алкоголь. Интересная статья в тему — . Ставим галочку рядом со словом «Нет». Направлять на медосмотр имеет право только дорожный инспектор.
  6. Материальный ущерб. В первой графе (ущерб другим транспортным средствам) всегда ставим галочку рядом с «Нет». Во второй графе (ущерб другому имуществу) можно указать «Да», если в результате ДТП был поврежден, к примеру, мобильный телефон или навигатор. При этом надо учитывать, что есть максимальная сумма страховой компенсации – 50 тысяч рублей в общем случае, 400 – в случае безлимитного протокола.
  7. Данные возможных свидетелей ДТП, а именно их ФИО, адрес регистрации и контактные данные (телефоны).
  8. Были ли на оформлении аварии инспекторы ГИБДД (всегда «Нет»).
  9. Данные о первом ТС (под литерой «А»), взятые из свидетельства о его регистрации.
  10. Собственник ТС (ФИО и адрес регистрации). Указывается по данным регистрационного свидетельства ТС.
  11. Подробные данные о водителе – ФИО, дата рождения, номер водительских прав, категория, вид документа на право пользования автомобилем, контактный телефон. Страховка выплачивается только водителю или лицу, у которого есть оформленная доверенность на получение страховой выплаты.
  12. Информация о страховщике – название компании, номер страхового полиса и период его действия.
  13. Место первого удара при столкновении (указывается графически стрелкой).
  14. Подробная информация о месте первого удара (словами).
  15. Замечания водителя (виновен в ДТП или нет). Важный пункт. В Европротоколе один из водителей обязан добровольно признать свою вину, а другой подчеркнуть свою невиновность.
  16. Детальная информация о ДТП. Владелец автомобиля «А» заполняет левый столбец (отмечает галочками подходящие пункты), а хозяин автомобиля «В» — правый. Все маневры, отмеченные в этом пункте, должны четко показывать ситуацию и вину одного из водителей (и невиновность другого).
  17. Графическая схема аварии с указанием близлежащих объектов, знаков дорожного движения, направления движения автомобилей, знаков дорожной разметки и пр.
  18. Подписи обоих водителей. Они удостоверяют факт отсутствия разногласий по основным пунктам протокола (пункты об обстоятельствах ДТП).

В том же самом порядке оформляем Европротокол и в другой, правой колонке (водителем транспортного средства под литерой «В»).

Оборотная сторона Европейского протокола (3 лист) заполняется следующим образом:

  1. Указание на транспортное средство, от лица которого заполнялась первая часть протокола («А» или «В»).
  2. Изложение обстоятельств аварии в сжатой, но достаточной для понимания форме. Указание на маневры, направление движения и место аварии. Кратко указываются и маневры другого участника аварии.
  3. Отметка о том, кто был за рулем ТС в момент аварии – собственник или другой человек, имеющий право управления автомобилем.
  4. Сведения о других участниках аварии, если их более 2 (здесь всегда ставим прочерк).
  5. Повреждения иного имущества, если имело место. Речь идет о вещах, которые находились в автомобилях в момент ДТП – бытовых приборах, сотовых телефонах, видеорегистраторах.
  6. Может ли ТС уехать с места аварии своим ходом (ставим галочку рядом со словом «Нет»). В противном случае вызова инспектора ГИБДД не избежать.
  7. Примечания. Дополнительная информация (к примеру о том, что авария была заснята на мобильный телефон или фотоаппарат).
  8. Дата заполнения протокола, подпись водителя и его инициалы.

Оформив ДТП по Европротоколу, потерпевший передает его в свою страховую компанию в течение 15 рабочих дней (лучше это сделать как можно быстрее, хотя бы в первые 5 дней). Вместе с протоколом подается заявление о прямом возмещении убытков и электронный носитель с фото- и видеоинформацией с места аварии (если имеется).

Виновник аварии также передает оформленный Европротокол своей страховой организации и обязуется не ремонтировать автомобиль в течение 15 дней (время на рассмотрение страхового случая). Если ремонт необходим в ближайшие сроки, водитель может самостоятельно обратиться в страховую для осмотра и получить разрешение на досрочный ремонт.

Бланк протокола и образец оформления ДТП

Оформление европротокола в картинках (инфографика)

Удачи на дорогах и старайтесь не попадать в ДТП.

вт, 07/14/2015 - 10:36 | admin

Первого июля этого, 2015 года, вступает в силу положение о порядке оформления мелких ДТП по Европротоколу.

Введение данного положения призвано облегчить аварийную ситуацию на дорогах и разгрузить их в час пик, сократив время необходимое участникам ДТП на оформление сопутствующих документов.

Что такое Европротокол?

Европротоколом называют документ, заполнение которого поможет участникам аварии максимально точно и подробно описать ее причины и последствия. Бланк Европротокола получает каждый водитель участник программы ОСАГО, при подписании договора со страховой компанией. Данный документ заполняется от руки, шариковой ручкой, каждым участником аварии и заверяется. В дальнейшем бланк Европротокола послужит документом подтверждающим факт аварии, а также нанесенные машине повреждения, для страховой компании, от которой последует компенсация.

Для оформления Европротокола есть несколько ограничений:

  1. Сумма, на которую могут претендовать участники ДТП, случившегося на территории РФ, за исключением Москвы и Московской области, а также Санкт-Петербурга и Ленинградской области, не должна превышать 50 тысяч рублей. При этом:
    • В случае, если, по крайней мере, один из договоров по ОСАГО был заключен до 02.08.2014г. – сумма выплат каждому участнику аварии не может составлять более 25 тысяч рублей.
    • Если договора по ОСАГО обоих участников ДТП заключены после 02.08.2014, то сумма страховых выплат не будет превышать 50 тысяч рублей.
    • Для автовладельцев, договора которых были заключены в Москве и Московской области, а также Санкт-Петербурге и Ленинградской области, после 01.10.2014 года, сумма выплат не должна превышать 400 тысяч рублей. При этом, данное правило будет справедливо для этих регионов, только если к Европротоколу водители смогут приложить запись с видеорегистратора, соответствующую заявленным стандартам для таких записей. А именно: запись должна отражать дату и время события, а также географические координаты по GPS или ГЛОНАСС.
  2. Участников ДТП не должно быть больше двух – также оформление по Европротоколу не возможно, если участником аварии стал пешеход или водитель управлявший транспортом с прицепом (прицеп будет считаться третьим участником аварии).
  3. Оформление по европротоколу невозможно, если в результате аварии был нанесен вред здоровью водителей или пассажиров.
  4. Европротокол можно оформить, только если оба участника аварии имеют единую точку зрения и не вступают в конфликт.

В том случае, если, по крайней мере, один из данных пунктов не соблюдается, оформление ДТП по Европротоколу не возможно, необходимо вызвать сотрудников ГИБДД для оформления аварии.

Порядок оформления Европротокола.

Если произошла не крупная авария, между двумя участниками дорожного движения, не повлекшая за собой человеческих жертв и не принесшая никому травм, а оба водителя не имеют друг к другу каких либо претензий и согласны по всем пунктам причин произошедшего ДТП, можно приступить к оформлению по Европротоколу.

  1. Соблюдите все правила ДТП: остановитесь, включите аварийный сигнал, выставьте аварийный знак, обеспечьте сохранность места аварии, следов, осколков, положения машин.
  2. Позвоните в ГИБДД и сообщите о факте аварии, а также о том, что вы намерены оформить ДТП по Европротоколу.
  3. Если у вас работал видеорегистратор, не спешите выключать и сохранять запись. Запись с видеорегистратора будет действительна, только если она отражает время и место на основании привязки записывающего устройства к GPS или ГЛОНАСС, а также выполнена и после аварии. В течение 60 минут запись должна продолжаться, на нее необходимо заснять место аварии, положение машин, их номерные знаки, повреждения, тормозной путь, номерные знаки свидетелей и пр. свидетельства аварии. Только после этого можно сохранить видеозапись.
  4. Соберите контактные данные участников ДТП, а также свидетелей. Помимо этого вы можете сделать дополнительную видео и фотосъемку аварии, на записывающее устройство сохраняющее тайм-код и местоположение на основании GPS или ГЛОНАСС. Все это поможет в случае необходимости предоставить соответствующим органам более полную информацию о происшествии. Страховая компания обязана принимать материалы видео и фотосъемки надлежащего качества согласно постановлению правительства РФ от 01.10.2014 года и учитывать их при вынесении решения по сумме страховой выплаты.
  5. Заполните совместно со вторым участником аварии бланк Европротокола.

Порядок заполнения:

Для одного ДТП заполняется один бланк. Он имеет две стороны, обязательные для заполнения, а также две колонки «А» и «В», каждую из которых заполняет один водитель. После заполнения лицевой стороны бланка, он разъединяется, и водители приступают к заполнению обратной стороны.

Заполнение всех полей бланка обязательно, в случае, если какое-либо поле не может быть заполнено (нечем заполнять), его также заполняют прочерком или латинской буквой Z. На лицевой стороне извещения содержится информация об участниках и свидетелях ДТП, месте, причине аварии, повреждениях и пр. вводная информация.

Вопросы по заполнения могут вызвать следующие пункты:

П. 14 – в данном пункте, необходимо указать все видимые повреждения и их характер. Не стоит описывать внутренние повреждения – это работа экспертов. Максимально точно и кратко указывайте наличие трещин, деформаций, разрывов, царапин и пр. визуальных повреждений.

П. 15 предназначен для внесения дополнений к пункту 16, в котором указываются обстоятельства ДТП. В данном пункте вы можете изложить свои замечания по характеру аварии.

П. 16 Внимательно прочтите все положение и вспомните формулировки из ПДД, так, вариант «стоянка» - это не тоже что, «остановка». Если вы стояли на запрещающий сигнал светофора, то это была именно «остановка», но если вы покинули полосу, остановившись на обочине, то это была «остановка».

П. 17 необходим, для графического описания ДТП. Изображения должны быть схематичны, но на рисунке необходимо отобразить важные объекты – прилегающие улицы с названиями, дорожные знаки, разметку и пр.

П. 18 содержит в себе подписи обоих участников аварии. После подписания бланк разделяется на две половины, делится между водителями. Внимательно проверьте наличие подписей второго участника ДТП на вашем экземпляре. Обратите внимание на то, что подписи обоих водителей обязательно должны стоять в пунктах П. 15 и П. 18.

Обратная сторона бланка необходима для заполнения сведений одним водителем – следуйте инструкции, внимательно читайте пункты, сведения о ДТП заполняются от первого лица. В случае, если вам не хватило места для описания ДТП сделайте приложение, на котором обязательно должен поставить подпись второй участник аварии.

  • Заполнен не разборчиво, информацию невозможно прочесть
  • Поврежден – порван или сильно испачкан
  • Имеет исправления, не заверенные подписями водителей
  • Имеет не заполненные пункты.

Действия водителя после оформления Европротокола.

Проверьте правила выплат по страховым случаям в вашей компании для ОСАГО и КАСКО, может быть так, что правила страховой исключают возможность выплат без предоставления справки о ДТП от ГИБДД – в таком случае, вам придется вызвать сотрудников дорожной полиции. Если же такого обязательного пункта нет, то следуйте изложенному ниже порядку действий.


В течение пяти дней с момента ДТП в обязательном порядке предоставьте в офис страховой компании следующий пакет документов:

  1. Заполненный надлежащим образом бланк Европротокола.
  2. Электронные данные на цифровом носителе (фото, видеосъемка, съемка с регистратора)
  3. Заявление о том, что вся информация предоставленная в цифровом виде ни коем образом не была изменена.
  4. Заявление о прямом возмещении убытков, образец заявления можно попросить в офисе страховой компании, либо найти в интернете.
  5. Документы, подтверждающие личность, наличие страховки и прав собственности на транспортное средство, пострадавшее в результате ДТП.

Часто задаваемые вопросы.

Что делать, если после аварии сотрудник ГИБДД остановит поврежденный автомобиль?

В таком случае водитель предъявляет копию или оригинал Европротокола. Данный бланк является официальным документом – не забудьте снять с него копию до предоставления оригинала в офис страховой компании.

Стоит ли фотографировать ДТП и как это делать в соответствии с правилами?

Фото и видеосъемка может значительно помочь в отстаивании своих интересов в страховой компании или других структурах. Делать или не делать фотосъемку решать вам, но если вы хотите получить компенсацию в размере до 400 тыс. руб., (согласно указанным выше поправкам), то предоставление фото и видеоматериала надлежащего качества – обязательно.

Как провести фото и видеосъемку ДТП:

  • Сфотографируйте общий план аварии со всех сторон, на съемке должны быть ясно видны номерные знаки автомобилей, разметка, дорожные знаки.
  • Зафиксируйте тормозные пути, осколки машин, препятствия, возникшие на пути следования автомобиля и пр.
  • Подробно снимите результаты аварии – повреждения, сколы, царапины.
  • Зафиксируйте на фото и видео номерные знаки свидетелей аварии.

Что если данные в частях бланка Европротокола «А» и «Б» - разные?

Это означает, что участники ДТП не сошлись во мнении относительно его причин, а значит авария не может быть оформлена по Европротоколу, т.к. одним из обязательных условий для такого оформления, является именно согласие сторон. Бланк не действителен – вызывайте сотрудников дорожной полиции.

Возможно ли оформление ДТП по Европротоколу, в случае, если один из участников аварии не является гражданином РФ или машина имеет регистрационные номера другой страны?

Безусловно, можно, но только если соблюден порядок нахождения гражданина в нашей стране, а транспортное средство имеет соответствующую страховку – «Зеленую карту» международного страхования ответственности.

В нынешнем 2019 году составление при ДТП является распространенным решением среди водителей. Но остается боязнь водителей столкнуться с неприятными последствиями из-за незнания нюансов процедуры. Что главное необходимо знать о требованиях к форме европротокола, в каких случаях его могут поставить под сомнение и какие обязанности лежат на участниках происшествия.

Зачем и когда составляется

Решение вопроса о возмещении стоимости ремонта автомобиля без вызова сотрудников ГИБДД на место аварии вызвано:

  • экономией временем (вся процедура по оформлению отнимает не больше часа, что даже меньше ожидания приезда ДПС, не говоря уж о составлении ими документов);
  • предотвращением образования пробок на проезжей части, а также избежания штрафа за создание препятствия автомобильному потоку. Напомним, что в ПДД предусмотрена обязанность водителей при незначительных повреждениях освобождать проезжую часть;
  • удобством автолюбителей. При достижении согласия не нужно верить на слово, обмениваться расписками и т.д. Все обстоятельства будут указаны в официальном документе, отказаться от которого не получится;
  • уплачивать штраф за нарушение ПДД в связи с аварией. Ведь сотрудники ДПС не только фиксируют обстановку ДТП, но привлекают к адм. ответственности виновного водителя. Кстати, поэтому в составлении протокола должен быть заинтересован не только потерпевший, но и виновник;
  • европротокол пригоден также и для случаев выплат по КАСКО.

Одним из условий, при которых европротокол может быть составлен это размер суммы возмещения после ДТП. Она не должна превышать определенной величины, с июня 2018 года и по октябрь 2019 сумма составляет 100 000 руб. Таким образом, упрощенный порядок касается только незначительных аварийных повреждений.

Кроме того, важно соблюдение других требований, предусмотренных законодателем :

  1. участников происшествия должно быть двое, и у каждого них – действующий полис ОСАГО. Если один из водителей с прицепом, то это считается, что это одно ТС;
  2. нет разногласий не только по сумме ущерба, но и по всем обстоятельствам, а главное – по установлению виновности одного из водителей. Однако, если разногласия всё же имеются, то при фиксации места ДТП на технические средства ЭРА-ГЛОНАСС или с помощью программы АИС РСА (технические средства контроля, фиксирующее некорректируемым образом обстановку ДТП: координаты места, время, имеющиеся повреждения и пр.) можно обойтись без присутствия представителей ГИБДД. Фотографии и прочие данные загружаются хотя бы одним водителем в базу данных союза автостраховщиков и небольшие разногласия водителей не будут препятствием для составления европротокола по упрощенной процедуре;
  3. произошедшее подробно описано и подтверждено обоими;
  4. нет жертв (повреждения причинены только одному или обоим автомобилям, но не людям);
  5. не пострадало иное имущество (дорожные знаки, покрытия, ограждения, крупные зеленые насаждения, близстоящие здания и пр.);
  6. ДТП произошло на территории РФ. В других странах, даже входящих в Евразийский экономический союз правила другие.

Если ситуация подпадает под указанные признаки, можно воспользоваться правом на упрощенное урегулирование конфликта на дороге. В противном случае, когда обстоятельства аварии не соответствовали перечисленным моментам, страховая компания откажет в выплате.

Пример . Петров В.В. и Иванов А.А. на своих автомобилях совершили столкновение. В результате причинен ущерб машине Иванова А.А. (Петров В.В. по их обоюдному согласию был признан виновником). Поскольку по всем основным вопросам разногласий не было, сумма предполагаемого ущерба была меньше максимального размера (100 000 рублей), мужчины составили европротокол. Впоследствии выяснилось, что столкновением двух машин указанных граждан был причинен ущерб еще и постороннему человеку, вернее, его автомобилю. Так, при неудавшемся маневре машина Петрова В.В. слегка задела грузовое транспортное средство, припаркованное неподалеку. Поскольку в аварии участвовало более двух фигурантов, страховая отказала в выплате. Обжалование такого решения не принесло положительного результата. Здесь во внимание не примут даже добросовестное заблуждение водителей, которые объективно не заметили повреждение третьего автомобиля.

На практике существуют множество нюансов, которые затрудняют использование сокращенного способа решения вопросов по возмещению убытков, поскольку:

  • не у всех водителей (особенно у пенсионеров) имеется при себе смартфоны с видеокамерами, которыми можно правильно зафиксировать положение при аварии;
  • многие водители видят протокол первый раз именно тогда, когда уже случилось ДТП - в стрессовой ситуации, поэтому грамотно оформить документ, внимательно и спокойно прочитать бланк у них нет. В лучшем случае будут вызваны сотрудники ГИБДД («лучше уж я дождусь, но будет зафиксировано все правильно»), в худшем – бланк будет заполнен с нарушениями. Что поставит под сомнение реальную выплату потерпевшему;
  • неопытные водители вообще не знают о таком способе урегулирования ситуации на дороге. В автошколах еще только начинают доводить до сведения учащихся основные правила «упрощенки».

Если есть какие-либо особенности психологического или иного характера, препятствующие использованию упрощенного порядка, лучше вызвать ДПС.

Перед составлением

ПДД предусматривают четкую последовательность действий при любой аварии, вне зависимости от вызова инспектора на место:

  1. прекратить движение;
  2. установить знак аварийной остановки;
  3. зафиксировать положение предметов на проезжей части. Нужно уделить внимание не только повреждениям машин, но и зданиям, дорожным знакам или другим ориентирам, которые находятся поблизости. Проекцию (контуры на асфальте) автомобилей следует обвести мелом и дополнительно сфотографировать после того, как автомобили будут удалены с места ДТП.

Последняя обязанность автомобилистов очень важная именно при составлении европротокола. Ведь представители ГИБДД в фиксации не участвуют и, соответственно, не могут подсказать, на что обратить внимание. Поэтому фотографировать (можно также дополнительно сделать видеосъемку) необходимо с нескольких ракурсов, приближенно и отделено, словом – максимально подробно. В объектив должно попасть:

  • общая обстановка аварии;
  • взаиморасположение автомобилей;
  • поврежденные части машин;
  • части автомашин (осколки, механизмы, декоративные элементы, пятна технических жидкостей) на дороге;
  • следы торможения;
  • государственные знаки автомобилей;
  • при возможности лица участников ДТП.

Лучше вызвать полицию, если вы считаете, что другой водитель сомневается, не уверен в принятом решении, или обстановка аварии слишком сложная, или же вы задумываетесь о том, что ремонт обойдется в кругленькую сумму, превышающую 100 000 рублей.

При полной уверенности, что все условия для возможности обойтись без ДПС соблюдены, можно приступать к непосредственному заполнению бланка. Он выдается каждому водителю при оформлении ОСАГО. Пользоваться нужно типографскими бланками. Если при получении полиса не выдавали бланк нужно заблаговременно обратиться в страховую для получения. На худой конец, распечатать с официального сайта ГИБДД, страховой компании. Использовать самофабрикованные не следует, так как это может стать одной из причин в отказе выплаты возмещения.

Как правильно заполнить бланк

Правила составления европротокола при ДТП предусмотрены законодательством об ОСАГО. Чтобы не возникало вопросов у страховщика, необходимо:

  1. правильно указать место совершения дорожно-транспортного происшествия. Рекомендуем указать: номер дороги (если таковой имеется), улицу, номер ближайшего дома или какое-либо общественное здание. Если имеется соответствующая техника (например, возможность использовать ГЛОНАС), то наилучшим выходом будет указать координаты местности. Кстати, в Московской и Ленинградской области лимит по европротоколу может составлять более 100 000 р. (до 400 тыс.) в случае использования спутниковых навигационных систем. Такой подход объясняется высокой точностью определения местности и невозможностью внести графические изменения мошенниками (чего нельзя сказать об обычной фотосъемке – в любое фото с помощью специальных приложений можно внести практически любые изменения);
  2. проставить дату и время, когда произошла авария, используя двузначные числовые значения;
  3. указать количество поврежденных автомобилей: обычно два, но иногда вред причинен только одной машине;
  4. сделать отметку о том, что другим ТС, а также людям вред не причинен;
  5. составить список всех свидетелей-очевидцев ДТП, с указанием их ФИО, контактных телефонов и адресов проживания (конечно, с согласия);
  6. не забыть написать сведения о своем автомобиле (вторая сторона пишет сведения о своем транспорте), с обязательным уточнением марки, модели, номера и других индивидуальных данных;
  7. указать собственные ФИО (полностью), а также данные иного человека, который, возможно, находился за рулем в момент происшествия;
  8. описать все обстоятельства, предшествующие ДТП: маневры обоих участников, расположение на дороге и т.д., составить схему. Схематичное изображение случившегося чрезвычайно важно – именно это доказательство станет предметом пристального внимания при изучении страхового случая. Сотрудники компании-страховщика обязательно сопоставят схему с другими доказательствами (показаниями свидетелей, фотографическими данными) и, в случае несоответствия, может быть отказ в удовлетворении требований;
  9. отметить часть машины, куда пришелся первый удар при столкновении, с указанием конкретных видимых повреждений;
  10. в дополнении можно перечислить, какие подтверждающие доказательства могут быть изучены: данные видеорегистратора, фотоматериалы и т.д. Все это может быть проанализировано страховой компании в случае каких-либо сомнений в правильности составления протокола;
  11. соблюдать следующее:
    • все графы должны быть заполнены. В том случае, если информации по какому-то пункту предоставить невозможно, то ставится прочерк;
    • использовать нужно простую шариковую ручку с синей пастой;
    • не допускать ошибок, помарок, исправлений, зачеркиваний;
    • если почерк непонятный, лучше писать печатными буквами;
    • в составлении участвуют оба водителя, после чего, разъединив документ, каждый из них забирает свое извещение.

Если в бланке заполнения не хватило места, можно дополнить документ обычным листом, на котором должны быть проставлены подписи обоих участников дорожно-транспортного происшествия.

Законодательство Российской Федерации предусматривает возможность оформления ДТП без вызова сотрудников полиции по так называемому «европротоколу», когда оба участника заполняют извещение о дорожно-транспортном происшествии и подписывают его. Мы сейчас расскажем как правильно это сделать, чтобы получить страховку.

В соответствии с п. 5 ст. 11, п. 1 ст. 11.1 ФЗ «Об ОСАГО»; п. 2.6.1 ПДД РФ, самостоятельное оформление ДТП в 2020 году возможно только при одновременном соблюдении следующих условий:

  • в результате ДТП вред причинен только транспортным средствам , участвовавшим в ДТП (не причинен вред жизни или здоровью);
  • ДТП произошло в результате столкновения двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована по полису ОСАГО;
  • обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате ДТП и (или) характер и перечень видимых повреждений автомобилей не вызывают разногласий у участников ДТП.

Согласно п. 4 ст. 11.1 ФЗ «Об ОСАГО», при оформлении документов о ДТП без участия сотрудников ГИБДД размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его автомобилю, не может превышать 50 000 руб. Потерпевший должен понимать, что страховая компания выплатит только эту сумму, даже если реальный ущерб окажется больше.

В случае оформления документов о ДТП, произошедшем в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях , страховое возмещение потерпевшему осуществляется в пределах 400 000 руб. при условии представления страховщику данных об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате ДТП, которые зафиксированы с помощью технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации (фото- или видеосъемка транспортных средств и их повреждений на месте ДТП, а также данные, зафиксированные с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами) (п. 5 ст. 11.1, пп. «б» ст. 7 Закона N 40-ФЗ).

В соответствии с п. 2.6.1 ПДД РФ, участники ДТП вправе не оформлять документы о происшествии, если в аварии повреждены транспортные средства или иное имущество только этих участников и у каждого из них отсутствует необходимость в оформлении указанных документов.

Порядок оформления ДТП по европротоколу

Возьмите себя в руки и последовательно выполните следующие действия:

  1. Осмотрите вместе со вторым участником ДТП (водителем второго автомобиля) место происшествия. Выясните, имеются ли у вас разногласия по поводу того, кто является виновником, а кто потерпевшим. Если разногласий нет, то переходим к шагу 2. В противном случае вызываем ГИБДД.
  2. Осмотрите повреждения транспортных средств. Если ущерб автомобилю потерпевшего по приблизительной оценке не превышает 50 000 руб., идем по инструкции далее. Если ущерб больше указанной суммы, оформлять ДТП стоит только с участием полиции.
  3. Внимательно проверьте документы – водительское удостоверение, документы на автомобиль. Оба водителя должны иметь действующие полисы ОСАГО и быть вписаны в них (если количество водителей, допущенных к управлению ТС ограничено). Проблемы с документами – не задумываясь вызываем и ждем инспекторов. Да, по «правилам ОСАГО», сообщение данных страхового полиса другим участникам ДТП по их требованию — обязанность водителя. Настоятельно рекомендуем проверить полис виновника на сайте РСА — https://dkbm-web.autoins.ru/dkbm-web-1.0/bsostate.htm
  4. Зафиксируйте все обстоятельства ДТП — расположение автомобилей, повреждения, разметку, дорожные знаки и т.п. Это может здорово пригодиться при возникновении спорных ситуаций. Фиксация причинения вреда может осуществляться с помощью фото- или видеосъемки либо с применением средств навигации. Подойдет смартфон с включенным режимом геопозиционирования. Включите в настройках камеры телефона добавление координат к снимкам и/или видеозаписям.
    В соответствии с п. 3 Правил представления информации о дорожно-транспортном происшествии страховщику, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2014 N 1002, фото- или видеосъемка должна быть выполнена в течение не более 60 минут после ДТП и включать изображения:
    государственных регистрационных знаков транспортных средств участников ДТП или идентификационных номеров (VIN) (в случае отсутствия государственных регистрационных знаков транспортных средств);
    мест повреждения транспортного средства;
    взаимного расположения транспортных средств участников ДТП с привязкой к объектам транспортной инфраструктуры или иным неперемещаемым объектам;
    государственного регистрационного знака транспортного средства свидетеля ДТП (при наличии).
  5. Уберите транспортные средства с проезжей части. Согласно п. 2.6.1 ПДД РФ, водитель, причастный к ДТП, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие. Невыполнение данной обязанности может привести к штрафу (1000 рублей).
  6. Совместно заполните бланк европротокола — извещения о ДТП. Подробную инструкцию читайте ниже.
  7. Обменяйтесь телефонами, пожмите друг другу руки и можете покинуть место ДТП.
  8. В кратчайшее время уведомите страховую компанию о случившемся. Это можно сделать по телефону или через сайт страховщика.

Инструкция по заполнению извещения о ДТП

Бланк извещения заполняется в двух экземплярах — по одному для каждого из водителей. Крайне желательно пользоваться шариковой ручкой, так как при заполнении информация копируется на лист снизу. Цвет чернил может быть любой — синий или черный.

Заполнение лицевой стороны

Данная сторона должна быть идентична на обеих копиях извещения. Начинаем с пунктов 1 — 8:

п.1 Место ДТП — укажите населенный пункт, улицу и номер ближайшего дома. Если столкновение произошло на перекрестке, то в бланке отмечается пересечение улиц. В случае ДТП на трассе необходимо указать ее номер и название, направление движения и приблизительный километр.

п.2 Дата ДТП — заполняем дату и время происшествия. Если имеется запись видеорегистратора, то точное время столкновения можно посмотреть там. Если записи нет — пишем время приблизительно.

п.3 Количество поврежденных ТС = 2. Оформление европротокола возможно только при столкновении двух транспортных средств.

п.4 Количество раненых = 0. Европротокол нельзя оформлять, если есть раненые или погибшие. При наличии пострадавших обязательно нужно вызывать инспекторов ДПС.

п.5 Проводилось ли освидетельствование участников ДТП на состояние опьянения — «Нет». Отправить на медицинское освидетельствование могут только сотрудники полиции.

п.6 Материальный ущерб, нанесенный другим транспортным средствам (кроме «А» и «B») — «Нет». Это станет еще одним доказательством того, что в ДТП участвовали всего две единицы. Если в автомобиле пострадали перевозимые предметы (например, ноутбук), обязательно поставьте галочку в поле «другому имуществу».

п.7 Свидетели ДТП — вписываем ФИО и адреса свидетелей. Желательно указать контакты одного или двух свидетелей аварии, это поможет при возникновении споров со страховой компанией.

п.8 Проводилось ли оформление сотрудником ГИБДД — «Нет». Самостоятельное оформление происшествия — суть европротокола.

Заполнив «шапку» извещения, переходим к заполнению сведений об автомобилях:

п.9 Марку, модель, VIN и гос. номер для транспортных средств «А» и «В» берем из соответствующих свидетельств о регистрации (пластиковая карточка).

п.10-11 Указываем данные собственников и водителей автомобилей. Нужно понимать, что водитель ТС не обязательно должен быть его собственником. Страховая фирма возместит ущерб не только владельцу, но и лицу, обладающему доверенностью с правом получения страхового возмещения.

п.12 Берем данные из страховых полисов ОСАГО. Галочку напротив «ТС застраховано от ущерба» ставим, только если данный автомобиль застрахован по КАСКО.

п.13 Стрелочкой отмечаем место первоначального удара.

п.14 Пишем видимые повреждения. Например: лопнул задний бампер, деформировано: заднее левое крыло, задняя дверь, разбиты задние фонари и т.д.

п.15 Замечания. В данном пункте виновник аварии ОБЯЗАТЕЛЬНО должен написать: «признаю вину в ДТП», а потерпевший «в ДТП невиновен».

Заполнив п. 9 — 15 переходим к центральной части бланка извещения. Здесь нужно поставить галочки напротив обстоятельств ДТП (для каждой машины свои) и нарисовать схему:

Постарайтесь отразить на схеме профиль дороги, разметку, знаки, положение автомобилей до и после аварии, направление движения. Особых требований к рисунку нет, схема просто должна быть понятной.

Не забываем поставить подписи в соответствующих полях внизу документа.

Заполнение оборотной стороны

Сначала разъедините подлинник и копию извещения (копия создается автоматически на втором листе извещения). Потерпевший обычно забирает подлинник, так как на нем все более отчетливо видно.

Если лицевая сторона должна быть идентична на обеих копиях, то на обратной стороне каждый участник заполняет информацию в отношении своего автомобиля, отметив «А» или «B». Как вы заметили, пунктов здесь меньше.

Как видите правила заполнения европротокола довольно просты.

Что делать после заполнения европротокола?

Итак, документ полностью заполнен и подписан обоими водителями — взаимных претензий нет, а значит можно продолжать движение. Но права и обязанности, связанные с ДТП на этом не прекращаются. Согласно действующего законодательства, и потерпевший, и виновник должны в течении 5 дней представить извещения в свои страховые компании. Виновник также должен быть готов показать свой автомобиль страховщику, иначе страховщик вправе предъявить регрессные требования. Подробнее об этом, а также о рисках, возникающих при оформлении европротокола, мы писали . Настоятельно советуем прочитать!

Помимо экземпляра бланка извещения о ДТП, заполненного водителями, потерпевшему, в соответствии с п. 2 ст. 11 ФЗ «Об ОСАГО» и п. 2 правил ОСАГО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2014 N 1002, в течение пяти рабочих дней со дня ДТП необходимо представить страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, следующие документы и материалы:
заявление о прямом возмещении убытков;
электронный носитель с информацией, содержащей фото- или видеосъемку транспортных средств и их повреждений на месте ДТП, дату и время фото- или видеосъемки, а также координаты местоположения технического средства контроля;
заявление о том, что информация, содержащая фото- или видеосъемку, является некорректированной.

С недавних пор российские водители получили возможность оформлять мелкие ДТП без вызова сотрудников ГИБДД. Документ, который при этом составляют, называется европротоколом. Рассмотрим разные нюансы, которые с этим связаны, в том числе и то, как оформить и получить возмещение по европротоколу.

Понятие

Европротокол — документ, позволяющий разобраться с ситуацией мелкого ДТП без вызова сотрудников ГИБДД. Таким образом, ускоряется процесс оформления, после чего участники ДТП могут спокойно продолжить путь. Его внедрили, чтобы облегчить жизнь участникам аварии и водителям других автомобилей, проезжающих по дороге.
Чтобы воспользоваться этим правом, нужно предварительно изучить информацию об этом вопросе. Тогда ошибки в действиях и составлении документа минимизируются, а поэтому и возмещение по европротоколу получают без проблем.

Рассмотрим сначала нюансы, связанные с оформлением. Итак, если произошло столкновение, следует:

  • остановить транспортное средство и выставить специальный знак, оповещающий об этом других участников движения;
  • сфотографировать аварию, описать и зафиксировать повреждения, по возможности оценить, во сколько обойдется ремонт;
  • получить информацию об участниках ДТП и найти свидетелей, если удастся.

С первым действием - остановкой - все ясно. А вот с фотографиями могут возникнуть вопросы.

Фото, видео и другие действия, которые могут помочь

Чтобы снимки пригодились в страховой компании, их нужно делать правильно. Изучим это подробнее.

  1. Сначала делают несколько фото общей картины ДТП, фиксируя с разных ракурсов.
  2. Затем снимают следы от торможения ближним планом.
  3. После этого фотографируют повреждения.
  4. В кадры должны попасть государственные номера другого участника аварии.
  5. Перед тем, как оформить ДТП по европротоколу, звонят в страховую компанию и извещают о происшествии. При этом, если рассчитывают получить максимальную сумму 400 000 рублей или близкую к ней, то аппаратура, при помощи которой делались фото и видеозаписи, должна соответствовать установленным правительством требованиям. ДТП, в свою очередь, должно быть зафиксировано спутниковой навигационной системой.
  6. Если при столкновении имелись свидетели, постарайтесь собрать у них контактные данные. Показания понадобятся, если придется отстаивать произошедшее. Но это не является необходимостью.

Обязательные условия

Европротокол разрешено оформлять далеко не во всех случаях. В законе прописаны конкретные условия, при которых такой порядок действий допускается. Возмещение по европротоколу получают тогда, когда имеются в совокупности все обязательные условия. Перечислим их вкратце.

  1. В ДТП никто не должен пострадать.
  2. Столкновение произошло только между двумя транспортными средствами.
  3. Водители согласны со всеми условиями и претензиями, выдвинутыми друг другу.
  4. Они покинули место аварии после того, как оформление европротокола завершено и подписи в документе проставлены.

Если хоть один из приведенных пунктов не совпадает с вашей ситуацией, вызывайте сотрудников ГИБДД, иначе получить страховку вы не сможете. Кроме того, нужно помнить и о том, что возмещение по европротоколу имеет лимиты.

Порядок действий

Представим ситуацию, которая удовлетворяет всем условиям для самостоятельного оформления. Перед нами документ, который нужно заполнить.
Рассмотрим сначала общие моменты по нему.

  1. Оформление европротокола возможно только шариковой ручкой.
  2. Его составляет один из участников, но в специальных колонках вносят записи оба водителя.
  3. Обратная сторона заполняется каждым отдельно.
  4. После составления бланк разрезается, и каждый из участников получает свой экземпляр.
  5. В каждом из них водители расписываются.
  6. Любые исправления после отделения являются недопустимыми.
  7. Для извещения страховой компании участнику ДТП дается три дня с момента совершения ДТП.
  8. Также нужно сделать фото и видео. Эти материалы записывают в течение часа после происшествия. Такое правило входит в оформление по КАСКО в текущем году.

Применение

Вкратце мы уже рассмотрели условия, при которых оформляется европротокол при ДТП. Выделим их особенности.

  1. Никто из людей при аварии пострадать не должен. Причем это касается не только водителей и пассажиров автомобилей, участвующих в аварии, но и пешеходов.
  2. Только при столкновении двух автомобилей составляется документ без вызова ГИБДД. Если в аварии участвовало три автомобиля или, наоборот, только один, то необходимо вызывать инспектора. То же касается и случая, если один из двух автомобилей имеется с прицепом.
  3. Еще одним важным условием является то, что и один, и другой участник аварии должны иметь полис ОСАГО. Причем следует проверить, чтобы у другого водителя он был действующим.
  4. У участников ДТП не должно оставаться разногласий по обстоятельствам случившегося. Поэтому желательно проверить, не дописал ли один из них в европротоколе нечто, о чем не договаривались.
  5. Вред причинен только автотранспортным средствам. Если пострадало общественное имущество, то самостоятельное невозможно.
  6. Все повреждения, которые нанесены автомобилю, вы должны подробно описать. Именно исходя из этой записи, страховая компания рассчитывает выплату.
  7. Кроме того, один из участников аварии должен признать вину безоговорочно. То есть не должно быть никаких приписок и двусмысленных высказываний.

Нужно понимать, что любые, даже незначительные ошибки при заполнении могут вызвать отказы по европротоколу со стороны страховых компаний. Поэтому если у вас есть сомнения, лучше вызвать сотрудников автоинспекции.

Составление

Бланки извещения выдаются в страховой компании, где оформляется договор об ОСАГО. Если же по каким-то причинам их у вас не осталось, можно обратиться к страховщику, чтобы он выдал новый комплект.

Бланки являются двусторонними. Они разделены на две колонки, которые заполняют в обязательном порядке. На одной стороне вносят информацию об участниках ДТП, свидетелях, месте и обстоятельствах случившегося, причинах, повреждениях автомобилей и иное. Затем бланк раскрепляют, и по отдельности заполняют обратную сторону.

Лицевая сторона

Перейдем непосредственно к заполнению. Пункты на лицевой стороне заполняют особенно внимательно. Должны быть указаны все необходимые данные, сведения о страховке и подробно описаны повреждения. Рассмотрим, как составлять те пункты, в которых участники аварии допускают максимальное количество ошибок.

  1. В 13 пункте отображают схему случившегося. Здесь должны быть не только нарисованы транспортные средства на момент аварии, но и указаны названия улиц и дорог, отображены близлежащие неподвижные объекты, светофоры, дорожные знаки и прочее.
  2. Повреждения фиксируют в 14 пункте. Пишут все, что видно невооруженным глазом. Здесь следует проследить, чтобы другой водитель не приписал детали, которые сломались до ДТП. Если повреждения не видны, их установят после аварии при осмотре специалистами на СТО.
  3. В 16 пункте описывают обстоятельства, при которых случилось столкновение. В этой графе отмечают все подробности. Ситуацию при этом анализируют и описывают предельно четко.
  4. В 17 пункте рисуют схему случившегося.
  5. В 18 пункте стороны подписывают документ.

После этого бланк разделяют на части и заполняют обратную сторону.

Обратная сторона

Все, что описывают с обратной стороны, не показывают друг другу. Эта часть заполняется каждым из водителей самостоятельно. Если бланк портят, берут другой, и заполняют заново. Как уже отмечалось, исправлений на нем быть не должно. Если другой участник не желает заполнить европротокол при ДТП должным образом, сразу же вызывайте сотрудников ГИБДД, потому что такие действия являются недопустимыми.

У всех водителей, имеющих полис ОСАГО, должен быть в наличии и бланк европротокола, который выдают в страховой компании. Кроме этого, желательно, чтобы водители распечатали для себя европротокол-образец. Тогда, если произойдет чрезвычайная ситуация, легче сориентироваться и заполнить документ с первого раза без ошибок.

Размер ущерба

В настоящее время законодателем зафиксирована максимальная сумма возмещения по европротоколу. Это, в общем случае, 50 000 рублей. Однако есть некоторые исключения.

  1. Так, сумма составит всего 25 000 рублей, если хотя бы у одного из участников ДТП страховой полис ОСАГО заключен до 2 августа 2014 года.
  2. Но если авария произошла в Москве, Санкт-Петербурге или их областях, лимит по европротоколу становится больше, и составляет 400 000 тысяч рублей. Однако это станет возможным лишь в том случае, когда в автомобилях внедрена система Если этого нет, то ждать компенсацию более пятидесяти тысяч рублей не приходится.

Бывают случаи, когда при осмотре выясняется, что ущерб, причиненный при ДТП, превышает сумму страховки. Тогда водитель, являющийся виновником аварии, выплачивает оставшуюся сумму из собственного кармана. Это самый неприятный момент. Поставив подпись на документе, он фактически признает такую возможность.

Особенно следует быть внимательным с машинами китайского производства. Именно с ними нередко случается, когда даже после небольшого столкновения на малой скорости ущерб автомобилю причиняется нешуточный. Зачастую это проявляется не сразу. Таким образом, мало знать, как себя вести в данной ситуации, и какие правила европротокола существуют. Важно понимать возможный ущерб, который наносится автомобилю.

В чем могут быть проблемы

Рассмотрим некоторые нюансы, которые следует учитывать при составлении европротокола.

  1. Если виновник аварии зарегистрирован в другом государстве и имеет грин-карту, то европротокол оформляется в обычном порядке.
  2. Если в бланке содержится информация, что у участников ДТП имеются разногласия в случившемся, то страховой компанией документ будет признан недействительным. Тогда получить по европротоколу станет весьма проблематично.
  3. При наличии расхождений обязательно вызывают сотрудников ГИБДД.
  4. Выплату страховки не получат и в том случае, если в документе не укажут виновных лиц. Правда, фото и видео материалы могут спасти ситуацию.

Действия после оформления

После происшествия и составления европротокола действия участников ДТП следующие.

Потерпевший в течение пяти рабочих дней передает страховой компании пакет документов, чтобы получить возмещение по европротоколу. В него входит:

  • бланк извещения о ДТП;
  • заявление о компенсации, которое заполняется в произвольной форме (при необходимости можно воспользоваться образцом, предоставляемым непосредственно в страховой компании);
  • носитель с информацией о факте аварии (это может быть карта памяти с видео записью или фотографиями — тогда нужно отметить, что никаких изменений и редактирование данных не производилось).

Виновнику также следует посетить свою страховую компанию или выслать туда бланк извещения. Он не должен приступать к ремонту автомобиля в течение 15 дней после столкновения. Но если хочется сделать ремонт побыстрее, то перед этим автомобиль предоставляют на осмотр в страховую компанию другого участника ДТП или получают оттуда соответствующее разрешение на проведение ремонтных работ.

Проблемы с выплатой и уловки водителей

Если страховщик, рассмотрев материалы, предоставленные ему потерпевшей стороной, отказывается возместить ущерб, либо сумма на которую рассчитывала потерпевшая сторона, существенно ниже, он может предъявить иск на страховую компанию, обратившись в суд. Эта возможность зафиксирована в пункте 5 статьи 23 ГПК РФ. С таким иском обращаются к мировому судье.

Но бывает и так, когда участники дорожного движения идут на создание искусственных условий для оформления ДТП без вызова сотрудников ДТП. Если у кого-то имеются ссадины или другие повреждения тела, лучше не рисковать и вызывать инспектора, а при необходимости, и скорую помощь. Если этого не сделать, могут произойти крайне неприятные последствия.

Заключение

Таким образом, если вы стали участником аварии, и решается вопрос о выборе варианта оформления ДТП, делайте его осознанно. Учитывайте рекомендации, данные в статье.

Стоит добавить, что за период использования европротокола доля страховых выплат, полученных в результате оформления таким способом, составляет не более девяти процентов от всех случаев ДТП. Небольшое количество аварий, участники которых решились на составление документов без вызова сотрудников ГИБДД, объясняется тем, что при столкновении нечасто удается объективно оценить размер ущерба.
Виновная сторона всегда рискует, что окажется недостаточной для покрытия ущерба максимальная ДТП тогда станет разорительным, так как придется покрыть остальную сумму из своего кармана.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении