mppss.ru – Все про автомобили

Все про автомобили

Как правильно медитировать: кому и зачем это нужно. Практика правильной медитации в подробностях: будь спокойна! Мудры. Положение рук при медитации

Медитация - это очень древний и очень эффективный способ саморазвития, самопознания и познания мира в целом.

Она учит человека одновременно множеству вещей: полному расслаблению, максимальной концентрации, освобождению от мыслей и созерцанию.

При правильных занятиях медитацией происходит оздоровление и укрепление организма, увеличивается осознанность, развивается память, заряжается «батарейка внимания», восстанавливается энергетический баланс организма.

На мой взгляд, в нашей бурной современной жизни медитация становится совершенно необходимым инструментом. Она позволяет вырваться из «суеты сует» и уделить несколько минут себе и своей осознанности, тишине и созерцанию. При этом происходит очень эффективная профилактика стрессов.

Для активного человека, стремящегося к самопознанию и жизненному успеху, медитация может стать вообще основным ключом, открывающим эти манящие двери.

При регулярной практике медитация однозначно изменит вас и вашу жизнь, а также ваши представления о важном и неважном.

В состоянии медитации можно решать очень сложные проблемы. При этом «приходят» очень сильные ответы. Правда, не стоит это делать слишком часто. Все - таки основная задача медитации прийти к тишине в мыслях, научить вас физическому, эмоциональному и ментальному расслаблению и созерцанию.

Просто о сложном

Сейчас существует множество методов и методик медитации.

Но в большинстве случаев - описываются способы с очень большим налетом мистики и эзотерики. Энергетические потоки, чакры, мудры, кармы и прочие термины сыпятся на нас со страниц книг и из уст различных «Гуру».

Все это зачастую отбивает у людей желание разбираться с вопросом и заниматься медитацией, поскольку процесс кажется очень уж сложным, запутанным и даже опасным.

Но на самом деле заниматься медитацией легко, полезно, просто и безопасно. Нужно только понять и принять правильные базисные принципы.

Для меня медитация была интересна уже в детстве. Первые советы и уроки, помню, мне дал тренер по рукопашному бою. И я уже тогда начал занятия, правда неправильно. Вот как это выглядело почти 25 лет назад, здесь мне лет 12 или 13:)



Уже много позже у меня в жизни были два учителя, которые учили меня медитации. Настоящих. Тех, которые получили знания по традиции и живут так, как учат.

Первый был глубоким эзотериком, и обучал медитации с понятий и позиций сложных терминов и философии индуизма.

Второй наоборот, рассказал мне о медитации очень простым и ясным языком. И объяснил многие сложные вещи очень простыми словами. Он буддист, но ни одного специфического или непонятного термина я не услышал из его объяснений.

Тем не менее, говорили они об одном и том же. И методику передавали очень схожую. Но,в то же время, она достаточно сильно отличается в деталях от того, что предлагается обычно в книжках и других учебных материалах. Увидите это дальше сами!

Я тоже сторонник простоты. Поэтому постараюсь передать вам технологию правильной медитации максимально простым языком. Не забыв при этом про все важные детали.

Итак, представляю вам методику и ответ на вопрос: "Как правильно медитировать?".

Когда и сколько раз лучше практиковать медитацию?

Медитацию лучше всего практиковать несколько раз в день. При этом важнее именно частота, а не длительность.

Классическая схема: утром, в дневное время и вечером.

Начальное время - от 5 минут. Меньше не имеет смысла. Лучше начать с 10 минут (по моему опыту - это пока минимальное время, когда у меня получается достичь стадии созерцания).

Медитацию нужно практиковать натощак. Минимум через 2 часа после приема пищи, а лучше через 4. Принимать пищу после медитации следует не ранее чем через 15 минут.

Понятно, что на первых порах тяжело приучить себя входить в состояние медитации несколько раз в день. Для начала начните практиковать медитацию хотя бы раз в день - утром.

Потом, когда втянитесь, у вас появится внутренняя потребность делать это упражнение, и вы сами будете искать время для практики.

Где лучше всего практиковать медитацию?

Конечно, идеальное место для практики медитации - это на природе. Подальше от выхлопов машин и других источников загрязнения.

Очень хорошо практиковать около водоема. Особенно около проточного (река) или моря.

Единственное, если практикуете на улице, - избегайте занятий при ветре и при осадках.

Если медитируете дома, то делать это нужно в хорошо проветренном помещении.

Принципы правильной практики медитации

Для правильной практики медитации крайне важно соблюдать несколько простых принципов.

Постоянное состояние комфорта

Это самый важнейший принцип в практике. Во время медитации вы всегда должны испытывать состояние комфорта. Причем полное! И, наоборот: во время медитации вы не должны испытывать ни единого дискомфорта.

Это главное мерило правильности всей практики. Абсолютно все аспекты медитации должны быть подчинены этому основополагающему принципу!

И именно его несоблюдение обычно является самой главной ошибкой занимающихся. Более того, не соблюдение этого принципа - зачастую весьма деструктивно действует на организм.

То есть вместо пользы, вы наоборот получаете отрицательное и разрушительное воздействие.

Одежда тоже должна быть свободной и комфортной. Ничто нигде не должно жать, стягивать, давить и вызывать другие дискомфортные ощущения.

При этом вам следует одеться так, чтобы не вам не было ни холодно, ни жарко.

Все должно быть естественно и комфортно. Запомните это!

Принцип 5П

Для практики медитации, как ни для какой другой важно соблюдать
принцип 5П . От этого тоже напрямую зависит, будет ли реальная польза от ваших занятий. При несоблюдении этого принципа, в лучшем случае, - вы просто будете зря тратить время. В худшем, - можете нанести себе вред.

Кратко напомню его главные правила.

Практиковать медитацию нужно:


  1. Постоянно (без выходных и других перерывов).

  2. Постепенно (осторожно наращивать время и добавлять другие методики).

  3. Последовательно (овладевать новыми техниками только после очень хорошего закрепления имеющегося багажа).

  4. Продолжительно (первые существенные и ощутимые эффекты заметите через 3 месяца).

  5. Правильно (внимательно читайте эту статью).

Позиции для медитации

На самом деле можно практиковать медитацию в самых разных позах. Сидя на стуле. Лежа. Сидя в специальных позициях.

Но я рекомендую практиковать в одной из 3 позиций. Чтобы выработать своеобразный ритуал. В дальнейшем принятие этой позиции будет автоматически успокаивать ум, и настраивать вас на медитацию. Это существенно экономит время.


  1. Сидя «ноги по-турецки».

  2. Сидя в позиции «полулотоса».

  3. Сидя в позиции «лотоса».

Важно чтобы позиция была абсолютно комфортна для вас. Поэтому я практикую обычно первые два варианта. Не должно быть никаких болевых ощущений, дискомфорта, напряжений. Позиция лотоса мне не достаточно комфортна, хотя я и могу ее принимать.

Спина и осанка во время медитации

Спина должна быть прямой. Макушка немного «подвешена», как будто вас тянут за невидимую веревочку. Подбородок при этом получается слегка опущенным. Язык прижат к нёбу.

Ровная спина, или как по другому говорят "вертикальный позвоночный столб" - очень важный аспект. И здесь кроется большая ошибка у многих практикующих.

Я неоднократно читал в книгах рекомендацию стараться держать спину прямой без всякой опоры. За счет мышц и напряжения. И постоянно контролировать это. Читал даже такую ерунду, что, дескать, это тяжело, неприятно, но нужно себя преодолеть. Со временем (когда-нибудь) спина достаточно укрепится и неприятные ощущения уйдут…

На самом деле это все совершенно неправильно. Поскольку нарушается главный принцип - принцип комфортности. А удерживать продолжительное время спину ровной, без опоры - совершенно не комфортно. В итоге человек не может полноценно расслабиться. Толку от такой практики нет, - только вред.

Поэтому вам нужно сесть так, чтобы у вас была возможность прислониться спиной к какой-либо поверхности. Но не холодной. Это может быть деревянная стена, дверь, дерево, устойчивый предмет интерьера и т.д.Опора даже больше всего нужна не для всей спины, а для поясницы.

Причем для большего комфорта вам нужно придвинуться тазом и поясницей, как можно ближе к поверхности.

Если поверхность холодная (например, камень) нужно под спину что-нибудь подложить.

Если вы практикуете на улице - ищите тоже места, где можно опереться спиной: дерево, скала, стена здания и т.п.

Вот, например, такое место я нашел себе на камнях на Кипре:


Для большего удобства между полотенцем и камнем я подложил шлепки.

Сидеть спиной к поверхности нужно, не вытягиваясь специально вверх, но и не сутулясь.

При этом плечи не нужно искусственно расправлять и разворачивать, выпячивая грудь. Это тоже частая ошибка. Плечи в естественном и комфортном положении слегка даже подаются вперед, грудь немного втянута, спина слегка округлена.

Положение рук при медитации

При занятии медитацией руки, как правило, складывают в одно из положений, которые называются мудрами. Мудры действительно работают, но сейчас глубоко мы не будем углубляться в теорию. Чуть позже будет отдельный материал на эту тему.

Это положение рук под животом, ладонями вверх. Одна рука лежит на другой (какую руку положить сверху - смотрите как вам комфортнее). Кончики больших пальцев соприкасаются.

Это одна из наиболее часто используемых и комфортных мудр.

Кисти рук лежат на одноименных коленях, ладонью вверх. Указательный и большой палец соединяются кончиками. Остальные пальцы выпрямлены, слегка округлены, не напряжены. Выполняется одновременно двумя руками.

Считается, что эта мудра снимает эмоциональное напряжение, тревогу, беспокойство, меланхолию, тоску и депрессию. Улучшает мышление, активизирует память и концентрацию, увеличивает способность усваивать новые знания.

Кисти рук лежат на одноименных коленях, ладонью вверх. Здесь большой палец руки соединяется со средним и безымянным. Указательный и мизинец вытянуты, но не напряжены. Выполняется одновременно двумя руками.

Выполнение мудры обеспечивает противоболевой эффект и способствует очищению организма (выведению из него различных ядов и токсинов).

Кисти рук лежат на одноименных коленях, ладонью вверх. Здесь большой палец руки соединяется с безымянным и мизинцем. Указательный и средний пальцы вытянуты, но не напряжены. Выполняется одновременно двумя руками.

Считается, что эта мудра выравнивает энергетический потенциал всего организма и способствует усилению его жизненных сил. Повышает работоспособность, дает бодрость и выносливость, улучшает общее самочувствие и остроту зрения.

Дыхание во время медитации

Еще одна ошибка, которую часто делают практикующие - стремление дышать по разным «хитрым» методикам.

Например, что-то типа такого: «на три счета вдох, потом на два счета задержка дыхания и потом на 6 счетов - выдох, и опять на два счета - задержка».

Это тоже неестественно и некомфортно. Более того. Практиковать различные специальные дыхательные практики без контроля опытного учителя - просто напросто опасно!

Не пытайтесь искусственно ускорять или замедлять дыхание, а также паузы между вдохом и выдохом.

Оно само естественным образом будет замедляться по мере погружения в состояние медитации.

Постепенно вам нужно будет научиться нижнему дыханию. Причем это тоже естественный и комфортный процесс. Если вы правильно примете позицию, дыхание само по себе станет нижним. Кстати, дети, после рождения и лет до 4-5 дышат именно так.

Техника медитации

Вообще говоря, процесс медитации состоит из четырех последовательных этапов.

1. Создание позы: сохранение равновесия с прямой спиной и максимальным расслаблением (особенно мышц живота и лица).

2. Концентрация: следование вниманием за вдыхаемым-выдыхаемым воздухом с постепенным естественным углублением дыхания и устранением блуждающих мыслей.

3. Созерцание: отсутствие мыслей (как в глубоком сне) с одновременным ощущением «присутствия себя».

4. Выход из медитации: выполнение специальных упражнений-компенсаций.

О позе мы уже говорили, поэтому расскажу подробнее о других этапах.

Концентрация в медитации

В состояние медитации переход происходит сам собой при наращивании концентрации.


Все как в монаде «Инь-Ян». Концентрация (активная фаза, Ян) и медитация (пассивная фаза, Инь) - это противоположные начала. Мы наращиваем концентрацию, она достигает своего пика, и вы переходите в другое состояние. В состояние медитации.

Есть много способов наращивания концентрации.

Я практикую простой и комфортный метод, о нем мне рассказывали оба учителя. Он называется «Прочистка дорожки».

Техника выполнения очень простая.

У вас есть две точки. Макушка и копчик. Если следовать восточной терминологии это точки бай-хуэй и хуэй-инь.

Вам нужно научиться делать одну простую вещь. При вдохе и выдохе проходить своим вниманием по «внутренней линии» от одной точки к другой.

При вдохе отслеживаем линию от макушки до копчика. То есть вниз. При выдохе - отслеживаем линию в обратном направлении от копчика до макушки. Вверх.

При этом можно как визуализировать процесс (например, представлять, что по этой линии двигается, скажем, огненный шарик), так и просто отслеживать этот путь своим вниманием, без всяких ухищрений и визуализаций.

Контроль мыслей

Когда вы начинаете наращивать концентрацию и входить в состояние медитации, вы, скорее всего, столкнетесь с множеством «блуждающих» мыслей. Они будут все время приходить вам в голову и мешать процессу медитации.

Но это приводит к прямо противоположному эффекту. Мысль упорно возвращается:) Биться таким образом с ней можно долго…

Делать нужно по-другому. Необходимо «додумать» мысль до определенного логического конца. Завершения. Поставить некоторую точку. Прийти к какому либо, пусть и предварительному, но внутреннему решению относительно ситуации или проблемы. Тогда она вас на время «отпустит».

Так нужно делать с каждой пришедшей мыслью, и постепенно их будет становиться все меньше, и отпускать вас они будут все быстрее.

Сама по себе «прочистка дорожки» тоже будет способствовать устранению появления мыслей. Поскольку ваше внимание занято отслеживанием положения на дорожке. Тут нужно научиться удерживать это самое внимание и не разрывать его.

Созерцание

В какой-то момент вы достигните цели - войдете в состояние созерцания. Это не передаваемое словами состояние, но вы сразу почувствуете, когда достигните его. Вам станет очень хорошо, приятно и спокойно (в этом состоянии активно вырабатываются эндорфины - своеобразный внутренний наркотик). Будет ощущение, что вы можете находиться в таком состоянии очень долго. И в конце некоторое сожаление, что нужно из него выходить.

Вы достигли цели - состояния медитации. В этом состоянии у вас уже максимально замедлилось дыхание, вы практически спите, но полностью осознаете и контролируете себя.

Сколько находиться в этом состоянии - решайте сами. В дальнейшем я расскажу вам еще как можно использовать это состояние для различных интересных техник.

В конце медитации, если во рту скопилась слюна - проглотите ее.

Выход из медитации и компенсации после медитации

После медитации следует сделать некоторые упражнения - компенсации. Учителя говорили, что эти упражнения устраняют любого рода возможные негативные последствия после медитации и облегчают возврат в мир суеты.

Можно выбрать одно из этих упражнений или комбинировать их по своему выбору. Я лично делаю вращение глазными яблоками и пальцовки.


  1. Махать расслабленными руками вперед-назад, обеими одновременно.

  2. Вращать глазными яблоками. Сначала с закрытыми глазами 15 раз в одну и 15 в другую, потом с открытыми по 10 раз в каждую сторону.

  3. Растереть ладони и умыть лицо (сухое умывание).

  4. Постучать зубами 36 раз.

  5. Расчесывать растопыренными пальцами волосы, ото лба к затылку.

  6. Сделать упражнение пальцовки


  • Во время занятий, если вам комфортно вы можете включать музыку. Подойдет спокойная медитативная музыка. Очень хорошо если на эту музыку наложены звуки природы: шум волн, звуки леса, пение птиц, крики чаек и т.п.


  • На жесткой поверхности сидеть не комфортно. Будет уместным завести себе небольшой коврик или полотенце для занятий медитацией.


  • Медитируя при утреннем солнце, если достаточно тепло, можно раздеться.

Посмотрите видео к этой статье:



Я искренне надеюсь, что моя статья поможет вам окунуться в волшебный мир медитаций. Поверьте, - это действительно стоит того! И это действительно просто!

Желаю вам удачи!

Любые вопросы - пишите в комментариях.

С уважением,

Сергей Бородин, 2014

Это глава из книги "Код Феникса - 2. От малых достижений к большим".

Подробнее эта и другие темы раскрываются в моих книгах серии "Код Феникса. Технологии изменения жизни".

Медитация-самонаблюдение всегда выполняется при закрытых глазах. Это условие является очень важным и нарушать его нельзя.

Положение тела

Медитацию-самонаблюдения лучше всего выполнять в Симпласане или же, если позволяет растяжка ног - в Сиддхасане. Обе эти позы уже были рассмотрены в этой же самой главе, в её разделе, посвящённом дыхательной практике.

Положение рук

Для медитации-самонаблюдения наиболее простой и удобной является позиция рук «открытые ладони», показанная на рис. 138.

Рис. 138. Позиция рук «открытые ладони».

В этой позиции руки лежат на бёдрах чуть выше колен, тыльной поверхностью вниз. Обе ладони раскрыты, а кисти рук расслаблены. Другая позиция рук для медитации-самонаблюдения - мудра «коза». В этой позиции руки также лежат на бёдрах несколько выше колен, тыльной поверхностью вниз. Однако пальцы рук образуют специфическую «рогатую» конфигурацию. Средний и безымянный пальцы согнуты, а большой палец накладывается сверху на их ногтевые фаланги, образуя «колечко» и создавая таким образом энергетическое замыкание. Указательный палец и мизинец держим выпрямленными, прилагая для этого определённое усилие. Это усилие распрямления указательного пальца и мизинца не должно быть чрезмерным, но и полного их расслабления допускать нельзя. Мудра «коза рогатая» показана на рис. 139.

Рис. 139. Мудра «коза».

Эта мудра активизирует выход энергии по ручным янским каналам (выход энергии по наружной поверхности рук).

Ещё одна позиция рук для медитации-самонаблюдения называется «кулаки на коленях». В этом положении обе руки сжаты в кулаки, которые поставлены на бёдра чуть выше колен. Постановка кулаков - вертикальная (см. рис. 140).

Рис. 140. Позиция рук «кулаки на коленях».

Данная позиция рук оказывает общее активизирующее действие благодаря стимуляции ножных иньских каналов. Поэтому она особенно рекомендуется в том случае, если вашей проблемой является сонливость во время медитации.

Следующая, также весьма сильная по своему воздействию, хотя и более трудная, нежели предыдущие, позиция «ладонь-кулак». В этой позиции ладонь одной руки «обнимает» кулак другой руки. При этом обе руки держим перед собою на весу, примерно на уровне солнечного сплетения. Локти должны быть опущены, а плечевой пояс хорошо расслаблен. Позиция «ладонь-кулак» показана на рис. 141.

Рис. 141. Позиция рук «ладонь-кулак», руки перед собой, на весу.

Для большинства людей лучше всего держать руки в позиции «правая ладонь обнимает левый кулак». В этом случае обеспечивается наиболее сильное воздействие на левую руку и левую сторону головы (на энергосистему левой половины головы, которая у большинства людей находится в значительно худшем состоянии, нежели правая). В этой позиции следует держать руки большую часть времени, а в противоположной - значительно меньшую. Исключением являются те редкие люди, у которых энергетическая асимметрия имеет противоположный характер.

Позиция рук «ладонь - кулак» имеет особую ценность именно по причине своей асимметричности. Благодаря этому мы получаем возможность осуществить асимметричное воздействие с тем, чтобы выправить энергетический разбаланс между правой и левой сторонами нашего тела. При усталости руки можно временно положить на бёдра, тыльной поверхностью вниз в ранее рассмотренную позицию «открытые ладони». После отдыха в этой простой и удобной позиции, руки вновь возвращаются в положение «ладонь-кулак».

Множество вариантов позиций рук порождает проблему выбора. Какой же из них выбрать? Здесь возможны два различных подхода, каждый из которых наиболее подходит для определённой категории людей. Есть люди, у которых существует сильно выраженная потребность в ясности, четкости и определённости. Им лучше всего выбрать один-единственный вариант и в дальнейшем строго и неизменно ему следовать, не прибегая ни к каким иным вариантам. Таким людям я рекомендую выбрать позицию «руки на весу, перед животом, ладонь одной руки обнимает кулак другой». Наиболее важной является позиция «правая ладонь обнимает левый кулак». При усталости меняем её на противоположную позицию («левая ладонь обнимает правый кулак»), однако начинать и заканчивать медитацию следует в основной позиции «правая ладонь обнимает левый кулак».

Другая категория людей стабильности и неизменности предпочитает творческий поиск, новизну и разнообразие. Таким людям я рекомендую на протяжении всего занятия периодически менять позицию рук, согласно методическому принципу, которому я дал название «оседлать гребень энергетической волны». Дело в том, что в каждый период времени максимум энергетической волны, периодически циркулирующей по микрокосмической орбите, приходится на определённую зону энергосистемы, на определённые энергетические каналы. Если метод практики соответствует текущей энергетической ситуации - тогда мы находимся «на гребне» энергетической волны и наша практика будет наиболее эффективной. Если же энергетическая волна ещё не дошла до этой зоны или уже прошла эту зону - эффективность медитации будет значительно ниже. Например, если в данный момент энергия идёт на вход по ножным иньским каналам, лучше всего держать руки в позиции «кулаки на коленях», любое другое положение уже не будет таким эффективным. Если в данный момент энергия идёт на выход по ручным янским каналам - тогда нет ничего лучше, чем мудра «коза». Если в данный момент наиболее активно происходит движение энергопотоков по левой стороне тела (при этом дыхание в большей степени осуществляется через левую ноздрю, то есть в этот период левая ноздря дышит лучше, чем правая) - тогда нужно держать руки в позиции «правая ладонь обнимает левый кулак». Противоположная позиция для такой энергетической ситуации уже не годится. При таком методическом подходе менять позицию рук можно только тогда, когда данная энергетическая ситуация «отзвучит», только тогда, когда она исчерпает себя и ей на смену придёт другая энергетическая ситуация. Иначе говоря, тогда, когда энергетическая волна пройдёт дальше. Таким образом, для этого методического подхода характерен постоянный поиск оптимальной вписанности в тонкоматериальную реальность, в энергетическое Дао нашего тела.

Сразу же хочу сказать, что ни один из этих двух подходов не лучше другого, если рассматривать их абстрактным образом, вне привязки к конкретному человеку. Здесь нет лучшего и худшего методического варианта, а есть подходящий либо неподходящий для данного человека. Не следует навязывать человеку тот стиль энергомедитативной практики, который для него противоестествен, который вызывает у него раздражение и неприятие. Так что смело выбирайте тот вариант, который вам более подходит и не думайте, что он хуже другого варианта. Для вас он будет и наиболее удобным и наиболее эффективным.

Ещё одна, весьма распространённая позиция рук представлена на рис. 142. В индийской традиции эта позиция используется для уважительного приветствия и называется «намастэ». В положении «намастэ» руки сложены у груди, ладонями друг к другу.

Рис. 142. Позиция рук «намастэ».

Эта позиция используется во всех традициях, особенно в буддизме и христианстве. С точки зрения энергетической, она оказывает весьма сильное воздействие на ручные янские каналы (выход энергии по наружной поверхности рук). Однако сильный выход энергии по ручным Ян приводит к угнетению ручных иньских каналов, в том числе и канала перикарда, отвечающего за иммунную систему и органы дыхания. Чрезмерная практика медитации в позиции намастэ, не уравновешенная грамотной работой на ручные иньские каналы, может сильно повредить здоровью практикующего. В качестве негативного примера можно привести тот факт, что во многих буддийских монастырях Тибета заболеваемость монахов туберкулёзом лёгких достигала 70% (данные современного ламы Оле Нидала). На мой взгляд, причиной тому (пусть не единственной, но достаточно весомой) является злоупотребление благовониями (курительными палочками) в сочетании с чрезмерной практикой позиции «намастэ». Позиция рук «намастэ» является специализированной и весьма сильной по своему воздействию, поэтому при её использовании важно помнить, что она никоим образом не является самодостаточной, что она имеет как свои показания, так и свои противопоказания. На мой взгляд, позиция «намастэ» может быть использована только эпизодически и кратковременно, но не в качестве основной позиции для продолжительной медитации.

Таковы требования к внешней форме, к позиции тела, при которой мы выполняем медитацию-самонаблюдение. Что же касается внутреннего содержания, т. е. собственно медитативной техники самонаблюдения, то о ней весьма подробно рассказано в отдельной главе, в I части данного тома, куда и следует обратиться заинтересованному читателю для освежения в памяти этого материала.

Подготовительные упражнения

В принципе, медитацию-самонаблюдение можно выполнять и без какой-либо предварительной подготовки. Однако для большинства людей лучше всего всё-таки выполнить подготовительные упражнения. Времени они занимают немного, а пользу приносят большую. Благодаря этим замечательным упражнениям, эффективность вашей последующей медитации значительно возрастает.

1) Освобождение плеч .

Это упражнение выполняется сидя в Симпласане и держа руки в позиции «открытые ладони». Техника выполнения заключается в следующем: медленно и осознанно поднимаем плечи вверх; затем, столь же медленно и процессуально опускаем плечи вниз. Следует избегать резкого бросания плеч вниз, что является наиболее типичной ошибкой при выполнении этого упражнения. Далее, очень важно сделать небольшую медитативную паузу (около 5 секунд) в самой нижней позиции. Во время этой паузы нужно убедиться в том, что плечи полноценно опущены вниз, и постараться качественно расслабить зоны надплечий (те зоны, где у военных погоны). Упражнение показано на рис. 143.

Рис. 143. Упражнение «Освобождение плеч»: (а) нижняя позиция; (б) верхняя позиция.

Подъём и опускание плеч следует выполнять плавно, медленно и осознанно. Рекомендуемое количество повторений - от 6 до 12. Большее количество повторений только приветствуется. При всей своей простоте «освобождение плеч» - весьма сильная и необычайно эффективная техника. Особенную ценность это упражнение имеет для людей, имеющих повышенный уровень тревожности и предрасположенных к навязчивым страхам. Такого рода психоэмоциональные проблемы в качестве своего энергетического субстрата имеют хроническую блокировку энергопотоков в области надплечий (то самое место, где военные носят погоны). На физическом плане этому соответствует хронический мышечный зажим в этой области.

2) Повторение мантры «ом».

Это, весьма важное подготовительное упражнение выполняется уже при закрытых глазах. Руки лежат на коленях, тыльной поверхностью вниз в позиции «открытые ладони». Мантра непременно произносится вслух (поётся), необязательно громко, вполне достаточно вполголоса. Первый звук «о» должен иметь определённую протяжённость, но не слишком большую. Он имеет вспомогательный характер. Главным же звуком в этой мантре является мягкое, но наполненное скрытой мощью и органным звучанием «м-м-м». Этот звук произносится - выпевается значительно дольше, чем вводное «о». При правильном исполнении мантры «ом» во второй, основной её части, во время звучания органного «м-м-м» ощущаются тонкие вибрации во всех главных резонаторах - в горле, черепной коробке и в грудной клетке. Эпицентром этих вибраций является весьма важная с энергетической точки зрения зона под носом, соответствующая месторасположению акупунктурной точки Жэнь-чжун (наиболее важная точка неотложной помощи). Благотворная вибрация мантры «ом» ликвидирует всевозможные застойные явления в информационном пространстве нашей психики. Она дробит и разрушает (причем не в метафорическом, а в самом, что ни на есть буквальном смысле этих слов) различные нездоровые внутрипсихические образования, такие как всевозможные навязчивости и стереотипии, персеверативные психические структуры, сверхценные идеи и т. п.

Естественно, повторение этой мантры создаёт исключительно благоприятные условия для последующей медитации самонаблюдения. Рекомендуемый объём выполнения этого подготовительного упражнения составляет от трёх до пяти минут. При желании это время можно увеличить.

Для того, чтобы медитация-самонаблюдение была успешной и высокоэффективной, необходим оптимальный уровень активации головного мозга и, соответственно, оптимальный уровень энергетического обеспечения психической активности. Без должного энергетического обеспечения невозможно ни качественное сосредоточение внимания, ни полноценная осознанность. Поэтому, будучи в состоянии вялости и сонливости, лучше всего вместо медитации-самонаблюдения практиковать либо полное дыхание, либо медитацию-присутствие. Другим препятствием для успешной практики медитации-самонаблюдения, препятствием противоположного характера, является энергетическая избыточность. Речь идёт о возбудимых и гиперактивных людях, для которых медитация-самонаблюдение очень тяжела и малопродуктивна. Для этого имеются две серьёзные причины. Во-первых, этих людей настолько распирает избыток энергии, настолько они напряжены и нетерпеливы, что спокойное сидение в медитации для них просто непереносимо. Во-вторых, даже если они сумели заставить себя сидеть неподвижно, в предписанной позе при закрытых глазах, они постоянно отождествляются с содержимым своей психики. Дело в том, что энергообеспеченность психики очень велика, а осознанность, а следовательно и пропускная способность канала сознания резко отстают. Мыслеформы имеют высокую энергонасыщенность и растворяются с большим трудом. А вот отождествление с ними происходит очень легко. В результате, вместо медитации-самонаблюдения происходит неконтролируемая медитация-выращивание патологических доминант. И после получаса такой вымученной «медитации» вместо успокоения и умственной тишины имеет место ещё большее перевозбуждение и ещё большая переполненность сознания мыслями и эмоциями. Поэтому таким гиперактивным людям нельзя сразу же приступать к медитации. Сначала им необходимо сжечь излишнюю энергию через интенсивную, до утомления, физическую активность. Таким образом осуществляется выравнивание нарушенного соотношения между энергетическими и информационными параметрами личности. Для этого можно использовать любые формы физической активности: продолжительная (30-60 минут) пробежка; интенсивная, до обильного потоотделения, гимнастика и так далее. После этого медитация-самонаблюдение будет получаться значительно лучше.

Вторая рекомендация для гиперактивных и беспокойных людей - особая методика выполнения медитации. В этом случае, на протяжении всего времени медитации нужно чередовать (произвольным образом) периоды выполнения мантры «ом» (второе подготовительное упражнение) и периоды «чистой» медитации самонаблюдения, в пропорции, примерно, «fifty-fifty».

Наконец, для людей, имеющих повышенный уровень тревожности, либо страдающих навязчивыми страхами - аналогичным образом, рекомендуется во время медитации чередовать периоды выполнения «освобождения плеч» (первое подготовительное упражнение) и периоды «чистой» медитации-самонаблюдения. Та же самая техника медитации рекомендуется и для глубоко интровертированных людей (интроверсия - это чрезмерная погруженность в собственный внутренний мир, сочетающаяся с замкнутостью, отгороженностью и трудностями общения).

Для таких людей главное внимание следует уделять снятию мышечного зажима с левого надплечья. Для тревожных людей, для тех, кто страдает различными фобиями - главное внимание следует уделять правому надплечью.

При выполнении той или иной медитативной техники большое значение имеет положение рук. На первый взгляд это может показаться несущественным аспектом, однако риши и йоги всех веков, а позднее и наши современники обнаружили, что неправильное положение рук может серьезно мешать успешной медитативной практике. Это особенно актуально для начинающих, но по мере того, как человек начинает подчинять себе ум и тело, положение рук перестает играть сколь-либо существенную роль.

Однако в этой книге мы имеем дело с людьми, которым еще только предстоит испытать опыт медитации, и потому подчеркиваем необходимость использования правильного положения рук.

Существует большое число положений рук, именуемых хаста мудрами. Мы не собираемся описывать их все, поскольку в этом нет необходимости; мы рассмотрим лишь те из них, которые оказались применимыми и полезными в медитативных практиках.

Джняна мудра

На санскрите слово джняна означает «интуитивное познание», а слово мудра (применительно к теме данного обсуждения) означает «поза»; таким образом, это положение рук известно как «поза интуитивного познания».

Техника выполнения

Сядьте в любую медитативную асану.

Согните указательные пальцы обеих рук так, чтобы из кончики касались внутренней стороны основания соответствующих больших пальцев.

Выпрямите и слегка раздвиньте три остальных пальца.

Положите руки на колени, ладонями вниз. Три выпрямленных пальца и большой палец каждой руки должны указывать вниз, по направлению к полу. Расслабьте руки. Теперь приготовьтесь к медитативной практике.

Альтернативный вариант

Нередко джняна мудру выполняют, соединив кончики большого и указательного пальцев. Другими словами, большой и указательный пальцы образуют круг. Этот вариант ни в чем не уступает описанному выше основному положению.

Символическое значение

Эта мудра не только очень удобна для медитативных практик, но и имеет разнообразные символические истолкования. Из них наиболее известны следующие: прямые пальцы - мизинец, безымянный, средний - воплощают три категории природы. То есть, природа подразделяется на три произвольных аспекта: тамас (инерция, лень, тьма, неведение и т.д.); раджас (действие, страсть, движение); и саттва (понимание, чистота).

Эти три состояния приходится последовательно преодолевать, чтобы переходить от тьмы к свету и от неведения к знанию. Согнутый указательный палец воплощает индивидуальное проявление сознания {дживатма).



Большой палец символизирует универсальное сознание или реальность. Индивидуальное (указательный палец) склоняется перед высшим сознанием (большой палец) и признаёт его непревзойдённую силу. Но в то же самое время указательный и большой пальцы касаются друг друга; это показывает, что хотя они и кажутся отдельными, в действительности индивидуальное и высшее бытие едины. Это символизирует вершину йоги.

Чин мудра

На санскрите слово чин означает «сознание»; поэтому это положение рук можно интерпретировать как «позицию сознания».

Описание

Эта мудра очень похожа на джняна мудру. Точно так же, кончик указательного пальца можно поместить у основания большого пальца, либо касаться им кончика большого пальца.

Различие заключается в положении кистей на коленях. При чин мудре руки располагаются так, чтобы ладони были обращены вверх, а тыльная сторона ладоней покоилась на коленях. Выпрямленные пальцы должны быть направлены от тела вперёд. Символический смысл тот же, что и в джняна мудре.

Чинмайя мудра

На санскрите слово чинмайя означает «проявившееся сознание»; другими словами, мир явлений вокруг нас, который порождается сознанием-субстратом.

Техника выполнения

Сложите пальцы так же, как было описано для джняна мудры. Согните три прямых пальца так, чтобы их кончики были направлены в сторону ладоней или касались их. Положение указательного и большого пальцев сохраняется неизменным: они либо соприкасаются кончиками, либо кончик указательного пальца упирается в основание большого. И то, и другое правильно. Положите руки на колени, ладонями вверх или вниз.

Символический смысл

Четыре сложенных пальца символизируют конечные аспекты окружающего нас мира. Сложенный кулак показывает, что феноменальный мир оказывается серьезно ограниченным, слепым и бессознательным. Большой палец, указывающий вперёд, означает сознание и трансцендентальный аспект бытия, который пронизывает всё сущее. Его часто считают отличным или отдельным от материального мира, однако, в действительности, проявленная вселенная тождественна сознанию и пропитана им. Материальный мир неразрывно и тесно связан с сознанием. На это указывают соприкасающиеся большой и указательный пальцы.



Кроме того, сложенные пальцы представляют физический, биоплазменный и умственный аспекты жизни. Это не все аспекты человека, поскольку есть еще сознание. Все эти аспекты неразрывно связаны, однако именно сознание трансцендентально и способно соприкасаться с бесконечностью и целым. Это показывает большой палец, направленный вперед от конечности, символизируемой четырьмя остальными пальцами.

Опять же, эта мудра символизирует йогу - постижение того, что индивид (четыре пальца) тождественен сознанию и непосредственно связан с ним. Кроме того, четыре пальца могут символизировать постепенное развертывание более высоких состояний осознания. То есть, мизинец, безымянный и средний пальцы соответствуют разным аспектам материального мира - от камней и деревьев до животных и птиц, - которые становятся все более сознательными. В конце концов, появляется человек, который, казалось бы, представляет собой не более чем ум и тело, и в то же время, насколько мы знаем, только человек может развить осознание в достаточной степени, чтобы познать свое неделимое единство с сознанием. На это снова указывают соединенные большой и указательный пальцы.

Общие замечания

Существует множество других мудр для рук. Многие йоги и мудрецы древности изображены, демонстрирующими характерные мудры. Эти мудры имеют символический смысл, нейропсихическое значение, и обладают способностью пробуждать в человеке внутренние силы. Иными словами, индивидуум выполняет мудру и старается пережить заключенный в ней невыразимый и неописуемый смысл. Таким способом можно пробуждать внутренние силы, которые в ином случае остаются скрытыми и дремлющими. Вот почему мудры так могущественны.

Медитация начинается с сидения, хотя обычно думают, что медитация начинается с расслабления. Однако не следует путать эти два состояния. Вступление в состояние релаксации, т. е. расслабления, скорее напоминает переход пограничной линии между внешним, полным забот миром и внутренним состоянием, которое мы стремимся обрести. Хотя довольно часто формально и прибегают к расслаблению в качестве подготовительной ступени к медитации, в конечном счете следует обходиться без данного этапа, так чтобы к медитации можно было приступать непосредственно.

Когда медитация станет неотъемлемой частью нашей жизни, вы обнаружите, что она способна наступать в любом месте, где бы вы ни были, и поза для медитации становится делом вкуса.

Позы для медитации со скрещенными ногами представляют трудность для многих людей на западе; мы все же не привыкли сидеть таким образом. Разумеется, можно осваивать эти позы, если вы остановили на них свой выбор, но здесь необходима повседневная работа над мышцами бедер и голеней, коленных суставов и ступней. Если же такие классические позы недосягаемы для вас, знайте, что могут подойти и другие, значительно более простые позы. В традиционной японской коленопреклоненной позе подушка снимает давление на пятки. Эту коленопреклоненную позу можно также использовать, сидя на низкой скамейке с мягким сиденьем.

Есть некоторые позы, традиционно выбранные для медитации в группах, их обычной практикой стало привлечение «египетской позы», которая представляет собой сидение на жестком стуле, со ступнями, твердо упирающимися в пол. Хотя никакая поза не является существенной при медитации, общепризнанно, что спина должна быть все время прямой. Не важно, какую вы предпочитаете позу, нужно стремиться принимать устойчивое положение, которое вы в состоянии сохранять во все время неподвижного покоя.

Вне всякого сомнения, классические традиции созерцательной практики по-прежнему предпочитают позу лотоса. В данной позе для медитации стопа правой ноги размещается поверх левого бедра, а стопа левой ноги кладется поверх правого бедра. Однако для большинства людей такая поза трудна в исполнении. Здесь возможны менее сложные видоизменения, но они также требуют определенной степени гибкости, выказать которую оказывается гоже делом нелегким. В позе полулотоса одна стопа кладется под противоположное бедро, вторая располагается поверх другого бедра. В позе одночетвертного лотоса одна стопа лежит под противоположным бедром, вторая оказывается под другим бедром.

Каждая личность уникальна, в каждом из нас заложен огромный потенциал к тому, чтобы реализовать себя и свои возможности для обретения всего желаемого. На собственном опыте, проживая его во всей полноте, а не из книг или методических пособий, вы обретаете себя, раскрываете всю силу и мощь своего потенциала и возможностей. Можно быть никем, можно вписаться в рамки и параметры, заданные социумом, а можно сотворить себя заново, обрести полную независимость и свободу от чужих мнений, суждений и каких-либо обязательств. Выбор за вами. .

Положение рук при медитации

В буддийском учении обычно принято располагать руки у коленей напротив пупка. Ладони обращены вверх, левая слегка накрыта правой. Большие пальцы рук расположены горизонтально таким образом, что слегка касаются своими кончиками. Роси Капло напоминает нам, что при размещении правой руки поверх левой мы подавляем активный полюс тела, чтобы достичь пассивного спокойствия . Положение рук, однако, тоже может меняться. Геше Рабтен настаивает на небольшом выгибе больших пальцев рук, чтобы ладони образовывали треугольник. Совершенно иной подход принят в йогических учениях, где руки лежат на коленях, образуя либо чхин-мудру (кисти рук обращены ладонями вверх) либо любую другую. При джняна-мудре указательные пальцы обеих рук согнуты так, что касаются внутреннего основания больших пальцев. Оставшиеся три пальца остаются прямы. Руки располагаются на коленях, ладони обращены вниз, а три прямых пальца направлены вниз в район ступней.

Древние тантрические техники йоги и крийи. Вводный курс Сатьянанда Сарасвати

Тема 3 Мудры. Положение рук при медитации

Мудры. Положение рук при медитации

При выполнении той или иной медитативной техники большое значение имеет положение рук. На первый взгляд это может показаться несущественным аспектом, однако риши и йоги всех веков, а позднее и наши современники обнаружили, что неправильное положение рук может серьезно мешать успешной медитативной практике. Это особенно актуально для начинающих, но по мере того, как человек начинает подчинять себе ум и тело, положение рук перестает играть сколь-либо существенную роль.

Однако в этой книге мы имеем дело с людьми, которым еще только предстоит испытать опыт медитации, и потому подчеркиваем необходимость использования правильного положения рук.

Существует большое число положений рук, именуемых хаста мудрами. Мы не собираемся описывать их все, поскольку в этом нет необходимости; мы рассмотрим лишь те из них, которые оказались применимыми и полезными в медитативных практиках.

Джняна мудра

На санскрите слово джняна означает «интуитивное познание», а слово мудра (применительно к теме данного обсуждения) означает «поза»; таким образом, это положение рук известно как «поза интуитивного познания».

Техника выполнения

Сядьте в любую медитативную асану.

Согните указательные пальцы обеих рук так, чтобы из кончики касались внутренней стороны основания соответствующих больших пальцев.

Выпрямите и слегка раздвиньте три остальных пальца.

Положите руки на колени, ладонями вниз. Три выпрямленных пальца и большой палец каждой руки должны указывать вниз, по направлению к полу. Расслабьте руки. Теперь приготовьтесь к медитативной практике.

Альтернативный вариант

Нередко джняна мудру выполняют, соединив кончики большого и указательного пальцев. Другими словами, большой и указательный пальцы образуют круг. Этот вариант ни в чем не уступает описанному выше основному положению.

Символическое значение

Эта мудра не только очень удобна для медитативных практик, но и имеет разнообразные символические истолкования. Из них наиболее известны следующие: прямые пальцы – мизинец, безымянный, средний – воплощают три категории природы. То есть, природа подразделяется на три произвольных аспекта: тамас (инерция, лень, тьма, неведение и т.д.); раджас (действие, страсть, движение); и саттва (понимание, чистота).

Эти три состояния приходится последовательно преодолевать, чтобы переходить от тьмы к свету и от неведения к знанию. Согнутый указательный палец воплощает индивидуальное проявление сознания (дживатма).

Большой палец символизирует универсальное сознание или реальность. Индивидуальное (указательный палец) склоняется перед высшим сознанием (большой палец) и признаёт его непревзойдённую силу. Но в то же самое время указательный и большой пальцы касаются друг друга; это показывает, что хотя они и кажутся отдельными, в действительности индивидуальное и высшее бытие едины. Это символизирует вершину йоги.

Чин мудра

На санскрите слово чин означает «сознание»; поэтому это положение рук можно интерпретировать как «позицию сознания».

Описание

Эта мудра очень похожа на джняна мудру. Точно так же, кончик указательного пальца можно поместить у основания большого пальца, либо касаться им кончика большого пальца.

Различие заключается в положении кистей на коленях. При чин мудре руки располагаются так, чтобы ладони были обращены вверх, а тыльная сторона ладоней покоилась на коленях. Выпрямленные пальцы должны быть направлены от тела вперёд. Символический смысл тот же, что и в джняна мудре.

Чинмайя мудра

На санскрите слово чинмайя означает «проявившееся сознание»; другими словами, мир явлений вокруг нас, который порождается сознанием-субстратом.

Техника выполнения

Сложите пальцы так же, как было описано для джняна мудры. Согните три прямых пальца так, чтобы их кончики были направлены в сторону ладоней или касались их. Положение указательного и большого пальцев сохраняется неизменным: они либо соприкасаются кончиками, либо кончик указательного пальца упирается в основание большого. И то, и другое правильно. Положите руки на колени, ладонями вверх или вниз.

Символический смысл

Четыре сложенных пальца символизируют конечные аспекты окружающего нас мира. Сложенный кулак показывает, что феноменальный мир оказывается серьезно ограниченным, слепым и бессознательным. Большой палец, указывающий вперёд, означает сознание и трансцендентальный аспект бытия, который пронизывает всё сущее. Его часто считают отличным или отдельным от материального мира, однако, в действительности, проявленная вселенная тождественна сознанию и пропитана им. Материальный мир неразрывно и тесно связан с сознанием. На это указывают соприкасающиеся большой и указательный пальцы.

Кроме того, сложенные пальцы представляют физический, биоплазменный и умственный аспекты жизни. Это не все аспекты человека, поскольку есть еще сознание. Все эти аспекты неразрывно связаны, однако именно сознание трансцендентально и способно соприкасаться с бесконечностью и целым. Это показывает большой палец, направленный вперед от конечности, символизируемой четырьмя остальными пальцами.

Опять же, эта мудра символизирует йогу – постижение того, что индивид (четыре пальца) тождественен сознанию и непосредственно связан с ним. Кроме того, четыре пальца могут символизировать постепенное развертывание более высоких состояний осознания. То есть, мизинец, безымянный и средний пальцы соответствуют разным аспектам материального мира – от камней и деревьев до животных и птиц, – которые становятся все более сознательными. В конце концов, появляется человек, который, казалось бы, представляет собой не более чем ум и тело, и в то же время, насколько мы знаем, только человек может развить осознание в достаточной степени, чтобы познать свое неделимое единство с сознанием. На это снова указывают соединенные большой и указательный пальцы.

Общие замечания

Существует множество других мудр для рук. Многие йоги и мудрецы древности изображены, демонстрирующими характерные мудры. Эти мудры имеют символический смысл, нейропсихическое значение, и обладают способностью пробуждать в человеке внутренние силы. Иными словами, индивидуум выполняет мудру и старается пережить заключенный в ней невыразимый и неописуемый смысл. Таким способом можно пробуждать внутренние силы, которые в ином случае остаются скрытыми и дремлющими. Вот почему мудры так могущественны.

Нейропсихические воздействия

Если вы прочитали главу о пране, то можете оценить важность биоплазменного или пранического тела(1). Хотя обычно мы не способны обнаруживать этот более тонкий аспект нашего существа, тем не менее, прана постоянно протекает в физическом теле.

Некоторая часть этой праны истекает из кончиков пальцев. Ручные мудры представляют собой методы перенаправления праны или биоплазменной энергии внутрь; то есть, пальцы и кисти, соприкасающиеся с коленями, замыкают некоторые из контуров движения праны, и она остается в теле, вместо того, чтобы теряться.

Выполнение мудр вместе с медитативными асанами

Эти ручные мудры следует выполнять в сочетании с медитативными асанами(2). Выберите любую мудру.

В таких медитативных асанах, как ваджрасана и вирасана, также можно выполнять мудры. Однако в случае ваджрасаны руки кладут поверх бёдер, а не на колени, а в вирасане руки должны лежать одна поверх другой или же на ступнях.

Из книги Пранаяма. Сознательный способ дыхания. автора Ранджит Сен Гупта

Из книги Древние тантрические техники йоги и крийи. Вводный курс автора Сатьянанда Сарасвати

Тема 5 Мудры. Агочари мудра В этом уроке мы опишем первый этап медитативного метода тратаки(1). Мудра, которую мы вкратце опишем ниже – агочари мудра – это превосходная разновидность тратаки. Именно по этой причине мы знакомим вас с ней в данном разделе книги. Кроме того,

Из книги Древние тантрические техники йоги и крийи. Продвинутый курс автора Сатьянанда Сарасвати

Тема 5 Мудры. Шамбхави мудра Шамбхави мудра, которую мы вскоре опишем, очень похожа на агочари мудру (взгляд на кончик носа)(1). Главное различие состоит в том, что глаза фокусируются не на кончике носа, а на точке между бровями. Эта мудра обладает, по существу, такими же

Из книги Древние тантрические техники йоги и крийи. Мастер-курс автора Сатьянанда Сарасвати

Тема 6 Мудры. Бхучари мудра Бхучари мудра похожа на агочари и шамбхави мудры, и все они представляют собой прекрасные формы тратаки(1). Агочари и шамбхави мудры часто объединяют с другими техниками йоги или выполняют в качестве самостоятельных элементов программы

Из книги Йога-терапия. Новый взгляд на традиционную йога-терапию автора Свами Шивананда

Тема 3 Мудры. Ручные мудры Ниже описаны четыре мудры, которые представляют собой традиционные ручные мудры. Есть множество, по существу, сотни других мудр, три из которых мы уже описали – джняна, чин и чинмайя мудры(1). Мы не собираемся слишком подробно объяснять эти мудры,

Из книги Асана, пранаяма, мудра, бандха автора Сатьянанда

Тема 3 Мудры. Ашвини мудра Неотъемлемую часть методов крийя-йоги составляет практика мула бандхи(1). Для того чтобы правильно выполнять эту бандху, необходимо обладать чувствительностью в области ануса и промежности (участка между анальным отверстием и половыми

Из книги Йога для офисных работников. Целебные комплексы от «сидячих болезней» автора Татьяна Громаковская

Мудры и бандхи Агочари мудра, кн. I, стр. 473Ашвини мудра, кн. II, стр. 279Бхайрава мудра, кн. II, стр. 49Бхучари мудра, кн. I, стр. 592Ваджроли мудра, кн. III, стр. 317Джняна мудра, кн. I, стр. 460Джаландхара бандха, кн. II, стр. 159Йони мудра, кн. II, стр. 377Каки мудра, кн. III, стр. 369Кхечари мудра, кн. I, стр.

Из книги Целительные мудры автора Татьяна Громаковская

Асаны и мудры Различают две категории асан: асаны медитативные и асаны тренировочные.К категории медитативных асан относят устойчивые сидячие позы, пригодные для длительного сохранения неподвижности. Они используются при выполнении пранаям и созерцательных практик,

Из книги Головные боли. Как победить? автора Николай Григорьевич Месник

Мудры Введение На протяжении тысячелетий знание практик йоги, таких, как асаны и пранаяма, было доступно для большей части населения Индии, особенно если они были убежденными искателями истины. Однако знание высших, более мощных практик было привилегией немногих

Из книги Вегетососудистая дистония. Избавиться навсегда! автора Николай Григорьевич Месник

Мудры Пользу зрению могут принести также мудры – упражнения для пальцев из хатха-йоги. «Мудра» в переводе с санскрита означает «печать, замыкание». Основа мудр – активизация энергетических каналов нашего тела, окончания которых расположены на пальцах рук. Соединяя

Из книги Исцеляющая сила мудр. Здоровье на кончиках пальцев автора Свами Брахмачари

Мудры для лечения Пожалуй, я познакомила вас со всеми основными ситуациями, когда и с какой целью стоит применять мудры в повседневной жизни. Но мудры имеют более широкое действие: кроме того, что они позволяют нам изменить себя и свою жизнь к лучшему, мудры являются

Из книги автора

Мудры Уважаемые читатели, я допускаю, что вы скептически относитесь к мудрам как к ритуальному языку жестов, йоге пальцев и сомневаетесь в их лечебных возможностях при каком-то недуге, включая и головную боль. Поэтому я предлагаю вашему вниманию всего лишь одну мудру,

Из книги автора

ВСД И МУДРЫ Вот наступило время немного разобраться и в этом интересном вопросе. Много лет назад один из моих Учителей, объясняя сущность гигиены носоглотки, спокойно заметил, что положительный результат будет только тогда, когда я приму установки, касающиеся

Из книги автора

Что такое мудры Врачующие люди прошлого считали, что жизнедеятельность организма поддерживается не только пищей, но и энергией, которую он получает из Космоса.В Космосе и в человеческом теле существует особая энергия, которую называют в разных культурах по– разному: ци,

Из книги автора

Как выполнять мудры Научиться складывать пальцы в целительные комбинации несложно – надо лишь внимательно прочитать рекомендации и присмотреться к рисункам.Выполнять мудры можно в любом положении тела: лежа, стоя, сидя, на ходу (например, на прогулке), во время

Из книги автора

Действие мудры Мудра должна действовать мягко, под ее воздействием боль становится легче, ослабевает или исчезает. Продолжительность выполнения мудры у каждого своя. Однако надо помнить о том, что при появлении малейших неприятных ощущений занятия следует прекратить, а


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении