mppss.ru – Все про автомобили

Все про автомобили

Ф пуленк биография. Франсис Пуленк: биография, интересные факты, видео, творчество. Отрывок, характеризующий Пуленк, Франсис

Франсис Пуленк - одна из наиболее значительных фигур среди французских музыкантов минувшего десятилетия. Он ушел из жизни совсем недавно, в 1963 году, и сейчас еще трудно в полной мере оценить его разностороннее и отмеченное ярко выраженным индивидуальным почерком творчество. В Советском Союзе интерес к вокально-симфоническим и фортепианным сочинениям композитора весьма велик; его музыку играют и приезжающие на гастроли зарубежные исполнители, и наши советские артисты.

Выдающийся советский пианист Э. Гилельс включил в свой репертуар «Сельский концерт» Пуленка. В исполнении ансамбля под управлением Р. Баршая прозвучала «Негритянская рапсодия». Весной 1966 года в Малом зале консерватории Адольф и Михаил Готлибы с успехом исполнили фортепианную сонату в четыре руки; осуществлена грамзапись концерта для двух фортепиано (играют Л. Брук и М. Тайманов); существует запись скрипичной и флейтовой сонат Пуленка. Звучали на советской сцене «Французская сюита» (дирижер Г. Рождественский) и «Утренняя серенада» (дирижер В. Кин, солист Л. Берман). Видное место сочинения Пуленка занимали в программах концертов в период французской выставки в Москве, в парке «Сокольники».

Но, пожалуй, более всего советскому слушателю полюбилась одноактная лирическая опера-трагедия Франсиса Пуленка «Голос человеческий» (В 1967 году московское издательство «Музыка» выпустило клавир оперы, назвав его «Человеческий голос»; под тем же названием опера шла и на сцене. Нам кажется правильнее называть оперу «Голос человеческий», что точнее передает эмоциональную окраску произведения.) прозвучавшая в концертном исполнении в сезоне 1965/66 года со сцен Колонного зала Дома союзов, Большого зала консерватории в исполнении Н. Юреневой и Г. Вишневской. Позднее эта опера была поставлена в Большом театре и продолжала идти в концертном исполнении. Ленинградская академическая капелла познакомила слушателей с кантатой для двойного хора a cappella «Лик человеческий» на слова Полл Элюара (партитура издана в СССР в 1965 году с русским текстом Вс. Рождественского). В сезоне 1967 года заслуженный артист РСФСР А. Лапаури и балетмейстер Большого театра СССР О. Тарасова по созданному ими либретто осуществили постановку одноактного балета «Я имя твое пишу...» в Одесском академическом театре оперы и балета. Основой балета послужила музыка Органного концерта Франсиса Пуленка и стихи Поля Элюара; этот спектакль посвящен борьбе французского народа против фашистских захватчиков. Часто исполняются в СССР и камерные вокальные произведения Пуленка.

Композитор жил и работал в нелегкое время. Пуленк - современник обеих мировых войн. В первой мировой войне он участвовал солдатом. Вторую мировую войну ему пришлось наблюдать глазами жителя оккупированного Парижа, глазами очевидца нацистских зверств. Один из любимых поэтов композитора, его друг Макс Жакоб, на слова которого Пуленк написал свыше пятнадцати песен, погиб в концентрационном лагере. Многие друзья Пуленка и его соавторы встали на бескомпромиссный путь борьбы. Поль Элюар, крупнейший поэт современной Франции, вступил в Коммунистическую партию и примкнул к движению Сопротивления. Пуленк не был столь решительным в своих поступках. Но и он не оставался лишь бездеятельным наблюдателем. Уже через месяц после того, как полковник Роль-Танги от имени борцов Сопротивления и генерал Леклерк от имени Правительства свободной Франции приняли в Париже немецкую капитуляцию, по радио прозвучала волнующая кантата Франсиса Пуленка «Лик человеческий» - торжественный гимн Свободе, который композитор втайне подготовил ко дню Освобождения. В творчестве Пуленка, как в капле воды, отразились события последнего полувека французской истории: на него наложили свой отпечаток и горести поражений, и радости побед. Творческое наследие композитора во многом неоднородно и противоречиво. Нам, например, трудно принять его религиозные тенденции и устремления, но мы восхищаемся свободолюбием Пуленка, жизнеутверждающим, бьющим через край оптимизмом и галльским искрометным юмором, мастерством мелодиста.

Камерно-вокальное творчество композитора снискало ему славу «французского Шуберта». Поразительно мастерство, с которым Пуленк музыкальными средствами добивается предельной выразительности текста, оттеняет малейшие нюансы человеческой речи. Выбор либретто для крупных оперных произведений Пуленка на первый взгляд кажется парадоксальным; он выбирает настолько, казалось бы, неприемлемые для этой цели, сложные тексты, что порой представляется непостижимым, как их вообще можно положить на музыку. Это относится и к «Диалогам кармелиток», и к «Грудям Тирезия», и к «Голосу человеческому». На деле именно в этих операх яснее всего проявляется своеобразное дарование композитора. Весьма показательными в этом отношении выглядят слова Поля Элюара в стихотворении, посвященном Франсису Пуленку:

Я не умел прислушаться к себе, Франсис,-
Спасибо, Франсис, отныне я слышу свой голос..."

В творческой биографии Пуленка можно выделить несколько отличных друг от друга периодов. В двадцатые годы, во время существования «Шестерки» - группы молодых французских музыкантов, в которую входили Онеггер, Орик, Дюрей, Мийо, Тайфер и Пуленк, - композитор отдал дань модным течениям послевоенного времени. Он увлекается эксцентриадой, эстетикой мюзик-холла, идеями урбанизма. Горожанин до мозга костей, Пуленк и музыку свою почти целиком черпает из жизни города: произведения раннего Пуленка корнями уходят в шумную толчею улиц и безмятежную тишину переулков-лабиринтов Парижа. В тридцатые годы в творчестве Пуленка намечается ясно выраженный перелом. У него проявляется склонность к вокальному жанру. Произведения композитора становятся гораздо более серьезными и глубокими. Во второй половине тридцатых годов Пуленк пишет свои первые сочинения религиозного характера. В годы оккупации в его творчестве наиболее ярко выступают патриотические мотивы. Наконец, после второй мировой войны - перед нами вдумчивый серьезный мастер, с широким кругозором, способный передать глубокое человеческое горе и восторженную любовь. Произведения Пуленка приобретают черты критического реализма.

Франсис Пуленк пронес свою музыку через все испытания. Юношей он впитал лучшие традиции французской национальной музыки, зрелым мастером - приумножил и развил их. Пользуясь образным выражением французского поэта XVII века Теофиля де Вио, И. И. Соллертинский сказал однажды, что Гектор Берлиоз родился под «взбесившейся звездой». Трудно сказать, под какой звездой родился Пуленк, но одно можно констатировать с уверенностью: звезда его славы взошла рано и ярко освещала весь жизненный и творческий путь.

«Я восхищаюсь музыкантом и человеком, создающим естественную музыку, которая отличает тебя от других. В водовороте модных систем, догм, которые пытаются навязать сильные мира сего, ты остаешься самим собой - редкое мужество, достойное уважения» - эти слова Артура Онеггера могут служить ключом к пониманию творчества Франсиса Пуленка (Письмо Артура Онеггера Франсису Пуленку; цит. по книге: F. Poulenc. Correspondence, 1915-1963. Paris, 1967, p. 221.).

В настоящей работе предпринята попытка осветить основные этапы творческого пути композитора. Главы третья - седьмая посвящены разбору его наиболее значительных произведений. Особое внимание уделяется анализу таких крупных сочинений Пуленка, как вокальный цикл «И день, и ночь», балеты «Лани», «Утренняя серенада», кантаты «Засуха» и «Лик человеческий», оперы «Диалоги кармелиток» и «Голос человеческий».

Автор пользуется случаем выразить признательность сотрудникам кафедры Истории зарубежной музыки Московской государственной консерватории, советами которых он имел возможность пользоваться на всем протяжении работы над книгой. Глубокую благодарность автор выражает И. В. Нестьеву и М. Д. Сабининой. За возможность ознакомиться с редкими нотами, книгами, фотографиями, неопубликованными материалами, записями некоторых произведений, а также за любезные консультации автор благодарит сестру Ф. Пуленка мадам Ж. Мансо, племянницу композитора мадам Ж. Серанж, президента Международного музыкального совета господина В. М. Федорова, французских музыковедов Р. Гофмана и Ж. Филип. За консультации при подготовке переводов французских текстов и подборе литературы автор признателен зав. кафедрой иностранных языков МОЛГК им. П. И. Чайковского Г. Б. Рабиновичу и зав. читальным залом Научной библиотеки им. Танеева И. А. Адамовой.

07 января 1899 - 30 января 1963

французский композитор, пианист, критик, виднейший из участников французской Шестёрки

Молодость Пуленка совпала с годами первой мировой войны. Он был призван в армию, это помешало ему поступить в консерваторию. Однако на музыкальной сцене Парижа Пуленк появился рано. В 1917 году восемнадцатилетний композитор дебютировал на одном из концертов новой музыки Негритянской рапсодией для баритона и инструментального ансамбля. Это произведение имело такой оглушительный успех, что Пуленк сразу стал знаменитостью.

Вдохновленный успехом, Пуленк вслед за Негритянской рапсодией создает вокальный цикл Бестиарий (на стихи Гийом Аполлинера), Кокарды (на стихи Жана Кокто); фортепианные пьесы Вечные движения, Прогулки; хореографический концерт для фортепиано с оркестром Утренняя серенада; балет с пением Лани, поставленный в 1924 году в антрепризе Сергея Дягилева. Мийо откликнулся на эту постановку восторженной статьей:

Вот что сам Пуленк говорил об этом времени четверть века спустя:

Начиная с 1933 много выступал как аккомпаниатор вместе с певцом Пьером Бернаком, первым исполнителем многих вокальных сочинений Пуленка. В годы 2-й мировой войны участвовал в движении Сопротивления.

Похоронен на кладбище Пер-Лашез.

Музыка

Наследие композитора составляют около 150 произведений. Наибольшей художественной ценностью обладает его вокальная музыка - оперы, кантаты, хоровые циклы, песни, лучшие их которых написаны на стихи П. Элюара . Именно в этих жанрах по - настоящему открылся щедрый дар Пуленка - мелодиста. Его мелодии, подобно мелодиям Моцарта , Шуберта, Шопена , сочетают в себе обезоруживающую простоту, тонкость и психологическую глубину, служат выражением человеческой души. Именно мелодическое обаяние обеспечило длительный и непреходящий успех музыке Пуленка во Франции и за ее пределами.

Пуленк вошёл в историю музыки как участник творческого содружества „Шестёрка“. В Шестёрке - самый молодой, едва перешагнувший порог двадцатилетия, - он сразу завоевал авторитет и всеобщую любовь своим талантом - самобытным, живым, непосредственным, а также чисто человеческими качествами - неизмеримым юмором, добротой и чистосердечностью, а главное - умением одаривать людей своей необыкновенной дружбой.

Период, когда Франсис Пуленк состоял в группе „Шести“ является самым ярким в его жизни и творчестве, одновременно заложившим основы его популярности и профессиональной карьеры. Вот что сам Пуленк говорил об этом времени четверть века спустя:

Пуленк в России

Сочинения

  • Оперы «Груди Терезия» (1947), «Диалоги кармелиток» (1957), «Человеческий голос» (1959).
  • Балеты «Лани» (фр. Les Biches; 1924, точнее было бы переводить «Козочки» или «Милашки», поскольку речь идёт о легкомысленных девушках), «Примерные звери» (1942).
  • Кантаты «Stabat mater» (1950), «Засуха», «Лик человеческий» (1943), «Бал-маскарад»,
  • Негритянская рапсодия для фортепиано, флейты, кларнета, струнного квартета и голоса (1917).
  • Два марша и интермедия для камерного оркестра (1938).
  • Два интермеццо для фортепиано (1934) № 1 (C-dur) № 2 (Des-dur)
  • Концерты: «Утренняя серенада», концерт-балет для фортепиано и 18 инструментов (1929), Сельский концерт для чембало (клавесина) и оркестра (1938), Концерт для 2 фортепиано с оркестром (1932), Концерт для органа, струнного оркестра и литавр (1938).
  • Вокальные циклы «Бестиарий» на стихи Аполлинера и «Кокарды» на стихи Кокто (1919), Пять романсов на сти­хи Ронсара, Озорные песни и др.
  • Месса Gloria
  • Бал-маскарад. Светская кантата для баритона и камерного оркестра
  • Соната для двух кларнетов (1918)
  • Соната для кларнета и фагота (1922)
  • Соната для валторны, трубы и тромбона (1922)

«Музыка его настолько откровенна, что сразу достигает своей цели»,- так говорили современники о творчестве французского композитора Франсиса Пуленка, который более известен в истории музыки, как член знаменитого объединения «Шестёрка». Самый молодой из его участников с непосредственным и самобытным талантом, обладающий невероятным обаянием, добротой, искренностью и тонким чувством юмора, он снискал к себе такое уважение и авторитет, что очень многие из творческих личностей искали с ним дружбы. Многогранное творчество композитора, впитавшее в себя всё лучшее не только из классической, но и современной музыки, в сочетании с чарующей силой природного мелодического дара, обеспечило успех музыке Франсиса Пуленка на долгие времена не только во Франции, но и во всём мире.

Краткую биографию Франсиса Пуленка и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Пуленка

Франсис Жан Марсель – такое имя получил мальчик, появившийся на свет в самом центре Парижа 7 января 1899 года в семье богатого французского фабриканта Эмиля Пуленка. Ребёнок рос в атмосфере большого почитания искусства. Его мать, которую звали Жанни, прекрасно владела фортепиано и старалась привить своим детям вкус и любовь к музыке. Дома часто в её исполнении звучали произведения великих классиков: Моцарта , Бетховена , Шопена , Шуберта и Грига . Кроме этого, значимое влияние на формирование будущего композитора оказал театр, который маленький Франсис начал посещать уже с семилетнего возраста. Весьма яркие впечатления мальчик получал от спектаклей в «Опера-комик».


Своё музыкальное образование Франсис начал в восемь лет, а поскольку игра на фортепиано ему доставляла большое удовольствие, он каждую свою свободную минуту проводил за инструментом. Юный музыкант отдавал предпочтение чтению новых произведений с листа, но вскоре у него возникло желание попробовать самому что-нибудь сочинить. Согласно биографии Пуленка, в 1910 году семья Франсиса из-за наводнения вынуждена была на время покинуть Париж и переехать в Фонтенбло. Там юный музыкант в ненасытной жажде познания новых произведений приобрёл по случаю «Зимний путь » Ф. Шуберта - вокальный цикл, сыгравший ключевую роль в решении Франсиса стать музыкантом.

Однако желания молодого человека никак не совпадали с намерениями его отца, определившего юношу в один из лучших парижских лицеев для получения степени бакалавра. Мальчик с большим трудом осиливал обучение, так как особого интереса к предметам, преподаваемым в учебном заведении, не проявлял, но зато каждую свободную минуту проводил за фортепиано и в 16 лет окончательно поставил перед собой цель: посвятить всю свою жизнь музыке. Изначально Пуленку весьма повезло: с ним согласился заниматься выдающийся пианист-виртуоз Рикардо Виньес, оказавший большое влияние на становление будущего композитора. Педагог развил в своём ученике не только исполнительское мастерство, но и помог в его композиторских начинаниях, а также познакомил с Эриком Сати и Жоржем Ориком, в дальнейшем ставшими очень близкими друзьями Франсиса.


Опалённая юность и начало творческого пути

Летом 1914 началась Первая мировая война. Фронт постоянно приходилось пополнять новыми силами, не избежал военной участи и семнадцатилетний Пуленк, которого мобилизовали в 1916 году. Поначалу он оставался в Париже, затем был откомандирован в окрестности Венсена, в противовоздушное соединение, которое впоследствии было переведено на остров Сен-Мартен. Даже здесь Франциск, не забывая про своё любимое занятие, нашёл старенькое фортепиано, которое помогло ему сочинить «Непрерывные движения», сонату в четыре руки, а несколько позже - «Три пасторали».


Примерно к этому же времени относится появление « Негритянской рапсодии» - произведения для баритона, которое впервые с успехом было исполнено в конце 1917 года. И на следующий день после премьеры весь музыкальный Париж говорил о вновь появившемся молодом талантливом композиторе. С лета 1919 года до осени 1921 года Пуленк проходил службу в министерстве авиации, которое располагалось в столице. Находясь в Париже он активно участвовал в концертах, в которых звучали произведения молодых композиторов, поддерживаемых Э. Соти, ставшего в культурной среде того времени необычайно популярным. После одного из таких концертов было провозглашено рождение знаменитой « Шестёрки», в которую вошли Дариюс Мийо, Артюр Онеггер, Жермен Тайфер, Луи Дюрей, Жорж Орик и Франсис Пуленк. Это объединение стали воспринимать как независимое эстетическое содружество, представляющее новое модное течение. Всё время активно сочиняющий Пуленк к 1920 году был автором трехцветной сюиты и пяти экспромтов, а в 1921 году он пишет десять фортепианных пьес под названием «Прогулки» и комедию-буфф «Непонятный жандарм».


В это же время, после демобилизации из армии, Франсис решает серьёзно заняться совершенствованием теоретических познаний в области гармонии и контрапункта для чего обращается к лучшему в Париже педагогу по композиции Шарлю Кёклену, чьи уроки очень помогли в шлифовании композиторского мастерства Пуленка.

В 1923 году композитор получает заказ от театрального деятеля С.П. Дягилева для труппы «Русских сезонов » написать балет «Лани», в музыке которого уже явно прослеживались творческая индивидуальность и стиль Пуленка. Премьера спектакля с успехом прошла в Монте-Карло в начале января 1924 года, а почти через полгода и в Париже. Примерно к этому же творческому периоду композитора относятся «Песни» на стихи французского поэта XVI века Пьера де Ронсара, «Весёлые песни» на стихи анонимных авторов XVII века, «Трио для фортепиано, гобоя и фагота», «Пастораль», «Две фортепианные новеллетты», «Клавесинный» и «Сельский» концерты, написанные для известной клавесинистки Ванды Ландовской». Чуть позже из-под пера Пуленка по заказу поэтессы Анны де Ноай выходит балет «Утренняя звезда», а также светская кантата «Бал-маскарад».

Вновь война

В середине 30-х годов, когда над Европой нависла фашистская угроза, во Франции борцы - антифашисты создали «Народный фронт», а передовая художественная интеллигенция объединилась в организацию под названием «Народная музыкальная федерация». Франсиск Пуленк не вступил ни в одну из партий, тем не менее, произведения композитора этого периода такие как «Засуха», Концерт для органа», «Литании к Черной Рокамадурской богоматери» и «Месса» наполнены особым драматизмом. Наступила осень 1939 года, Англия и Франция в ответ на нападение гитлеровских войск на Польшу, объявили войну Германии. По этой причине Франсиса Пуленка вновь призвали в армию, где он служил до июня 1940 года, пока не было провозглашено перемирие, по условиям которого немцы оккупировали всю Францию. Демобилизовавшись, композитор до осени гостил у своих кузин в Бордо, работая там над новыми произведениями: виолончельной сонатой и серией детских фортепианных пьесок «История слонёнка Бабара». В октябре он вернулся в свой загородный дом в местечке Нуазей и взялся за сочинение одноактного балета «Примерные животные», в основу сюжета которого были положены басни Жана Лафонтена. Премьера спектакля состоялась в августе 1942 года в театре Парижской национальной оперы.


Летом 1943 года, после совершённого паломничества к святилищам средневекового городка Рокамадура, Пуленк поселился в городе Больё-сюр-Дордонь, там ему в голову прищла мысль написать протестное оккупационному режиму произведение - кантату «Человеческий лик», потом нелегально его издать, тем самым преподнести французам подарок ко дню Освобождения от немецких захватчиков. Весной 1944 года композитор возвращается в свой дом Нуазей, где начинает работу над оперой-буфф «Груди Тирезия» по безудержно - весёлому произведению французского поэта - авангардиста Гийома Аполлинера. Оперу приняли к постановке в Национальный театр комической оперы в 1945 году, однако премьера состоялась лишь через два года. Творческая активность Пуленка с середины 40-х годов не ослабевает, из-под его пера выходит одно произведение за другим, среди них: вокальный цикл «Каллиграммы» (стихи Г. Аполлинера) и произведение для хора а капелла «Четыре маленькие молитвы Франциску Ассизскому».


Гастроли в США


Биография Пуленка гласит, что осенью 1948 года Франсис вместе с вокальным баритоном Пьером Бернаком отправляется в своё первое концертное турне по Соединённым Штатам Америки, где музыка Пуленка исполнялась часто и поэтому была довольно популярна. Гастроли длились два месяца, охватывая многие города страны. Композитору посчастливилось выступить в знаменитом нью-йорском «Карнеги-холл», там вместе с Бостонским симфоническим оркестром он исполнил свой «Сельский концерт». Поездка в Америку оставила у Пуленка очень много впечатлений. Здесь он встретился с подругой своей молодости Вандой Ландовской, познакомился и послушал игру выдающегося пианиста Владимира Горовица, пообщался с Игорем Стравинским , которого считал совершенным гением. Вернувшись в Париж в январе 1949 года, композитор сразу же приступил к сочинению фортепианного концерта, заказ на который он получил от дирекции Бостонского симфонического оркестра. Премьерное исполнение этого произведения состоялось в Бостоне в начале 1950 года во время повторных гастролей по США.

Последний этап творческого пути


В пятидесятые годы Пуленк одного за другим теряет своих лучших друзей, из-за этого его творческая направленность ощутимо меняется: композитор углубляется в философские размышления и человеческие переживания. Примером этому может служить произведение «Stabat mater», которое Франсис посвятил памяти своего друга - талантливого художника Кристиана Берара. В 1953 году, после очередного гастрольного путешествия по США, Канаде, а затем Италии, Пуленк приступает к работе над оперой «Диалоги кармелиток» в основу сюжета которой легло одноимённое произведение французского писателя Жоржа Бернаноса. Премьера спектакля с большим триумфом прошла в миланском театре «Ла Скала» в конце января 1957 года. В последние годы своего жизненного пути Франсис продолжает всё так же интенсивно работать. Самым значимым его произведением этого периода является моно - опера «Человеческий голос», написанная по пьесе Жанна Както - великое творение, в котором композитор реалистично отобразил всю трагедию человеческих чувств. В начале 1963 года, вернувшись домой, после очередного концертного тура по Голландии, Франсис позвонил друзьям и сообщил, что не может с ними встретиться, так как немного приболел. Это случилось утром 30 января, а днём того же дня композитора не стало – у него внезапно остановилось сердце.



Интересные факты о Франсисе Пуленке

  • Свой самый первый музыкальный инструмент - маленькое игрушечное пианино - Франсис получил в подарок двухлетнем возрасте. Ещё не совсем хорошо умея говорить, мальчик называл его «моё до, ре, ми», раскладывал красочные рекламные проспекты магазинов и объяснял всем, что это ноты по которым он играет.
  • Мать Франциска, будучи хорошей пианисткой, понемногу начала заниматься музыкой с мальчиком, когда тому исполнилось четыре года. Какими-то особенными способности ребёнка назвать было нельзя, но в пять лет он уже кое-что мог сыграть на инструменте.
  • Воспитываясь на произведениях великих композиторов, которые постоянно звучали в исполнении матери Франциска, особые чувства мальчик испытывал, слушая музыку В.А. Моцарта , и эти впечатления из детства сохранились у Пуленка на всю жизнь.
  • Однажды в юношеском возрасте, отдыхая в летние месяцы с родителями в загородном доме недалеко от Парижа, Пуленк случайно встретил Дариуса Мийо. Франциск попросил автограф у известного уже в то время композитора, но получил отказ. Через несколько лет они стали добрыми друзьями и участниками знаменитого творческого объединения «Шести».
  • Из биографии Пуленка мы узнаём, что композитор не учился ни в одном специальном музыкальном учебном заведении. Всё его образование складывалось из частных уроков, которые он брал по фортепиано, а затем и по композиции.
  • «Негритянская рапсодия», написанная восемнадцатилетним Пуленком, была с успехом исполнена на одном из вечеров творческой интеллигенции. Окрылённый общественным признанием, Франсис принял решение серьёзно заняться композиторской практикой. Для пополнения теоретических знаний он обратился к Полю Антуау Видалю, известному композитору и дирижёру. Видаль, посмотрев первые такты «Негритянской рапсодии», очень сильно возмутился, обругал молодого человека и прогнал прочь.


  • В 1922 году по просьбе одного американского знакомого Пуленк должен был написать хоровое произведение для студентов Гарвардского университета. Композитор с радостью принявший заказ, с усердием взялся за его исполнение, выбрав для этого тексты вакхических гимнов 17 века. Когда сочинение, которое Франсис назвал «Застольными песнями», было закончено, Пуленк отправил его в Америку, с нетерпением дожидаясь ответа. И какое же было разочарование автора, когда он получил послание, в котором говорилось, что, к большому сожалению, произведение не может быть исполнено, так как в нём воспеваются алкогольные напитки, в то время запрещенные в Соединённых Штатах. «Застольные песни» были впервые исполнены только через 28 лет в 1950 году.
  • Франсиск Пуленк очень гордился дружбой с Сергеем Прокофьевым . Они очень любили играть в бридж и шахматы, а перед выступлениями Прокофьева всегда вместе репетировали на двух роялях: проигрывали фортепианные концерты от начала и до конца (Пуленк исполнял на инструменте оркестровую партию). Для каждого из них такое музицирование было весьма ценным: Прокофьев повторял концертное произведение, а Пуленк приобщался к творениям композитора, которого очень ценил.

  • В 1944 году Франсиск Пуленк вместе с певцом Пьером Бернаком путешествуя по оккупированной немцами Бельгии, в конце одного из концертов исполнили произведение композитора, в котором прозвучали слова о страданиях народа Франции. Публика, прослушав песню, демонстративно встала, а присутствующие на выступлении немецкие офицеры не поняли текст и этому эпизоду никакого особого значения не придали. К большому счастью на концерте не было гестаповцев, иначе у музыкантов были бы очень большие проблемы.
  • Франсиск Пуленк никогда не скрывал и не стыдился своей нетрадиционной ориентации. Однако у него были отношения не только с мужчинами, но и с женщинами, например, от романа с Фредерикой Лебедефф у него в 1946 году родилась дочь Мари-Анж, которая после смерти отца стала бенефициарным владельцем его имущества.

Творчество Франсиса Пуленка


Творческую жизнь Франсиса Пуленка, которая длилась почти полвека, по сравнению с другими композиторами, можно назвать счастливой. Он не испытывал горестных разочарований из-за отказа издателей напечатать его произведения, а его сочинения долго не залеживались и почти сразу с успехом исполнялись. Пуленк оставил потомкам большое наследие, которое включает в себя более ста сорока произведений, написанных в разных жанрах. Это оперы, балеты, кантаты, вокальные циклы, концерты, фортепианные и камерно - вокальные сочинения. Его творчество очень многогранно и иногда представляется даже весьма противоречивым. Например, сравнивая оперы композитора: комедию-буффа «Груди Тирезия», трагическую поэму-мистерию «Диалоги кармелиток » и лирическую трагедию «Человеческий голос », нелегко поверить, что эти три популярных произведения написаны одним и тем же автором.

Всемирно-известными вокальными шедеврами композитора являются кантаты: «Лик человеческий», «Засуха» и «Бал-маскарад», а из духовной музыки: «Stabat Mater», мотеты и мессы. Помимо вокально-хоровой музыки, в которой Пуленк наиболее ярко выразил свой мелодический дар, композитор довольно много произведений сочинял для фортепиано – от маленьких пьесок до крупных концертов, а также в дуэте с такими инструментами, как виолончель , флейта , кларнет , валторна и фагот .

Музыка Пуленка в кино

Музыку Франсиса Пуленка часто можно услышать в кино. К некоторым фильмам, таким как:

«Миарка, девочка с медведем» (1937), «Поездка в Америку» (1951), «Симфония в белом» (1942), «Герцогиня Ланже» (1942) , композитор написал музыку специально. Кроме того, многие режиссёры используют отрывки произведений композитора, включая их в саундтреки к фильмам, например:


Фильм

Произведение

«Путешествие времени», 2016

месса «Gloria»

«Великая красота», 2013

«Три вечных движения»

«Город финального назначения», 2009

соната для скрипки и ф-но

«Голова в облаках», 2004

«Литания к черной Рокамадурской богоматери»

«Рождённый огнём», 1987

соната для флейты

«Радостный шум», 1961

месса «Gloria»

Анализируя творчество Франсиса Пуленка, можно с уверенностью подтвердить, что он занял значимое место не только в истории французской, но и мировой музыки. В нынешнее время интерес к произведениям композитора постоянно возрастает не только со стороны профессионалов, но простых слушателей, которых до глубины души трогает эмоциональная, темпераментная, мелодичная музыка, колоритно отражающая национальную культуру Франции.

Видео: слушать Франсиса Пуленка

ПУЛЕНК Франсис

(7 I 1899, Париж - 30 I 1963, там же)

Моя музыка - это мой портрет.

Ф. Пуленк

Ф. Пуленк - один из самых обаятельных композиторов, которых дала миру Франция в XX столетии. Он вошел в историю музыки как участник творческого союза "Шести". В "Шестерке" - самый молодой, едва перешагнувший порог двадцатилетия, - он сразу завоевал авторитет и всеобщую любовь своим талантом - самобытным, живым, непосредственным, а также чисто человеческими качествами - неизменным юмором, добротой и чистосердечностью, а главное - умением одаривать людей своей необыкновенной дружбой. "Франсис Пуленк - это сама музыки", - писал о нем Д. Мийо, - "я не знаю другой музыки, которая действовала бы столь же непосредственно, была бы столь же просто выражена и достигала бы цели с такой же безошибочностью".

Будущий композитор родился в семье крупного промышленника. Мать - прекрасная музыкантша - была первой учительницей Франсиса, она передала сыну свою безграничную любовь к музыке, преклонение перед В. А. Моцартом, Р. Шуманом, Ф. Шубертом, Ф. Шопеном. С 15 лет его музыкальное образование продолжалось под руководством пианиста Р. Виньеса и композитора Ш. Кёклена, которые приобщили молодого музыканта к современному искусству, к творчеству К. Дебюсси, М. Равеля, а также к новым кумирам молодых - И. Стравинскому и Э. Сати. Молодость Пуленка совпала с годами первой мировой войны. Он был призван в армию, это помешало ему поступить в консерваторию. Однако на музыкальной арене Парижа Пуленк появился рано. В 1917 г. восемнадцатилетний композитор дебютировал на одном из концертов новой музыки Негритянской рапсодией для баритона и инструментального ансамбля. Это произведение имело такой шумный успех, что Пуленк сразу стал знаменитостью. О нем заговорили.

Вдохновленный успехом, Пуленк вслед за Негритянской "рапсодией" создает вокальные циклы "Бестиарий" (на ст. Г. Аполлинера), "Кокарды" (на ст. Ж. Кокто); фортепианные пьесы "Вечные движения, Прогулки"; хореографический концерт для фортепиано с оркестром "Утренняя серенада"; балет с пением "Лани", поставленный в 1924 г. в антрепризе С. Дягилева. Мийо откликнулся на эту постановку восторженной статьей: "Музыка "Ланей" как раз такова, какую и можно ожидать от ее автора... Этот балет написан в виде танцевальной сюиты... с таким богатством оттенков, с такой элегантностью, нежностью, очарованием, с каким нас столь щедро одаривают лишь произведения Пуленка... Значение этой музыки непреходящее, время ее не тронет, и она навсегда сохранит свою юношескую свежесть и оригинальность".

В ранних произведениях Пуленка проявились уже самые существенные стороны его темперамента, вкуса, творческого почерка, особая чисто парижская окраска его музыки, ее неразрывная связь с парижской шансон. Б. Асафьев, давая характеристику этим сочинениям, отметил "ясность... и живость мышления, задорный ритм, меткую наблюдательность, чистоту рисунка, сжатость - и конкретность изложения".

В 30-е гг. расцветает лирический талант композитора. Он с увлечением работает в жанрах вокальной музыки: пишет песни, кантаты, хоровые циклы. В лице Пьера Бернака композитор обрел талантливого интерпретатора своих песен. С ним в качестве пианиста он много и успешно гастролировал по городам Европы и Америки на протяжении более чем 20 лет. Большой художественный интерес представляют хоровые сочинения Пуленка на духовные тексты: Месса, "Литании к черной Рокамадурской богоматери", Четыре мотета на время покаяния. Позднее - в 50-е гг. будут созданы также "Stabat mater, Gloria", Четыре рождественских мотета. Все сочинения - очень разноплановые по стилю, в них отразились традиции хоровой музыки Франции различных эпох - от Гийома де Машо до Г. Берлиоза. Годы второй мировой войны Пуленк проводит в осажденном Париже и в своем загородном особняке в Нуазе, разделяя со своими соотечественниками все тяготы военной жизни, глубоко страдая за судьбу родины, своего народа, родных и друзей. Горестные мысли и чувства этого времени, но также и веру в победу, в свободу отразила кантата "Лик человеческий" для двойного хора a cappella на стихи П. Элюара. Поэт французского Сопротивления Элюар создавал свои стихи в глубоком подполье, откуда тайно под вымышленным именем переправил их Пуленку. Композитор также хранил в тайне работу над кантатой и ее издание. В самый разгар войны это было актом большого мужества. Не случайно в день освобождения Парижа и его предместий партитуру "Лика человеческого" Пуленк с гордостью выставил в окне своего дома рядом с национальным флагом.

Выдающимся мастером-драматургом проявил себя композитор в оперном жанре. Первая опера "Груди Терезия" (1944 г., на текст фарса Г. Аполлинера) - веселая, легкая и фривольная опера-buffа - отразила склонность Пуленка к юмору, шутке, эксцентрике. 2 последующие оперы - в ином жанре. Это драмы с глубоким психологическим развитием. "Диалоги кармелиток" (либр. Ж. Бернаноса, 1953) раскрывает мрачную историю гибели обитательниц кармелитского монастыря во времена Великой французской революции, их героическую жертвенную смерть во имя веры. "Человеческий голос" (по драме Ж. Кокто, 1958) - лирическая монодрама, в которой звучит живой и трепетный человеческий голос - голос тоски и одиночества, голос покинутой женщины. Из всех произведений Пуленка эта опера принесла ему наибольшую популярность в мире. В ней проявились самые яркие стороны дарования композитора. Это вдохновенное сочинение, проникнутое глубокой человечностью, тонким лиризмом. Все 3 оперы создавались в расчете на замечательный талант французской певицы и актрисы Д. Дюваль, которая стала первой исполнительницей в этих операх.

Завершают творческий путь Пуленка 2 сонаты - Соната для гобоя и фортепиано, посвященная С. Прокофьеву, и Соната для кларнета и фортепиано, посвященная А. Онеггеру. Внезапная смерть оборвала жизнь композитора в период большого творческого подъема, в разгар концертных гастролей.

Наследие композитора составляют около 150 произведений. Наибольшей художественной ценностью обладает его вокальная музыка - оперы, кантаты, хоровые циклы, песни, лучшие из которых написаны на стихи П. Элюара. Именно в этих жанрах по-настоящему открылся щедрый дар Пуленка-мелодиста. Его мелодии, подобно мелодиям Моцарта, Шуберта, Шопена, сочетают в себе обезоруживающую простоту, тонкость и психологическую глубину, служат выражением души человеческой. Именно мелодическое обаяние обеспечило длительный и непреходящий успех музыке Пуленка во Франции и за ее пределами.


Творческие портреты композиторов. - М.: Музыка . 1990 .

Смотреть что такое "ПУЛЕНК Франсис" в других словарях:

    Пуланк (Poulenc) (1899 1963), французский композитор, пианист. Входил в «Шестёрку». Буффонная опера «Груди Тирезия», трагедийная «Диалоги кармелиток», лирико психологическая моноопера (для одного исполнителя) «Человеческий голос» (1958),… … Энциклопедический словарь

    Франсис Пуленк Francis Poulenc Photo by Roge … Википедия

    Франсис Пуленк. Photo by Roger Viollet (1949 год) Франсис Жан Марсель Пуленк (фр. Francis Jean Marcel Poulenc; 7 января 1899, Париж 30 января 1963, там же) французский композитор, пианист, критик. Биография Происходит из богатой и известной (по… … Википедия

    Пуленк (правильнее Пуланк) (Poulenc) Франсис (7.1.1899, Париж, 30.1. 1963, там же), французский композитор. Ученик Р. Виньеса (фортепиано) и Ш. Кёклена (композиция). Входил в «Шестёрку» (с 1920). Воспитывался на образцах классической и… … Большая советская энциклопедия

    Пуленк, Франсис - ПУЛЕНК (Poulenc) Франсис (1899 1963), французский композитор. Участник “Шестерки”. Композитор лирик, Пуленк особое внимание уделял мелодии (Пуленка называли “французским Шубертом”). Высшие достижения связаны с оперой: буффонная “Груди Тирезия”… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (Poulenc, Francis) (1899 1963), французский композитор и пианист. Родился 7 января 1899 в Париже. Пуленк был в основном самоучкой, хотя в студенческие годы вместо того, чтобы исполнять строгие предписания родителей в отношении его образования,… … Энциклопедия Кольера

Страны Профессии Инструменты

Франси́с Жан Марсе́ль Пуле́нк (фр. Francis Jean Marcel Poulenc ; 7 января , Париж - 30 января , там же) - французский композитор, пианист, критик, виднейший из участников французской Шестёрки .

Биография

Моя музыка - это мой портрет. Ф. Пуленк

Ф. Пуленк - один из самых обаятельных композиторов, которых дала миру Франция в ХХ столетии. Он вошел в историю музыки как участник творческого содружества «Шестёрка» . В Шестёрке - самый молодой, едва перешагнувший порог двадцатилетия, - он сразу завоевал авторитет и всеобщую любовь своим талантом - самобытным, живым, непосредственным, а также чисто человеческими качествами - неизмеримым юмором, добротой и чистосердечностью, а главное - умением одаривать людей своей необыкновенной дружбой.

Франсис Пуленк - это сама музыка, я не знаю другой музыки, которая действовала бы столь же непосредственно, была бы столь же просто выражена и достигала бы цели с такой же безошибочностью. Мийо

Период, когда Франсис Пуленк состоял в группе "Шести" является самым ярким в его жизни и творчестве, одновременно заложившим основы его популярности и профессиональной карьеры. Вот что сам Пуленк говорил об этом времени четверть века спустя:

- (Франсис Пуленк, «Мои друзья и я».)

Будущий композитор родился в семье крупного фабриканта . Мать - прекрасная музыкантша - была первой учительницей Франсиса, она передала сыну свою безграничную любовь к музыке, преклонение перед В.А Моцартом , Р.Шуманом , Ф.Шубертом , Ф.Шопеном . С 15 лет его музыкальное образование продолжалось под руководством пианиста Р. Виньеса и композитор Ш. Кёклена , которые приобщили молодого музыканта к современному искусству, к творчеству К. Дебюсси , М. Равеля , а также к новым кумирам молодых - И. Ф. Стравинского и Э. Сати .
Молодость Пуленка совпала с годами первой мировой войны. Он был призван в армию, это помешало ему поступить в консерваторию. Однако на музыкальной арене Парижа Пуленк появился рано. В 1917 г. восемнадцатилетний композитор дебютировал на одном из концертов новой музыки Негритянской рапсодией для баритона и инструментального ансамбля. Это произведение имело такой шумный успех, что Пуленк сразу стал знаменитостью. О нем заговорили.
Вдохновленный успехом, Пуленк вслед за Негритянской рапсодией создает вокальный цикл Бестиарий (на стихи Г. Аполлинера), Кокарды (на стихи Ж. Кокто); фортепианные пьесы Вечные движения, Прогулки; хореографический концерт для фортепиано с оркестром Утренняя серенада; балет с пением Лани, поставленный в 1924г. в антрепризе С.Дягилева . Мийо откликнулся на эту постановку восторженной статьей:

Музыка «Ланей» как раз такова, какую и можно ожидать от ее автора…Этот балет написан в виде танцевальной сюиты… с таким богатством оттенков, с такой элегантностью, нежностью, очарованием, с каким нас столь щедро одаривают лишь произведения Пуленка…Значение этой музыки непреходящее, время ее не тронет, и она навсегда сохранит свою юношескую свежесть и оригинальность.

В ранних произведениях Пуленка проявились уже самые существенные стороны его темперамента, вкуса, творческого почерка, особая чисто парижская окраска его музыки, ее неразрывная связь с парижским шансоном. Б. Асафьев , давая характеристику этим сочинениям, отметил ясность… и живость мышления, задорный ритм, меткую наблюдательность, чистоту рисунка, сжатость и конкретность изложения.
В 30-е гг. расцвел лирический талант композитора. Он с увлечением работает в жанрах вокальной музыки: пишет песни, кантаты, хоровые циклы. В лице Пьера Бернака композитор обрел талантливого интерпретатора своих песен. С ним в качестве пианиста он много и успешно гастролировал по городам Европы и Америки на протяжении более чем 20 лет. Большой художественный интерес представляют хоровые сочинения Пуленка на духовные тексты: Месса, Литании к черной Рокамадурской богоматери, Четыре мотета на время покаяния. Позднее - в 50-е гг. будут созданы также Stabat mater, Gloria, Четыре рождественских момента. Все сочинения - очень разноплановые по стилю, в них отразились традиции хоровой музыки Франции различных эпох - от Гийома де Машо до Г.Берлиоза . Годы второй мировой войны Пуленк проводит в осажденном Париже и в своем загородном особняке в Нуазе, разделяя со своими соотечественниками все тяготы военной жизни, глубоко страдая за судьбу родины и друзей.
Горестные мысли и чувства этого времени, но также и веру в победу, в свободу отразила кантата Лик человеческий для двойного хора а cappella на стихи П. Элюара . Поэт французского Сопротивления Элюар создавал свои стихи в глубоком подполье, откуда тайно под вымышленным именем переправлял их Пуленку. Композитор также хранил в тайне работу над кантатой и ее издание. В самый разгар войны это было актом большого мужества. Не случайно в день освобождения Парижа и его предместий партитуру Лика человеческого Пуленк с гордостью выставил в окне своего дома рядом с национальным флагом.
Выдающимся мастером - драматургом проявил себя композитор в оперном жанре. Первая опера Груди Терезия (1944 г., на текст фарса Г. Аполлинера) - веселая, легкая и фривольная опера - buffa - отразила склонность Пуленка к юмору, шутке, эксцентрике. Две последующие оперы - в ином жанре. Это драмы с глубоким психологическим развитием. Диалоги кармелиток (либретто Ж. Бернаноса , 1953) раскрывает мрачную историю гибели обитательниц кармелитского монастыря во времена Великой французской революции, их героическую жертвенную смерть во имя веры. Человеческий голос (по драме Ж. Кокто , 1958) - лирическая монодрама, в которой звучит живой и трепетный человеческий голос - голос тоски и одиночества, голос покинутой женщины. Из всех произведений Пуленка эта опера принесла ему наибольшую популярность в мире. В ней проявились самые яркие стороны дарования композитора. Это вдохновенное сочинение, проникнутое глубокой человечностью, тонким лиризмом. Все 3 оперы создавались в расчете на замечательный талант французской певицы и актрисы Д. Дюваль , которая стала первой исполнительницей в этих операх.
Завершают творческий путь Пуленка 2 сонаты - Соната для гобоя и фортепиано, посвященная С. Прокофьеву, и Соната для кларнета и фортепиано, посвященная А. Онеггеру . Внезапная смерть оборвала жизнь композитора в период большого творческого подъема, в разгар концертных гастролей.
Наследие композитора составляют около 150 произведений. Наибольшей художественной ценностью обладает его вокальная музыка - оперы, кантаты, хоровые циклы, песни, лучшие их которых написаны на стихи П. Элюара . Именно в этих жанрах по - настоящему открылся щедрый дар Пуленка - мелодиста. Его мелодии, подобно мелодиям Моцатра , Шуберта , Шопена , сочетают в себе обезоруживающую простоту, тонкость и психологическую глубину, служат выражением души человеческой. Именно мелодическое обаяние обеспечило длительный и непреходящий успех музыке Пуленка во Франции и за ее пределами.
Похоронен на кладбище Пер-Лашез .

Сочинения

  • Оперы «Груди Терезия» (1947), «Диалоги кармелиток» (1957), «Человеческий голос» (1959).
  • Балеты «Лани» (фр. Les Biches ; 1924, точнее было бы переводить «Козочки» или «Милашки» , поскольку речь идёт о легкомысленных девушках), «Примерные звери» (1942).
  • Кантаты «Засуха», «Лик человеческий» (1943), «Бал-маскарад»
  • Негритянская рапсодия для фортепиано, флейты, кларнета, струнного квартета и голоса (1917).
  • Два марша и интермедия для камерного оркестра (1938).
  • Два интермеццо для фортепиано (1934) №1 (C-dur) №2 (Des-dur)
  • Концерты: «Утренняя серенада», концерт-балет для фортепиано и 18 инструментов (1929), Сельский концерт для чембало (клавесина) и оркестра (1938), Концерт для 2 фортепиано с оркестром (1932), Концерт для органа, струнного оркестра и литавр (1938).
  • Вокальные циклы «Бестиарий» на стихи Аполлинера и «Кокарды» на стихи Кокто (1919), Пять романсов на сти­хи Ронсара , Озорные песни и др.

Литература

  • Медведева И. Франсис Пуленк. М.: Сов. композитор, 1969.-240 с.,ил.-(Зарубежная музыка.Мастера XX века).
  • Шнеерсон Г. Французская музыка XX века. М., 1970. С.264-284.
  • Дюмениль Р. Современные французские композиторы группы "Шести" Л., 1964. С.96-106.
  • Творческий портрет композиторов. Справочник. М., «Музыка» 1989г.

Источники


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Пуленк" в других словарях:

    - (правильнее Pуланк) (Poulenc) Франсис (7 I 1899, Париж 30 I 1963, там же) франц. композитор. Ученик Р. Виньеса (фп.) и III. Кёклена (композиция). П. с успехом концертировал как пианист на родине и в др. странах. Входил в Шестёрку (с 1920) … Музыкальная энциклопедия

    - (правильнее Пуланк) (Poulenc) Франсис (7.1.1899, Париж, 30.1. 1963, там же), французский композитор. Ученик Р. Виньеса (фортепиано) и Ш. Кёклена (композиция). Входил в «Шестёрку» (См. Шестёрка) (с 1920). Воспитывался на образцах… …

    Пуленк Ф. - ПУЛÉНК, Пуланк (Poulenc) Франсис (1899–1963), франц. композитор, пианист. Ученик Ш. Кеклена. Входил в содружество композиторов Шестёрка. Буффонная оп. Груди Тирезия (по Г. Аполлинеру, 1944), трагедийная – Диалоги кармелиток (по Ж.… … Биографический словарь

    Пуленк Ф. - ПУЛÉНК (Poulenc) Франсис (7.1.1899, Париж, – 30.1.1963, там же), франц. композитор и пианист. Учился у Ш. Кеклена. В нач. 1920 х гг. вошёл в группу композиторов Шестёрка. В кон. 30 х гг. примкнул к Нар. муз. федерации. Автор опер, мн.… … Балет. Энциклопедия

    Пуленк (правильнее Пуланк) (Poulenc) Франсис (7.1.1899, Париж, 30.1. 1963, там же), французский композитор. Ученик Р. Виньеса (фортепиано) и Ш. Кёклена (композиция). Входил в «Шестёрку» (с 1920). Воспитывался на образцах классической и… … Большая советская энциклопедия

    Пуленк, Франсис - ПУЛЕНК (Poulenc) Франсис (1899 1963), французский композитор. Участник “Шестерки”. Композитор лирик, Пуленк особое внимание уделял мелодии (Пуленка называли “французским Шубертом”). Высшие достижения связаны с оперой: буффонная “Груди Тирезия”… … Иллюстрированный энциклопедический словарь


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении