mppss.ru – Все про автомобили

Все про автомобили

Надписи на могилах известных людей. Памятники на могилах известных людей: вечная память великим. На десерт три эпитафии на могилах знаменитых людей

«Каждый человек - это мир, который с ним рождается и с ним умирает; под всякой могильной плитой лежит всемирная история».

Генрих Гейне

«БУДЬ СЧАСТЛИВ, ПОКА ТЫ ЖИВОЙ...»

Однажды один молодой, но очень несчастный человек решил покончить с собой. А именно - застрелиться. Поскольку юноша этот был не только несчастным, но и еще и чрезвычайно стеснительным, то, чтобы никому не докучать и не вызывать к себе излишнего внимания, в качестве места для совершения акта самоубийства он выбрал городское кладбище. Время и дату также подобрал что надо - полночь, в полнолуние. И вот, тихо ступая по залитому луной кладбищу, наш юноша стал искать скамейку, сидя на которой можно было бы спокойно свести со злодейкой судьбой счеты. Скамейки, как назло - или на счастье, нигде не было. Пройдя несколько десятков могил, юноша вдруг едва не вскрикнул от неожиданности: перед ним, освещенная полной луной, стояла девушка, вся в черных одеждах и... с крыльями за спиной. И только внимательно присмотревшись, он успокоено вздохнул: это был обычный памятник. Такой, какие часто ставят на могилах детей и молодых девушек. Внимание юноши невольно привлек текст, высеченный у подножия ангела. Имя девушки... дата рождения и смерти... и - надпись на латинском:

«Heus tu, viator lasse, qui me praetereis. Veni hoc et queiesce pusilu. Cum diu ambulareis, tamen hoc veniundum est tibi. Bene vive, propera...»

Юноша знал латинский и, прочитав текст, застыл еще в большем удивлении. «Эй, прохожий, ты, видно, устал идти. Отдохни здесь немного. Путь твой еще долог, хоть и закончится здесь. Ступай и будь счастлив, пока ты живой...» - гласил текст эпитафии.

Эти необычные слова произвели магическое действие: пятясь от черного ангела, натыкаясь на ограды и кусты, юноша вынул из кармана револьвер и швырнул его в сторону. Затем повернулся и бросился бежать прочь.

Так несколько слов, начертанных на могиле, спасли жизнь Стефану Цвейгу, в будущем - знаменитому австрийскому писателю.

«ЕСЛИ ОДНАЖДЫ ТЫ ПОЧУВСТВУЕШЬ СЕБЯ САМЫМ СЧАСТЛИВЫМ...»

Что такое эпитафия? Слово это состоит из двух греческих: «эпи» - «над» и «тафос» - «могила». Так в Древней Греции первоначально называлась надгробная речь, а позже - надгробная надпись. Считается, что искусство эпитафии возникло в Древней Греции, хотя эпитафиями можно считать и многочисленные иероглифы, покрывавшие саркофаги древних египтян, и могильные надписи в Древней Иудее, Вавилоне, Парфии, не говоря уже о Древнем Китае и, особенно, Японии, где надмогильные надписи приобрели статус искусства.

Нигде, пожалуй, не найти столь лаконичных, и столь же красивых изречений, как на старых японских кладбищах:

«Поздно прикрывать теплым одеялом могильный камень»

«Умереть не трудно, трудно жить»

«Дурные дела для вечности - пыль, хорошие дела - тоже пыль. Но как ты хочешь, чтобы о тебе вспоминали?»

Один из российских тележурналистов, посетивших Японию, с восторгом рассказывал о красоте японских кладбищ, цитируя необычные и мудрые надписи, прочитанные им на могильных камнях. Одна из них - это была могила молодой женщины - особенно его поразила. Текст гласил:

«Пока жива была, ты не ценил меня, мой милый. Как умерла - то, хоть цени, хоть не цени, мне все равно, мой милый...»

Старая французская пословица учит: «Если однажды ты почувствуешь себя самым счастливым человеком на свете - сходи на кладбище. А когда почувствуешь себя самым несчастным - сходи туда снова». Этот совет часто любят давать философы и психологи. И неспроста: там, на кладбище, в неуютной тиши, вглядываясь в выцветшие фотографии умерших, вчитываясь в скорбные строки на холодных мрачных плитах, поневоле отрезвляешься - и от безумной эйфории счастья, и от обессиливающей душевной боли.

Давайте же и мы, любезный читатель, совершим небольшую прогулку по кладбищам мира и ознакомимся с тем, что пишут люди на могилах. А пишут они, как оказывается, всякое...

«ВСЕ МЫ СИДИМ В СТОЧНОЙ КАНАВЕ...»

Начнем с эпитафий знаменитых людей. Вот начало текста, начертанного на той плите, под которой в Вестминстерском аббатстве похоронен великий физик Ньютон:

«Здесь покоится Исаак Ньютон, беспримерною силою ума и могуществом математики впервые объяснивший движение планет, пути комет, приливы и отливы океана...»

В двух шагах от могилы Ньютона покоится прах другого выдающегося ученого - Чарлза Дарвина. На стене небольшой барельеф с изображением Дарвина и надпись:

«Чарлз Дарвин родился 12 февраля 1809. Скончался 19 апреля 1882. Автор «Происхождения видов» и других естественно научных сочинений»

На надгробном камне великого математика Лейбница - всего два слова: «Гению Лейбница».

«Он вырвал у неба молнию, а затем у тиранов скипетры», - вырезано на бюсте Бенджамену Франклину, американскому философу, борцу за свободу, естествоиспытателю, изобретателю громоотвода и кресла-качалки.

«Остановивший солнце - двинувший землю», - написано на постаменте памятника Николаю Копернику, что стоит в городе Торуни.

«Наконец счастлив» - эту короткую фразу, совсем не относящуюся ни к науке, ни к своим заслугам перед ней, просил поместить на его могиле один из творцов учения об электричестве - Ампер.

На могиле Всеволода Багрицкого, погибшего в Великую Отечественную войну, написаны строки Марины Цветаевой:

«Я вечности не приемлю!

Зачем меня погребли?

Мне так не хотелось в землю

С любимой моей земли!»

Надпись на могиле Андрея Тарковского на Русском кладбище Сент Женевьев де Буа в Париже: «Человеку, который увидел ангела».

Вот надгробная надпись с родового кладбища Салтыковых, у поместья писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина Спас-Угол: «Прохожий, ты идешь, а не лежишь, как я. Постой и отдохни на гробе у меня. Сорви былиночку и вспомни о судьбе. Я дома. Ты в гостях. Подумай о себе. Как ты, был жив и я, Умрешь и ты, как я...»

На памятнике легендарному московскому врачу Федору Гаазу высечен его знаменитый девиз: «Спешите делать добро!»

Еще одна знаменитая эпитафия начертана на могиле Александра Грибоедова: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя» (Александру Грибоедову - Нина Грибоедова. Тбилиси.)

И, наконец, одна из самых блестящих эпитафий украшает могилу английского писателя Оскара Уайльда. Это - одна из его знаменитых цитат-парадоксов: «Все мы сидим в сточной канаве, но некоторые из нас смотрят на звезды».

«ПАМЯТКИ» ВЕЛИКИХ

Знаменитый венгерский математик, один из создателей неэвклидовой геометрии, Янош Бойаи в своем скромном завещании писал: «Над моей могилою не нужно ставить никакого памятника - только яблоню в память о трех яблоках: двух, Евы и Париса, которые превратили Землю в ад, и яблоке Ньютона, который вновь вознес Землю до круга небесных тел». Увы, но даже такая просьба Бойаи не была выполнена. Умер он в страшной нищете и был похоронен в общей могиле. А к записи в реформаторской церкви кто-то приписал: «Его жизнь прошла без всякой пользы...»

Нечто похожее случилось и с французским писателем Жюлем Ренаром. «В моем памятнике, - шутливо писал он в своем Дневнике, - выдолбите маленькую дырочку на макушке, чтобы птицы прилетали туда пить». Памятника он не дождался. Последние дни он провел в больнице для нищих. До последнего дня он не прекращал вести Дневник, с горькой иронией отмечая в нем свои мысли и ощущения - ощущения настолько больного человека, что уже был не в состоянии контролировать отправление естественных надобностей...

Многие из знаменитых писателей, поэтов и художников сочиняли собственные эпитафии. Далеко не всегда они в действительности предназначались для их будущих могил, но нам будет любопытно узнать, что же они сообщали в этих, пусть зачастую и шутливых, но во многом верных «памятках» о себе.

Эпитафия поэта Константина Батюшкова:

Не нужны надписи для камня моего,

Скажите просто здесь: он был и нет его!

Эпитафия Александра Пушкина:

Здесь Пушкин погребен; он с музой молодою,

С любовью, леностью провел веселый век,

Не делал доброго, однако ж был душою,

Ей Богу, добрый человек.

Михаил Лермонтов придумал для себя такие строки:

Простосердечный сын свободы,

Для чувств он жизни не щадил;

И верные черты природы

Он часто списывать любил.

Он верил темным предсказаньям,

И талисманам, и любви,

И неестественным желаньям

Он отдал в жертву дни свои.

И в нем душа запас хранила

Блаженства, муки и страстей.

Он умер. Здесь его могила.

Он не был создан для людей.

Популярный поэт-сатирик начала XX века Владимир Соловьев посчитал, что надгробные строки о нем должны быть непременно самыми простыми и одновременно нравоучительными:

Владимир Соловьев

Лежит на месте этом.

Сперва был философ,

А ныне стал шкелетом.

Иным любезен быв,

Он многим был и враг;

Но, без ума любив,

Сам ввергнулся в овраг.

Он душу потерял,

Не говоря о теле:

Её диавол взял,

Его ж собаки съели.

Прохожий! Научись из этого примера,

Сколь пагубна любовь и сколь полезна вера.

ДВЕ САМЫЕ КРАСИВЫЕ ЭПИТАФИИ

Если говорить о русских литературных эпитафиях, то, пожалуй, самые красивые из них сочинили два выдающихся русских поэта - Иван Бунин и Марина Цветаева. Безукоризненно изящный, тонкий, чуткий Бунин написал немало прекрасных строк. В их числе и «Могильная надпись»:

Несть, Господи, грехов и злодеяний

Превыше милосердья Твоего!

Рабу земли и суетных желаний

Прости грехи за горести его.

Завет любви хранил я в жизни свято:

Во дни тоски, наперекор уму,

Я не питал змею вражды на брата,

я всё простил, по слову Твоему.

Я, тишину познавший гробовую,

Я, воспринявший скорби темноты,

Из недр земных земле благовествую

Глаголы Незакатной Красоты!

И все же самая красивая, на мой взгляд, эпитафия принадлежит перу Марины Цветаевой. Это стихотворение просто невозможно просто так прочесть и забыть. Написанное в мае 1913 года в Коктебеле, оно завораживает своим простым ритмом и каким-то потусторонним, непонятным, пугающе-манящим смыслом:

Идешь, на меня похожий,

Глаза устремляя вниз.

Я их опускала - тоже!

Прохожий, остановись!

Прочти - слепоты куриной

И маков набрав букет,

Что звали меня Мариной

И сколько мне было лет.

Не думай, что здесь - могила

Что я появлюсь, грозя...

Я слишком сама любила

Смеяться, когда нельзя!

И кровь приливала к коже,

И кудри мои вились...

Я тоже была, прохожий!

Прохожий, остановись!

Сорви себе стебель дикий

И ягоду ему вслед, -

Кладбищенской земляники

Крупнее и слаще нет.

Но только не стой угрюмо.

Главу опустив на грудь,

Легко обо мне подумай,

Легко обо мне забудь.

Как луч тебя освещает!

Ты весь в золотой пыли...


«ПЧЕЛА ЖУЖЖАЛА У ОКНА...»

Вернемся к реальным эпитафиям. Некоторые из них, несмотря на их внешнюю простоту и даже непривлекательность, нельзя читать без сердечного трепета. Возможно, эти надписи и лишены каких-либо художественных достоинств, но они абсолютно искренни, так как сочинялись не холодным умом, а горячим, болящим сердцем. И потому очень трудно читать их спокойным и ровным голосом.

Вот, например, трогательные слова мужа, овдовевшего после тридцатитрехлетнего супружества, который жалуется, что смерть жены разбила его сердце.

«О, если бы небу угодно было, чтобы рок, унесший тебя, постиг нас обоих!» И тут же, чуть ниже, слова: «Смертью своей она огорчила меня впервые».

Римская аристократка Юлия Филематион, отличавшаяся добротой и благотворительностью, заслужила от своих вольноотпущенников следующую изящную эпитафию: «Ее характер, ее красота, все ее счастливые дары были слаще меда».

Вот еще одна надпись, прочитанная на римском кладбище. Какая-то женщина, по-видимому, не особенно ревнивая, но любящая своего мужа, дает ему из глубины своей могилы следующий совет:

«Друг мой, прогони печаль, развлекись и приди ко мне».

А вот несколько эпитафий с кладбищ Перми. Марии Журавлевой кто-то из родных оставил такие прощальные строки:

«Наша жизнь без тебя,

Словно полночь глухая.

В чужом и безвестном краю,

О спи, наша Маничка, спи, дорогая,

У Господа в светлом раю».

Тихий, робкий, бессильный протест потрясенного сознания пробивается сквозь слова эпитафии купцов Чердынцевых:

«Вот здесь холодная могила отца и мать сокрыла. Божий гроб ваш закидан землей, белый крест, водруженный над вами, освящен он сердечной мольбой, окроплен задушевной слезой. Пусть вы в могиле зарыты, пусть вы другими забыты, но на призыв мой, родные, вы, как бывало, живые, тихо встанете надо мной».

На кресте-надгробии графини Гендриковой и гофлектрисы Шнейдер надпись, из которой мы узнаем, что обе женщины, придворные последней царицы Александры Романовой, были заложницами большевистского режима, обе были жестоко убиты. На их памятнике - стихи неизвестного автора:

«...И у преддверия могилы

Вдохни в уста твоих рабов

Нечеловеческие силы

Молиться кротко за врагов».

На надгробии детской писательницы Е. Ф. Трутневой изображена раскрытая книга с четверостишием:

«Пчела жужжала у окна

И вдруг влетела в школу пулей.

Про школу думает она:

«Какой веселый, шумный улей!»

«ПРОСТИ, ЧТО МНЕ ОСТАЛСЯ ВОЗДУХ, КАКИМ НЕ НАДЫШАЛСЯ ТЫ...»

Безыскусную эпитафию можно прочесть на надгробии Анны Титовой с Большеохтинского кладбища:

«На сем месте положено тело рабы божьей, Анны, которая в замужестве была 16 лет и 2 месяца за Санкт-Петербургским цеховым медного дела мастером Яковом Титовым. Преставилась скоропостижно смертью в день праздника Александра Невского при собрании гостей, поднося по окончании стола сама восьми человекам, и вышла со стаканом в другую горницу для налития подносить другим. И как ставила, сказала: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий! Что у меня в глазах темно стало?» И сказала мужу: «Яков Матвеевич, сударик! держи меня, я упаду», - и так опустившись, скончалась 1776 года августа 30, в три часа по полудни. От роду её жития было 32 года и 7 месяцев...»

А вот надпись на сохранившемся скромном памятнике Павлику Пермякову Безыскусная эта эпитафия, посвященная ребенку (1887-1902), также способна тронуть любую душу:

«Покойся, дитя дорогое,

Только в смерти желанный покой,

Только в смерти ресницы густые

Не блеснут горячей слезой...»

Памятник поставлен безутешными родителями. Как и этот:

«Последний подарок дорогим детям Боре и Мише Мельниковым. Спите, милые дети, крепким сном. Вечная память»

«Подарок» этот - бетонный крест на грубовато сделанном каменном четверике, какие ставили в середине 20-х.

Кто-то сказал: смысл всякого надгробного памятника можно выразить такими словами: «Прости, что при жизни мы не дали тебе хлеба, зато после смерти мы дали тебе камень». Обратите внимание и крепко задумайтесь: сожаление (о недоданном «хлебе», внимании, любви...) звучит едва ли не в каждой эпитафии.

«Ангел родной, прости - виновата, что не была в час смерти рядом с тобой».

«Прости, что мне под небом звездным К твоей плите носить цветы. Прости, что мне остался воздух, Каким не надышался ты...»

Еще несколько трогательных эпитафий:

«Тише, березы, Листвой не шумите, Сына Сережу Вы мне не будите!»

«Ушел от нас ты очень рано Никто не смог тебя спасти. Навеки в нашем сердце рана Пока мы живы - с нами ты».

«Горем сердце мое Твоя смерть обожгла Без тебя, что мне мир И мирские дела».

«Ты не вернешься, не оглянешься, Не станешь мудрым и седым, Ты в нашей памяти останешься Всегда живым и молодым».

«Вот и все... Глаза твои закрылись Губы сжались На ресницах тень Но не вериться родительскому сердцу, Что тебя, сынок, не стало в этот день»

И СМЕХ, И ГРЕХ

Составители антологии «Русская стихотворная эпитафия» в предисловии пишут: «Момент смерти близкого человека - всегда потрясение, которое обостряет ощущение хрупкости и недолговечности человеческого существования. Появляется потребность осмысления жизни, подчиняясь которой не философ и не поэт начинают философствовать и мыслить стихами». Так корректно определяется та часть авторов, чьи эпитафии нельзя читать без улыбки. Например:

«...А как с могилы домой вернулся

Я долго, долго тосковал.

На грудь свою взглянуть нагнулся - тебя как сердце потерял...»

Подобного рода курьезы - не редкость.

Вот отрывки из эпитафий с московских кладбищ:

«Спи спокойно, дорогой муж, кандидат экономических наук»

«Дорогому мужу - от дорогой жены»

«От жены и Мосэнерго»

«(Такая-то), купеческая дочь. Прожила на свете восемьдесят два года, шесть месяцев и четыре дня без перерыва»

Надпись на одесском кладбище:

«Брату Моне от сестер и братьев - на добрую память».

На кладбище в Иерусалиме: «Я вас любил, и вы меня любили, спасибо вам, что вы меня похоронили». «Спи спокойно, жена известного певца Расула Токумбаева»(фамилия изменена).

Эпитафии с санкт-петербургских кладбищ:

«Здесь покоится девица Анна Львовна Жеребец. Плачь, несчастная сестрица, горько слезы лей, отец. Ты ж, девица Анна Львовна, спи в могиле хладнокровно».

«Я лишь отдохнуть прилег. А доктор сразу: - Умер? В морг!».

Надпись мелом на могиле женщины «легкого поведения»:

«Гробовая тишина. Первый раз лежу одна».

Вот несколько эпитафий со старых английских кладбищ (в переводе Маршака). Надпись на могиле английского солдата:

Я, гренадер, лежу в земле сырой,

Я простудился, выпив кружку пива.

Не пейте пива жаркою порой,

А пейте спирт - и будете вы живы!

На могиле поэта:

Здесь под плитой лежит поэт.

ждал козырей в колоде лет,

а выпали кресты да черви.

Еще одна надпись:

Слег под гробовую сень

беспечный дядя Питер.

Лишь оттого, что в майский день

Оставил дома свитер.

А вот литературные переводы французских эпитафий (переводчик - В.Васильев). На могиле супруги поэта Дю Лорана:

«Здесь спит моя супруга. Ах какой

И ей покой, и мне покой!»

На могиле Жана-Батиста Кольбера, умершего от каменной болезни (интенданта финансов, при котором была введена жестокая система налогообложения):

Здесь стал Кольбер добычею земли,

жестокая болезнь его сразила.

Во вскрытом трупе пять камней нашли,

Из коих самым твердым сердце было.

На могиле неизвестного путешественника:

Не плачьте, что положен в урну эту

Землепроходца Пьера бренный прах.

Пьер много путешествовал по свету,

Но не бывал еще на небесах.

На могиле аптекаря:

«Здесь тот почиет, кто всю жизнь без лени вставал пред задом на колени».

ЭПИТАФИИ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ АЛЕКСАНДРОВИЧА

Рассказывая о различных курьезных эпитафиях, нельзя не упомянуть коллекцию известного переводчика Г. Александровича. Вот некоторые наиболее интересные из них:

«Он возлегает в гробу из кипарисового дерева и развлекает самых изысканных червей». (Эпитафия на могиле богача в английском городе Лидсе.)

«Здесь старый Мартин Элгинброд Покоится на жестком ложе. Помилуй душу грешную его, о боже! Тебя бы непременно он в раю пристроил, Когда бы ты был им, а он тобою». (Эпитафия на могиле Мартина Элгинброда в шотландском городе Эбердине.)

«В этом доме не платят налогов на печные трубы, Стоит ли удивляться, что старая Ребекка не смогла устоять против такого жилища». (Эпитафия на могиле Ребекки Боггес в английском городе Фолькстоне.)

«Страшнее всех мук ада для него то, что ты читаешь эту эпитафию на его могиле бесплатно». (Эпитафия на могиле ростовщика. Кладбище Пер Лашез.)

«Он покорил все цветы, кроме бессмертника». (Эпитафия на могиле садовника).

«Да простит ему Господь часть его прегрешений за те многие тысячи туристов, которые он привлекает в наш город». (Надпись на могиле знаменитого разбойника Дика Терпина в английском городе Йорке.)

«Он никогда не отдавал никаких долгов, кроме долгов природе». (Эпитафия на могиле мота. Кладбище Пер Лашез.)

«Хоть бесталанным повсеместно признан, Все ж в Академию он не был избран». (Автоэпитафия французского поэта-сатирика 17-го столетия Пиррона. Кладбище Пер Лашез.)

«Здесь лежит Эстер Райт, которую Бог призвал к себе. Ее безутешный супруг Томас Райт, лучший каменотес Америки, собственноручно выполнил эту надпись и готов сделать то же самое для вас за 250 долларов». (Эпитафия на могиле Эстер Райт в американском городе Миннеаполисе.)

«Здесь погребен мистер Джеральд Бэйтс, чья безутешная вдова Энн Бэйтс проживает по Элмстрит 7 и в свои 24 года обладает всем, что только можно требовать от идеальной жены». (Эпитафия на могиле Дж. Бэйтса в г. Чарльстоне, США).

НЕОБЫЧНЫЕ ЭПИТАФИИ

Среди знаменитых, трогательных и курьезных эпитафий можно отыскать и просто необычные. Вот одна из таких:

«Здесь покоятся бренные останки того, кто был красив без тщеславности, силен - без чванства, отважен - без лихости и соединял в себе мужские достоинства без связанных с этим грехов. Это хвала, которая была бы тщеславной похвальбой над человеческим прахом, достойна памяти пса по кличке Ботсвэйн, который родился в Ньюфаундленде в мае 1803 года и умер в Ньюстед Эббей 18 ноября 1808 года».

Такой текст велел написать на могиле своего любимого пса знаменитый английский поэт Байрон.

Памятники домашним питомцам - не редкость. В Европе и США уже давно существует целые кладбища для животных. На одном из них можно обнаружить забавную - иначе и не скажешь - эпитафию полковому любимцу:

«Здесь похоронен полковой осел Марсик. За свою жизнь он лягнул 3-х полковников, 7-ых майоров, 11 капитанов, 26 лейтенантов, 98 сержантов, 670 рядовых и одну мину»

Грустна и трогательна эпитафия с кошачьего кладбища в Хилденборо (Англия):

«Зачем девушки и коты уходят из дома? Бобби выскользнул из дома номер шесть по Лондон-роуд, попал под машину и спит здесь вечным сном»

Следующая эпитафия, созданная в 1844 году орловским поэтом И. Сусловым, не менее трогательна:

Под этим малым бугорком,

Цветущим в низкой огородке,

Кривой мой кот с хромым сурком

Погребены в худой коробке.

И все же больше всего ставят памятники не кошкам, суркам и ослам, а собакам. И это понятно. Как сказал Блез Паскль, «чем больше я общаюсь с людьми, тем больше люблю мою собаку». Вот несколько собачьих эпитафий:

«Моя собака Ба-Ба. Никогда я тебя не забуду, и никто мне тебя не заменит»

«Джо Фоллетт. Не просто собака: человеческое существо»

«Наша кроткая маленькая и милая Блейнхейм.

Ты принесла в нашу жизнь луч солнца и унесла его собой»

«Здесь покоится наша милая Фру-Фру, надежный друг и верный спутник. Она радовалась людям и радовала людей».

А вот уж совсем человеческая эпитафия: «Царствие тебе Небеснеое, наш милый Милхен! Бог с тобой, верный друг!».

И наконец, не эпитафия, а настоящая поэзия (цитата из стихотворения Ламартина, в прозаическом переводе):

«Приди, мой верный друг, утешенье дней моих, Лизни мое заплаканное лицо, положи сердце мне на сердце, и будем любить друг друга - ради любви».

Но вернемся к человеческим могилам. Михаил Зощенко в своей книге «Перед восходом солнца» вспоминает жившего в конце XVIII столетия в Петербурге библиотекаря Эрмитажа И. Ф. Лужкова. По свидетельствам современников, этот библиотекарь с необыкновенным рвением относился ко всяким похоронным делам и почти ежедневно присутствовал на отпевании совершенно незнакомых ему покойников, бесплатно рыл на кладбищах могилы для бедных, любил писать эпитафии и высек на надгробной плите одного своего родственника:

Вот еще одна необычная эпитафия. В некрополе Александро-Невской лавры есть захоронение 17-летнего отпрыска знаменитого дворянского рода, умершего в 1827 году. На памятнике не без ехидства объясняется, отчего отрок почил в столь юном возрасте:

«Здесь погребен Артиллерийского юнкерского училища портупей-юнкер граф Василий Васильевич Орлов-Денисов. Жизнь его прекратилась от чрезмерного прилежания к наукам и отличного к службе усердия; благонравие и добронравие его обещали верного слугу Государю и полезного сына Отечеству»

А вот едва различимая надпись на могиле двухлетней девочки (эпитафия принадлежит знаменитому русскому историку Николаю Карамзину. «Одна нежная мать, - вспоминал Карамзин, - просила меня сочинить надгробную надпись для умершей двухлетней дочери ее. Я предложил ей на выбор... пять эпитафий; она выбрала последнюю и приказала вырезать ее на гробе...):

«Покойся, милый прах, до радостного утра!»

Еще несколько необычных эпитафий:

«Он мудрецом не слыл,

И храбрецом не слыл,

Но поклонись ему, -

Он человеком был»

«Стань лучше и сам пойми, кто ты, прежде чем встретишь нового человека и будешь надеяться, что он тебя поймет».

«Родившись во вторник, он поступил в войско во вторник, во вторник же получил отставку и, наконец, умер во вторник».

«Надо жить радостно, красочно, ярко», - такой девиз-эпитафия начертан на могиле художника Петра Ивановича Субботина-Пермяка.

«НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО»

Наш рассказ об эпитафиях мы начали с истории Стефана Цвейга, истории о том, как несколько слов, начертанных на могиле, спасли жизнь молодому писателю. Начав «во здравие», давайте и закончим эту печальную тему на мажорной волне. Для этого процитируем небольшой рассказ известного российского поэта Игоря Губермана. Он рассказывает о том, как шуточная эпитафия, сочиненная им, вернула к жизни его друга.

«Моему приятелю было под тридцать, когда он женился. Обожал жену, и внешне счастье их казалось полным и безоблачным. Но через год развелся. Я причин не знал и не расспрашивал, мы были не настолько близкими людьми. Женился снова. Мы как раз в этот период стали более дружны. И как-то он пришел ко мне прощаться: он решил уйти из жизни. И причину мне, конечно, рассказал (сейчас она понятна станет). Выслушав его, я закурил и медленно ответил вот что:

Смотри, в твою судьбу я вмешиваться не имею права. Ты решил - твои дела. Но я по-дружески хочу предупредить: я испохаблю, я вульгаризирую и скомпрометирую твой героический уход какой-нибудь пакостной эпитафией. Так что решай.

И к вечеру я эпитафию ему уже принес:

Деньгами, славой и могуществом

пренебрегал сей прах и тлен,

из недвижимого имущества

имел покойник только член.

Приятель мой и злился, и смеялся, пару раз нехорошо меня обозвал, но явно задумался. А я ушел, я долг свой выполнил. А дальше главное случилось: он поправился! И все в семье у него стало хорошо. А что причиною тому - мистическая сила эпитафии, понятно каждому, кто разумеет...»

Александр КАЗАКЕВИЧ

Есть ситуации, когда словесное выражение чувств регламентируется неписаными правилами поведения строже обычного, вплоть до запрета высказываться. Несметное разнообразие индивидуальных оттенков чувства приводится в таких случаях к общему знаменателю — к произнесению заученных слов древней молитвы или к сакральному молчанию. Так ведут себя в храме в час богослужения, у памятников во время общественного ритуала возложения цветов. Так люди разговаривают с вечностью языком эпитафий — надписей, высеченных ими на камне кладбищенских надгробий.

Отечественная традиция надписей такого рода — не очень древняя, ведь для ее возникновения нужно было не только создать и внедрить письменность. В душе человека должна была возникнуть и развиться потребность в надписании надгробий.

Отделка формы могла доводиться до такого изыска, как акростих, воспроизводящий имя усопшей, Ирины Глебовской (1725 ):

Имущеся долг внити до гроба,
Реку: да приимет мя земная утроба,
Иже отшедше света мимо грядуща,
На 10 число октобрия по утру текуща.
Аз есмь Володимирова дочь.

Русские эпитафии не избежали участи, которую имел этот жанр на западноевропейской почве, где сочинения такого рода давно размежевались на два неслиянных направления. Были эпитафии, создававшиеся для того, чтобы стать настоящими надписями на кладбищах, но возникали и литературные фикции, их никто бы и не подумал предлагать для исполнения в камне. Увы, эти незаконнорожденные детища поэтов сплошь и рядом оказывались талантливее тех, которые имели законное право на место на сакральной территории кладбища.

Этому однако соответствует персональный состав авторов. Виднейшие национальные поэты писали эпитафии для кладбищенских монументов очень редко. Эти поэты по меньшей мере не хуже других знали горечь утрат, они тоже хоронили своих близких — но они молчали, как и поныне молчат ближайшие родственники на траурных церемониях, по неписаному закону речи произносят другие люди. Ясно, что при каких-то иных человеческих сочетаниях в числе этих «других людей» может оказаться настоящий причем задетый за живое художник слова, поэтому и случается, наряду с обычными, незапоминающимися выступлениями, слышать такую надгробную речь читать такой некролог, которые оставляют в нас неизгладимый след, незаметно формируют отношение к жизни и смерти, духовную культуру всех окружающих. Заметим, что все или почти все лучшее из сказанного и написанного по этому печальному поводу возникло не по заказу, а спонтанно.

Надгробие — предмет заказной. Создающие его архитектор, скульптор обладают профессиональным умением чувствовать волю заказчика, подстраиваться под нее, не выходя из сметы разрешенных расходов, для них это нормальная творческая ситуация. Но поэту она покажется неволей, он привык к другой гораздо большей степени свободы. Вовлечь большого поэта в число соавторов проекта надгробия — задача деликатная, решить ее мало кому удавалось. Качество кладбищенских эпитафий золотого века русской поэзии на материале столицы охарактеризовал Пушкин:

Купцов, чиновников усопших мавзолеи.
Дешевого резца нелепые затеи,
Над ними надписи и в прозе и в стихах
О добродетелях, о службе и чинах;
По старом рогаче вдовицы плач амурный.
( «Когда за городом, задумчив, я брожу», 1836)

Иначе говоря, на первом месте фактически находится богатая безвкусица, кичащаяся тем, что она в состоянии громоздить на свои могилы целые мавзолеи, по тогдашнему смыслу этого слова — подражания галикарнасскому Мавзолею, одному из античных семи чудес света, гигантской гробнице карийского царя Мавзола и его сестры-супруги Артемизии. Сколько ни вложено денег в эти претенциозные сооружения, надписи на них все равно оказались дешевыми…

А.С. Пушкин
Моя эпитафия

Здесь Пушкин погребен; он с музой молодою,
С любовью, леностью провел веселый век,
Не делал доброго, однако ж был душою,
Ей Богу, добрый человек.

Эпитафия младенцу. Кн. Н.С. Волконскому

В сиянии и в радостном покое,
У трона вечного творца,
С улыбкой он глядит в изгнание земное,
Благословляет мать и молит за отца.

Обращаясь к Кутузову:

В твоем гробу восторг живет!
Он русский глас нам издает;
Он нам твердит о той године,
Когда народной веры глас
Воззвал к святой твоей седине:
«Иди , спасай!» Ты встал — и спас.
( «Перед гробницею святой», 1831)

***
М.Ю. Лермонтов

Эпитафия

Простосердечный сын свободы,
Для чувств он жизни не щадил;
И верные черты природы
Он часто списывать любил.

Он верил темным предсказаньям,
И талисманам, и любви,
И неестественным желаньям
Он отдал в жертву дни свои.

И в нем душа запас хранила
Блаженства, муки и страстей.
Он умер. Здесь его могила.
Он не был создан для людей.

Эпитафия Наполеона

Да, тень твою никто не порицает,
Муж рока! Ты с людьми, что над тобою рок;
Кто знал тебя возвесть, лишь тот низвергнуть мог:
Великое ж ничто не изменяет.

***
В.С. Соловьев

Владимир Соловьев
Лежит на месте этом.
Сперва был философ,
А ныне стал шкелетом.
Иным любезен быв,
Он многим был и враг;
Но, без ума любив,
Сам ввергнулся в овраг.
Он душу потерял,
Не говоря о теле:
Её диавол взял,
Его ж собаки съели.
Прохожий! Научись из этого примера,
Сколь пагубна любовь и сколь полезна вера.

***
И.А. Бунин

Надпись на могильной плите

Несть, Господи, грехов и злодеяний
Превыше милосердья Твоего!
Рабу земли и суетных желаний
Прости грехи за горести его.
Завет любви хранил я в жизни свято:
Во дни тоски, наперекор уму,
Я не питал змею вражды на брата,
я всё простил, по слову Твоему.
Я, тишину познавший гробовую
Я, воспринявший скорби темноты,
Из недр земных земле благовествую
Глаголы Незакатной Красоты!

***
М.И. Цветаева

Эпитафия

Тому, кто здесь лежит под травкой вешней,
Прости, Господь, злой помысел и грех!
Он был больной, измученный, нездешний,
Он ангелов любил и детский смех.

Не смял звезды сирени белоснежной,
Хоть и желал Владыку побороть…
Во всех грехах он был — ребенок нежный,
И потому — прости ему Господь!

Микеланджело Буонарроти

Для красоты, что здесь погребена
Безвременно, — одно есть утешенье:
Жизнь принесла ей смертное забвенье,
А смертью ныне жизнь возвращена.
***

Зачем не к ликам, старостью измятым,
Пришла ты, Смерть, а сорвала мой цвет?
— Затем, что в небесах приюта нет
Запятнанному тленьем и развратом.
***

Смерть нанести не пожелала рану
Оружьем лет и преизбытком дней
Красе, что здесь почила, — дабы ей

Мексиканские надгробья

Слева направо:

«Томас Химотео Шиншила. 1967—1989. Покойся с миром. Теперь ты в руках Бога. Господи, следи за своим кошельком...»

«Здесь покоится моя дорогая жена Брунжильда Джаламонте. 1973—1997. Господи, прими ее с таким же удовольствие, с которым я посылаю ее тебе»

«Здесь покоится Панкрацио Хувеналес. 1968—1993. Он был примерным мужем, отличным отцом, но плохим электриком»

«Густава Гумерсинда Гутиеррес Гузман. 1934—1989. Вечная память твоих сыновей (кроме Рикардо, который не сбрасывался)»

Эпитафии в стихах известного Эдуарда Асадова:

Эпитафия на могиле брюзги:

Весь состоя из мелочных обид,

Брюзжал он зло, придирчиво и много.

Он и в могиле, говорят, ворчит,

Но этого не слышно, слава богу!

Эпитафия на могиле жадюги:

С собой забрать не смог он ничего.

Но вид богатства так его тревожил.

Что он, обидев бога самого,

От жадности еще три года прожил.

Эпитафия на могиле лгуна:

Он лгал с рожденья не моргнувши глазом,

Зимой и летом многие года.

Но раз вдруг молвил правду. И тогда

Сам потрясен был так, что умер сразу.

Эпитафия на могиле скандалистки:

Кричать на всех весь день она могла.

Но знать бы ей, что смерть не за горами,

То, чтоб успеть побольше сделать зла,

Она б еще скандалила ночами.

Эпитафия на могиле скупца:

Он жаден был, хоть мог купить полцарства.

Но как-то простудился сгоряча

И умер, радуясь, что обманул врача

И не купил ни одного лекарства.

Эпитафия на могиле циника:

Он так сумел душой доразлагаться,

Что в час, когда настал последний срок,

Рассыпался и телом в порошок,

Чем сэкономил близким на кремации.

Эпитафия на могиле гулящей женщины:

Она была веселою путаной.

Для всех мужчин минутная жена.

И лишь отныне, как это ни странно,

Она впервые будет спать одна.

Эпитафия на могиле ловеласа:

Он в чувствах клялся иногда до слез

И мастер был во лжи непревзойденный.

Но раз при встрече правду произнес

И от испуга умер, потрясенный.

Эпитафия на могиле обжоры:

Он столько съел, что трудно даже счесть,

И жадностью довел себя до смерти,

Однако и в аду он будет есть,

Поэтому остерегайтесь, черти!

Эпитафия на могиле холостяка:

Он был всю жизнь холостяком

И знал невзгод немало.

Зато не умер дураком,

И это утешало.

Эпитафия на могиле честного чиновника:

Он крупный пост на службе занимал

И путь прошел свой с праведными думами.

Он честным был. Он лжи не признавал

И взяток в жизни никогда не брал,

По крайней мере маленькими суммами.

На десерт три эпитафии на могилах знаменитых людей

Самая известная эпитафия: «Остановивший солнце - двинувший землю» на постаменте памятника Николаю Копернику в городе Торуни.

«Здесь покоится Исаак Ньютон, беспримерною силою ума и могуществом математики впервые объяснивший движение планет, пути комет, приливы и отливы океана...» и так далее.

И просто: «Гению Лейбница»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Надгробные надписи

в память о лучших людях

Надписи на надгробных памятниках — это эпитафии, последние слова, посвященные умершим. Выбирая памятник необходимо продумать какими будут материал, форма, размер, а также каким образом можно дополнить надгробие. Как правило, используют художественные элементы, в том числе надписи. Очень сложно выбрать слова, которые смогли бы отразить ваши чувства и рассказать о близком вам человеке. Сотрудники компании сайт готовы помочь и подобрать самые лучшие эпитафии на надгробие.

Короткие эпитафии

Звёзды не умирают,
Они просто уходят за горизонт…
***
Кто дорог, тот не умирает,
Лишь с нами быть перестаёт…
***
Любимые не покидают.
Лишь с нами быть перестают…
***
Не могут люди вечно жить,
Но счастлив тот, кто помнит имя!
***
Ужасный миг судьбы жестокий
Оставил нам пожизненную скорбь…
***
Рок судьбы твоей жестокий
Оставил нам пожизненную боль…
***
Вечный покой даруй им Господи,
И вечный свет да светит им…
***
Тому, кто дорог был при жизни
От тех, кто помнит и скорбит.
***
Я тебя взрастила, но не сберегла.
А теперь могила сбережет тебя.
***
Снова солнце закрывают тучи,
Снова мы не властны над судьбой…
***
Живущий под ковром Всевышнего
Под сенью Всемогущего покоится…
***
Есть вера, побеждающая вечность
А человек – в бессмертии души
***
Тому, кто дорог был при жизни,
Чья память после смерти дорога…
***
Без тебя для нас солнце потускнело
И земля вся опустела…
***
Из того мира на камени веры
Лекарство от скорби…
***
Кто верит в Бога – тот блажен,
Пусть даже ничего не знает…
***
Мы поздно начинаем восхищаться –
Почти всегда, как нужно уходить.

Эпитафии — надгробные надписи

Тихо, деревья,
Листвой не шумите.
Мамочка спит,
Вы ее не будите.
***
Вы меня не ждите,
Я к вам не приду.
Ко мне вы не спишите,
Я вас подожду…
***
Все было в нем-
Душа, талант и красота.
Искрилось все для нас,
Как светлая мечта.
***
Не сгладит время
Твой глубокий след.
Всё в мире есть,
Тебя лишь только нет.
***
Озябшие мы стоим
Под древом без листвы
Сколько же всего –
Плохого и хорошего –
Ждёт нас ещё впереди?
Но ты не бойся –
Открой своё сердце
И смело иди впереди удач и невзгод
А я?
И я пойду за тобой.
Ведь мы – это я и ты.
***
Не дотянуться рукой,
Ты не будешь со мной,
Твоя смерть разлучила
Навсегда нас с тобой.
***
Нашу скорбь не измерить
И в слезах не излить,
Мы тебя, как живую,
Вечно будем любить.
***
Мы приходим сюда,
Чтоб цветы положить,
Очень трудно, родная,
Без тебя нам прожить.
***
Умирают навсегда!
И не будет повторенья…
Лишь далёкая звезда
Примет наше отраженье.
***
В руки Всемогущего Бога,
Творца жизни и смерти
Придаю дух мой…
***
Будьте счастливы, люди!
Жизнь, как солнце – одна!
Пусть ни вьюги, ни зной не остудят
Радостный миг огня.
***
Мы все скорбим,
Что ты уже не с нами,
Но время не воротится назад.
Хранить мы будем вечно память
В наших любящих сердцах.
***
Горе не прошено,
Горе немерено,
Всё дорогое на свете потеряно…
***
Не стыдись прохожий
Помянуть мой прах,
Ибо я уже дома, а ты ещё б гостях…
***
Мы рано тебя потеряли,
Разлука с тобой тяжела,
Но образ твой светлый и милый
В памяти нашей всегда.
***
Когда уходит близкий человек,
В душе остается пустота,
Которую ничем не залечить.
***
Никто не смог тебя спасти,
Ушел из жизни очень рано,
Но светлый образ твой родной
Мы будем помнить постоянно.
***
Подкралась злая смерть ко мне,
Ушел от вас я навсегда.
Ох, как хотелось бы мне жить,
Но такова моя судьба
***
Любовь к тебе, родной сынок,
Умрет лишь вместе с нами.
И нашу боль, и нашу скорбь
Не выразить словами.
***
Как капли росы на розах,
На щеках моих слезы.
Спи спокойно, милый сын,
Все тебя мы любим, помним и скорбим.
***
Великой скорби не измерить,
Слезами горю не помочь.
Тебя нет с нами, но навеки
В сердцах ты наших не умрешь.
***
Вечно будет о тебе слеза матери,
Грусть отца, одиночество брата,
Скорбь бабушки и дедушки.
***

Ушел ты рано, не простившись,
И не сказавши слова нам,
Как жить нам дальше, убедившись,
Что больше не вернешься ты.
***
Из жизни ты ушла непостижимо рано,
Родителей печаль гнетет.
В сердцах их кровоточит рана.
Сынишка твой растет, не зная слова «мама».
***
Уйдя из жизни, все еще живешь ты
В наших помыслах, мечтаньях.
Судьбой дарованного не переживешь.
Мы помним о тебе и в радостях и в муках.
***
Как трудно подобрать слова,
Чтоб ими нашу боль измерить.
Не можем в смерть твою поверить,
Ты с нами будешь навсегда.
***
К твоей безвременной могиле
Наша тропа не зарастет.
Родной твой образ, образ милый,
Всегда сюда нас приведет.
***
Скорбь души не выплакать слезами,
Сырой могиле горя не понять.
Как жаль, что твоя жизнь
Была такой короткой,
Но вечной будет память о тебе.
***

Воля начинает,
Чувство продолжает,
Разум, доведя до Обсалютного, завершает.
***
Что было, то и теперь есть,
И что будет, то уже было.
И возвратится прах в землю, чем он был,
А дух возвратится к Богу, который дал его.
***
О, свет надежд!
О, чёрных страхов гнёт!
Одно лишь верно:
Эта жизнь течёт.
Вот истина, а всё остальное ложь:
Цветок, отцветший, вновь не расцветёт.
***
Как тяжкий груз несём утраты бремя,
Мы сохраним любовь и память на года,
Над памятью не властно время
И скорбь нас не покинет никогда.
***
Душа устала от предательств
Всеобщей тщны и суеты
И ей искать ли доказательств,
В защиту своей правоты…
***
Ещё б хоть раз увидеть образ твой любимый,
Услышать голос твой родной.
На это всё б мы поменяли
И жизнь свою, не думая, отдали.
***
Тоски и боли нашей не измерить.
Тебя ни повидать, не возвратить.
И так невыносимо жить,
И в то, что нет тебя, нам трудно верить.
***
Уходят люди, их не возвратить
И тайные миры не возродить…
И каждый раз мне хочется опять
От этой невозвратимости кричать…
***
На сердце горькая печаль
Лежит омытая слезами.
Нам тяжело, нам очень жаль,
Что нет тебя, родная (родной наш), с нами.
***
Все мы, все мы в этом мире тленны
Тихо льется с клёнов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
***
Мой друг, о прошлом не грусти,
Пусть невозвратное тебя не гложет.
В одну и ту же реку не войти…

Примеры эпитафий

Тексты надгробных надписей могут быть цитатами из библии или других религиозных книг. Выдержки выбирают, как правило, относящиеся к смерти или загробной жизни. Текст эпитафии состоящий из одной фразы порой способен сказать больше, чем длинные высокопарные фразы. Объем ничем не ограничен, разве что естественным образом — размером памятников или надгробных плит. Кроме украшения, надгробные эпитафии служат отдушиной для родных и близких умершего. Это как последняя возможность сказать, что не успели или выразить чувства по поводу смерти. Они помогают отобразить на памятнике эмоции, которые через года станут чувственным напоминаем об умершем новым поколениям.

Надгробные надписи могут быть цитатами из книг, изречений великих людей, и даже стихами. Это может быть пара строчек, написанных самостоятельно или абзац, отражающий ваши эмоции и чувства, которые возникают от потери близкого человека. Эпитафии – это надгробные надписи, с помощью которых можно отразить боль, скорбь, тоску. Надписи на надгробных плитах могут характеризовать усопшего, быть выражением надежд на то, что душа умершего сейчас находится в лучшем мире.

Культура
Взаимоотношения между людьми довольно сложны, а взаимоотношения между японцами – сложны вдвойне, если не втройне, особенно для иностранца. Как вести себя в японском обществе? Как развлекаются японцы? Как регулируются взаимоотношения жителей Японии? Наши статьи помогут Вам выстроить отношения с японцами с учётом специфики их менталитета, общественных норм и обычаев.

Эпитафии: от Античности до наших дней


Исторический очерк

Страница: 5/7

6. ЭПИТАФИИ ЗНАМЕНИТЫМ ИНОСТРАНЦАМ

По преданию, Давид IV Строитель (ок. 1073 - 1125), грузинский царь из династии Багратиони, собственноручно работал на строительстве храма. На его могильной плите, лежащей недалеко от входа в тот храм, сохранился его завет, вырезанный на камне, к этому времени наполовину стертый ногами многих тысяч его соотечественников:

Пусть каждый, входящий в этот храм, наступит на сердце мое, чтобы слышал я боль его...

На могиле Ньютона (1643 - 1727), в Вестминстере, написано:

Здесь покоится Исаак Ньютон, беспримерною силою ума и могуществом математики впервые объяснивший движение планет, пути комет, приливы и отливы океана… …Пусть смертные радуются, что среди них жило такое украшение рода человеческого.

На надгробном камне великого немецкого математика, физика и философа Лейбница (1646-1716) - всего два слова:

Гению Лейбница.

Эпитафия Наполеону Бонапарту (1769 - 1821), императору и величайшему полководцу Франции:

Да тень твою никто не порицает,
Муж рока! ты с людьми, что над тобою рок;
Кто мог тебя возвесть, лишь тот низвергнуть мог:
Великое ж ничто не изменяет.

Как и завещал один из творцов учения об электричестве, французский физик, математик и химик Ампер (1775 - 1836), на его могиле помещена короткая и несколько загадочная фраза, не относящаяся к науке или к его заслугам:

Наконец счастлив.

Эпитафия на памятнике французскому генералу Камбронну (1770 - 1842) оказалась настолько завидной, что и по сей день она оспаривается его соотечественниками:

Гвардия умирает, но не сдается!

(По преданию, эти слова он произнес 18 июня 1815 г. на поле битвы при Ватерлоо, когда Наполеон потерпел сокрушительное поражение. Однако злые языки приписывают эту знаменитую фразу не генералу Камбронну, а одному из журналистов, писавшему о том историческом сражении. - Прим. авт. )

Блестящая эпитафия украшает могилу английского писателя Оскара Уайльда (1854 - 1900):

Все мы сидим в сточной канаве, но некоторые из нас смотрят на звезды.

Эпитафия на могиле американского рок-певца, солиста группы «Дорз», Джима Моррисона (1943 - 1971):

Он был верен своим демонам.

7. КУРЬЕЗНЫЕ И НЕСУРАЗНЫЕ ЭПИТАФИИ

Казалось бы, смерть это для близких людей всегда горе, и потому эпитафия несовместима с иронией и уж тем более - с юмором. Тем не менее, встречаются на могилах и несуразные, и весьма забавные надписи:

Какая шутка - наша жизнь земная!
Так думал я. Теперь я это знаю.

Спи спокойно, дорогой муж, кандидат экономических наук.

Дорогому мужу - от дорогой жены.

От жены и Мосэнерго.

Она прожила на свете восемьдесят два года, шесть месяцев и четыре дня без перерыва.

Здесь покоится девица
Анна Львовна Жеребец.
Плачь, несчастная сестрица,
Горько слезы лей, отец.
Ты ж, девица Анна Львовна,
Спи в могиле хладнокровно.

Я лишь отдохнуть прилег.
А доктор сразу: «Умер? В морг!»

Надпись на одесском кладбище:

Брату Моне от сестер и братьев - на добрую память.

На кладбище в Иерусалиме:

Я вас любил, и вы меня любили, спасибо вам, что вы меня похоронили.

На могильном камне британского комика Спайка Миллигана:

Я же говорил вам, что болею.

Курьезные эпитафии с американских кладбищ:

Здесь лежит Эстер Райт, которую Бог призвал к себе. Ее безутешный супруг Томас Райт, лучший каменотес Америки, собственноручно выполнил эту надпись и готов сделать то же самое для вас за 250 долларов.

Здесь погребен мистер Джеральд Бэйтс, чья безутешная вдова Энн Бэйтс проживает по Элмстрит, 7, и в свои 24 года обладает всем, что только можно требовать от идеальной жены.

Однако встречаются на американских кладбищах и вовсе несуразные эпитафии.

На могиле Сэмуэля Кольта (1814 - 1862), конструктора одноименной системы револьвера, беспардонно тщеславная эпитафия:

Бог создал людей сильными и слабыми, а полковник Кольт сделал их равными.

А вот другая:

Как цветы расцветают под лучами солнца и свежестью росы, так и мир становится ярче благодаря таким людям, как ты.

И всё бы ничего, если не одна «мелочь»: эта надпись сделана на могиле Бонни Паркер, руки которой, без всякого преувеличения, были по локоть в крови. (Отличавшаяся невиданным ранее цинизмом и неоправданной жестокостью банда Бонни Паркер и Клайда Бэрроу совершила много тяжких преступлений, в том числе - убийств. В 1934 г. отмороженная парочка попала в засаду, и полиция США сделала из них «решето»: в общей сложности в их тела попало более 500-от (!) пуль. Однако был в той трагической истории и еще один неприглядный аспект, характеризующий американцев не с лучшей стороны и показывающий их болезненное пристрастие зарабатывать на всём, даже на национальной трагедии и смерти соотечественников. А именно: когда тела гангстеров находились в морге, любой желающий мог на них взглянуть всего за 1 доллар. - Прим. авт. )

8. ЭПИТАФИИ ПАРИЖСКИХ КЛАДБИЩ

Старая французская пословица советует: «Если однажды ты почувствуешь себя самым счастливым человеком на свете - сходи на кладбище. А когда почувствуешь себя самым несчастным - сходи туда снова». (Французы весьма ответственно относятся к этой поговорке, и, например, парижское кладбище Пер-Лашез ежегодно посещают около двух миллионов человек. - Прим. авт. )

Надпись на надгробной плите полковника белой армии Дроздовского:

Впереди лишь неизвестность дальнего похода, но лучше славная гибель, чем позорный отказ от борьбы за освобождение России!

Надпись на надгробной плите парижского садовника:

Он покорил все цветы, кроме бессмертника.

Эпитафия на могиле ростовщика:

Страшнее всех мук ада для него то, что ты читаешь эту эпитафию на его могиле бесплатно.

Эпитафия на могиле беспечного мота:

Он никогда не отдавал никаких долгов, кроме долгов природе.

Весьма саркастичная автоэпитафия поэта-сатирика Пиррона:

Хоть бесталанным повсеместно признан,
Всё ж в Академию он не был призван.

Предыдущая страница (4/7) - Следующая страница (6/7)

Переход к странице: [


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении