mppss.ru – Все про автомобили

Все про автомобили

Способы подачи сигналов бедствия. Способы подачи знаков и сигналов бедствия Международная авиационная аварийная жестовая сигнализация

В экстремальной ситуации жизненно необходимо уметь подавать хорошо заметные на местности сигналы спасательным командам, а также летательным аппаратам, занимающимся спасательными операциями. Вам нужно отработать систему подачи сигналов предварительно, с тем чтобы хорошо научиться ею пользоваться и уметь подать сигнал в кратчайший промежуток времени. Даже при наличии радиопередатчика и сигнальных ракет помните, что наилучшим способом привлечь внимание спасательного вертолёта или самолёта считается дым или огонь. Три костра или три дымовых столба являются международным сигналом бедствия.


Специальные средства для подачи сигналов.

Если Вы пережили авиационную катастрофу или находитесь на спасательном плоту, в вашем распоряжении должен быть один или несколько промышленно изготовленных факелов для подачи сигналов. Если же Вы турист, то Вам настоятельно рекомендуется заблаговременно запастись некоторыми из следующих предметов:

Приёмопередатчик (уоки-токи) - может передавать и получать как тональные сигналы, так и голосовые.

Радиомаяк - передаёт только тональный сигнал.

Радиостанция - в экстремальных условиях, как правило имеет радиус действия в пределах прямой видимости, поэтому ею лучше всего пользоваться на ровной местности, без естественных препятствий.

Сигнальные факелы - факелы для дневного применения выделяют дым яркого цвета, для ночного применения - дают очень яркий свет, заметный на большом расстоянии.

Сигнальные ракеты - помогают преодолеть проблемы подачи сигналов, связанные с обилием естественных препятствий, а также с погодными условиями.

Трассирующие пули - при наличии огнестрельного оружия для сигнализации можно воспользоваться трассирующими пулями. После выстрела ими образуется яркая красно-оранжевая вспышка. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не направляйте оружие на спасательный вертолёт!

Морской маркер - тюбик с мелкодисперсным порошком, окрашивающим воду при попадании в неё в цветонасыщенный зелёный или оранжевый цвет.

"Павлиньи Перья" - маркеры из прорезиненного нейлона, имеющие насыщенную окраску - с одной стороны синюю, с другой - жёлтую.

Средства подачи световых сигналов - свет электрического фонарика или даже огонёк зажигалки могут быть видны на большом расстоянии.

Свисток - весьма полезная вещь для подачи звуковых сигналов.

Сигнальное зеркальце - световой "зайчик" от зеркальца при хорошей видимости заметен на расстоянии до 60 километров.

Дым.

В дневное время дым будет очень хорошо заметен на больших расстояниях. Необходимо сложить несколько дымовых сигнальных костров, прикрыть их от непогоды и содержать в постоянной готовности к моментальному действию. Постарайтесь,чтобы дым от сигнального костра по цвету отличался от цвета окружающей местности. Если положите в костёр свежую листву, мох или сырое дерево, то получите белый дым. Резина или промасленная ветошь дадут чёрный дым.

Чтобы соорудить дымогенератор, сложите большой костёр "хатка", который отличается хорошей тягой и высокой температурой горения, способной воспламенять даже сырую листву. Материалы, выделяющие дым разместите на костре сверху и подожгите костёр, когда спасательный самолёт или вертолёт появится в непосредственной близости от Вас. Если Вы находитесь в заснеженной местности или на льду, костёр следует раскладывать на ровном возвышении, над мокрым грунтом, иначе снег под костром начнёт таять.

Огонь.

Световые сигналы очень эффективны в тёмное время суток. Сложите костёр, дающий максимум света. Горящее дерево является прекрасным способом дать о себе знать. Лучше всего поджигать деревья с дуплами - они легко загораются. Чтобы поджечь дерево, поместите на его нижние ветки сухие дрова и подожгите их. От них займётся крона дерева. Помните, что для подачи сигнала огнём необходимо выбирать отдельно стоящие деревья - иначе Вы рискуете устроить лесной пожар.

Отражатели.

В солнечную погоду зеркало, полированная металлическая посуда, поясная пряжка или любой другой предмет, хорошо отражающий свет, может быть использован для подачи световых сигналов. Учитесь подавать сигналы до того, как это может вам понадобиться в жизни. Световой "зайчик" при прозрачной атмосфере можно заметить с огромного расстояния - на обычной местности за 60 километров, а в пустыне даже за 160.


Сигналы летательным аппаратам.

Подавая сигналы летательным аппаратам, Вы должны иметь в виду несколько факторов, влияющих на эффективность сигнала, - они помогут лётчикам Вас заметить и спасти. Прежде всего, постарайтесь себе представить, как Ваш сигнал выглядит с воздуха.

Размеры: Сигнал сделайте как можно больше по размерам. Помните, что он должен хорошо читаться с воздуха.

Пропорции: Сигнал должен иметь правильные пропорции, особенно если Вы выкладываете на земле буквы. Позаботьтесь о том, чтобы они нормально читались с воздуха.

Углы и прямые линии: Все сигналы, выкладываемые на земле, должны иметь максимальное количество прямых линий и прямых углов - ни того, ни другого в природе не встречается.

Контрастность: сигнал должен контрастно выделяться на местности.

На снегу: лучше выполнять сигнал с помощью красителя яркого цвета.

На траве: можно выжечь участок, уже потом выложить на нём сигнал.

Оранжевый цвет: Как ни странно, на зелёном или коричневом фоне оранжевый ненасыщенный цвет не выделяется, а вписывается в ландшафт.

Обводка сигнала. Сигнал можно обвести валиком из листвы, грунта или камней. Основным назначением обводки является создание тени. Можно также выложить сигнал на приподнятой на стойках раме или панели, отбрасывающей хорошо заметную тень.

Месторасположение сигнала. Ваш сигнал должен быть расположен таким образом, чтобы он был заметен со всех направлений. Лучше всего располагать его на ровном, открытом месте.

Значение сигнала.

Подаваемый сигнал должен нести обнаружившим вас людям какую-то информацию о вашем бедствии.

Выучите их или всегда имейте при себе листок бумаги, где они нарисованы и расписано их значение. При выкладывании сигналов на земле делайте их как можно больше по размеру, по крайней мере 10 метров в длину и 3 метра в ширину. В ночное время выкопайте в грунте канавку по форме сигнала, залейте в неё бензин и подожгите. Такой сигнал будет заметен не только ночью, но и днём, по обгорелой земле.

После прибытия спасения обязательно уничтожьте сигналы - иначе они могут ввести в заблуждение другой поисковый летательный аппарат, вынудив его совершить ненужную попытку приземлиться рядом.

Азбука Морзе.

Вы можете подавать сообщения включая и выключая сигнальную лампу, с использованием азбуки Морзе. Для этой же цели подойдёт флажок-палка с яркой тряпицей на конце. Точка обозначается отмашкой с "восьмёркой" на конце вправо, а тире - отмашкой с "восьмёркой" на конце влево. Азбукой Морзе можно подавать и звуковые, и радиосигналы.

Сигналы тенью.

Могут быть весьма эффективны, Вам лишь необходимо соорудить их правильно. Стройте их на открытом месте, достаточно большого размера, чтобы они контрастировали с окружающим ландшафтом. Для строительства теневых сигналов в различных местностях пользуйтесь следующими правилами:

В полярную зиму стройте стену из снежных блоков вдоль канавки, из которой блоки извлечены.

В арктическое лето стену сооружайте из камней, земли, валунов и леса.

Зимой в тёплом поясе разместите зелёные листья или лапник на снегу, вокруг частоколом разместите ветви.

Летом в тёплом климатическом поясе используйте для строительства теневого сигнала брёвна, стволы деревьев, камни, валуны, а также брикеты земли.

При бедствии в горах

используйте международные условные сигналы, выучите их и научитесь передавать. При себе всегда необходимо иметь какое-нибудь средство для подачи сигналов.

Сигнал бедствия SOS.

Чтобы подать сигнал бедствия, пользуйтесь следующими звуковыми и световыми способами:

        Красная ракета

        Звуковой сигнал - три точки, три тире, три точки. Повторять с интервалами в одну минуту.

        Световой сигнал - как и звуковой (три короткие вспышки, три длинные, три короткие). повторять с интервалом в одну минуту.

Требуется помощь.

Чтобы подать этот сигнал, пользуйтесь следующими звуковыми и световыми способами:

        Красная ракета

        Звуковой сигнал - шесть быстро переданных точек. Повторять с интервалом в одну минуту.

        Световой сигнал - шесть быстро переданных коротких вспышек. Повторять с интервалом в одну минуту.

Вас понял.

Для подачи этого сигнала используйте следующие звуковые и световые способы:

        Белая ракета.

        Звуковой сигнал - три быстро переданные точки. Повторять с интервалом в одну минуту.

        Световой сигнал - три быстро переданные короткие вспышки. повторять с интервалом в одну минуту.

Возвращайтесь на базу.

Для подачи этого сигнала пользуйтесь следующими звуковыми и световыми способами:

        Зелёная ракета

        Звуковой сигнал - длинная серия точек.

        Световой сигнал - длинная серия коротких вспышек.

Информационные сигналы.

Их используют в том случае, когда необходимо покинуть зону бедствия, куда вы попали, или ваш лагерь. Всегда оставляйте хорошо заметный знак - стрелу, указывающую направление, в котором Вы двинулись, а также помечайте свои следы.

Сигналы бедствия

Рассмотрим способы подачи сигналов бедствия, осуществление которых возможно без наличия специальных технических средств.

Сигнальные костры - самый простой и доступный способ подачи сигналов, который используется с незапамятных времен по настоящее время. Прежде всего надо выбрать удобное для костров место, хорошо различимое как с земли, так и с воздуха. Для этих целей подойдут поляны, широкие просеки. Лучше, если выбранное для костров место находится на возвышенности. Не следует забывать и о том, что это место должно быть недалеко от лагеря пострадавших.

Чтобы привлечь внимание спасателей, разводят не один, а несколько костров. Принято разводить три костра, расположенные на одной линии или в вершинах равностороннего треугольника. Такие фигуры являются международными сигналами бедствия. Пять костров, образующих букву «Т», указывают место, пригодное для посадки самолета, вертолета. Расстояние между кострами должно быть 30-50 м.

Способы оборудования сигнальных костров

Подготовкой костров надо заняться сразу же, как только выполнены первые необходимые в экстремальной ситуации действия. У каждого костра должен быть запас надежной растопки и дров, укрытых на случай плохой погоды. На сильно увлажненной почве сигнальные костры расположить на настилах из бревен. Для быстрого, гарантированного разжигания сигнальных костров около них расставить дежурных, поддерживающих так называемые небольшие запальные костры. Готовый к разжиганию костер, достаточный запас дров - гарантия подачи надежного сигнала спасателям, вышедшим или вылетевшим на помощь пострадавшим.

Дымовые сигналы наиболее эффективны в ясные и безветренные дни. Для увеличения количества дыма в костер нужно подбрасывать сырые ветки, траву (заготовленные заранее). Однако зимой и в ненастную погоду летом такой дым малозаметен. В это время года хорошо просматривается черный дым. Для этого можно использовать резину, пластик или автомобильное масло.

Ночью нужен яркий костер из сухих дров. Такой костер летчик способен увидеть на расстоянии до 20 км. С земли они видны на расстоянии до 10 км.

Если по какой-либо причине удалось развести только один костер, его рекомендуется периодически прикрывать куском ткани, густыми ветками елового лапника. Такой пульсирующий костер лучше привлекает внимание спасателей, чем постоянно горящий.

Хорошим эффектом обнаружения местоположения является сигнальное зеркало - гелиограф. Яркость светового сигнального «зайчика» такого зеркала при угле стояния Солнца в 90° достигает примерно 7 млн свечей. Вспышка такого зеркала видна из самолета, летящего на высоте 1-2 км, с расстояния 20-25 км.

Спасателями разработана и используется международная кодовая таблица .

Сигналы выкладываются на хорошо просматриваемых с воздуха местах - на полянах, незалесенных склонах холмов. Рекомендуемые размеры сигналов - не менее 10 м в длину, 3 м в ширину и 3 м между знаками. Для изготовления знаков можно использовать любые материалы, имеющиеся в распоряжении. Главное требование - они должны хорошо выделяться на земной поверхности. Для выкладывания знаков пригодны предметы одежды, палатки, спальные мешки, спасательные жилеты и т.д.

При отсутствии снаряжения сигнальный знак можно выкопать, снимая дерн и укладывая его перевернутый рядом с траншеей, увеличивая ширину знака. На снегу хорошо виден знак, выложенный еловым лапником.

При значительном снижении самолета можно подать знаки международной авиационной аварийной жестовой сигнализации .

Ответы с воздушного судна могут быть следующими:

    «Вас вижу» - вираж в горизонтальной плоскости (круг над обнаруженными людьми) или зеленая ракета.

    «Ожидайте помощи на месте, за вами прибудет вертолет» - полет в горизонтальной плоскости «восьмеркой» или красная ракета.

    «Идите в указанном направлении» - полет самолета над потерпевшими бедствие в направлении курса движения или желтая ракета.

    «Вас понял» - покачивание с крыла на крыло или белая ракета. Ночью: дважды включение и выключение посадочных фар или навигационных огней. Отсутствие этих знаков показывает, что знак, поданный с земли, не принят.

    «Вас не понял» - полет «змейкой» или две красные ракеты.

    «Обозначьте направление посадки и место приземления» - пикирование с последующим входом в вираж или две зеленые ракеты.

Информационные сигналы используют в том случае, когда необходимо покинуть зону бедствия или лагерь. При этом надо всегда оставлять хорошо заметный знак - стрелу, указывающую направление, в котором ушла группа. Необходимо также помечать маршрут движения какими-либо знаками.

Варианты подачи информационных сигналов:

а - «Место, где прошли»;

б - «Повернуть налево»;

в - «Повернуть направо»;

г - «Осторожно, опасно!»

Шансы на выживание возрастают, если уметь подавать сигналы бедствия спасателям. Например, сигналы о спасении необходимо подавать пролетающему вертолету или низколетящему самолету. Если летчик заметить и поймет ваш сигнал, то должен качнуть крылом, либо просигнализировать зелеными огнями. Если летчик не понял вашы сигналы, но вас заметил, то возможно он зайдет на второй круг.

Подача сигналов бедствия

Сигналы бедствия, подаваемые руками (жесты)

Спасательные сигналы, подаваемые жестами, заметны для низколетящих самолетов и вертолетов, а также близко проходящих судов. Для большей заметности с воздуха лучше соорудить спасательные сигналы на земле достаточных размеров. Это могут быть знаки на песке, на снегу, яркие, порезанные лоскуты от парашюта, яркой ткани и.т.д. Ниже приведены спасательные сигналы, подаваемые летчиками при авиационном крушении.

Международная таблица сигналов бедствия, подаваемых с земли.

Расшифровка сигналов бедствия:

1 - нужен врач

2 - необходимы медикаменты

4 - Необходима вода и еда

5 - Необходимо оружие и боеприпасы

6 - Необходимы карта и компас

7 - Нужа сигнальная лампа и батареи

8 - Укажите направление к спасению

9 - Мы двигаемся в этом направлении

10 - Пробуем взлететь

11 - Самолет поврежден

12 - Здесь безопасная посадка

13 - Необходимо масло и пища

14 - Все в норме

17 - Не понял

18 - Необходим инженер

19 - мы нашли всех людей

20 - Судно повреждено

Также для подачи спасальных сигналов можно использовать костер с дымом, сигнальные ракеты, фонари, сигнальное зеркальце, свисток.

Три костра, разведенные в виде треугольника являются сигналом бедствия по международным нормам. Как вариант, котстры можно развести на одной линии на расстоянии примерно 25 м друг от друга. Приготовьте три костра, но разожгите один, и как только понадобится, подпалите два остальных. Это позволит в ожидании помощи поддерживать горение одного костра, а не сразу трех. Ведь ждать возможно придется довольно долго.

Световые сигналы подаются с частой 6 вспышек в минуту, т.е раз в 10 сек., потом минута ожидания, и дальше 6 сигналов.

Звуковые сигналы подаются аналогично световым - 6 сигналов в минуту.

Если же в вашем распоряжении или распоряжении группы имеется радиопередатчик, то у вас есть возможность передавать сигнал бедствия. Сообщение подается в следующей последовательности:

Международный сигнал бедствия - "Мэйдэй, Мэйдэй"

Позывной, если есть

Местонахождение

Количество людей в группе

Координаты посадки

Запрос о медицинской помощи, если необходимо

Как варинт, можно передавать сигналы о помощи азбукой Морзе. Дальность таких сигналов на порядок выше. В отдельной статье мы подробней рассмотрим правила радиобмена и подачи сигналов бедствия по радио.

На прошлом уроке вы узнали, как действовать, если произошла авария транспортного средства в безлюдной местности. Вы помните, что одно из первых приготовлений, которые стоит сделать в таком случае, - подумать о подаче сигналов о спасении. Сегодня мы обсудим, как именно можно подавать сигналы о бедствии.

Вы уже знаете, что, отправляясь в путешествие, обязательно нужно сообщить родным и близким маршрут вашего движения и приблизительное время возвращения. Если вы не вернетесь вовремя - это будет сигналом для них о начале поисков.

Если есть мобильный телефон, естественно, сразу нужно позвонить и сообщить о своем местонахождении. Если же он поврежден или разряжен, стоит поискать специальные средства подачи сигналов бедствия: сигнальные ракеты, факелы, трассирующие пули, эти средства выпускают в воздух ярко-оранжевый или ярко-малиновый дым (рис. 1).

Рис. 1. Сигнальная ракета ()

Применять их надо в крайнем случае, когда есть уверенность, что этот сигнал кто-то заметит и поймет.

Автор азбуки Морзе

Часто, когда говорят о крушениях на кораблях, вспоминают азбуку Морзе, или «морзянку». Азбука Морзе - способ кодирования информации последовательностью длинных и коротких сигналов, т. н. «точек» и «тире». История изобретения этой азбуки очень интересна.

В 1832 г. С. Морзе впервые подумал, что можно передавать сигналы с помощью электромагнитной индукции. Он тут же набросал несколько чертежей аппарата, с помощью которого это было бы возможно. И в сентябре 1837 г. продемонстрировал его в работе (рис. 2). Сигнал был послан по проволоке длиной 1700 футов.

Крупный американский промышленник Стив Вейл заинтересовался работой Морзе, и первое сообщение было послано в 1844 г., его текст гласил: «Чудны дела твои, Господи!».

Итак, телеграфный аппарат был изобретен. Чтобы как-то понять передаваемые сообщения, пришлось изобретать и азбуку. Исходная таблица «кода Морзе» сильно отличалась от тех кодов, что сегодня звучат в эфире, она была слишком сложна. Здесь и проявил свою смекалку Альфред Вейл - партнер Самюэля Морзе по бизнесу. Он придумал пятизначный код для букв, а также цифровой код.

Рис. 2. Передатчик Морзе ()

Собственно азбукой Морзе код начал называться только с Первой мировой войны. В 1848 году код Вейля был усовершенствован немцем Герке. Именно этим кодом пользуются до сих пор. Если принять во внимание эти факты, то знакомое сочетание «азбука Морзе» следовало ради справедливости заменить на «азбуку Вейля - Герке». Но такова жизнь, кем-то подхваченное звучное выражение «азбука Морзе», «морзянка» до сих пор ходит по планете.

Если у вас в распоряжении нет ничего из перечисленных выше средств, вы можете воспользоваться костром. Костер - самая древняя сигнальная система, но до сих пор сигнальные костры и сигнальный дым считаются лучшими средствами подачи сигналов бедствия.

Прежде всего, надо выбрать удобное для костров место, хорошо различимое как с земли, так и с воздуха. Для этих целей подойдут поляны, широкие просеки. Лучше, если выбранное для костров место находится на возвышенности. Не следует забывать и о том, что это место должно быть недалеко от лагеря пострадавших.

Чтобы привлечь внимание спасателей, разводят не один, а несколько костров. Принято разводить три костра, расположенные на одной линии или в вершинах равностороннего треугольника. Такие фигуры являются международными сигналами бедствия (рис. 3).

Рис. 3. Схемы расположения сигнальных костров ()

Что значит сигнал SOS

Вы неоднократно могли слышать, что потерпевшие бедствие суда передают сигнал SOS (рис. 4). А что значит этот сигнал?

В 1904 году фирма Marcony Int. Company предложила ввести единый сигнал, извещающий о бедствии на судне. Он состоял из букв CQ (come quick - «приходите быстро»). Потом была добавлена еще одна буква D (danger - «опасность»), и сигнал стал звучать как CQD - «приходите быстро, опасность». Он был утвержден 3 октября 1906 года представителями 29 стран.

Позже стало ясно, что сигнал CQD очень неудобен для передачи: в нем слишком много знаков. Поэтому было предложено заменить его на самое простое сочетание букв SOS. Такой сигнал представляет собой комбинацию «. . . — — — . . .» (три точки, три тире, три точки) и воспроизводится без пауз в отличие от других сигналов. Так и родился всемирно известный крик о помощи, который потом начал обрастать легендами и расшифровываться как Save Our Souls (спасите наши души) или Save Our Ship (спасите наш корабль).

Рис. 4. SOS - сигнал бедствия ()

С тех пор сигнал SOS является общепризнанным международным сигналом о бедствии, на этот крик о помощи должны откликаться все проходящие суда, которые его услышали.

Хорошим сигналом считается дым. В дневное время дым будет очень хорошо заметен на больших расстояниях. Необходимо сложить несколько дымовых сигнальных костров, прикрыть их от непогоды и содержать в постоянной готовности к моментальному действию. Постарайтесь, чтобы дым от сигнального костра по цвету отличался от цвета окружающей местности. Если положите в костёр свежую листву, мох или сырое дерево, то получите белый дым. Резина или промасленная ветошь дадут черный дым (рис. 5).

Рис. 5. Дым - хороший сигнал ()

Зажигать костер надо, когда услышите звук вертолета или другой спасательной техники. Ночью костер следует поддерживать постоянно. Зимой костры закрывают от снега лапником.

Свисток - весьма полезная вещь для подачи звуковых сигналов. Свист слышно в два-три раза дальше, чем крик. И свистом вы сможете отогнать диких животных.

В солнечную погоду зеркало, полированная металлическая посуда, поясная пряжка, обертка от шоколадки или любой другой предмет, хорошо отражающий свет, может быть использован для подачи световых сигналов (рис. 6).

Рис. 6. Сигнальное зеркало ()

Световой «зайчик» при прозрачной атмосфере можно заметить с огромного расстояния - на обычной местности за 60 километров, а в пустыне даже за 160.

Спасателями разработана и используется международная кодовая таблица сигналов бедствия (рис. 7).

Рис. 7. Международная система подачи сигналов бедствия ()

Сигналы выкладываются на хорошо просматриваемых с воздуха местах - на полянах, незалесенных склонах холмов. Рекомендуемые размеры сигналов - не менее 10 м в длину, 3 м в ширину и 3 м между знаками. Для изготовления знаков можно использовать любые материалы, имеющиеся в распоряжении. Главное требование - они должны хорошо выделяться на земной поверхности. Для выкладывания знаков пригодны предметы одежды, палатки, спальные мешки, спасательные жилеты и т. д. Вы можете снять дерн с земли или протоптать сигнал в снегу.

Бутылочная почта

У многих писателей в книгах о путешествиях описывается то, как люди вылавливали из моря письмо в бутылке. До сих пор иногда используют бутылочную почту.

В пустые бутылки закладываются записки с указанием даты и места и обстоятельств аварии. Бутылки герметизируют и бросают в воду на волю случая. Известно несколько случаев, когда благодаря подобному способу потерпевших бедствие обнаруживали и спасали.

Результативность данного способа аварийного оповещения зависит от количества сброшенных в воду бутылок и их внешнего вида. Последний должен быть как можно более привлекательным, чтобы почтовую бутылку не приняли за бесполезный мусор. Наверное, проще всего этого добиться, если завернуть письмо в несколько денежных купюр, чтобы они просвечивали сквозь стекло (рис. 8).

Рис. 8. Бутылка с посланием ()

Текст сообщения лучше писать простым графитовым карандашом, а не чернильной ручкой, тогда даже при попадании внутрь бутылки воды текст не расплывется и останется читаемым.

Легенда гласит, что изобретателем такого способа сообщения был греческий философ Теофраст, который примерно в 310 г. до н. э. бросил за Гибралтаром несколько запечатанных сосудов с записками, чтобы доказать, что вода из Атлантического океана поступает в Средиземное море. Спустя несколько месяцев один из сосудов был найден на Сицилии.

С той поры в истории описано множество случаев использования бутылочной почты.

Если нет возможности развести костер, использовать сигнальную ракету или зеркало, при появлении поискового авиасредства надо размахивать светлым предметом на темном фоне или темным предметом на светлом фоне.

Обычная ошибка растерявшихся людей, попавших в экстремальную ситуацию, - при первых звуках мотора использовать одновременно все сигнальные средства.

Сигнал - это шанс на спасение, поэтому нельзя тратить все средства подачи сигналов единовременно.

Список литературы

  1. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П. Фролов [и др.] под ред. Ю.Л. Воробьева. - Москва: Астрель, 2013. - 190 с.: ил. ОБЖ, 6 класс Учебник для общеобр. учр./Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т., Фролов М.П., Вихорева Т.С. - 1-е изд. - М: Изд-во АТС, 1996. - 160 с.
  2. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. - 2012, 209 с.
  1. Dic.academic.ru ().
  2. Tatveteran.ru ().
  3. Youtube.com ().

Домашнее задание

  1. Выполните задание № 7 на стр. 53. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П. Фролов [и др.] под ред. Ю.Л. Воробьева. - Москва: Астрель, 2013. - 190 с.: ил.
  2. Какой из сигналов бедствия можно использовать, если оказался зимой в лесу? Почему именно этот сигнал?
  3. * Придумайте, какие предметы подходят для подачи сигналов бедствия. Изобразите эти предметы.

Всем туристам, и не только, хоть раз да может не повезти: отстал от группы, заблудился в лесу, сбился с маршрута, получил травму и не в состоянии самостоятельно передвигаться. Поэтому, каждому из Вас не мешало бы знать общепринятые сигналы бедствия, которые помогут Вам привлечь к себе внимания в чрезвычайной ситуации или даже распознать эти сигналы и оказать помощь другим.

Типы сигналов бедствия:

- Визуальные на открытой местности: отражение солнца от блестящей поверхности - «солнечный зайчик» может быть отражен от зеркала, фольги, конфетной обертки, консервной банки и т.д. Свет фонарика (ночью), вспышка фотоаппарата, огонь от костра (ночью), дым от костра (днем), сигнальная ракета, выложенные на земле знаки из веток или камней, развешанные по деревьям яркие вещи или пакеты.

- Визуальные на воде: разные красители, окрашивающие воду.

- Звуковые: свист (лучше, если есть свисток), выстрелы из огнестрельного или сигнального оружия, крик, и т.д.

- Радиосигналы: радиостанция (рация), мобильник, пеленгатор, и т.д.

Существуют универсальные сигналы бедствия. Для гор это сигнал типа 6-1, то есть, 6 коротких сигналов подряд, потом длинная пауза. Сигналы подаются любыми средствами, например, 6 коротких свистков, пауза, или 6 коротких бликов фонаря, пауза и т.д.

В других условиях (не в горах) применяется сигнал типа 3-1 (три коротких - пауза).

Для того, что бы Ваш сигнал был распознан как сигнал бедствия, он должен быть обязательно тройным – будь то, три блика фонарем, три свистка, три костра. Если сигналы динамические (свисток, фонарик, и т.д.), между ними нужно делать минутную паузу, а затем повторять их снова.

Сигнальные костры нужно разжигать в виде каких-либо фигур, а не как попало, при чем расстояние между ними должно быть около 30-50 метров. Международным сигналом бедствия будут распознаны костры выложенные три в одну линию , либо образующие треугольник правильной формы . В то же время 5 костров в виде буквы Т, будут означать безопасное место для посадки.

Для визуальных сигналов, выложенных на земле, существуют специальные знаки, приведенные в таблице ниже. Знаки выкладываются из подручных средств (веток, камней, вещей и т.д.). Их размер должен быть достаточно большим, для того, что б их было хорошо видно с воздуха.

Также существуют специальные сигналы, которые показывают руками пилотам спасателям (в руках желательно иметь яркие, хорошо заметные с воздуха, вещи):

1) Прошу взять на борт
2) Требуется техпомощь
3) Здесь удобно сесть
4) Всё в порядке
5) Вас понял, выполняю
6) Располагаю радиостанцией
7) Здесь садиться опасно
8) Не могу двигаться. Необходима медпомощь.
9) Готов принять вымпел, сообщение.
10) Да
11) Нет.

Международные сигналы - этообщепризнанные сигналы просьбы о помощи. Сигналы бедствия нужны для того, что бы сообщить, что людям или транспортному средству (чаще всего их передают корабли) требуется помощ или угрожает опасность. Сигналом бедствия, как уже было написано выше, может быть звуковой, радиосигнал, пиротехнический, световой или дымовой сигнал. Вот некоторые из них:

- SOS (...---...) с помощью азбуки Морзе передается так: 3 точки, 3 тире, 3 точки (три длинных сигнала – пауза – три коротких – пауза – три длинных). От английского "Спасите наши души (Save Our Souls). Именно эти буквы были общепризнанны из-за довольно легкой последовательности

- CQD (-.-.--.--..) В переводе санглийского "Приходите немедленно, опасность (Come Quickly, Danger!). Официальное его значение - "Всем постам, тревога!

Международные радиосигналы выглядят следующим образом:

- Mayday! Mayday! Mayday! (Мэйдэй! Мэйдэй! Мэйдэй!) Повторяется три раза. С французкого переводится как (m"aidez) - помогите. Используют его при серьезной опасности.

- Pan-pan, Pan-pan, Pan-pan (Пан-пан, пан-пан, пан-пан) Повторяется три раза. С французского переводится как (panne) - поломка. Используют его при менее серьезной опасности чем Mayday!

Международные морские сигналы бедствия:

Если Вы сами увидели сигнал о помощи, то нужно сделать все что в Ваших силах, что бы помочь попавшим в беду людям. К месту бедствия нужно отсылать самых опытных членов Вашей группы, так как случайные и необдуманные действия малоопытных могут привести к увеличению числа людей, которым нужна помощь. Оставшиеся члены группы должны подготовить «аварийный» лагерь: поставить палатки, разжечь костер, вскипятить воду, приготовить имеющиеся аптечки и установить сигналы бедствия вокруг лагеря.

ЗАПОМНИТЕ! Сигнал о помощи нужно подавать ТОЛЬКО в безвыходной ситуации, если есть реальная угроза жизни или здоровью людей!!!


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении