mppss.ru – Все про автомобили

Все про автомобили

Не прервется связь поколений. Положение о проведении Московской метапредметной олимпиады «Не прервется связь поколений» в учебном году Олимпиада не прервется связь поколений

Патриотическое воспитание играет в становлении личности настоящего человека не меньшую, а то и большую роль, нежели общеобразовательные школьные предметы. В этой связи московский департамент образования проводит важный и нужный конкурс – «Не прервется связь поколений». Это метапредметная олимпиада, которая пройдет в 2019 году уже в шестой раз. Организаторы преследуют высокие цели: приобщение к основным национальным ценностным ориентирам Отечества – патриотическому отношению, социальной ответственности, гражданской позиции, сохранению ценного исторического наследия родной страны и поддержку детей, которые имеют выраженные социальные мотивы с помощью в их реализации.

«Не прервется связь поколений» – олимпиада, в которой в 2018 году поучаствовало более 15 000 школьников столицы, в 2019 она приобретет всероссийский масштаб. Рассказать о жизни и судьбе знакомого ветерана сможет практически любой школьник нашей огромной страны.

Как попасть на конкурс

Поучаствовать в олимпиаде смогут учащиеся школ и среднеспециальных учебных заведений 5-11 классов. Соревнование пройдет заочно одним туром. Положение о проведении, строках, требованиях и подведении итогов олимпиады «Не прервется связь поколений» в 2019 можно будет скачать на сайте столичного Департамента образования www.mos.ru/dogm/. Даты проведения – декабрь 2018 – март 2019.

Участникам необходимо зарегистрироваться по ссылке, которая появится на сайте Городского методического центра mosmetod.ru . На почту конкурсанта придется ссылка подтверждения, а затем – код участника, который надо будет сообщить локальному руководителю олимпиады (ответственному преподавателю). Затем ориентировочно до конца марта 2019 г. в надо будет разместить в Личном кабинете написанную работу (рассказ, сочинение) в формате pdf.

Требования к выполнению работы

Ребята должны быть лично знакомы с героями конкурсных рассказов, взять у них интервью, провести небольшое исследование и его результаты разместить в тексте в форме рассуждения. Размер работы – до 2-х страниц напечатанного текста. Сочинение должно быть написано с соблюдением этики, а также орфографических, синтаксических и стилистических норм и правил русского языка. Важно соблюсти историческую и логическую точность повествования. Приветствуются фотографии конкурсантов с ветеранами, а также снимки из личных архивов (не более 3-х штук). Немаловажно также упомянуть о взаимном влиянии конкурсанта на героя в процессе подготовки работы. Например, история о помощи пожилым людям освоить компьютер или пользование сетью Интернет, зарегистрировать их учетную запись на сайте оплаты ЖКУ и т.п.

Эксперты будут оценивать рассказы конкурсантов в нескольких номинациях:

  • Подвиг ветеранов в Великой отечественной войне.
  • Труд работников тыла.
  • Нелегкое детство детей войны.
  • Судьба ветеранов труда, Вооруженных сил, правоохранительных органов, служб экстренной помощи.
  • Организация волонтерской поддержки пожилым людям и ветеранам.

Полные требования и Положение об организации олимпиады будут размещены позднее на сайте департамента образования.

Подведение итогов

Каждая присланная на конкурс работа будет оцениваться как минимум двумя независимыми членами жюри с выставлением баллов по утвержденным критериям оценивания. Результаты разместят на сайте в течение месяца после завершения конкурса. Количество призеров и победителей будет определено организаторами в зависимости от числа обучающихся, принявших участие. Все участники получат памятные грамоты, а победители – призы и подарки от оргкомитета олимпиады. Награждение пройдет в очной и заочной формах.

С уверенностью можно говорить о том, что, на самом деле, в этой олимпиаде выиграет каждый, приславший свой рассказ. Память о страшных событиях и геройстве, о подвиге и жизни, несмотря ни на что, о взаимопомощи, спасении людей и мирной жизни будет жить в следующих поколениях. Даже если лишь один школьник задумается о великом подвиге прошлых поколений и одному-единственному ветерану станет легче и интереснее жить, это соревнование уже оправдает свою организацию. А если предположить, что каждый школьник вынесет для себя полезное из личной истории пожилого героя, то будущее поколение, сидящее сейчас на школьных партах, станет ответственнее за судьбу родной страны, на благо которой трудились его деды и прадеды.

Как проходила метапредметная олимпиада в 2018 году: видео

А там рыбалка, соловьи, сено душистое-душистое, а небо черное, густое, как бархат. Опять же речка Воротня, купайся - не хочу, ребятня деревенская, озорная, вольная. Одним словом, пыхтел Колька над учебниками весь год. Не все, правда, получалось, но отец похваливал да по плечу похлопывал.
Кончилась школа... Разрывами бомб, заревами пожарищ, заполошными криками женщин, провожавших на фронт своих мужчин, - так начались каникулы Коли Хрущева. Отца проводили на фронт (погиб он подо Ржевом в 1942-м), мать с утра до ночи на заводе «Серп и молот» заготовки для бомб вытачивает, частенько с ночи до утра остается. Помаялся Коля с неделю и пошел на работу устраиваться. Взяли и карточки рабочие выдали. Ничего, что из-за малого роста он не доставал до рукояток станка. А ящики пустые на что? Не все сразу получилось, но старался он, ох как старался. На фронт не просился: обмануть военкома, как другим пацанам, рослым, здоровым, не удавалось. Ростом он и не вышел: метр сорок с табуреткой, как говорится. Особо не горевал - не до того было: план ого-го какой. Да еще по ночам зажигалки на крышах тушить надо было. До самой победы Колька Хрущев, парнишка с Рогожской заставы, работал на заводе «Серп и молот», даже орденом награжден, потом учился в ФЗУ, служил в армии, женился, родились дети.
А повоевать не пришлось! Разве только на трудовом фронте.
Так и текла жизнь, как речка Воротня, по светлым камушкам, в которой не довелось ему порыбачить летом 1941-го.
Не заметил, как пенсию заработал, сыновей вырастил, жену схоронил.
Но не сидится без дела. И пришел Николай Васильевич Хрущев к нам в школу рабочим по зданию. Все умеет: замки врезать, парты починить, доску повесить, смеситель установить.
Маленький, худенький, с потертым коричневым портфельчиком, где все прибрано, убрано, гаечка с шайбочкой по коробочкам разложены, ходит он, не торопясь, по школе, да везде успевает. Женщины-учителя не нарадуются: двери не скрипят, доски не трещат, да и мальчишки-сорвиголовы попритихли. Оказывается, Николай Васильевич бригаду организовал и стал всех желающих мужицкому делу учить.
Не только с молотком и отверткой лихо управляется Николай Васильевич. Он еще и на баяне играл, частушки пел и о своем детстве счастливом нам рассказывал. Да-да, счастливом! Ведь и его заслуга есть в том, что погнали наши доблестные бойцы поганую фашистскую нечисть с родной земли.
Сейчас Николаю Васильевичу 82 года. Он частый гость в нашей школе: приходит в музей «Родина», рассказывает о своем военном детстве, играет на баяне. Летом в деревне огородничает.
Язык не поворачивается сказать, что мы взяли над ним шефство. Он все умеет и любит делать сам. Мы с ним просто дружим и хотим быть такими же трудолюбивыми, добросовестными и ответственными, как наш дорогой дядя Коля.

Юлия БУНИНА, ученица 8-го класса школы №2087

Память сердца

Пожалуй, нет страшнее и тяжелее испытания для человека, чем война. Книги и фильмы... Они могут лишь чуточку приблизить нас к событиям того времени, но никогда не передадут во всей полноте тот ужас, который пережили наши предки. И как же жаль, что люди до сих пор не научились решать конфликты мирным путем, обрекая на смерть и страдания огромное количество невинных жизней!
Счастливцы те, кому удалось пережить горе войны и сохранить силы, веру в добро и, главное, желание к жизни. Таков и ветеран, которого я встретила в этом году: принимая участие в деятельности школьного музея, я познакомилась с замечательным человеком - Михаилом Михайловичем Крупенниковым. Это знакомство заставило меня иначе посмотреть на многие вещи: ценность дружбы, семьи, человеческой жизни. Меня поразило, что Михаилу Михайловичу, пережившему столько трудностей, увидевшему столько страшного на своем пути, удалось сохранить такое удивительное жизнелюбие и бодрость духа, которым я могу только позавидовать. Наверное, пройдя столь тяжкий путь, начинаешь по-настоящему ценить жизнь.
Благодаря автобиографическим рассказам Михаила Михайловича события военных лет стали мне ближе и понятнее. Я слушала ветерана, и мне казалось, что все, о чем он говорил, было еще вчера...
Родился Михаил Михайлович в 1926 году. Он помнит Москву еще с мощеными булыжником улочками, с невысокими деревянными зданиями, с мальчиками, играющими в тряпичный мяч и стреляющими из рогатки. В 1941 году Михаилу Михайловичу было всего пятнадцать лет, когда он, сидя в своей комнате, услышал по радио: началась война. Мальчишки тогда взрослели рано, так что Крупенников пошел работать: его устроила тетя на завод «Подъемник» (сейчас завод имеет название «Станколиния»), где Михаил Михайлович выпиливал ложа для винтовок. Потом предприятие было эвакуировано в Ташкент, а Крупенников устроился подшивать валенки для солдат. Дальше Михаила Михайловича ждали всеобуч, нехитрые сборы вещей, проводы, слезы родных, призывной пункт...
Крупенников прошел нелегкий военный путь: освобождал Белоруссию, прошел Восточную Пруссию и дошел до Берлина, в северо-восточной части которого, будучи связистом, услышал в наушниках: «На земле, на воде, в воздухе бои прекращены. Война окончена».
Из рассказов Михаила Михайловича мне особенно запомнился один случай - удивительный пример товарищеской взаимовыручки, без которой люди не смогли бы выжить на войне. Случай произошел с Михаилом Михайловичем на границе с Польшей, в ходе ночной переправы через реку Нарев. Ширина реки составляла примерно километр. Над рекой сохранился небольшой мост. Михаил Михайлович вспоминает: «Немец с воздуха этот мостик не разбомбил. На другом берегу реки мы заняли плацдарм, и пехоте надо было перейти через реку. Я ростом был маленьким и ходил последним. Пока ракеты со стороны немцев светят, видно мостик. Ружье у меня на плече. Как ракета погасла, в глазах темно, мост не видно. Неожиданно моя правая нога ушла под мост, я упал, успев зацепиться за деревянную балку. Течение реки было очень сильное. И что вы думаете, у меня в голове сразу? Семья! На мне 200 патронов. А за мной шел татарин. Он мне помог выбраться и подсказал, что надо идти, постукивая впереди прикладом винтовки. Так я и прошел. Когда мы перешли, все ячейки на берегу оказались заняты. Берег реки был очень крутой. Вдруг смотрю, песок на берегу сзади меня обрушился. А мой татарин оказался под песком. Я знал, что он там. У нас, у пехотинцев, была маленькая лопатка, я помог ему откопаться. Стукнул ему по каске, татарин пришел в себя. В этот момент я подумал: «Он спас меня на воде, а я его на суше». Позднее, когда дошли до траншеи, пропал татарин, больше его я никогда не видел».
Этот рассказ заставил меня задуматься о том, насколько хрупка человеческая жизнь, особенно на войне. До чего поразительно, что судьба человека решается каким-то случаем, удачей! А о чем думали люди, находясь на границе жизни и смерти? О любимых, близких, о семье! Думаю, во многом благодаря тому что люди шли в бой с мыслями о защите родных, наш народ смог одержать победу.
Михаил Михайлович подарил школьному музею ремень, с которым он прошел весь свой военный путь, и книжечку, где собраны его собственные стихи и рассказы. Как участник музея, я работаю над тем, чтобы творчество Крупенникова было опубликовано. Проводя в школе экскурсии, я всегда рассказываю о судьбе этого удивительного человека, отстоявшего вместе с нашим народом свободу Родины, право на жизнь, право на счастье детей и внуков - на наше с вами счастье.

Софья ЛУКАНОВА, ученица 10-го класса школы №1222

И не забыть нам годы эти...

Все дальше от нас во времени военные годы. Вот уже семьдесят лет минуло со Дня Победы - самого великого дня в жизни наших прадедов, но память о тех, кто ценой собственной жизни приближал этот день, завоевывал наше мирное настоящее, не померкнет.
Я хочу рассказать о моем прадедушке Николае Федоровиче Косове. Он родился в 1906 году в Киеве в семье рабочего. После окончания срочной службы в рядах Красной Армии прадедушка прошел обучение в кожевенном техникуме и получил специальность технолога коже-мехового сырья.
В течение почти десяти довоенных лет он работал на Дарницком мясокомбинате и к началу войны занимал должность заведующего производством. Мирная профессия, мирная жизнь... И вдруг война!
С начала Великой Отечественной войны Николай Федорович находился в действующей армии. У него было звание старшего лейтенанта, он умел руководить людьми, хорошо знал химию как технолог, так что прадед был назначен начальником службы химической защиты 339-го батальона аэродромного обслуживания, а 5 августа 1941 года - начальником группы по обеспечению боевой работы бомбардировочных полков зажигательными веществами на аэродроме «Острая могила» в Луганской области. (Сегодня на этой земле опять неспокойно!)
Аэродром подвергался массированным систематическим бомбардировкам фашистов. Но, несмотря на смертельную опасность, наши бойцы трудились круглосуточно: сбрасывали на днепровские переправы тонны зажигательного вещества, чтобы враг не прошел через Днепр. Кроме того, прадеду было приказано вывезти из-под удара противника четырнадцать вагонов авиационных химических бомб, находившихся на аэродроме. В течение трех суток без сна и отдыха, под непрерывным огнем противника работал личный состав под руководством старшего лейтенанта Косова. Как трудно было ему и его боевым товарищам! Ведь в любую минуту они могли погибнуть! Но боевое задание было выполнено.
В нашей семье хранится наградной лист с кратким изложением личного боевого подвига прадеда, за который он был удостоен ордена Красной Звезды. Командир характеризует Николая Косова как мужественного и отважного бойца, ответственного и опытного специалиста, грамотного наставника и авторитетного руководителя.
Шла война, продолжался боевой путь моего прадедушки. В 1942-1943 годах он принимал участие в битве за Кавказ. Нацистская Германия, Румыния и Словакия хотели завоевать Кавказ, поскольку он был основным источником нефти для всей территории СССР. Однако планы врага были разрушены благодаря героическим усилиям командования и бойцов Красной Армии, среди которых был и Николай Косов, награжденный за проявленное мужество и героизм медалью «За оборону Кавказа». Военную службу прадедушка закончил в 1956 году в звании майора, имея в числе боевых наград два ордена Красной Звезды и медали.
К сожалению, я не знал прадеда, он умер задолго до моего рождения. Но, изучая семейные архивы о боевом и послевоенном пути прадеда и слушая воспоминания деда о его отце, я понимаю, что история его жизни послужила примером для дедушки и определила его профессию. Мой дедушка Николай Юрьевич - профессиональный военный, полковник в отставке, посвятивший всю свою жизнь службе Отечеству.
Я горжусь историей своей семьи и ее героями. У большинства российских семей есть свои герои, победившие фашизм. Все они выполнили свой долг до конца, проявили мужество и отвагу. А мы должны сделать все возможное, чтобы сохранить память о них и в честь этой памяти сохранить мир.

Егор ИВАНОВ, ученик 7-го класса школы №1359

И дни те в памяти храня...

В этом году отмечается знаменательная дата - 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Война - это страшное слово, это тяжелейшее испытание для всех. Война несет боль и утрату, жестокость и разрушение, горе, смерть, страдание. Самыми беззащитными оказываются в это время дети. Их детство безвозвратно уходит, на смену ему приходят потери, лишения. Дети, пережившие войну, никогда ее не забудут...
Мы размышляли на тему безрассудности войны на совете учащихся, и наша одноклассница вспомнила о своей соседке Вере Васильевне Судниковой. В этом году ей исполнится 89 лет, ее детство пришлось на тяжелые военные годы. Она видела суровое лицо войны, заглянула в ее безжалостные глаза. Вера Васильевна очень общительный, жизнерадостный человек. Мы решили встретиться с ней и побеседовать.
Во время нашего визита Вера Васильевна рассказала нам историю своей жизни. Прошло много лет после окончания войны, но вспоминать это страшное время ей очень тяжело.
«...Был летний солнечный день. Мы с подружками и младшими детьми играли во дворе. Взрослых не было дома, когда по радио объявили о начале войны. Никогда не забуду, как люди из нашей деревни, услышав сообщение о начале войны, вышли на улицу. Плакали старики, женщины и дети. Вскоре пришла наша мама с поля, и я вместе с сестрой и братом окружили ее и наперебой стали говорить о том, что началась война. Так мы впервые ощутили, что такое большое горе. В нашей деревне все меньше слышалось радостного смеха, все больше было плача и горьких слез, потому что каждый день мы все вместе кого-то провожали на фронт. Приходили повестки, и мужчины уходили на фронт. Мой отец, Василий Васильевич Мартынов, в конце августа 1941 г. ушел добровольцем на фронт. Очень скоро в нашей деревне остались только женщины, старики и дети. А в этот год выдался очень хороший урожай, и все заботы легли на плечи женщин и подростков. Мы молотили зерно, копали картошку, таскали мешки со свеклой. В конце октября начали призывать и подростков. В их числе оказалась и я. Мне тогда только исполнилось 15 лет, моей сестре было 11 лет, а младшему брату 8 лет. Меня, самую старшую, и еще несколько девочек из нашей и соседней деревень взяли рыть окопы.
Как сейчас помню, привезли нас в деревню Лебедянь, что на границе с Орловской областью. Нам, девочкам, пришлось очень трудно: мы никогда еще не уезжали так далеко из родного дома. Нас распределили по домам. Каждый день с утра и до вечера мы ходили в поле рыть противотанковые окопы шириной 3 метра, а глубиной в 1,5 метра. Почти каждый день над нами летали немецкие самолеты-разведчики, и хорошо, что они не бомбили. А спали мы где придется: кто в сарае, а кто просто на траве в саду. Врезалась в память эта Лебедянь тем, что в этой деревне было очень плохо с водой. Один колодец на всех, и то он наполнялся, когда дул сильный ветер, а в остальное время он был пуст. Помню эти длинные очереди за водой с бидонами, банками, ведрами, люди запасались водой впрок до следующего ветреного дня. Время стояло жаркое, безветренное. Мы приходили с поля после работы, а воды нет. Иногда, когда оставались силы, мы ходили к роднику, который располагался неподалеку. Это место, где всегда была вода, охранялось часовыми, чтобы никто не мог заразить воду. Очень боялись провокаций фашистов. Больше месяца мы рыли окопы, и наконец нас отправили домой, правда, ненадолго. Так мы, дети и подростки, делали все, что могли, для будущей Победы. Ох, как мы ее ждали и надеялись, что вот-вот кончится война, а она все длилась и длилась! Все это время мама с младшими детьми, да и все женщины и старики нашей деревни, своим посильным трудом старались приблизить победу. Мы пахали, сеяли, убирали урожай и все сдавали для фронта, оставляя себе малую часть, чтобы только дожить до весны. К счастью, до наших мест немцы не дошли, и мы выжили. Правда, с фронта почти никто не вернулся...»
Наш визит длился не очень долго, так как Вера Васильевна быстро устала, да и воспоминания были тяжелые. От предложенной помощи по дому Вера Васильевна отказалась, объяснив, что у нее много родственников, и они помогают ей и ухаживают за ней. Мы решили отблагодарить ее за гостеприимство и подарили плед и мягкую подушку для ног. В следующий раз мы старались вообще не говорить о военных годах, так это тяжело было не только для Веры Васильевны, но и для нас.
Историки могут скрупулезно подсчитать количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, число сожженных деревень, разрушенных городов... Но не могут они рассказать, что чувствовали, о чем думали, о чем мечтали наши деды и прадеды, те, кто на своих плечах вынес все тяготы той страшной, но ВЕЛИКОЙ войны. А что ты, живущий в XXI веке, сможешь рассказать друзьям, своим детям, всему человечеству?
Сегодня наши близкие, ровесники Веры Васильевны, - последние свидетели тех трагических дней. Мы должны сохранить их воспоминания как частицы истории, которые неотделимы от того, что было до нашего рождения.
Давайте хранить память и передавать ее будущим поколениям.

Анастасия КОЖЕВНИКОВА, ученица 8-го класса школы №2110 «МОК Марьино»

Московская метапредметная олимпиада «Не прервётся связь поколений» – 2016

Департамент образования города Москвы совместно с Городским методическим центром ДОгМ и Центром педагогического мастерства ДОгМ проводит третью метапредметную олимпиаду «Не прервётся связь поколений».

Цель метапредметной олимпиады – приобщение к базовым национальным ценностям российского общества – патриотизму, социальной ответственности, гражданственности, сохранению исторического наследия страны, а также поддержка обучающихся, имеющих высокую социальную мотивацию.

В Олимпиаде могут принять участие обучающиеся 5–11-х классов общеобразовательных организаций и средних профессиональных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы. Обучающиеся принимают участие в Олимпиаде на бесплатной основе.

Олимпиада проводится с января по май 2016 года и состоит из подготовки сочинения-рассуждения о боевом (трудовом) пути, интересных фактах из биографии, знаковых событиях, изменивших жизнь ветеранов Великой Отечественной войны, Вооружённых сил, правоохранительных органов, педагогического труда.

Регистрация участников и загрузка работ доступны по ссылке http://box.cpm77.ru/Generations-2016/

Обратная связь


Вы можете задать все вопросы по организации олимпиады по адресу [email protected]

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Человек в судьбе России»

(в рамках подготовки к Московской метапредметной олимпиаде «Не прервётся связь поколений» и Городскому конкурсу научно-исследовательских мультимедийных проектов «История моей семьи в истории России»)

Уровень программы: ознакомительный.

Возраст обучающихся: 10–18 лет.

Срок реализации: 1 год.

Составители:

Кривошеева Людмила Борисовна, старший методист ГМЦ ДО г. Москвы;

Карелина Светлана Валерьевна, методист ГМЦ ДО г. Москвы

Москва, 2015

Пояснительная записка

Пока мы боль чужую чувствуем,

Пока живёт в нас сострадание,

Пока мечтаем мы и буйствуем,

Есть нашей жизни оправдание.

А. Дементьев

Что такое память? Почему так важно помнить тех, чьи жизни и судьбы дали живущим ныне людям возможность радоваться и мечтать, верить и надеяться? Научив подрастающее поколение чтить, сопереживать, думать, мы можем быть уверены в будущем нашей страны. Только гармония в душах наших детей даст возможность сформироваться талантливой, целеустремлённой, перспективной молодёжи, способной обогащать и сохранять свой духовный облик.

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации дан социальный заказ государства на воспитание человека высоконравственного с активной жизненной позицией, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности. Современный мир требует новых воспитательных подходов, способных развивать чувство гражданского долга, любовь к Родине, уважение к историческому прошлому. Дополнительная общеобразовательная программа «Человек в судьбе России» в полной мере отвечает этим требованиям и является стартовой площадкой для участия в Московской метапредметной олимпиаде «Не прервётся связь поколений» и Городском конкурсе научно-исследовательских мультимедийных проектов «История моей семьи в истории России», входящих в Перечень значимых мероприятий системы образования Департамента образования города Москвы.

Направленность

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Человек в судьбе России» имеет социально-педагогическую направленность. Формирование личности, изучение межличностных отношений, формирование опыта проживания в социуме – это определяющие позиции социально-педагогической направленности. Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной инициативы на современном этапе развития общества является одной из главных задач воспитания подрастающего поколения. Важные компоненты формирования личности – патриотическое воспитание и гражданское сознание.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни в условиях конкретной социокультурной среды. Базой формирования патриотизма являются чувства любви и привязанности к своей культуре, своему народу, своей земле.

Воспитание активной жизненной позиции, которую обучающиеся приобретают в процессе реализации программы, является необходимым элементом их успешной социализации. Такой человек стремится к преобразованию и усовершенствованию окружающего мира, решению жизненно важных проблем.

Актуальность

Гражданско-патриотическое воспитание детей – это первоочередная задача современного демократического общества, это целостная система по формированию гражданско-патриотических ориентиров учащихся, один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закреплённый в Федеральном законе Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Современная школа призвана формировать моральный облик обучающегося, его нравственные и духовные качества – гражданственность и патриотизм. Именно в школе начинаются первые шаги в осознании сопричастности юного гражданина общественной жизни страны. Именно это подтверждает актуальность, общественную значимость, целесообразность внедрения в педагогическое пространство образовательной программы «Человек в судьбе России» и участие в метапредметной олимпиаде «Не прервётся связь поколений».

Поиск и изучение славных и героических страниц прошлого и настоящего своей родины, в которой живёт ребёнок, непосредственное знакомство с её историей. Изучение и сохранение славных подвигов и легендарных событий Великой Отечественной войны, знакомство с живыми свидетелями военных сражений периода 1941–1945 годов, с ветеранами правоохранительных органов и служб экстренной помощи, с ветеранами педагогического труда и россиянами, пережившими войну в детском возрасте. Формирование у школьников стремления оказывать посильную помощь нуждающимся ветеранам.

Гражданско-патриотическое воспитание – это неустанная каждодневная деятельность всех, кто причастен к формированию общих моральных ценностей молодого поколения.

Педагогическая целесообразность

Гражданско-патриотическое воспитание подразумевает развитие высоких нравственных и моральных ценностей. В этом вопросе нельзя обойтись без знания истории своей страны и уважения её культуры. Дополнительная общеразвивающая программа «Человек в судьбе России» способствует развитию таких личностных качеств, как целеустремленность, настойчивость, честность, неравнодушие и взаимопомощь; собственных принципов – мировоззрения, убеждения, моральных норм. Программа формирует понимание ребёнком справедливости, даёт возможность оценить гражданские поступки и подвиги соотечественников.

В ходе реализации дополнительной общеразвивающей программы у учащихся формируется стремление к общению, к дружбе, воспитываются ответственность и доброта, умение преодолевать трудности и оказывать помощь. Патриотическое воспитание ориентирует детей и подростков на выбор социально значимых профессий, таких как спасатель, пожарный, сотрудник правоохранительных органов, военнослужащий.

Достижение целей гражданско-патриотического воспитания должно осуществляться через взаимодействие школы, семьи и социума, что способствует формированию устойчивых представлений о мире, обществе, государстве, изучению прав и обязанностей учащихся, взаимодействию со сверстниками. Консолидация усилий всех участников образовательного процесса приведут к формированию достойного гражданина своей страны, благородной личности, способной осознавать свою причастность судьбе Отечества.


Формировать социальные ценности у детей и подростков: гражданскую позицию, национальное самосознание, патриотические качества личности, мировоззрение, воспитывать чувство гордости и уважения к легендарной истории России.

Задачи


Обучающие:

  • формировать мотивацию к изучению событий Великой Отечественной войны, военному и трудовому подвигу ветеранов, неравнодушное отношение к событиям, происходящим в современном мире ;

  • формировать навыки социокультурной компетенции;

  • формировать навыки и умения работать с историческими документами ;

  • закреплять исследовательские навыки и аналитическое мышление в противодействии фальсификации исторических событий и фактов;

  • сформировать навыки поисковой, проектной и исследовательской деятельности, умение применять различные компьютерные технологии: создание, редактирование, оформление, сохранение и передачу информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств.
Развивающие:

  • стимулировать и поддерживать социально и общественно значимые инициативы детей и подростков;

  • развивать личностные качества учащегося: честность, самостоятельность, ответственность, аккуратность; уважение, милосердие и сочувствие к ветеранам войны и труда, семьям погибших защитников Отечества, престарелым людям;

  • развивать способности к аналитическому мышлению, навыки самостоятельной работы, умение проводить сравнительный анализ и обобщать;

  • осуществлять поиск эффективных путей организации общественно полезной деятельности учащихся;

  • выявлять одарённых учащихся, создавать условия для реализации и совершенствования их потенциала.
Воспитательные:

  • создавать условия для воспитания патриотизма, гражданственности через приобщение ребёнка к историческим ценностям;

  • создавать условия для социальной активности детей и подростков в общественно полезной деятельности;

  • выявлять организаторские способности детей и подростков; удовлетворять потребность детей в общении;

  • формировать гражданское самосознание юных москвичей.
Отличительные особенности данной программы от уже существующих программ

Новизной и отличительной особенностью дополнительной общеразвивающей программы «Человек в судьбе России» является её практическая ориентированность: претворение предложений в конкретные дела (знакомство учащихся с ветеранами, помощь в решении социальных и бытовых проблем). В связи с этим программа способствует поиску новых методов и форм в организации процесса непрерывного гражданско- патриотического воспитания детей и подростков.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Человек в судьбе России» предназначена для детей и подростков следующих возрастных категорий: 10–18 лет (учащиеся общеобразовательных организаций, студенты профессиональных образовательных организаций).

Срок реализации

Срок реализации программы «Человек в судьбе России» составляет 34 недели. Период обучения – октябрь-май.

Формы и режим занятий

Форма занятий – групповая. Наполняемость группы – не более 15 человек (набор осуществляется без предварительного отбора, по желанию и интересу учащегося). Режим занятий: 1 час х 1 раз в неделю. На занятиях педагогом используется индивидуально-личностный подход.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

По окончании срока реализации программы у учащихся будут сформированы:


  • интерес к событиям Великой Отечественной войны, военному и трудовому подвигу ветеранов, неравнодушное отношение к происходящему в современном мире;

  • навыки поисковой, проектной и исследовательской деятельности;

  • навыки социокультурной компетенции;

  • потребность в самопознании и самовыражении;

  • осознание необходимости документирования исторического процесса;

  • навыки и умения работать с историческими документами с целью развития исследовательских навыков и аналитического мышления и противодействия фальсификации исторических событий и фактов в ущерб интересам России;

  • навыки, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств.
По окончании срока реализации программы у учащихся будут развиты:

  • личностные качества: честность, самостоятельность, ответственность, аккуратность; уважение, милосердие и сочувствие к ветеранам войны и труда, семьям погибших защитников Отечества, престарелым людям;

  • навыки самостоятельной работы;

  • способности к аналитическому мышлению, умение проводить сравнительный анализ и обобщать;

  • инициативность в творческом исследовательском процессе;

  • навыки поиска эффективных путей организации общественно полезной деятельности учащихся.
Текущий и итоговый контроль

Механизм оценки усвоения программы.

Уровень усвоения учащимися программы «Человек в судьбе России» определяется соответствующими критериями с учётом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребёнка.

Текущий контроль осуществляется по окончании каждого раздела программы (варианты: по окончании I полугодия, …) в форме… (варианты: презентаций, подготовки фотоматериалов, результативности участия в решении социальных и бытовых проблем ветерана, с которым сотрудничает каждый учащийся, и т. д.).

Готовность к интервьюированию (публичному выступлению) предполагает:


  • проведение тренировок-презентаций (одновременный рассказ и показ иллюстративного материала);

  • подготовка тематических вопросов;

  • изучение основ ораторского искусства и технологии публичных выступлений (постановка голоса, приобретение умения держаться перед публикой и аудиторией и т. д.).
Основные критерии оценки (для презентаций, рассказа):

  • актуальность и полнота раскрытия темы,

  • искренность, творческая индивидуальность;

  • образность, эмоциональность, концентрация внимания;

  • историческая достоверность;

  • языковая точность и выразительность.
Итоговый контроль осуществляется в рамках Московской метапредметной олимпиады «Не прервётся связь поколений» в апреле 2016 года (форма – сочинение-рассуждение на основе интервью с ветераном, представителем старшего поколения) и состоит из нескольких этапов:

1. Подготовка работ к участию в олимпиаде (январь-апрель 2016 года);

3. Оценка работ членами жюри (апрель 2016 года).

Формы подведения итогов

Московская метапредметная олимпиада «Не прервётся связь поколений», входящая в Перечень значимых мероприятий системы образования Департамента образования города Москвы, является основной формой подведения итогов дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Человек в судьбе России».

Учебно-тематический план


№ п/п

Название разделов, тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

I.

Вводная часть

4

2

2

1.1.

Знакомство с учащимися. Введение в программу «Человек в судьбе России». Основные позиции положения Московской метапредметной олимпиады «Не прервётся связь поколений». Инструктаж по технике безопасности

1

1

-

1.2.

Акция «Передай добро по кругу!»

1

-

1

1.3.

Занятие «Отечеством своим горжусь!»

1

0,5

0,5

1.4.

Занятие «Урок мужества»

1

0,5

0,5

II.

Экскурсионная работа. Определение источников необходимой информации

6

1

5

2.1.

Экскурсия «Здравствуй, музей!»

1

-

1

2.2.

Музейный лекторий «Они не вернулись из боя!» Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны. Показ фильма

1

0,5

0,5

2.3.

Музейный лекторий «Путь к Победе!» Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны. Показ фильма

1

0,5

0,5

2.4.

Посещение исторических музеев города Москвы, ветеранских организаций с целью поиска темы проекта

3

-

3

III.

Встречи, беседы с ветеранами Великой Отечественной войны; с ветеранами Вооруженных сил, правоохранительных органов и участниками боевых действий; с ветеранами труда

2

-

2

3.1.

Определение группы ветеранов для оказания волонтёрской помощи. Привлечение социальных партнёров

1

-

1

3.2.

Определение тематики, формата и места встречи с ветеранами

1

-

1

IV.

Поисково-исследовательская работа

8

-

8

4.1.

Занятие «Есть такая профессия – Родину защищать»

1

-

1

4.2.

Знакомство с материалами, архивными документами, семейными реликвиями ветеранов

2

-

2

4.3.

Формирование групп вопросов для ведения беседы и интервьюирования по направлениям (биография, реликвии, знаменательные даты, круг общения, социальные потребности и др.).

2

-

2

4.4.

Интервьюирование ветеранов

2

-

2

4.5.

Подготовка материалов о ветеранах и размещение их в музейной (тематической) экспозиции

1

-

1

V.

Создание проекта

4

0,5

3,5

5.1.

Изучение и анализ первоисточников

1

0,5

0,5

5.2.

Подготовка фото- и видеоматериалов

1

-

1

5.3.

Определение информационных интерент-ресурсов

1

-

1

5.4.

Написание сочинения-рассуждения

1

-

1

VI.

Волонтёрское движение

4

-

4

6.1.

Изучение потребностей ветеранов в различных видах помощи

1

-

1

6.2.

Оказание посильной помощи ветеранам в решении социальных и бытовых проблем

3

-

3

VII.

Экспертиза работ.Выявление победителей

4

-

4

VIII.

Награждение победителей и призёров олимпиады

1

-

1

IX.

Итоговое занятие

1

-

1

Всего:

34

7

27

Содержание

I. Вводная часть

1.1. Знакомство с учащимися. Введение в программу «Человек в судьбе России». Знакомство с положением Московской метапредметной олимпиады «Не прервётся связь поколений». Инструктаж по технике безопасности.

Теория. Знакомство с учащимися. Постановка цели и задач реализации общеразвивающей программы «Человек в судьбе России». Цель, сроки, номинации олимпиады «Не прервётся связь поколений», требования к олимпиадной работе, сроки и место проведения.

1.2. Акция «Передай добро по кругу!» (посвящена Дню старшего поколения, утверждённого Постановлением Президиума Верховного Совета РФ 1 октября 1991 года, в соответствии с решением 45-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН).

Теория. Привлечение внимания учащихся к проблемам людей старшего поколения. Поздравления ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, представителей Вооружённых сил, правоохранительных органов, ветеранов педагогического труда и представителей старшего поколения.

Практика. Вручение поздравительных открыток. Мини-концерт.

1.3. Тема занятия: «Отечеством своим горжусь!»

Теория. Изучение истории символов России (Герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн РФ). Проведение тематической игры «Умники и умницы» (по символике России).

1.4. Тема занятия: «Урок мужества».

Теория. Раскрыть значение празднования Дня Победы. Рассказать на конкретных примерах об освободительном характере Великой Отечественной войны. Практика. Показ отрывка из х/ф «Задания особой важности: Операция «Тайфун», 2013 г. (режиссёр Петр Амелин), раскрывающего перед детьми значение празднования Дня Победы. Обсуждение фильма.

II. Экскурсионная работа. Определение источников необходимой информации

2.1. Экскурсия «Здравствуй, музей!»

Практика. Посещение тематического школьного музея или музея боевой славы иной образовательной организации.

2.2. Музейный лекторий: «Они не вернулись из боя!». Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны. Показ фильма.

Теория. Рассказ ветерана Великой Отечественной войны об ушедших на фронт товарищах, солдатах. Воспоминания.

Практика. Показ отрывка из к/ф «Истребители», 2013 г. (режиссёр Алексей Мурадов). Обсуждение.

2.3. Музейный лекторий: «Путь к Победе!». Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны. Показ фильма.

Теория. Знакомство детей с выдающимися людьми, прославившими Россию. Рассказ ветерана Великой Отечественной войны об ушедших на фронт товарищах, солдатах. Воспоминания.

Практика. Показ отрывка из к/ф «Истребители», 2013 г. (режиссёр Алексей Мурадов). Обсуждение. Беседа.

2.4. Посещение исторических музеев города Москвы, ветеранских организаций с целью поиска темы проекта.

Практика.

III. Встречи, беседы с ветеранами Великой Отечественной войны, с ветеранами Вооруженных сил, правоохранительных органов и участниками боевых действий, с ветеранами труда

3.1. Определение группы ветеранов для оказания волонтёрской помощи. Привлечение социальных партнёров в рамках реализации программы.

Практика. Поиск контактных данных выбранных персон (ветеранов), определение способов достижения договорённостей по вопросу участия в проекте.

3.2. Определение тематики, формата и места встречи с ветеранами.

IV. Поисково-исследовательская работа

4.1. Тема занятия: «Есть такая профессия – Родину защищать» . Практика. Изучение материалов с использованием интернет ресурсов, сбор публикаций СМИ, сбор информации о боевом прошлом ветеранов Великой Отечественной войны, армии и флота, о боевых заслугах воинов интернационалистов, ветеранов правоохранительных органов и служб экстренной помощи, ветеранов труда, проживающих в районе (городе).

4.2. Знакомство с материалами, архивными документами, семейными реликвиями ветеранов.

Практика. Изучение документов, сопровождающих процесс подготовки проекта.

4.3. Формирование групп вопросов для ведения беседы и интервьюирования по направлениям (биография, реликвии, знаменательные даты, круг общения, социальные потребности и др.).

Практика. Составление плана встречи.

4.4. Интервьюирование ветеранов.

Практика. Встреча с интервьюируемым.

4.5. Практика. Подготовка материалов о ветеранах и размещение их в музейной (тематической) экспозиции.

V. Создание проекта

5.1. Изучение и анализ первоисточников.

5.2. Подготовка фото- и видеоматериалов.

Практика. Изучение устройства фото и видеоаппаратуры, применение оргтехники в работе.

5.3. Использование справочной литературы.

5.4. Определение информационных интернет-ресурсов.

VI. Волонтёрское движение

VII. Экспертиза работ. Выявление победителей

VIII. Награждение победителей и призёров Московской метапредметной олимпиады «Не прервётся связь поколений»

IX. Итоговое занятие

Методическое обеспечение

Участие в метапредметной олимпиаде «Не прервётся связь поколений» представляет собой материал для творческого, духовного, эстетического развития обучающихся, воспитание чувства патриотизма и гражданственности. Методическое обеспечение образовательной программы может быть разнообразным.

Для организации образовательного процесса используются различные формы занятий. Наиболее распространенным видом занятия, в силу специфики программы, является практическая работа, которая включена в каждый раздел учебно-тематического плана. Для результативной деятельности учащихся необходимо обеспечить их достаточным количеством наглядных пособий: плакатами, историческими атласами, музейными экспонатами. Для организации практических работ также необходимо иметь персональные компьютеры, подключенные к сети Интернет, множительную технику, фотоаппаратуру, видеокамеры.

Реализация программы предполагает построение системы взаимодействия с ветеранами, музейными работниками, фондами. Рекомендуется учитывать информацию, размещённую на сайтах ветеранских организаций и музеев.

Весьма важное место в программе занимает деятельность по оказанию волонтёрской помощи ветеранам. При планировании данного рода деятельности необходимо использовать индивидуальный подход, учитывать коммуникативные особенности обучающихся и ветеранов, вникать в реальные потребности ветеранов, оказывать посильную помощь каждому конкретному человеку.

Использование архивных документов, семейных реликвий, позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся.

Дополнительная общеобразовательная программа способствует подготовке учащихся к участию в метапредметной олимпиаде «Не прервется связь поколений».

Работа с родителями

В процессе реализации дополнительной общеразвивающей программы «Человек в судьбе России» большое внимание уделяется работе с родителями. Именно в семье закладываются основы личности. Стабильная, благополучная семья, в которой сохраняется преемственность поколений, царит уважение друг к другу, может воспитывать высоконравственную личность, патриота своей страны. Жизнь и подвиг отцов и дедов, ветеранов Великой Отечественной войны – есть пример патриотизма. Успех педагога в работе с родителями невозможен без их активного включения в учебно-воспитательный процесс, в организацию и проведение различных мероприятий. Родители хотят, чтобы их ребёнок был признан не только в кругу семьи, но и в обществе . Продуктивность, взаимодействия педагогов и родителей в определенной степени обусловлено оптимальным выбором приёмов, методов и форм работы.

При реализации программы эффективными методами взаимодействия являются тематические беседы, акции, лектории, уроки мужества и воинской славы, экскурсии по местам воинской славы, коллективный просмотр и обсуждение патриотических фильмов, встречи с ветеранами локальных войн и военнослужащими. Программа «Человек в судьбе России» направлена на развитие гражданской активности, инициативы, творчества учащихся, способствует гражданскому становлению личности, формированию патриотизма.

Условия реализации:

Оборудование:


  • компьютер и мультимедийная установка для воспроизведения видеофайлов;

  • экран;

  • аудиопроигрыватель для воспроизведения аудиофайлов.
Список литературы, используемый педагогом при написании программы

  1. Беспятова Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н. К. Беспятова, Д. Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.

  2. Буторина Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.

  3. Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность / Авт.-сост. Т. А. Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 122 с.

  4. Касимова Т. А. Патриотическое воспитание школьников: методическое пособие / Т. А. Касимова, Д. Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.

  5. Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии. – М., 1997. – 176 с.

  6. Платонов К. К. Проблемы способностей. – М.: Наука, 1972. – 312 с.

  7. Противоречия школьного воспитания: семь проблем – семь решений / Под ред. Н. Е. Щурковой. – М., 1998. – 95 с.

  8. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. – М., 1991. – 210 с.

  9. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М.: Школа-пресс, 1995. – 383 с.

  10. Титова Е.В. Если знать, как действовать. – М.: Просвещение, 1993. – 204 с.

  11. Хорак Й., Вачек И. Ценностные ориентации молодёжи // Народное образование. – 1995. – № 8–9. – С. 116.

  12. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пособие. – М., 1997.

  13. Харламов И.П. Педагогика. – М., 1998.

  14. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М., 1992.

  15. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 1999.

  16. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. – М., 1986.
Нормативные документы:

  1. Указ Президента РФ от 20.10.2012 № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания».

  2. Комплексный план мероприятий по патриотическому воспитанию населения города Москвы на 2012–2016 г.
Интернет-ресурсы:

  1. http://5fan.ru/wievjob.php?id=44446

  2. http://forum.yar-genealogy.ru/index.php?showtopic=4502

  3. http://poklonnayagora.ru/

  4. http://cmaf.ru/visitor/cont/

  5. http://www.gmom.su/
Список литературы, рекомендуемой учащимся

  1. Великая Отечественная война 1941–1945: энциклопедия / Гл. ред. М. М. Козлов. – М.: Сов. Энциклопедия, 1985. – 832 с.

  2. Великие битвы XX века / О. М. Чернякевич, И. Н. Чернякевич, И. С. Чернякевич. – М.: Мартин, 2002. – 480 с.

  3. Все награды России СССР. Ордена, медали и нагрудные знаки. Полная энциклопедия орденов и медалей России / М. А. Изотова, Т. Б. Царева. – М.: РИПОЛ классик, 2008. – 432 с.

  4. Дробязко С. И. Вторая мировая война 1939–1945 / С. И. Дробязко. – М.: Эксмо, 2006. – 384 с.

  5. Орлов А. С. Великая Отечественная война 1941–45 // Большая Российская энциклопедия. – В 30 т. / Отв. ред. С. Л. Кравец. – М., 2006. –Т.4. – С. 722–732.

  6. Ржешевский О.А. Кто был кто в Великой Отечественной войне 1941–1945: краткий справочник / О.А. Ржешевский. – М.: Республика, 1995. – 416 с.

  7. Абрамов Е. «Черная смерть». Советская морская пехота в бою [Текст] / Е. Абрамов; ред. И. Стешина; худож. ред. П. Волков.– М.: Яуза: Эксмо, 2009. – 576 с.– (Война и мы).

  8. Разгром немецких войск под Москвой: московская операция Западного фронта 16 ноября 1941 г.– 31 января 1942 г. [Текст] / Ред.-сост. А. В. Жаворонков; под ред. Б. М. Шапошникова. – М.: Московские учебники и Картолитография, 2006. – 536 с.

  9. Война и судьбы: письма с фронта: сборник / Сост. Л. М. Снитенко, Ю. В. Емельянов. – М.: Паблис, 2010. – 79, с.: ил.

  10. Вооруженные силы СССР, 1941–1945 / Отв. за вып. И. В. Редько. – Минск: Харвест, 2011. – 456 с.: ил. – (Хроника сражений Великой Отечественной войны).

  11. Алиев Р. В. Штурм Брестской крепости / Ростислав Алиев. – М.: Эксмо: Яуза, 2012. – 796, с. – (Великая Отечественная: Неизвестная война).

  12. Ибрагимбейли Х. М. Битва за Кавказ. Крах операции «Эдельвейс» / Х. М. Ибрагимбейли. – М. : Вече, 2012. – 413, с.: 8 л. фот. и карт. – (1418 дней Великой войны). – Библиогр.: с. 362–408.

  13. Стародубцев А.Ф. Дважды невидимый фронт: Ленинградские чекисты в тылу врага / А. Ф. Стародубцев. – М.: Вече, 2010. – 445 с.: 8 л. фот. – (1418 дней Великой войны).

  14. 2-й Прибалтийский фронт. Освобождение Пушкиногорского района Псковской области. Фронтовая операция 7–18 апреля 1944 года. Архивные материалы Центрального архива Министерства Обороны РФ / Под ред. Д. Тимошенко. – М.: [б. и.], 2011. – 167 с.: ил.

  15. Никитенко Н.В. Партизанские комбриги: люди и судьбы: (командиры партизанских бригад, действовавших на оккупированной территории Ленинградской и Калининской областей в годы Великой Отечественной войны) / Николай Никитенко. –Псков: Великолукская городская типография, 2010 (Великие Луки). – 398 с.: ил., портр.

  16. Захаров М.В. Генеральный штаб в предвоенные годы. – М. Воениздат, 1989. – 316 с. – (Военные мемуары)

  17. Шахурин А.И. Крылья победы. – Примеч. Н. Кузнецова. – 3-е изд., доп. – М.: Политиздат, 1990. – 302 с., ил, порт.

  18. Буров А.В. Блокада день за днем. 22 июня 1941 – 27 янв. 1944. – Предисл. М. Дудина. –Л.: Лениздат, 1979. – 478 с., ил.

  19. files -> Питер москва Санкт-Петарбург -нижний Новгород Воронеж Ростов-на-Дону Екатеринбург Самара Киев- харьков Минск 2003 ббк 88. 1(0)

Приказ ДОгМ о проведении олимпиады (скачать в pdf)

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок проведения VI Московской метапредметной олимпиады «Не прервётся связь поколений – 2019» (далее – Олимпиада), правила участия и определения победителей и призёров Олимпиады.

1.2. Организатором Олимпиады является Департамент образования города Москвы.

1.3. Информационно-методическое сопровождение Олимпиады осуществляет Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Городской методический центр Департамента образования города Москвы (далее – ГБОУ ДПО ГМЦ). Информация о проведении Олимпиады публикуется на сайте .

1.4. Техническое сопровождение Олимпиады осуществляет Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования города Москвы «Центр педагогического мастерства» (далее – ГАОУ ДПО ЦПМ).

1.5. Общее руководство и организационное обеспечение проведения Олимпиады осуществляет Организационный комитет.

1.6. Цель Олимпиады – мотивация обучающихся к проявлению социальной активности через приобщение к базовым национальным ценностям российского общества, таким как гражданственность, патриотизм, социальная солидарность, труд.

1.7. Задачи Олимпиады:

Приобщение обучающихся к истории страны через истории и судьбы конкретных людей;

Формирование чувства патриотизма, ответственности перед Родиной, гордости за настоящее, прошлое и будущее своей страны;

Развитие способности обучающихся к самостоятельной поисковой и информационно-познавательной деятельности;

Формирование умений обучающихся ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, полученную из различных источников.

2. Участники Олимпиады

2.1. В Олимпиаде могут принять участие обучающиеся 5–11-х классов общеобразовательных организаций и обучающиеся профессиональных образовательных организаций, расположенных на территории города Москвы. Обучающиеся принимают участие в Олимпиаде бесплатно и на добровольной основе.

2.2. Для участия в Олимпиаде участникам необходимо пройти регистрацию и загрузить сочинение в информационную систему по ссылке, опубликованной на сайте в разделе «Конкурсы». Ссылка для регистрации и загрузки работ доступна с 3 декабря 2018 года по 31 марта 2019 года .

3. Организация проведения Олимпиады

3.1. Олимпиада проводится с 3 декабря 2018 года по 30 апреля 2019 года в заочной форме в один этап.

3.2. Жанр олимпиадной работы: сочинение-рассуждение.

3.3. Тематические направления Олимпиады:

- «В строю «Бессмертного полка» – сочинение о боевом пути, конкретном эпизоде из жизни людей, прошедших Великую Отечественную войну 1941–1945 годов и внесших свой вклад в Победу над фашизмом;

- «Я родом не из детства – из войны» – сочинение о людях (членах семьи и близких участника Олимпиады), переживших в детстве и ранней юности тяготы военного времени;

- «Труд – главное достояние человека» – сочинение о героях и ветеранах труда;

- «Жить – Родине служить» – сочинение об участниках локальных войн и конфликтов, о ветеранах и действующих сотрудниках Вооружённых сил, правоохранительных органов, служб экстренной помощи;

- «Вспомним всех поимённо» – сочинение о деятельности поисковых отрядов (клубов), направленной на увековечивание памяти павших в годы Великой Отечественной войны;

- «Судьба и Родина едины» – сочинение о страницах истории семьи участника Олимпиады в контексте Отечественной истории.

3.4. Участник Олимпиады выбирает тематическое направление, в рамках которого самостоятельно формулирует тему сочинения.

3.5. Сочинение оформляется в соответствии с приложениями 1 и 2 к настоящему Положению.

3.6. Жюри Олимпиады проводит экспертную оценку сочинений в период с 1 по 26 апреля 2019 года .

3.7. Каждое сочинение оценивается двумя членами жюри Олимпиады. Итоговым баллом признается средний балл, выставленный по итогам двух проверок.

3.8. Сочинения участников Олимпиады оцениваются в баллах, выставляемых на основании Критериев оценивания (приложение к настоящему Положению 3).

3.9. Победители и призёры Олимпиады определяются на основании результатов оценивания сочинений.

3.10. Победителем, призёром Олимпиады признается участник, набравший не менее 50 процентов от максимально возможного количества баллов по итогам оценивания работ.

3.11. Количество победителей и призёров определяется исходя из квоты, установленной организационным комитетом Олимпиады.

4. Организационный комитети жюри Олимпиады

4.1. Состав Организационного комитета Олимпиады (далее – Оргкомитет) формируется из числа сотрудников ГБОУ ДПО ГМЦ, ГАОУ ДПО ЦПМ, представителей общественных организаций города Москвы и утверждается приказом Департамента образования города Москвы.

4.2. Оргкомитет:

Формирует и утверждает состав жюри Олимпиады;

Осуществляет информационно-методическую поддержку участников Олимпиады;

Обеспечивает работу информационной системы для регистрации и загрузки сочинений;

Устанавливает квоты победителей и призёров Олимпиады;

Организует проведение Торжественной церемонии награждения победителей;

Обеспечивает загрузку результатов участников Олимпиады в личные кабинеты участников;

Осуществляет подготовку и загрузку электронных дипломов в личные кабинеты призёров.

4.3. Состав Жюри формируется из числа сотрудников ГБОУ ДПО ГМЦ, представителей Совета ветеранов Великой Отечественной войны, Совета ветеранов педагогического труда.

4.4. Жюри Олимпиады:

– оценивает закодированные (обезличенные) сочинения участников Олимпиады в соответствии с критериями (приложение 3 к настоящему Положению);

– определяет победителей и призёров Олимпиады на основании квот, установленных Оргкомитетом Олимпиады.

5. Награждение победителей и призёров Олимпиады

5.1. Награждение победителей дипломами и памятными подарками Олимпиады осуществляется на Торжественной церемонии награждения. Церемония награждения проводится не позднее 8 мая 2019 года .

5.2. Призёры Олимпиады получают электронные дипломы, которые размещаются в личных кабинетах участников Олимпиады не позднее 20 мая 2019 года .

Приложение 1.

Требования к оформлению сочинения

1. Сочинение оформляется в виде единого файла в формате pdf, содержащего печатный текст и вставленные изображения, и размещается в информационной системе по ссылке, опубликованной на сайте в разделе «Конкурсы».

2. Указание персональных данных участника в тексте работы не допускается. Титульный лист не требуется. Данные об участнике вносятся на этапе регистрации в информационной системе. После загрузки в систему работа кодируется (обезличивается).

3. Сочинение оформляется на русском языке с обязательным указанием:
- названия тематического направления (п. 3.3 Положения о проведении VI Московской метапредметной олимпиады «Не прервется связь поколений – 2019»);
- темы сочинения.

4. Объём сочинения – до 2 страниц печатного текста и не более 1 страницы, содержащей изображения.

5. Формат листа А4, ориентация листа книжная, шрифт Times New Roman, размер 14, интервал 1,5, левое поле – 20 мм; правое поле – 10 мм; верхнее поле – 10 мм; нижнее поле – 10 мм.

Приложение 2.

Требования к содержанию сочинения

3. Сочинение выполняется обучающимся индивидуально.

5. Сочинение пишется с соблюдением:
- орфографических норм;
- пунктуационных норм;
- языковых норм;
- речевых норм;
- этических норм;
- фактологической точности в фоновом материале.

Приложение 3.

Критерии оценивания работ

Наличие тезиса, аргумента, вывода

Отсутствие одного из элементов содержания (тезиса или вывода)

Отсутствие двух элементов содержания

Грамотность (максимальная оценка 2 балла)

Работа написана без орфографических и пунктуационных ошибок, в соответствии с речевыми и языковыми нормами

Допущены незначительные речевые, орфографические и пунктуационные ошибки

Допущены грубые нарушения грамматических норм русского языка

Оформление (максимальная оценка 2 балла)

Требования к оформлению соблюдены полностью

Допущены незначительные нарушения требований

Оформление работы не соответствует предъявляемым требованиям

Приложение 4.

Состав Организационного комитета
VI Московской метапредметной олимпиады «Не прервется связь поколений – 2019»

Председатель:

Зинин Андрей Сергеевич

Директор Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Городского методического центра Департамента образования города Москвы (далее – ГБОУ ДПО Городской методический центр Департамента образования города Москвы)

Заместители председателя:

Антонов Николай Викторович

Заместитель директора ГБОУ ДПО Городского методического центра Департамента образования города Москвы

Теселкина Светлана Владимировна

Члены Организационного комитета:

Антонова Татьяна Константиновна

Член Президиума Городского Совета ветеранов педагогического труда при Департаменте образования города Москвы (ветеран труда) (по согласованию)

Козлова Тамара Сергеевна

Секретарь Московской городской общественной организации пенсионеров, ветеранов войны, труда, Вооружённых сил и правоохранительных органов (ветеран труда) (по согласованию)

Павлов Владимир Николаевич

Старший методист ГБОУ ДПО Городского методического центра Департамента образования города Москвы

Камагина Ольга Евгеньевна

Методист ГБОУ ДПО Городского методического центра Департамента образования города Москвы

Литовский Андрей Николаевич

Методист ГБОУ ДПО Городского методического центра Департамента образования города Москвы

Ляхова Елена Владимировна

Методист ГБОУ ДПО Городского методического центра Департамента образования города Москвы

Мелина Светлана Ивановна

Методист ГБОУ ДПО Городского методического центра Департамента образования города Москвы

Шишкин Сергей Валерьевич

Методист ГБОУ ДПО Городского методического центра Департамента образования города Москвы

Щербаков Сергей Николаевич

Методист ГБОУ ДПО Городского методического центра Департамента образования города Москвы

Малиновский Роман Игоревич

Свирин Александр Викторович

Инженер ГБОУ ДПО Городского методического центра Департамента образования города Москвы


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении