mppss.ru – Все про автомобили

Все про автомобили

Назначение, общее устройство, ттх, порядок подготовки к работе миноискателя ммп. Инженерный танковый минный трал ТМТ-К — фотообзор Со щупом в руке

Колейный минный трал КМТ-8 предназначен для преодоления минно-взрывных заграждений и является индивидуальным навесным средством защиты танков. Трал обеспечивает траление противогусеничных и противоднищевых мин с надежностью в 93 %. В различных грунтовых условиях и снегу. Трал можно устанавливать на все современные типы танков: Т-55/62/64/72/80/90

Принцип работы трала основан на выглублении мин и отбрасывании их за пределы проекции гусениц. Трал может использоваться на танках Т-72, Т-80, Т-90. Для преодоления минных полей из противоднищевых мин (контактных) трал оснащен двумя откидными штангами, которые задевают за антенну (штырь) мины и вызывают преждевременное срабатывание мины. Для преодоления минных полей из противоднищевых неконтактных мин трал может оснащатся электромагнитными приставками ЭМТ, которые воздействуя на взрыватели своим мощным электромагнитным полем, также вызывают преждевременный взрыв таких мин.

При рабочем положении трала в грунт заглубляются три наклонных ножа, которые прорезают грунт. При встрече ножа с миной последняя начинает скользить вверх по ножу, выглубляется, попадает на плоскость отвала, скользит по ней в сторону и остается на поверхности земли за пределами габаритов танка. Для зимнего времени, когда грунт замерз и мины установлены в снег, на ножи надевается специальная рамка ТУЗ, которая обеспечивает скольжение трала под снегом без заглубления ножей в грунт.

На рисунке слева: правая секция трала в рабочем положении. Устройство траления противоднищевык контактных мин в виде откидной штанги здесь не показано.

В принципе возможно движение другого танка по колее, а учетом того, что трал на стандартном минном поле может встретить всего от 1 до 3 мин, такая возможность достаточно высока. Однако ширина протраливаемой секцией трала полосы всего 60 см, а ширина гусеницы около 57 см. Попасть точно на колею и выдержать точно направление движения практически невозможно, поэтому не исключается подрыв танка попытавшегося преодолеть минное поле следом за танком с тралом.

Трал может находиться в траспортном положении, когда секции подняты и ножи не заглублены; и в рабочем, когда секции опущены на землю и ножи заглублены в грунт. Опускание секций производится механиком -водителем без выхода из танка с помощью пневосистемы. Пневомоцилиндры опускания и поднимания секции внутри корпуса секции трала Далее при движении танка вперед ножи заглубляются в грунт. При рабочем положении трала танк может двигаться только прямолинейно. При невыполнении этого условия возможен подрыв танка на мине, а при достаточно малом радиусе поворота происходит еще и разрушение трала. Для перевода трала в транспортное положение танк должен остановиться и несколько сдать назад. После чего механик-водитель открывает кран подачи воздуха в пневмоцилиндры трала Штоки пневмоцилиндров через трособлочную систему поднимают обе секции трала в транспортное положение.

Монтаж и навешивание трала на танк производится экипажем танка с помощью ручной лебедки грузоподьемностью 600 кг, входящей в комплект трала. Время монтажа трала (установка кронштейнов на бонки, установка механизмов подъема, монтаж электроборудования) 90 мин. Время навески секций трала силами экипажа 15-20 мин (имеется в виду, что все монтажные работы выполнены заранее, а сейчас только требуется навесить сами секции), время снятия секций 5-10 мин.

Трал может находиться на танке длительное время, однако из-за перегрузки подшипников передних катков и возникающих ударных нагрузок на амортизаторы танка во время движения целесообразно иметь постоянно на танке пневомоборудование, кронштейны. Сами секции целесообразно перевозить автотранспортом инженерно-саперной роты и выдавать на танки только в предвидении преодоления минных полей.

Комплект трала состоит из двух ножевых секций, элементов пневмосистемы, лебедки, сцепного устройства (двух кронштейнов, устанавливаемых на бонки нижнего лобового листа танка), и ЗИПа.

Ширина протраливаемой полосы одной секцией 60см., расстояние между соседними ножами в секции 23.5 см.; ширина непротраливаемого промежутка между секциями 2м.16см.

Габариты трала, навешенного на танк: ширина 3.3м., длина (от носа танка до передней точки трала 120см.

Общий вес трала 1000 кг. Вес одной ножевой секции 520 кг.

Скорость траления 6-14 км. в час. Максимальный угол подъема 20 градусов, угол крена 20 градусов. Безопасный радиус поворота на минном поле 65 метров.

Трал состоит на вооружении автомобильного взвода (автомобильного отделения) инженерно-саперной роты танкового (мотострелкового) полка. Он заменил тралы КМТ-6. В ИСР танкового полка 27 тралов перевозимых на 9 машинах ЗИЛ-131 (по три трала на машине). В ИСР мотострелкового полка 9 тралов, перевозимых на 3 машинах ЗИЛ-131. Автомобили оборудованы стреловыми самопогрузчиками. Это позволяет доставлять в точку встречи с танками и разгружать тралы силами водителей. Также и обратный процесс.

Заметим, что данные об оснащении танковых и мотострелковых полков тралами относятся к Советской Армии восьмидесятых годов. В связи с переходом сегодняшней Российской Армии на систему батальон-бригада, эти данные вероятно устарели.

Краткие характеристики:
Тип трала колейный, ножевой
Ширина протраливаемого прохода (м) 2 Х 0,6
Скорость траления (км/ч) до 15
Транспортная скорость (км/ч) до 60
Гарантийный пробег (км):
Трала 1 000
Ножевой секции в рабочем положении 30
Общая масса (т) 1,2
Предельная плотность грунта при работе ножевой секции 23 удара*
Преодолеваемые препятствия:
Подъём (град) 20
Крен (град) 15
Ров (м) 2,5

НАЗНАЧЕНИЕ
Колейный минный трал КМТ-7 предназначен для разведки минных полей и проделывания в них колейных проходов.

РАЗРАБОТКА, ПРОИЗВОДСТВО
Станкомаш Челябинский станкостроительный завод №78), Челябинск.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
Трал состоит из двух частей (правой и левой). Правая и левая части трала присоединяются к танку отдельно и работают независимо друг от друга.

Основными узлами каждой части трала являются:
- катковая секция;
- рама;
- ножевая секция;
- сцепное устройство.
Кроме того в комплект трала входят:
- устройство для траления противоднищевых мин;
- кассета пиросигналов;
- электрооборудование;
- пневмосистема;
- ЗИП.

ЭКПЛУАТАЦИЯ (БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ)
По штату находился в инженерно-саперной роте танкового и мотострелкового полка.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КМТ-7
- число секций – 2;
- ширина колеи, протраливаемой одной секцией – 0,80 м;
- скорость траления – 8-12 км/ч;
- транспортная скорость – 20-30 км/ч;
- взрывоустойчивость – до 10 мин ТМ-57 или до 4 мин ТМ-62М
- время на монтаж – до 3 ч;
- время аварийной отцепки – 1 мин;
- общий вес трала – 7,5 т.

(семидесятые-девяностые годы)

Колейный минный трал КМТ-7

Колейный минный трал КМТ-7 является навесным оборудованием на танк и предназначен для проделывания колейных проходов в минных полях из противотанковых противогусеничных и противоднищевых мин контактного типа. Он же является основным вооружением инженерных машин разминирования БМР-2 и БМР-3.

На снимке справа: трал КМТ-7 на машине БМР-3.

Трал состоит из двух катковых секций и колейного трала КМТ-8 ножевого типа. Принцип работы трала основан на принудительном подрывании мины при наезжании катка на противогусеничную мину или наклоне антенны противоднищевой мины, зацепившейся за нее цепью, которая проложена между катковыми секциями. Трал КМТ-8 здесь играет роль страховки, защищающей танк с тралом в случае, если противогусеничная мина по каким либо причинам (например, английская мина Mk 7 срабатывающая лишь при втором нажатии) не взорвалась под катком. Его действие основано на выглублении противогусеничных мин и отбрасывании их за пределы проекции гусениц. Трал КМТ-7 в отличие от трала КМТ-5М может использоваться на всех типах современных российских танков (Т-72, Т-80, Т-90). Для траления противопехотных мин трал не предназначен.

От автора. В некоторых сайтах указывается, что трал КМТ5 (КМТ-5М) и трал КМТ-4М могут навешиваться и на танки Т-72 и более поздние. Это не так. Углы наклона верхнего и нижнего лобовых листов у танков типа Т-62 и типа Т-72 различные и расположение крепежных платиков тоже иное. Израильтяне и американцы, чтобы иметь возможность навешивать трал КМТ-5 на свои машины, делали переходные колодки. Возможно, что это же пытались делать и у нас. Однако, проще оказалось разработать похожий на КМТ-5 трал КМТ-7, приспособленный именно для Т-72.

Трал КМТ-7 может дополнительно оснащается электромагнитными приставками ЭМТ, представлявшими собой мощные электромагниты. крепящиеся в передней части рам. Такая модификация трала позволяет подрывать и неконтактные противоднищевые мины, реагирующие на магнитное поле танка. Эта приставка подрывает магнитные мины на расстоянии не ближе 1 метра и не далее 4 метров от электромагнита приставки.

К корме танка, кроме того крепится трассировщик и кассета с пиросигналами. Трассировщик представляет собой два плужных устройства, с помощью которых по земле чертятся две ясно видимые полосы. обозначающие внешние границы левой и правой колеи. Кассета с пиросигналами предназначена для обозначения начала, середины и конца прохода. Во время траления с подходом танка к внешней границы минного поля (когда точно неизвестна внешняя граница минного поля ее границей считали момент подрыва первой мины в трале) механик-водитель выстреливает первый пиросигнал, который вонзается в землю по средней оси колейного прохода и горит ярким огнем в течение 1-2 минут. Метров через 30-40 механик выстреливает второй пиросигнал, а на внутренней границе поля третий пиросигнал. Для танков, следующих за тральщиком получается отчетливо видимый световой створ. Механик-водитель обычного танка направляет свою машину так. чтобы все три огня сливались в один и помещался в правом углу левого триплекса. При подходе к первому пиросигналу танкист направляет танк так, чтобы след левого трассировщика был виден в левом углу левого триплекса и был виден до момента исчезновения третьего огня.

В принципе допустимо движение танков по проходу, проделанному одним тралом, однако рекомендуется следом за первым тралом пускать второй со сдвигом вправо или влево на 70см. В этом случае получается практически сплошной проход шириной 5.68 метра. Непротраленный промежуток имеет ширину в 0.4 метра по оси прохода. Вероятность того, что в этом промежутке есть мина исчезающе мала, тем более, что наверняка гусеница танка никогда на эту полосу не попадет.

Трал на танке может находиться только в рабочем положении, т.е. катковые секции в транспортное положение не поднимаются. Ножевые секции (трал КМТ-8) могут находиться в транспортном или рабочем положении. Опускание ножевых секций производится механиком -водителем без выхода из танка с помощью пневмосистемы. Далее при движении танка вперед ножи заглубляются в грунт. При рабочем положении трала с опущенными ножевыми секциями танк может двигаться только прямолинейно. При невыполнении этого условия при достаточно малом радиусе поворота происходит разрушение ножевых секций. Для перевода ножевых секций в транспортное положение танк должен остановиться и сдать назад. После выглубления ножей из грунта механик-водитель с помощью пневмосистемы поднимает секцию до момента срабатывания запорного механизма. После этого танк может двигаться обычным порядком. При положении ножевых секций в транспортном положении танк с тралом может делать повороты с радиусом более 65 метров.

Монтаж и навешивание трала на танк производится экипажем танка с помощью ручной лебедки грузоподъемностью 600 кг, входящей в комплект трала. Танк должен иметь установленные на заводе нижние и верхние бонки Время монтажа трала (установка кронштейнов на бонки, монтаж пневмооборудования) 3.5 часа. Время навески трала силами экипажа 35-40 мин, время снятия ножевых секций 5-10 мин.

Ножевые секции трала могут находиться на танке длительное время, однако из-за перегрузки подшипников передних катков и возникающих ударных нагрузок на амортизаторы танка во время движения целесообразно иметь постоянно на танке только пневмооборудование, кронштейны. Сами ножевые секции целесообразно перевозить автотранспортом инженерно-саперной роты и выдавать на танки только в предвидении преодоления минных полей. Катковые секции навешиваются на танк только перед преодолением минного поля. В район навешивания катковых секций они доставляются транспортом инженерно-саперной роты, разгружаются автокраном и раскладываются так, чтобы танк мог подъехать к ним и прицепить силами экипажа.

После преодоления минного поля, механик-водитель с помощью пиропатронов отстреливает катковые секции, переводит в транспортное положение ножевые секции, а при наличии времени, экипаж снимает за 8-10 минут ножевые секции и оставляет все это на месте, уходя выполнять свои боевые задачи. Сбор, погрузка и транспортировка тралов для последующего использования - это задача инженерно-саперной роты полка

Комплект трала состоит из двух катковых секций, двух ножевых секций, пневмооборудования, лебедки, сцепного устройства (двух кронштейнов, устанавливаемых на бонки нижнего лобового листа танка), трассировщик, кассеты пиросигналов и ЗИПа.

Ширина протраливаемой полосы одной катковой секцией 80-87см., ножевой секцией 60см. ширина непротраливаемого промежутка между катковыми секциями 1м.62см.

Габариты трала, навешенного на танк: ширина 3.95см., длина (от носа танка до передней точки трала 3.45 м.

Общий вес трала 7500 кг. Вес одной катковой секции 2250 кг., вес одной ножевой секции 520 кг.

Скорость траления 6-12 км. в час. Максимальный угол подъема 23 градуса, угол крена 20 градусов, ширина преодолеваемого рва 2.5 метра. Безопасный радиус поворота на минном поле 65 метров.

Живучесть катковой секции составляет 6 взрывов мины ТМ-57 или 2 взрыва мины ТМ-62. Это данные завода. Реально трал выдерживал по 10-15 взрывов, причем из строя выходили только сами катки, которые довольно легко заменить. Тактические расчеты показывают, что на стандартном минном поле армии США трал может встретить в колеях от 1 до 7 противотанковых мин, до 10 противопехотных фугасных мин, до 9 противопехотных мин осколочных. В непротраливаемом промежутке может остаться до 1-3 противотанковых мин и до 12-14 противопехотных фугасных мин.

Тактика преодоления минных полей предусматривает, что за каждым танком с тралом КМТ-7 следует инженерно-саперное отделение, которое с помощью удлиненных зарядов ВВ или вручную проверяет межколейное пространство и взрывает, или удаляет оставшиеся мины, уширяет проход до 6 метров, обозначает его. После этого проход пригоден для движения любой техники или людей. Танк с тралом за минным полем и остальные танки перед минным полем в это время своим огнем прикрывают работу саперов. По необходимости к прикрытию саперов подключаются мотострелки, артиллерия, минометы.

Трал состоит на вооружении автомобильного взвода (автомобильного отделения) инженерно-саперной роты танкового (мотострелкового) полка. В ИСР танкового полка имеется 3 трала перевозимых на 3 машинах Урал-375(Урал- 4320) с прицепами (по одному тралу на машине). В ИСР мотострелкового полка 1 трал, перевозимый на 1 машине Урал-375(Урал- 4320) с прицепом. Автомобили оборудованы стреловыми самопогрузчиками. Это позволяет доставлять в точку встречи с танками и разгружать тралы силами водителей с привлечением автокрана роты. Также и обратный процесс

Источники

1.Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное издательство Министерства обороны СССР. Москва. 1982г.
2.Средства преодоления минно-взрывных заграждений. Минные тралы. Техническое описание и инструкция по эксплуатации (ТО и ИЭ). Военное издательство Министерства обороны СССР. Москва. 1988г.
3.Сайт "Броня" (http://armour.da.ru)

История создания и развития отечественных минных тралов

А.В. Виноградов, д.т.н.,

А.С. Макаренко (НИИЦ СИВ ФБУ "3 ЦНИИ Минобороны России")

Окончание. Начало см. в «ТиВ» №1 -6/2012 г.

Применение минных тралов в локальных войнах и вооруженных конфликтах показало их недостаточную эффективность при работе на дорогах и на местности с каменистым и скальным грунтом. Сложность выполнения задачи усугублялась широким применением незаконными вооруженными формированиями взрывных устройств различного принципа действия. Установка мин, фугасов и других взрывоопасных устройств осуществлялась нестандартно. Глубина установки ВОП находилась в пределах 0-50 см, а масса ВВ фугасов составляла 10 кг и более.

Опыт использования катковых секций тралов показал их низкую эффективность при разминировании дорог. Оборудование БМП-2Д минным тралом КМТ-10 успехов также не принесло. Все это потребовало совершенствования существующих и разработку новых средств.

В 1984 г. в рамках ОКР «Кольцо-2» был спроектирован экспериментальный образец колейного комбинированного минного трала «изделие 268» для оснащения БМП-2 и БТР.

При создании трала «изделие 268» впервые была использована единая тяговая рама со сменными рабочими органами каткового типа. Рассматривалось несколько вариантов конструкции этого трала. Для повышения давления катков на грунт в передней части тяговой рамы устанавливали сменные катковые рабочие органы и дополнительный пневмоцилиндр догрузки, позволяющий передать на трал часть веса БМП. Также изучались варианты применения различных рабочих органов, таких как стандартные автомобильные покрышки и катки уменьшенной толщины.

Впервые в конструкции трала «изделие 268» было внедрено устройство перерезания проводных линий управления фугасов. Черенковый рабочий орган (корчеватель) монтировался перед катковыми секциями и в рабочем положении поджимался к грунту пневмоцилиндрами.

В окончательном варианте трал «Кольцо-2» оснащался узкими невзрывоустойчивыми катками с плоскими траками, резаками-корчевателями и запасными рабочими органами на тяговой раме.

Экспериментальный образец колейного комбинированного минного трала «изделие 268», установленный на БТР-80.

БМП-2, оборудованная экспериментальным образцом колейного комбинированного минного трала «изделие 268».

Экспериментальный образец колейного комбинированного минного трала «изделие 268», смонтированный на БМП-2Д. Справа: варианты невзрывоустойчивых рабочих органов (автомобильные покрышки и катки уменьшенной толщины).

Черенковый рабочий орган (корчеватель).

Опытный образец минного трала «Кольцо-2».

Экспериментальный образец усовершенствованного колейного минного трала КМТ-6, установленный на танке Т-62. На фото внизу: рабочий орган трала и пропуск мины рабочим органом трала.

В первые в данном трале было применено устройство перерезания проводных линий управления фугасов. Черенковый рабочий орган (корчеватель) устанавливался перед катковыми секциями и в рабочем положении поджимался к грунту пневмоцилиндрами.

В 1984 г. также появился экспериментальный образец усовершенствованного минного трала КМТ-6 для оснащения танков Т-62 и тягачей БТС-4А. Его отличительной особенностью явились подпружиненные ножевые элементы, приспособленные для траления мин на твердой поверхности.

Однако конструкция подвески трала и масса ножевой секции КМТ-6 не обеспечивали необходимого усилия для заглубления ножей рабочего органа в каменистый грунт. В результате надежность траления мин составляла 20%, а в случае установки мин с заглублением трал был неработоспособен.

Конструкция трала требовала доработки с целью повышения надежности траления, усиления конструкции рамы и уменьшения массы для возможности навески на бульдозерное оборудование БТУ-55.

Подобная конструкция тралящего устройства была предложена и для оснащения ИМР. В этом случае надежность траления при заглублении мин до 50 см составляла 30%.

В 1986 г. в ходе НИР был создан облегченный колейный танковый минный трал «Урал-3» («изделие 269»). Хотя этот образец разрабатывался в рамках НИР, он дополнительно прошел предварительные испытания. Особенностью трала «Урал-3» явились дозагрузка рабочих органов и возможность их быстрой замены в полевых условиях силами экипажа танка. Трал предназначался для использования с танками Т-54, Т-55, Т-62 и тягачами БТС.

В период с 1981 по 1984 гг. был разработан экспериментальный образец каткового минного трала «Парнас» («изделие 290») для оснащения БМР-2, БТС-4А, БТС-4В и БТС-4Д. Он предназначался для траления мин надорогах и местности с каменистым и скальным грунтом. Основное отличие этого трала от существующих образцов состояло в применении сменяемых катков малого диаметра, отработанных в рамках темы «Кольцо-2», и механизма догрузки рабочего органа за счет массы танка, что позволило увеличить усилие воздействия рабочего органа на грунт до 1900 кгс. Надежность траления мин, установленных штатно, на глубину 0-10 см, составляла 84-96%, а при заглублении до 50 см – 30-40%.

Система подвески катков рабочего органа трала «изделие 290» была индивидуальная. Допускалась замена рабочих катковых органов, а также их частичный ремонт. Тяговая рама – единая, с размещением двух пневмоцилиндров догрузки. В положении догрузки штоки пневмоцилиндров выдвигались, упирая стойки тяговой рамы в верхнюю лобовую деталь машины. Катки были выполнены со сменными траками в рабочей зоне. Отцепкатрала производилась вручную, с выходом экипажа из боевой машины.

Экспериментальный образец тралящего устройства, установленного на ИМР-2.

Опытный образец облегченного колейного танкового минного трала «Урал-3», смонтированный на танке Т-62.

Опытный образец колейного минного трала «Парнас».

Существенным недостатком экспериментального образца трала «Парнас» являлась низкая взрывоустойчивость: при взрыве мины требовалась замена разрушенного катка. Монтаж трала осуществлялся на машины, приспособленные для навески КМТ-7.

После проведения государственных испытаний в 1986 г. решением НИВ и ГБТУ МО РФ трал был рекомендован для применения с бронированной машиной разминирования БМР-2. Опытные образцы тралов изготавливались малой серией и применялись совместно с БМР-2 для разминирования дорог, сопровождения воинских колонн в ходе боевых действий в Афганистане и при проведении контртеррористической операции в Чеченской республике. Однако в силу имевшихся недостатков к принятию на вооружение трал «Парнас» не рекомендовался.

В 1989 г. был создан экспериментальный образец облегченного комбинированного минного трала «Переспрос» («изделие 291») для оснащения Т-55, Т-62, Т-72, Т-80, БМР-2 и БТС-4А. Он получил предварительное обозначение КМТ-9 и предназначался для траления противотанковых противогусеничных мине нажимными взрывателями и мин с неконтактными магнитными взрывателями, установленных в грунт или на грунт (снег), в том числе и в плотный (каменистый).

Трал «изделие 291»состоял из катковых секций, тяговой рамы, корчевателей, сцепного устройства, системы догрузки рабочих органов, электромагнитного трала ЭМТ, кассеты ПС и прибора обозначения прохода ПОП.

В этом образце были устранены все недостатки трала «Парнас»: увеличен ресурс элементов рабочих органов, внедрено автоматическое сцепное устройство с пневмоприводом, штатно установлены ЭМТ и усовершенствованная система обозначения проделанных проходов (в отличие от предыдущих вариантов, обозначался не только створ прохода, но и края безопасных колей красящим составом).

Испытания опытных образцов трала «Переспрос» опытной партии проводились в период с 1989 по 1990 г. в 40-й армии на территории Афганистана. Решением НИВ и ГБТУ МО РФ трал был рекомендован для ограниченного применения в условиях горной местности с линейными танками и БМР.

Следует отметить, что исследования в области создания средств преодоления минных заграждений велись и ведутся за рубежом, а сравнение существующих конструкций показывает, что отечественные минные тралы по своим основным показателям не уступают лучшим зарубежным аналогам.

Известно, что в современных средствах преодоления используется рабочее тралящее оборудование механического, взрывного и неконтактного принципа действия. Эти принципы изучены достаточно полно, поэтому можно с уверенностью утверждать, что на их основе в ближайшее время не представляется возможным осуществить качественный скачок в конструкции минных тралов. Необходимо проведение фундаментальных исследований по поиску новых физических принципов траления или средств и способов формирования физических полей боевых машин. Перспектива видится в создании средств траления, имитирующих физические поля объектов вооружения и военной техники, а также систем дистанционного обнаружения и уничтожения отдельных мин.

Минный трал КМТ-9, установленный на БМР-2 и БТС-4.

Минный трал КМТ-9.

Танки Т-62 и Т-72, оснащенные тралом КМТ-9.

Характеристика трала «изделие 268» Усовершенст­вованный КМТ-6 Тралящее устройство для ИМР «Урал-3» «Парнас» «Переспрос»
Скорость траления, км/ч 20 - - 15 До 20 3-5
Транспортная скорость, км/ч - - - - До 40 До 25
Усилие, кге - 200 250x300 До 1200 1900 1900
Ширина траления, мм 2x430 2x600 2x1500 2x640 2x600 2x800
Глубина траления, мм - 250 500 - - -
Вес трала, кг 2800 800 1200 4500 3450 4050
Тип оснащаемых машин БМП-2, Т-55, ИМР, Т-54, Т-54, Т-55,
БТР-80 Т-62, ИМР-2, Т-55, Т-55, Т-62,
Т-64, ИМР-2М Т-62 Т-62 Т-72,
Т-72 Т-80

Приложение 1

Хронология реорганизации организаций и предприятий промышленности – основных разработчиков минных тралов Научно-исследовательский испытательный центр исследований и перспектив развития средств инженерного вооружения ФБУ «3 ЦНИИ Минобороны России»

1926 г. – Научно-испытательный инженерно-технический полигон

1934 г. – Научно-исследовательский институт инженерной техники РККА

1941 г. – Научно-исследовательский военно-инженерный институт Красной Армии

1942 г. – Военно-инженерный опытный полигон Инженерного комитета Красной Армии

1943 г. – Научно-испытательный инженерный институт Красной Армии

1944 г. – Научно-исследовательский инженерный институт Красной Армии

1951 г. – 6 апреля Указом Президиума Верховного Совета СССР институту присвоено имя Д.М. Карбышева, генерал-лейтенанта инженерных войск, Героя Советского Союза

1960 г. – Центральный научно-исследовательский и испытательный инженерный институт им. Д.М. Карбышева

1965 г. – 15 Центральный научно-исследовательский и испытательный инженерный институт имени Д.М. Карбышева

1966 г. – 15 июля Указом Президиума Верховного Совета СССР за успешное выполнение заданий по разработке, созданию и освоению военной техники институт награжден орденом Трудового Красного Знамени

1990 г. – 15 Центральный научно-исследовательский испытательный ордена Трудового Красного Знамени институт Министерства обороны имени Д.М. Карбышева

2004 г. -Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «15 ЦНИИИ им. Д.М. Карбышева Министерства обороны РФ»

2007 г. – Федеральное государственное учреждение (ФГУ) «15 ЦНИИИ Минобороны России»

2010 г. – Научно-исследовательский испытательный центр исследований и перспектив развития средств инженерного вооружения Федеральное государственного учреждения (ФГУ) «3 ЦНИИ Минобороны России»

2011 г. – Научно-исследовательский испытательный центр исследований и перспектив развития средств инженерного вооружения Федерального бюджетного учреждения (ФБУ) «3 ЦНИИ Минобороны России» СНКБ-200 ОАО «ФНПЦ «Станкомаш»

1930 г. – Специальный механический завод №78

1935 г. – Челябинский Станкостроительный завод им. Серго Орджоникидзе

1942 г. – Создание на территории завода №78, эвакуированного бронекорпусного завода №200.

1956 г. – Создание специальное конструкторское бюро СКБ-200 на основании постановления Совета Министров СССР №553-782 от 4.12.56 г.

1960 г. – Открытое акционерное общество «Станкомаш»

1999 г. – Присвоение статуса Федерального научно-производственного центра ОАО «Станкомаш» распоряжением Кабинета Министров РФ №1545-р от 02.10.99 г.

1999 г. – Преобразование приказом Генерального директора СКБ-200 в Специальное научно-исследовательское конструкторское бюро – СНКБ-200

Приложение 2

Хронология принятия на вооружение инженерных минных тралов

№№ п/п Наименование средства Приказ о принятии на вооружение (снабжение)
1. Противоминный трал ПТ-3 1944 г.
2. Противоминный трал ПТ-54 Постановление Совета Министров СССР №3169-1323 от 14.07.1950 г.
3. Противоминный трап ПТ-54М 1958 г.
4. Противоминный трал ПТ-55 1959 г.
5. Колейный минный трал КМТ-4
6. Колейный минный трал КМТ-5 Приказ МО СССР №235 от 12.09.1962 г.
7. Колейный минный трал КМТ-4М Приказ НИВ МО СССР №72 от 22.12.1966 г.
8. Колейный минный трал КМТ-5М Приказ НИВ МО СССР №77 от 27.12.1966 г.
9. Колейный минный трал КМТ-6 Приказ МО СССР №170 от 23.09.1971 г.
10. Колейный минный трал КМТ-7
11. Колейный минный трал КМТ-8 Приказ МО СССР №34 от 16.02.1983 г.
12. Колейный минный трал КМТ-10 Приказ МО СССР №153 от 13.08.1983 г.
13. Электромагнитный трал ЭМТ Приказ МО СССР №230 от 28.09.1985 г.
14. Танковый минный трал ТМТ-К и ТМТ-С Приказ НИВ ВС РФ №6 от 10.01.2007 г.

Литература

1. Краткий обзор противоминных тралов отечественного и иностранного производства. – Научно-испытательный бронетанковый полигон ГБТУ ВС, 1946. – 235 с.

2. Ермалаев А.А., Алексеева А.Н. Инженерные войска. – М.: Воениздат. 1976. – 405с.

3. У истоков создания средств инженерного вооружения 1919-1994. -Нахабино, 15 ЦНИИИ, 1994. – 103 с.

4. История создания СИВ. Кн.З: Средства преодоления минно-взрывных заграждений. – Нахабино: 15 ЦНИИИ МО России, 2009. – 101с.

5. Конструктивные формы тралов. Отчет о НИР. – Нахабино, 1950. – 104 с.

6. Солянкин А.Г., Павлов М.В., Павлов И.В., Желтое И. Г. Отечественные бронированные машины 1905- 1941 гг.- М.: ООО«Издательский центр», 2002. -344 с.

7. Противоминные трапы для сплошного разминирования. Отчет о НИР. – Нахабино, 1950. – 77 с.

8. Противоминные тралы для сплошного разминирования. Отчет о НИР. – Нахабино, 1952. – 100с.

9. Альбом фотоснимков образцов тралов ПТС-1 и ПТС-2. – Нахабино: НИИИ СА, 1952. – 28 с.

10. Проделывание сплошных проходов в минных полях. Отчет о НИР. – Нахабино: НИИИ СА, 1957. – 76 с.

11. Новые средства траления мин. Отчет о НИР. – Нахабино: НИИИ СА, 1960. – 223 с.

12. Отчет о заводских испытаниях опытных образцов колейного минного трала МТ. – Харьков: КБ-6, 1959. – 54 с.

13. Отчет о заводских испытаниях опытных образцов колейного минного трала МТ. – Челябинск: СКБ- 200, 1959.-78 с.

14. Отчет о полигонно-войсковых испытаниях опытных минного трала МТ. – Нахабино: НИИ СА, 1960.-90 с.

15. Отчет по испытаниям экспериментальных образцов, проводимых по теме «Урал». – Челябинск: СКБ-200, 1967.-36 с.

16. Отчет по заводским испытаниям опытных образцов, проводимых по теме «Урал». – Челябинск: СКБ-200, 1968.-92 с.

17. Отчет по результатам полигонно-войсковых испытаниям опытных образцов тралов «Урал-1» и «Урал-2». – Слуцк: НИИИ СА, 1970. – 150 с.

18. Отчет по проделанной работе над созданием трала «Урал-2». – Челябинск: СКБ-200, 1973. -22с.

19. Акт предварительных испытаний трала «Урал-2». – Челябинск: СКБ-200, 1980. – 30 с.

20. Акт контрольных испытаний трала «Урал-2». – Нахабино: НИИИ СА, 1982. – 100с.

21. Отчет по заводским испытаниям опытных образцов тралящего устройства для БМП-1 (изделие 239). – Челябинск: СКБ-200, 1973. – 144 с.

22. Отчет по результатам испытаниям БМП-1, оборудованной тралящим устройством «Кольцо», на действие взрыва противотанковой мины. – Нахабино: НИИИ СА, 1973.-47с.

23. Акт по полигонно-войсковым испытаниям БМП-1 с тралящим устройством «Кольцо». – Нахабино: НИИИ СА, 1975. – 140 с.

24. Акт по контрольным испытаниям тралящего устройства «Кольцо»для боевой машины пехоты БМП-1. – Нахабино: НИИИ СА, 1978. -114 с.

25. Акт по контрольным испытаниям тралящего устройства «Кольцо»для боевой машины пехоты БМП-1. – Нахабино: НИИИ СА, 1981. – 73 с.

26. Акт контрольных испытаний тралящего устройства «Кольцо» для боевых машин пехоты БМП-1 и БМП-2. – Нахабино: НИИИ СА, 1983. -44 с.

27. История создания СИВ. Кн. 3: Средства преодоления минно-взрывных заграждений. – Нахабино: 15 ЦНИИИ МО, 2009.- 112 с.

28. Михайлов В.И. Долгий путь с тралом. – Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 2005.

Из книги Принцы Кригсмарине. Тяжелые крейсера Третьего рейха автора Кофман Владимир Леонидович

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Появление в германском флоте тяжелых крейсеров типа «Адмирал Хиппер» само по себе является интересной историей, показывающей, насколько причудливо могут изменяться морские доктрины, следуя иногда не вполне ясной на первый взгляд логике. Многие

Из книги Техника и вооружение 2000 01 автора

Из книги Техника и вооружение 2000 09 автора Журнал «Техника и вооружение»

Особенности развития отечественных противотанковых ракетных комплексов Противотанковые управляемые ракеты являются наиболее эффективным средством борьбы с танками, обладающим по сравнению с другими большой дальностью стрельбы, высокой вероятностью поражения

Из книги Техника и вооружение 2000 10 автора Журнал «Техника и вооружение»

Особенности развития отечественных противотанковых ракетных комплексов Окончание. Начало см. «ТиВ» №9/2000Для увеличения мобильности и повышения боеготовности ПТУР разработаны и приняты на вооружение самоходные ПТРК, позволяющие в короткий срок создавать необходимую

Из книги Техника и вооружение 2009 05 автора Журнал «Техника и вооружение»

Двигатели. Краткая история развития После окончания Великой Отечественной войны наиболее крупными предприятиями по производству танковых двигателей в нашей стране были Челябинский Кировский завод (с июня 1958 г. - Челябинский тракторный завод им. В.И. Ленина),

Из книги Техника и вооружение 2012 02 автора Журнал «Техника и вооружение»

История создания и развития отечественных минных тралов А. В. Виноградов, д. т. н.,А. С. Макаренко(НИИЦ СИВ ФБУ «3 ЦНИИ Минобороны России») Использованы фото из архивов авторов и М. Павлова.Продолжение. Начало см. в «ТиВ» №1 2012

Из книги Техника и вооружение 2012 04 автора Журнал «Техника и вооружение»

История создания и развития отечественных минных тралов А.В. Виноградов, д.т.н.,А. С. Макаренко(НИИЦ СИВ ФБУ «3 ЦНИИ Минобороны России»)Использованы фото из архивов авторов. Продолжение. Начало см. в «ТиВ» № 1 -3/2012 г.Ножевые противоминные тралыПервые попытки создания

Из книги Техника и вооружение 2012 03 автора Журнал «Техника и вооружение»

История создания и развития отечественных минных тралов А.В. Виноградов, д.т.н.,А. С. Макаренко(НИЩ СИВ ФБУ «3 ЦНИИ Минобороны России»)Использованы фото из архивов авторов. Танк Т-54 Оснащенный противоминным тралом для проделываний сплошных проходов (пятикатковый

Из книги Техника и вооружение 2012 05 автора Журнал «Техника и вооружение»

Из книги Техника и вооружение 2012 06 автора Журнал «Техника и вооружение»

История создания и развития отечественных минных тралов А.В. Виноградов, д.т.н.,А. С. Макаренко(НИИЦ СИВ ФБУ «3 ЦНИИ Минобороны России»)Использованы фото из архивов авторов.Продолжение. Начало см. в «ТиВ»№ 1 -5/2012 г.Отдельного внимания заслуживает история создания минного

Из книги Техника и вооружение 2012 07 автора Журнал «Техника и вооружение»

История создания и развития отечественных минных тралов А.В. Виноградов, д.т.н.,А.С. Макаренко (НИИЦ СИВ ФБУ "3 ЦНИИ Минобороны России")Использованы фото из архивов авторов.Окончание. Начало см. в «ТиВ» №1 -6/2012 г.Применение минных тралов в локальных войнах и вооруженных

Из книги Средний танк Panzer IV автора Барятинский Михаил

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Pz.IV Ausf.D, 6-я танковая дивизия, лето 1941 года. К началу операции «Барбаросса» машины ранних выпусков приобрели черты, характерные для более поздних моделей - ящик для снаряжения на корме башни и гусеничные траки на лобовой броне корпуса. «Мы замерли, увидев

Из книги Бомбардировщик – торпедоносец Фэйри "Барракуда" автора Кравченко В. Я.

Из книги Brewster Buffalo автора Иванов С. В.

История развития конструкции Немногие самолеты вызывали столько споров на свой счет, как F2A «Баффало». История этого самолета полна противоречий и парадоксов. Созданный в качестве палубного истребителя, самолет участвовал во Второй Мировой войне исключительно как

Из книги Хейнкель He 111. История создания и применения автора Иванов С. В.

История развития конструкции

Из книги Средний танк Т-34-85 автора Барятинский Михаил

История создания Т-34-85 с пушкой Д-5Т. 38-й отдельный танковый полк. Танковая колонна "Димитрий Донской" была построена на средства Русской Православной церкви.По иронии судьбы, одна из величайших побед Красной Армии в Великой Отечественной войне -под Курском была одержана

В настоящее время минные тралы для танков и БМП, состоящие на вооружении ВС РФ, выполнены колейными и по видам тралящих рабочих органов подразделяются на:

· ножевые (КМТ-4М, КМТ-6, КМТ-8, КМТ-10);

· катково-ножевые (КМТ-5М, КМТ-7).

Ножевые тралы КМТ 4М и КМТ-8 наряду с самостоятельным применением являются составными частями катково-ножевых тралов соответственно КМТ-5М и КМТ-7. Трал КМТ-6 имеет самостоятельное применение. Трал КМТ-10 применяется с БМП.

Ножевые минные тралы являются индивидуальными средствами для танков и БМП и обеспечивают им самостоятельное преодоление ПТМП в ходе боя.

Катково-ножевые тралы навешиваются на танки в целях ведения инженерной разведки ПТМП и проделывания в них проходов для пропуска боевой и другой техники.

Тралы КМТ-4М и КМТ-5М навешиваются на танки Т-55 и Т-62.

Тралы КМТ-6, КМТ-7, КМТ-8 навешиваются на все танки, состоящие на вооружении ВС РФ (Т-55, Т-62, Т-72, Т-80, Т-90).

Колейный минный трал КМТ-7
Трал обеспечивает траление противогусеничных и противоднищевых мин с надежностью 95% в различных грунтовых условиях и в снегу.
На танках Т-55, Т-62, Т-72, Т-80, Т-72Б, Т-90, Т-90С, оснащенных тралами КМТ-7 допускается использование электромагнитной приставки ЭМТ для траления мин с неконтактными магнитными взрывателями.
Основные технические характеристики КМТ-7
две колеи по 0,8
Скорость траления, км/час до 12
20... 30
Общая масса, т 7,5
до 20
до 15
Максимальная ширина рва, м 2,5
Максимальный диаметр воронки, м Взрывоустойчивость катковых секций 2,5 до 5 мин (типа ТМ-57)
Колейный минный трал КМТ-8
Обеспечивает траление противогусеничных и противоднищевых мин с надежностью 93% в различных грунтовых условиях и в снегу.
На танках Т-55, Т-62, Т-72, Т-80, Т-72Б, Т-90, Т-90С, оснащенных тралами КМТ-8 допускается использование электромагнитной приставки ЭМТ для траления мин с неконтактными магнитными взрывателями.
Устройство минного трала обеспечивает перевод ножевых секций из рабочего положения в походное и обратно без выхода экипажа.
Основные технические характеристики КМТ-8
Ширина протраливаемого прохода, м две колеи по 0,6
Скорость траления, км/час до 15
Транспортная скорость, км/час 40... 60
Гарантийный пробег, км
в том числе ножевых секций в рабочем положении, км
Общая масса, т 1,2
Препятствия, преодолеваемые машиной с тралом:
максимальный подъем (спуск), град до 20
боковой крен (косогор), град до 15
Максимальная ширина рва, м 2,5
Максимальный диаметр воронки, м 2,5
Максимальная глубина снежного покрова, м 0,5
Водные преграды по дну
Электромагнитная приставка ЭМТ , предназначается для траления мин с неконтактными магнитными взрывателями.
Основные технические характеристики ЭМТ:
Тип электромагнитной приставки Электромагнитная, соленоидная
Скорость траления при навеске на танки, км/час до 15
Ширина полосы траления, м
Дальность траления при навеске на танки (считая от носа танка), м
Время выхода на рабочий режим, не более, с
Потребляемая мощность, кВт Масса, кг не более 0,5
Время монтажа электромагнитной приставки экипажем, не более, мин

Колейный минный трал КМТ-10

Обеспечивает траление противогусеничных и противоднищевых мин с надежностью 93% в различных грунтовых условиях и в снегу. Применяется с БМП, БМП-2, БМП-3.

Основные технические характеристики КМТ-10

Время монтажа трала, час до 1

Время отцепки трала, час 0,2

Масса трала, кг 450

Преодолеваемые препятствия БМП с тралом:

подъем (спуск), градусы до 20

боковой крен, градусы до 15

ширина рва, м до 2,5

Назначение, ТТХ, общее устройство бронированной машины разминирования БМР-2 (БМР-3, БМР-3М)

БМР-3М предназначена для разминирования путей движения при движении колонн.

Машина создана на базе танка Т-72 (Т-90), имеет усиленную броневую защиту днища под обитаемым отделением и оборудована колейным минным тралом КМТ-7, который обеспечивает возможность использования электромагнитной приставки ЭМТ для траления мин с неконтактными магнитными взрывателями. На машине установлена зенитная пулеметная установка закрытого типа с пулеметом НСВТ-12,7, калибра 12,7мм. Кроме того, на бортах и кормовом листе обитаемого отделения имеют­ся амбразуры, через которые саперы могут вести стрельбу из автоматов.

Машина снабжена устройствами защиты экипажа и внутреннего оборудования от воздействия ударной волны ядерного взрыва, защиты от радиоактивной пыли и отравляющих веществ, а также оборудована комплексом динамической защиты.

БМР-3М имеет оборудование для самоокапывания и преодоления водных преград; термодымовую аппаратуру и систему пуска дымовых гранат для постановки дымовых завес, а также противопожарное оборудование для тушения пожара внутри и снаружи машины.

На машине, для излучения специальных широкополосных сигналов с целью создания помех радиосредствам управления взрывателями мин, установлен генератор широкополосных сигналов РП-377ИВ.

Машина оборудовала грузовой платформой для перевозки катковых секций трала КМТ-7. Для погрузки на грузовую платформу и разгрузки катковых секций трала, на машине смонтирована кран-стрела, имеющая лебедку с ручным приводом.

Экипаж машины состоит из пяти человек: командира, механика-води­теля и трех саперов.

Машина условно разделена на два отделения - обитаемое и силовое.

Машина позволяет размещать и транспортировать трех саперов, а также размещать, закреплять и транспортировать их имущество, предназначенное для обнаружения и уничтожения мин и проводных линий.

Основные характеристики

Масса машины, т 43 (51 с тралом)

Экипаж, чел. 2

Мощность двигателя, л. с. 618 (840)

Скорость движения при тралении, км/ч 5-12

Максимальная скорость движения, км/ч 60

Запас хода по шоссе, км 550

Назначение, ТТХ, общее устройство гусеничного минного заградителя ГМЗ-3

Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3 предназначен для установки противотанковых минных полей в ходе боя, когда по условиям обстановки возникает необходимость установки мин перед наступающими боевыми порядками противника.

ГМЗ-3 имеет высокопроходимую гусеничную бронированную базовую машину, систему коллективной защиты от ОМП, средства внешней связи и активной маскировки, вооружение, навигационную аппаратуру, приборы наблюдения, встроенное бульдозерное оборудование. Он обеспечивает полную механизацию всех рабочих процессов по установке противотанковых мин с маскировкой и без нее, в наибольшей степени удовлетворяет требованиям войск. В этой связи данное средство следует рассматривать как основное для создания подвижных отрядов заграждения (ПОЗ).

Основные ТТХ

Общее устройство ГМЗ-3

ГМЗ-3 состоит из базового шасси и минного оборудования.

Базовое шасси (броневой корпус) заградителя разделен перегородками на четыре отсека: моторный, управления, минный и оператора.

· В моторном отсеке размещается силовая установка и трансмиссия;

· в отсеке управления – органы управления базовым шасси, специальные

приборы и оборудованные места для размещения экипажа;

· в минном отсеке – кассеты с минами, выдающий и отсчитывающий механизмы, специальные системы;

· в отсеке оператора – механизмы и аппаратура для управления процессом выдачи мин.

Снаружи на кормовой части заградителя размещается плужно-маскирующее устройство, обеспечивающее подачу и установку мин, автоматический перевод их в боевое положение и маскировку. На носовой части – оборудование для самоокапывания.

Бронированный корпус и компоновка заградителя обеспечивает надёжную защиту экипажа и мин от стрелкового оружия противника. Наличие вооружения (7.62 мм пулемёт ПКТ) и высокая манёвренность позволяют применять заградитель в ходе боя на внезапно выявившихся направлениях наступления противника.

Перевод плужно-маскирующего устройства заградителя из походного положения в рабочее (и обратно) осуществляется с помощью гидравлической системы, привод которой осуществляется из отсека оператора.

Для перевода мин со взрывателями кнопочного (нажимного) типа в боевое положение применена традиционная подпружиненная пластина. Для перевода мин с неконтактными взрывателями в боевое положение имеется

клиновый захват для срывания чеки с крышки взрывателя.

Заградитель имеет радиостанцию Р-123М с дальностью связи до 20 км и внутреннее переговорное устройство ТПУ.

Экипаж имеет дневные и ночные приборы наблюдения, обеспечивающие дальность видения ночью до 400 м при кратности увеличения до 5.

Для топографической привязки ПТМП используется буссоль ПАБ-2АМ с перископом, дальномер сапёрный ДСП-30 и навигационная аппаратура. Навигационная аппаратура ТНА-4 является счетно-разрешающим

комплексом, предназначенным для непрерывной автоматической выработки текущих координат движущейся машины, дирекционного угла машины и дирекционного угла машины на пункт назначения.

Боекомплект мин располагается в кассетах.

При загрузке боекомплекта не допускается одновременно загружать мины с контактными и неконтактными взрывателями. Установка мин с неконтактными взрывателями МВН-80 производится только с шагом минирования 10 м.

В целях маскировки действий заградителя на рубеже минирования

применяется система дымопуска, представляющая собой термодымовую аппаратуру ТДА многократного действия.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении