mppss.ru – Все про автомобили

Все про автомобили

Что такое ГБО: расшифровка, плюсы и минусы, расход газа, стоит ли ставить, установка на машину, безопасность . Как оформить газовое оборудование на автомобиль в гибдд? Стоит ли устанавливать гбо на автомобиль

В свете постоянного подорожания продуктов переработки «черного» золота, множество автовладельцев устремили свой взор в сторону использования пропано-бутановой смеси газов, вместо традиционного бензина или солярки. Ходит много слухов о том что часто машины с ГБО взрываются, прогорают клапана от использования пропано-бутановой смеси газов, снижается мощность двигателя и т.д. Так ли это и что выходит на самом деле, какие плюсы и минусы ГБО существуют на данный момент попробуем разобраться в рамках данной статьи.

Преимущества ГБО

К преимущества ГБО относится:


Недостатки ГБО

Но не все так гладко, есть и обратная сторона медали. В рамках статьи плюсы и минусы ГБО нужно также рассмотреть и недостатки установки ГБО.

Перейдем к рассмотрению минусов автомобиля с установленным ГБО:

  • «съедает» полезное пространство багажника. (или же занимает место запасного колеса). Бороться с этим можно используя «докатку» или ремонтный тюбик со спец составом для ремонта проколов шин в дороге;
  • Установка оборудования для ГБО, как и само оборудование, является самой затратной финансовой частью. Но чем больше бензина или солярки потребляло ваше авто до установки ГБО и чем больше годовые пробеги – тем быстрее наступит окупаемость установленного ГБО;
  • Возрастают затраты на техническое обслуживание автомобиля (вместо ТО одной топливной системы нужно будет проводить одновременно ТО двух систем.) ;
  • Падает мощность мотора (но при правильных настройках и регулировках это почти не ощущается) ;
  • Даже при установленном и настроенном ГБО авто нуждается в заправке бензина или солярки, конечно намного в меньших объемах (в бензиновом моторе рекомендуемый переход с бензина на газ наступает при достижении температуры мотора в 40 град.; дизелю же для работы на газу все равно нужна «запальная» порция солярки так как сам газ от сжатия не воспламеняется. Расход традиционного для мотора топлива значительно возрастает с понижением температуры окружающей среды);
  • Расход пропан-бутановой смеси будет выше чем бензина или дизеля. В зависимости от поколения установленного ГБО средний расход газа может быть больше на 20 — 30 процентов по отношению к расходу «родного» для мотора топлива;
  • Газо-воздушную смесь тяжелее поджечь, поэтому к системе зажигания предъявляются более жесткие требования, чем при работе на бензине;
  • При работе двигателя на газе клапана и седла клапанов испытывают повышенную температурную нагрузку (так как нет эффекта испарения капелек топлива с седла и его охлаждения при этом), что приводит к тому, что нужно более внимательно относиться к регулировке и проверке зазоров клапанов или состоянию гидрокомпенсаторов;
  • Пропан-бутан тяжелее воздуха, поэтому при эксплуатации авто в гараже с ямой необходимо вырабатывать весь газ на улице, а в гараж заезжать на бензине, во избежание скопления газа и возможного взрыва. Также это может служить отказом некоторых паркингов принимать на парковку авто работающих на газу;
  • Прокладывая маршрут нужно более внимательно отнестись к наличию газовых заправочных станций на нем, для возможной дозаправки;
  • В нынешнее время при переоборудовании автомобиля на ГБО в 85 процентов случаев требуется вносить изменения в регистрационные документы автомобиля (заменять тех.паспорт).

Самым популярным альтернативным видом топлива для автомобилей является газ. Многие автомобилисты устанавливают на свои машины оборудование, позволяющее ездить на газу, и отмечают ряд положительных качеств от этого. Но помимо достоинств в применении ГБО имеется и свои недостатки. Далее разберемся, что же хорошего и плохого в использовании газа в качестве топлива для автомобиля.

Достоинства газобаллонной установки

Итак, вначале пройдемся по положительным качествам.

И одним из немаловажных достоинств является более лучшая степень сгорания газовоздушной смеси в камерах сгорания, что в свою очередь положительно сказывается на самой силовой установке.

Газ не смывает масляную пленку, которая образуется на стенках цилиндра, как это делает бензин. В результате улучшаются условия работы цилиндропоршневой группы, что сказывается на их ресурсе. Из-за этого и повышается и срок службы смазочного материала силовой установки, поскольку в него не попадает бензин, который постепенно разжижает масло и снижает его эксплуатационные свойства. Поэтому масло в двигателе, работающем на газу, служит дольше.

Положительно использование газа сказывается и на ресурсе силовой установки. Такой двигатель больше отработает без проведения капитального ремонта. К тому же, при правильной настройке газового оборудования, общая шумность работы мотора снижается, то есть он работает тише.

При сгорании газа выделяется меньше вредных веществ , которые затем отводятся в атмосферу. Поэтому при замерах токсичности выхлопа, которые могут проводить соответствующие дорожные службы, проблем у владельца авто с ГБО не возникнет.

Газ имеет достаточно высокое октановое число , поэтому он подходит и для использования на форсированных высокооборотистых силовых установках. За счет это особенности газовоздушная смесь меньше подвержена возникновению детонационного сгорания в цилиндрах.

После выработки газа из баллона автомобиль остановиться не сразу , а сможет еще протянуть 2-3 км за счет паров.

Газ экономически выгоднее использовать, чем бензин. Литр сжиженного газа сейчас обходится в вдвое дешевле, чем бензина. А там уже экономию для себя пусть считает сам автолюбитель – либо он заправиться в половину стоимости, либо же проедет вдвое большее расстояние. При этом автомобиль без проблем в любо момент может перейти на бензин. В итоге получается, что при полной заправке бака и баллона автомобиль способен будет преодолеть значительное расстояние без дозаправок.

То есть, основными достоинствами использования ГБО являются:

  • Повышение ресурса силовой установки;
  • Возможность использования на разных двигателях;
  • Экономическая выгода;
  • Экологичность;

Чтобы перевести автомобиль на использование газа, необходимо произвести установку оборудования. При этом вмешательства в конструкцию силовой установки не требуется. Все элементы ГБО, которые необходимо установить на авто, показаны на схеме:

1 – вентиляционные трубки из гофры; 2 – герметичный корпус; 3 – контрольно-запорная и предохранительная арматура (мультиклапан); 4, 11 – тройники; 5 – смесительная проставка под карбюратор; 6 – дозатор; 7 – блок управления; 8 – газовый электромагнитный клапан; 9 – редуктор; 10 – бензиновый электромагнитный клапан; 12 – радиатор системы обогрева салона; 13 – кран радиатора обогрева; 14 – магистраль высокого давления; 15 – газовый баллон; 16 – эжекторы; 17 – переходной патрубок; 18 – заправочный вентиль.

Отметим, что данная схема является несколько условной. Дело в том, что выпускается несколько поколений газобаллонного оборудования, каждое из которых имеет свои конструктивные особенности и предназначены они для применения с разными системами питания авто. К примеру, указанная схема предназначена для карбюраторных и моноинжекторных двигателей. Более поздние поколения уже рассчитаны на работу с современными инжекторными автомобилями.

Недостатки

Теперь пройдемся по недостаткам ГБО. Их тоже немало, и одним их них является усложнение конструкции авто и увеличение металлоемкости. Это значит, что конструкции появиться еще одна дополнительная система, которая в любой момент может выйти из строя. К тому же вес машины увеличиться на 30-40 кг, а объем багажного отсека снизиться из-за баллона.

Расход газа несколько выше, чем бензина. Но отметим, что данный недостаток не такой уж и серьезный. На карбюраторных авто потребление газа всего на 10-15% больше бензина, а ГБО последних поколений и вовсе лишены данной особенности.

Газ сказывается на рабочих параметрах силового агрегата , а именно – мощности. Она снижается при использовании ГБО на 7-10%.

Запуск силовой установки на газу несколько затруднителен , особенно в зимний период. Поэтому рекомендуется зимой заводить авто на бензине, а на газ переходить только после прогрева мотора. В итоге, получается, что полностью отказаться от традиционного вида топлива не получится.

Требуется постоянный контроль за состоянием всех элементов ГБО, а также давлением в баллоне. Газ постоянно находится под давлением, поэтому нередки случаи его пропускания в местах соединения магистралей с составными частями оборудования. Поэтому при появлении запаха газа следует сразу же вывить место утечки, и устранить неисправность.

По поводу баллона. Дело в том, что газ от воздействия температуры расширяется, что приводит к резкому возрастанию давления в баллоне. Поэтому не рекомендуется заправлять его «под завязку», особенно в летний период.

Газ – вещество взрывоопасное , поэтому следует принимать все необходимые меры безопасности, особенно во время постановки авто на длительную стоянку. К тому же не стоит забывать пользоваться запорными устройствами, которые входят в конструкцию ГБО.

Ну и последний недостаток – стоимость ГБО. Если брать оборудования первых поколений, то цена на него невысокая, а вот современные версии являются дорогостоящими, поэтому и окупаться они будут долго.

Видео — плюсы и минусы ГБО

Как видим, в использовании газа в качестве топлива для авто достаточно как положительных, так и негативных моментов. Поэтому решать, устанавливать ли на свое авто ГБО, придется решать уже самому автовладельцу.

На автомобиль оценивается, прежде всего, с экономической точки зрения: разница в цене газа и бензина заставляет задумываться любого автомобилиста. Однако, нужно учесть все плюсы и минусы ГБО до того, как решение по монтажу будет окончательно принято. Также стоит знать, на какие машины ставить газовую систему выгодно, а на каких затраты будут окупаться излишне долго.

Стоимость газа на порядок ниже, в сравнении с бензином

В первую очередь стоит говорить о пропан-бутановой смеси, к тому же такое оборудование применяется гораздо чаще. Стоимость этого газа, в зависимости от региона, в среднем на 55% дешевле бензина.

Менее распространен метан, в основном из-за неудобства хранения, т.к. приходится использовать тяжёлые баллоны высокого давления и хранить газ в сжатом виде. Цена метана ниже на 65%, против бензина.

Двигатель работает мягче

В сравнении с бензином газ горит дольше и октановое число его выше (около 105). С одной стороны, это снижает ударные нагрузки при работе мотора и уровень механических шумов, с другой – вынуждает изменять .

При штатной регулировке «под бензин» газ не успевает полностью сгореть к моменту открытия выпускных клапанов. Отсюда, собственно, и происходит разделяемая многими уверенность в том, что газовое топливо . На самом деле, по мнению специалистов, при правильной настройке газовой установки, на детали двигателя негативного воздействия нет.

Возможность использования двух видов топлива

Спорно, но всё же отнесем этот пункт к достоинствам ГБО. Так заправившись двумя видами топлива, можно увеличить пробег транспортного средства. Особенно это хорошо в поездках на дальние расстояния.

Также, при работе газобаллонного оборудования штатный бензонасос и форсунки отключаются, на инжекторных моторах, их ресурс увеличивается в разы. Если для отечественных автомобилей из-за дешевизны запчастей это не имеет критичного значения, то для иномарок может дать дополнительную и заметную экономию денег.

Полезно для современного двигателя

В гонке мировых лидеров автомобилестроения становятся все популярнее высокофорсированные двигатели малого объема, с турбонаддувом, которые требуют топливо с повышенным октановым числом. Перевод авто на газ позволит избавиться от риска повреждения такого двигателя, горючим низкого качества.

Газ – экологически чистое топливо

Если же говорить об экологии, то газ гораздо перспективнее бензина и : сгорает он «чище», ввиду отсутствия в нём вредных примесей, что снижает требования к катализаторам и выхлопной системе в целом.

Минимальное нагарообразование, отсутствие эффекта смывания масляной пленки со стенок цилиндров, способны дать серьезный прирост срока службы цилиндропоршневой группы.

А самое главное, это положительно влияет на окружающую среду, что особенно актуально для густонаселённых мегаполисов.

Недостатки ГБО

Бесспорно, наличие в багажнике баллона высокого давления (особенно при использовании метана, который хранится под давлением около 200 атмосфер) несет определенные риски. Однако практически все эти проблемы в современном ГБО решены:

  • опытным путём специалистами доказано, что прочность автомобильных газовых баллонов достаточно велика , чтобы переживать за них при аварии. Более того, даже в случае пожара баллоны безопаснее, чем бензобак: оснащённые они не взрываются, а только стравливают излишнее давление. Пары бензина же в баке могут привести к взрыву;
  • предохраняющие клапаны, которые обязательно нужно устанавливать в системах автогазового оборудования, рассчитываются не только на случай превышения давления в баллоне (из-за нагрева или «перезаправки»), но и на разгерметизацию, например: обрыв магистрали, идущей к . Таким образом, принцип устройства ГБО сокращает возможность утечки газа.

В целом, езда на газу стала не более опасна, чем на бензине. Однако для достижения этой безопасности приходится выполнять своевременную профилактику:

  1. замена уплотнителей;
  2. трубопроводов;
  3. переборка редуктора (замена ремкомплекта).

Известные случаи взрывов газовых баллонов – это именно следствие нарушения норм обслуживания или даже грубого вмешательства в конструкцию, а также не профессиональная установка.

Сокращение полезного объёма в багажнике и утяжеление массы авто

Серьёзной проблемой газового оборудования, становится отсутствие в автомобиле предусмотренного места для баллона. Неизбежно приходится чем-то жертвовать – местом в багажнике или запасным колесом. Неудобства с установкой газа сильнее всего затрагивают владельцев хэтчбеков и универсалов. Баллон лишает их возможности трансформировать багажное пространство, хотя именно ради этого подобные кузова и выбирают обычно. Эти недостатки ГБО нужно учитывать при газовой системы.

Сокращение полезного объёма в багажнике

Мало того что сами баллоны достаточно тяжёлые, вдобавок остальные компоненты системы имеют вес, хоть и не большой.

В плане компоновки, установка газа на коммерческий транспорт практичнее. Так на грузовиках есть возможность крепления баллонов вне полезного объема кузова (рама, за кабиной и так далее), а масса их по отношению к весу автомобиля и его грузу значительно меньше, чем у легковых машин.

Потеря мощности двигателя и повышенный расход газа

При работе ГБО на пропан-бутане как правило потребление топлива увеличивается на 10-20%, в сравнении с питанием двигателя бензином. Впрочем, этот недостаток легко нивелируется разницей в ценах на топливо. С метаном же обратная ситуация, здесь расход газа меньше на 5-10%. На это может влиять как настройка установки, так и качество газа на заправочной станции.

Дополнительные расходы на ТО

Как и любая техника, газовое оборудование имеет свой ресурс, по истечении которого потребуется замена и ремонт компонентов. Также, регулярность обслуживания ГБО и автомобиля неизбежна.

  • Регулировка клапанов двигателя;
  • Регулировка зажигания.

Исходя из этого, появляются дополнительные финансовые затраты.

Специальные требования по эксплуатации и хранению автомобиля на газу

По правилам эксплуатации газобаллонного оборудования, перед тем как переключиться на газ, нужно запустить и прогреть двигатель на бензине. В регионах с холодным климатом, критично падение температуры для пропан-бутановых смесей, так как при сильном морозе газ начинает сжижаться и не может нормально поступать в двигатель. Устройство ГБО предполагает испарение газа до подачи в ДВС, поэтому редуктор постоянно подогревается антифризом от системы охлаждения авто. Только после прогрева становится возможным переключение питания и устойчивая работа мотора.

Затем хранение газового автомобиля в закрытом помещении по правилам нужно осуществлять с пустым баллоном.

Редко, но бывают крытые стоянки, где владельцам запрещают парковать газовые машины.

Все эти и другие нюансы, накладывают на собственника авто с газовым оборудованием, определённые обязательства.

Малое количество газовых заправочных станций

Газовая сеть сама по себе гораздо меньше (особенно метановых АГНКС), чем сеть бензиновых заправок. В некоторых населённых пунктах, владельцу машины на газу придется столкнуться и с поиском топлива в дороге, и с необходимостью планировать обычные городские поездки с учетом расположения газовых станций.

Обязательная регистрация оборудования и освидетельствование баллона

Современные поколения газовых систем, начиная с , становятся всё эффективнее в применении: длительность впрыска газа у них гибко варьируется прошивкой блока управления, при переключении на газ автоматически меняются. Самому поставить такую систему уже будет проблематично, но возможно.

Всё же возможно, однако юридически это уже незаконно. Технический регламент однозначно трактует установку ГБО как изменение конструкции ТС, и единственное место, где можно легально установить газ в автомобиль – это сертифицированные техцентры.

Установив ГБО своими руками, можно столкнуться с проблемами при техосмотре и постановке транспорта на учет.

К тому же, кроме , нужно ещё и соблюдать периодичность );

  • Выбор газа ();
  • Модель авто (расход и вид топливной системы);
  • Периоды эксплуатации (сезонность);
  • Месячный пробег и даже стиль вождения.
  • По отзывам автовладельцев, установка газобаллонного оборудования на автомобиль, окупается за 1-3 года, в зависимости от перечисленных параметров.

    Рационально ставить ГБО при больших пробегах: чем больше машина пройдет на газу, тем большую экономию это принесет владельцу. Даже с учетом расходов на установку, регистрацию и периодическое обслуживание, экономия средств, на личном транспорте будет выглядеть привлекательно, но в том случае, если пробег авто за год эксплуатации составит не менее 30 тыс.км. Если же разговор идет об автопарке коммерческого транспорта (грузовые и пассажирские перевозки), то выгода тем более очевидна.

    Таким образом, если взвесить все за и против, не сложно произвести простейший расчёт для конкретного автомобиля и решить устанавливать или нет газобаллонное оборудование.

    Видео о преимуществах и недостатках ГБО.

    Большинство владельцев автомобилей мечтают сэкономить на обслуживании своего железного коня, при этом не изменяя характера его эксплуатации. Это возможно при установке газобаллонного оборудования (ГБО) на автомобиль. Что это даёт, какие имеются преимущества и недостатки, и как переоборудовать своими руками топливную систему, изложено в статье.

    Что такое ГБОИстория появления и распространенияПринципы работыСтоит ли устанавливать ГБОПлюсы и минусыВидео: Газ на автомобиль, плюсы и минусыЦена и окупаемостьЭкономичность и экологичностьКакое ГБО лучшеРасход газаПроцесс установки на автомобиль своими рукамиМонтаж баллона, ВЗУ и газовых магистралей Видео: Установка ГБО своими руками, монтаж баллона, ВЗУ и газовых магистралейПодкапотные работыВидео: Установка ГБО своими руками, подкапотные работыМеры безопасностиvar index=document.getElementsByClassName ("index-post");if (index.length>0) {var contents=index .getElementsByClassName ("contents");if (contents.length>0) {contents=contents ; if (localStorage.getItem ("hide-contents") === "1") {contents.className+=" hide-text"}}}

    Что такое ГБО ГБО, или газобаллонное оборудование автомобиля - это дополнительное оборудование, которое даёт возможность хранить и обеспечивать подачу газового топлива в двигатель внутреннего сгорания (ДВС). От вида газового топлива и двигателя зависит тип произведённого или переоборудованного авто. Бывают однотопливные, двухтопливные (питание одним из видов горючего незначительное), двухтопливные (одновременная подача обоих видов топлива). Последними являются газодизели.

    Газообразное топливо бывает:

    метаном;пропан-бутановой смесью.

    Тип применяемого газового горючего определяет классификацию системы ГБО. Системы делят на поколения, хотя это и не официальная классификация. Официальной попросту не существует.

    Знаете ли вы? В 1910 году был получен сжиженный газ, пригодный для использования в авто. Автором разработки был американец В. Снеллинг.

    История появления и распространения

    Говоря об истории ГБО, пожалуй, следует вначале упомянуть о появлении газового двигателя. Началось всё с того, что в 1799 году француз Филипп Лебон открыл светильный газ (смесь H, CH4 и СО) и получил патент на его использование. Через 60 лет Этьен Ленуар разработал и запатентовал двигатель, который работал на таком газе. Позднее, в 1883 году, англичане смогли объединить газогенераторную установку и двигатель в одном блоке. С этого времени началась эра нового типа автомобиля, ставшего очень популярным в послевоенные годы. Но такое ТС было не очень эффективным. В 30-е годы XX века Англия и Германия, как страны, слабо обеспеченные нефтью и имеющие достаточное количество автомобилей, начали задумываться над поиском альтернативного вида топлива.

    Немцы случайно обнаружили, что при сжатии остаточных газов, возникающих после получения дизельного топлива, образуется сжиженный газ. Он конденсировался на стенках, его собирали и продавали в баллонах. Когда возникла необходимость в альтернативном топливе, его попытались использовать в автомобилях. В 1935 году на международной автомобильной выставке были представлены пять моделей авто, работающих на альтернативном топливе (3 дизеля, переделанных под метан, сжиженный нефтяной газ, метанол, и два тепловых). Возникший дефицит традиционного топлива к 1942 году сделал автомобили на альтернативном горючем довольно популярными.

    Массово переводить ТС на газовое топливо начали около 50 лет назад. После немцев и англичан эстафету подхватили поляки, турки, китайцы, литовцы, итальянцы, россияне, украинцы, американцы и многие другие. Такой активный переход объясняется тем, что хоть газовый двигатель и работает по тому же циклу, что и бензиновый (цикл Отто), но альтернативное горючее даёт большую степень сжатия - порядка 17, в то время как у бензиновых обычно 10–12, в редких случаях - 16 (бензин АИ–109).

    Принципы работы

    Машина, оборудованная ГБО, работает на смеси пропана-бутана либо на метане. Они закачаны в баллоны под давлением 16 атмосфер (смесь) и 200 атмосфер (бутан). Располагают их в багажниках, если ТС легковое, либо под полом в салоне автобуса или на его крыше. Баллоны оснащаются мультиклапаном, через который они заправляются и подают топливо в систему. К тому же клапан обеспечивает безопасную работу всей магистрали.

    Знаете ли вы? Газовые баллоны никогда не заправляются полностью. Зимой в них содержится топлива на 85%, летом - 75%.

    Существующие системы газооборудования по принципу работы можно разделить на традиционные и инжекторные. Первый вариант используется обычно для карбюраторных авто. Воздух, который поступает в двигатель, проходит через специальный смеситель, захватывая нужное количество газа. Здесь всё прямо пропорционально зависит от силы нажатия педали газа (чем сильнее, тем больше газа). В этой системе газ поступает в мотор через форсунки, управляемые электроникой ГБО. Главный принцип работы инжекторной газовой системы - незаметность для заводской электроники авто, т. е. блок управления не должен ощущать, что система работает на альтернативном топливе.

    Стоит ли устанавливать ГБО Установка ГБО на автомобиль - спорный вопрос. Одни считают, что это бессмысленно, другие, наоборот, уверены, что оно окупится быстро и позволит сэкономить значительные средства на покупке горючего.

    Плюсы и минусы

    К плюсам оборудования можно отнести:

    экономичность;двигатель работает более плавно;ресурс ДВС возрастает из-за уменьшения нагрузки на его основные составляющие;увеличивается запас хода (если газ закончился, можно доехать на бензине);сокращаются выбросы вредных веществ.

    Видео: Газ на автомобиль, плюсы и минусы

    Среди минусов отмечаются:

    стоимость ГБО немаленькая, выделить такую сумму из бюджета не каждый сможет;баллоны с газом сократят объём багажника либо вытеснят запаску;нужно постоянно проводить ТО, поскольку газ может вытекать, что может привести к взрыву;из-за того, что метан сжат под высоким давлением, в случае его взрыва, от машины ничего не останется.

    Цена и окупаемость

    Установка оборудования на ТС для смеси пропан-бутан будет стоить порядка 20000 руб, для метана - 50000 руб. Конечно, можно найти и дешевле, но не факт, что оно будет качественное.

    Важно! Стоимость установки варьируется по регионам. Там, где бензин дешевле, там и стоимость газа ниже.

    Анализ окупаемости установки позволит понять, насколько будут разумными такие затраты. К примеру, на обычных автомобилях последних лет выпуска средний расход бензина по городу составляет 8 л/100 км. Предположим, что за месяц водитель проезжает 1500 км, на что он тратит 120 л горючего. Возьмём среднюю стоимость топлива в 35 руб. /л. Тогда вы потратите в месяц на заправку 4200 рублей. Смесь пропан-бутан стоит 16 руб. /л. В месяц расход будет порядка 130 л, т. е. 2080 руб. При таких данных экономия составляет 2120 руб. в месяц. Но нужно учесть, что был вклад в оборудование - 20 тыс. руб. Оно окупится за год, с учётом ещё и затрат на ТО. Получается, вроде и неплохая экономия, но только если вы в месяц проезжаете свыше 1000 км. Это значит, что ставить ГБО выгодно тем, у кого машина - способ заработать.

    Экономичность и экологичность

    Многие считают, что если установить ГБО, то сразу же происходит ощутимая потеря мощности авто. На самом деле скорость распространения фронта горения у бензина составляет 0,85 м/с, у метана - 0,8 м/с, а у пропана - 0,81 м/с. Как видим, разница не существенная, какие-то сотые доли, поэтому ощутить её невозможно, особенно это касается современных поколений авто. Теплота сгорания бензина также не сильно отличается от этой характеристики для газа.

    Потери составляют 5–7%, поэтому если владельцы авто устанавливают газовое оборудование, то потери в мощности им будут практически не заметны, а вот экономия будет значительная, поскольку хоть и расход газа на пару литров больше, чем бензина, но стоимость его ниже. Автогаз обладает также высоким октановым числом, из-за чего антидетонационное сопротивление его выше, тепло он поглощает лучше, из-за охлаждения и параллельного испарения после впрыска. Это всё делает работу мотора более эффективной.

    Сжиженный газ в своём составе не имеет химических компонентов, способных взаимодействовать с моторным маслом, которое защищает двигатель от быстрого износа. Соответственно, двигатель, работающий на альтернативном топливе, прослужит дольше, и у вас будет меньше затрат на его обслуживание. Конечно, регулярную техническую проверку никто не отменял, ведь при нарушении подачи газа может начаться выгорание и интенсивное окисление моторного масла.

    Выигрывает голубое горючее перед бензином и дизелем и по экологичности. При его сгорании в атмосферу практически ничего не выделяется, а те углеводороды, которые остаются, менее токсичны для окружающей среды. Всё это из-за того, что при производстве сжиженного газа не используются присадки и аромавещества.

    Какое ГБО лучше

    Чтобы понять, какое газобаллонное оборудование лучше, необходимо сначала изучить его существующие разновидности.

    Восстановление утерянных или испорченных прав тракториста

    Наказание за установку спецсигналов в РФ Возможные штрафы при лишении прав

    Первое поколение - это самые первые газовые системы для карбюраторных авто. Они имели редуктор, смеситель и простейший переключатель между горючим. Незамысловатая система эффективно обеспечивала работу мотора такого типа. Несмотря на то, что карбюраторные ТС уже давно не выпускаются, система первого поколения продолжает использоваться. Второе поколение - представляло собой предыдущую систему, приспособленную для инжекторных машин. При установке её задача была превратить инжекторный бензиновый автомобиль в газовый карбюраторный, когда в мотор подаётся альтернативное топливо. Спустя время в систему был добавлен электронный дозатор горючего. Роль его играл шаговый электромотор, корректирующий состояние газовой смеси (обогащённая или обеднённая), опираясь на показатели датчика кислорода в машине. Такая система не отличалась точностью дозирования топлива, а работа мотора сопровождалась звуком хлопка. Это заставило производителей оборудования модифицировать своё детище. Третье поколение - уже имело довольно сложную конструкцию, мозговой частью которой был компьютер, регулирующий подачу горючего. Новое ГБО могло также собирать данные с различных датчиков ТС, анализировать их и, базируясь на полученных данных, формировать газовую смесь (в нужный момент и на определённый промежуток времени открывать/закрывать форсунки). У этой системы был важный плюс - она могла быть установлена на те модели машин, для которых не подходила вышедшая позднее ГБО-4 (Audi 80 и 100). Был и существенный недостаток - система не всегда могла обработать сигналы со всех датчиков автомобиля. Такое ограничение и немалая цена стали причиной того, что это поколение не смогло стать популярным. Четвёртое поколение - универсальная система, подходящая к большей части бензиновых современных автомобилей. Проанализировав ошибки, производители решили, что подачу топлива должен регулировать автомобильный бензиновый контроллер. Блок управления собирает данные с датчиков и регулирует подачу топлива (открытие бензиновых форсунок). При переходе машины на альтернативное горючее компьютер газовой системы отключает подачу бензина, прерывая сигнал, идущий к бензиновым форсункам. Перехваченный выходной сигнал бензинового контроллера, идущего к форсункам, преобразовывается с учётом свойств газа (температуры, давления) и отправляется на форсунки, но уже газовые. Таким образом, получилась универсальная система с хорошей точностью подачи горючего. Спустя время газовые системы получили возможность обмениваться данными с бензиновыми, что увеличило ещё большую точность подачи топлива. Пятое поколение - разработано для ТС с прямым впрыском бензина. Они отличаются от обычных расположением форсунок (прямо в камере сгорания, а не во впускном коллекторе), поэтому газовая система должна постоянно подавать немного бензина, чтобы охлаждались форсунки. В новом поколении газовая часть системы взята у предшественника, но нуждается в калибровке. Для каждого автомобиля нужна своя прошивка системы, поэтому если производитель ГБО не предоставит её, то нормально установить систему на вторичном рынке не представляется возможным (будет отсутствовать калибровка, обеспечивающая безопасную работу оборудования). Шестое поколение - представляет собой системы жидкого впрыска газа. В них отсутствует редуктор, поэтому сжиженный газ напрямую попадает в форсунки, бензиновые или газовые. При отсутствии данной детали отпадает необходимость в подключении системы охлаждения. Казалось бы, это делает последнее поколение самым надёжным и простым. Увы, система чувствительно реагирует на качество газа, т. е. это будет значить, что если в топливе много примесей, то она быстро забьётся и выйдет из строя.

    Вопрос о том, какое газобаллонное оборудование лучше, конечно, сугубо индивидуальный, поскольку зависит от вашего автомобиля, но если рассматривать из существующих вариантов, то только 4-е и 5-е поколение достойны внимания.

    Они современны, оборудованы хорошей защитой и подходят под нынешние ТС. Если рассматривать 4-е поколение, то здесь системы у всех производителей идентичны по своей идеологии, разнятся только механизмы, запускающие всё в действие, и некоторые сервисные функции. Пятое поколение, конечно, уступает в экономичности своему предшественнику, но поскольку производители ТС постоянно модернизируют их, то популярность такой системы возрастает.

    Автомобили с жидким впрыском газа в Россию могла поставлять Голландия, но после заправки российским газом системы быстро выходили из строя, поэтому 6-е поколение пока рано рассматривать. Отличаются ГБО ещё и производителями. Лидерами являются польские и итальянские системы, поскольку они сочетают в себе хорошее качество и доступную цену. Польское оборудование уступает в функционале.

    Расход газа

    Если авто переводится на газ, то водителями предполагается, что расход его будет больше. Действительно, раз теплота сгорания голубого топлива ниже, чем бензина или дизеля, то это будет означать, что расход его больше, но незначительно, из-за мизерной разницы в показателях. Конечно, на это ещё будет влиять и поколение оборудования. У ГБО-2, где подача регулируется механически, разница может составлять максимум 20%. Оптимизированное ГБО-4 сокращает разницу в расходе до 12–15%, а новые итальянские системы гарантируют сокращение до 8–10%. При таком раскладе можно сэкономить порядка 2000 руб. /100 км. Оборудование 5-го поколения свело разницу в расходе топлива к 5%.

    Узнайте также, как устанавливать ГБО на карбюраторный двигатель.

    Процесс установки на автомобиль своими руками

    От качества монтажа зависит, насколько будет эффективно и безопасно работать вся система. Если вы уверены, что самостоятельно сможете всё установить, то вот несколько подсказок для вас.

    Монтаж баллона, ВЗУ и газовых магистралей

    Удобнее всего устанавливать баллоны, имеющие тороидальную форму. Они ложатся на место запасного колеса и не отнимают у багажника объём. В днище необходимо проделать дренажное отверстие, через которое будет улетучиваться газ в случае его протечки, и стекать конденсат. Нужны также два отверстия для трубок подачи и заправки газа. Некоторые баллоны идут с вентиляционными стаканами в комплекте, через которые можно пропустить трубки. Тогда нужно большое отверстие под стакан и два маленьких по бокам, для его крепления. После установки баллона монтируется выносное заправочное устройство (ВЗУ). Отверстие под него лучше всего делать в люке бензобака. Перед высверливанием отверстия и установкой ВЗУ необходимо снять колесо и подкрылок, чтобы удобно было прикручивать его изнутри. Обычно в комплекте с ВЗУ идёт само устройство с уплотнительной резинкой, переходник на него, крышка с верёвкой, гайка с понкой и саморезы. Последние лучше заменить на болты, чтобы надёжнее зафиксировать и при необходимости можно было выкрутить.

    Видео: Установка ГБО своими руками, монтаж баллона, ВЗУ и газовых магистралей

    Затем устанавливается магистральная система. В качестве неё используется термопластиковая трубка со штуцером (8 мм) на конце. Заправочная магистраль должна выходить из баллона под низ багажника и тянуться до бака. Трубку необходимо обязательно зафиксировать под днищем, чтобы она не болталась. По возможности следует использовать минимум саморезов. Где возможно, лучше крепить стяжками. Отмеряется необходимая длина трубки и на её концы крепятся штуцеры. Сначала надевается гайка, затем понка и вставляется сам штуцер в трубку. На ней он фиксируется гайкой. Затянуть её нужно хорошо, чтобы раздавить бронзовую понку, которая уплотняет систему. Возвращаются на место колесо и подкрылок, после протягивается магистраль подачи топлива. Она проходит под днищем возле штатных тормозных трубок. На концах у неё также находятся штуцеры (6 мм). Теперь протягивается магистраль от баллона к редуктору.

    Баллон может иметь мультиклапан, оборудованный дополнительным электроклапаном. Он подсоединяется с помощью клемм. При отключении зажигания этот клапан перекрывает подачу газа на редукторе и из баллона на выход. Это позволяет избежать утечки газа при стоянке или аварийной ситуации.

    Важно! После высверливания отверстий торцы металла нужно обязательно промазать антикором.

    Подкапотные работы

    Поэтапность подкапотных работ при монтаже ГБО:

    выбор места под блок управления;выбор места под редуктор;подключение системы к редуктору;подключение редуктора к тосольной магистрали;засверловка под форсунки во впускной коллектор;выбор места под установку форсунок;выбор места под фильтр тонкой очистки;укладка проводки в гофру и подключение;установка кнопки переключения газ-бензин.

    Блок управления должен быть жёстко зафиксирован на статичных деталях кузова так, чтобы он не соприкасался с другими элементами подкапотного пространства и не мешал их обслуживанию. Редуктор должен устанавливаться по тому же принципу. Для его крепления нужен металлический кронштейн. Заранее нужно продумать разводку проводки от блока управления. Подключение редуктора к системе охлаждения осуществляется в месте вывода тосольных шлангов на печку. Нужно разрезать их и соединить шланги от редуктора с тосольными, идущими на печку через тройники.

    Видео: Установка ГБО своими руками, подкапотные работы

    В выпускном коллекторе нужно просверлить отверстия и нарезать в них резьбу. Прежде чем вкручивать в них штуцеры, резьбу нужно промазать высокотемпературным герметиком. Форсунки должны располагаться как можно ближе к штуцерам коллектора. Их нужно устанавливать под углом в 45° по ходу движения топливной смеси и фиксировать жёстко, желательно на кронштейне. Шланги, соединяющие штуцеры с форсунками, не должны быть длиннее 30 см.

    Во впускном коллекторе необходимо ещё отверстие и под вакуумный редуктор. Оно также должно быть с резьбой. Вакуумный рукав, тянущийся от коллектора к редуктору, предназначен для управления мембраной в редукторе. Когда нажимается педаль газа в выпускном коллекторе, создаётся вакуум, оттягивающий мембрану в редукторе. Это обеспечивает больший объём подачи газа в двигатель.

    Фильтр с отстойником не должен мешать обслуживанию деталей в подкапотном пространстве. Его необходимо жёстко фиксировать на кронштейне. Желательно, чтобы он имел датчика температуры и давления газа. Проведите газовую магистраль от редуктора к форсункам через фильтр. Упакуйте проводку от блока управления в гофру и проложите её по штатным заводским магистралям. Наметьте место для кнопки переключения топлива и подтяните к ней провод от блока управления через отверстие между подкапотным пространством и салоном. Просверлите отверстие и вмонтируйте переключатель.

    Важно! Завершаются все манипуляции настройкой системы ГБО с помощью специального программного обеспечения, а также проверкой её на герметичность и, если нужно, то доливом антифриза в систему охлаждения.

    Меры безопасности

    Безопасность в установке оборудования превыше всего. Любая топливная система ТС пожароопасна, а особенно газовая, поэтому баллон должен иметь мультиклапан с дополнительным электроклапаном, который будет выступать гарантией того, что в любой непредвиденной ситуации и даже при остановке авто будет автоматически перекрыта подача газа, если зажигание выключено.

    Устанавливая самостоятельно газовую систему, нужно избегать использования баллонов, которые уже были в употреблении. Их срок эксплуатации ограничен 12 годами, поскольку далее в них начинаются коррозионные процессы, истончающие стенки сосуда. Соответственно, возрастает риск разгерметизации. Это может быть опасно тем, что баллон внезапно разорвётся, когда возрастёт в нём давление.

    В целом, современные газовые системы делают надёжными и защищёнными от подтекания топлива, поэтому, если вы колеблетесь, устанавливать ли вам ГБО на автомобиль по причине небезопасности системы, то можете не сомневаться. Главное: установить ГБО по всем правилам.

    Газ - наиболее реальная альтернатива бензину и дизелю. Речь в первую очередь о сжиженном пропан-бутане. Увы, сжатый природный газ, метан, не очень популярен, в первую очередь из-за неразвитой инфраструктуры (ЗР, 2013, № 3) . Зато заправок сжиженным газом хватает - можно безбоязненно пускаться в дальние путешествия.

    Основная причина перехода на газ - финансовая выгода. В былые годы от масштабов экономии дух захватывало: комплекты газобаллонного оборудования для примитивных карбюраторных моторов были недороги, а пропан-бутан стоил вдвое меньше, чем бензин. Сейчас ситуация иная. Чтобы подружить газовую систему питания с современными двигателями, необходим совсем другой уровень компонентов и квалификации установщиков. Вкупе с новыми требованиями к безопасности баллонов это привело к значительному удорожанию комплектов.

    Каждый пройденный на газе километр обходится в среднем на треть дешевле, чем на бензине.
    Два литра пропан-бутана по цене литра бензина купить по-прежнему можно, но для А92 эта граница фактически пройдена. Сейчас цена газа в Москве составляет примерно 50% стоимости литра 95-го. Кроме того, аппетит мотора на новом топливе увеличится примерно на 15%. Так что о двукратном выигрыше в деньгах на каждом километре пробега говорить не приходится.

    Вооружившись точными цифрами, я прикинул выгоду от установки ГБО на две редакционные машины, отличающиеся завидным аппетитом. Выяснилось, что добротный комплект с установкой в столице для «Ниссана-Алмера» окупится всего за 18 тысяч километров, а для - и вовсе за 12 тысяч. Это меньше среднегодового пробега большинства автомобилей. Итого: каждый пройденный на газе километр станет в среднем на треть выгоднее, чем на бензине.

    Устав от чрезмерных затрат на топливо для «Алмеры» (она кушает в среднем 10 л/100 км), мы оснастили ее ГБО , о чем и отчитались в декабрьском номере журнала «За рулем» за 2014 год. Изучение профильных форумов не выявило однозначно лучшего комплекта. Посему выбрали установщика по рекомендации знакомых. Комплект польской фирмы LPGTech с тороидальным баллоном объемом 42 л обошелся в 25 000 рублей.

    Полгода спустя настало время проверить, как Almera переносит новое для себя меню - пропан-бутан. В процессе эксплуатации накопился материал и о работе сети АГЗС. Своими наблюдениями, с которыми можно познакомиться ниже, мы поделились в июньском выпуске журнала за 2015 год, назвав публикацию «Есть ли жизнь на газе?». Добавим, что газовая «Алмера» по-прежнему служит в автопарке «За рулем», не доставляя особых неудобств, - новых откровений за истекшее время не появилось.

    NISSAN ALMERA

    • Изготовитель - АВТОВАЗ, Россия
    • Год выпуска - 2013
    • В эксплуатации ЗР - с апреля 2013 года
    • Пробег на момент отчета - 60 000 км
    • Публикации ЗР:
    • 2013, № , 8, 12;
    • 2014, № 2, 3, 7, , 12

    Начну хотя бы с того, что за этот пробег я заглох с десяток раз - на машине с автоматической коробкой. Сделать это несложно. Стоит лишь попытаться тронуться с места ровно в тот момент, когда двигатель после прогрева переходит с бензина на газ.

    На первых же «газовых» километрах отметил, что маршрутный компьютер «Алмеры» продолжает подсчитывать расход в литрах на километры. Рано радовался: заточенный под бензин датчик начал безбожно врать. Погрешность, по моим наблюдениям, составляет 20–25% в сторону уменьшения. Реальный аппетит мотора (см. таблицу) вырос более чем на 20%. Это превышает обещанные 10–15%, но у меня есть основания сомневаться в правильности моих расчетов, основанных на чеках и пробеге.

    Судите сами. Указатель уровня газа , установленный в салоне, точности не обучен. На протяжении 120–150 км с момента заправки он показывает максимальный уровень, а в течение следующих 20 км падает до минимального, на котором и держится до полного опустошения баллона. Посему я взял за правило обнулять одометр прямо на АГЗС. В городском режиме 42‑литровой емкости хватает на 300–315 км.

    Каждый заезд на заправку тоже своего рода лотерея. С бензином все ясно: лей до отсечки или пока из горловины не польется. Подача же пропан-бутана останавливается по сигналу датчика давления, который может срабатывать по-разному. В почти пустой баллон на разных колонках мне заливали и 41, и 35, и 23 (!) литра. Добавим сюда сомнительный вид оборудования на многих станциях, заставляющий подозревать недолив. Вот и высчитай в таких условиях, сколько реально топлива оставалось в баке и сколько тебе на самом деле залили.

    Несмотря на некоторые неудобства, ездить на газе мне нравится. К оборудованию польской компании LPG TECH претензий нет. Проблему с бракованным датчиком в магистрали решили за полчаса - по гарантии. Он не держал давление и перекрывал подачу топлива. В результате минут через пятнадцать после пуска ГБО отключалось, и мотор автоматически переходил на бензин. Возобновлялось питание пропаном (на те же 15 минут) только в том случае, если заводился полностью остывший двигатель. Единственное пока плановое обслуживание на пробеге 10 000 км обошлось в скромную тысячу рублей и заняло 20 минут.

    Экономия есть, и она ощутима: стоимость километра пробега снизилась с 5,71 до 5,03 рубля (при том что на более дешевом топливе Almera проехала меньше трети общего своего пробега, взятого за основу расчета). За это я готов терпеть мелкие неудобства.

    Если и вы хотите установить ГБО, советую начать с расчета периода окупаемости, а затем тщательно продумать, где будете заправляться. Остальное второстепенно.

    Газ у них…

    Отправляясь в новогоднее путешествие в Германию , мы с женой были полны решимости сэкономить на топливе по максимуму. Оптимизмом заразил Интернет. Удачно найденный сайт mylpg.eu оказался сокровищем: все газовые заправки Евросоюза с адресами и координатами для навигатора!

    Из 5000 км Almera проехала на бензине около полутора сотен. Львиная их доля пришлась на Белоруссию, где АГЗС, на которую я надеялся, оказалась закрытой, а до следующей остатка газа не хватило. В Белоруссии газовые колонки на трассах расположены в едином комплексе с бензиновыми. Правда, стоят в дальнем углу, а их операторы в половине случаев оказались ярыми поборниками техники безопасности: выйдите из машины, откройте капот, отойдите на 20 метров. Не самая приятная процедура в мороз. А если бы у меня в машине спал ребенок?

    В Польше пропан-бутаном торгуют чуть ли не на каждом углу. Цены на местных шоссе и на платной трассе Варшава - Берлин разнятся: от 2,2 до 2,5 злотого за литр в первом случае и от 2,7 до 3 злотых - во втором (на время поездки 1 зл. = 16 руб). Зато никакой дискриминации: колонки с надписью LPG или Autogas (европейское написание) мирно соседствуют с бензиновыми. Заправщиков нет, ярких плакатов с техникой безопасности - тоже.

    На немецких автобанах газом можно разжиться не во всех придорожных комплексах , но в целом - никаких проблем. Однако есть свой нюанс. Если российский переходник (тип Dish) используют и белорусы, и поляки, то в Германии - другой (тип ACME). Набор адаптеров, как правило, есть у кассира. Его не оказалось только на одной из примерно десятка АЗС, куда мы заезжали. Выдают нужную железяку не просто так, требуют залог - паспорт или документы на машину. Сойдут и наличные. Я оставлял в качестве залога от 25 до 70 евро. Если вас по каким-то причинам такой вариант не устраивает, дождитесь машины с польскими номерами. Такие часто ездят на пропане, и водители, как я сам убедился, дружелюбно делятся переходником без всяких капиталистических условностей. Кстати, в Европе используют адаптеры четырех разных видов.

    Дома подсчитал затраты. На 5000 км ушло 556,5 л пропана (средний расход 11,1 л/100 км) на общую сумму 23 195 рублей (по действовавшему на тот момент курсу 70 рублей за евро). В Европе газ вдвое дешевле бензина, но часть экономии съедает увеличившийся аппетит мотора. Предполагаю, что благодаря ГБО в семейном бюджете сохранилось до 20 тысяч рублей. Одна поездка в Европу практически полностью отбила затраты на установку комплекта!

    …и газ у нас

    На всю Москву - около 55 АГЗС. Добрая треть расположена на МКАД, еще часть - на реконструкции, после которой сохранение газового профиля под большим вопросом. Решив разведать ситуацию в соседних областях, я набросал маршрут пробега, захватив и федеральные трассы, и региональные дороги.

    На бумаге затея казалась немного авантюрной. Уже упомянутый сайт benzin-price.ru сообщил лишь о 17 заправках во всей Ивановской области (бензиновых там, по информации того же сайта, - 153), а на Смоленщине - вообще о дюжине (бензиновых - 257). Для сравнения: в Подмосковье заявлено почти 250 газовых колонок и 1365 бензиновых, в Нижегородской области - 70 и 532, во Владимирской - 48 и 310. Соотношение удручающее.

    Но на деле все оказалось неплохо. Самый длинный отрезок, на котором мне не встретилось ни одной АГЗС, протянулся на 210 км - от Нелидова на трассе М-9 до въезда в Смоленск. Справедливости ради: на большей его части, 170‑километровом участке дороги Р136, не было и ни одной приличной бензиновой АЗС . За городом одного баллона «Алмере» хватает на 360–400 км. Так что если начинать высматривать заветное слово «пропан» через 200 км после предыдущей заправки, то на бензин переходить, скорее всего, не придется.

    Частые остановки требуют времени, зато денег в кармане остается больше . Кроме того, в дальней дороге рекомендуется останавливаться каждые два-три часа - чтобы размяться. Так что расценивайте это как дополнительный вклад ГБО в вашу безопасность за рулем.

    О безопасности и других аспектах ГБО речь пойдет ниже.

    КУЧКА МИНУСОВ ПЕРЕВОДА АВТО НА ГАЗ

    Конечно, переход на пропан-бутан не лишен недостатков. Первый из них связан с гарантией на автомобиль. Даже при предъявлении всех положенных документов от установщиков (что само по себе большая удача) дилер, скорее всего, откажет в бесплатном ремонте. Появление в машине второй топливной системы, как ни крути, достаточно серьезное вмешательство в конструкцию. Поэтому не удивляйтесь, если, например, неисправности двигателя в официальном сервисе вам предложат устранять за свой счет. А судебное разбирательство - дело долгое и с непредсказуемым результатом. Посему владельцы свежих авто в большинстве своем выпадают из числа потенциальных посетителей газовых заправок.

    Исключение - машины, снаряженные ГБО на самом автозаводе или в компании, уполномоченной производителем авто. У нас таких фирм немного, и, как правило, специализируются они на коммерческой технике. Например, ГАЗ, выпускающий серийно «газели» с ГБО как под сжиженное, так и под сжатое газовое топливо .

    Второй весомый аргумент против - громоздкий баллон. Разместить его без ущерба для практичности невозможно. Тороидальный вытеснит с законного места запаску: придется переложить ее в багажник или вовсе оставить в гараже. Обычная цилиндрическая емкость сведет на нет трансформации багажного отсека. Даже владельцам седанов это вряд ли понравится, не говоря уже об универсалах и кроссоверах. Впрочем, всё зависит от конкретной модели. Например, владельцам «логанов» первого поколения с нераскладывающимся задним сиденьем терять нечего. К тому же обладателям «УАЗа-Патриот» и других полноразмерных вседорожников установщики предлагают множество вариантов размещения баллона: большой цилиндрический - не только вдоль заднего сиденья, но и на боковой стенке, менее объемный - под днищем, а если тороидальные - два на полу. В последнем случае над ними настилают ровный фальшпол. Правда, на 250 мм выше штатного уровня. Хотя при таком объеме багажника это невеликий ущерб.

    Еще один нюанс - доступность заправок. В развитости сети газовые значительно проигрывают бензиновым и дизельным, тем не менее проблем с пропан-бутаном нет ни в крупных городах, ни на трассах. Спланировать дальний маршрут поможет всезнающий Интернет: сразу несколько ресурсов подскажут координаты и адреса АГЗС. Правда, автолюбителю, привыкшему к современным красочным вывескам и избалованному сервисом крупных сетевых бензоколонок, они покажутся, мягко говоря, несовременными и даже неухоженными. Встречаются в Сети нарекания на качество газа. Впрочем, ситуация не хуже, чем с бензином и дизелем.

    …И ПАРА МИФОВ

    Больше всего опасений связано со здоровьем двигателя , переведенного на газ. Один из наиболее частых аргументов - вероятность прогара седел клапанов из-за повышения температуры внутри цилиндра. Квалифицированные монтажники в один голос говорят: правильная и тщательная регулировка оборудования сводит риск на нет. Да и от пользователей массовых жалоб не слышно. С пропан-бутаном дружат обычные свечи зажигания, но при желании можно заменить их


    Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении